Смекни!
smekni.com

Художественное начало и действенность фельетона (стр. 4 из 4)

2.6. Действенность фельетона.

Обеспечивая общество значительным объёмом социальной информации, активно воздействуя на формирование общественного мнения и социальной позиции читателя, фельетон является одним из эффективнейших жанров периодической печати. Высокая эффективность фельетонных публикаций обусловлена, в первую очередь, тем, что в них создаётся зримый образ негативного явления, которое той или иной стороной затрагивает интересы целых социальных групп, а часто – и всего общества. Это очень важная особенность фельетонного жанра: даже в тех случаях, когда на первый план выносятся индивидуальные образы конкретных носителей зла, сквозь них обязательно должен вырисовываться портрет явления, слитый воедино из предметно-художественных и логико-публицистических образов.

Имеет свои особенности управленческое, мобилизирующее воздействие фельетона на читательскую аудиторию. Дифференцируя понятия «эффективность» и «действенность» в публицистике, исследователи пришли к выводу, что под действенностью следует понимать достижение конкретного результата в определённой сфере народного хозяйства, науки и культуры, принятие решений, мер госорганами и должностными лицами. Так вот, конкретный результат в том случае, если проблема или явление разработаны в фельетонной публикации, бывает, как правило, высокоинтенсивным. Можно вспомнить одного из лучших советских фельетонистов Михаила Кольцова, 90% фельетонов которого заканчивались, как минимум, освобождением «героя» от занимаемой должности, наложением взыскания на него. В чём же секрет Кольцова? Дело в том, что порок, негативная ситуация или явление в фельетоне не только раскрывается, но и высмеивается, подаётся в своеобразном, деформированном виде. Комический эффект вызывает острую реакцию у лиц, прямо или косвенно затронутых в фельетоне. Отсюда – его высокая действенность.

Но всё вышесказанное справедливо только по отношению к высококачественному фельетону, а такие далеко не всегда получаются даже у признанных мастеров жанра. Можно вспомнить слова С. Нариньяни: «Количество “крепких” фельетонов зависит не только от желания и умения автора, но и от многих других сопутствующих обстоятельств. От материала, который редакция предоставляет в руки фельетониста, от темы, которую сможет разглядеть автор в этом материале, хорошо, если эта тема будет острой, общественно-значимой, и автор найдёт для этой значимой темы удачную сатирическую форму. Я не привёл и половины тех обстоятельств, счастливое сочетание которых рождает хорошие фельетоны.. Как свидетельствует опыт автора, такое сочетание благоприятных условий встречается весьма редко. Одно попадание в центр мишени примерно на 10 фельетонных выстрелов»1

Здесь нам хотелось бы привести пример одного такого «попадания в яболоко». Фельетон А. Аграновского «Труба»5, написанный в 1967 году и опубликованный в «известиях» отвечает всем требованиям фельетонного жанра. Источником фельетона послужило письмо рабочих – строителей Братского алюминиевого завода. Бригада рабочих, 20 дней укладывавшая трубы, добровольно отказавшись от выходных, едва окончив работу, получила приказ трубы «разрезать на куски и выбросить». «Пропал труд 10 человек в течение 20 дней, пропало 340 погонных метров стальных труб. А кто допустил? Ответ был, как всегда, невразумительный: "По вине проэктной организации”». Казалось бы, частный случай. Но Аграновский, побывав в Братске и Иркутске, где проектировался завод, «проверяя факты,… узнал, что пока строились великолепные корпуса, проект менялся по меньшей мере трижды». Появились «бросовые конструкции, бросовые плиты, колонны, панели: пока их сделали по чертежам, пока смонтировали, чертежи изменились. Этих неликвидов скопилось по всему Братскгэсстрою – на миллион рублей». Так «проблемка» развернулась в огромную «проблему». И фельетон получился, что называется, «крепким», автор суме найти наилучшее сочетание художественно-публицистических средств. Здесь мы видим и доминанту, в качестве которой выступает сама труба, и сатирическую метафору, которая оказывается вынесенной в заглавие, как «труба», в которую должны «вылететь» виноватые. Использует Аграновский и «короткую строку», и метод параллелей, сравнивая труд строителей и Сизифа и начиная с этого своё повествование:

· «Человек не способен уничтожить то, что создано его руками. Сегодня сделать, завтра сломать и снова сделать и опять сломать. Люди не пригодны к сизифову труду…. Однако на современном уровне развития техники удалось решить и эту задачу. С помощью специализации и разделения труда. Один Сизиф в первую смену вкатывает камень в гору. Потом во вторую смену приходит другой Сизиф и скатывает камень с горы.

И все довольны.5

· …Вначале мне показалось, что обнаружить виноватых будет легко. Но, посмотрев один такой чертёж, другой, третий, я понял, что у проектировщиков одни катили камень в гору, другие – с горы.5

И здесь же – ярчайший пример действенности фельетона. После того, как на страницах «Известий» появился фельетон «Труба», редакция получила ответы из Госстроя СССР, где проведён был анализ причин увеличения сметной стоимости данного объекта и от иркутского филиала Всесоюзного алюминиево-магниевого института, который сообщал, что статья обсуждалась на производственном совещании и что «конкретные виновники получили взыскания». Но главное событие, которое действительно решало сложную проблему, и которое мы рассматриваем как пример эффективности фельетона, произошло позже, когда Совет Министров СССР принял постановление «О материальной ответственности предприятий и организаций за невыполнение заданий и обязательств». Вот насколько действенным и эффективным может оказаться фельетон.

Разговор об эффективности фельетона можно завершить словами известного советского фельетониста М. Виленского: «Хороший фельетон не только сиюминутно карает осмеянием конкретных виновников, но и оказывает долгосрочное профилактическо-воспитательное воздействие на массового читателя. Автор обязан стремиться к тому, чтобы его фельетон принёс двойную пользу: карающую и воспитательную. Более того, массовый воспитательно-профилактический эффект фельетона, бесспорно, важнее индивидуально-карательного. И чем ярче и остроумнее написан фельетон, тем глубже он войдёт в сознание широкого читателя, тем дольше будет помниться тысячами людей, выполняя тем самым роль благотворной моральной прививки»6.

4. Заключение.

Итак, фельетон по-прежнему – самое мощное оружие прессы. Ни один другой публицистический жанр не может сравниться с ним в эффективности. И тем непонятнее то, что в наше время журналисты почти не используют его. В самом деле, если сравнить периодическую печать времён Михаила Кольцова с сегодняшней, данный факт сразу бросится в глаза. Если раньше в «Комсомольской правде» в каждом номере обязательно был фельетон, то сейчас в лучшем случае одна публикация этого жанра на 15-20 номеров. Чем это объяснить? Предположение о том, что в стране стало меньше фельетонных тем, отметаем сразу, как несостоятельное. В наше сложное время, при таком обилии заслуживающих внимания фельетониста проблем вокруг, этот жанр должен переживать подъём. Но этого не происходит? В чём же дело?

Возьмём на себя смелость предположить, что журналисты не обращаются к жанру фельетона не потому, что не в состоянии овладеть им, а потому, что чего-то боятся. В таком случае можно предложить молодым журналистам следующие пути преодоления кризиса жанра:

· основательно изучить сущность и природу этого, бесспорно, сложного жанра,

· выработать свою собственную методику работы над созданием фельетона, опираясь на опыт признанных мастеров жанра,

· и, конечно же, смелее поднимать проблемы времени.

Мы надеемся, что по первым двум пунктам настоящая работа будет полезной молодым журналистам, желающим попробовать свои силы в жанре фельетона. А вот третий пункт зависит только от них.

Библиография

1 – С. Нариньяни «Со спичкой вокруг солнца» («Советский писатель», М. – 1975 г.)

2 – М. Кольцов «Советский фельетон» (М. – 1959 г. )

3 – М. Кольцов «Избранные произведения» («Художественная литература», М. – 1957 г.)

4 – Н.В. Гоголь «Собрание сочинений» (т.4) (М. -1953 г.)

5 – А. Аграновский «Избранное» («Художественная литература», М. –

1980 г.)

6 - М. Виленский «Как писать фельетон» (М. – 1982 г.)

7) С.В. Цукасов «Эффективность прессы. Журналист, редакция, читатель» («Высшая школа», М. – 1957 г.)

8) Е.П. Прохоров, С.М. Гуревич, А.Х.-Т. Ибрагимов «Введение в теорию журналистики. Учебное пособие» («Высшая школа», М.-1980 г.)

9) ред. К.А. Захарова «Русская журналистика 18 – 19 вв. (из истории жанров)» (издательство Ленинградского университета – 1969 г.)

10) ред. Ю.Н. Смирнов «Средства массовой информации и пропаганды» (Политиздат., М. – 1984 г.)

11) Б.В. Стрельцов «Основы публицистики. Жанры. Учебное пособие» («Университетское», Мн. – 1990 г.)

12) Е.И. Журбина «Теория и практика художественно-публицистических жанров («Мысль», М. – 1990 г.)

13) М.С. Черепахов «Жанры советской газеты» («Высшая школа», М. – 1972 г.)

14) Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский «Справочник журналиста» (Лениздат. – 1971г.)