Смекни!
smekni.com

Понятия, признаки, источники права (стр. 1 из 2)

РЕФЕРАТ

На тему: Понятия, признаки, источники права.

Выполнил: Супрун Григорий

3ПОВТ – 4

Введение.

В далеком историческом прошлом имели место споры о понятии права и государства, об их соотношении, они продолжаются и в настоящем. Современные исследователи выделяют несколько подходов и определений права. Один из этих подходов – позитивистский, другой непозитивистский.

Первые идеи о государстве и праве были выдвинуты ещё в эпоху рабовладения. Первона-чальные наиболее полные, системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции – Платона и Аристотеля.

В учении Платона об идеальном государстве и праве лежит принцип разделения труда. Разумность закона, по Платону, предполагает его необходимое соответствие справедливости и праву, в социологическом аспекте право понимание опирается на его учение. Платон рассмат-ривает справедливость, право и закон как социально-политические явления, как элементы упо-рядоченной жизни. Платон под правом понимает справедливость и разумность, рассматривает право как Божественный разум, он считал, что право и закон – это не одно и то же, законы должны соответствовать праву.

Аристотель в своём учении проводит различия между естественным и условным правом. Естественное право имеет одинаковое значение, не зависит от признания или не признания людьми. Условное право существует благодаря законодателям, Аристотель выступал против сведения всего права к праву условному, установленному людьми. Разумность закона, по Ари-стотелю, означает его правильность. Закон должен быть нейтральным, что означает его воз-вышение над всеми людьми. Применение силы закона должно происходить в рамках справед-ливости.

Тема «права» актуальна в наше время, так как является основой практической юриспру-денции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общест-ва, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности предста-вительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступ-лениями и правонарушениями.

Право выполняет определяющую роль в формировании политико-правовой

культуры и политико-правового сознания.

Существует несколько подходов к изучению предмета права:

• государство – творец права, но очевидно, что это не всегда так, государство должно от-крывать право действительности;

• либеральная концепция: право – продукт жизнедеятельности общества, результат кон-фликта интересов людей. Основа права складывается в процессе отношений людей, а государство лишь санкционирует правила или стереотипы поведения в той или иной си-туации. Тогда государство, в случае нарушения может принуждать нарушителя к совер-шению некоторых действий.

Всякое право предполагает соглашение. Например, при конфликте между двумя людьми, но если они не договорятся, то начнут действовать каждый в своих интересах, то это будет произвол по отношению друг к другу. Произвол может быть не только по отношению друг к другу, но и со стороны чиновников. Реализация права обычно происходит добровольно, но если граждане начинают его нарушать, за этим следует юридическая ответственность.

Методы науки – способы изучения предмета науки, обозначают определённые подходы и выражают общественные позиции. При изучении государства и права используют общенауч-ные и частнонаучные методы. На основе общенаучных методов изучаются общие закономер-ности государства и права в целом. На основе частнонаучных методов исследуются отдельные стороны государства и права в целом.

Существует несколько подходов к пониманию методологии права:

• Изучение методов исследования

• Совокупность методов применяемых в действительности

• Методология – как средство получения нового знания

Объект права – это реализация права. Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни.

По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой нормы, вы-деляют четыре формы реализации права:

Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы);

Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реа-лизация обязывающей нормы) ;

Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявле-ния субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;

Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанно-стей, а также гарантировать контроль за данным процессом.

Субъект права - лицо, за которым право признает известные полномочия, запретности, обязанности, таким образом способное вступать в юридические правоотношения.

Теперь непосредственно рассмотрим понятие права, его признаки и функции.

Понятие, признаки и источники права.

В данной главе я хотел бы рассмотреть понятия, признаки и функции права. Юристы, безусловно, могут иметь противоречивые представления относительно природы права. Но это различие мнений не является препятствием для его существования и развития.

Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкцио-нированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В го-сударственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его про-дуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует форми-рование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управле-ния (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягатель-ствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уго-ловное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отноше-ний (семейное право).

Существует несколько теорий о происхождении права.

Теологическая теория (некое первосущество создав человека, предписало ему какой-то набор правил, например у христиан – 10 заповедей).

Намботивистическая теория (Ганс Хельбр – основоположник) – предполагает, что существует некая основная норма, которая дана каждому человеку для его ощущения, социально активные люди и формируют, согласно своим ощущениям, конституционное право (второй уровень норм), затем избранные народом законодатели, на их основе формируют текущее законода-тельство, а судьи и администраторы приспосабливают его к реальности.

Теория естественного (возрожденного) права. Возникла в XVIII веке. Её развитием занима-лись: Руссо, Локк и другие. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набо-ром естественных и неотчуждаемых прав (все равны), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в механизме реализации этих прав (так как не все согласны, что “мои права кончаются там, где начинается свобода другого”). Согласно этой теории существующее в обществе право делится на две части: позитивное право (которое выражено в законах, поддер-живается государственным авторитетом, каждая страна имеет своё право, это право должно соответствовать справедливости) и естественное право (вечно, неизменно, выше позитивного права, одинаково для всех народов). «Джон Локк отвергает теорию врожденных идей, в част-ности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу «первых принципов» (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности. В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутрен-ний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Для соблюдения этих прав нам и пришлось отдать их часть государству» .

Марксистская теория. Право – воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Первоначально теория происхождения и понятия права строилась на концепции, в которой право рассматривалось или как общест-венное отношение или как правовое отношение. Государство видит совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Эта точка зрения была раскритикована в 38 году, и право стало пониматься, как система правил поведения отражающих господствующий способ произ-водства и социально-экономическую формацию, установленных или санкционированных госу-дарством. Это чисто нормативная точка зрения.

Социологическая (Гарвардская) школа права - одно из направлений науки права ХХ в. «Со-циологи исходили из того, что право формируется из общественной практики, но свое юриди-ческое закрепление находит в судебных решениях. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям» . Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе со-стоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и действующее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталкиваются в своей дея-тельности. В этой связи социологи придавали большое значение свободе судейского усмотре-ния, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности. Крупнейший представитель социологической школы права — американский ученый Р. Паунд. Широкое распространение получила в США. Другое название – Гарвардская школа.