Смекни!
smekni.com

Русская военная книга второй половины XIX века: социокультурный аспект (стр. 2 из 2)

Развитие военной науки и практики на принципиально новой основе, утвердившейся в ходе военной реформы, требовало обновленной справочной литературы. Продолжая традиции русской военной энциклопедистики, заложенные Л.И. Зедделером, его соратник М.И. Богданович в шестилетний срок осуществил второе издание "Военного Энциклопедического Лексикона". Через 25 лет по инициативе известного военного теоретика и историка генерал-лейтенанта Г.А. Леера началась подготовка нового издания - "Энциклопедии военных и морских наук", выпуск которого завершился к концу века.

Наряду с многотомными энциклопедиями массовый характер приобрел выпуск малоформатных справочных пособий. Наиболее интересные из них - "Справочная книжка по тактике" упоминавшегося ранее полковника Генерального штаба Левицкого, "Полевая памятная книжка для офицеров" полковников Зыкова и Цикельна, "Карманная справочная книжка для артиллерийских офицеров" полковников Шварца и Крыжановского, "Справочная книжка по полевой фортификации и по военным сообщениям для саперных офицеров" и ряд других изданий. Но особое признание получила "Справочная книжка для русских офицеров", составленная генерал-майором Генерального штаба Махотиным и отнесенная к числу "самых необходимых настоятельных пособий для всякого офицера" [14]. До конца века данный справочник переиздавался несколько раз, сохраняя свою актуальность и универсальный характер. С каждым новым изданием в него не только вносились обновленные сведения по всем отраслям военного дела, но и совершенствовалось полиграфическое исполнение. Так, по свидетельству библиографа П. Бранта, очередное издание "Справочной книжки для русских офицеров" 1875 года "по своей полноте, отчетливости, тщательности и ... щеголеватости издания превосходит все известные нам заграничные сборники, имеющие одинаковое с нею назначение" [15].

В совокупности военные труды исторического научного и прикладного характера, изданные в 60 - 70-х гг., составили теоретическую базу военной реформы и заложили основы для дальнейшего развития отечественной военной науки, придав ей русскую направленность. Большинство их них выдержали несколько изданий и оставались актуальными до конца XIX века.

Отличительной чертой военного книгоиздания второй половины XIX в. является значительное увеличение выпуска книг для нижних чинов. Усложнение военного дела в условиях сокращения срока солдатской службы, отмена телесного наказания и гуманизация процесса обучения и воспитания обусловили необходимость разумного развития солдата. При этом, как подчеркивал писатель А. Погосский, одним из "могущественных средств умственного и нравственного, т. е. духовного развития, есть литература, и орудие ее - грамотность" [16]. В свою очередь, армейский генералитет, по словам генерал-лейтенанта Кренке, рассматривал грамотность "как в нравственном военно-образовательном и командном отношениях, так и в государственном значении" [17].

В силу столь серьезного подхода к делу обучения грамоте выпуск книг для нижних чинов стал более дифференцированным. Отдельную группу составляли книги, предназначенные для преподавания грамоты в войсках. Особое признание получили "Солдатская азбука" и "Руководство для учителей к одновременному обучению нижних воинских чинов письму и чтению" Н. Столпянского, "Букварь солдатский" А. Погосского, "Книга для чтения в войсках" подпоручика К. Рябинкина. Перечень подобных изданий можно продолжить работами графа Л. Толстого, барона Корфа, титулярного советника Тихомирова, надворного советника Евтушевского, прапорщиков Ратке и Рябинина, священника Михайловского и других авторов, чьи азбуки, буквари, книги для начального чтения были рекомендованы Главным штабом для распространения в войсках.

В целях солдатского образования совершенствовалось содержание таких военных изданий для нижних чинов, как комментарии к уставам, руководства и наставления, памятные и справочные пособия. Примером тому может служить выпуск брошюр "Общеобразовательные беседы с нижними чинами" подполковника Меньшикова, "Книга для чтения молодым солдатам полевой артиллерии" штабс-капитана Иванова, "Казачья книжка" есаула Дукмасова, "Беседы с солдатами из воинского устава о наказаниях" коллежского советника Аскоченского. Подобные издания совмещали функции учебного пособия и книги для чтения после овладения определенными навыками. Их авторы и составители стремились сочетать сведения сугубо военного и общеобразовательного характера не только обязательные в интересах службы, но и представляющие интерес для солдата-читателя с познавательной точки зрения. В большей степени это удалось составителям "Памятной книжки для нижних чинов пехоты" под руководством генерал-адъютанта Черткова и "Солдатской книжки", изданной в двух частях (справочная и учебная) под редакцией генерал-лейтенанта Леонтьева. Обе "книжки" были составлены в соответствии с программами обучения рядовых и унтер-офицеров, что позволяло использовать их как офицерам при проведении занятий, так и солдатам в качестве "полезного и вполне пригодного чтения" [18]. Об их популярности говорит тот факт, что до конца века они издавались пять раз, а "Солдатскую книжку" рекомендовалось вручать в виде премий за отличную стрельбу.

Характерным социальным явлением российских реформ второй половины XIX в., нашедшим отражение в издательской практике, была широкая общественная поддержка преобразований в армии. Народ был удовлетворен отменой рекрутчины и телесных наказаний. Творческая интеллигенция стремилась способствовать духовному и нравственному развитию военных людей. Никогда ранее в войска не поступало столько книг, как в годы реформы. Примечательно соотношение тематических разделов справочного каталога изданий для нижних чинов, объявленных в циркулярах Главного штаба с 1870 по 1875 г. Если в разделе военных книг значилось 9 изданий, то раздел книг общеобразовательного характера включал 165 названий [19].

Несомненно, что тиражи военных изданий были значительно больше книг иной тематики, но следует отметить тематическое разнообразие общеобразовательного раздела, где были сгруппированы книги "из области нравственных наук", по отечественной истории и отечествоведению, закону Божьему и священной истории, гигиене и словесности. В количественном отношении заметно выделялись книги исторической тематики и духовного содержания, а также учебные пособия для чтения, письма и арифметики. Интересен и состав авторов этого раздела. В их числе, наряду с известными писателями тех лет А.Ф. Погосским, П.И. Роговым, В.А. Жуковским, девять офицеров, но шестнадцать священников.

Таким образом, анализ книжного репертуара для нижних чинов как по количеству и тематике книг, распространявшихся в армии, так и по составу авторов, дает основания говорить о том, что в 60 - 70-х гг. XIX в. по причине преобладающей тенденции выпуска книг образовательной и религиозно-нравственной тематики, были несколько утрачены традиции воинского воспитания. Такая ситуация сохранялась до конца XIX в. Это был закономерный итог военной реформы, в результате которой заметно прирос научный, культурный, нравственный потенциал армии, но в то же время все заметнее становилось угасание ее боевого духа, принижение чести и славы воинской службы [20].

В итоге следует подчеркнуть, что вторая половина XIX века была одним из наиболее динамичных и интересных периодов в истории отечественной военной книги. Издания военной тематики служили не только интересам военного ведомства и задачам военной реформы. Военная книга, участвуя в реализации масштабных социальных и культурных преобразований, вышла за рамки ведомственной ограниченности и стала своеобразным звеном, связующим общество и армию. Многие проблемы, связанные с изданием и функционированием военной книги, сохранили актуальность в современных условиях, а пути и методы их разрешения могут быть поучительны в поиске оптимальных путей выхода из кризиса, в котором оказалась Россия и ее вооруженные силы в конце XX века.

Список литературы

Лютов С.Н. К определению понятия "военная книга" // Армия и книга: Тез. докл. и сообщ. конф. (18-19 апр. 1995 г., г. Новосибирск). Новосибирск, 1995. С. 9-10.

Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. М., 1988. С. 5.

Куфаев М.Н. История русской книги в XIX веке. Л., 1927. С. 8.

Военный сборник. 1865. No 6. С. 197.

Там же. С. 198.

Там же. С. 199.

Милованов В.И. История, теория и современная практика подготовки отечественных военно-энциклопедических трудов. М., 1996. С. 58, 61.

Книга в России 1861-1881 гг. Т. 1. М., 1988. С.\,24-26; Книга в России 1881-1895 гг. СПб., 1997. С. 18-21.

Керсновский А.А. История русской армии. Т. 2. М., 1993. С. 193.

Обзор деятельности совещательного комитета Генерального штаба за 1864 и 1865 гг. // Военный сборник. 1866. No 7. С. 49.

Меры для поощрения и развития военно-ученой деятельности // Военный сборник. 1865. No 6. С. 197, 200-201.

Там же. С. 203.

Справочный каталог изданий, о которых было объявлено в циркулярах Главного штаба с 1870 по 1875 год. Приложение к "Военному сборнику" 1876 г. No 1.; Справочный каталог изданий, о которых было объявлено в циркулярах Главного штаба с 1870 по 1880 год. Приложение к "Военному сборнику" 1881 г. No 5.

Военный сборник. 1869. No 10. С. 117.

Там же. 1876. No 3. С. 16.

Погосский А. О грамотности в войсках // Военный сборник. 1866. No 6. С. 251.

Кренке. Грамотность в армии // Военный сборник. 1868. No 12. С. 373.

Библиография // Военный сборник. 1875. No 2. С. 139-145; No 4. С. 101-110; No 12. С. 83-95.

Справочный каталог изданий, о которых было объявлено в циркулярах Главного штаба с 1870 по 1875 год. Приложение к "Военному сборнику" 1876 г.

Керсновский А.А. История русской армии. Т. 2. М., 1993. С. 194.