Смекни!
smekni.com

Вещные права (стр. 6 из 9)

Участок недр (блок) - геометризированная часть недр, выделяемая в замкнутых границах для предоставления в недропользование ( подпункт 27 ст. 1).

Полезное ископаемое - содержащееся в недрах природное минеральное вещество в твердом, жидком или газообразном состоянии ( в том числе подземные воды и лечебные грязи), пригодное для использования в материальном производстве ( подпункт 19 ст. 1).

Право недропользования имеет своим объектом недра и участок недр.

Что касается полезных ископаемых, то вещным правом, возникающим по отношению к ним, является право собственности. Полезные ископаемые, обнаруженные в недрах, находятся в собственности государства. Извлеченные на поверхность, они могут полностью или частично перейти в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) недропользователя в соответствии с условиями контракта ( ст. 5 Указа о недрах).

Таким образом, недра являются исключительной собственностью государства и могут быть переданы другим субъектам только на праве недропользования. Полезные ископаемые, будучи извлечены на поверхность, могут быть переданы в собственности юридическим лицам и гражданам.

Право недропользования не является однородным. Это зачастую упускают при анализе этого права.

Виды недропользования необходимо различать прежде всего по объекту недропользования ( п. 1 ст. 10 Указа о недрах):

1) государственное нелогическое изучение недр;

2) разведка и добыча полезных ископаемых;

3) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей.

Основания возникновения этих видов недропользования различны. Государственное геологическое изучение недр организуется уполномоченным органом по использованию и охране недр ( ныне это - Министерство экологии и охраны недр) и осуществляется его подведомственными организациями или привлеченными на основе контракта гражданами или юридическими лицами ( п. 1 ст. 18 Указа о недрах). В данном случае не требуется лицензии, достаточно административного акта, адресованного подведомственным организациям, или контракта ( п. 3 ст.10).

Разведка и добыча может осуществляется на основании лицензии и контракта ( п. 1 ст. 13) Особый порядок установлен для добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Осуществление строительства и эксплуатации полезных сооружений, не связанных с добычей производится по правилам, установленным для добычи, но с особенностями, предусмотренными законодательством ( ст. 19).

Так же как право землепользования, право недропользования может быть постоянное или временное ( п.2 ст. 10) В отличие от права землепользования это деление не имеет здесь такого большого значения. Право постоянного недропользования применяется в очень узких пределах. Право постоянного недропользования применяется в очень узких пределах. На праве постоянного и безвозмездного недропользования осуществляется добыча общерапространенных полезных ископаемых ( песок, глина, гравий и другие) для собственных нужд на земельных участках, принадлежащих недропользователю на праве частной собственности или постоянного землепользования ( п. 3 ст. 10 Указа о недрах). Все остальные виды операций по недропользованию осуществляются на основе временного и возмездного недропользования.

Это касается также и добычи общераспространенных полезных ископаемых, когда она производится не для собственных нужд, а в коммерческих целях. В этих случаях недропользователь обязан получить лицензию, выдаваемую областным исполнительным органом ( п. 2 ст.12). ТО есть, если гражданин на своем дачном участке копает песок и использует его для строительства дачного дома, никаких разрешений ему для этого не надо. Но если он начинает продавать этот песок с целью получения дохода, он должен получить для добычи песка лицензию в областном акимате.

Следовательно, когда мы в дальнейшем будем говорить о праве недропользования, речь будет идти о временном недропользовании.

Основания возникновения права недропользования закреплены в ст. 12 Указа о недрах:

1)предоставление права недропользователю, то есть наделение лица правом недропользования непосредственно государством;

2) передача права недропользователю, то есть наделение лица правом недропользования другим недропользователем;

3) переход права недропользования в порядке универсального правопреемства, то есть возникновения права недропользования у правопреемника при реорганизации юридического лица. Следует отметить, что в Указе отсутствует указание на возможность перехода права недропользования по наследству в случае смерти физического лица. Это означает, что в случаях, когда для возникновения права необходима лицензия, право недропользования, предоставленное физическому лицу, прекращается, и наследники должны получать лицензию заново. В случае отказа в выдаче лицензии или несогласия самих наследников заниматься операциями по недропользованию наследники имеют право на взыскание убытков, то есть всех расходов, понесенных недропользователем, и упущенной выгоды.

Право постоянного недропользования, на добычу общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд не переходит по наследству. Но оно автоматически возникает у наследника вместе с вступлением в права на земельный участок.

В п.5 ст.12 Указа о недрах закреплено, что «право недропользования возникает на основе лицензии». Сразу бросается в глаза бессмысленность этого пункта и полное противоречие последующим статьям Указа (ст.ст.13,14,15).

Из лицензии возникает только право недропользования на добычу общераспространенных полезных ископаемых в коммерческих целях (п.2 ст. 11 Указа). Все остальные виды недропользования возникают на основе самых различных юридических фактов (лицензия и контракт, контракт, получение земельного участка; административный акт, реорганизация юридического лица и т.п.).

Пытаясь как-то обосновать наличие данного пункта, выдвигаются различные объяснения. В монографии «Право и иностранные инвестиции» в главе, посвященной инвестициям в недропользовании (авторы М.К.Сулейменов, И.О.Ченцова, Е.Б.Жусупов) делается попытка доказать, что есть возникновение права недропользования (на основе лицензии) и предоставление права недропользования (на основе лицензии

и контракта)1 . Такое объяснение нельзя признать обоснованным. Предоставление права недропользования есть разновидность возникновения этого права, и основания возникновения должны быть взаимосвязаны. Если для предоставления права необходимо наличие лицензии и контракта, то и возникает право недропользования только тогда, когда у недропользователя имеются и лицензия, и контракт.

Основанием возникновения права недропользования на разведку и добычу полезных ископаемых является не один юридический факт – лицензия, а совокупность юридических фактов (юридический состав)1 -то есть лицензия и контракт (п.1ст.13 Указа о недрах). Поэтому право недропользования возникает только после заключения контракта.

Данная ситуация не является новой для гражданского права. На основе сложного юридического состава возникают, в частности, правоотношения при государственном заказе (акт исполнительного органа и договор), при приватизации (публичные торги и договор купли-продажи}, ранее возникало при жилищных правоотношениях (ордер и договор жилищного найма).

Поскольку право недропользования возникает только после заключения контракта, правомерен вопрос: появляются ли какие-либо права и обязанности недропользователя после получения лицензии? Исходя из общей теории гражданского права, много утверждать, что появляется только одна обязанность - заключить контракт; и одно право – требовать заключения контракта. Можно предположить также наличие некоторых прав, вытекающих непосредственно из лицензии: право требовать от государственных органов прекращения действий третьих лиц, направленных на использование конкретной территории (но это права, вытекающие из чисто административных отношений - иск против самоуправных действий). Возможно осуществление некоторых предварительных действий, направленных на подготовку к проведению операций по недропользованию. Однако это - действия, не обеспеченные надлежащей юридической силой и требующие одобрения при заключении контракта. В случае их неутверждения контрактом они считаются совершенными без надлежащего правового оформления, и понесенные при этом расходы не возмещаются.

Таким образом, право недропользования на разведку и добычу возникает из сложного юридического состава: лицензии и контракта. Окончательную точку в данном процессе ставит заключение контракта.

В связи с этим встает вопрос о правовой природе контрактов, из которых возникает право недропользования, и о том, как это соотносится с общей теорией возникновения вещных прав, изложенной настоящей работы.

Указ о недрах (ст.42) для проведения операций по разведке и добыче называет следующие виды контрактов:

1) о разделе продукции (продакшн шеринг);

2) о концессии;

3) на предоставление услуг (сервисный контракт);

4) о совместной деятельности (с образованием и без образования юридического лица);

5) иные виды контрактов.

В зависимости от условий конкретных операций по недропользованию и других обстоятельств допускаются комбинированные и иные виды контрактов.

Вопрос о правовой природе этих договоров является спорным. Не отвлекаясь на подробности, можно констатировать, что договор концессии следует рассматривать как договор имущественного найма (аренды), договор продакшн шеринг и сервисные контракты - как договор подряда. Могут заключаться также договоры о совместной деятельности и иные виды контрактов.

Из этого многообразия договоров вытекает интересный вывод, касающийся общих вопросов возникновения вещных прав. Дело в том, что вопрос об отнесении к вещным правам прав владения и пользования на вещь, переданную по договору, в литературе является спорным. Многие авторы выступают против отнесения к вещным правам тех прав, которые возникли на основе договора. Их относят к обязательственным правам.