Смекни!
smekni.com

Статус Центрального банка и основы его деятельности (стр. 6 из 10)

При этом ЦБ в определенном смысле копируют систему частичного резервирования, характерную для коммерческих банков. Они заявляют о своем намерении поддерживать определенный курс национальной валюты - то есть фактически объявляют всем ее держателям, что они, эти держатели национальной валюты, могут рассматривать ее как эквивалент какой-либо резервной иностранной валюты ($, £, ¥, DM) или золота.

Такая система фиксированного курса означает, что ЦБ готов предоставить соответствующее количество иностранной валюты, если держатели национальной валюты не смогут приобрести ее на межбанковском рынке. Но при этом подлинные резервы иностранной валюты, которыми располагает ЦБ, существенно меньше той максимальной суммы, которая может быть предъявлена ему для обмена (эта сумма обычно называется денежной базой и состоит из выпущенных в обращение бумажных денег плюс остатки на счетах коммерческих банков в центральном банке)[13]. Предполагается, что все держатели национальной валюты не бросятся обменивать ее одновременно. Исходя из этого удобного и приятного предположения, ЦБ осуществляют фактически необеспеченную эмиссию, стимулируя иллюзорный экономический рост - точь-в-точь как это делает система коммерческих банков с частичным резервированием.

Рано или поздно такая политика приводит к тому, что спрос на резервы ЦБ увеличивается, и последний объявляет девальвацию. Очень часто девальвация приветствуется из соображений "роста конкурентоспособности", "стимулирования экспорта" и т.д. Мало кто задумывается о том, что суть девальвации - разовое обесценение сбережений и постоянных доходов в национальной валюте, то есть фактическое всеобщее снижение реального благосостояния. При этом стимулирование экспорта отдельных предприятий и отраслей происходит не за счет сокращения издержек данного конкретного предприятия или отрасли, а за счет общества в целом.

Декларируемый, но не обеспечиваемый ЦБ фиксированный курс национальной валюты оказывается принципиально нестабильным и ведет к резким болезненным валютным кризисам Одним из рецептов, предложенных против этой болезни Дж.М. Кейнсом и его коллегой американцем Г.Д. Уайтом в 1944 году, стала политика плавающих курсов валют как основополагающий принцип третьей мировой валютной системы (вошедшей в историю как Бреттонвудская). Одно время она была весьма модной и рассматривалась как особо научная и современная. Однако на поверку оказалось, что эта теоретически несостоятельная политика вообще не может считаться политикой как таковой. Ни один ЦБ (за исключением ЦБ стран основных мировых валют) так и не смог отказаться от права оказывать воздействие на формирование валютного курса. Значение этого параметра настолько велико, что вместо "полностью плавающего" режима фактически проводился режим "неполного фиксирования", когда ЦБ реагирует на колебания валютного рынка, выходящие за границы “валютного коридора”.

Плавающий режим и фиксированный режим с частыми изменениями установленного курса национальной валюты приводят к одному и тому же результату – люди обращаются к поиску более надежного средства обращения. Чаще всего этим средством становится иностранная валюта (в России – доллар), а результатом – долларизация экономики.

Попытки ЦБ воспрепятствовать сужению своей вотчины выражаются в публичных сетованиях о выталкивании национальной валюты, о необходимости дедолларизации и т.д. Подобная демагогия нередко имеет успех - особенно в силу того, что ее поддерживают все ветви власти, которые непосредственно и материально выигрывают от инфляционной эмиссии ЦБ. Политика дедолларизации не может привести ни к чему иному, кроме накладывания дополнительных ограничений на экономическую деятельность. В сегодняшней российской практике ярким примером таких ограничений служит установленная Банком России обязательная продажа части валютной выручки (75%) экспортерами на специальных торговых сессиях ММВБ, а также различные ограничения на покупку валюты импортерами.

В ноябре 1998 года, спустя 3 месяца после выхода курса доллара США по отношению к рублю за верхнюю границу установленного коридора, Банк России опубликовал в Интернете доклад «Валютная политика ЦБ РФ в 1998 году и ориентиры на 1999 год». В нем ЦБ констатирует свою неспособность управлять ситуацией на валютном рынке: “Дестабилизация финансовой сферы, неопределенность размеров дефицита бюджета, неурегулированность вопросов выполнения обязательств РФ по обслуживанию внешнего и внутреннего долга снижают надежность прогнозов обменного курса рубля” [12]. Эти прогнозы состоят в следующем: реальный обменный курс рубля сохранится до конца 1998 года[14]. А на 1999 год ЦБ обещает снижение “реального” курса доллара на 10 – 15%. Как следует из доклада, способы понизить курс доллара останутся прежними – административные меры в отношении участников валютных торгов.


банк

банков

Второй целью деятельности ЦБ как высшего звена централизованной банковской системы является регулирование и контроль деятельности нижестоящих звеньев – банков, кредитных организаций и учреждений.

Поддержание и развитие неустойчивой банковской системы с частичным резервированием (следствие эмиссионной монополии ЦБ) достигается целым набором инструментов. Среди них:

1. Некоммерческая деятельность (административные методы):

- лицензирование банковской деятельности;

- регистрация эмиссионной деятельности банков;

- установление нормативов;

- проведение проверок.

2. Коммерческая деятельность (методы денежно-кредитной политики):

- установление процентных ставок;

- установление резервных требований;

- операции ЦБ на открытом рынке (биржевая игра);

- кредитование коммерческих банков;

- установление курсов покупки-продажи иностранных валют и драгоценных металлов[15].

В настоящей работе я не буду детально анализировать эффективность административных методов регулирования банковской деятельности: они выходят за рамки рассматриваемой проблемы. Если уж сложившаяся псевдорыночная система взаимоотношений между обществом и государством позволяет последнему ограничивать свободу предпринимательской деятельности через институты регистрации и лицензирования, а также через систему обязательной отчетности, бог с ней. Рано или поздно это противоречие заставит либо ограничить функции государства теми, которые люди сочтут необходимыми, либо признать отсутствие свободы и рынка.

Что касается методов денежно-кредитной политики ЦБ, то я подробнее остановлюсь на этой коммерческой стороне деятельности ЦБ.

Установление процентных ставок

Процентная ставка, как и любая другая цена, должна отражать общее воздействие тысяч обстоятельств, влияющих на спрос и предложение кредитов Совокупность всех этих обстоятельств не может быть известна какому-то одному агентству. Последствия большинства ценовых изменений неприятны для многих людей, но изменения процентной ставки, подобно остальным ценовым изменениям, сообщают всем, кого это касается, что какая-то совокупность обстоятельств, которой не знает никто, сделала их необходимыми. Поскольку только конкуренция на свободном рынке может учесть все обстоятельства, которые должны быть приняты во внимание при определении процентной ставки, идея использования процентной ставки в качестве инструмента какой-либо политики ошибочна от начала до конца.

Если эмиссионный банк в своей кредитной деятельности действительно нацелен на регулирование объема собственной валюты, находящейся в обращении, так, чтобы поддерживать ее покупательную способность постоянной, процентную ставку будет определять за него рынок. И в целом предназначенные для инвестиций ссуды всех банков вместе взятых не могут во избежание роста цен превышать текущего объема сбережений (и наоборот: чтобы не понижать уровня цен, они не должны падать ниже текущего объема сбережений) на величину большую, чем требуется для увеличения совокупного спроса в соответствии с растущим объемом выпуска. Процентная ставка определяется уравновешиванием спроса на деньги (на расходы) и предложения, необходимого для поддержания неизменного уровня цен. Рыночный механизм определения процентной ставки сам способен обеспечить точное соответствие между сбережениями и инвестициями, а чистый прирост или чистое сокращение денежной массы будет отражать изменения в спросе на деньги, вызываемые изменениями остатков наличности, которые хотят держать люди.

Разумеется, правительство может в обеспечение своих интересов воздействовать на рыночную процентную ставку. Механизм этого – регулирование чистого объема государственных заимствований на финансовом рынке.

Анализ существующей практики применения процентной политики (на примере США и РФ) приводит к следующим выводам.

Во-первых, ЦБ способны лишь фиксировать уровни своих процентных ставок в соответствии со сложившимися рыночными нормами процента. Это происходит, в основном потому, что "официальные лица, от которых зависит принятие решения об изменении величины процентной ставки, обычно колеблются, опасаясь возможных негативных последствий в сферах не банковских, но политических. Кроме того, предсказание норм процента в будущем – дело малоблагодарное и ему не хватает необходимой точности." [13].

Во-вторых, ЦБ, которые действительно заинтересованы в том, чтобы уровень процентной ставки имел какое-либо регулирующее значение для банковской системы, ориентируются при его установлении на рынок. Причем величина разницы между официальной и рыночной ставками поддерживается на минимальном уровне[16]. Те ЦБ, для которых величина процентной ставки служит лишь "бумажным" ориентиром, за которым нет никаких регулятивных (а тем более стимулирующих) действий, устанавливают ее "с потолка" на уровне, не имеющем никакого отношения к реальности. В качестве графического примера на диаграмме 4 изображена динамика ставки рефинансирования Банка России и процентной ставки на рынке ГКО в 1995 году.