регистрация / вход

История журналистики зарубежных стран

Учебное пособие адресуется преподавателям, аспирантам и студентам факультетов и отделений журналистики, а также журналистам, работающим в газетах, на телевидении и радио, информационных и рекламных агентствах, организациях «паблик рилейшнз».

Библиотека отделения журналистики ТюмГУ

Ворошилов В. В.


История журналистики зарубежных стран
Конспект лекций

Первоисточник: СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 64 с.

Жанр: Учебное пособие

Год издания: 2000

ISBN: 5-8016-0169-4

Аннотация: Учебное пособие адресуется преподавателям, аспирантам и студентам факультетов и отделений журналистики, а также журналистам, работающим в газетах, на телевидении и радио, информационных и рекламных агентствах, организациях «паблик рилейшнз».

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

1. Журналистика Европы

2. Журналистика Америки

3. Журналистика Азии

4. Журналистика Африки

5. Журналистика Австралии и Океании

6. Крупнейшие собственники СМИ

Заключение

Контрольные вопросы и задания

Примечания

Приложение

Список первых в мире ежедневных газет

Долгожители

Литература

Содержание

Дальше

Введение

Насущная необходимость в коммуникации, стремление информировать, просвещать и воздействовать словом, с помощью которого можно было объединять общество, укреплять власть и идеологию, обусловили неодолимое, поступательное развитие журналистики — от ее простейших форм («говорящих» камней древнего Рима, глашатаев Средневековья, рукописных «листков новостей») до нынешнего глобального информационного пространства. Рынок средств массовой информации в современном мире весьма разветвлен. Газеты, радио, телевидение, интернет функционируют в каждой стране. В 1986 г.. вышел краткий справочник «Зарубежная печать», в котором были представлены 3840 газет и журналов из 204 государств. Из справочника можно было легко вычислить и список газет-ветеранов, продолжающих выходить триста и более лет — с XVII века. Их оставалось мало — всего 23 издания, что свидетельствует о сложном и тернистом пути мировой журналистики. В то же время отмечалось, что в таких странах, как Вануату, Тонга, Папуа-Новая Гвинея и некоторых других нет ежедневных газет. С той поры прошло 13 лет, конечно, кое-что изменилось в мире, но информационное воздействие прессы в разных странах по-прежнему неодинаково. По данным газеты «Монд» в 1996 г. на 1000 жителей Швеции приходилось 600 экземпляров газет, Японии — 567, Швеции и Финляндии — по 464, Швейцарии — 365, Сингапура — 345, Люксембурга — 338, Австрии и Великобритании — по 317, Германии — 314, США — 225 (15 место), Франции — 156 экземпляров (22 место), а по продаже ежедневных газет первое место занимала Япония — 72 млн. экземпляров, далее шли Россия — 30 млн., Германия — 25,4, Индия — 23,8, Великобритания — 18,3, Франция — 8,9, Бразилия — 6,5, Италия — 6,2 млн. экземпляров [1].

Стадии развития журналистики общеизвестны. После возникновения книгопечатания печатные газеты вытесняют рукописные «листки новостей», периодическая печать в XVI — XVIII веках является в трех основных типах — еженедельная и ежедневная газета, журнал. В XIX веке происходит разделение западной прессы на качественную и массовую, усиливается роль рекламы, идут процессы, связанные с индустриализацией газетно-журнального производства, коммерциализацией журналистики в странах Западной Европы и США, создаются и выходят на международный рынок информационные агентства; в связи с изобретением фотографии, телеграфа, телефона и радио возникают новые коммуникационные технологии. Но особенно насыщен судьбоносными для журналистики событиями XX век: появление радиовещания и телевидения, применение компьютеров, углубление информационно-коммуникационных процессов, создание национальных монополий и транснациональных корпораций в сфере масс-медиа и т. д.

Разумеется, у современной журналистики зарубежных стран немало проблем. Понять их легче, рассматривая в историческом контексте. Покажем последний в территориальном (континентальном) разрезе.

Дальше

Содержание

1. Журналистика Европы

Европейская журналистика имеет богатый опыт и традиции.

В Великобритании предшественниками газет в XVI веке были рукописные листки «Ньюс» («Новости»), извещающие о прибытии торговых судов; а появление периодической печати связывают с 23 июня 1588 г., когда вышел номер «Инглиш меркьюри» («Английского вестника»). После английской буржуазной революции 1640 г. возникает множество изданий, а в 1642 г. в английском языке появляется слово «газета». В 1702г. стала издаваться первая в Англии ежедневная газета «Дейли курант».

Потребность в рекламе вызвала к жизни в 1785 г. газету «Таймс» (The Times — «Времена»). На рубеже XIX-XX веков, когда в Англии началось разделение прессы на качественную и массовую, «Таймс» становится ведущим качественным изданием. Сегодня она распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты. К качественной прессе, кроме «Таймса», можно отнести ежедневные газеты «Дейли телеграф» (The Daily Telegraph — «Ежедневный телеграф», 1855 год основания), «Гардиан» (The Guardian — «Страж», 1821), «Файнэншл Таймс» (Financial Times — «Финансовое время», 1888), «Индепендент» («Независимый»). Печать такого типа содержательна и информативна, имеет сравнительно невеликий тираж (исключением, пожалуй, является тираж «Дейли телеграф» — 1,3 млн. экз.). «Индепендент» начала выходить в свет в 1986 г. и в 1997-ом попала в тяжелое положение из-за существенного спада в распространении газеты. Тогда издатели сменили главного редактора и дали «добро» на ряд нововведений, затрагивающих прежде всего верстку: броский логотип, расклад содержания по рубрикам — «одна полоса — одна тема», свободный, без линеек между колонками набор текста [2].

Массовая (или популярная) печать ориентируется на широкий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических материалов. Тираж отдельных изданий достигает пяти миллионов экземпляров [«Сан» (The Sun — «Солнце», 1964), «Миррор» (The Mirror — «Зеркало», 1903), «Дейли экспресс» (Daily Express — «Ежедневный экспресс», 1900), «Дейли мейл» (Daily Mail — «Ежедневная почта», 1896)]. Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дейли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. Тираж ее достигал 5,5 млн. экз., но в 1997-ом составил только 2,2 млн.: таков результат существенного усиления позиций двух конкурентов издания: газет «Дейли мейл» и «Сан». Тогда пришлось принять меры. Чтобы привлечь читателей, в первую очередь молодежь, из логотипа изъяли слово «дейли», а старый слоган «Вперед с народом» заменили призывом «Вперед в новое тысячелетие», на первой полосе стали печататься одна большая фотография и анонс одного-двух «гвоздевых» материалов внутри номера. Однако тираж обновленная «Миррор» так и не восстановила. В ноябре 1995 г. прекратился выпуск общенациональной ежедневной массовой газеты «Тудей» («Today» — «Сегодня»), просуществовавшей всего 10 лет. Дорогостоящая технология: компьютерный набор, цветная печать, использование спутников для одновременного выпуска региональных изданий и т.д. привели к немалым расходам, и основатели издания продали газету концерну «Лонро», который не смог избавиться от убытков и выставил «Тудей» на торги. Новым хозяином газеты стал Р. Мэрдок, глава «Ньюс интернэшнл» (английского филиала глобальной компании «Ньюс корпорейшн»). Он вложил в нее почти 150 млн. фунтов стерлингов, поднял тираж с 300 до 600 тыс. экз., однако, завоеванная аудитория вскоре стала сокращаться. И тог-да Мэрдок закрыл издание, чтобы обеспечить подъем других четырех своих газет (особенно «Сан» и «Таймс») [3].

Существует деление и среди воскресных английских изданий. К качественным газетам относятся «Санди Таймс» (The Sunday Times — «Воскресное время», 1822), «Санди телеграф» (Sunday Telegraph — «Воскресный телеграф», 1961), «Обсервер» (The Observer — «Наблюдатель», 1791), а к массовым (таблоидным) — «Ньюс оф уорлд» (News of the Worhd — «Новости мира», 1843), «Мейл он санди» (The Mail on Sunday — «Воскресная почта», 1982), «Санди миррор» (Sunday Mirror — «Воскресное зеркало». 1915), «Пипл» (Реорlе — «Народ», 1881).

Многие крупные газеты тяготеют к той или иной политической партии. Консервативную партию поддерживают «Таймс» и «Санди Таймс», «Дейли телеграф» и «Санди телеграф», «Ньюс оф уорлд», «Сан», «Дейли мейл», «Дейли экспресс». Взгляды лейбористской — «Гардиан», «Обсервер», «Миррор», «Санди миррор», Пипл».

На Британских островах имеется также разветвленная сеть провинциальных газет и журналов, освещающих главным образом события и факты своего региона: Международные вопросы их интересуют крайне мало, в результате чего этот круг тем отдан на откуп информационным агентствам, прежде всего Рейтеру (Reuters Ltd.), организованному в 1851 г. журналистом Полем Джулиусом Рейтером. Одно из пяти мировых информационных агентств, оно представляет собой сегодня акционерную компанию, основными держателями акций которой являются Ассоциация газетных издателей, агентство Пресс Ассошиэйшн — ПА, австралийское агентство Острэлиан Ассошиэйтед Пресс, новозеландское Нью Зиленд Пресс Ассошиэйшн, а также сотрудники агентства Рейтер. В отличие от Рейтера, распространяющего прежде всего иностранную информацию, Пресс Ассошиэйшн (Press Association Ltd, основано в 1868 г.) — кооперативное объединение издателей 120 провинциальных газет — специализируется на сборе и распространении внутренней информации. А экономическую, финансовую, статистическую, спортивную информацию собирает и распространяет английское акционерное информационное агентство Эксчендж Телеграф — Экстел (The Exchange Telegraph Co, Ltd — Extel), основанное в 1872 г. со штаб-квартирой в Лондоне.

Что же касается электронных СМИ, то в последнее время в Великобритании активно развивается цифровое радиовещание, что обеспечивает высокое качество звучания: Би-Би-Си уже ведет радиопередачи в цифровом варианте [4]. Созданная в 1922 г. Британская радиовещательная компания (Би-Би-Си), имеющая статус общественной организации, с 1936г. начала осуществлять и телепередачи, в этой сфере она была монополистом до 1954 г., пока власти не разрешили в Великобритании коммерческое телевидение.

Уже первый во Франции еженедельник «Газетт», основанный Теофрастом Ренодо в 1631 г., привлек читателя высоким литературным уровнем, многотемностью сообщений, регулярностью и длительностью выхода. Но только в 1777 г. возникла первая французская ежедневная газета «Журнал де Пари» («Парижская газета»). Великая французская революция (1789-1791 привела в к возникновению политической и революционно-демократической журналистики. Если перед революцией в столице страны издавалось 27 газет, то во второй половине 1789 их стало 250, а в 1790 г. — 350. Печать сыграла важную роль подготовке Июльской революции 1830 г., Февральской и Июньской революций 1848г. Период 1870-1914 годов отмеченным развитием капиталистической печати, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями, в массовые газеты приходит в качестве обязательного и важнейшего компонента «кровь на первой полосе» [5]. В 1903 г. выпуск «Пети паризьен» («Маленький парижанин») стал составлять 1,8 млн. экз., и газета начинает выходить с подзаголовком «Самый крупный газетный тираж всего мира». В 1918 г. планка этого рекорда поднимется до цифры более 3 млн. экз.

С появлением в 1904 г. ежедневной газеты Жана Жореса «Юманите» («Человечество»), ставшей в 1921 г. центральным органом Французской компартии, среди направлений французской журналистики возникло и марксистское, сыгравшее немалую роль в период антифашистского Народного франта (1934-1938), в создании разнообразных газет и журналов левого толка.

Новым явлением французской прессы стало появление в 1931 г. в Париже ежедневной вечерней газеты «Пари-суар» («Вечерний Париж»): опираясь на технические новшества, издание подкупало публику многообразием тематики, обилием иллюст-раций, зазывной манерой подачи материала.

К ярким событиям в истории французской прессы следует отнести создание печати Сопротивления в годы Второй мировой войны и оккупации Франции, бурное развитие политической журналистики в период Освобождения (август 1944 — ноябрь 1946).

Сегодня во Франции выходят газеты общего типа: «Фигаро» (Le Figaro, 1826 г. основания), «Монд» (Le Monde — «Мир», 1944), «Либерасьон» (Liberation — «Освобождение», 1973) и др.); специализированные: молодежные, женские, научные, технические, эротические и т.д.; экономические: «Эко» (Les Echos — «Эхо», 1908), «Трибюн» (La Tribune), «Нувель экономист» (Le Nouvel Economiste — «Новый экономист», 1975) и т.д.; развлекательные (преобладают иллюстрированные еженедельники типа «Пари матч» (Paris-Match, «Парижский матч», 1949). Среди независимой прессы центристских позиций придерживаются газета «Монд» и ежемесячник «Монд дипломатик» («Дипломатический мир», 1954), а также «Котидьен де Пари» (Le Quotidien de Paris — «Парижская ежедневная газета», 1974). Для печати Франции характерно наличие влиятельных церковных изданий, среди которых следует выделить католическую газету «Круа» (La Croix — «Крест», 1880) и еженедельник «Ви» (La Vie — «Жизнь», 1945). Сравнительно небольшие тиражи у печати французской компартии: «Юманите» и еженедельника «Революсьон» (Revolution, 1980 г.) [6].

Чтобы удержаться на газетном рынке в период экономического кризиса и новой технологической революции, многие ежедневные газеты идут на существенное обновление содержания и формы. К примеру, 9 января 1995 г. увидел свет первый номер обновленной газеты «Монд». Издание, впервые созданное полвека назад, теперь отличалось многим. Читателей привлекли богатая, выверенная, чаще всего аналитическая информация, распределенная по 7 разделам («Международный», «Франция», «Общество», «Предприятия», «Сегодня», «Горизонты», «Культура»); четкий, яркий и легкий для чтения шрифт; оригинальный макет и т.п. В том же номере был опубликован список сотрудников редакции, в том числе 239 журналистов. Газета в продажу в Париже стала поступать уже в 14.00 — раньше, чем прежде (был выигран один час в редакционной подготовке издания) [7]. Обновление «Монд» весьма быстро привело к увеличению объема ее продажи.

До второй мировой войны сбором и распространением информации во Франции было занято агентство Гавас. В сентябре 1944 г. на его базе создается Агентство Франс Пресс — АФП (Agence France-Press — AFP). Сегодня это коммерческое предпри-ятие, субсидируемое одновременно и французским правительством (в форме абонементной платы), входит в число крупнейших мировых информационных служб.

Еще в 1935 г. передатчик с антеннами, установленный на Эйфелевой башне, начал транслировать регулярные телепрограммы, в 1964 г. была введена вторая программа, а передачи стали цветными в 1972-ом — третья, в 1984-м — четвертая государственная и первая частная разрушившая государственную монополию на французском ТВ. В 1986 г. начали функционировать сразу две новые частные национальные программы. А в 1987 г. произошло разгосударствление первого канала — ТФ-1, его коммерциализация сопровождалась внедрением новой техники (спутники связи, кабельное вещание, видеозаписи, телематика), к тому времени была децентрализована и третья программа ФР-3. Точно также, кроме государственного радиовещания (Франс-Энтер, Франс-кюльтют, Франс-мюзик, Радио-блё, 50 местных радиостанций), развивается и частное местное радиовещание. Тем более, что с 1984 г. частным радиостанциям разрешено передавать рекламу. По этой причине почти все крупные региональные газеты обзавелись собственными радиостанциями.

Развитие и распространение мировой печати началось с Германии, где житель Майнца Иоганн Гутенберг в 1450 г. изобрел типографский станок и напечатал на нем латинскую Библию. Много лет спустя в 1609 г. в Страсбурге и Вольфенбютеле были отпечатаны первые немецкие еженедельные издания «Реляцион» («Сообщение») и «Авизо» («Объявление»), а первая ежедневная газета «Ляпцигер цайтунг» («Лейпцигская газета») вышла в 1661 г. Здесь, в «Новой рейнской газете» в 1840-е годы начиналась общественно-журналистская деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса, позже их произведения публиковала газета «Фольксштаат» («Народное государство») — орган социал-демократической партии Германии, выходившая с 1869 по 1876 гг. Но стране довелось пережить и двенадцатилетний период радикальной журналистики фашистского толка, лидером которой были правительственное радио и газета «Фелькишер беобахтер» («Народный наблюдатель»), когда противникам нацизма приходилось выпускать издания в подполье.

А сегодняшние особенности немецкой прессы — преобладание утренних газет и ярко выраженный региональный характер изданий: 95 процентов периодических изданий относятся к местным, что связано с многовековой феодальной раздробленностью страны, объединившейся лишь к концу XIX века. Добавим, что акцент на региональную информацию наблюдается и у центральной ежедневной печати ФРГ. К примеру, самая крупная по тиражу «Бильд-цайтунг» имеет 33 издания, отличающиеся друг от друга местной хроникой и локальными рекламными обращениями [8]. Кстати, нечто подобное происходит сегодня и с российскими центральными изданиями, которые организуют региональные вкладыши. Падение Берлинской стены и объединение двух германских государств привели к существенным переменам на газетно-журнальном рынке. Так, на начало 1994 г. в стране выходило 1601 издание общим разовым тиражом 25 млн. экз. [9]. Если в 1987 г. западногерманские телезрители ежедневно затрачивали на просмотр программ в среднем 139 мин., а жители тогдашней ГДР— около 130 мин., то в 1997 г. «среднестатистический» немец в объединенной Германии проводил ежедневно перед телеэкраном более 180 мин. [10].

Сама же история радиотелепередач началась сравнительно рано: впервые берлинцы слушали радио в октябре 1923 г., а к 1926 г. в стране был уже миллион радиослушателей. В марте 1935 г. в Берлине был открыт пункт для публичного просмотра телевидения, а с января 1936 г. программы передавались ежедневно с 20 до 22 часов. В 1944 г. передачи в Германии прекратились. Сегодня в стране сложилась ситуация, когда частные радио- и телеканалы, основной источник функционирования которых — реклама, соседствуют с общественно-правовыми каналами (два главных общенациональных канала АРД и ЦДФ и местные земельные телецентры), финансируемыми преимущественно за счет ежемесячной абонементной платы телезрителей и радиослушателей. Интересно, что многие частные телекомпании ФРГ объявили в 1998 г. о том, что они намерены начать регулярно транслировать программы цифрового телевидения высокой четкости, что сулит подлинную «революцию в квартире» [11].

В ФРГ — более пятисот информационных агентств, самые крупные из них: ДПА (Дойче Прессе — Агентур — Немецкое агентство новостей), созданное в 1949 г., и ДДП (Дойчер Депешендинст — Немецкая почтовая служба, 1971). Среди частных можно отметить Католическое агентство новостей и Евангелическую пресс-службу.

Как единое национальное государство Италия сложилась к 1870 г. (до этого была раздроблена на 9 отдельных государств) и оставалась монархией до 1946 г. Тип современной итальянской газеты формировался под влиянием французского и английского примеров [12]. Сегодня среди информационных газет лидируют «Коррьере делла сера» (Соrriere della Sera — «Вечерний вестник» 1876 г., 680 тыс. экз.) и «Репубблика (La Repubblika, 1976, 380 тыс.) среди журналов достаточно уверенно чувствует себя «Оджи» (Oggi — «Сегодня», 1945, 900 тыс. экз.) [13]. В целом же итальянские ежедневные газеты имеют невысокие тиражи. Но зато разовый тираж журналов существенно превышает газетный. Многие средства массовой информации; находятся в собственности политических партий и профсоюзов. Радиовещание в Италии существует с 1924 г., а телевидение — с 1954 г. После отмены государственной монополии на телевидение Сильвио Берлускони в 1977 г. вложил 1 млрд. лир в местную кабельную станцию «Телемилано», используя ее как средство рекламного бизнеса, постепенно приобрел еще три крупнейшие коммерческие телесети страны — «Канале-5», «Италиа-1» и «Рете-4» («Сеть-4») и стал основным конкурентом государственной службы РАИ-ТВ (Объединенное итальянское радиовещание и телевидение). В Италии — два крупнейших информационных агентства — Национальное агентство объединившейся печати АНСА, созданное в 1945 г. на кооперативных началах, рядом итальянских газет, и Журналистское агентство Италии АДЖИ, существующее с 1950 г.

В последнее время пресса Испании благодаря постоянству цен и росту потока рекламных вложений весьма стабильна, хотя в распространении периодики отмечается определенный застой. По данным 51-го конгресса международной ассоциации газет, прошедшем в 1998 г., Испания по тиражу ежедневной периодики в 4,26 млн. экз. занимает 13-е место в мире. Потребление газет составляет 104,8 экз. на 1000 человек, и по этому показателю Испания существенно отстает от развитых европейских стран, хотя и опережает Италию, Грецию и Португалию. В июле 1998 г., проведя анкетирование среди 900 испанских руководителей, журнал «Актуалидал экономика» выявил, что для опрошенных главным авторитетным источником информации является радио, прессе же отводится второе место, а телевидении вообще считается малоинформативным [14]. Иную картину дают данные Центра социологических исследований Испании. Из анализа ответов 2500 молодых людей от 15 до 20 лет явствует , что на третье место своих ценностей (после квартиры и автомобиля) они ставят телевизор, который, по их мнению, важнее одежды, музыкальных центров, мотоциклов, путешествий за границу и т.д. Шестеро из десяти не имеют обыкновения покупать регулярно газеты и журналы [15].

Надо сказать, что из-за жесткого контроля инквизиции над духовной жизнью страны испанская пресса долгое время отставала от темпов развития печати Европы. А между тем первая типография в Испании была освоена в 60-х гг. XV в., а первая газета «Гасета нуэва де Мадрид» появилась в январе 1661 г. с подзаголовком: «Сообщение или газета о политических и военных событиях, имевших место в большей части света до конца декабря 1660 г.». В течение двух лет вышло 20 восьмиполосных номеров. С 1758 г. начала выходить ежедневная газета «Диарио де Мадрид» («Мадридская газета»). Из-за нехватки материалов редакция печатала стихотворения читателей, публиковала объявления о приглашении на работу, продаже вещей и животных. В 90-х годы XVIII в. ежедневные газеты появляются в Барселоне, Севилье, Валенсии, Сарагосе. Современные испанские газеты можно разделить натри группы: «независимые» частные, партийные и государственные. Самыми крупными изданиями являются «Вангуардиа» (La Vanguardia — «Авангард», 1881 г. основания), «Диарио де Барселона» (Diario de Barcelona — «Барселонская газета», 1792), «Интервью» (1976). Информационное агентство ЭФЭ (Agenda EFE) в Испании появилось в 1939 г., а телевидение — в 1956-ом.

Единственным информационным агентством располагает и Австрия. В этой стране велико влияние прессы Германии, а все ведущие газеты, в том числе и «Венская газета», основанная в 1703 г., собраны в Риме. В последние годы здесь усилива-ется концентрация печати и, как следствие, с усилением концентрации печати качественные газеты стали уступать массовым, которым нужны сенсации вместо анализа. Австрия стала первой европейской страной, начавшей в 1980 г. регулярные передачи «телетекста», с помощью которого можно узнать новости, курс акций на бирже, познакомиться с программой радио и телевидения.

Газетно-издательское дело в Швейцарии имеет старейшую историю: первая газета здесь распространялась еще в 1610 г. А в 1780 г. стала выходить ежедневная «Нойе цюрхер цайтунг» (Neue Zurcher Zeitung — «Новая цюрихская газета»), которая и сегодня, 220 лет спустя, по-прежнему издается и является одним из наиболее крупных изданий. Швейцарское радио- и телекомпания распространяет программы на четырех языках — немецком, французском, итальянском и ретророманском. Почти 200 швейцарских газет, редакции радио и телевидения пользуются информацией швейцарского телеграфного агентства (АТС).

Первые газеты в Греции появились во второй половине XIX в. Две из них выходят и сегодня: «Акрополис» (Acropolis» «Акрополь», 1881 год создания) и «Эстия» (Estia»— «Очаг» 1898). В шестидесятые годы XX столетия в стране выходило более 1100 газет и журналов. Рост их численности сопровождается созданием газетных групп. Так, группе семьи Ламбракис принадлежат две газеты (вечерняя и воскресная) и три еженедельника (экономический, политико-общественный и спортивный). Греции — три адиотелевизионные компании, действует основанное в 1896 г. Афинское информационное агентство со штатом 140 человек.

В Португалии издается около 70 ежедневных газет. Самая влиятельная из них — «Диариу ди нотисиаш» (Diario de Noticias» «Газета новостей», 1864). В Лиссабоне сконцентрированы 60 процентов всех зарегистрированных изданий, 10 процентов приходится на город Порту.

К странам Северной Европы принято относить Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию, Исландию. Всех их отличает высокий уровень жизни народа и всеобщая грамотность. Это, в свою очередь, определяет высокий уровень развития средств массовой информации. В двух странах из пяти первые газеты возникли в XVII-XVIII вв. — Швеция (1632); Дания (1749).

В Бенилюкс входят Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Первая газета появилась в Бельгии 17 мая 1605 г., в Нидерландах — в 1656 г., а в Люксембурге — значительно позднее. Телевидение всех трех стран тесно связано со структурами государственной власти. Широкой известностью пользуются программы «Радио Люксембурга», имеющей филиалы во Франции и Великобритании. Информацию собирают и распространяют Агентство Бельга и Общенидерландское бюро печати [16].

В последние годы журналистика стран Восточной Европы, к которым относятся Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Польша, Югославия, Албания, прошла через серьезные испытания, связанные с трансформацией общественного строя, крушением социалистических идеалов. Так, в начале 1990-х годов за два-три года в Польше обновилась большая часть периодической печати и 75 процентов газетно-журнального рынка составили издания новой генерации [17]. В середине 90-х часть мелких изданий в связи с общим удорожанием жизни, повышением цен на бумагу, не найдя инвесторов, не выдержала конкуренции. Сократились тиражи известных и влиятельных газет из-за утраты интереса к «серьезной» прессе, на-тиска продукции «массового» потребления. Зато процветают и крепнут издания бульварного характера.

Между тем, польская пресса имеет давние традиции. Первое печатное периодическое издание «Меркуриум Польски» вышло в Кракове и Варшаве еще в 1661 г. В 1761-1795 гг. резко возрастает количество периодики, ее тираж, появляется типологическое разнообразие. Но с потерей страной независимости в 1795 г. на длительное время прервалась возможность существования общенациональных органов печати. В 50-е годы XIX в. в той части Польше, которая входила в состав Российской империи, произошла реформа прессы, в результате чего издательское дело было перестроено на началах капиталистического предприятия. После возрождения независимости Польши в 1916 г. в стране продолжалось развитие печати, характерное для буржуазного государства. К 1 сентября 1939 г., началу второй мировой войны и вторжения фашистской Германии в Польшу, в стране выходило почти 2700 периодических изданий [18]. Нынче же еженедельная пресса всепольского и регионального значений в Польше — это 188 изданий общим тиражом 11 млн. экз., а ежедневная печать представлена 83 изданиями тиражом 4 млн. экз. [19]. Польское общественное телевидение располагает двумя общепольскими каналами и 10 станциями регионального значения, кроме того, в регионах имеются еще 14 коммерческих телестанций. Кроме общественного радио, три коммерческие радиостанции РФМ, ФМ, Радио Зет, католическое — Радио Мария — вещают круглосуточно на всю страну. В Польше сегодня насчитывается около 140 частных независимых радиостанций. Польское агентство печати — ПАП (Polska Agencja Prasowa — PAP) было основано в 1945 г., затем возникли Центральное агентство фотоинформации (1951), Польское агентство Интерпресс (1967), Всепольское рабочее агентство (1981).

В других странах Восточной Европы журналистика идёт путем, напоминающим польский. В Болгарии радиовещание подивилось сравнительно поздно — в 1929 г., но Болгарское телеграфное агентство было основано в 1896 г. Еще раньше — в 1880 г. — возникло Венгерское телеграфное агентство. Год рождения Чехословацкого телеграфного агентства — 1918. Однако в Румынии, Югославии, Албании информационная инфраструктура журналистики стала действовать в конце второй мировой войны (1943 — 1945).

Приложение

• Список первых в мире ежедневных газет

• Долгожители

Список первых в мире ежедневных газет

Страна Первые ежедневные газеты Год основания

Нидерланды «Харлеме дахблад» 1656

Германия «Ляйпцигер цайтунг» 1661

Великобритания «Дейли курант» 1702

Австрия «Винер цайтунг» 1703

Дания «Берлингске тиденде («Новости Берлинга) 1749

Испания «Диарио де Мадрид» 1758

Швейцария «Вэн-катр эр» 1762

Швеция «Даглягт Аллеханда» («Все за день») 1763

Франция «Журналь де Пари» 1777

США «Пенсилваниа ивнинг пост энд дейли адвертайзер» 1784

Италия «Коррьеро милано» («Миланский курьер») 1796

Финляндия «Ууси Суоми» 1847

Люксембург «Люксембургер ворт» 1848

Португалия «Диариу де Нотисинц» (Газета новостей») 1864

Долгожители

(газеты и журналы, выходящие с XVII и XVIII вв.по состоянию на 1 января 1986 г.)

ЕВРОПА

Австрия:

— «Винер цайтунг» (Wiener Zeitung — «Венская газета»). Ежедневная газета. Официальный орган правительства. Основана в 1703 г. Тираж 45 тыс.;

Великобритания:

«Глазго геральд» (Glasgow Herald — «Вестник Глазго») Ежедневная газета. Распространяется по всей Шотландии. Основана в 1782г. Тираж НО тыс.;

«Йоркшир пост» (Yorkshire Post — «Йоркширская почта»). Ежедневная провинциальная газета. Основана в 1754 г. Тираж 89 тыс.;

«Ллойдз лист» (Lloyds List — «Лист Ллойда»). Ежедневная газета, дает информацию о судоходстве, фрахте, страховании судов, финансовые сведения. Издается в Лондоне, распространяется более чем в 100 странах. Основана в 1726 г. Тираж 14 тыс.;

«Лондон газетт» (London Gazette — «Лондонская газета»). Официальная правительственная газета. Выходит 4 раза в неделю. Основана в 1665 г.;

«Таймс» (The Times — «Времена»). Ежедневная общенациональная газета. Издается в Лондоне кампанией «Таймс ньюспейперз», принадлежащей тресту Р. Мердока «Ньюс интернэшнл».

Основана в 1785 г. Тираж 305 тыс.;

Северная Ирландия:

— «Дерри джорнэл» (Deny Journal — «Газета Дерри»). Выходит 2 раза в неделю. Отражает взгляды ирландских националистов, выступающих против английского присутствия в Ольстере. Издается в Лондондерри. Основана в 1772 г. Тираж 10 — 20 тыс.;

— «Ньюс леттер» (News Letter — «Бюллетень»). Ежедневная газета. Выражает взгляды юнионистов. Издается в Белфасте. Основана в 1737 г. Тираж 60 тыс.;

Германия:

— «Генераль-анцайгер» (General-Anzeiger — «Всеобщий вестник»). Ежедневная консервативная газета. Придерживается курса партии Христианско-демократический союз. Издается в Бонне. Основана в 1725 г. Тираж 78,8 тыс.; Саарбрюккер цайтунг» (Saarbrucker Zeitung — «Саарбрюккенская газета»). Ежедневная газета. Основана в 1761 г. Тираж 215 тыс.

Гибралтар:

«Гибралтар кроникл» (Gibraltar Chronicle — «Хроника Гибралтара»). Ежедневная газета. Основана в 1801 г. Тираж 3 тыс.;

«Берлингске тиденде» (Berlingske Tidende — «Ведомости Берлинга»). Ежедневная газета. Выражает взгляды правых кругов. Основана в 1749 г. Тираж 150 тыс., воскресного выпуска — 210 тыс.

«Ольборг стифтстиденде» (Aalborg Stiftstidende — «Ведомости Ольборга»). Ежедневная вечерняя газета буржуазно-либерального направления. Основана в 1767 г. Тираж 76 тыс.;

«Фюне стифтиденде» (Fyens Stiftstidende — «Ведомости острова Фюк»). Ежедневная вечерняя газета консервативного направления. Основана в 1772 г. Тираж 70 тыс., воскресного выпуска — ПО тыс.

Испания:

— «Диарио де Барселона» (Diario de Barcelons — «Барселонская газета»). Ежедневная газета. Отражает интересы крупного финансово-промышленного капитала Каталонии. Основана в 1792 г. Тираж 30 тыс.

Нидерланды:

— «Леувардер курант» (Leeuwarder Courant — «Леуварденская газета»). Ежедневная вечерняя газета. Основана в 1752г. Тираж 123 тыс.

Норвегия:

«Адрессеависен» (Adresseavisen — «Адресная газета»). Ежедневная газета. Основана в 1767 г. Тираж 80,9 тыс.;

«Моргенависен» (Morgenavisen — «Утренняя газета»), Основана в 1765 г. Тираж 9,6 тыс.;

Швейцария:

«Вэн-катр эр» (24 Heures / Feuilte d Avis de Lausanne — «24 часа / Лозаннские известия»). Ежедневная газета на французском языке. Основана в 1762 г. Тираж 93 тыс.;

«Газетт де Лозанн» (полное название — Gazette de Lausanne / Nouvelle Revue de Lausanne — «Газета Лозанны / Новое обозрение Лозанны»). Ежедневная газета на французском языке. Основана в 1798г. Тираж 17 тыс.;

— «Нойе цюрхер цайтунг» (Neue Zurcher Zeitung — «Новая цюрихская газета»). Ежедневная газета на немецком языке. Основана в 1780 г. Тираж 110 тыс.;

АМЕРИКА

США:

— «Сатердей ивнинг пост» (The Saturday Evening Post — «Субботняя вечерняя почта»). Литературно-политический журнал. Выходит 9 раз в год. Издается в Индианополисе (штат Индиана). Основан в 1728 г. Тираж 663 тыс.

Источник: Зарубежная печать: Краткий справочник. Газеты. Журналы. Информационные агентства / Редкол.: С.А.Лосев и др. — М., 1986.

К этому списку следует присоединить «Санкт-Петербургские ведомости» — газету, основанную в 1727 г. и возобновленную в 1991 г. В советское время выходила сначала как «Петроградская правда», а затем — до сентября 1991 г. как «Ленинградская правда», после чего издание под первоначальным названием.

Долгожители

(газеты и журналы, выходящие с XVII и XVIII вв.по состоянию на 1 января 1986 г.)

ЕВРОПА

Австрия:

— «Винер цайтунг» (Wiener Zeitung — «Венская газета»). Ежедневная газета. Официальный орган правительства. Основана в 1703 г. Тираж 45 тыс.;

Великобритания:

«Глазго геральд» (Glasgow Herald — «Вестник Глазго») Ежедневная газета. Распространяется по всей Шотландии. Основана в 1782г. Тираж НО тыс.;

«Йоркшир пост» (Yorkshire Post — «Йоркширская почта»). Ежедневная провинциальная газета. Основана в 1754 г. Тираж 89 тыс.;

«Ллойдз лист» (Lloyds List — «Лист Ллойда»). Ежедневная газета, дает информацию о судоходстве, фрахте, страховании судов, финансовые сведения. Издается в Лондоне, распространяется более чем в 100 странах. Основана в 1726 г. Тираж 14 тыс.;

«Лондон газетт» (London Gazette — «Лондонская газета»). Официальная правительственная газета. Выходит 4 раза в неделю. Основана в 1665 г.;

«Таймс» (The Times — «Времена»). Ежедневная общенациональная газета. Издается в Лондоне кампанией «Таймс ньюспейперз», принадлежащей тресту Р. Мердока «Ньюс интернэшнл».

Основана в 1785 г. Тираж 305 тыс.;

Северная Ирландия:

— «Дерри джорнэл» (Deny Journal — «Газета Дерри»). Выходит 2 раза в неделю. Отражает взгляды ирландских националистов, выступающих против английского присутствия в Ольстере. Издается в Лондондерри. Основана в 1772 г. Тираж 10 — 20 тыс.;

— «Ньюс леттер» (News Letter — «Бюллетень»). Ежедневная газета. Выражает взгляды юнионистов. Издается в Белфасте. Основана в 1737 г. Тираж 60 тыс.;

Германия:

— «Генераль-анцайгер» (General-Anzeiger — «Всеобщий вестник»). Ежедневная консервативная газета. Придерживается курса партии Христианско-демократический союз. Издается в Бонне. Основана в 1725 г. Тираж 78,8 тыс.; Саарбрюккер цайтунг» (Saarbrucker Zeitung — «Саарбрюккенская газета»). Ежедневная газета. Основана в 1761 г. Тираж 215 тыс.

Гибралтар:

«Гибралтар кроникл» (Gibraltar Chronicle — «Хроника Гибралтара»). Ежедневная газета. Основана в 1801 г. Тираж 3 тыс.;

«Берлингске тиденде» (Berlingske Tidende — «Ведомости Берлинга»). Ежедневная газета. Выражает взгляды правых кругов. Основана в 1749 г. Тираж 150 тыс., воскресного выпуска — 210 тыс.

«Ольборг стифтстиденде» (Aalborg Stiftstidende — «Ведомости Ольборга»). Ежедневная вечерняя газета буржуазно-либерального направления. Основана в 1767 г. Тираж 76 тыс.;

«Фюне стифтиденде» (Fyens Stiftstidende — «Ведомости острова Фюк»). Ежедневная вечерняя газета консервативного направления. Основана в 1772 г. Тираж 70 тыс., воскресного выпуска — ПО тыс.

Испания:

— «Диарио де Барселона» (Diario de Barcelons — «Барселонская газета»). Ежедневная газета. Отражает интересы крупного финансово-промышленного капитала Каталонии. Основана в 1792 г. Тираж 30 тыс.

Нидерланды:

— «Леувардер курант» (Leeuwarder Courant — «Леуварденская газета»). Ежедневная вечерняя газета. Основана в 1752г. Тираж 123 тыс.

Норвегия:

«Адрессеависен» (Adresseavisen — «Адресная газета»). Ежедневная газета. Основана в 1767 г. Тираж 80,9 тыс.;

«Моргенависен» (Morgenavisen — «Утренняя газета»), Основана в 1765 г. Тираж 9,6 тыс.;

Швейцария:

«Вэн-катр эр» (24 Heures / Feuilte d Avis de Lausanne — «24 часа / Лозаннские известия»). Ежедневная газета на французском языке. Основана в 1762 г. Тираж 93 тыс.;

«Газетт де Лозанн» (полное название — Gazette de Lausanne / Nouvelle Revue de Lausanne — «Газета Лозанны / Новое обозрение Лозанны»). Ежедневная газета на французском языке. Основана в 1798г. Тираж 17 тыс.;

— «Нойе цюрхер цайтунг» (Neue Zurcher Zeitung — «Новая цюрихская газета»). Ежедневная газета на немецком языке. Основана в 1780 г. Тираж 110 тыс.;

АМЕРИКА

США:

— «Сатердей ивнинг пост» (The Saturday Evening Post — «Субботняя вечерняя почта»). Литературно-политический журнал. Выходит 9 раз в год. Издается в Индианополисе (штат Индиана). Основан в 1728 г. Тираж 663 тыс.

Источник: Зарубежная печать: Краткий справочник. Газеты. Журналы. Информационные агентства / Редкол.: С.А.Лосев и др. — М., 1986.

К этому списку следует присоединить «Санкт-Петербургские ведомости» — газету, основанную в 1727 г. и возобновленную в 1991 г. В советское время выходила сначала как «Петроградская правда», а затем — до сентября 1991 г. как «Ленинградская правда», после чего издание под первоначальным названием.

2. Журналистика Америки

Журналистика функционирует в шестидесяти государствах американского континента (Северная и Южная Америка). По численности населения лидируют шесть стран: США, Бразилия, Мексика, Колумбия, Аргентина, Канада, в которых проживают в общей сложности свыше пятисот миллионов человек. А явные аутсайдеры — Ангилья (8 тыс. жителей, 2 газеты), Монтсеррат (12 тыс., 1 газета), Сент-Пьер и Микелон (6 тыс., 1 газета), Терк и Кайкос (8 тыс., 3 газеты).

Поскольку в небольшом материале невозможно даже кратко рассказать о средствах массовой информации многочисленных стран, остановимся на самых крупных государствах, журналистика которых весьма значима не только в национальном, но и в международном масштабе.

По массовости, информационной насыщенности, технической оснащенности, технологии и организации в Западном полушарии, да и в мире в целом, лидирует журналистика Соединенных Штатов Америки. Ее история начиналась так.

…Для жителей Бостона это была сенсация. 25 сентября 1690 г. они впервые получили газету. Названная «Паблик оккарансиз» («Общественные события»), она представляла собой небольшой четырехстраничный листок, изданный печатником и книготорговцем Бенджамином Харрисом. Первый номер, однако, оказался и последним: колониальным властям не понравилось, как освещалась проблема индейцев, и они закрыли листок Харриса [20].

Только через 14 лет после этого в Бостоне вышло другое издание — «Бостон ньюс леттер» («Бостонский вестник»), основателем которого стал местный почтмейстер Джон Кемпбелл и которое просуществовало свыше 70 лет (1704-1776). Эстафету Бостона подхватила Филадельфия, впоследствии ставшая первой столицей США как независимого государства: в 1719 г. здесь появился «Америкен уикли меркури» («Американский еженедельный вестник», а в 1728г. — «Пенсилваниа газетт», издаваемая Бенджамином Франклином, чьи выступления были проникнуты ненавистью к колониально-феодальным порядкам и сочувствием: к людям труда и к обездоленным, неграм и преследуемым индейцам. Со временем все более привлекательным для американских: журналистов становится Нью-Йорк, основанный голландскими колонистами и поначалу называвшийся Нью-Амстердамом. После первых газет — в 1741 г. — возник новый тип периодического издания — журнал (сначала «Америкен мэгэзин» Эндрю Бредфорда, а спустя … три дня — «Дженерал мэгэзин» Б. Франклина [21].

Война против Англии за независимость (1776-1783) — Первая американская революция — была подготовлена во многом га зетами, которые немало сделали для создания в стране духа свободы. Так, подлинным агитатором революции был Самюэль Адамс, основавший в Бостоне газету «Индепендент адвертайзер» («Независимая газета с объявлениями»), а самым влиятельным публицистом стал Томас Пейн, прибывший в Америку из Англии в 1774 г. Страстный защитник идеи об отмене рабства и торговли неграми, он регулярно печатался в разных изданиях, его статьи распространялись в виде листовок многотысячными тиражами.

Закончилась война, провозглашена независимость США, в 1791 г. принята Конституция молодой республики, и первой поправкой к Основному закону была гарантирована свобода журналистики: «Конгресс не примет никакого закона, ограничивающего свободу слова или прессы». По мере консолидации страны уходила в прошлое эпоха революционных газет, создавались предпосылки для организации раннекапиталистической прессы. Тогда, в конце XVIII века, четырехмиллионное население США получало 17 ежедневных газет и 200 изданий иной периодичности. Любой человек, имея немного денег, ручной печатный станок и бумагу, мог открыть свой печатный орган. И газета, как правило, выступала с определенной политической позиции. С другой стороны, она стала предоставлять печатную площадь под платные объявления, рекламу. В 1820 г. в США выходило уже 24 ежедневных и 422 еженедельных газет. В 1827 г. появилась первая негритянская газета «Райтс фор олл» («Права для всех») и первая рабочая газета «Джорнимен микеникс эдвокейт» («Защитник квалифицированного поденщика»), а в 1829-1847 годы издавалась еженедельная газета «Уоркинг мэн эдвокейт» («Защитник трудового человека»).

В 1830-1840 годы рекламе отводилось уже до трех четвертей площадей газет, которыми стали управлять как торгово-промышленными предприятиями. Коммерческая революция проходила в условиях революции технологической (строились железные дороги, прокладка трансатлантического кабеля способствовала развитию телеграфных коммуникаций, осваивались новейшие ротационные печатные машины). В среде нью-йоркских типографов родилась идея прессы нового типа — «пенсовой» газеты, «пенни-газеты». В начале 1830 г. стал выходить еженедельник «Нью-Йорк морнинг» (цена экземпляра — 2 цента или 1 пенни по тогдашнему курсу), а через три года — ежедневная пенсовая газета «Дейли ивнинг транскрипт» («Ежедневная вечерняя запись»). Многие из пенсовых газет — убогие по содержанию и слабые в финансовом отношении — погибали, едва появившись на свет. Правда, тираж такой центовой газеты как «Нью-Йорк сан» («Солнце Нью-Йорка», 1833 г.) составлял 30 тысяч экземпляров. Рассчитанная на массового и малограмотного читателя, газета первой стала публиковать вымышленную информацию и лживые репортажи. Настоящую конкуренцию «Нью-Йорк сан» составила лишь новая ежедневная газета «Нью-Йорк геральд» («Нью-Йоркский вестник»). Джеймс Гордон Беннет (1795-1872), начав выпускать газету с капиталом в 500 долларов, сумел резко поднять тираж (в 1839 г. — 30 тыс. экз., в 1855 г. — 75 тыс. экз.): расширил тематику публикаций, направлял в командировки спецкоров, стремился привлечь читателя «историями человеческого интереса и эмоций» (преступления, происшествия, скандалы в высшем свете, семейные драмы и т.п.). С Беннета в Америке начала развиваться бульварная пресса.

Бывший сотрудник «Нью-Йорк геральд» Гораций Грили отверг журнализм в стиле Беннета и в 1841 г. создал газету «Нью-Йорк трибюн»; в редакционных статьях он стал выступать против аморальной и упадочнической прессы, во имя защиты интересов общества и справедливости. Серьезная и строгая, «Нью-Йорк трибюн» стала прототипом качественных газет США. По пути, проложенному Грили, пошла газета «Нью-Йорк Таймс» («Нью-Йоркские времена»), первый номер которой вышел в свет 18 сентября 1851 г. (первоначально называлась «Нью-Йорк дейли Таймс»). Она привлекла читателей высоким литературным уровнем, многочисленностью и разнообразием рубрик, принципами ее основателя г. Реймондса отвечать перед чита-телями и быть независимым от различных партий.

В 1860-1865 г. в США проходила Вторая американская революция — гражданская война между Севером и Югом. Война изменила стиль новостей, репортер стал центральной фигурой в газетном мире, а журналистская профессия — опасной и требующей отваги. Новые веяния в американской журналистике особенно ярко воплотились в Джозефе Пулитцере, имя которого носит сегодня высшая журналистская премия в США. В 1883 г. он приобрел газету «Нью-Йорк уорлд» («Мир Нью-Йорка»), которую сделал моделью того журнализма, который основан на «человеческих репортажах» и освещении происшествий. Упрощенный английский язык, рисунки и комиксы, газетные сенсации — все было направлено на то, чтобы расширить аудиторию читателей, привлекая, прежде всего, иммигрантов, слабо знающих английский. За один год новый издатель поднял тираж газеты с 15 до 100 тыс. экземпляров, а за три года — до четверти миллиона. Он особое внимание уделял «динамичному репортажу», смело разоблачал коррупцию на строительстве Панамского канала, искусно использовал на страницах драматизацию новостей, иллюстрации, аршинные необычные заголовки, первым в стране стал применять цветные приложения и комиксы в цвете. Начиная с 1889 г. на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печатались серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу Желтый парень (Еллоу кид), который забавлял читателей своим смешным видом, глупой улыбкой, комическими рассуждениями на различные темы и эксцентрическими поступками. Это введенное Пулитцером новшество привело к возникновению термина «желтая пресса» [22].

Второй крупнейшей фигурой американской журналистики на стыке двух столетий стал Уильям Рендольф Херст (1863-1951), карьера которого началась с приобретения в 1896 г. газеты «Нью-Йорк джорнел». Имя Херста символизирует во многом отрицательные стороны американской капиталистической прессы, ибо для него не существовало барьера благопристойности.

В конце XIX в., когда «Нью-Йорк уорлд» имела тираж 600 тыс. экз., газета «Нью-Йорк Таймс» выходила тиражом всего 19 тысяч экз., но в 1890 г. ее купил Адольф Оке, который в обстановке засилья в стране желтой прессы заявил о намерении изменить характер газеты, адресовать ее думающей публике. Талант Окса способствовал быстрому подъему газеты «высокого журнализма»: в 1900 г. ее тираж возрос с 25 тыс. до 82 тыс. экз., в 1905 г. — до 121 тыс., 1910 г. — до 192 тыс. экз. [23].

На стыке двух веков заметным явлением в американской журналистике было движение социального прогресса — «прогрессивизм», направленное против стяжательства и коррупции, сочетающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иногда историю «прогрессивного» десятилетия определяют также как историю «макрекерства» («разгребательства грязи»). Впервые это слово появилось в заголовке журнала «Колльерс» 10 февраля 1906 г., а 14 апреля того же года его употребил в своей речи президент Теодор Рузвельт. «Разгребателями грязи» называли группу писателей и публицистов, которые стремились привлечь внимание американского общества к фактам злоупотреблений и коррупции в различных сферах жизни США [24].

В периодической печати нарастали процессы концентрации и монополизации. В 1910 г. в стране было 13 газетных «цепей», контролировавших 62 ежедневные газеты, к 1930 г. их стало уже 55, и под их контролем находилось 328 изданий. Газеты крупных городов имели мощные типографии. Так, в типографии «Нью-Йорк Таймс» работало 1800 рабочих, в редакции 516 сотрудников, в конторе 953 человека, в правлении — 84, всего 3453 человека [25].

В 1919 г. в периодической печати США появился таблоид — новый тип дешевой прессы, отличающейся уменьшенным объемом, половинным форматом и фотографией во всю первую полосу (удобен для читающих в баре, трамвае, автобусе. Первым таблоидом стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс». Господствующее положение в системе прессы, естественно, занимала массовая пресса, хотя и качественные газеты — «Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк геральд трибюн», «Крисчен сайенс монитор» («Наставник христианской науки») и др. также значительно расширили свою аудиторию.

Глубокие перемены происходят и в мире журналов. В марте 1923 г. в Нью-Йорке появился первый журнал новостей — еженедельник «Тайм» («Время»). Организаторы журнала молодые выпускники колледжа Генри Люс и Бритон Хадден стремились дать информацию сжатую, ясную и точную. В 1930 г. Люс (Хадден умер в 1929 г.) создает второе из задуманных ими изданий — ежемесячный журнал «Форчун» («Богатство»), дав «бизнесу» литературу, а в 1933 г. покупает журнал «Лайф» («Жизнь»), который стал образовывать, привлекать, развлекать и забавлять публику. По образцу «Тайма» в Америке были созданы еженедельные издания — другие журналы новостей — «Ньюсуик» («Новости недели», 1933), «Юнайтед Стейтс ньюс» («Новости Соединенных Штатов», 1933).

Перед первой мировой войной в США появились первые пробные радиостанции. К 1920 г. несколько станций начали регулярные радиопередачи. В 1926-1928 гг. возникли сети Си-би-эс («Колумбийская вещательная система») и Эн-би-си («Национальная вещательная компания»), которые создали формат поддерживаемых рекламой развлекательных передач, характерный для системы электронных СМИ в Америке и поныне [26]. Радиовещание, а не пресса было важнейшим каналом массовой информации в годы второй мировой войны: в 1942 г. в США насчитывалось свыше 28 млн. радиоточек, которыми было охвачено 82,8 процентов населения страны [27].

Поступательное развитие американской периодической печати продолжалось и после 1945 г. Газеты сливались друг с другом, укрупнялись, модернизировались и предприятия прессы. В период 1945-1970 гг. закрепились особенности газет США: преобладание воскресной прессы над ежедневной, вечерней над утренней, региональной и местной над центральной. Доля рекламы в ежедневной газете выросла до 62.5 процента номера. А средний объем воскресных газет увеличился с 70 до 167 страниц (7 апреля 1963 г. «Нью-Йорк Таймс» вышла объемом 702 страницы и весом 3 кг) [28]. Вместе с тем свойственные периоду холодной войны нагнетание тревоги, запугивание «советской угрозой», антикоммунистические гонения наложили отпечаток на содержание американских газет, которые постоянно занимались деформацией новостей о Советском Союзе.

В 50-60 годы американские газеты переживали серьезный кризис, связанный с утратой доверия многих читателей и экспансией телевидения. Сказывались и финансовые трудности. Кризис привел к тому, что из семи крупных ежедневных газет в Нью-Йорке к концу 1960-х осталось лишь три («Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Нью-Йорк пост»).

Такое положение продолжалось и в 70-е годы. Удорожание бумаги с 305 долларов за тонну в 1972 г. до 470 долларов в 1980 г. привело к росту цены экземпляра «Нью-Йорк Таймс» с 50 до 85 центов и к увеличению объема рекламы (газета получила от нее 10 миллиардов долларов в 1976 г., а в 1978 г. — 12 миллиардов) [29]. Одновременно и углублялся процесс концентрации и монополизации средств массовой информации. В 1975 г., например, сменили владельца 49 американских газет. В этот период 20 крупнейших корпораций контролировали более половины из 61 млн. экземпляров ежедневных газет и более половины доходов от 11 тысяч журналов [30]. Продолжались попытки создания новых ежедневных и общенациональных газет. Так, в 1982 г. группа «Ганнет компани» основала газету «Ю-Эс-Эй тудей» (USA today — «США сегодня»). Эта первая в истории страны национальная общеполитическая газета обилием ярких цветных иллюстраций, крупными заголовками, броской вер-сткой привлекает читателя, вызывая у него ассоциацию с привычным экранным видеорядом. Она имеет приложения (справочное, книжное, школьное).

Заметным явлением американской журналистики 1960-1970 гг. стал «новый журнализм», возникший на стыке журналистики и литературы. Выразительные средства журналистики в сочетании с приемами художественной литературы привлекали для того, чтобы ярче выразить сомнение в справедливости многих американских представлений и ценностей. Отвергая все рутинное и косное в конформистской журналистике США, «новые журналисты» полагали, что достоверно изобразить свое время можно с помощью художественного вымысла [31].

В системе СМИ Америки подлинную революцию совершило телевидение. Первые в мире телевизионные опыты были проведены в США русским инженером Владимиром Зворыкиным в 1921 г. В том же году из Вашингтона в Филадельфию был передан портрет президента Гардинга, а в 1925-ом — по радиоволнам было послано первое живое изображение. В 1931 г. появились экспериментальные телевизионные станции, а в 1939— началось регулярное телевизионное вещание. В 1950 г. в 64 городах работало 106 телевизионных станций, а число телевизоров у населения превысило 6 миллионов [32].

Еще раньше в стране начали создаваться гигантские радиовещательные корпорации. В 1926 г. была организована первая вещательная компания Эн-би-си (Нэшнл бродкастинг компани — Национальная вещательная компания); в 1927 г. возникла Си-би-эс (Коламбиа бродкастинг систем — Вещательная система Кобии), в 1943 г. — Эй-би-си (Америкен бродкастинг компани — Американская вещательная компания). Эти «три сестры» сегодня — основа современной системы аудиовизуальных средств массовой информации.

В 1984 г. информационное агентство США (ЮСИА) ввело в эксплуатацию Всемирную телевизионную сеть с целью превратить ее в аналог Голоса Америки в области радио. С помощью системы спутников-ретрансляторов телепередачи из Вашингтона на английском и русском языках сделались доступными в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке для кабельных сетей и» телевизионных станций, снабженных параболическими приемными антеннами [33]. В самих США функционируют пять компаний кабельного телевидения. Среди них Си-эн-эн (Кейбл ньюс нетуорк — Кабельная новостная сеть), созданная Тедом Тернером, охватывает более половины американских квартир.

Информационная инфраструктура журналистики США представлена информационными агентствами АП, ЮПИ и ЮСИА. В 1848 г. редакции шести ведущих газет Нью-Йорка, соперничавшие друг с другом за получение первыми новостей со старого континента — Европы, опасаясь банкротства из-за высоких расходов на сбор и доставку информации, объединили свои усилия и учредили информационное агентство печати — Ассошиэйтед пресс АП (Assocciated Press), что явилось важной вехой в развитии журналистики США. Второе агентство — ЮПИ — Юнайтед пресс интернейшнл (United Press International), было основано в 1907 г. АП сегодня— это кооперативное объединение издателей 1317 ежедневных газет (77 процентов общего числа ежедневных газет США) и владельцев 3927 радиотелестанций, которое ежедневно передает 17 млн. слов на английском и испанском языках 12 тысячам подписчикам в 110 стран мира. Штат агентства 2750 человек, в том числе 1500 корреспондентов. ЮПИ каждый день передает 18 млн. слов информации на английском, испанском и португальском языках в сто стран мира, обслуживая 1000 американских и 800 иностранных газет, 3600 радио и 550 телестанций. В ЮПИ работает 2 тысячи человек.

На особом месте ЮСИА (United States Information Agency). Его сотрудники (а их почти 10 тысяч человек) издают 10 журналов на 18 языках, распространяют тематическую информацию, готовят радио — и телепрограммы, распространяют информацию по компьютерным сетям, поставляют ее агентствам новостей. Бюджет ЮСИА — около миллиарда долларов.

В современных США к числу самых престижных и распространяемых ежедневных газет можно отнести «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон пост», «Лос-Анджелос Таймс». Они следуют в русле официальной политики, хотя и не скрывают своих симпатий к демократам («Нью-Йорк Таймс») или к республиканцам («Лос-Анджелос Таймс»). Правые реакционные взгляды проповедуют «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго трибюн», «Вашингтон Таймс», «Нью-Йорк пост». Из журналов выделяются «Тайм» и «Ньюсуик». Выражая интересы правящих кругов, они конкурируют между собой на внутреннем и международном журнальном рынке. Сильные позиции занимают специализированные издания, прежде всего, деловая и финансовая пресса (в частности, общенациональная ежедневная политико-экономическая газета «Уолл-стрит джорнел»).

1995 год был сложным: на четверть выросли цены на бумагу, что привело к закрытию нескольких крупных газет. Так продолжилась тенденция сокращения численности прессы: за

последние 35 лет или закрылись, или слились с утренними, или перешли на утренний выпуск более 500 вечерних газет [34]. К примеру, исчезла «Балтимор ивнинг сан» с 95-летним стажем, после 111 лет функционирования закрылась вечерняя газета «Хьюстон

пост», в итоге четвертый по численности населения город США остался с одной ежедневной газетой — херстовской «Хьюстон кроникл». Рост издательских расходов, конкуренция среди СМИ, особенно со стороны телевидения и компьютерных служб (фактор Билла Гейтса, главы «Майкрософт», производящего программное обеспечение для компьютеров) привел к падению тиражей и к повышению цены за газетный экземпляр в среднем на

35-50 центов [35].

1996 г. отмечен успешным внедрением новых информационных технологий, массовым выходом в Интернет «страничек» ежедневных газет (число ежедневных газет США, появившихся в глобальной компьютерной сети, за один год выросло более чем

вдвое — со 175 до 360) [36].

Что же касается содержания прессы, то в освещении президентской кампании 1996 г. было обозначено новое направление — концептуальная журналистика. Она отражает тенденцию перехода от информационности к аналитичности в освещении избирательных кампаний и политического процесса в целом. Причем колонки журналистов-концептуалов печатаются часто не на полосах мнений, а на информационных, что является нарушением принципа американской печати — отделять в газетах новости от мнений. Одной из причин расцвета этого направления считается рост уровня образования журналистов, увеличение числа выпускников престижных университетов среди них. Критики направления предупреждают о возможности необъективного, тенденциозного освещения событий, ложных, искусственных построений, не отражающих реальности. Однако в профессиональной прессе выражается уверенность, что концептуальная журналистика «принесет пользу американской публике, заваленной информацией, но изголодавшейся по ее объяснению» [37].

Пресса Канады начиналась с «Галифакс газетт» (1752) и «Квебек газетт» (1764) — первых газет, набранных типографским способом. В 1789 г. появились и журналы. Сегодня по своей структуре канадская пресса во многом повторяет печать США. Более 77 процентов тиража выходящих в стране газет монополизировано газетно-журнальными трестами. Хотя по действующему в Канаде закону ни одна компания не может владеть более 20 процентами ежедневного тиража газет, правительству трудно обязать магнатов соблюдать этот закон, нацеленный на сдерживание концентрации и монополизации печати. В результате по своему политическому содержанию газеты как крупных промышленных центров, так и канадской «глубинки» весьма схожи. Они представляют интересы как крупных канадских компаний, так и транснациональных монополий, прежде всего американских. Освещая внутренние события, газеты используют материалы собственных корреспондентов и единственного действующего в стране национального информационного агентства Канадиан Пресс, но международная информация поступает от иностранных агентств АП, Рейтер, Франс Пресс. Крупнейшие газеты страны — «Торонто стар» (1892), «Торонто сан» (1971), «Глоб энд мейл» (The Globe and Mail — «Почта со всего света», 1844г.), франкоязычная «Пресс», популярен общественно-политический журнал «Маклинз» (1905).

Широко развита периодическая печать в Аргентине, где выходят свыше 250 ежедневных газет и около 700 журналов различной политической направленности. Лидерами по тиражам являются общенациональные газеты «Кларин» (Clarin — «Горнист», 1945 г. 500 тыс.) и «Насьон» (La Nacion — «Нация», 1870 г., 275 тыс.). Сильны позиции и у провинциальной прессы. Хотя в стране шесть местных информационных агентств, используется прежде всего информация мировых агентств АП, Рейтер, ЮПИ, ИТАР-ТАСС.

Пятьсот газет и двести журналов, разнообразных по политической направленности, издаются в Мексике: газеты «Уно мас уно» («Один плюс один», 1977), «Аси эс» (Asi Es — «Так и есть», 1982)); журналы «Просесо» («Процесс», 1976), «Сьемпре» (j Siempre — «Всегда!», 1953) и т.д. Лидером по тиражу является ежедневная спортивная газета «Это» (Esto — «Это», 1941 г., 450 тыс.). В Мексике стремятся дать газетам и журналам необычные названия: «Решение», «Удар в цель», «Беспристрастная», «Боец», «Связи», «Незнакомая Мексика», «Поэтому», «Лучший из журналов», «Всегда!», «Это».

В Бразилии 90 процентов всей газетно-журнальной продукции сосредоточено в руках шести объединений. Ведущие газеты — «Глобу» (О Globo— «Земной шар», 1925г., 200 тыс.); «Жорнал ду Бразил» («Газета Бразилии», 1891 г., 170 тыс.); «Эстаду ди Сан-Паулу» (Estado re Sao Pablo — «Штат Сан-Паулу», 1875 г., 250 тыс.); «Фолья ди Сан-Паулу» (Foiha de Sao Paulo — «Листок Сан-Паулу», 1921 г., 340 тыс.) отражают интересы крупных промышленников, клерикалов, правых кругов. Правительственное информационное агентство Бразилии создано в 1979 г. Штат — 700 сотрудников.

3. Журналистика Азии

Печать стран Азии многолика, как и этот обширный континент. В то время как ведущие газеты Японии и Индии по качеству полиграфии, свои тиражам и мастерству журналистов не уступают крупнейшим газетам США и Европы, большинство газет азиатского региона продолжают отставать в этом отношении. Сказываются слабость экономической базы, недостаток квалифицированных кадров, нехватка и дороговизна газетной бумаги, высокий процент неграмотного населения.

Ведущее место не только в Азии, но и в мире, занимает пресса Японии. Самые крупные ежедневные японские газеты — «Иомиури» (Yomiuri Shimbun — «Репортер» — 1874 г., 8,9 млн. экз.); «Асахи» (Asahi Shimbun — «Восходящее солнце» — 1888 г., 7,5 млн.) и «Май-нити» (Mainichi Shimbun — «Ежедневная газета» — 1872 г., 4,4 млн.). Кроме того, в стране издается еще 125 газет общим тиражом 47 млн. экз. Информацию для газет поставляют два информационных агентства — Киодо Цусин (Kyodo Tsushin) и Дзидзи Цусин (Jiji Tsushin), основанные в один и тот же день — 1 ноября 1945 г. Первое, представляющее собой кооперативное объединение ведущих японских газет и японской радиотелевизионной корпорации Эн-эйч-кей, обслуживает (штатом в 1900 человек) 63 газетных издательства и 72 радиотелевизионных станции в стране, а также 57 информационных агентства за рубежом; второе, акционерное (штат 1300 человек), — 124 японских и 28 зарубежных газетных издательств, радио- и телевизионных станций. Характерная черта японской печати — большие тиражи спортивных газет и еженедельников.

Высокой степени монополизации достигла печать Индии. Всего в стране выходят 20 тысяч периодических изданий, общий тираж которых превышает 50 млн. экземпляров, свыше 1200 из них — ежедневные газеты. Газеты и журналы издаются на 87 языках страны. Большая часть наименований выходит на языке хинди — почти 5 тыс. (13,7 млн. экз.) и английском языке — 3,5 тыс. К числу крупнейших буржуазных газет относятся «Индиан экспресс» (600 тыс. экз.), контролируемая объединением Гоэнка; «Таймс оф Индиа» («Время Индии», концерн Дажайна, 1838 год основания); «Хиндустан Таймс» (концерн Бирла, 1922) и «Стейтсмен» (The Statesman — «Государственный деятель», концерн Тата, 1875). Самой читаемой и распространенной газетой на языке хинди, официальном языке страны, является «Нав бхарат Таймс» (Nav Bharat Times — «Время новой Индии», 1950)., на языке урду — «Пратап» (1919).

Высоким техническим уровнем отличаются средства массовой информации Израиля. Наиболее крупные газеты страны «Давар» («Слово», 1925г.), «Гаарец» (Haaretz — «Страна», 1918), «Едиот ахронот» (Yedioth Aharonoth — «Последние но-вости», 1939) [38].

Значительное развитие получила печать арабских стран. В Кувейте и Саудовской Аравии на хорошо развитой полиграфической базе издается по 8-10 ежедневных газет. Как правило, все газеты арабских нефтедобывающих стран находятся под правительственным контролем и принадлежат либо правительству, либо политическим партиям этих государств. Частных газет в этих странах нет.

Среди несоциалистических стран Азии коммунистическая печать издается наибольшими тиражами в Японии («Ахаката» — «Красное знамя», 1928 г., 600 тыс.) и Индии («Нью эйдж» — «Новый век», 1952 г., 20 тыс. экз.).

Из социалистических азиатских стран наибольшую прессу имеет Китай. В этой стране издается 2 тысячи газет общим тиражом 202 млн. экз. Почти 4 млн. экз. — таков тираж органа ЦК КПК «Жэньминь жибао» (Renmin ribao — «Народная газета», 1949) и 1,5 млн. — тираж «Гуанмин жибао» (Guangming ribao — «Свет», 1949). Для не специализированных изданий характерны насыщенность экономическими материалами (половина полос) и материалами идеологической проблематики.

Журналистика страны, которая выходит из пут однопартийности и административно-командной системы, вызывает особый интерес. Особенно если эта страна не значится в списке ведущих, индустриальных. Речь идет о Монголии.

В 1998 г. в министерстве юстиции Монголии было зарегистрировано более 500 наименований газет и журналов, однако регулярно выходили и были объявлены к подписке около 80 изданий, а также 16 аймачных газет. В настоящее время центральная монгольская пресса представлена государственными, партийными, ведомственными и частными изданиями. В с сок наиболее качественных частных газет, лидирующих по популярности, тиражам и профессиональному уровню, входят «Оноодор» («Сегодня») и отражающие взгляды оппозиции «Монголын ундэсний мэдээ» («Монгольские новости»), «Илтовчоо» («Гласность»). «Хох толбоо» («Синее пятно»), «Хох тэнгэр» («Голубое небо»).

Крупнейшие ежедневные газеты выходят также в электронном варианте: правительственная «Ардын эрх» («Народная власть») и частная «Оноодор» — на монгольском языке, городская «Ulanbaatar Post» — на английском языке размещаются на страницах Web-сайта «Mongolia Online». Помимо государственного ТВ в 1998 г. в стране работало около 20 независимых телевизионных станций. Использование спутника «Asiasat»-позволяет принимать монгольское телевидение на территории от Читинской области России на севере до Вьетнама на юге. Большинство частных телестанций относятся к совместной форме собственности и вещают по кабельным сетям в городских и районных масштабах. Наиболее крупные из них: «Сансар ТВ» — российско-монгольская компания, которая круглосуточно ретранслирует передачи РТР; «Сансар КаТВ — совместная монголо-китайская компания транслирует передачи ОРТ, РТР, Си-эн-эн, Эн-эйч-кей, Эм-ти-ви, Гонконгского, Монгольского и Улан-Баторского телевидения, ТВ «Одон» Внутренней Монголии КНР [39].

Изменение в начале 90-х годов внутриполитической ситуации в Монголии, движение страны в сторону рыночной экономики создали предпосылки для использования такого вида коммуникации, как Интернет-связь. К началу реформ в Монголии уже функционировал Национальный центр информатики, персонал центр, инженеры и программисты которого были выпускниками советских вузов. Преобразованный в 1991 г. в государственную компанию «Датаком», Центр взялся за разработку системы электронной почты «PC-mail», основанной на российском программном обеспечении, и спустя два года система начала функционировать, связав между собой различные регионы страны. В 1994т. компания «Датаком» была приватизирована и с этого момента пытается решить проблему доступа в Интернет. Для этого необходимо усовершенствовать национальную инфраструктуру, повысить качество телефонной связи вне Улан-Батора, на что необходимы финансовые вложения. О сложности ситуации можно судить по таким фактам: ежемесячная абонентская плата за полное подключение к Интернету составляет 75 долларов в месяц (режим удаленного доступа), поддержка электронного почтового ящика (без полного доступа в Интернет) — 15 долларов в месяц [40]. А по официальным данным, в Монголии в 1997 г. каждый пятый монгол получал менее 10 долларов в месяц и более 36 процентов населения страны относились к категории малоимущих [41]. Поэтому ставка делается на коллективный доступ в Интернет через различные организации и учебные заведения. И «Датаком» уже подключил к глобальной компьютерной сети свыше 1500 пользователей [42].

Одной из давних проблем монгольской журналистики является отсутствие законов о свободе информации, печати, средствах массовой информации. Законопроекты разработаны и представлены парламенту страны еще в 1994 г., но принятие их все время откладывается.

4. Журналистика Африки

Завоевание политической независимости бывшими африканскими колониями относят к началу второй половины XX столетия, и не случайно 1960 год называют годом Африки. С целью идеологического обеспечения решения проблем укрепления по-литической самостоятельности и экономической стабильности в освободившихся странах в этот период создаются средства массовой информации. Судя по краткому справочнику «Зарубежная печать», вышедшему в 1986 году, из 508 крупнейших газет и журналов, которые в то время выходили в свет в 55 африканских государствах, лишь 81 издание было основано до 1950 г. К примеру, из 17 газет и журналов Алжира одиннадцать возникли в 1962-1963 гг.

Однако это не значит, что на африканском континенте до этого периода журналистика находилась в зачаточном состоянии. В том же 1986 г. в девяти странах (Южно-Африканская республика, Египет, Зимбабве, Кения, Малави, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сенегал, Тунис) издавались газеты, основанные в XIX веке. Печатные периодические издания на континенте появилась еще в 1798-1801 гг. Именно в эти годы проходил египетский поход Наполеона, после которого в Тунисе и Египте были созданы типографии (правда, только через десятилетия после этого в этих двух странах появятся национальные газеты). Можно назвать первые газеты «Рояал газетт энд Сьерра-Леоне адвертайзер» (1801 год основания) или «Кейптаун газетт» (1800). Пресса распространяется в тех регионах Африки, которые в XIX веке стали объектами колониальной экспансии таких государств, как Великобритания, Франция, Португалия; появляется миссионерская печать («Ине Ирохин», Нигерия», 1860-1867 гг.) и колониалистская пресса. Создаются крупные монополии в области газетно-журнального дела («Африкен стандарт», Кения, 1902). С возникновением антиколониальных организаций и партий усиливается вклад газет в просвещение африканцев и становление их самосознания. Политические и профсоюзные лидеры рассматривают журналистику как важнейший фактор освободительного движения на Африканском континенте. Так, в Дагомее (ныне Бенин) партия Прогрессивный Союз Дагомеи в 1939-1959 гг. выпускала восемь периодических изданий, Демократическое объединение Африки — два, другие партии — пять, профсоюзы — девять [43].

В 1960-е годы укрепляются позиции печати на национальных языках, появляются национальные информационные агентства, создается Ассоциация африканских журналистов, а в 1965 г. — Федерация арабских информационных агентств — ФАНА, объединившая информационные агентства 16 арабских (5 африканских и 9 азиатских) стран. Позднее, с мая 1983 г. начала действовать ПАНА — Всеафриканское информационное агентство, куда вошли информационные агентства и службы 40 африканских стран. ПАНА выступает против тенденциозного освещения африканских проблем иностранными СМИ, содействует эффективному обмену между членами Организации африканского единства ОАЕ объективной информацией о жизни стран континента на основе сообщений африканских национальных информационных агентств.

В 1970-е годы на первый план среди СМИ выдвигается радио, которое не только информирует, а просвещает и воспитывает африканцев. С той же целью на телевидении создаются образовательные программы. В реализации телевещательных проектов активно участвуют Франция и Великобритания, важное место в сфере африканских массовых коммуникаций занимают американские, западногерманские, итальянские, бельгийские, канадские компании. Однако африканские страны с целью концентрации национальных и региональных усилий в сфере информации стремятся создать Панафриканскую систему телевидения (ПАНАФ-ТЕЛЬ), Объединение национальных радиовещательных и телевизионных компаний, Международный союз африканских журналистов (МСАЖ).

В 1980-е годы печать развивается неравномерно. Нехватка квалифицированных национальных кадров, высокий процент неграмотности среди населения, отсутствие современных технических средств, рост цен на газетную бумагу, типографское оборудование приводят к тому, что в одних странах вместо ежедневных газет издаются информационные бюллетени (Чад, Экваториальная Гвинея), в других многие газеты недолговечны, в третьих странах пресса более развита, но не пользуется спросом у населен) (в Кении газеты читают лишь 11 человек из тысячи) [44]. В арабских странах Африки наиболее развитую прессу имеют Алжир (более 150 периодических изданий, в том числе 4 ежедневные газеты), Тунис (200 газет и журналов), Марокко (около ста изданий) и Египет (300 изданий). Ведущее место в египетской журналистике занимают проправительственные газеты «Аль-Ахрам» (А1-Ahram — «Пирамиды», 1875 год основания), «Аль-Ахбар» (А1-Akhbar — «Новости», 1952), и «Аль-Гумхурия» (Al-Gumhuria — «Республика, 1953), а также оппозиционная «Аль-Ахали» (А1-Ahali — «Люди», 1978).

Самое яркое событие 1990-х годов на африканском континенте — крушение апартеида в Южно-Африканской республике, где проживают приблизительно 4 млн. белых и 19 млн. черных южноафриканцев. С 1980 г. здесь действовала облеченная карательными функциями Комиссия по расследованию деятельности средств массовой информации, существовала серия ограничительных законов, указов и постановлений в области печати. Всем органам массовой информации вменялось в обязанность руководствоваться «Кодексом поведения», исключающим разоблачения преступлений режима. За «чистотой рядов» наблюдал неофициальный орган политической цензуры — Генеральный совет по печати, членов которого назначало правительство. В газетах постоянно проводились чистки, одни издания закрывались, другим создавались невыносимые условия.

С приходом к власти в 1994 г. нового смешанного в расовом отношении правительства началось превращение ЮАР в открытое демократическое общество. Отныне Конституцией страны гражданам предоставлено право на свободу высказываний, включая свободу печати и других СМИ [45]. С 1997 г. журналисту уже не грозит тюремное заключение в случае его отказа открыть источник информации, а читатели, если у них есть претензии к газетным публикациям, могут обращаться в столичный офис независимого омбудсмана, подать жалобу в Независимую апелляционную комиссию, а если недовольны эфирными передачами, то в Комиссию по жалобам на вещание. Саморегулирующаяся Комиссия учреждена Национальной ассоциацией вещателей, в которую входят все основные службы вещания страны: Южноафриканская вещательная корпорация САБК, М-нет, БОП, Радио 702 и Тринти бродкастинг нетуок. А для того, чтобы предоставлять эфирные волны для общественного и местного вещания, помочь созданию местных программ и переходу собственности к черным предпринимателям, а также обеспечить разнообразие программ и форм собственности, правительство создало специальную организацию Независимое управление вещания (Индепендент бродкастинг асорити — Ай-би-эй).

Телевидение и радио влияют на жизнь южноафриканцев гораздо значительнее, чем пресса. В ЮАР газеты распространяются в основном в центральных районах, и даже в крупнейших городах их читают только образованные люди. Менее половины взрослых в стране читают прессу [46]. Самая крупная ежедневная газета страны «Соуэтан» («Житель Соуэто» — бывшего африканского гетто, где 16 июня 1976 г. произошла расправа над демонстрантами-африканцами, выступившими против системы апартеида), ориентированная на черных читателей, имеет тираж всего 225 тыс. экз., с 1986 г. он возрос в 2,2 раза. А тираж другой крупнейшей газеты — «Стар» — за эти годы остался без изменения — 200 тыс. экз. В стране фактически нет общенациональной газеты.

Почти сразу после отказа от режима апартеида Южная Африка оказалась в веке новых технологий. В 1998 г. число пользователей Интернетом превысило миллион [47] (для сравнения: в России в тот же год на 145 млн. жителей было 300 тысяч пользователей). Телевизор или персональный компьютер. Во всем мире сейчас идет дискуссия, что выгоднее: Интернет на экране телевизора или телевизионная программа на дисплее компьютера. ЮАР в этой области не отстает от мирового сообщества.

5. Журналистика Австралии и Океании

Австралия — пятый континент — занимает одно из ведущих мест в мире по количеству периодических изданий на душу населения. В стране насчитывается свыше пятисот национальных городских и провинциальных газет. Одноразовый тираж ежедневных воскресных газет, а также журналов составляет свыше 12,5 млн. Экземпляров — это много для страны с населением в 15,7 млн. человек.

Крупнейшими ежедневными общенациональными газетами являются «Острэлиан» (The Australian — «Австралиец», 1964 г. основания), мельбурнский «Эйдж» (The Age — «Век», 1854), авторитетный среди австралийской интеллигенции; «Сидней морнинг геральд» (The Sydney Morning Herald — «Сиднейский утренний вестник», 1831) и «Геральд» (The Herald — «Вестник», 1840).

В Австралии один из самых высоких в мире уровень концентрации прессы. Все крупные газеты принадлежат четырем концернам, ведущим между собой острую конкурентную борьбу: «Геральд энд уикли Таймс» (Мельбурн), «Джон Фэйрфакс лимитед» (Сидней), «Консолидейтед пресс холдинге» (Сидней) и «Ньюс Корпорейшн» Руперта Мэрдока (Сидней), которая заметно выделяется своей активностью. Сама же история Мэрдока уникальна.

В 1995 г. журнал «Форбс» писал: «Руперт Мердок является предположительно самым могущественным частным лицом на планете». Газетные американские магнаты Херст и Пулитцер бледнеют в сравнении с Мэрдоком. С учетом инфляции информаци-онная империя Пулитцера по состоянию на 1994 г. стоила бы 300 миллионов, а империя Херста — 700 миллионов долларов, тогда так годовые обороты австралийской холдинговой компании Мэрдока «Ньюз Корпорейшн» в середине 90-х годов выросли до 20 миллиардов, плюс свыше миллиарда в авуарах и один миллиард чистого дохода. Самый богатый человек в Австралии, он стал международным магнатом: его компания еженедельно выпускает 60 миллионов экземпляров газет в США, Европе, Австралии и странах Тихоокеанского региона, контролирует 70 процентов новостных изданий, бесчисленные телестанции. В Великобритании под контролем Мердока находится треть всей прессы, включая принадлежащие ему газеты «Таймс» и «Сан», кабельное телевидение, агентство новостей Рейтер.

Родившийся в 1931 году, Руперт получил в наследство от отца крошечную провинциальную газету, в 22 года стал ее главным редактором. Но уже в 1956 г. он покупает разорившуюся газету «Санди Таймс», которую поднял на ноги, опираясь на свой организаторский талант, публикуя сенсационные материалы, привлекая читателей броскими заголовками. В 1957 г. он приобрел первую в стране телевизионную станцию; заплатив 7,5 миллиона долларов за газету «Синей миррор», вытащил ее из долгов благодаря агрессивной кампании по завоеванию читательского рынка. В 1968 г. Мэрдок покупает две лондонские газеты «Ньюс оф Уорлд» (Новости мира), и «Сан» (Солнце), победив своего конкурента Роберта Максвелла. Чтобы увеличить тиражи изданий, Руперт прибег к приемам желтой прессы: печатал сексуальные фотографии, сочинял непристойные заголовки и т. п. И уже в 1971 г. «Сан» была названа газетой года, а к 1993 г. приносила годовой доход в 50 миллионов долларов. Ее тираж самый большой среди всех англоязычных газет мира — 4 миллиона экземпляров.

К 1974 г. Мэрдок стал владельцем 87 газет, 11 журналов, 7 радиостанций в Австралии, Европе и США.

В 1976 г. Мэрдок переехал в Соединенные Штаты, где сразу же купил три газеты за 20 миллионов долларов, в 1980 г. приобрел шесть независимых телестанций. Завладев этой сетью, способной соперничать с тремя крупнейшими национальными компаниями — Эй-би-си, Эн-би-си, Си-би-эс, в 1985 г. он покупает за 2,6 миллиарда долларов знаменитую голливудскую компанию «Фокс Мульти-Медиа», в 1988 г. за 2,8 миллиарда долларов издательство «Харпер энд Роу». В это время долг в 7,6 миллиарда долларов угрожал существованию его империи, но Мэрдок вышел сухим из воды.

В 1985 г. Мердок получил американское гражданство, и в американском конгрессе больше не поднимали вопрос, почему национальные газет скупает иностранец. В борьбе с конкурентами Мэрдок применяет и практику демпингового снижения цен: к примеру, цена экземпляра воскресного номера его ежедневной газеты «Нью-Йорк пост» всего 50 центов, в 2,5 раза ниже, чем экземпляр воскресного номера ее главной соперницы — «Нью-Йорк дейли ньюс». магната не останавливает, что убытки «Нью-Йорк пост» в 1995 г. составили почти 20 млн. долларов [48].

На крошечной провинциальной газете Мэрдок выстроил самую могущественную империю масс медиа в истории. Но он не ограничивается приобретением только средств массовой информации. За 80 миллионов долларов он купил вторую по величине авиакомпанию Австралии «Ансетт Эйрлайнз». А в «Ньюз Корпорейшн» (основном тресте Мэрдока) работают 30 тысяч человек. «Он гений, — говорил о Мэрдоке его конкурент Роберт Максвелл, — его достижения просто огромны в масштабах земного шара» [49].

Характерной особенностью австралийской печати является большой объем изданий. Так, в номере газеты «Сидней морнинг геральд» 144, а в номере «Эйджа» 130 страниц. Значительны и тиражи многих газет. «Сан ньюс пикториал» («Иллюстрированные новости») издается тиражом почти миллион экземпляров, а «Острэлиан» одновременно печатается в пяти городах.

В Австралии широко распространена так называемая провинциальная и «пригородная» печать: 343 провинциальных газеты, 37 из которых — ежедневные. Большинство маленьких городков с населением 10 тысяч и более человек имеют собствен-ные издания. Местная пресса обычно играет важную роль в жизни данного района или городка страны. Однако есть и исключения. «Ньюкастл морнинг геральд» является крупнейшей провинциальной газетой и издается тиражом в десятки тысяч экземпляров. В стране имеется 50 пригородных газет: как и провинциальная пресса, они концентрируют свое внимание на вопросах, представляющих интерес для местного населения. Помимо этого выпускается также 85 газет на 30 иностранных языках — итальянском, греческом и других языках эмигрантов. Их периодичность — в основном 1-2 раза в месяц.

В молодых республиках Океании — этого обширного региона Тихого океана — печать переживает период своего становления. Ежедневных газет практически нет в большинстве стран, получивших независимость 10-15 лет тому назад.

Исключение составляет пресса Папуа-Новой Гвинеи (3,3 млн. человек), Фиджи (680 тысяч человек) и особенно Новой Зеландии (население 3,2 млн. человек). Одна из ежедневных газет Фиджи — «Фиджи Таймс» основана в 1869 г. выходит на английском языке тиражом 27 тыс. В Новой Зеландии издается около 150 газет. Несмотря на малые размеры населения страны (3,4 млн. человек) [50], в Новой Зеландии издается 28 ежедневных газет, восемь из которых — утренние, а двадцать — вечерние [51]. Крупнейшие из них «Нью-Зиленд геральд» («Новозеландский вестник», 1863); «Ивнинг пост» («Вечерняя почта», 1865). Как и в соседней Австралии, новозеландская пресса характеризуется высоким уровнем монополизации и отражает взгляды правящих кругов страны.

Радиовещательная компания, начавшая вещание в Новой Зеландии с 1925 г., была сначала частной и лишь в 1932 г. куплена государством [5]. А в 1988 году вместо одной государственной Вещательной корпорации (Эн-зе-би-си) были созданы две компании: «Телевижи Нью Зиленд лимитед» («Телевидение Новой Зеландии») и «Рэйдио Нью Зиленд лимитэд» («Радио Новой Зеландии»), которые хотя и остались государственными, но обладают большей независимостью в действиях. Финансирование их идет преимущественно за счет доходов от рекламы.

В 1879 г. ежедневные газеты Новой Зеландии основали кооперативное объединение — информационное агентство «Нью Зиленд Пресс Ассошиэйшн» (НЗПА). Информационное агентство Австралии «Остролиан Ассошиэйтед Пресс» значительно моложе — создано в 1935 г., однако более мощное: имеет отделения во многих городах, 330 его сотрудников передают 2,5 млн. слов ежедневно [53].

6. Крупнейшие собственники СМИ

Первый в истории газетный трест Скриппса возник в США. Вслед за ним там же появились газеты треста Херста, Мак-Кор-мика, Паттерсона и другие. В Соединенных штатах Америки сегодня — 1700 ежедневных газет. Их общий разовый тираж составляет свыше 60 млн. экземпляров, 70 процентов которых приходится на долю 149 газетных трестов, синдикатов и компаний. Ведущее место среди них занимают «Ганнет компани. инкорпорейтед». «Найт-Риддер нъюспейперз». инкорпорейтед». «Херст корпорейшн». «Трибюн компания. «Нью-Йорк Таймс компани». «Нью Америка паблишинг». группа Руперта Мэрдока. «Таймс миррор компани». газетный трест Ньюхзауза.

Процесс концентрации и монополизации в издательском деле превратил прессу в одну из важных отраслей американской экономики. Десять газетных компаний входят в число 500 наиболее крупных американских корпораций. «Ганнет компани» в июле 1995 г. приобрела за 1,7 миллиарда долларов компанию «Малит-медиа», выпускающую 11 ежедневных и 49 других изданий, а также владеющую системами кабельного телевидения и вещательными станциями. Таким образом, «Ганнет компани» стала еще более мощной: 93 газеты с общим тиражом 6,4 млн. экземпляров, 15 телестанций, 13 радиостанций и 450 тысяч подписчиков кабельного телевидения [54]. А «Пулитцер паблишинг компани». владеющая только тремя газетами в Тусоне (Аризона) и Сент-Луисе, купила в 1996 г. за 214 млн. долларов целую компанию провинциальной прессы «Скриппс лиг ньюспейперс» с 16 ежедневными 30 еженедельными газетами — тиражом от нескольких тысяч до 32 тыс. экз. на Среднем Западе и Западе [55].

В девяностых годах несколько изменилась стратегия купли-продажи газет. Если раньше газетную собственность приобретали хаотично, то с 1995 г. перешли на географический принцип — «пачками» в одном месте, там, где уже у компании имеются свои газеты, чтобы легче было ими управлять. Так сделала корпорация «Найт-Ридцер» в 1995 г., купив компанию «Лешер коммьюникейшнз» с пятью газетами в Калифорнии, где у нее уже есть газета «Сан Хосе меркюри ньюс». Так же поступили компании «Холлингер» и Дина Синглтона в 1996 г. [56].

В Великобритании, как и в других странах, последние десятилетия идет процесс концентрации прессы в руках немногочисленной группы газетных концернов, а также транснациональных объединений. Газетный рынок с Мердоком делят крупнейшие газетно-издательские монополии.

Так, группе лорда Ротермира — «Ассошиэтед нъюспейперс» — совмещаюшей газетное дело с ресторанным и нефтяным бизнесом, принадлежат газеты «Дейли мейл» и «Мейл он санди», акции четырех коммерческих радиостанций. В концерн входят ряд провинциальных газетно-издательских компаний, а также газетные компании «Нортклиф ньюспейперз труп» и «Ивнинг стандарт», издающие лондонскую вечернюю газету «Стандард» (The Standard — «Знамя»). Группа получает большие доходы от добычи нефти в Северном море, имеет вклады в ресторанный бизнес, является крупным земельным собственником.

«Миррор груп консорциум» — газетный концерн, один из крупнейших в Европе. Принадлежит издательскому объединению «Бритиш принтингэнд комьюникейшн корпорейшнл», издательской компании «Пергамон пресс». Ее президент Роберт Максвелл погиб в 1991 г. при невыясненных обстоятельствах: его тело обнаружили в океанских волнах недалеко от собственной яхты. Дело продолжили его сыновья. Концерн издает две ежедневные общенациональные газеты «Миррор» и «Спортинг лайф» («Спортивная жизнь»), воскресные «Санди пипл» и «Санди миррор». «Томсон ридженл ньюспейперз» входит в группу Томсона, канадского газетного магната. Контролирует 14 ежедневных, в основном провинциальных газет, включая шотландские издания «Дейли рекорд» (Daily Record — «Ежедневные события»), «Санди мейл» и «Скотсмен» (The Scotsman — «Шотландец»), одну воскресную и 40 еженедельных.

Газетный трест «Ньюс интернэшнл» принадлежит австралийскому магнату Руперту Мэрдоку, принявшему в 1985 г. гражданство США. Объединяет компании: «Таймс ньюспейперд» (издает общенациональные газеты «Таймс» и «Санди Таймс») и «Ньюс груп ньюспейперз (издает газеты — общенациональную «Сан» и воскресную «Ньюс оф уорлд», имеющие самые высокие, свыше четырех миллионов каждая; тиражи).

Юнайтед ньюспейперз» газетно-издательский концерн принадлежит финансисту Дэвиду Стивенсу. Издает общенациональные газеты «Дейли стар», «Дейли экспресс», «Санди экспресс»; выпускает сотни провинциальных газет, из которых крупнейшей являются «Йоркшир пост», журналы «Панч», «Кантримен» и ряд других.

Германия. В 1947 г. в Гамбурге Аксель Цезарь Шпрингер основал газетно-издательский концерн, который в 1970 г. был преобразован в акционерное общество «А кселъ-Шпрингер-ферлаг». Контрольный пакет акций (51%) принадлежит издательствам Шпрингера (26,1%) и братьям Фридеру и Хуберту Бурда (24,9%), которые определяют политику концерна. Интересы других акционеров (49%) представляют «Немецкий банк», химический концерн «Шеринг», торговая фирма «Отто-ферзанд» и концерн «Мерседес-аутомобиль-холдинг». После смерти Шпрингера в 1985 г. большая часть его акций перешла к его вдове Фриде Шпрингер.

Концерн Шпрингера выпускает свыше 80 процентов тиражей всех ежедневных и воскресных газет, издаваемых в Германии, ему принадлежит пять крупнейших ежедневных газет — «Вельт» (Die Welt — «Мир»), «Бильд» (Bild — «Иллюстрированная газета»), «Гамбургер абенблат» (Hamburger Abendblatt — «Гамбургский вечерний листок»), «Бильд Берлин», две воскресные газеты «Бильд ам зоннтаг» (Bild am Sonntag — «Воскресная иллюстрированная газета») и «Вельт ам зонтаг» (Welt am Sonntag — «Мир в воскресенье»), еженедельные иллюстрированные журналы paдио и телевидения «Херцу» и «Функ ур».

Активную роль в печатном мире страны играет концерн «Бертелъсман». имеющий финансовые интересы во всех средствах массовой информации, книгоиздательстве, кинематографии. «Бертельсман» является владельцем второго по величине, после шпрингеровского, газетно-журнального издательства «Грунер унд Яр» (Gruner und Jahr AG), которому принадлежит такое влиятельное издание, как журнал «Штерн» (тираж свыше 2 млн.) и еженедельная газета «Цайт», журналы «Капиталь» и «Гео», иллюстрированные издания для молодежи и женщин. Политическим весом обладает выпускаемый в Гамбурге объединением Аугштейна еженедельник «Шпигель» (Der Spiegel — «Зеркало», тираж свыше млн. экз.).

Газетно-издательское объединение в Мюнхене «Зюддойчёр-ферлаг» (Suddeutscher-Verlag) издает ежедневную проправительственную газету «Зюдддойче цайтунг» («Южногерманская газета») и вечернюю «Абендцайтунг».

Издательский концерн «Генрих Бауэр-ферлаг» (Heinrich Bauer-Verlag) принадлежит Генриху Бауэру. Наряду с «Грунер унд Яр» играет ведущую роль в выпуске иллюстрированных журналов. Издает иллюстрированные журналы: «Квик» (Quick — «Быстрый»), «Нойе ревю» (Neue Revue — «Новое обозрение»), «Пралине», еженедельную газету «Нойе блат» (Das Neue Blatt — «Новый листок»), еженедельный журнал «Браво».

Франция. Группа «Ашетт» (Le groupe Hachette) была основана еще в 1826 г. Она контролирует работу издательств «Грассе-Фаскель», «Файяр», «Сток», «Ле Шен», «Мазорин» и др., производит почти треть общего количества учебников по различным дисциплинам, обладает монополией на продажу книг, в значительной степени контролирует продажу газет и журналов через фирму «Нувель мессажри де ла пресс паризьен», где владеет 49 процентами акций. Выпускает серии изда-ний: «Великие художники», «Популярная медицина», «Музеи» и т. п. Ежегодно издает 70 млн. экз. книг, два десятка газет и журналов, в том числе «Журналь дю диманш» (Le Journal du Dimanche — «Воскресная газета»), «Эль» (Elle — Она»), «Теле сет жур» (Tele 7 jours — «Теленеделя») и др., что составляет 15 процентов журнальной продукции Франции. Общая численность персонала «Ашетт» 20 тыс. человек.

Группа Эрсана (Le groupe de presse Hersant) основана в 1950 г. Робером Эрсаном. Первым его изданием был журнал для автолюбителей «Ото-журналь» В настоящее время группа Эрсана контролирует 20 процентов всей печатной газетно-журнальной продукции Франции, финансирует ряд изданий Бельгии. Р. Эрсан является владельцем шести издательских компаний (самая крупная из них — концерн «Сокпресс»), выпускающих в столице и в провинции 18 ежедневных газет, 9 общеполитических еженедельников, 10 специализированных журналов. Роберу Эрсану принадлежат влиятельные буржуазные ежедневные газеты «Фигаро», «Франс-суар» (France-Soir — Франция вечером»), «Паризьен либере» (L Parisien Libere — «Освобожденный парижанин») — в Париже, «Дофине либере (Le Dauphine Libere — «Освобожденная Дофине») — в Гренобле, «Пари-Норманди» — в Руане, «Сюд-Уэст» (Sud-Ouest — «Юго-Запад» — в Бордо и др. На предприятиях Эрсана работает свыше 10 тыс. человек. Однако группа с начала 90-х годов переживает экономические трудности. Уже в 1994 г. ее долги составляли 4 млрд. франков, а доходы от рекламы в 1990-1993 гг. снизились с 4 млрд. до 2,6 млрд. франков [57]. Эрсан вынужден поэтому продать большинство изданий, принадлежащих ему в Восточной Европе, закрыть некоторые газеты в Центральной Европе, объединить три газеты в одну во Франции. Впрочем трудности переживали не только издания, принадлежащие Эрсану. В течение последних лет борется за сокращение дефицита газета «Либерасьон». В 1994 г. были истрачены огромные деньги на преобразование издания (третье по счету!), но они не оправдались, и жестокий кризис привел к передаче контрольного пакета акций промышленной группе «Шаржер».

Появление на французском рынке в конце 70-х годов XX в. немецкой группы Бертельсмана, а в начале 90-х годов английской ЕМАП резко изменило журнальный рынок Франции, где доминировала группа «Ашетт». К тому же в 1995 г. одна из крупнейших в мире групп в области телекоммуникаций «Алькатель-Алъстом» приобрела 21% акций французской группы «Гавас». Взамен «Гавас» получила филиал «Алькатель Женераль оксиданталь», который объединяет журнальную периодику («Экспресс», «Пуэн» и др.), издание книг, вклады в радиостанции (в частности, в «Ностальжи») и телестанции («Евроньюс»). Таким образом, «Гавас» становится мощной группой журнальной периодики. А группа «Ашетт» вынуждена укреплять свои позиции за пределами Франции. В 1995 г. ее деятельность в США принесла ей 3 млрд. франков, в Испании — 630 млн., в Азии и Океании — 200 млн. [58]. В том же году «Ашетт» приобрела у Мэрдока журнал «Мирабелла» и заключила соглашение с «Комсомольской правдой» об издании в Москве и Санкт-Петербурге русского варианта женского журнала «Эль» (это его 27-е издание за рубежом) [59].

Канада. Группа Томсона (The Thomson Group) — крупнейший транснациональный газетно-журнальный концерн. Штаб-квартира в г. Торонто, основан в конце 20-х годов канадским магнатом-миллионером лордом Роем Томсоном (умер в 1976 г.). Дело Томсона продолжил его сын — лорд Кеннет Рой Томсон. Объединяет издательские и радиотелевизионные компании, действующие в Канаде, США, Великобритании, ряде стран Азии и Африки. Группе Томсона принадлежат также нефтяные и газовые предприятия, транспортные, торговые, страховые, финансовые, туристские компании, предприятия сферы обслуживания. Но самые большие прибыли концерн получает от средств массовой информации. Издательства Томсона выпускают около 200 газет и более 100 журналов, в том числе в США и Великобритании.

В Торонто находится газетно-издательский трест «Саутэм инкорпорейдет» (Southam Incorporated), созданный в 1927 г. и объединяющий существующие с ХIХ века издательские компании семейства Саутэм. Издает 11 ежедневных газет, в том числе «Газетт», «Калгари геральд» («Вестник Калгари»), «Провинс» («Провинция»), «Ситизен» («Гражданин»), еженедельник «Файнэншл Таймс оф Канада» («Финансовое время Канады»), 39 коммерческих изданий, 24 справочника, контролирует 27, 6 процента тиража ежедневных канадских газет. Владеет 10 типографиями, 53 выставками, имеет значительные вклады в предприятиях связи, располагающих большим количеством радиотелевизионных станций и систем кабельного телевидения в Канаде и за границей. Имеет ряд филиалов и дочерних компаний, в частности, «Пасифик пресс», а также свою пресс-службу Саутэм ньюс.

Канадская компания «Холлингер инкорпорейтед» в 1996 г., которой принадлежат такие крупные газеты, как «Чикаго сан- Таймс» в США, а в Лондоне—«Дейли телеграф», путем закупки газет у одних, продаже своих другим вышла в лидеры мировой прессы — 137 ежедневных газет и 397 неежедневных в разных странах мира. Это больше, чем у Р. Мэрдока [60].

Заключение

Будучи важнейшим социальным институтом общества, журналистика активно проявляет себя в подавляющем большинстве государств мира. Особенно это было заметно во время революций в США и Франции, освободительной борьбы народов Азии и Африки, в период становления государственности в развивающихся странах.

Если первые периодические издания были универсальными и информационными сначала в виде еженедельника, затем ежедневной газеты, журнала, то вскоре пресса разделилась на серьезную и развлекательную, качественную и массовую, возникли таблоиды, бульварная периодика. В то же время велся поиск методов более активного вмешательства в общественную жизнь, который приводил к возникновению различных движений в прессе (макрекерство, новый журнализм, концептуальная журналистика).

Ко времени появления радиовещания и телевидения, газеты уже рассматривались многими издателями как коммерческие предприятия, призванными приносить доход от продажи тиража и главным образом от публикации рекламы. Эфирная пресса — новый мощный отряд журналистики стимулировал дальнейшую концентрацию средств массовой информации, разделение их на государственные, общественные и частные, покупку влиятельных СМИ компаниями и концернами. В последние десятилетия покупка эта уже на связана государственными границами; возникли транснациональные корпорации.

Сегодня определяется облик мировой журналистики XXI века. Два фактора могут повлиять на него весьма существенно: массовая культура и новые информационные технологии (Интернет, интерактивные и цифровые медиа). При этом журналистика каждой страны останется самобытной с учетом традиций и менталитета того народа, который она обслуживает.

Контрольные вопросы и задания

1. Проанализируйте на примере отдельных стран или континентов эволюцию журналистики.

2. Приведите примеры качественной и массовой зарубежной прессы.

3. Когда и где появились первые таблоиды?

4. Кого называют отцом «желтой» прессы?

5. Каковы перемены в журналистике бывших социалистических стран (пример Польши, Монголии и т. д.)?

6. Когда появились первые радиостанции и телестудии?

7. Каковы исторические этапы журналистики США?

8. Когда в США возникла пенсовая пресса?

9. Что такое «макрекерство»?

10. В чем особенности «нового журнализма»?

11. Что такое «концептуальная журналистика»?

12. Сделайте краткий обзор развития журналистики Африки (Азии).

13. Каковы перемены в журналистике Южно-Африканской республики?

14. В чем вы видите феномен Беннета, Пулитцера, Херста, Мэрдока?

15. Назовите крупнейшие транснациональные монополии, владеющие средствами массовой информации.

16. Какова роль инфраструктуры зарубежной журналистики в процессе международного обмена информацией?

17. Как влияет на журналистику массовая культура?

18. Какие проблемы необходимо решить на пути к глобальному информационному пространству?

19. Научно-техническая революция и новая технология СМИ, рынок и конкуренция. Как это влияет на стабильность газет и журналов, радиовещания и телевидения? Какой вам видится журналистика XXI века?

Примечания

1. Le Monde. 1996. 22 mai.

2. Times. 1997. 2 Jan.

3. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 году / Засурский Я. Н., Беглов С. И., Шарончикова Л. В., Качалина Е. К., Урина Н. В., Евсеева Л. П., Нечаева И. Ю. // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1996. № 4. — С. 48-49.

4. Засурский Я. Н. Основные тенденции развития зарубежной журналистики // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1996. № 4. — С. 47.

5. Журналистика западноевропейских стран: Учеб. пособ. /Отв. ред. проф. В. С. Соколов. — Л., 1990. — С. 39.

6. Зарубежная печать: Краткий справочник. Газеты. Журналы. Информационные агентства / Редкол.: С. А. Лосев и др. — М., 1986. С. 125-133.

7. La Monde. 1995. 8-9 janv.

8. Media Perspektiven. — 1994. — № 4. — S. 207.

9. Schuetz Walter J. Deutsche Tagespresse 1993 // Media Perspektiven. — 1994. № 4. — S. 169.

10. Котенок Р. Я. Телевидение ФРГ в конце 90-х годов // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1998. № 4. — С. 49.

11. Der Spiegel. 1998. №7.8. 172. .

12. Журналистика западноевропейских стран. — С. 55.

13. Урина Н. В., Вороненкова Г. Ф. Средства массовой информации Италии, ФРГ в 1994 году // Вестник Моск. ун-та. Сер.- X. Журналистика. 1995. № 5. С. 38.

14. Пашков Г. Н., Огородникова О. В., Ткачева Я. В. Средства массовой информации Испании, Финляндии, Монголии в 1998 году // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1999. № 4. — С. 53-54.

15. La Vanduardia. — 1999. 11 de enero. — P. 26.

16. Журналистика западноевропейских стран. — С. 86 — 92.

17. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 году. — С. 87.

18. Журналистика социалистических стран (1975-1980-е годы: Учеб. пособ./ Отв. ред. В. С. Соколов, Ю. Н. Солонин. — Л., 1989г. — С. 57 — 62.

19. Katalog mediow polskich. — Krakow, 1995.

20. Emery M., Emery E. The press and America: An interpretative history of the mass media. — New Jersey, 1988. — P. 23.

21. Wood J. P. Magazines in the United States of America: Their social and economic influence. — New York. — 1949. — P. 10.

22. Соколов В. С, Михайлов С. А*. Периодическая печать Соединенных Штатов Америки: Учеб. пособ. — СПб., 1998. — С. 40-42. .

23. Schudson M. Discovering the news: A social history of American newspapers. — New York, 1978. — P. 119, 114.

24. Болотова Л. Д. Американские массовые журналы конца XIX — начала XX в. и движение «разгребателей грязи» // Вести. Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1970. № 1. — С. 70-83.

25. Кугель В. Р. Очерки издательского и полиграфического дела. — М.: Л., 1931. — С. 229.

26. Стирлинг К Краткий очерк электронных СМИ в Америке. Рестон (Вирджиния). — 1992. — С. 1-2.

27. Emery М., Emery E. The press and America: An interpretive history of the mass media. — P. 402.

28. Соколов В. С., Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных штатов Америки. — С. 81-82.

29. Там же. С. 85.

30. АндрутсЕ.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. — М., 1991. — С. 85 — 86.

31. Соколов В. С. Американский «новый журнализм» — концепция социальной мифологии //Демократический журналист. — 1977. №4-6.

32. Теплиц Е. Кино и телевидение в США. — М., 1966.

33. Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение. — Тбилиси. 1989. — С. 530-531.

34. Ibid. 1996. 3 June. — P. 15.

35. Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1996. № 6. — С. 20-30.

36. Editor and Publisher. — 1997. 4 Jan. (Сведения получены ] по сети Интернет без указания страниц)

37. CJR.1996.Jan7 Febr.; Журналист. 1997. № 1; // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1997. № 4. — С. 40.

38. Зарубежная печать: Краткий справочник. — С. 246-254,; 171-181, 194-201.

39. Пашков Г. Н., Огородникова О. В., Ткачева Н. В. Средства массовой информации Испании, Финляндии, Монголии в 1998 году // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1999. №4. — С. 69.

40. http://www.un-mongolia.mn

41. Пульс планеты. — 1998. 10 апр. — С. 8.

42. http:// gopher, nsrc. org

43. История зарубежной журналистики (Программа курса и методические указания) / Сост. В. С. Соколов. — СПб., 1993. — С. 24.

44. Зарубежная печать. Краткий справочник. — С. 257-260, 441-442.

45. South African Constitution. Pretoria, 1995.

46. Нечаева И. Ю. Законодательство ЮАР в области СМИ // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1999. № 4. — С. 82.

47. Independent Newspapers. 1998. March.

48. Ibid. 1996. 20 Apr. 17, 26.

49. Ландрам Джим Н. Четырнадцать гениев, которые ломали правила. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 486-513.

50. Observer. 1996. 20 Okt. P. 25.

51. New Zealand Official Yearbook. 95. P. 273.

52. Любимов Б. И. Коммерциализация телевидения и радио вещания Новой Зеландии в 90-е годы // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1997, № 4. — С. 81.

53. Зарубежная печать: Краткий справочник. — С. 427-439.

54. Вестник Моск. ун-та. Сер. X. — 1996. № 5. — С. 23.

55. Ibid. 1996. 20Juiy. P.7.

56. Средства массовой информации США, Великобритании, ФРГ, Италии в 1996 году / Я. Н. Засурский, Г. А. Голованов, С. И. Беглов, Г. Ф. Вороненкова, Н. В. Урина // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1997. № 4. С. 29.

57. Le Monde. 1995. 1995. 29 sept.

58. Le Monde. 1995. 21 avr. 58. Ibid. 1996. 27 Apr. P. 32.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий