Смекни!
smekni.com

Современное состояние жанра политический портрет (стр. 10 из 13)

В ситуации избирательной кампании рассматриваемый мною жанр политический портрет способен стать эффективным средством воздействия, побуждающим отдать свой голос за определенного политика, только при условии включенности конкретной публикации в общую стратегию предвыборной кампании, которая бы учитывала все слагаемые политического выбора*.

Глава 4 Новые тенденции в эволюции жанра политический портрет

Форма, речь о которой шла в предыдущей главе, политический портрет - реклама «о себе», достаточно интенсивно используется политиками и их консультантами для трансляции имиджа, особенно на момент предвыборных кампаний. Но условия сегодняшней действительности диктуют свои законы. Все большую актуальность приобретает утверждение о том, что работа политконсультантов не заканчивается в день выборов.

В ХХ веке мир стал гораздо более зависимым от коммуникации, чем это было ранее. Характеристики СМИ, которыми «награждаются» те или иные события, явления или персоны, стали определяющими факторами в решении многих вопросов. Статус каких-то структур, организаций, общественных деятелей стал определяться местом, которое они занимают в потоках массовой информации.

Говоря об отношениях власти и общественности, многие отмечают, что изменился даже сам тип общения людей: он стал более личностным, уводящим от нейтральной официальной информации. Лидеры-политики сделали доступной для всех свою личную жизнь. Раньше человек, не имеющий прямого отношения к власти, мог знать столь детально только жизнь своих родственников или автобиографические данные первых лиц государства типа Ленина, Сталина и др. Теперь ситуация изменилась, общественность стала жадно впитывать биографические подробности по сути совершенно далеких от нее людей. Президент украинской ассоциации паблик рилейшинз, Георгий Почепцов в своей работе «Профессия: имиджмейкер» попытался найти объяснение происходящим в обществе процессам: «Вероятно, при сильном расширении мира одновременно происходит его существенное сужение: отдельных личностей мы начинаем рассматривать, благодаря СМИ, чуть ли не в микроскоп»[48].

Все это предъявляет новые требования к поведению политиков, общественных лидеров. Прежде всего, их деятельность должна носить публичный, открытый характер: «… есть типы профессий, туда относится и политик, которые принципиально открыты людям, что должно соответственно знаково моделироваться»[49].

Политики, действующие сегодня на разных уровнях власти, не могут не осознавать тот факт, что внимание массового сознания к ним максимально, поэтому любая информация о них должна быть продуманной и соотнесенной со способностью граждан одобрять определенные действия лидера или выносить им порицание. Лидер борется не просто за то, чтобы оказаться в центре общественного внимания. Его интересует позитивная окраска собственного образа.

Повсеместно признано, что без формирования индивидуального сознания, без продуцирования настроений и интересов общественности никакой вид деятельности (а политика тем более) в современном обществе не может быть успешным. Учитывая это, можно сказать, что политические имиджи лидеров уже давно стали неотъемлемой частью политического процесса в целом. Публичное «я» лидера, его имидж, помогает ему управлять.

Все это доказывает, что для действующего политика внимание к формированию собственного образа, его восприятие общественностью как человека уверенного в себе, ни в чем не знающего сомнения, который готов ответить на любой вопрос, не менее, а в некоторых случаях и более, актуально, чем в период выборов. Поэтому после назначения политика на должность продолжается конструирование такого коммуникативного процесса, который способствовал бы формированию положительного общественного мнения относительно него.

Работа специалистов по связям с общественностью или PR-структуры с политиком на данном этапе сводится не просто к необходимости проведения эффективной предвыборной кампании, задача политконсультантов помочь лидеру наладить отношения с общественностью в рамках конструктивного диалога, а не монолога власти или конкретного субъекта, как это было раньше. Одной из основных целей политической PR-деятельности является «создание благоприятной внешней и внутренней социально-политико-психологической среды»[50].

Интерес политсоветников к наиболее полной концентрированной форме печатного воплощения образа лидера, политическому портрету, и здесь не ослабевает. Возможности этой формы, заложенные уже в самой природе существования художественно-публицистической разновидности жанров, понимают все: политики, их консультанты, да и сами журналисты.

Сочетая документальные материалы и художественные формы, образность характеристик и высокую степень типизации политический портрет создает образ. Фактичность, оценочность, аналитичность, образность – определяющие категории этого жанра. Работа журналиста над написанием очерка-портрета предполагает изучение реальности: контакты с героем, максимально полное исследование личности и ее черт. Это требование публицистического жанра раньше в какой-то мере определяло задание редактора: «…подготовку очерка можно дать лишь в том случае, если очеркист уже держал в поле зрения данного человека, накопил о нем фактический материал и наблюдения».[51]

Очеркист должен разобраться в сложностях индивидуального характера, создать психологический портрет, раскрыть внутреннюю мотивацию поступков, нравственное кредо героя, истоки движущей силы его духовности. Художественный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного. И тут во власти автора одни характеристики выдвинуть на первый план и подробно осветить, другие – лишь назвать, не раскрывая. Не секрет, что особое значение при создании художественного образа определенного человека приобретает проблема творческого домысла. При этом творчество проявляется уже в отборе материала, его комбинировании. «Чистая информация вне отбора, вне анализа и синтеза, вне фиксации противоречий, вне диалектического противоположения категорий не может служить общественным целям».[52] И, наконец, последнее - беспристрастной информации о политике не существует! Жанр политический портрет не может быть лишенным оценочности по природе. В образе политика всегда отражается определенный эмоциональный настрой публициста.

Талантливый публицист интуитивно находит те приемы, закономерности, которые помогают наиболее полному и яркому раскрытию личности: «…на практике, конечно, журналист может и не задумываться специально над тем, какой метод воздействия он применяет, выручает, как говорится, интуитивный расчет»[53]. Но сегодняшняя реальность развития СМИ приводит к утверждению о том, что продукцию журналистов, в большей своей массе, нельзя считать сугубо «авторскими интерпретациями».

Журналистика и связи с общественностью, чем дальше, тем больше «обречены» на сотрудничество и контакты. Роль PR-консультантов в данных отношениях определяется достаточно четкой формулой: любая информация, исходящая от лидера, должна быть воспринята общественностью необходимым ее отправителю образом. Если речь идет о политическом портрете, точнее о его разновидностях портретном интервью или очерке-портрете, то содержание этих материалов будет непременно предполагать ориентированность на интересы героя. Автор подчиняет, так называемый, художественный анализ определенным, в данном случае политическим целям.

Общий эмоциональный настрой материала, его оценочность позитивны по отношению к герою публикации. Необходимый этап в работе журналиста: сбор всевозможной информации для наиболее полного освещения всех сторон личности заменяется слаженной работой PR-команды. Для выполнения своей главной задачи – оптимизации коммуникационных взаимодействий и гармонизации отношений между источником информации (отдельным лицом) и обществом – специалисты PR используют тщательно отобранные, отражающие стремление к взаимодействию и согласию факты.

Таким образом, два этапа существования на страницах газет или журналов политического портрета (сначала в период предвыборной кампании - рекламный, а потом непосредственно в процессе деятельности политика - ориентированный), каждый со своими особенностями, определяют современное состояние и основную тенденцию развития жанра: используя все возможности этой формы подачи информации о лидере, авторы политических портретов проецирует на аудиторию выверенный образ героя, и, идя, по большому счету, на поводу у нее, акцентируя те стороны его сущности, которые они хотели бы видеть.

Цель рекламного политического портрета – собственно рекламирование – утилитарна и прагматична. Ее результатом является конкретная реакция (выбор) получателя информации. Рекламный портрет должен побудить избирателей отдать свой голос за представленное лицо, причем сделать этот выбор в конкретный временной интервал. Для этого представляемый политик идеализируется, присущие ему черты прописываются четко и однозначно. Рекламный политический портрет на беспристрастность не претендует, предлагая конкретную оценку своему герою – «отлично».

Ориентированный политический портрет на некую степень объективности претендует. Учитывая потребность общества в социально-значимой информации о лидерах и, одновременно, сложившуюся установку аудитории на неприятие политических материалов с явно выраженным заказным характером, содержание ориентированного политического портрета максимально приближено к реальному, при случае настраивает на дискуссию, но никогда не противоречит интересам описываемого политика.