Смекни!
smekni.com

Гражданско-процессуальный кодекс. Исковое производство (стр. 4 из 9)

в-четвертых, достигается и социальный эффект, поскольку одновре­менно защищается как публичный интерес (пресекается противоправная дея­тельность какой-либо компании, организации), так и частноправовые интересы (происходит взыскание убытков в пользу участников группы)[16].

Сама процедура разбирательства, связанная с необходимостью оповеще­ния и выявления всех участников группы, позволяет сделать неопределенный состав группы потерпевших на момент возбуждения дела вполне определен­ным и персонифицированным к вынесению судебного решения.

В российском законодательстве впервые возможность защиты неопределенного круга лиц в гражданском процессе была предусмотрена в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» предусматривавшем право ряда органов на возбуждение дел в защиту неопределенного круга потребителей. В соответствии со ст. 46 названного Закона федеральный антимонопольный орган (его территориальные ор­ганы), федеральные органы исполнительной власти (их терри­ториальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выпол­няющих функции продавцов (изготовителей) на основании дого­воров с ними, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий[17].

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонаруши­теля довести в установленный судом срок через средства массо­вой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Вступившее в законную силу решение суда о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о гражданско-правовых действиях ответчика, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами (т. е. ответчиком).

Для защиты неопределенного круга лиц по российскому законодательству характерно следующее:

во-первых, защита в суде только публичных интересов такого круга лиц;

во-вторых, для защиты частноправовых интересов каждому потерпевшему необходимо обратиться с отдельным требованием в суд;

в-третьих, нормы о защите неопределенного круга лиц рассредоточены по отдельным материально-правовым актам и,

в-четвертых, отсутствует процессуальный регламент в ГПК РФ, который бы позволял рассматривать данные дела по общим правилам.

Можно выделить следующие признаки иска о защите неопределенного круга лиц (или группового иска), отражающие их специфику: многочисленность или неопределенность персонального состава участников группы на стороне истца, не позволяющая, как правило, привлечь всех потерпевших в качестве соистцов. С помощью группового иска может осуществляться,

во-первых, защита неопределенного круга лиц, когда в момент возбуждения дела невозможно установить всех граждан, права которых были нарушены ответчиком,

во-вторых, защита многочисленной группы лиц, если фактически невозможно их одновременно привлечь к участию в деле;

1) тождество требований всех лиц, чьи интересы защищаются группо­вым иском;

2) совпадение фактических и правовых оснований исковых требований (т. е. основания иска);

3) наличие общего для всех истцов ответчика;

4) тождество предмета доказывания в части фактов, обосновываемых уча­стниками группы;

5) наличие одного общего способа юридической защиты (например, за­прет на совершение конкретных действий ответчиком либо, наобо­рот, обязы­вание его к конкретному варианту действий, возмещение убытков, взыскание денежных сумм, замена некачественного товара, исправление недостатков и т. д.);

6) Получение участниками группы общего положительного результата в случае удовлетворения судом группового иска.

Необходимость введения данного института в гражданский процесс ста­вит ряд новых и сложных теоретико-прикладных во­просов, в числе которых можно выделить вопросы:

• полного выявления круга всех заинтересованных лиц – участников группы, понесших ущерб от действий данного ответчика;

• их процессуального оформления в целостную группу, способную за­щи­щать свои общие интересы в суде;

• юридического оформления отношений между участниками группы и су­дебными представителями;

• исполнения решения суда по иску о защите неопределенного круга лиц.

Поэтому иск о защите неопределенного круга лиц в общесоциальном аспекте явится важным средством защиты прав боль­ших групп граждан, исключая очереди за правосудием, рационализируя судебные процедуры, облегчая работу судей, которым не надо будет рассматривать массу однотипных дел в течение дли­тельного времени, сочетая одновременно защиту публичных и част­ных интересов, разгружая суды для разрешения других споров. Порядок разрешения дел о защите неопределенного круга лиц следует отразить путем закрепления соответствующего процессу­ального регламента в ГПК РФ либо путем принятия специального федерального закона, а также путем дополнения федеральных за­конов материально-правового характера.

Косвенные иски являются новым способом частноправовой защиты прав акционеров, участников обществ с ограниченной ответственностью (000) и самих обществ. Данный вид иска давно известен праву многих развитых стран и отражает возможности обеспечения принуждения со стороны общества или группы его акционеров, участников к определенному варианту поведения менеджеров общества, разрешая тем самым конфликты между владельцами общества и его управляющими.

Название «косвенный» или «производный иск» отражает характер защищаемых интересов. Своеобразие косвенного иска заключается в том, что истцы защищают свои интересы, но делают это не прямо, а опосредованно. Предъявляется иск о защите интересов акционерного общества или 000, понесших убытки вследствие действий их управляющих. В конечном счете акционеры и участники 000 защищают и свои собственные интересы, поскольку после возмещения убытков может возрасти курсовая стоимость акций акционерного общества, могут увеличиться его активы. В иске о Защите личных интересов сами акционер, участник 000 являются прямыми выгодоприобретателями, например по выплате сумм понесенных лично ими убытков. По косвенному иску прямым выгодоприобретателем является акционерное общество, в пользу которого взыскивается присужденное. Выгода самих акционеров косвенная, поскольку ничего лично они не получают, кроме возмещения со стороны ответчика понесенных ими судебных расходов в случае выигрыша дела.

Появление косвенного иска свидетельствует о переносе в сферу частноправовых отношений защиты прав собственников хозяйственных обществ. Концепция косвенного иска произошла из практики английского траста, т. е. доверительного управления чужим имуществом. Ведь обязанности директоров общества, корпорации происходят от принципа траста – управления чужим имуществом, средствами его владельцев-акционеров. Поскольку менедже­ры управляют чужим имуществом, на них возлагается так называемая доверительная ответственность, управляющие должны действовать наиболее эффективно в интересах корпорации, в конечном счете – акционеров, относясь к исполнению своих обязанностей с «должной заботой».

Сами косвенные иски возникли в связи с тем, что, по мере того как акции «распылялись» среди множества акционеров, исчезала фигура единоличного собственника корпорации, управление со­средоточивалось в руках менеджеров, действовавших подчас в своих собственных интересах, а не в интересах наняв их акционеров. Такие конфликты интересов и стали первопричиной появления косвенных исков как правового средства воздействия отдельных групп акционеров на менеджеров корпораций.

Например, в соответствии с правилом гражданского судопроизводства в федеральных районных судах США допускается рассмотрение производных исков, поданных акционерами, с целью принудить директоров корпорации действовать определенным образом от имени корпорации против третьего лица, а также с целью возмещения ущерба корпорации, причиненного директорами, нарушившими свои доверительные обязанности (fiduciaryduties). Тем самым обеспечивается гражданско-правовая ответственность высших менеджеров общества за действия, которыми они причинили ущерб обществу. Положение аналогичного характера отражено в Акционерном законе ФРГ, в разд. 9 Закона Франции о торговых товариществах и законодательстве других стран.

Впервые в России возможность предъявления косвенного иска была предусмотрена в ГК РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 53 ГК РФ лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интере-рах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) рридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненныеим юридическому лицу. Данное положение сформулировано также в п. 3 ст. 105 ГК РФ применительно к взаимоотношениям дочернего и основного общества, когда участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах. Особенностью косвенного иска является характер требования заявителей, поскольку убытки должны быть причинены акционерному обществу. Если акционеры не согласны с конкретным решением органов управления акционерного общества, но оно еще не причинило ущерб обществу (например, об отказе во включении в повестку собрания какого-либо вопроса) либо убытки причинены, самому акционеру, то такой иск уже не может рассматриваться как косвенный. Здесь истцы защищают свои собственные интересы.