Смекни!
smekni.com

Терроризм определения, сущность, признаки (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

Глава 1. Терроризм : определения, сущность, признаки

Глава 2. Формы терроризма

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Специфика и уровень современной цивилизации характеризуется существованием острых глобальных проблем, затрагивающих судьбы не только отдельных людей, социальных групп, наций, классов, регионов и континентов, но и всего человечества. Поэтому в современной действительности на первый план выдвигаются как наиболее острые, требующие немедленного разрешения конфликты, способные перерасти во всепоглощающие междоусобицы, так и отдельные, крайне негативные явления, познание сущности которых является также приоритетной задачей в целях сохранения мира на земле. Одним из таких явлений является терроризм.

События 11 сентября 2001 г. в США, серия террористических актов в России и других странах мира наглядно свидетельствуют о том, что к началу XXI в. международный терроризм наряду с распространением оружия массового уничтожения, региональными конфликтами и организованной преступностью стал одной из самых опасных угроз безопасности человечества. Он приобретает все более угрожающие масштабы, его проявления влекут многочисленные человеческие жертвы, приводят к разрушению материальных и духовных ценностей. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и целыми народами, требует от государств консолидации усилий в создании системы совместных мер борьбы с этим злом.

Кроме гибели людей и разрушения материальных ценностей терроризм может иметь и другие негативные последствия. Например экономические потери, связанные со свертыванием деловой активности в тех регионах, где более высока угроза терроризма. Так обстоит дело в Стране Басков в Испании, в Израиле и на палестинских территориях, до недавнего времени — в Северной Ирландии. Терроризм подрывает стабильность в международных отношениях, дестабилизирует политическую ситуацию внутри отдельных государств. С другой стороны, если требования террористов хотя бы частично удовлетворяются, то подрывается авторитет действующей власти, нарушается нормальное функционирование основных политических и общественных институтов.

Хотя большинство террористов ставят перед собой политические цели, вдохновляясь идеологическими доктринами, националистическими и религиозными чувствами, терроризм как социально-политический феномен отделен от обыкновенной уголовной преступности тонкой и весьма зыбкой чертой. Не только потому, что любой террористический акт является уголовно наказуемым преступлением по законам любого государства, и не только потому, что уголовники и террористы используют сходные и одинаковые средства и формы деятельности (убийство человека всегда остается убийством, независимо от того, политическими или корыстными мотивами оно объясняется), но и потому, что сегодня политический и уголовный терроризм тесно переплетаются между собой. Например чеченские сепаратисты всегда использовали захват заложников с целью получения выкупа, но не забывали при этом говорить о «борьбе за свободу».

Легальных путей финансирования террористической деятельности либо не хватает, либо они вообще невозможны, поэтому используются незаконные средства, в частности откровенный рэкет, хотя он и определяется иными терминами (например «революционный налог» у баскской террористической организации ЭТА).

Но, несмотря на изменение программных установок и базовых ценностей современного терроризма, у него осталось много общего с терроризмом предшествующих исторических эпох[1].

Выявление исторических истоков терроризма, его сущностных характеристик, социально-деструктивного начала, тенденций развития и разработки мер по предупреждению для мирового сообщества давно уже не является чем-то новым. Однако для нашего общества и государства эти вопросы в полной мере встали лишь в последние годы, когда коренные изменения произошли в политических, экономических и социальных отношениях настолько остро, что каждый смог почувствовать собственную незащищенность перед объективной реальностью возможности наступления глобальных негативных явлений, в том числе и террористического характера.

Независимо от того, какими мотивами руководствуются террористы, какие цели они ставят перед собой и какие идеи выдвигают, терроризм — это несомненное зло, угроза для общества в целом и для каждого отдельного человека. В современном мире терроризм несет человечеству как старые, так и новые опасности. В связи с этим весьма актуальной задачей сегодня является задача противодействия терроризму и для ее успешного решения необходимо изучать истоки, сущность, причины и формы этого зла.

Глава 1. Терроризм : определения, сущность, признаки

Слово "терроризм" никогда не было термином, но нынешнее состояние политического дискурса позволяет политикам аргументировать свои действия, и решения, опираясь именно на этот концепт. Терроризм превратился в один из символов современного мира. Сообщения о террористических актах постоянно фигурируют в сводках информационных агентств, СМИ рассказывают о глобальном характере терроризма, а необходимость борьбы с ним уже успела стать общим местом в выступлениях большинства высокопоставленных политиков. Некоторые известные ученые даже считают события 11 сентября 2001 г. поворотной точкой в развитии цивилизации.

Сложно найти более емкий аргумент в пользу тщательного анализа этого понятия, чем использование риторики антитеррора для легитимации Соединенными Штатами военных действий на территории Афганистана и Ирака. Какая еще концептуальная структура смогла бы так легко связать в единую систему действия администрации президента Буша?

Следует признать, что понимание террора (или, проще, одного и того же конкретного акта) в различных социокультурных дискурсах неодинаково. Поэтому то, что является очевидным преступлением для одних, другим может видеться подвигом и целью всей жизни человека. Подобная ситуация сложилась, например, в государстве Израиль по отношению к действиям активистов палестинских организаций: для подавляющей части еврейского населения эти действия есть не что иное, как преступление, для палестинцев же такая трактовка — не более чем неверная метафора.

Конечно, язык представляет собой неисчерпаемый кладезь смыслов для слов. По поводу содержательного наполнения слова "терроризм" нет консенсуса даже в сфере правоведения. Обэтом свидетельствуют хотя бы разнящиеся формулировки законов и официальных документов. Так, согласно УК РФ, терроризмом является "совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях" (ст. 205.1). В свою очередь, Госдепартамент США характеризует его как "предумышленное, политически мотивированное насилие против гражданских объектов, совершаемое, обычно с намерением повлиять на публику, субгосударственными группами или подпольными организациями" ФБР принципиально разделяет международный и внутренний терроризм, определяя последний как незаконное использование силы или угроза ее применения по отношению к гражданам или имуществу для запугивания правительства, гражданского населения или какой-то его части либо оказания на них давления ради достижения неких политических или социальных целей"[2].

Сложность проблемы политического насилия обусловила и наличие самых различных терминов, используемых для ее анализа, в частности, таких, как "экстремизм", "террор", "терроризм", которые нередко трактуются достаточно произвольно, и что, конечно же, неприемлемо для науки в целом и для установления причин политически и социально-негативных проявлений в частности, а также для единообразного понимания сложившейся проблемной ситуации. Исходным, фундаментальным в данной группе взаимосвязанных и взаимообусловленных понятий является "экстремизм", с помощью которого обозначается приверженность к крайним взглядам и способам действия в политике. "Экстремизм" отнюдь не новое понятие в политическом словаре человечества, ибо общество на протяжении большей части своей истории постоянно источало политическое насилие, приобретавшее самые различные формы.

Фактически ровесником и крайним выражением экстремизма является терроризм. Определение понятия терроризма относится к числу проблем, решение которых имеет исключительно практическое значение, тем более что с начала 60-х годов XX века отмечается "терминологический бум" в науке. Это в достаточной степени осознается большинством исследователей данного явления современной действительности: социологами, политологами, историками, юристами и работниками аналитических подразделений правоохранительных органов различных государств.

Как отмечается в правовой литературе, понятие "терроризм" не имеет точной или широко принятой дефиниции. В "Трактате по международному уголовному праву", вышедшем в США под редакцией М. Бассиони и В. Найди, указывается на объективные трудности выработки общепринятого юридического определения терроризма, что связано с тем фактом, что это слово может означать террор и варварство, устрашение, а также целую серию различных актов насилия. Участники V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1975 г.) пришли к выводу, что трудно дать более или менее точное определение терроризма. Отсутствие такой дефиниции вызывает определенные трудности при отправлении правосудия.