Смекни!
smekni.com

Альманах "Полярная звезда" с точки зрения типологии периодики (стр. 1 из 5)

Введение

В современном мире насчитывается огромное количество красочных периодических изданий – это газеты, журналы, электронные версии средств массовой информации в сети Интернет. С каждым годом появляется множество новых изданий, но вместе с этим старые уходят в прошлое. В XIX веке во время декабристских восстаний особую популярность имели альманахи. Одним из самых известных можно назвать альманах «Полярная звезда», который издавали К.Ф. Рылеев и А.А. Бестужев. Но в связи с ужесточением цензурного устава во время советской власти в XX веке развитие этого типа издания практически остановилось. В современной периодике таких изданий, как альманахи, нет совсем. Последним известным альманахом был так называемый «Полдень XXI века», выходивший в качестве приложения к журналу «GEO».

Короткое время существования альманахов не случайна. В современном мире они не смогли бы принести прибыль издателям из-за своих типологических характеристик. Они имели узко тематическую направленность, редкие выпуски, строго консервативное строение, определенный набор авторов. Сегодняшнему читателю больше нравятся яркие, красочные издания, разно специализированные и т.д., именно поэтому альманахи перестают быть интересны обществу, стали не нужными издателям и, в конце концов, перестали существовать как отдельный вид периодики.

Несмотря на то, что альманахи стали редким явлением, теоретики журналистики всё же изучают этот тип периодики, выделяя его шлавные характеристики и признаки.

Цель работы: исследовать альманах «Полярная звезда» с точки зрения типологии периодики.

Задачи работы:

– изучение критериев выделения альманаха как типа издания;

– изучение истории развития альманахов в России;

– анализ альманаха «Полярная звезда».

Объект исследования – тип периодического издания альманах.

Предмет исследования«Полярная звезда» как тип издания.

Методы исследованияанализ литературных источников, метод сравнения.

Методологической базой исследования послужили работы таких авторов, как В.П. Афанасьева, выпустившего сборник избранных произведений «Полярной звезды»; В.В. Ворошилова, С.Г. Корконосенко, писавших о типологии периодических изданий. Есин Б.И даёт характеристику альманахам декабристов. И.В. Кузнецов в работе «История Отечественной журналистики» подробно анализирует издание «Полярная звезда» и т.д.


1. Теоретическое обоснование темы

1.1 Тип периодического издания «альманах»

Альманах (от араб, al mana – время, мера) – так в XIV–XV вв. назывались сборники календарных таблиц с астрономическими вычислениями; позже, с XVI в., их издавали ежегодно, дополняя различными справочными сведениями, маленькими рассказами, стихами, шутками и т.п. Впоследствии альманахом стали называть сборник литературно-художественных произведений различного содержания.

В Большой Советской энциклопедии альманах определяется как:

1) непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т.д. (эти альманахи по типу близки к так называемым календарям-справочникам).

2) Литературный альманах – сборник литературных произведений, часто объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и др.). Первые литературные альманахи появились в Западной Европе (во Франции) в середине 18 в., в России в конце 18 в.

В отличие от журнала, альманахи выходят обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляют собой непериодические сборники, содержащие сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т.д., приближаясь к типу календарей-справочников.

Основными чертами альманаха являются:

1. По периодичности: связь с ежегодным циклом жизни (как правило, альманахи издаются к Новому году);

2. По содержанию: собрание разнообразных материалов разных авторов при отсутствии четкой архитектоники (обычно альманахи представляют ранее неопубликованные произведения целиком или в отрывках);

3. По назначению: выставка произведений, относящихся к одной или нескольким сферам духовной деятельности (литература, искусство, критика, публицистика, наука и проч.), как с задачами удовлетворения интересов и потребностей читателей, самореализации автора как творческой личности, так и коммерческими целями (получение дохода издателем и, – с началом профессионализации литературного труда, – авторами).

В большой энциклопедии основные черты альманаха обозначаются двумя пунктами:

– альманах включает несколько авторов и произведений небольшого объёма различных видов и жанров либо относительно самостоятельных фрагментов крупных произведений;

– абсолютная или относительная новизна публичных материалов.

Классификация альманахов:

1. По содержанию: литературные, литературно-критические, театральные, музыкальные, публицистические и прочие.

2. По принципам взаимоотношений издателя и авторов: «аристократы», то есть качественные альманахи авторитетных издателей, привлекавших известных авторов; «мещане», то есть издания литераторов «средней руки», лишь изредка украшавшиеся именами знаменитостей и «черный народ» – сборники третьеразрядных авторов.

3. По аудиторной направленности: универсальные, женские, детские и прочие.

4. По месту издания: федеральные, местные.

5. По форме издания: формат, объем, оформление.

1.2 История возникновения и становления альманахов

Альманахи получают большое развитие в начале XIX века. Их основные специфические черты сохраняются в моделях периодических изданий до наших дней.

Формирование альманахов определяли условия книгоиздания того времени, а также определенные традиции.

Уже в XVIII веке было подготовлено несколько изданий, которые называли альманахами (например, две книжки альманаха «Аглая» – 1794–1795 годы, три книжки альманаха «Аониды» – 1796–1799 годы), характерными особенностями которых являлись отбор произведений и состав изданий: издатель включал в них в основном литературно-художественные произведения разных авторов.

В XIX веке развитие альманахов продолжилось. Но это уже были не просто сборники. Они стали как бы отдельными номерами журналов, издававшимися не периодически, а от случая к случаю. К чисто литературному значению, которое имели альманахи XVIII века, в XIX веке постепенно прибавляется и идейно-политическое.

Изданные в 1796–1799 годах три книги альманаха Н.М. Карамзина «Аониды» сопровождались предисловием, в котором был изложен принцип отношения издателя к авторскому тексту: «Я не позволил себе, – пишет он, – переменить ни одного слова в сообщенных мне письмах».

Этот подход лег в основу подготовки альманахов и в ХIХ веке. Издатель не вмешивался в авторский слог. В его задачи входили поиск материала, его расположение, составление заголовков, предисловия, корректура набора, подбор иллюстраций.

Поскольку на издание альманахов не требовалось, как на периодическое издание, цензурного разрешения, такие издания были особенно привлекательны для издателей, так как позволяли расширить отбор произведений и знакомить читателей с новыми литературными работами малых форм. Можно предположить, что именно поэтому к альманахам обратились декабристы, и этот же вид издания использовал в своей издательской практике А.С. Пушкин.

Альманахи отличала особая внешняя форма. Они имели карманный формат (12-я доля листа), их оформляли виньетками и рамками.

Был принят определенный тип структуры альманаха. Кроме литературных и литературно-критических произведений сюда включали издательские предисловия, эпиграфы, примечания, иллюстрации.

Предисловие заключало в себе признательность издателя авторам, приславшим свои произведения. Кроме того, оно раскрывало принцип, лежащий в основе комплектования альманаха. Таким образом, альманахи формировали и определенный тип справочного аппарата, обращенного к читателю.

Материалы альманаха, как правило, подписывали только инициалами. Подбор произведений подразумевал разнообразие жанров и тем. Произведения внутри альманаха располагались по-разному, без какой-либо системы. Но роль управляющего, поискового элемента выполняло оглавление. Здесь произведения группировали по жанрам. В некоторых альманахах (например, в «Сборнике отечественных муз на 1827 год») произведения внутри жанровых групп даны в алфавитном порядке.

Иллюстративный материал помещали самостоятельным разделом, причем рисунки не были связаны с текстом, а имели собственные пояснения. Например, к альманаху «Невский листок на 1826 год» (издатель Егор Аладьин) приложены две гравюры: «Вольный стрелок» и «Часовня Вильгельма Теля» с текстом «Изъяснение картинок».

Подготовка альманахов характеризует уровень развития редактирования в первой трети XIX века. Так, соотношение справочного аппарата и состава альманаха еще не нашло отражения в связях определенного рода: как говорилось, структура оглавления не соответствует структуре самого издания, иллюстративный материал не является органической частью содержания. В сущности, альманах не был еще целостной системой, издатель рассматривал его исключительно как средство доведения произведений литературы и графики до читающей публики. Не случайно заглавия альманахов не отражали их содержания. Как правило, это были условно-поэтические или романтические названия: «Утренняя заря», «Свиток муз», «Цветы граций», «Минерва или Дамская карманная книжечка», «Мнемозина», «Календарь муз на 1826 год» и пр.

Лучшие альманахи ХIХ века отражали развитие русской общественной мысли, события общественного движения. Это достигалось за счет отбора произведений. Альманахи, выпущенные в 1820-е годы, интересны прежде всего тем, что их формировали как издания с определенным политическим направлением. Издатель, помещая материалы общественного, мировоззренческого характера, обозначал тем самым свою идейную позицию. Критерий идейной ценности становится главенствующим при отборе произведений в альманахи декабристов. Поэтому в историю отечественной культуры они вошли как издания, отличавшиеся своей непосредственной связью с развитием русской общественной мысли и отражавшие социальные движения в обществе.