Смекни!
smekni.com

Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы (стр. 7 из 36)

- погоня за рекламой привела к исчезновению с телеэкрана тех видов программ, внутри которых российское законодательство запрещает размещать рекламу. Это, прежде всего, детские и религиозные программы. В результате в 1997 году доля детских программ в объеме вещания федеральных каналов занимала в сетке вещания всего около 2%, что меньше, чем общая доля рекламы на этих каналах[59];

- вследствие того, что Закон РФ «О рекламе» запрещает перебивать ею короткие передачи, возникла тенденция к увеличению хронометража программ.

Примерно к лету 1997 года вдруг обнаружилось почти полное отсутствие в сетке телевещания передач о культуре и научно-популярных программ. Это вызвало острую критику в адрес властных структур со стороны интеллигенции. Прислушавшись к этой критике, Президент России Б.Н. Ельцин принял решение о создании специализированного государственного канала «Культура», начавшего вещание 1 ноября 1997 года. Размещение рекламы на нем было запрещено Попечительским советом этого канала по просьбе Президента. Но, к сожалению, пессимистические прогнозы о том, что «Культура» долго не протянет без рекламы, сбылись.

Цивилизованные страны давно осознали грозящую опасность и противопоставили ей четко регламентированное законодательство. Так, в немецкое телерадиовещательное право «Основные направления Европейского соглашения о телевидении без границ» были проведены с помощью государственного договора о телерадиовещании от 31.08.1991 года. Этот государственный договор в первую очередь поддерживает развитие европейских производств: «Для показа многообразия в немецкоязычном пространстве и для развития европейских кино- и телепроизводств организаторы телевещания должны сохранить основную часть фильмов, телефильмов, сериалов, документальных передач и подобной продукции для европейских работ в соответствии с европейским правом»[60].

Из текста договора очевидно намерение законодателя противодействовать преобладанию программ из США, которое наблюдается на многих коммерческих каналах Германии. Принятое в государственном договоре о телерадиовещании регулирование обязательно для всех телерадиовещателей – как частных, так и государственных.

Ситуация, сложившаяся сегодня на российском телевидении, представляется прямо противоположной немецкой. Если германское правительство делает все возможное для помощи своим производителям, то наше руководство ничего не противопоставляет внедрению чужеродной культуры и всеобщей американизации российского общества. Сегодня на нашем телевидении существует множество программ, сценарии, сюжетные линии, характеры персонажей которых заимствованы у западных «коллег».

Чемпион популярности – «Поле чудес» – версия знаменитого в США «Колеса фортуны». «Тема» В. Листьева была построена по модели, изобретенной Филом Донахью. К тому же, как это ни печально, мы умудряемся ухудшить оригинал. Это относится, например, к конструкциям Марка Гудсона «Устами младенца» и «Любовь с первой встречи». В первом случае отечественные «соавторы» проиграли, отказавшись приглашать на роль «отгадчиков» популярных людей, чья реакция особенно интересна публике. Во втором – в подборе ведущих, к сожалению, неспособных почувствовать грань между пошлостью и пикантностью.

Таким образом, вступление российского телевидения в мировое телепространство не спасает его от провинциальности.

Какое же оно, наше российское телевидение? Как оценивают зрители поток информации, который выплескивается на них изо дня в день? Отвечает ли оно их представлениям о происходящем, их интеллектуальным потребностям, интересам и ожиданиям? «Характерно, что, выясняя отношение населения разных возрастных и менталитетных групп к телепередачам, фонд “Общественное мнение” представил в списке только те программы, которые давно оккупировали телевизионный эфир, во всяком случае, его центральные каналы»[61]. Это телеигры в «буквы» и «слова», викторины сомнительного развлекательного свойства, передачи, над юмором которых смеется лишь присутствующая в кадре массовка, боевики, детективы, триллеры, телесериалы, программы, изобилующие ужасами, катастрофами и трагическими происшествиями.

В период с 1991 по 1993 год стала актуальной проблема появления в огромном количестве иностранных (в частности, американских) жанров на российских телеканалах. Один из таких жанров и, пожалуй, самый популярный на телеэкране – жанр ток-шоу. По популярности с ним могут сравниться лишь игры и состязания, транслируемые всеми действующими телеканалами и ставшие неотъемлемой частью индустрии телеразвлечений.

Практически всегда это – телевикторины с фортуной и на интерес. Популярность викторин основана на соучастии зрителей, отвечающих у телеэкрана на те же вопросы, что и игроки, а также на сохранении у них иллюзии о возможности также попасть на экран.

Один из многих жанров, появившихся в годы перестройки и существующих как «калька» западных телепрограмм, – ток-шоу. «Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий – приглашенные собеседники (эксперты) – зритель в студии... Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью»[62]. Схема жанра довольно проста и беспроигрышна – герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что «залог успеха ток-шоу – юмор. Герой должен уметь смеяться над собой...»[63].

В конце августа 1998 года в Москве проходил первый межгосударственный телефорум стран СНГ. В номинации «ведущий ток-шоу» премию было решено не присуждать никому. Ибо, по мнению отборочной комиссии, ни одна из представленных передач не соответствовала жанру ток-шоу. Этот термин заимствован нами у западных коллег и означает «разговорное представление», «разговорное зрелище» или «разговорный спектакль». Отсюда и первые признаки жанра: легкость разговора, артистизм ведущего и обязательное присутствие аудитории.

Возьмем, к примеру, популярную в США программу «Шоу Опры». Опра Уинфри, обаятельная негритянка, очень живая, заразительно смеющаяся, считается самой высокооплачиваемой журналисткой Америки. «Ее ток-шоу – это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала»[64]. Развлекательный элемент как раз и делает ток-шоу столь популярным жанром на коммерческом телевидении. «Русское же ток-шоу чаще всего – штука необыкновенно серьезная, хотя и плохо подготовленная»[65]. Грустные глаза В.Познера («Мы», ОРТ) мало располагают к веселью, хотя остальные признаки ток-шоу налицо: гость, аудитория в студии, эксперты. Безусловно, отвечают (или отвечали) основным критериям жанра программы «Тема», «Большая стирка» (ОРТ), «Акулы пера» (ТВ-6), «Сделай шаг», «Я сама», «Мужской клуб» (ТВ-6), «Моя семья» (РТР), «Про это», «Принцип домино» (НТВ). Несомненно, главный признак популярности ток-шоу – это его рейтинг (от рейтинга зависит и финансовое благополучие программы). По данным национального института социально-психологических исследований (октябрь 1998 года) лидер рейтинга среди многих ток-шоу – «Моя семья» В. Комиссарова (РТР).

На сегодняшнем телеэкране ток-шоу, пожалуй, самый популярный жанр после телевикторин, участники которых имеют возможность не только блеснуть эрудицией, но и заработать деньги или приобрести какие-нибудь товары для дома – утюги, микроволновые печи или кофемолки. Классический пример такого способа дохода – «Поле чудес» (ОРТ). Эта викторина давно превратилась в раздачу подарков всем участникам, независимо от уровня их интеллекта, ответов на вопросы и т.д.

Прототипу «Поля чудес» – американской игре «Колесо фортуны» – такая популярность и не снилась. Благодаря особенностям национального менталитета, на «Поле чудес» создается уютная, почти домашняя обстановка с прерывающими иногда игру чаепитиями, «перекусываниями», передачей приветов близким и знакомым. В этом немалая заслуга и ведущего телеигры – Л. Якубовича.

Пожалуй, «Поле чудес» – единственная из телепрограмм на центральном телевидении, которая превзошла и по популярности у зрителей, и по рейтингу свой западный прототип.

Последствия экспансии жанров ток-шоу и телевикторин на центральном телевидении – невозможность других, менее популярных жанров конкурировать с ними и «пробиться» на телеэкран.

По отношению к мировому телевидению наше отечественное всегда было «островным». Но до конца обезопасить отечественную аудиторию от зарубежного влияния все же не удалось. В 60-х годах в эфире дебютировала первая информационная рубрика с комментатором вместо диктора (форма вещания, известная на Западе как «персонализация новостей»). Ее ведущим был Юрий Фокин. Тогда же появилась и первая «живая» телеигра – «КВН». Один из ее создателей узнал о существовании подобного рода игр от знакомого телережиссера их Чехословакии. С начала 70-х всем «чуждым влияниям» на ЦТ приходит конец. Этот «ледниковый период» продолжался до начала эпохи гласности.

Одним из признаков экспансии на ЦТ в начале 90-х годов стало возвращение журналиста в информационные выпуски, «контактные» передачи с участием зрителя, круглосуточные благотворительные телемарафоны, т. е. приобщение нашего телевидения к формам и типам вещания, существующим в мире.

Телереклама и нескончаемые демонстрации иностранных фильмов раскололи аудиторию. Для многих это стало стихийным бедствием, разгулом «иностранщины» в эфире.