регистрация / вход

Роль Дж.Пулитцера и У.Херста в возникновении желтой прессы

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «МАССОВЫХ» ИЗДАНИЙ 4 РОЛЬ ДЖОЗЕФА ПУЛИТЦЕРА В ВОЗНИКНОВЕНИИ «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ 7 РОЛЬ УИЛЬЯМА РЕНДОЛЬФА ХЕРСТА В ВОЗНИКНОВЕНИИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

«МАССОВЫХ» ИЗДАНИЙ 4

РОЛЬ ДЖОЗЕФА ПУЛИТЦЕРА В ВОЗНИКНОВЕНИИ

«ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ 7

РОЛЬ УИЛЬЯМА РЕНДОЛЬФА ХЕРСТА В ВОЗНИКНОВЕНИИ

«ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы реферата обусловлена объективными факторами. Сегодня желтая пресса – часть массовой культуры. Распространение «желтизны» в масс-медиа, по мнению многих ученых-социологов, есть не что иное, как результат глобальных социокультурных сдвигов и эволюции массового сознания. Сегодняшнее человеческое существование определяет новизна, быстротечность и разнообразие. Стремление забыть стрессы, не перегружать психику, отдохнуть во время чтения способствуют потреблению поверхностного информационного потока. Отсюда и популярность развлекательной информации. Подобные тенденции еще 150 лет назад уловили Джозеф Пулитцер и Уильям Рендольф Херст, ведь именно тогда начинался период перерождения традиционного общества в массовое общество потребления.

В данной работе особое место уделяется предпосылкам развития «желтой» прессы, так как они ознаменовали новый виток в социальном развитии прессы во всем мире. «Пожелтение» СМИ как социальное явление оказало существенное влияние на изменение массовой психологии общества. Принципы и правила работы, предложенные Дж. Пулитцером и У. Херстом способствовали появлению новых функций журналистики, новых способов подачи информации, развитию журналистских жанров, появлению новых профессий.

Для освещения основных сюжетов используются работы современных авторов.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «МАССОВЫХ» ИЗДАНИЙ

В конце XIX – начале XX в. периодическая печать впервые за 300-летнюю историю журналистики как социального института обрела массовую аудиторию. Тем самым было подтверждено превращение периодики в средство массовой информации. Это стало возможным под воздействием комплекса факторов, порожденных окончанием Гражданской войны, индустриальной революцией и развитием рыночных отношений.

Экономические и социальные факторы оформились вследствие развития массового машинного производства и расширения сбыта товаров и их потребления. Применение машин позволило не только резко поднять производительность труда в индустриальном производстве, но и многократно увеличить объем и разнообразие поступающих на рынки товаров. В XIX в. в странах, проходящих этап индустриализации, возросли доходы населения и платежеспособный спрос. У «низших классов» появилась возможность направлять часть зарабатываемых средств на развлечения и духовные нужды. Сокращение же продолжительности рабочего дня обеспечило им увеличение необходимого для этого досуга. Так были сформированы предпосылки для существенного роста аудитории прессы за счет низов общества, составлявших в тот период подавляющее большинство населения.

В связи с потребностями индустриального производства внедрялось обязательное начальное образование, способствовавшее преодолению массовой неграмотности, формированию рабочей силы, приспособленной к условиям труда с использованием машин. Ликвидация массовой неграмотности способствовала созданию условий для выпуска высокотиражных периодических изданий, адресованных тем слоям населения, которые прежде не испытывали влияния печатного слова.

Расширяющееся участие рабочих в профсоюзах и других общественных объединениях, зарождение социалистического движения стимулировало развитие интереса к текущим политическим событиям, к содержанию периодических изданий. Борьба за демократические права граждан привела к провозглашению в наиболее передовых странах того времени всеобщего избирательного права (которое распространялось в большинстве случаев только на взрослую мужскую часть населения). Сформировался массовый электорат, способный существенно влиять на результаты выборов. Это повысило заинтересованность политической и экономической элиты в оказании воздействия на поведение новых слоев электората – в частности, посредством печати.

В условиях формирования общенациональных рынков существенно возросла роль рекламы как средства продвижения товаров и услуг. Резкий рост массового индустриального производства, усилившаяся рыночная конкуренция производственных и торговых фирм стимулировали во второй половине XIX в. бурный рост рекламного бизнеса. Коммерческая реклама превратилась в основной источник дохода. Резкое увеличение доходов от рекламы превращало крупные издания в высокоприбыльные издательские предприятия. Газетный бизнес, для которого ранее были характерны высокая степень риска и низкий уровень доходности, стал очень привлекательным для деловых людей. Наиболее преуспевающие газеты превратились в гигантские комплексы с миллионными расходами и многочисленными штатами сотрудников.

Распространение высокопроизводительных печатных машин, линотипов и других полиграфических новшеств позволило резко повысить темпы подготовки номеров и выпуска газет. Увеличившийся приток рекламных средств позволил выпускать газеты увеличенного объема. Возросшие возможности полиграфии позволяли оперативно выпускать невиданное прежде количество газет и журналов, обеспечивая ими уже не узкие элитные группы, а действительно массовую аудиторию.

Под влиянием социально-экономических последствий индустриальной революции и растущей коммерциализации издательского дела сформировалась «массовая» пресса со свойственными ей чертами: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением событий, искажением фактов, бесцеремонным вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение читательской аудитории в ущерб ее просвещению. Она унаследовала многое из того, что было присуще ее предшественнику – «пенни» – прессе. Первые центовые газеты появились в Америке в 30-е годы XIX в. - «Дейли ивнинг транскрипт» («Ежедневная вечерняя запись» – Бостон, 1833), «Нью-Йорк сан» («Солнце Нью-Йорка», 1833), Нью-Йорк геральд» («Нью-Йоркский вестник») и т.д. Они распространялись исключительно в розницу.

Издатели и редакторы «массовых» изданий выработали особый набор журналистских рецептов, следование которым обеспечивало коммерческий успех. Эти рецепты и составили суть так называемого «нового журнализма» в США.

Классическими образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. Их издатели максимально использовали характеристики, присущие новым слоям читательской аудитории, для привлечения внимания к своим изданиям. Газеты были адресованы читателю с низким уровнем образования и культуры. Вместо того, чтобы способствовать интеллектуальному и культурному развитию аудитории, они опускались до уровня наиболее отсталой читательской массы с присущей ей предрассудками, инстинктивными побуждениями. «Массовая» пресса в большей степени апеллировала к чувствам читателя, нежели к его разуму, прибегая в основном к эмоциональной аргументации.

РОЛЬ ДЖОЗЕФА ПУЛИТЦЕРА В ВОЗНИКНОВЕНИИ «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ

Новые веяния в американской журналистике с наибольшими полнотой и последовательностью аккумулировал в себе Джозеф Пулитцер (1847-1911), выходец из Австро-Венгрии, иммигрировавший в Америку в 1864 году. После окончания гражданской войны в 1865 был уволен из армии, скитался по Штатам: работал и официантом, и погонщиком мулов, и помощником адвоката. В Сент-Луисе случай свел его с Карлом Шурцем – владельцем газеты Westlche Post, который взял Пулитцера в газету репортером. С этого момента начинается журналистская деятельность Дж. Пулитцера. (37%)

В 1878 году Пулитцер приступил к изданию ежедневной газеты «Сент-Луис пост энд диспетч» («Почта и депеша Сент-Луиса»), в которой начинает экспериментировать в сфере «нового журнализма», основанного на происшествиях и «человеческих репортажах» и имеющего своим адресом массового читателя.

Будучи хорошим оратором и имея опыт в политике, Пулитцер решает, что необходимо обращаться не к конкретному читателю, а к толпе, которая обладает своей психологией. «Пулитцер был пионером в создании журналистики для масс, побуждая читателей к действию. Джозеф Пулитцер понимал, что и в толпе люди разные».[1] Именно по этой причине он стремится к разнородной журналистике, предлагает одному читателю простое «чтиво», а другому – пищу для размышления. (31%)

В 1883 году Джозеф Пулитцер приобретает ничем не выдающуюся газету «Нью-Йорк уорлд» («Мир Нью-Йорка»), которую делает моделью «нового» журнализма. Убыточная «Нью-Йорк уорлд» с тиражом 15 тыс. экземпляров через год выпускает уже 100 тыс.экземпляров, через 3 года – четверть миллиона, а через 15 лет (1898) году тираж вырос уже до миллиона. Издавая эту газету, он обкатал те приемы, которые отличают желтые издания.

Причину подобной популярности Пулитцер видел в редакционной позиции: важнее принципы, нежели содержание и цена. Торжественно пообещав читателям сделать «Нью-Йорк уорлд» «новой» в размерах и методах, в целях, политике и принципах, намерениях, интересах, симпатиях и убеждениях, Пулитцер ищет способы максимального и скорейшего увеличения тиража, а тем самым и прибыли. Он требовал от себя и своих сотрудников найти «каждый день одну поразительную особенность», которую можно предложить читателям.[2]

Джозеф Пулитцер является основоположником «желтой» прессы в Америке. Термин «желтая журналистика» своим происхождением обязан новшеству, которое ввел Пулитцер. В 1889 году на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печатались серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу «желтый парень». Этот «желтый парень» из номера в номер забавлял читателей своим смешным видом, глупой улыбкой, комическими рассуждениями на различные темы и эксцентрическими поступками. Потом этот жанр переняли и газеты Херста. Этот цветовой атрибут изначально имел буквальное значение, потому что желтый цвет стал первым цветом на страницах газеты.

Джозеф Пулитцер следовал следующим принципам организации работы:

- прежде всего - новости, собираемые репортерами (они должны были быть поданы настолько красочно, насколько это возможно), затем так называемые «крестовые походы» (их целью было какое-либо благое деяние, к примеру, спасти индейскую девочку);

- на редакционной странице должны размещаться статьи, повествующие о причинах похода или другой публикации со страницы новостей;

- необходимо в больших количествах и с умением использовать в газете иллюстрации;

- необходимо не жалеть слов похвалы в свой адрес;

- всячески продвигать газету как коммерческое предприятие;

- напоминать читателям, что газета продается по той же цене, несмотря на увеличение объема полос.

Главным жанром для Пулитцера стали «истории человеческого интереса». Он требовал от своих журналистов не столько "таскать сенсации", сколько уметь их подавать. Набранные аршинными буквами заголовки типа "Дыхание смерти", "Террор на Уолл-стрит" или "Любовники малышки Лизы" привлекали внимание. Также выходило воскресное приложение, заполненное иллюстрациями - Пулитцер пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов (газета стала первой, постоянно помещавшей политические карикатуры на первой полосе), он придавал особое значение иллюстративному ряду. «Нью-Йорк уорлд» стала первой американской газетой, использовавшей цветные приложения и комиксы в цветах.

Пулитцер также широко и ежедневно практиковал так называемые «сториз», к которым добавлялись редакционная страница, забавные истории, сцены нравов, полицейские будни. Нашлось в газете Пулитцера место и для так называемой «журналистики замочной скважины». Важное место занял «динамический репортаж», неотделимый от «детективного» аспекта освещения материала (проникновение репортера в дом для умалишенных, путешествие корреспондента «Нью-Йорк уорлд» вокруг света для выполнения специального редакционного задания и т.д.), написание которого требовало от репортера чуть ли не сверхчеловеческих усилий.

Все эти нововведения вместе составляли созданный Пулитцером новый газетный стиль, названный позже «новым журнализмом».

РОЛЬ УИЛЬЯМА РЕНДОЛЬФА ХЕРСТА В ВОЗНИКНОВЕНИИ «ЖЕЛТОЙ» ПРЕССЫ

Уильям Ренфольд Херст (1863–1951) считается второй крупнейшей фигурой американской журналистики конца XIX – начале XX в. Его имя во многом стало символом многих отрицательных сторон американской капиталистической прессы.

Склонность к скандальной журналистике проявилась у молодого Херста еще в студенческие годы. В Гарвардском университете незадолго до окончания он написал оскорбительную для преподавателей заметку в университетском журнале «Пасквиль», за что был исключен из университета.

В 1885-1887 годах Херст прошел школу репортёрской работы в газете Джозефа Пулитцера«Нью-Йорк уорлд». После этого с помощью отца добился гарвардского диплома и вернулся в Сан-Франциско.

В 1895 году при финансовой поддержке со стороны матери, он купил «Нью-Йорк Морнинг Джорнэл». Газета имела ничтожный по сравнению с конкурентами тираж в 30 тысяч экземпляров, её называли «газетой горничных». Херст расширил штат, включив в его состав несколько университетских приятелей, нанимает выдающихся публицистов того времени Стивена Крэйна и Джулиана Готорна, много работает сам. В 1896 г. Херст убедил перейти к себе создателя первого комикса Ричарда Аутколта. Он снизил цену до одного цента за номер и тираж газеты резко вырос. После этого началась так называемая «газетная война» между Херстом и Пулитцером.

С самого начала своей деятельности Уильям Херст становится сторонником «нового журнализма», предложенного Пулитцером массам американских иммигрантов, первейшей особенностью которого были предельно упрощенный английский язык, рисунки и комиксы и от которого неотделим сенсационализм, но сенсационализм «по Херсту» был несколько необычен. Собрав своих редакторов, Херст сказал им: «Моя газета должна быть написана и издана так, чтобы ее могли и хотели читать полуграмотные эмигранты, невежды, обитатели городского дна, подростки — все».[3]

Основным предметом своей журналистики Херст считал эксплуатацию любопытства народной публики во всем том, что касается самых глубин человеческой психики, и в первую очередь проблем сексуальных отношений. Для Херста более не существовало барьера благопристойности. Все новости, касающиеся личной жизни знаменитостей - шла ли речь о политике или театре –хороши, так как из них можно извлечь необходимый эффект. И обязательно должны присутствовать изображения, чем откровеннее и сенсационнее, тем лучше.

Вот правила, которые позже (в 1927 году) он рекомендовал своим журналистам:

«Читатель интересуется, прежде всего, событиями, которые содержат элементы его собственной примитивной природы. Таковыми (элементами) являются:

1) самосохранение,

2) любовь и размножение,

3) тщеславие.

Материалы, содержащие один этот элемент, хороши. Если они содержат два этих элемента, то они лучше. Но если они содержат все три элемента, то это первоклассный информационный материал.

Элемент самосохранения содержится во всех информациях об убийствах, самоубийствах, несчастных случаях, драках, а также в сообщениях о здравоохранении, о продуктах питания, об алкоголе.

К теме «любовь и размножение» следует отнести описание свадеб, сексуальные скандалы, разводы, любовь втроем, романтические истории об исключительных успехах, достигнутых на почве любви, драмы на почве ревности – короче, все интересное в вопросах пола.

Тщеславие вызывается таинственным во всей этой истории...

Мы отвергаем все сообщения, которые не содержат ни одного из трех названных элементов. Мы пренебрегаем всем, либо совершенно обходим молчанием все, что является только важным, но неинтересным.

Мы признаем тот же принцип при подаче заголовка, а также при выборе телеграфных сообщений и развлекательного материала»[4] .

Ульям Херст выделил для своей газеты выделил пять аспектов, которые необходимо использовать при подачи новостей:

1. Взрывной характер - проявлялся не только в самих текстах газеты, но и в заголовках, которые заинтересовывали, привлекали внимание к проблеме. Необходимо сконцентрировать внимание и преувеличивать.

2. Смех, угодный читателю – искали необычные аспекты в истории или по отношению к личности, если случай смешной сам по себе – еще лучше.

3. Допущение большего, чем возможно. Можно было взять какое-либо историческое событие и преподнести его так, будто журналист был его свидетелем.

4. Сцены массовых убийств при воспроизведении картин и других произведений искусства. Херст испытывал особое пристрастие к иллюстрации сцен насилия, оружия, схем готовящихся террористических актов и т.д.

5. Развлекать, развлекать, развлекать. Публикации должны были взрывать интерес читателя, волновать и приводить в восторг.

Херст умел подделывать свою газету под вкус толпы. Его рекомендации приносили успех «желтой» прессе, его репортеры не только усовершенствовались профессионально, они стали делать авторские материалы, разнообразные в языковом плане, индивидуальные и яркие.

К 1922 г. корпорация Херста включала в себя 20 ежедневных газет, 11 воскресных изданий, 2 радиостанции, компанию по производству документальных фильмов и кинокомпанию. В 1924 г. Херст реструктурировал свой бизнес: газеты, журналы, кинопроизводство и радиостанции разделил между отдельными компаниями, объединенными в холдинг. Была создана компания Hearst Consolidated Publishers Inc., выпускавшая необеспеченные акции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальный переворот положил начало многим прогрессивным тенденциям, в том числе процессу демократизации общества и прессы. На политическую и социальную арену вышли представители третьего сословия, оттеснив элиту на второй план. Появилась новая массовая аудитория. Ее запросы уже не мог удовлетворить старый вид прессы. Необходим был новый тип издания - массовой газеты, отражающей события с позиции среднего человека. Наиболее ярко эти процессы наблюдались в США после 1830 года. Именно тогда появляются сначала «центовые» газеты, а позже - издания Дж. Пулитцера и У. Херста.

Основная причина появления «желтой» прессы - социальная. Она была обусловлена демократизацией общества, урбанизацией, повышением доходов «маленького» человека, распространением грамотности.

«Массовой» прессе была свойственна тенденция к упрощению, примитивизации: издания зачастую избегали полутонов в передаче событий и оценке поступков людей, приучая читателя к однолинейному ограниченному взгляду на мир. Стиль изложения при внешней его пестроте также был примитивным.

В борьбе за аудиторию, за завоевание доверия массового читателя, газеты, действовавшие в духе «нового журнализма», стремились создать себе образ изданий, заботящихся о благе простого человека. Растущая популярность «желтой» прессы обеспечивала рост доходов от публикации на ее страницах рекламы товаров массового спроса. Публикуя огромный массив коммерческой рекламы, «желтая» пресса оказала существенное влияние на формирование потребительски ориентированного общества.

Пулитцер и Херст использовали для привлечения читателей броское оформление своих газет. Нередко на их первых полосах красовались кричащие крупные заголовки: именно «массовые» издания сделали заголовочные комплексы особым оформительским элементом и положили начало использованию газетных «шапок». Также впервые была выявлена новая функция заголовков - функция сигнала значимости материала.

В числе достоинств «массовой» прессы исследователи называют также быстрое внедрение и использование передовых полиграфических и коммуникационных технологий. Главной же исторической заслугой первых «массовых» изданий является сформированная ими привычка к регулярному чтению газет у большого количества людей из числа тех, кому прежде было чуждо печатное слово.

Пулитцер и Херст своей «битвой Титанов» положили начало «массовой» прессе, доступной для всех и каждого, привнесли новые функции печатных СМИ, открыли новые способы получения информации и значимость журналистов, и конечно, породили новый тип издания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Воскобойников Я.С. Журналист и информация: профессиональный опыт западной прессы / Я.С. Воскобойников, В.К. Юрьев. М, 1993.240 с.
  2. Генис, А. Гражданин Херст – король свободной прессы//Поверх барьеров. Радиопрограммы <http://www.svobodanews.ru/content/transcript/24200099.htm>
  3. Губанов А. Большая газетная война / А. Губанов // Среда. 2000. - № 5 (22).
  4. Зарплата.ру, Первый медиамагнат в истории< http://www.zarplata.ru/a-id-14172.html >
  5. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е. А. Корнилов.—Ростов н/Д: Донской издательский дом, 1999.—223 с;
  6. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004 г.<http://evartist.narod.ru/text6/034.htm>
  7. Сазонов, Е. Феномен «желтой» прессы // Научно-культурологический журнал №7 [109] 23.05.2005<http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=497&level1=main&level2=articles>
  8. Херст Уильям Рэндольф. Статья //Википедия – свободная энциклопедия. < http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82,_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC_%D0%A0%D1%8D%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84>

[1] Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004 г.<http://evartist.narod.ru/text6/034.htm>

[2] Там же.

[3] Херст Уильям Рэндольф. Статья//Википедия – свободная энциклопедия.<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82,_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC_%D0%A0%D1%8D%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84>

[4] Спиру Б. Отравители: К истории развития современной буржуазной журналистики. М., 1962. С. 145.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий