Смекни!
smekni.com

Эпизоотология (стр. 18 из 27)

Микроб очень чувствителен к антибиотикам тетрациклинового ряда, в меньшей степени — к пенициллину и синтомицину, устойчив к мицелину и колимицину.

Эпизоотология. В естественных условиях болеют овцы незави­симо от возраста, пола и породности. Из лабораторных животных чувствительны кролики и белые мыши, менее восприимчивы морские свинки, голуби.

Чаще всего болезнь регистрируется в периоды наибольшего вы­падения осадков и понижения относительной влажности воздуха (осенние и весенние месяцы, максимальный уровень—в марте—мае).

Некробактериозный процесс конечностей у овец появляется при мацерации копыт на низменных заболоченных участках, где от по­вышенной влажности разрушается копытный рог и создаются ворота инфекции. Способствуют болезни выпас ягнят на участках с колючим кустарником и грубыми растениями, которые ранят слизистую обо­лочку ротовой полости ягнят, а также факторы внешней среды (по­холодание, перегрев, скученное содержание, структура пастбищ в гор­ных районах), состояние травостоя и т. д.

Длительные перегоны овец на сезонные пастбища по каменистым горным тропам, а также по заболоченным долинам рек та^же спо-собструют вспышке болезни.

Источник возбудителя инфекции — больные животные, немалую опасность представляют бактерионосители.

Симптомы, Клинические проявления болезни разнообразны и за­висят от вида, возраста животного, локализации очага и степени па-тогенности возбудителя. У молодняка она чаще протекает остро, у взрослых — подостро и хронически. Различают четыре формы бо­лезни: кожную с поражением кожи и подлежащих тканей; слизистых оболочек и подлежащих тканей; внутренних органов; остит и остео­миелит. У овец характер поражений различный. Нежная кожа и сли­зистые оболочки ягнят чаще подвергаются ранениям, поэтому бо­лезнь у них проявляется поражением ротовой полости, лицевой части головы, суставов, половых органов. Иногда процесс протекает в па­ренхиматозных органах при отсутствии первичного очага на конеч­ностях и в межкопытных щелях.

Артрит у ягнят проявляется хромотой, повышением температуры тела (40,5—41 °С). Суставы опухшие, болезненные, в суставной сумке скапливается серовато-зеленая густая масса. Поражается в основном


один сустав. При злокачественном течении болезни в процесс во­влекаются связки, хрящи, кости, у отдельных животных — половые органы.

При поражении области головы очаги локализуются вокруг губ, носовых отверстий. Голова у ягнят отекшая, волосы вокруг губ слип­шиеся, покрыты засохшими корочками гноя. Подчелюстные, заглоточ­ные, предлопаточные, подкожные, поверхностные, паховые лимфати­ческие узлы увеличены, уплотнены, гиперемированы, иногда с кро' воизлияниями.

У взрослых овец чаще встречается копытная форма болезни. Ов­цы угнетены, больше лежат. Течение болезни хроническое; при зна­чительном распространении растягивается на недели и месяцы, жи­вотные гибнут от истощения, поэтому больных часто приходится убивать, так как лечение их неэффективно,

Болезнь начинается хромотой, беспокойством животного, кото­рое облизывает копытце. При осмотре находят кожу межпальцевой складки горячей на ощупь, отекшей, гиперемированной, болезненной. В дальнейшем появляются эрозии и трещины, из которых течет соч-иая бесцветная клейкая жидкость. Через несколько дней на их месте образуются язвочки, сверху покрытые гнойной неприятного запаха массой. Больные животные передвигаются, не наступая на поражен­ную конечность. Позже процесс распространяется на сухожилие, что нередко приводит к спадению рогового башмака.

Участок поражения представляет собой гиойно-некротическую язву. При поражении обеих конечностей овцы ползают на коленях, При гнойном воспалении путового сустава появляется флегмокозное воспаление венчика, часто Поражается венечный сустав, а за ним межкопытные связки, сухожилия сгибателей, влагалища, а затем и кости. Часто метастатическое распространение захватывает пе­чень, легкие, селезенку и другие внутренние органы.

Патологоанатомические изменения. Они зависят от характера по­ражений. На конечностях вокруг места внедрения возбудителя раз­вивается интенсивная местная воспалительная реакция, сопровож­дающаяся гиперемией, экссудацией и отчетливо выраженными сосу­дистыми и пролиферативными изменениями. Затем воспалительный процесс переходит в флегмонозное воспаление, которое характеризу­ется ограниченной отечностью кожи, нагноением и некрозом тканей. Суставы увеличены, при разрезе из них вытекают жидкость и гной. Отмечены периоститы, некротизированные сухожилия. Вокруг губ, носа отмечены некротические очаги с гнойно-творожистой массой. Слизистая оболочка рта, губ, носа отечна, покрыта пенистой слизью; на внутренней поверхности щек, нёба, языка, зева и гортани — язвоч­ки покрытые творожистыми пленками бурого цвета различной вели­чины, Иногда некротический процесс поражает язык, па котором на­ходят разной величины некротические очаги.

Поражение легких проявляется в виде отдельных или множест­венных некротических фокусов, разбросанных по поверхности лег­ких. В легких на разрезе очаги гнойно-некротического распада раз­ной формы и величины, бронхи забиты гнойной массой, стенки их утолщены. Плевра утолщена, покрыта фибринозными налож^иями. Печень увеличена в 2 раза, пронизана очагами некроза светло-жел­того цвета. В сердце некротические очаги. Лимфатические узлы уве­личены, уплотнены, сильно гиперемированы. Почки несколько уве­личены, с некротическими очагами, Диагностика. Болезнь определяют комплексно, учитывая симп-


томы, патологоаратомические данные и подтверждая результатами бактериологического исследования.

Для прижизненного исследования берут некротические пораже­ния на границе омертвевшей и здоровой тканей после предваритель­ной механической очистки от распавшейся ткани и гноя. Одновре­менно из этих же участков готовят несколько препаратов отпечат-,ков на предметных стеклах. При поражении ротовой полости, кроме некротических наложений, материалом для бактериологического ис­следования может быть слюна больного животного.

В лабораторию пробы отправляют в свежем виде (с нарочным) или же в 30 "/о-ном стерильном глицерине.

Мазки готовят из патологического материала и окрашивают синькой Леффлера, по Муромцеву, Романовскому—Гимзе, Граму.

Для посева используют кусочки некротизированной ткани, ото­бранной на границе со здоровой. Помещают их в среду Китта—Та-роцци с 10% свежей крови или сывороткой крупного рогатого скота и 0,5 % глюкозы, дополнительно можно высевать на полужидкий агар. Посевы инкубируют 2—3 сут при температуре 37°С. Для оп­ределения существующей аэробной микрофлоры дополнительно де­лают посевы на МПА и МПБ.

Некробактериоз необходимо дифференцировать от ящура, копытной гнили, контагиозной эктимы. От ящура отличается хроническим течением и не таким широким охватом поголовья. При копытной гнили хроническая болезнь, характеризующаяся гнилост­ным распадом, поражает оба копыта, В сомнительных случаях при­бегают к бактериологическому методу исследования. Кожная форма контагиозной эктимы отличается от некробактериоза поражением кожи на губах и голове, где появляются везикулы и пустулы, мас­совым появлением больных и быстрым распространением болезни среди восприимчивого к ней поголовья. В отдельных случаях прибе­гают к лабораторным исследованиям.

Лечение. Предложена комплексная терапия с использованием химиопрепаратов. Эффективными средствами лечения некробактерио­за оказались сульфаниламиды (сульфадимезин) и антибиотики тетра-циклинового ряда: хлортетрациклин, тетрамицин и дибиомицин. Боль­ных животных подвергают индивидуальному и общему лечению. Для этого отводят специальное место. Пораженный участок очищают от омертвевших участков, корок, кожу вокруг него протирают настой­кой йода, обрабатывают 3 %-ным раствором перекиси водорода, 0,2 %-ным раствором перманганата калия. Пораженный участок орошают 15 %-ной масляной взвесью дибиомицина (суспензия дибио-мицина в 30 %-ном глицерине приготовлена на 1 %-ном растворе новокаина) в течение 7 дней.

Одновременно дибиомицин вводят внутривенно из расчета 20 тыс. ЕД/кг. Разовую дозу эмульсии инъецируют в нескольких точках в дозе 5—7 мл и повторяют через 8 дней. При своевременном лечении выздоравливало до 80—85 % овец. Хороший лечебный эф­фект дают тетрациклины, окситетрациклины внутрь из расчета 0,05 г/кг массы. При распространении некроза на связки и кости, спадении рогового башмака или злокачественном течении лечение не­эффективно.

Хороший результат дает нафталановая нефть в сочетании с био-мициновой мазью, тиололом, 10%-ной азотной кислотой. Применяют также суспензию дибиомицина в 30 %-ном глицерине, приготовлен­ную на 1 %-ном растворе новокаина. Одновременно в зависимости от


клинических признаков назначают симптоматические и общеукрепля-ющие средства (10 °/с-ный раствор кофеина в дозе 2—5 мл подкожно, 20—40 °/о-ный раствор глюкозы в дозе 100 мл внутривенно и др.).

Профилактика и меры борьбы. Общая профилактика включает мероприятия, направленные на обеспечение животных полноценным рационом и хорошими условиями содержания. Особое внимание в этом отношении должно быть уделено молодым ягнятам. Следует избегать значительных перегонов овец по твердым и каменистым дорогам, а также выпаса на заболоченных пастбищах, не допускать поения животных из стоячих луж. Подходы к водопоям должны быть сухими.

Необходимо следить за своевременной уборкой трупов. Трупы животных, павших от некробактериоза, после снятия кожи уничто­жают. Не менее 2 раз в год проводят профилактическую обработку копыт 10 °/о-ным раствором формалина или 5 %-ным раствором па-раформа; при рождении у ягнят обрабатывают культю пупочного канатика 5 °/о-ным спиртовым раствором йода. При установлении не­кробактериоза хозяйство объявляют неблагополучным до ликвида­ции болезни. Запрещают вывоз животных. Проводят тщательный кли­нический осмотр всего поголовья. Больных изолируют и лечат, здо­ровых или условно здоровых переводят на неиспользованные пастбища или в кошары. Шкуры и шерсть от убитых или павших некробактериозных животных высушивают в течение 2 нед в изоли­рованном помещении хозяйства. Молоко от больных животных раз­решается употреблять только после кипячения.