Смекни!
smekni.com

Шариат в арабском халифате (стр. 1 из 6)

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3

Глава 1. Источники мусульманского права ………………………………. 7

Глава 2. Основные черты мусульманского права ……………………….. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………… 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. 30

ВВЕДЕНИЕ

Выбирая тему своей курсовой, я, прежде всего, руководствовалась актуальностьютемы. Актуальность моей темы можно выразить в двух тезисах. В последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти как в России (война в Чечне), так и в других странах (война в Ираке, Косовский конфликт, противостояние Израиля и Палестины). Можно сказать, что в этих конфликтах основную роль играет политика, но правовой аспект тоже исключать никак нельзя. И чтобы эти конфликты реже переходили в стадию вооруженного столкновения, необходимо знать те правовые основы, обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека.Интерес к шариату в наши дни огромен и, видимо, будет возрастать. Интерес этот всесторонен и всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия (боги и люди), наконец, древние первоосновы великих цивилизаций Востока—всё это ныне в центре внимания как самих жителей стран Востока, стремящихся к самопознанию и самоидентификации, к открытию фундаментальных основ собственного бытия, так и тем более представителей иной, западной, европейской традиции, чьи генеральные параметры столь отличны от восточных. Изучением проблем шариата в разное время занимались многие известные авторы, такие как К.М. Керимов, Д.И. Климович, А.А. Массе, В.А. Зайцев, Л.Р. Полонская, Л.Р. Сюкияйнен и д.р. В своих работах они, как правило, рассматривали ислам как элемент общества, авторы устанавливают его взаимосвязь с другими элементами общественной структуры, выясняют его место в социальных связях. К.М Керимов в своей работе «шариат и его социальная сущность» очень подробно коснулся этой проблемы. Авторы касаются и правового аспекта данной темы. Например, Л.Р. Сюкияйнен посветил решению этой проблемы свою работу «Шариат: Религия, Нравственность, Право». Очень интересна в своем политико-социальном значении работа Г. Шарля « Мусульманское право».Халифат—государство, возникшее в Аравии в конце 20-х годов VII в. в результате деятельности религиозного реформатора Муххамеда и через 20 лет после его смерти поглотившее весь Сасанидский Иран и значительную часть Византии. Однако Халифат при внешнем сходстве путей его возникновения с обширными державами гуннов, готов, тюрков не только оказался более долговечным государственным образованием, но и имел неизмеримо большее влияние на всемирную историю.[1]Рассуждать о шариате значит коснуться важнейшей стороны ислама - одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к XIV в., а численность последователей превышает 1/6 населения современного мира.Попытка представить себе это явление, пусть даже в самом общем виде, осложняется тем, что до последнего времени ислам удостаивался серьезного внимания и объективного анализа разве только в академических изданиях. В средствах же массовой информации и обыденном сознании большинства граждан (прежде всего - немусульман) эта религия представлялась как достаточно примитивное, обращенное в прошлое учение, оправдывающее слепой фанатизм, нетерпимость и ограниченность. Считалось, что ислам не имеет будущего, да и к нынешним условиям мало подходит, поскольку сохраняет свои позиции лишь там, где налицо отсталость, средневековые пережитки, архаичные традиции. К пережиточным институтам причислялся сам ислам, а значит и шариат.Своеобразие развития стран Востока нашло отражение и в их праве. Важной вехой в истории явилось право Арабского Халифата – основа развития одной из систем права религиозно - нравственной ориентации. Появление халифата было тесно связано с развитием ислама и религиозной общины его приверженцев, отношения внутри которой регулировались мусульманским правом. В рамках исламской юриспруденции в VII – XI вв. сложилась суннитская теория государства. Мусульманское право (в широком смысле) выступало в качестве универсального социального регулятора, который наряду с правовыми нормами включал нормы нравственности и установления культа. Основными источниками для мусульманского законодательства служит Коран. Шариат исходит также из сунны , иджмы и кияса, основные положения которых были юридически разработаны ,систематизированы и разъяснены имамами Абу Ханифой Ибн Сабитом(699—767),Абу Абдаллахом Мухаммедом Ибн Идрисом аш—Шафии( 767—819), Маликом Ибн Анасом (713—795) и Ахмедом Ибн Ханбалом (780—835), а также их ближайшими учениками в соответствии с установлениями Корана.Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического факторов в наше время также остается широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В мирском смысле оно представляет собой единую исламскую систему социальных норм регулирования, которая включает как юридические нормы, так и не правовые регуляторы, в первую очередь, религиозные и нравственные правила поведения. Так, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право - это, прежде всего религия, затем ­государство и культура. Ислам, подчеркивает Р. Давид - это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, "божественную", природу. В жизни при опосредовании общественными отношениями все эти нормы тесно взаимодействуют и переплетаются. Однако как свидетельствует практика правового развития исламских стран, в данной системе юридические правила поведения занимают относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков обособление юридических норм от прочих, не правовых исламских регуляторов становилось все более отчетливым, система таких норм выступает мусульманским правом в своем юридическом значении. В своей работе я поставила цель раскрыть то, что представляет собой шариат на самом на деле: показать его неразрывную связь с исламом, описать его источники и выявить основные черты. Не могла также упустить то, как в мусульманском праве регламентируются имущественные и семейные отношение, и то, как в нем происходит совершение правосудия. Одним словом я попытаюсь описать те основные моменты, на которых зиждется любая правовая система, а также выделить характерные особенности, которые присущи шариату и нигде в такой степени больше не проявляются.

Глава 1. Источники мусульманского права

Одновременно с возникновением Халифата формировалось его право – шариат (в пер. с арабского «шариа» - надлежащий путь). Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками явились:

Коран. Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание")[2] - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммадом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.

Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник"[3].

Одно речение называется айа (мн. число айат – «знамения»), а глава называется сура.Коран состоит из 14 сур различной длины( все они , кроме девятой, начинаются словами: « Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного») и 6 616 айатов – в общей сумме 78 000 слов на арабском языке.

Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.

Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Перед началом чтения Корана мусульманин очищает свое сердце осознанным размышлением об Аллахе, испрашивая у Него защиты от сатаны.[4]