регистрация / вход

Исторические особенности немецкого телерадиовещания

Германия «дуальная система» Телевидение и радио Исторические особенности немецкого телерадиовещания На сегодняшний день система немецких аудиовизуальных СМИ носит название «дуальной» системы. Это означает, что в Германии существует лишь две формы собственности на телемедиа:

Германия «дуальная система» Телевидение и радио

Исторические особенности немецкого телерадиовещания

На сегодняшний день система немецких аудиовизуальных СМИ носит название «дуальной» системы. Это означает, что в Германии существует лишь две формы собственности на телемедиа:

а) общественно-правовая форма собственности;

б) частная форма собственности.

Общественно-правовая форма собственности восходит к послевоенному времени, когда в рамках политики денацификации западными союзниками были закрыты все существовавшие в нацистской Германии СМИ, а для обеспечения информационного вещания были созданы полностью подконтрольные оккупационным военным властям пресса и радио. В период с 1945 по 1949 гг. созданные союзниками радиостанции постепенно передавались в управление немецкому персоналу, однако перед оккупационными властями встал вопрос, как должны управляться эти компании. Союзники сразу же отвергли идею о передаче СМИ в руки немецкого государства (правительству ФРГ, а также местным правительствам федеральных земель до сих пор запрещено иметь любые СМИ), но также была отвергнута и идея передачи радиостанций в частные руки (несмотря на то, что газеты, созданные союзниками, передавались именно частным редакторам). В качестве основной формы собственности союзники выбрали общественно-правовую форму собственности.

Эта форма собственности характерна для британской BBC и означает, что компания не принадлежит ни частным лицам, ни государству, а находится в «собственности общества». Стратегическое управление компанией осуществляется специальным наблюдательным советом, формируемым из представителей крупных партий, значимых общественных организаций, церквей, профсоюзов и т. д., что должно обеспечивать максимально взвешенную программную политику. Наблюдательный совет назначает управляющий совет, занимающийся «тактическим планированием» действий компании и назначающий интенданта — генерального директора компании, который осуществляет непосредственное руководство компанией. Такая сложная система управления, позаимствованная у той же BBC, была также призвана обеспечить демократическое развитие немецких СМИ. Первой общественно-правовой компанией Западной Германии стала NWDR (Nordwestdeutscher Rundfunk), производившая вещание на территории британской оккупационной зоны и созданная англичанином Хью Карлтоном Грином (Hugh Carlton Green), сотрудником BBC, получившим потом пост гендиректора BBC. Также общественно-правовая форма собственности была выбрана американцами и французами — для своих оккупационных зон.

Современное положение телерадиовещания в ФРГ

Общественно-правовое вещание оставалось единственным вещанием на территории ФРГ вплоть до конца 1980-х гг., когда в законодательство были внесены изменения, позволившие создавать частные радио- и телекомпании. Частные компании существуют за счет размещения рекламы и производства собственных фильмов и передач, которые они могут продавать третьим компаниям. Общественно-правовые компании могут размещать в своих передачах лишь ограниченный объём рекламы (в частности, реклама на общественно-правовых каналах полностью запрещена в выходные и праздники, а в будние дни — запрещена после 20 часов), зато они получают т. н. «абонентскую плату» (Gebühren) со всех граждан Германии, имеющих дома телевизор или радиоприемник. Абонентская плата за телеточку составляет около 17 евро в месяц, за радиоприемник — около 9 евро в месяц. Абонентскую плату обязаны платить все немцы, имеющие телевизор или радиоприемник, вне зависимости от того, смотрят ли они передачи общественно-правовых каналов — это вызывает в немецком обществе ожесточенные дискуссии.

Крупнейшей общественно-правовой компанией ФРГ и самой крупной телерадиокомпанией Европы является общественно-правовая телерадиокомпания ARD (Arbeitsgemeinschaft der öffentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland — Рабочее Содружество общественно-правовых телерадиокомпаний Федеративной Республики Германия).

В рамках ARD осуществляется вещание первого канала немецкого телевидения: ARD Das Erste, около десятка местных телевизионных каналов, производимых соответственно членами содружества, местными общественно-правовыми телерадиокомпаниями, а также свыше пятидесяти местных радиопрограмм.

Членами ARD являются (в алфавитном порядке):

Bayerischer Rundfunk (BR) http://www.br-online.de

Hessischer Rundfunk (HR) http://www.hr-online.de

Mitteldeutscher Rundfunk (MDR) http://www.mdr.de

Norddeutscher Rundfunk (NDR) http://www.ndr.de

Radio Berlin-Brandenburg (RBB) http://www.rbb.de

Radio Bremen (RB) http://www.radio-bremen.de

Südwestfunk (SWR) http://www.swr.de

Saarländischer Rundfunk (SR) http://www.sr-online.de

Westdeutscher Rundfunk (WDR) http://www.wdr.de

Также в рамках ARD осуществляется вещание радио и телевидения Deutsche Welle — «Немецкая волна». Deutsche Welle выполняет функции иновещания, поэтому на её создание ARD получает отдельный бюджет, субсидируемый федеральным правительством. «Немецкая волна» представлена в телевизионном (DW-TV) и радио (DW-Radio) эфире, а также в интернете DW-WORLD. Вещание ведется на 30 языках. На русском языке выходят радиопрограммы и сайт.

Вторым общественно-правовым телеканалом ФРГ является ZDF — Zweites Deutsches Fernsehen (Второе Немецкое Телевидение), со штаб-квартирой в Майнце. История создания ZDF уходит в 1950-е гг., когда федеральный канцлер Конрад Аденауэр пытался поставить медиа под контроль государства. Одним из направлений наступления федеральной власти на СМИ стала попытка создать государственный второй канал. Столкнувшись с серьёзной оппозицией как функционеров ARD, не желавших терпеть государственных конкурентов, так и правительств федеральных земель, не хотевших усиления федерального центра, Аденауэр пытался воплотить свой проект вплоть до начала 1960-х гг., когда в 1962 г. вердикт федерального конституционного суда признал саму возможность создания государственного телевидения незаконной и запретил федеральному центру любые попытки создания подобных СМИ. В качестве альтернативы был создан второй, также общественно-правовой канал — ZDF, отличавшийся от ARD тем, что ARD являлась децентрализованной структурой, содружеством множества местных компаний, а ZDF создавалось изначально как вертикально организованный, централизованный проект.

Также на территории ФРГ осуществляют вещание следующие частные каналы:

RTL

RTL2

Super RTL

Sat1

Pro7

Kabel1

VOX

Eurosport

DSF

MTV

VIVA

VIVA PLUS

новостные каналы:

n-tv

N24

EuroNews

прочие телеканалы ФРГ:

KinderKanal (KiKa) — совместный проект ARD и ZDF

Phoenix (политически-информационный канал, практически весь контент которого составляют прямые включения с политических событий, длительные выступления политиков и т. д.)

ARTE (французско-немецкий культурно-информационный канал, с немецкой стороны создаваемый при участии ARD и ZDF)

3Sat — совместный немецкоязычный канал, вещающий на территориях Германии, Австрии и Швейцарии.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий