Смекни!
smekni.com

Реклама в печатных СМИ: кто сегодня формирует аудитории? (стр. 1 из 4)

Тема: Реклама в печатных СМИ: кто сегодня формирует аудитории?

Реклама сегодня проникла во все СМИ, используя единое информационное пространство, что не может не сказываться на обеих.

Мировая практика показывает, что функционально СМИ наиболее приспособлены для реализации потребности в рекламе, наиболее удобны как средство обеспечения регулярной связи между производителем и потребителем.[1]

Реклама и развлекательная журналистика адресуются к читателю прежде всего как к потребителю, а не гражданину, у которого есть своя социальная роль. Обеспокоенность мировой общественности этой всемирной тенденцией обусловило, в частности, формирование в ЮНЕСКО специальной программы, одной из задач которой стало изучение взаимозависимости индустрии рекламы и СМИ.[2]

Взаимозависимость не может не сказываться на формировании аудитории СМИ. Встает вопрос: чье влияние сегодня является доминирующим при структурировании потребителей печатной информации, чьи потребности определяют круг читателей, и, соответственно, дальнейшее развитие СМИ? Поэтому можно говорить о том, что выбранная тема актуальна не только в учебных, но и в практических целях.

Для раскрытия данной темы следует выявить структуру воздействия рекламы на печатные СМИ и степень трансформации последних под влиянием рекламы. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Тематика определила соответствующий подход к анализу материала, который был направлен на выявление методов и форм влияния рекламы на печатные СМИ и заключался в анализе научной литературы по данной тематике и систематизации материала.

"Реклама в настоящее время представляет собой неличностную форму коммуникации, осуществляемую через платные средства распространения информации с четко выраженным источником финансирования".[3]

Сегодня реклама имеет все признаки общественного института, со всеми присущими ему формами, функциями и средствами воздействия. В частности, следует отметить, что СМИ стали рассматривать рекламу как основной источник денежных поступлений, а как институт, она стала влиять на духовную жизнь общества. К середине ХХ в. стало очевидно, что реклама является своеобразным продуктом системы средств массовой коммуникации (ССМК), общества массового потребления и атрибутом массовой культуры. Аналитики даже заговорили о взаимосвязи между человеческими потребностями и интересами правящей элиты, навязываемыми СМИ.[4] В середине ХХ в. большинство исследователей поведения человека в обществе массового потребления констатировали: привычка воспринимать рекламу как нечто обыденное стала мотиватором распространения массовой культуры.

С началом перестройки хлынувшие на российский рынок западные рекламные тексты не делали никаких поправок на наши психологические особенности. Реклама, вырванная из зарубежного контекста, превратилась в России, ввиду отсутствия рыночных механизмов, из канала коммерческой информации в идеологический инструмент тиражирования чуждых идей, мнений и оценок определенной группы людей. Попытки зарубежных рекламных консультантов перенести отработанные западные идеи на российскую почву провалились: полноценный коммуникационный акт возможен только при наличии общего, т.н. фонового знания ("исторической памяти"), равно присущего как адресату, так и адресанту. В 1980-1990 гг. коммуникационные потребности не учитывались (40%), или полностью игнорировались. В результате возникшего коммуникационного кризиса россияне до сих пор идентифицируют источник информации и рекламу в нем помещенную. Эта тенденция наиболее отчетливо проявилась в период краха финансовых пирамид. Тем не менее, центральные СМИ продолжали пользоваться доверием россиян.[5]

Зарубежная реклама в период перестройки стала продвигать на российский рынок товары, выпуск которых отлажен. Поэтому, вопреки законам современного маркетинга, упор делался намодификации рекламы, а не на изменении производства товаров под мало изученные вкусы и потребности россиян. Нацеленность на предельно массовые потребности определила интерес к тем носителям рекламы, которые охватывали наибольшие аудитории (в первую очередь – ТВ). Сегментирование рынка товаров и услуг ускорило развитие системы СМИ, увеличило разнообразие их типов. Особенно сказалось оно на журналистской периодике. Реклама позитивно повлияла на дизайн печатных изданий, обогатила их изобразительные средства, дизайн. Поскольку теперь читатели покупают их в основном в рознице, оформление делается таким, чтобы они были максимально заметны на местах продажи.[6]

В современном российском обществе продуцирование, тиражирование и распространение информации происходит при заметном влиянии корректирующего воздействия рекламных коммуникаций. [7]

К концу 90-х годов российская аудитория СМИ включила рекламу в систему своей соци­альной ориентации.[8]Изменение функциональной части рекламного текста с информационной на оценивающую, объясняющую или побуждающую ведет, как правило, к дисгармонии в сочетание с функцией массовой коммуникации.[9]

В связи с выходом на социальный информационный канал реклама становится частью социальной информационной среды. Реализуя коммуникационную функцию, реклама обретает способность переводить интересы и потребности массовой аудитории в систему ценностных ориентаций, влиять на формирование мнений и оценок. Здесь, на уровне идеологии и возникает точка пересечения СМК и рекламы. Это идеология рационального, оправданного духовными интересами и системой потребностей повседневного поведения современного человека. Оперативная информация, распространяемая через каналы массовой коммуникации, знакомит с морально-этическими, правовыми нормами, стандартами поведения. "Для человека общества массового потребления, на которого обрушилась лавина разнообразной информации, ядро структуры личности, установка, ценностные фантазии формируются посредством структурной информации, включая рекламу".[10]. Рекламируя через каналы массовых коммуникаций тот или иной товар, рекламодатель не только призывает купить этот товар, но и воздействует на систему ценностей человека. Реклама также влияет на фундаментальные мировоззренческие основы общества, т.е. осуществляет пропаганду того или иного образа жизни.[11]

Следствием рекламы дорогостоящих товаров и услуг и односторонней пропаганды соответствующего образа жизни является формирование культа денег, что приводит людей к стремлению обладать этими деньгами любым способом. Пропаганда образа жизни обеспеченного человека сама по себе ничего плохого не несет. Отрицательный момент заключается в том, что способы достижения благосостояния и связанный с этим труд остаются как бы "за кадром", создавая впечатление, что наличие богатства является лишь вопросом желания. Иными словами, пропагандируется результат, но никак не акцентируется внимание на процессе. Как результат, появляются определенные группы людей, находящиеся в состоянии психологической готовности к совершению несанкционированных действий, ведущих к обогащению и включающих в себя любые способы — от присвоения государственной собственности до мелкого карманного воровства. Вышеназванная система ценностей и действий по ее достижению, возведенная средствами массовых коммуникаций посредством формирования установок и стереотипов в социальную норму, ведет к разрушению нравственности, к обесцениванию человеческой жизни и, как, следствие, к игнорированию законодательных правовых норм, что способствует прогрессирующей криминализации общества. Реклама в своем стремлении продать товар опирается на существующую у людей потребность в нем. Однако, стремясь к оптимизации достижения этой цели, потребности могут искусственно создаваться. Этому способствует многократно повторенная по каналам СМК, особенно телевидения, искусно составленная реклама, учитывающая психологические особенности той целевой аудитории, на которую она направлена, и методично внушающая человеку, что без рекламируемого товара его жизнь не сможет быть полноценной. При этом создание потребностей является одной из форм манипулирования массовой аудиторией, которая с этой целью приводится в состояние повышенной готовности для восприятия внушения.[12]

Продажа идей и образа жизни как функция изначально не была присуща рекламе, а принадлежала СМИ. Сегодня это общая функция и массовой коммуникации и рекламной.[13]

В советский период рекламный рынок был монополизирован государством и делалась ставка на стереотип: "советское – хорошее, буржуазное – плохое". Основные черты рекламы этого времени – безальтернативность, навязчивость и реклама без товара. Механическое повторение общих истин в стереотипных формулах программировало усеченное восприятие действительности. Сегодня реклама в интересах рынка настойчиво навязывает аудитории свои ценности, активно формирует массовое сознание, "тиражируя нравственный кодекс и жизненные ориентации заказчика".[14]

В постсоветское время реклама не сразу была оценена отечественными СМИ как важнейший и надежнейший источник поступления средств. В 1988-91 гг. газеты по-прежнему делали ставку на тиражи и стремились реализовывать их по подписке. Ситуация в корне изменилась в 1992 г. с введением свободных цен. Дорожала бумага, услуги Министерства связи. За доставку газет подписчикам почта требовала больше, чем стоило само производство номера. СМИ начался поиск новых финансовых источников и реклама становится составной частью бюджета СМИ.