Смекни!
smekni.com

Насилие на телевидении: угроза обществу или правда жизни? (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Башкирский Государственный Университет

Факультет Философии и социологии

Кафедра Связи с общественностью

ПРОЕКТ

«НАСИЛИЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ: УГРОЗА ОБЩЕСТВУ ИЛИ ПРАВДА ЖИЗНИ?»

Выполнила: Ильинская М.И.

студентка гр. 3.5 СО

Проверила: Абдуллина М.А.

доц. каф. общей психологии,

факультета психологии

Уфа

2010

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Актуальность данного исследования определяется необходимостью введения дополнительных ограничений на пропаганду секса и насилия.

В настоящее время на телевидении транслируется великое множество различных телепередач, рекламных роликов, фильмов и все они не обходят стороной (и даже не стараются!) насилие и секс. Сейчас это главная пища телезрителей. Наш телеэфир захлестнули «волны низкосортной продукции, жестокость, насилие похабщина». Многие политологи, исследователи в области печать и массовых коммуникаций, депутаты государственной думы, уже «забили тревогу» по поводу того что террор без телевидения не имеет смысла, и насилие на экране пора бы уже ограничить законом.

Эта работа посвящена исследованию телевизионного эфира с целью выяснения общей оценки положения нравственности на телевидении. А также побуждению к действиям, регламентирующим трансляцию телевизионных передач и кинофильмов, содержащих сцены насилия, секса, а также нецензурные выражения.

Телевидение оказывает гораздо большее влияние на человеческую психику, чем нам кажется. Дети в наше время воспитываются на боевиках и детективах, в также реалити-шоу, которые цензура «обходит стороной». Что же мы можем получить от нашего будущего поколения?

Было предпринято уже немало попыток сократить количество насилия на российском телевидении. И всегда они были восприняты либо как попытка ущемления свободы слова, либо же просто отложены в рассмотрении на неопределенный срок. Кто-то просто посчитал что «под запрет попадают многие детские фильмы, а также фильмы о подвигах и мужестве наших соотечественников» если ввести ограничение о показе трупов людей в период с 7 до 22 часов. Это, считается, должно быть саморегулируемо. (Как фильм может называться детским, если в нем показаны кровопролитные убийства и трупы людей. Мы все говорим, что хотим воспитывать здоровое поколение. Но, ни о каком психическом здоровье не может идти и речи! Дети должны воспитываться в атмосфере доброты и любви, насмотреться на тяготы жизни они успеют.)

Пропаганда насилия в фильмах и на телевидении, в компьютерных играх и современной музыке - главная причина всеобщего ожесточения нынешней молодежи. Однако, ввиду поголовного приобщения массового сознания к продукции именно такого характера, перспективы её запрета обречены на провал.

Сегодня психологи и социологи всего мира бьют тревогу по поводу насилия в масс-медиа, изощренных убийствах на экране, кровавых компьютерных играх, цинизм которых превосходит все мыслимые и немыслимые нравственные барьеры. Не отстает и современная поп-музыка с её безумными текстами и соответствующей музыкой. Специалисты до сих пор не могут дать точного ответа, как в действительности действует на психику человека изображение насилия: провоцирует ли оно подражание или же, напротив, вызывает неприятие агрессии. И есть ли в современном обществе тенденции, которые в будущем позволят снизить массовое тиражирование насилия и заставят человечество вернуться к пропаганде гуманистических ценностей.

Многие специалисты сегодня сходятся во мнениях в том, что насилие виртуальное способно вызвать насилие реальное. Как быть в этой ситуации? Очевидно, что с помощью простого запрета этой проблемы не разрешить, поскольку она давно уже имеет глобальный характер и вышла на межгосударственный уровень. Кроме того, именно запрет, как правило, и провоцирует повышенный интерес людей к теме.

Главный «подозреваемый» сегодня, повинный в массовом крушении морально-нравственных общественных устоев - «индустрия развлечений». Кинофильмы, телесериалы, компьютерные игры, музыка и литература - культивирую в различных формах насилие, что быстро доходит до потребителя.

В этой работе исследуются работы таких социологов как Дж. Кэнтор, Элиаса Канетти, Густава Лебона, мнения выдающихся исследователей в области телерадиовещания, таких как А. Чикирис и В. Бабурин, а также политологов, депутатов Государственной думы и исследование экспертной группы при Общественном комитете.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования в данной работе стало непосредственно телевизионное вещание, которое является предметом зрительского восприятия, и поток информации в котором не фильтруется, что формирует у зрителей нездоровые фантазии и приводит к необдуманным действиям.

Предметом исследования являются телевизионные каналы, при ближайшем рассмотрении которых станет ясно кто? что? и в какой степени? преподносит нашему зрителю сцены насилия, секса и нецензурной брани.

Цели и задачи исследования

Агитационные возможности экранных искусств трудно переоценить.

«Главная задача кинематографа, – писал А.Луначарский еще в 1919 году, – в его научной и в его художественной отрасли заключается в пропаганде. <…> Кинематограф <…> является, с одной стороны, наглядным вызовом при распространении идей, с другой стороны – путем внесения в него черт изящного, поэтического, патетического и т.д., способен затрагивать чувства и является, таким образом, аппаратом агитации»[1].

Цель настоящего исследования состоит в выявлении общей оценки положения нравственности на телевидении. Анализу подвергаются телевизионное вещание отдельно выбранных телеканалов.

В задачи исследования входит рассмотрение преподношения аудитории сцен насилия, секса и всего прилагающегося к этому аспекту (драки, нецензурные выражения, кровопролитие и т.п.). Также в задачи входит выяснение, существуют ли временные рамки для трансляции передач содержащих сцены насилия, секса и т.п.

Телевизионная зависимость базируется на постоянной потребности публики в новизне, сенсационности информации, поданной средствами экранных искусств, и в основе своей опирается на принцип повторения. Это и позволяет манипулировать сознанием телезрителя.

Теоретико-методологическая основа работы

В основе работы – аспектный, научный, комплексный и прагматический подходы. В рассуждения о влиянии телевидения на психику человека, на его действия, на отношение к жизни, в исследовании проблем художественного восприятия автор опирался на труды отечественных и зарубежных ученых: З. Фрейда, Д.Н. Узнадзе, А.В. Федорова, В.А Ситарова, Дж. Кэнтора, Э. Канетти, Г. Лебона, И.А. Климова.

В осмыслении актуальных проблем современного телевидения используется исследование экспертной группы при Общественном комитете, а также учитываются мнения выдающихся политологов и депутатов Государственной думы.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Результаты исследования могут использоваться как в практике разработки запретов и ограничений действий, регламентирующих трансляцию телевизионных передач и кинофильмов, так и в теоретических исследованиях проблем функционирования экранной культуры, а также в курсах лекций учебных заведений по психологии влияния телевизионного эфира на человеческую психику.

Структура проектаопределяется задачами исследования. Проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и сайтов интернета.

Гипотеза

На основе наблюдений и предположений выдвигается гипотеза о том, что при уменьшении или полной ликвидации из телевизионного эфира сцен насилия, секса, нецензурной брани и образцов дурного поведения количество преступлений и хулиганств значительно уменьшится. Не будет скрытого влияния на психику человека через телеэкран, вызывающего необоснованные действия со страшными последствиями.

Глава 1 «Что такое насилие, и его уровень в исторической ретроспективе»

Насилие — это применение силовых методов, или психологического давления с помощью угроз применения силовых методов, заведомо направленных на слабых или тех, кто не может оказать сопротивление. То есть любое применение силы по отношению к беззащитным.

По данным академика РАЕН А. П. Назаретяна (2007), а также подсчетам профессора Н. С. Мироненко, средний уровень насилия на протяжении веков постепенно снижается. Во всех международных и гражданских войнах XX века погибло от 100 до 120 млн чел., включая косвенные жертвы. Это составило около 1 % живших на Земле людей (10,5 млрд в трёх поколениях). Приблизительно такое соотношение имело место в XIX веке (35 млн жертв на 3 млрд населения), но в предшествующие столетия процент жертв был заметно выше — порядка 4 %. Например, в Тридцатилетней войне погибло, по разным подсчетам, от трети до трех четвертей населения Германии; по данным Ключевского во время реформ Петра I погиб каждый пятый житель России. Из-за скудости источников невозможно оценить процент жертв в более ранние эпохи, но анализ современных обществ, находящийся на племенном уровне развития, показывает чрезвычайно высокий уровень насилия. Согласно данным авторитетного этнографа Дж. Даймонда, «в обществах с племенным укладом… большинство людей умирают в результате убийств». Исследователь австралийских аборигенов Д. Блэйни оценивал насильственную смертность в племенах в 2 % населения в год.

Согласно данным доклада «Война и мир в XXI столетии» (автор — Эндрю Мак, бывший директор департамента стратегического планирования ООН, а ныне профессор университета в Британской Колумбии), начиная с 1950-х годов уровень «военной смертности» постоянно, хотя и неравномерно снижался. Только в период с 1992 по 2005 уровень насилия снизился на 40 %.