Смекни!
smekni.com

Понятие и содержание права собственности 7 (стр. 1 из 11)

Понятие и содержание права собственности

Право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю-собственнику и только ему определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное "хозяйственное господство". В п. 1 ст. 209 ГК правомочия собственника раскрываются с помощью традиционной для русского гражданского права "триады" правомочий: владения, пользования и распоряжения, охватывающих в своей совокупности все возможности собственника.

Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т. п.). Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, ибо по общему правилу можно пользоваться имуществом, только фактически владея им. Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т. д.).

У собственника одновременно концентрируются все три названных правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному (титульному, то есть опирающемуся на определенное юридическое основание - титул) владельцу имущества, например арендатору. Последний не только владеет и пользуется имуществом собственника-арендодателя по договору с ним, но и вправе с его согласия сдать имущество в поднаем (субаренду) другому лицу, внести в имущество улучшения, следовательно, в известных рамках распорядиться им. Итак, сама по себе "триада" правомочий еще недостаточна для характеристики прав собственника.

Правомочия собственника устраняют, исключают всех других лиц от какого-либо воздействия на принадлежащее ему имущество, если на то нет его воли. В отличие от этого правомочия иного законного владельца не только не исключают прав, а то же имущество самого собственника, но и возникают обычно по воле последнего и в предусмотренных им пределах.

Более того, характеристика правомочий собственника как "триады" возможностей свойственна лишь нашему национальному правопорядку. Впервые она была законодательно закреплена в ст. 420 (т. Х, ч. 1) Свода законов Российской империи, откуда затем по традиции перешла и в гражданские кодексы 1922 и 1964 годов. В зарубежном законодательстве имеются иные характеристики этого права. Так, согласно 903

Германского гражданского уложения собственник распоряжается вещью по своему усмотрению; в соответствии со ст. 544 Французского гражданского кодекса собственник пользуется и распоряжается вещами наиболее абсолютным образом; в англо-американском праве, не знающем в силу своего прецедентного характера легального (законодательного) определения права собственности, его исследователи насчитывают от 10 до 12 различных правомочий собственника, причем способных в разных сочетаниях одновременно находиться у различных лиц, и т. д. Дело, таким образом, заключается не в количестве и не в названии правомочий, а в той мере реальной юридической власти, которая предоставляется и гарантируется собственнику действующим правопорядком.

С этой точки зрения главное, что характеризует правомочия собственника в российском гражданском праве, - это возможность осуществлять их по своему усмотрению (п. 2 ст. 209 ГК), а именно самому решать, что делать с принадлежащим имуществом, руководствуясь исключительно собственными интересами.

Некоторыми особенностями обладает содержание права собственности на землю и другие природные ресурсы (п. 3 ст. 209). Конституционная возможность иметь указанные объекты в собственности не только государства или муниципальных образований, но и частных лиц, предполагает и возможность их перехода от одних собственников к другим, то есть оборот земельных участков и участков недр.

Однако этот оборот законодательно ограничен (п. 3 ст. 129) в общественных, публичных интересах так же, как и содержание прав всякого землепользователя или природопользователя. Ведь количество и состав такого рода объектов ограничены в силу очевидных объективных причин, а их использование всегда поэтому так или иначе затрагивает интересы общества в целом. Поэтому и свободное, по усмотрению собственника, использование принадлежащих ему правомочий относительно земельных участков и иных природных объектов подвергается неизбежным ограничениям в публичных интересах, причем во всяком правопорядке. Так, собственник должен учитывать природоохранные (экологические) требования и запреты, целевое назначение данных объектов, требования закона по их рациональному использованию, права и интересы соседствующих пользователей и т. д. Это является не ограничением его права собственности, а установлением более точных границ его содержания, которое в любом случае не может быть беспредельным.

Собственник вправе передавать другим лицам свои права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом, оставаясь его собственником (п. ст. 209), например, при сдаче этого имущества в аренду. На этом основана и предусмотренная п. 4 ст. 209 ГК возможность передать свое имущество в доверительное управление другому лицу, что, как подчеркивает закон, не влечет перехода к последнему (доверительному управляющему) права собственности на переданное ему имущество. Доверительное управление является, следовательно, способом осуществления собственником принадлежащих ему правомочий, одной из форм реализации правомочия распоряжения, но вовсе не установлением нового права собственности на данное имущество. Поэтому институт доверительного управления, предусмотренный первой частью нового Кодекса (см. также ст. 38 ГК), не имеет ничего общего с институтом "доверительной собственности" ("траста"), который пытались внедрить в отечественное гражданское законодательство под влиянием совершенно чуждых ему англо-американских подходов (см. п. 1 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2296 "О доверительной собственности (трасте)"


2-3 Содержание и пределы права собственности

1. Содержание права собственности (в том числе права собственности физических лиц), как и любого другого абсолютного права, составляют входящие в его состав правомочия, которые могут быть трех видов: а) право требования; б) право на положительные (активные) действия; в) притязание.

Решающее значение для характеристики содержания права собственности имеет возможность его обладателя самому совершать юридически значимые положительные действия. Такие действия, как уже отмечалось, в российской цивилистике традиционно характеризуют через принадлежащие собственнику правомочия: владение, пользование, распоряжение. При этом собственнику принадлежит вся полнота возможного господства в отношении его имущества.

Однако каким бы полным ни было право, оно не может быть неограниченным. Право собственности, как любое другое право, имеет опреде-ленные границы. Их можно назвать естественными границами права собственности или пределами осуществления права собственности. В. В. Меркулов отмечает, что «объем и границы данного права в значительной мере определяют содержание гражданской право-субъектности, которая, в свою очередь, создает необходимые условия для приобретения и реализации различных субъективных прав».

Определение пределов права собственности, его содержания, а также условий его реализации является объективной потребностью любого правового государства. Разумно установленные границы, учитывающие взаимные интересы собственника и третьих лиц, позволяют избежать социальной напряженности и конфликтов в обществе. Критерием установления соотношения этих взаимоисклю-чающих интересов является ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществ-ление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Пределы в осуществлении всякого права органично вытекают из официально закрепленного определения гражданских свобод. На законодательном уровне юридическое определение свободы было впервые зафиксировано в ст. 4 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества эти же права».

Само определение права собственности через традиционную (и весьма условную) указанную выше триаду правомочий, как, впрочем, и посредством любого иного перечня - это уже знак ограничения права.

Например, установлен перечень вещей, по поводу которых ограничен объем действий гражданина-собственника. Эти ограничения могут касаться как действий по приобретению и прекращению права собственности, так и отдельных правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Так, оружие, наркотические средства, сильнодействующие яды могут приобретаться в собственность лишь по специальным разрешениям. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей: иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, драгоценных металлов и природных драгоценных камней в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий. Для приобретения ряда вещей не требуется особого разрешения, однако необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Так, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры осуществляются с соблюдением правил о преимущественном праве их покупки государством, а при вывозе культурных ценностей за пределы РФ подтверждением права собственности на них признаются только письменные сделки.