Смекни!
smekni.com

Способы и методы повышения информативности текста (стр. 1 из 2)

Введение

В данном реферате рассматривается тема информативности текста, и требованиям к ней предъявляемым, а так же способы повышения информативности, не нарушая при этом общее восприятие текста.

Основная цель, преследуемая автором при создании текста – сообщение информации. Информационной насыщенностью текста называется общее количество информации присутствующей в нем. Этот показатель может быть различным, в зависимости от новизны и полезности информации предоставляемой в тексте.

Информативность текста тесно связана с его связностью и цельностью. Если он не представляет собой единой структуры, то ни о какой информативности не может идти речи. Текст должен быть не только информативен, но и связным, представлять собой целостное произведение, а не состоять из отдельных фрагментов.

Актуальность представленной темы не должна вызывать сомнений, ведь информативность – необходимое качество любого текста.

Информативность текста

Информативность – способность текста быть носителем законченного сообщения, передавать информацию. Информативность как важнейшее свойство текста характеризует количество содержащийся в нем информации, ее важность и новизну.

При оценке информативности текста важно учитывать два аспекта. Первый – отношение информации текста к знаниям читательской аудитории и ее информационным интересам. Чем больше новой – интересной и понятной информации содержит текст, тем он более информативен. Эту сторону содержания редактор оценивает при первом, ознакомительном чтении текста. И второй – это семантические и синтаксические свойства изложения, позволяющие с помощью одинакового числа языковых знаков передавать разную по количеству и качеству информацию

Информацию можно разделить на несколько видов.

Фактуальная информация свойственная любому тексту и отражает явления действительности и их взаимосвязи, это осмысленная автором картина мира, реального или воображаемого, переданная средствами языка. Фактуальная информация чаще всего выражена вербально с помощью слов, употребленных в своих прямых словарных значениях. Она составляют предметно-логическую основу текста. В редактировании с фактуальной информацией тесно связано понятие факта.

Концептуальная информация отражает авторскую оценку, интерпретацию темы, явления. Она может быть выражена вербально, т.е. в высказывании, или подразумеваться в контексте. Такая информация извлекается из текста в целом и обусловлена осмыслением отраженных в нем фактов и их отношений. Особая разновидность концептуальной информации – информация о самом авторе, его позиции в описываемой ситуации.

Однако такое разделение информации довольно условно, так как авторскую позицию, так или иначе, отражает почти любое высказывание.

Общая цель создания любого текста–сообщение информации. Любой текст заключает в себе какую-либо информацию. Общее количество информации, содержащейся в тексте,–это его информационная насыщенность.

Подтекстовая информация – прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая из фактуальной благодаря спосбоности текста порождать ассоциативные значения. На основе подтекстовой информации часто возникает ирония и угадываются намеки. Это наиболее сложная разновидности информации, встречающаяся в СМИ.

Также встречаются следующие виды информации:

косвенная – сведения, передача которых не составляет цель сообщения; ключевая – важнейшие уникальные сведения, которые не могут быть показаны в контексте;

дополнительная, уточняющая – та, что развивает и конкретизирует ключевую и обусловливается ею;

повторная – любое последующее упоминание уже названных реалий.

Для того чтобы проиллюстрировать, как работают различные свойства текста, подвергнем анализу короткое стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей». Вот этот текст:

«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».Сначала посмотрим, как различные виды информации реализуются в этом произведении.

Фактуальная информация реализуется последовательным развертыванием сюжета в описании поступков, состояний, характеристик персонажей: самого рассказчика, собаки, воробьев (молодого и старого), а также прямым указанием на место действия (аллея сада) и косвенным указанием на время протекания этого действия (вдруг). Вот сочетания слов, представляющих этот вид информации: «Я возвращался с охоты… собака бежала впереди меня… уменьшила свои шаги… начала красться… увидала молодого воробья… упал из гнезда… собака медленно приближалась… старый воробей камнем упал… заслонил собой свое детище» и так далее, до слов: «Да; не смейтесь».

Концептуальная информация выражена словами: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь». Этими словами Тургенев утверждает свое понимание (концепцию) движущей силы мира.Прослеживая развертывание сюжета, можно обнаружить разную подтекстовую информацию. Обратите внимание на словосочетание «камнем упал». В нашем сознании невольно возникает образ ястреба или сокола. Ведь именно эти хищные птицы камнем падают на добычу. Следовательно, воробей здесь уподобляется им по своей смелости, стремительности, решимости. Это подкрепляется и такими словами, как «ринулся», «отчаянный», «порыв» и т.д. Подтекстовую информацию можно обнаружить также в словах: «…прыгнул раза два в направлении зубастой пасти». Здесь явно подразумевается угроза этому «чудовищу». Это подтверждается и тем, что автор называет воробья не птичкой, а «героической птицей».

Восприятие текста

Информационная насыщенностьтекста–абсолютный показатель качества текста, аинформативность– относительный, поскольку степень информативности сообщения зависит от потенциального читателя. «Информативность текста–это степень его смыслосодержательной новизны для читателя, которая заключена в теме и авторской концепции, системе авторских оценок предмета мысли».

В связи с возможностью разного способа представления информации в тексте – экономного и избыточного – существенной оказывается проблема авторского намерения и читательского восприятия сообщения, т.е. кодирования и декодирования текста. Причем декодирование, в силу разных причин, может оказаться полным или неполным. Так различной оказывается «глубина прочтения» текста.

Авторы художественных, газетных текстов, а так же научно-популярных, обычно ориентируются на так называемого среднего читателя (условно – усвоившего программу средней школы). Но само понятие среднего читателя может меняться. Автор научной статьи, например, ориентируется на специалиста данной отрасли знания. И для данного автора это тоже будет «средний читатель». Следовательно при определении меры полезности информации в тексте желательно ориентироваться на соответствие / несоответствие уровня читателя информационным качествам текста и, следовательно, уровню автора.

Как правило читателей можно подразделить на три группы:

1. соответствующие авторской ориентации, т.е. статусу среднего читателя;

2. не достигшие уровня знаний среднего читателя;

3. читатели, тезаурус которых превышает тезаурус автора.

Из вышеописанного видим, что для читателей третьей группы полезная информация, заключенная в тексте, приблизится к минимуму, а информационная избыточность–к 100%. Вторая группа читателей будет испытывать трудности восприятия текста. Им просто не хватит фоновых знаний, и полезность полученной информации резко сократится.

Повышение информативности текста

Редактор должен помнить, что необходимо избегать сложных предложений, включающих несколько придаточных; в справочных (описательных) аннотациях предпочтительна безглагольная форма изложения; назывные предложения чаще всего применяются в аннотациях текущих информационных библиографических указателей; повествовательная форма изложения распространена в рекомендательных библиографических указателях, но и рекомендательные аннотации должны быть убедительными и простыми до конструкции. Нежелательны разностильность аннотации в пределах одного указателя, смешение одной аннотации глагольной и безглагольной форм изложения.

Информативность текста возрастает за счет учета при его создании фоновых знаний. Текст, как правило, являет собой несоответствие объема информации, заложенного в нем, и объема информации, выраженного вербальными средствами. В результате этого разрыва объем информации, воспринимаемый читателем, может оказаться неадекватным. Причины такого несоответствия могут быть объективными, поскольку связаны с закономерностями построения текста, с асимметричностью языкового знака, и субъективными, связанными со степенью подготовленности читателя, с объемом фоновых знаний, в частности.