Смекни!
smekni.com

Функция жанра "письмо". "Открытое письмо" в журналах И.А. Крылова (стр. 1 из 9)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики

Кафедра периодической печати и теории журналистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «История отечественной литературы»

Функция жанра «письмо». «Открытое письмо» в журналах И.А. Крылова

030601 «Журналистика»

Руководитель работы:

доцент, д. ф.н. Жаплова Т.М.

Исполнитель:

студент IIIкурса дневного отделения

Ведяшев А.Н.

Оренбург 2010


Содержание

Введение

1 Жанр письма

1.1 Функции жанра открытое письмо

1.2 Открытое письмо

Выводы по первой главе

2 Журналистская деятельность И.А. Крылова

2.1 Работа Крылова в периодических изданиях

2.2 Открытое письмо в журналах Крылова

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников


Введение

Актуальность исследования. «Литература жила, жива и жить будет!» - сказал кто-то из великих ещё в XVIII веке. Многие усомнились в этом в ХХ столетии, когда появилось и стало стремительно распространяться кино, а затем и телевидение. Слова героя фильма «Москва слезам не верит»: «Скоро не будет ничего: ни книг, ни театра – одно сплошное телевидение…» -, к счастью, не оказались пророческими. Люди по-прежнему читают. И не только «глянец», зачастую низкопробный, а местами и пошлый, но и качественную классическую литературу. Поэтому в рейтинге самых актуальных вещей и явлений литература и сегодня заняла бы одну из лидирующих позиций.

Не могу не сказать и об актуальности литературы для журналистики. Вне всяких сомнений, художественные книги оказали огромное влияние на журналы и газеты. Особенно в XVIII – XIX вв., когда они находились, что называется, на стыке. Да и как могло быть иначе? Ведь и сочиняли газетные статьи сами писатели того времени. Поэтому именно они и формировали журналистику как науку. Иван Андреевич Крылов, к примеру, был не только отличным писателем, но и блистательным журналистом, о чём свидетельствуют его путевые заметки и очерки, о которых и пойдёт речь ниже.

Актуальность для теории. Творчеством Крылова занимались многие учёные. М.Б. Городецкий рассматривал его с точки зрения его влияние на развитие общественной мысли. Б.И. Есин анализировал особенности стиля и языка писателя. А.Ф. Бережной, исследуя социальные и политические проблемы конца XIX века, в качестве примера разбирал пьесы Чехова.

Актуальность для практики. Мы знаем множество примеров того, что писатель или поэт при жизни так и не изведал славы, и к изучению творчества его пришли только после его смерти. Известны случаи запрета книг в связи с несоответствием их содержания идеям власть имеющих. А есть и те, чьи книги и были изданы, но популярности не получили, и имена их авторов канули в лету. Крылов не относится ни к первым, ни ко вторым, ни к третьим. Он был популярен и в ХIХ веке, не забыт он и сейчас. Свидетельств этому множество: его произведения проходят школьники и студенты, его книги переиздаются и успешно раскупаются, его пьесы ставятся в самых известных театрах в России и за рубежом. А популярен он потому, что современен. Во все времена. Его герои интересны. Проблемы – злободневны. Советы – мудры и полезны.

Проблема исследования. В своем творчестве он говорит о насущном: это и вопросы нравственные, касающиеся лично каждого, и социальные, важные для общества в целом.

Тема исследования. Но, к сожалению, Ивана Андреевича мы знаем только как баснописца. А ведь он писал и замечательные публицистические произведения. Поэтому в своей работе я хочу рассмотреть творчество Крылова не только как писателя, но и как журналиста.

Задачи исследования. В своей работе я хочу

1. осветить деятельность Крылова-журналиста;

2. выявить особенности описания характеров;

3. обратить внимание на проблемы, затронутые автором в произведениях;

4. особое внимание хотелось бы обратить на стиль и язык Крылова в его публицистике.

Объектом исследования является журналистская деятельность писателей конца XIX века.

Предмет исследования: деятельность И.А. Крылова как журналиста.

Цель исследования: изучить проблему жанра письмо и открытое письмо и проанализировать, выявить и сформулировать его роль в журналах И.А. Крылова.

Значимость результатов исследования. Исследуя творчество Крылова-журналиста, мы - узнали, что И. А. Крылов активно сотрудничал в различных газетах и журналах;

- определили, что Иван Андреевич написал более 100 путевых заметок, портретных очерков и других публицистических работ;

- выявили характерные особенности стиля и языка Крылова.

Методологическую основу исследования составляют:

- исследования по отечественной истории XVIII века (М.Н Рахматуллин, Березина А.И., Кашанина И.Я., Радугин А.А);

- исследования по истории отечественной журналистики XVIII века (Есин Б.И., Татаринова Л.Е., Западов А.В.);

- исследования в области жанров журналистики и конкретно жанра «письмо», «открытое письмо» (Иванова А.А., Ворошилов В. В., Прохоров Е. П.).

Основные методы жанра: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, объекта и предмета исследования, изучение полученных данных.

Исследование на базе выбранной методологической основы, а также в соответствии с поставленными целями, задачами и гипотезой исследования проводилось в три этапа.

Первый этап, информационно-поисковой, прошёл с сентября по октябрь 2009 года. Исследована тематическая литература по изучаемой проблеме. Определены цель, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза и составлен план работы.

Второй этап, деятельно-оценочный, прошёл в ноябре 2009 года. Он включил проверку гипотезы, практическое изучение объекта и предмета исследования.

Третий этап, обобщающий, прошёл в декабре 2009 года. Обрабатывались и систематизировались полученные в ходе исследования материалы в форме курсовой работы.

Структура научной работы: Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (5 источников) и приложений.


1. Жанр письма

Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает формирование коммуникативной компетенции, что подразумевает, например, «адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения», «создание текстов разных стилей и жанров». Среди текстов, включенных в Требования к уровню подготовки учеников, назван и такой текст, как письмо. (В учебниках русского языка этой разновидности текста, к сожалению, уделяется мало внимания). В связи с новой формой сдачи государственного экзамена– умение писать сочинения можно назвать главным в программе обучения русскому языку. Ведь именно сочинение отражает способность ученика понять автора текста, рассуждать по поводу сказанного им, вступать с ним в заочный диалог. Ученическое сочинение, написанное в любом жанре (в том числе и в форме письма) показывает стремление мыслить, заявляет о своем видении мира, общества, человека.

Письмо. Образовано с помощью суффикса – мо (подобное структуре бельмо) производное от писать. Индоевропейского характера.

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибуд, кому-нибудь.

2. Умение писать.

3.Система графических знаков для передачи, запечатления речи.

4. Стиль, манера художественного изображения (например, в живописи).

первоначальное значение – «пестрить, украшать».

Передать слово другому, то есть сообщить какие-то важные сведения, предупредить об опасности. Для этого нужно было изобрести письменность.

Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, другого жилища еще не было. В пещерах жили и медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Возможно, так возникла дорога к письменности. А, возможно, и так…

Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков. Около пяти тысяч лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки – иероглифы. Слово иероглиф означает «священные знаки». Каждый иероглиф - слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.

Есть, вернее, была узелковая письменность, придуманная славянами. Знаки этой «письменности» не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в клубки – книги. Память о древнем узелковом письме осталась в языке, в фольклоре: «завязать узелок на память», «связать мысль», «нить повествования», «узел проблем», «завязка», «развязка». Сохранилась и пословица: «Что знала, то сказала, на нитку навязала».

Постепенно рисунки-слова упрощались, становились схематичными и превращались в буквы.

Если бы археологи не отыскали в новгородской земле старинных берестяных грамот, то мы никогда бы не узнали о широком распространении грамотности среди простого народа в те далекие века. Первое берестяное письмо найдено в июле 1951 года, это письмо от Петра к Марье. В древнем документе важно каждое слово – ведь за ним встает целая эпоха, далекая и малоизученная.

В средние века письмо представляло собой переписку крестьян и горожан со своими феодалами, с друзьями, с родственниками… Поиски берестяных писем продолжаются, возможно, недалеко то время, когда благодаря этим находкам мы узнаем имена и думы сотен простых русских людей далекого прошлого.

Бурное время Ивана Грозного (16 век) отражено в «Песне о купце Калашникове» Лермонтова, облик царя запечатлен художниками Васнецовым, Репиным, скульптором Антокольским. Дивный Покровский собор (Василия Блаженного), первая в России типография построены при Грозном. Вот уже более двухсот лет о личности царя идет дискуссия. Одни видят в нем тирана и чудовище, другие – мудрого правителя.