Смекни!
smekni.com

Коммерческий кредит (стр. 14 из 17)

Как уже упоминалось выше, огромное количество обязательств, подлежа­щих форфетированию, принимают форму либо простых векселей, либо пере­водных векселей, выставленных на должника бенефициаром и акцептованных должником. Следующие два соображения определили преобладание этих форм долговых документов:

- известность, т.к. эти виды обязательств в ходу во всем мире со средних веков. Многолетний опыт в обращении с такого рода документами ведет в значительному облегчению общения участвующих сторон и, как правило, способствует быстрому и беспрепятственному осуществлению операций;

- согласованная на международном уровне правовая основа, заложенная Международной конвенцией о коммерческих векселях, принятой Женевской конференцией в 1930 г. Эта конвенция - четкий кодекс практических действий. Хотя конвенция подписана лишь представителями стран-участников, она раз­работала принципы, позднее воспринятые законодательством большинства торгующих государств.

Другими кредитными документами, также пригодными для форфетирования, являются счета дебиторов и отсроченные обязательства по аккредитиву. Они более или менее похожи, судя по сложности этих операций. Их осущест­вление требует от участников хорошей осведомленности по юридической и деловой практике, применяемой в стране должника. Оба вида долговых доку­ментов предполагают необходимость полного изложения всех условий. Более того, все сроки погашения объединены в едином документе, выставленном в пользу бенефициара и часто непереводимом без специального разрешения должника. Это вызывает многочисленные правовые и операционные сложно­сти и, как правило, снижает привлекательность для форфетеров таких доку­ментов как дебиторские счета и аккредитивные обязательства, хотя и не иск­лючает возможности проведения с ними операций по форфетированию.

Возвращаясь к двум наиболее распространенным видам негоциируемых документов, следует отметить, что при форфетировании между простыми и переводными векселями существует с юридической точки зрения различие интересов участников. Это относится к оговорке "без оборота" и отражается в Международной конвенции о коммерческих векселях, устанавливающей, что индоссант простого векселя обладает законным правом освободиться от любо­го обязательства на основании оговорки об отсутствии обратного требования в его индоссаменте. В случае переводного векселя кредитор выступает как век­селедатель и потому, с точки зрения права, всегда ответственен, безотноситель­но к тому, напишет ли он на векселе какое-либо исключающее это правило распоряжение. На практике это создает несколько проблем.

Поскольку трассант обычно удовлетворяется письменным обязательством форфетера не предпринимать действий против него в случае неплатежа, стано­вится тем не менее существенным, чтобы экспортер имел дело с форфетерами, обладающими незапятнанной репутацией, на которых можно положиться, что они выполнят условия соглашения. Именно по этой причине экспортеры в качестве платежных документов предпочитают простые векселя, легче позво­ляющие осуществить перевод риска.

Простые или переводные векселя, акцептуемые при форфетировании почти всегда сопровождаются банковским страхованием в виде обычной гарантии или аваля. Гарантом, как правило, выступает действующий на международном рынке и известный форфетеру банк, являющийся резидентом в стране импор­тера и способный подтвердить платежеспособность импортера. Такая гарантия важна не только для уменьшения риска форфетера, но также для того, чтобы при необходимости иметь возможность переучета обязательств на вторичных рынках ссудных бумаг. Гарантии и авали в сущности просты: оба вида в их простейшей форме выступают как обещание платить некую сумму на опреде­ленную дату в случае неплатежа исходного должника. Применение в качестве обеспечения обязательств "бюргшафта" (поручительства) несколько сложнее.

При выдаче гарантии обещание принимает форму подписанного гарантом самостоятельного документа, полностью излагающего касающиеся сделки ус­ловия. Важно, чтобы в гарантии специально были указаны не только полная сумма, но и каждый срок платежа и приходящаяся на эту дату сумма погаше­ния, поскольку именно на основе этих данных рассчитываются затраты на дисконтирование. Более того, гарантия должна быть полностью трансферабельной, что подразумевается само собой, если гарантия не содержит иного. Наконец, существенно, чтобы гарантия была отвлеченной, т.е. была полностью обособлена от основной сделки. Иногда на практике выдают гарантии, полага­ясь на экономическое положение импортера, но форфетер, как правило, наста­ивает на чистых безотзывных и безусловных обязательствах гарантирующего банка или предпочитает купить документы без оборота на экспортера, но только в том случае, если по выполнении основного контракта гарантирующий банк объявит задолженность безусловной. Аваль в международной практике можно рассматривать как безотзывную и безусловную гарантию об оплате на определенную дату, выдаваемую гарантом, как если бы он сам был должником. Это наиболее подходящая и предпочтительная форма страхования для форфетера.

Аваль выписывается прямо на каждом векселе или тратте, для чего на них достаточно сделать надпись "рег аval' и подписаться под ней (на переводном векселе надо указать также наименование исходного должника, в пользу кото­рого произведен аваль). Простота и ясность аваля вместе с присущей ему обособленностью и трансферабельностью позволяет избежать множества ос­ложнений, связанных с предоставлением гарантии. Именно по этой причине при страховании форфетирования авалю как форме гарантии и оказывается предпочтение. Однако следует иметь в виду, что законодательством некоторых стран аваль не признается.

Бюргшафт (поручительство) - объявление обязательства, привязанного к определенному контракту. По причине зависимости от правового обоснования нижеследующего контракта эта форма гарантии при форфетировании менее употребительна. Как правило, форфетер пренебрегает необходимостью про­верки законности всевозможных документов, акцептуя бюргшафт только по­сле подтверждения о том, что поставка товаров соответствующим образом завершена. Это обстоятельство в значительной мере сокращает сферу приме­нения данной формы гарантии. В дополнение к вышеизложенному, форфетер обычно требует от гарантирующего банка подтвердить отсутствие у него контр- требований, неизменность сумм и сроков, согласие на передачу прав и требо­ваний новому владельцу, а также подтвердить, что банковский бюргшафт действует безусловно и безотзывно. Такое всеохватывающее подтверждение значительно ограничивает применение бюргшафта и способствует тому, что форфетированный бюргшафт становится обычной гарантией, т.е. обособлен­ным обязательством исполнения, никоим образом не связанным с основной операцией.

Часто заинтересованные экспортеры обращаются к форфетеру на самом раннем этапе сделки. Экспортер, будучи зачастую не в состоянии самостоя­тельно предложить импортеру среднесрочный кредит, задолго до заключения экспортного контракта захочет выяснить, имеется ли в принципе возможность организации форфетированного финансирования на покрытие расходов по экспорту. С другой стороны, форфетер, незнакомый со всеми необходимыми подробностями, не в состоянии будет сделать окончательное предложение, но вместо этого сообщит, возможно или нет такое финансирование и назовет приблизительные учетные ставки. Вслед за этим экспортер сможет на этой основе продолжить переговоры и, если необходимо, согласовать расходы по возможному форфетированию его дебиторской задолженности. Наконец, форфетер делает экспортеру предложение, обязуясь предоставить необходимые средства по фиксированной ставке, хотя прежде чем это предложение прини­мается экспортером, может пройти какое-то время. Этот опционный период (период выбора), в течение которого не взимается никакой комиссии, обычно не превышает 48 часов. Возможен и более длительный (до 1-3 месяцев) период опциона, но в этом случае удерживается опционная комиссия .

Гораздо более важен промежуток времени от соглашения о покупке вексе­лей до фактической поставки, поскольку подготовка финансирования обычно проходит от отгрузки товаров. В течение этого периода форфетер связан договоренностью форфетировать обязательства по фиксированной ставке на весь срок или вплоть до установленной даты, в то время как экспортер обязан представить согласованные документы. Экспортер может аккумулировать контракт с форфетером только по взаимному согласия с ним, оплатив при этом причитающуюся форфетеру неустойку.

Основываясь на вышеизложенном можно сделать вывод о том, что форфетирование служит наиболее юридически разработанным способом рефинанси­рования внешнеторгового коммерческого кредита. Преимущества форфетирования для экспортера, связаны в первую очередь с полным перенесением валютных, коммерческих, политических, переводных и других видов рисков на форфетера (банк), делают форфетирование наиболее предпочтительным для продавца.