Смекни!
smekni.com

Сделки в гражданском праве (стр. 3 из 5)

В основе правового регулирования договоров лежит закрепленный в ст.421 ГК принцип «свободы договоров». «Свобода договоров» означает прежде всего, что каждая из сторон свободно и самостоятельно определяет: заключать ей договор или нет, а если заключать, то каким должно быть его содержание. В существовавшей ранее системе плановой экономики, когда договор мог быть заключен только между организациями, указанными в плановом акте (наряде, плане перевозок и т.д.), и на условиях, предусмотренных в этом акте, общей нормы о свободе договоров в Кодексе быть не могло. Соответствующая норма впервые появилась в новом Кодексе.

«Свобода договоров» может быть определенным образом ограничена. Имеются в виду предусмотренные ГК, иным законом или добровольно принятым на себя обязательством случаи, при которых заключение договора обязательно для одной из сторон. В частности, Закон от 10 ноября 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» допускает возможность введения в необходимых случаях режима обязательного заключения государственных контрактов для указанных в наименовании Закона нужд. Он предусматривает (п.2 ст.5), что поставщик, обладающий монополией на производство отдельных видов продукции, не вправе отказываться от заключения государственных контрактов, если только принятие предложения об их заключении не влечет за собой у этой стороны убытков. Такое ограничение вызвано необходимостью защиты государством общественных интересов, прав граждан и предпринимателей (потребителей), особенно в тех сферах экономики, которые отнесены к естественным монополиям или в которых возможно нарушение пределов осуществления гражданских прав организациями, занимающими на рынке доминирующее положение.

В связи с тем, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а также могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, мы видим, что основной принцип договорного права имеет огромное значение для рыночных отношений, открывает широкие возможности для предпринимательской деятельности.

5. Условия действительности сделок

Говоря о действительности сделки следует отметить, что таковое образуется путем единства четырех элементов: субъектов сделки, субъективной стороны (т.е. воли и волеизъявления), формы и содержания. Несоблюдение одного из этих элементов приводит к недействительности сделки.

Субъектами сделки признаются любые субъекты гражданского права, обладающие качеством дееспособности. Способность самостоятельного совершения сделок является важнейшим элементом гражданской дееспособности, отношение прежде всего к совершению сделок позволяет говорить о различиях в дееспособности малолетних и несовершеннолетних. Что касается дееспособности юридических лиц, то она характеризуется целями деятельности юридического лица, утвержденными в учредительных документах, а также полномочиями органа юридического лица, имеющего право на совершение сделок от имени юридического лица.

Воля и волеизъявление имеют значение для действительности сделки в их единстве. Для действительности небезразлично и то, как формировалась воля лица. Необходимым условием является отсутствие каких-либо факторов, которые могли бы исказить представления лица о существе сделки или о ее отдельных элементах (заблуждение, обман) либо создать видимость внутренней воли при ее отсутствии (угроза, насилие). Волеизъявление должно правильно отражать внутреннюю волю и довести ее до сведения участников сделки. Законом установлено, что доведение внутренней воли до остальных участников сделки должно совершаться только способами, предусмотренными законом. Отсутствие требуемой законом формы выражения волеизъявления может привести к недействительности сделки.

Следующим условием действительности сделки является облечение воли субъектов, совершающих в сделку, в требуемую законом форму. Подробно форма сделок будет рассмотрена в пункте 6.

Наконец, для действительности сделки необходимо, чтобы содержание сделки (т.е. совокупность составляющих ее условий) соответствовало требованиям закона и иных правовых актов, т.е. не нарушало ни запретительных, ни предписывающих норм действующего законодательства. Сделки по содержанию могут отличаться от установленных законодательством диспозитивных норм либо вообще не быть предусмотренными законом, но во всяком случае они должны соответствовать общим началам и смыслу гражданского законодательства. Поскольку законом предусмотрена недействительность сделок, противных основам правопорядка и нравственности, следует полагать, что противоречие содержания сделки основам правопорядка и нравственности также может считаться основанием недействительности сделки.

Повторюсь, что недействительность сделки означает, что за этим действием не признается значение юридического факта, в связи с чем недействительная сделка не может породить юридические последствия, которые стороны имели в виду при заключении сделки. Между тем недействительная сделка приводит к определенным юридическим последствиям, связанным с устранением последствий ее недействительности.

6. Форма сделки

Форма сделок бывает устной или письменной. Устно могут совершаться любые сделки, если:

- законом или соглашением сторон для них не установлена письменная форма (п.1 ст.159 ГК);

- они исполняются при самом их совершении (п.2 ст.159 ГК);

- сделка совершается во исполнение письменного договора и имеется соглашение сторон об устной форме исполнения (п.3 ст.159 ГК).

Молчание также является совершением сделки, когда это прямо предусмотрено законом или соглашением сторон. Признание молчания сделкой может предусматриваться также другими актами гражданского законодательства.

Все остальные сделки должны совершаться в письменной форме. Стороны, совершающие сделку в письменной форме, вправе предусмотреть необходимость ее нотариального удостоверения. Нотариальное удостоверение сделок признается обязательным в двух случаях: если это предусмотрено законом либо соглашением сторон (п.2 ст.163). Требование нотариальной формы содержится в ряде статей ГК.

Письменная сделка заключается путем составления документа, определяющего ее содержание и подписанного непосредственно лицом, от имени которого совершена сделка, или тем, кто действует по его полномочию. Наряду с этими общими требованиями к письменной форме сделки могут предъявляться некоторые специальные (бланки установленной формы, бумага с водяными знаками) (ст.160 ГК). ГК (п.2 ст.160) откликнулся на существующую практику применения различных современных способов факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи и иных аналогов собственноручной подписи. Соответственно их использование признается допустимым при условии, если в законе будет установлена сама возможность подобных подписей и порядок, который должен быть при этом соблюден.

ГК особо выделяет способ подписания сделки гражданином, который вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно это сделать. В указанном случае вместо него сделку подписывает другой гражданин, нередко именуемый рукоприкладчиком.

В статье 161 ГК предусмотрена обязательность письменной формы для сделок юридических лиц между собой и с гражданином. Особо выделена необходимость письменной формы для сделок между гражданами на сумму, которая превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. Исключение составляют случаи, когда закон требует письменного оформления сделки независимо от ее суммы. Здесь требование письменной формы обусловлено особой значимостью этих сделок по срокам, предмету сделки, сумме.

Письменная форма наиболее распространена в деловом обороте, поскольку при наличии письменного документа можно максимально быстро и достоверно выявить волю сторон на совершение сделки. Несоблюдение требуемой законом письменной формы может приводить к различным последствиям. Общим правилом является недопущение свидетельских показаний в подтверждение сделки и ее условий (ст.132 ГК).

Нотариальная форма требуется для совершения сделок, прямо предусмотренных законом, а также соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма и не требовалась (ст.163 ГК). Нотариальная форма отличается от письменной тем, что на документе, отвечающем перечисленным выше требованиям, совершается удостоверительная надпись нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие (ст.163 ГК). Нотариальное удостоверение сделок осуществляется в соответствии с законом от 11 февраля 1993 г. «Об основах законодательства о нотариате» нотариусами, которые работают в государственных нотариальных конторах или занимаются частной практикой. За совершение удостоверительной надписи взимается государственная пошлина. Нотариальная форма обычно предусматривается для сделок, в которых волеизъявление сторон необходимо зафиксировать достаточно определенно, таких, например, как завещание, дарение, купля-продажа недвижимости в жилищной сфере.

Наряду с рассмотренными формами совершения сделок ГК в ряде случаев считает необходимым сверх того и государственную регистрацию сделок. В соответствии со ст.164 ГК государственной регистрации подлежат сделки с землей и другим недвижимым имуществом.

Требование государственной регистрации не может быть установлено соглашением сторон, т.е. стороны не вправе требовать регистрации сделки с имуществом, если она не предусмотрена законом. Государственная регистрация недвижимости производится в соответствии со ст.131 ГК и включает в себя прием документов, необходимых для государственной регистрации, правовую экспертизу документов и законности совершаемой сделки, установление отсутствия противоречий между заявленными требованиями о регистрации и уже зарегистрированными правами на данный объект, внесение информации о совершенных сделках в Единый государственный реестр и совершение надписей на правоустанавливающих документах. Действия органа, отказавшегося осуществить государственную регистрацию, могут быть обжалованы в суде.