Смекни!
smekni.com

Авторское право для издателей (стр. 1 из 33)

Министерство образования Российской Федерации

Ульяновский государственный технический университет

Л. А. Евдокимова

АВТОРСКОЕ ПРАВО

Учебное пособие для студентов

специальности 021500

«Издательское дело и редактирование»

Ульяновск

2003

Ответственный за выпуск: доктор филологических наук А.А. Дырдин

Рецензенты: В.В. Матвеева, М.М.Козлова

Евдокимова Л.А.

Авторское право для издателей: Учебное пособие для специальности 021500 «Издательское дело и редактирование» – Ульяновск: УлГТУ, 2003 – 127 с.

Пособие посвящено вопросам возникновения и значения авторского права, российскому, зарубежному и международному авторско-правовому законодательству. Рассмотрены вопросы охраны и защиты авторских прав. В приложении даны примерные формы договоров, варианты подсчета печатных листов и авторского гонорара, тексты Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Всемирной конвенции об авторском праве во всех редакциях. Пособие снабжено тестами на знание закона об авторском праве.

© Л.А. Евдокимова, 2003г.

Оглавление

Предисловие

1. Возникновение и значение авторского права

1.1. Понятие авторского права

1.2. Принципы авторского права

1.3. Авторское право в контексте интеллектуальной собственности

1.4.Возникновение авторского права

2. Авторское право в мире

2.1. Роль авторского права в современном мире

2.2. Первый закон об авторском праве

2.3. Развитие авторского права в разных странах

2.4. Современное состояние авторского права в странах мира

2.5. Срок охраны и ответственность за нарушения авторского права

3. Авторское право в России

3.1. История авторского права в дореволюционной России

3.2. История авторского права в советской России

3.3. История авторского права в постсоветской России

3.4. Закон «Об авторском праве и смежных правах»

3.5. Другие источники авторского права

4. Международное сотрудничество по авторскому праву

4.1. Возникновение международного сотрудничества

4.2.Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений

4.3. Всемирная конвенция об авторском праве

4.4. Взаимное признание авторского права между государствами

5. Коллективное управление авторскими правами

5.1. Возникновение коллективного управления авторскими правами

5.2. Авторские общества и организации в России

5.3. Российское авторское общество

6. Основные положения об авторском праве

6.1. Объекты авторского права

6.2. Субъекты авторского права

6.3. Личные неимущественные и имущественные права

6.4. Наследники, правопреемники и другие представители автора

6.5. Иностранные авторы и их произведения, охраняемые в России

6.6. Розыск автора

7. Авторские договоры

7.1. Виды авторских договоров

7.2. Форма договора

7.3. Предмет договора

7.4. Сроки действия договора. Ответственность сторон

7.5. Объем прав, передаваемых по договору

7.6. Расчет объема произведения и авторского гонорара

7.7. Выплата авторское вознаграждения

7.8. Выплата аванса

8. Нарушение авторских прав

8.1. Нарушение авторских прав в рамках авторского договора

8.2. Основания для изменения и прекращения авторского договора

8.3. Случаи взыска авторского гонорара

8.4. Плагиат

9. Защита авторских прав

9.1. Признание авторства

9.2. Депонирование произведений

9.3. Способы защиты авторских прав

9.4. Иски по поводу нарушения авторских прав

Заключение

Тесты для самопроверки

Список литературы

Приложение

Предисловие

Цель этого учебного пособия – ответить на ряд вопросов в области авторского права, которые могут возникнуть у будущих издателей.

Более чем десятилетний опыт работы региональным представителем Российского авторского общества убедил меня в том, что нарушение прав в сфере авторской собственности приобрело за последние годы не просто массовый, а угрожающий размах. Об этом говорит и статистика: в 2000 году Россия потеряла от интеллектуального пиратства около одного миллиарда долларов доходов. Доля контрафактной продукции в этой сфере бизнеса достигает 85 процентов.

К увеличению роста данного вида преступления ведут две главные причины:

· высокие доходы от пиратской деятельности;

· относительно незначительные меры наказания за автоско-правовые нарушения.

Есть у интеллектуального пиратства и другая отрицательная сторона:

· нарушаются права создателей интеллектуальной собственности;

· нарушаются права тех, кто заплатил автору за воспроизведение и распространения его произведения;

· нарушаются права государства, недополучающего огромное количество налоговых отчислений в бюджет;

· через сферу пиратского бизнеса идет «отмывание» преступных денег;

· наконец, незаконное использование объектов интеллектуальной собственности ведет к падению международного авторитета страны и потенциальной потере зарубежного репертуара.

Все это говорит о том, что проблема авторского права стоит в нашей стране достаточно остро. Решить ее поможет авторско-правовое просвещение всего общества в целом и, прежде всего, людей, имеющих отношение к данной проблеме (тех, кто воспроизводит и распространяет произведения, в том числе и издателей). Этой проблеме в какой-то степени посвящена и данная работа.

1. Возникновение и значение авторского права

1.1. Понятие авторского права. Задачи авторского права

При определении понятия авторского права (АП) необходимо иметь в виду объективную и субъективную его сущность. Объективно – это совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Субъективно – это личные неимущественные и имущественные права авторов произведений.

Предмет авторского права – это регулируемая им совокупность имущественных и личных неимущественных отношений по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Под произведениями понимаются результаты духовной, творческой деятельности людей, выраженные в определенной материальной форме.

Задачами авторского права являются:

1) всемерная охрана имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов;

2) обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений;

3) широкое использование обществом художественных и научных произведений.

АП представляет их создателям ряд абсолютных, исключительных прав. Они действуют на протяжении всей жизни автора и переходят на ограниченный срок к его наследникам. В течение срока действия АП произведение может использоваться только с согласия автора (правообладателя), что оформляется специальным договором, заключенным между автором и пользователем. По договору могут быть переданы исключительные и неисключительные права на произведения. В некоторых, прямо указанных в законе, случаях использование произведений возможно и без договора.

Не следует смешивать авторское право с правом на материальные вещи, в которых фиксируется объект АП. Это не право на рукопись, экземпляр книги, картину и т.п., это право, связанное с авторством на определенное произведение.

1.2. Принципы авторского права

Принципы авторского права включают в себя:

1) принцип свободы творчества, позволяющий автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать свое произведение всеми дозволенными законом способами.

2) принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества, состоящий в разрешении использования произведения автора для удовлетворения личных потребностей. Законодательно предусматривается возможность использования без согласия авторы и уплаты ему авторского вознаграждения изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения.

3) принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений, реализующийся на практике в различных формах. Формы морального поощрения: присуждение почетных званий, переиздание произведений, снискавших признание общественности, и т.д. Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы и искусства различных государственных и именных премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок за различного рода произведения также является способом материального стимулирования.

4) принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов, который отражен не только в нормах права, которые устанавливают права и обязанности участников авторских правоотношений, закрепляют гарантии реализации субъективных прав, определяют компетенцию государственных органов, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных авторских прав.

5) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие: подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран.

6) принцип свободы авторского договора, заменивший действовавший ранее принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей по авторским договорам. Новое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами. Кроме этих и некоторых других, указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания и иных условий авторского договора.