Смекни!
smekni.com

Манипулятивные технологии в СМИ (стр. 1 из 5)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.М. Горького

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра русского языка и стилистики

Манипулятивные технологии в СМИ.

Создание образа врага-мусульманина

Курсовая работа

Студентки 3 курса

Газизовой Александры Азатовны

Научный руководитель:

Горина Е.В.

Екатеринбург

2010


Оглавление:

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1.1 Понятие «образ» с литературной и масс-медийной точек зрения……………………………………………………………………………..6

1.2 Манипуляция общественным сознанием: определение и манипулятивные технологии……………………………………………………8

1.3Манипулятивные технологии………………………………………………………………………10

1.4 Клишированное представление об исламском мире. Мусульманин глазами европейца………………………………………………………………15

Глава 2. Анализ опубликованных материалов. Исламофобия в журналистских текстах…………………………………………………………………….……..18

2.1 Исламофобия ультраправых…………………………………………..……19

2.2 Новостные ленты. Создание картины мусульманского мира…………………………………………………………………..…24

2.3 Исламофобия в качественных СМИ……………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………...31

Введение

Взаимоотношения с исламским миром в российской истории знали много векторов, и среди них — культурное и социальное освоение, государственная политика толерантности и приобщения мусульманских народов к общероссийской цивилизации, научный и творческий интерес к достижениям исламской культуры. Но картина исторического взаимодействия народов, культур и вер на евразийском пространстве империи всегда была сложна и многообразна, что не могло не проявиться в противоречивости взаимоотношений России с мусульманством.

Естественно, во многом наше отношение к предмету ли, явлению ли, социальной ли группе, с которыми мы не сталкиваемся каждый день, определяют СМИ, которые выстраивают тот или иной образ предмета, явления или социальной группы в сознании аудитории.

В конце прошлого - начале нынешнего столетия российские СМИ способствовали религиозному возрождению, пробуждали интерес к религии. Они формировали «новых верующих», поддерживали соблюдение ими обрядов и укрепляли складывавшуюся религиозную идентичность. Государство поощряло подъем православия и допускало исламское возрождение.

Одновременно с 1990-х годов в СМИ начинает «вырисовываться» негативный образ ислама.
В прессе и на телеэкране реальные трудности в отношениях с мусульманским миром стали быстро трансформироваться в «исламскую страшилку». Исламский фактор гиперболизировался, война в Чечне в середине 1990-х часто определялась как «конфликт цивилизаций». Искажались основные понятия ислама (в особенности джихад), а идеология экстремизма -- сознательно или в силу неведения -- экстраполировалась на всю мусульманскую традицию. Большинство связанных с исламом и мусульманами публикаций привязывалось к войнам, терактам, конфликтам. Достаточно вспомнить такие заголовки журнальных либо газетных статей, как «Исламские волки убивают русских солдат», «Деньги для диктатуры шариата», «Зеленая чума», «Хиджаб замедленного действия», «Шахидкам с бомбами везде у нас дорога», «Чеченские шлюхи взрывают Москву».[1]

Сайд-Магомед Баширов в своем исследовании, посвященном роли СМИ в совершенствовании межнациональных отношений, приводит некоторые выдержки из публикаций центральных газет, не нуждающиеся в комментариях. Например, "Их религия – война" ("Известия") или "пора признать, что уже 20 лет все цивилизованное человечество ведет войну с исламом" ("Московские новости")[2]

Можно привести, наверное, тысячи цитат из СМИ, создающих искаженные представления об исламе, отождествляющих ислам с идеологией и практикой экстремизма. По горькому замечанию журналистки Надежды Кеворковой, «нашим экспертам все ясно: приезжие -- грязь, террорист -- исламский, таджики -- наркокурьеры, интернационал -- мусульманский, война -- цивилизаций».

СМИ крайне редко дают не связанную с политическим контекстом или вопросом «борьбы цивилизаций» информацию об обыкновенном исламе. Кроме того, можно часто столкнуться с элементарным невежеством в отношении истории и специфики мусульманской религии. В СМИ по-прежнему встречаются и «мусульманская церковь», что тождественно «христианской мечети», и «исламский бог любви» (?!), и употребление термина «шафииты» (один из толков суннитского ислама) вместо «шииты». Исламская тематика проникла и в кроссворды, где она представлена такими вопросами, как, например, «бестселлер мусульман» (видимо, Коран) или «религия, которую считают наиболее воинственной.

Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на то, что лидеры боевиков активно используют религиозную терминологию в своей пропаганде ("джихад", "газават", "путь шахида" и др.), их идеологическая система не имеет ничего общего с догматами ислама, по природе своей она гораздо ближе к программам ультраправых партий.

Необходимость в объективной и правдивой, а не только в негативной информации возрастает, ведь любая “фобия”, в том числе и “исламофобия” – это болезнь, поддающаяся лечению именно качественным информационным потоком. Казалось бы, в этих условиях СМИ должны были бы взять на себя основную роль по созданию сбалансированного видения мусульманства в обществе. Однако ислам остается для них почти terra incognita. Между тем такого рода вакуум всегда имеет тенденцию заполняться некомпетентными, примитивно-апологетическими или, напротив, провокационными, исламофобскими материалами.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть механизмы, с помощью которых в печатных и Интернет - СМИ создается образ врага –мусульманина и растущей мусульманской уммы в целом как некоего, по выражению одного из праворадикальных общественных деятелей, “злокачественного образования на теле России”.

Глава 1.1 Понятие «образ» с литературной и масс-медийной точек зрения.

Л.И. Тимофеев в своем учебнике «Основы теории литературы» дает такое определение образа: « Образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение».[3]

Возьмем, например, отрывок из «Дневников писателя», в котором Достоевский рассказывает о своих прогулках по Петербургу. Объект внимания писателя – человеческая жизнь, он так и говорит: «люблю…присматриваться…к прохожим». Жизнь эта воспринимается им во всех деталях и подробностях, чрезвычайно конкретно (внешность людей, их одежда, разговор, поведение, быт: сильно засалившийся воротник сюртука», «чаек вприкуску», «выражение лица мрачно-угрюмое») Вслед за тем отдельный жизненный факт начинает осмысливаться писателем, размышляя над ним, он начинает выделять в нем характерное, черты людей определенной среды. Эта обобщающая работа - выделение в факте того, что характеризует подобные ему факты, превращение его в факт возможный, вероятный с точки зрения жизненного правдоподобия – осуществляется при помощи вымысла. В этом и заключается различие образа литературного и образа масс-медийного.

Понятие «образ» в масс-медиа связывается с понятием «картина мира» как часть и целое. Можно поэтому сказать, что и картина текущего момента, создаваемая СМИ, также включает в себя образы действующих субъектов, событий, явлений. Это динамичные образования, смысловая структура которых складывается постепенно за счет выделения доминанты, вокруг которой группируются, перемещаясь и взаимозаменяясь, другие признаки описываемого текстами явления. Устойчивость структур различна и за счет быстрой смен[4]ы схватываемых авторами характеристик, и за счет возможной противоречивости их. Образ в картине текущего момента оценочно окрашен. В эпоху СССР говорилось о партийной оценке, сейчас можно говорить об оценке социальной, устойчивость которой тоже меняется. Примерами устойчивости являются эпитеты “жестокий”, “фанатичный”, “зомбированный”, приписываемые образу мусульманина и уммы в целом в российских СМИ.

1.2 Манипуляция общественным сознанием: определение и манипулятивные технологии

Известны различные определения манипуляции. Ср. следующие лексикографические дефиниции: манипуляция - 1)' движение рук, связанное с выполнением определенной задачи, напр. при управлении каким-л. устройством'; 2) 'демонстрирование фокусов, основанное преимущественно на ловкости рук, умение отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто' 3) 'махинация, мошенническая проделка' [5]

Отметим, что слово манипуляция имеет отрицательную окраску ("им мы обозначаем то воздействие, которым недовольны, которое побудило нас сделать такие поступки, что мы остались в проигрыше, а то и в дураках"), С.Г. Кара-Мурза описывает его этимологию и семантические эволюции, приведшие к такому результату: современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как объектами, вещами.[6] Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как "акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка…"; изданный в 1969 г. в Нью-Йорке "Современный словарь социологии" определяет манипуляцию как "вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характера поведения, которое он от них ожидает"