Смекни!
smekni.com

Духовная литература в Восточной Сибири в конце XVIII - первой половине XIX вв. (стр. 3 из 3)

Еще меньше были церковные библиотеки, даже в городах. Так, в Троицкосавском Троицком соборе в 1853 г. было 29 богослужебных книг и 11 наименований прочих - поучений, изъяснений на литургию, беседы Михаила Черниговского, сочинения Евсевия, архиепископа Иркутского ( в тетрадях) [34]. В Нерчинском соборе в это же время значилось 4 Евангелия, Библия на славянском и польском языках, и еще 6 книг - поучения, беседы, деяния [35]. Судя по годам издания, монастырские и церковные библиотеки пополнялись в основном в конце XVIII в. - 20-х гг. XIX в. Очевидно, административное книгораспределение, скорее, было способно обеспечить церкви и монастыри духовной литературой, чем просто содействовать этому процессу. Потребность в духовной книге, которая должна была побуждать в первую очередь духовенство к выписке изданий духовного содержания, судя по всему, еще только формировалась. Чтение книг из церковных и монастырских библиотек в первой половине XIX в. не было распространенным явлением. О том, что к чтению приходилось побуждать, свидетельствует комплекс мер, разработанных Иркутским архиепископом Иринеем в 1831 г. Он требовал, чтобы во всех церквях были заведены тетрадки, в которых еженедельно отмечались бы успехи в изучении священниками, дьяконами и причетниками тех книг, кои они должны знать. Причем определялся порядок чтения и заучивания для каждого члена причта. Священники должны были изучать "Ставленную грамоту", "Святительские поучения" и книгу "О должности пресвитера", дьяконы - "Пространный катехизис митрополита Филарета" и "Краткую священную историю с вопросами и ответами", причетники - сокращенный катехизис. Каждые три месяца эти тетрадки с записями должны были предоставляться Иринею. В рапортах о получении указа благочинные и настоятели отмечали, что во многих церквях отсутствуют указанные книги и просили выписать их. При этом, например, из Киренского монастыря сообщали: "По части души в продолжении прошедшего месяца июля (1831 г.) мы занимались чтением душеспасительных книг и полезными между собой беседами" [36]. Кое-кто из церковнослужителей не желал подчиняться указу, как например, дьякон Селенгинской Покровской церкви Дмитрий Преловский, священнический сын 38 лет, не обучавшийся в семинарии и не знающий катехизиса. Священник доносил, что дьякон читает плохо и "святое евангелие без показания никогда прочесть не может", но читать отказывается и на указание священника отвечает: "Сам читай" [37].

Интересно, что указ Иринея достиг даже Аляски и Иоанн (Иннокентий) Вениаминов отвечал из Уналашки, что предписание от 14 января 1831 г. получено 1 июня 1832 г., но не все может быть исполнено, так как нет пространного катехизиса и нотной тетради, а причетники - здешние уроженцы и учатся всему в училище под руководством священника [38]. Правда, в 1832 г. уже никто не требовал выполнения этого указа, т.к. Ириней был смещен и во главе епархии стоял Мелетий.

Изучение роли чтения в жизни духовенства, как и других слоев сибирского населения, требует дальнейшего изучения. Следует лишь заметить, что в отчете о состоянии Иркутской епархии за 1861 г. архиепископ Парфений констатировал: "Как ни бедны церковные библиотеки, но несмотря на то, большая часть священников не могла передать не только содержания всех книг церковной библиотеки, но иные и названий, из чего оказалось, что чтение не в употреблении у большей части священников" [39].

Таким образом, наряду с общими для Сибири принципами, книгораспределение в Восточной Сибири имело свои особенности, связанные с меньшим количеством церквей и, следовательно, меньшей потребностью в книгах. Это избавляло Иркутскую духовную консисторию от некоторых трудностей, которые существовали в Западной Сибири. В первой половине XIX в. административное книгораспространение дополнила посредническая деятельность епархиального начальства, особенно в отношении к периодической печати. Вместе с тем недостаточная обеспеченность церковных библиотек внебогослужебной литературой свидетельствует об отсутствии активной деятельности как черного, так и белого духовенства по пополнению книжных собраний. Требуют дальнейшего изучения личные библиотеки духовенства, особенно его рядовых представителей, что позволит создать более полную картину распространения духовной литературы в Восточной Сибири.

Список литературы

Гузнер И.А. Библиотеки Сибири XVII - XVIII в.// Становление системы билиотечного обслуживания и книжного дела в Сибири и на Дальнем Востоке. Новосибирск, 1977. С.19-40; Куликаускене Н.В. Книга и иркутское духовенство // Книга и книжное дело в Сибири. Новосибирск, 1989. С. 231-234; Наумова О.Е. Иркутская епархия в XVIII - первой половине XIX в. Иркутск, 1996.

Ситников Л.А. К истории книгораспространения в Сибири во второй половине XIX в. // Становление системы ... С.98-120;

Володкевич А.Ф. Книгораспространение в Сибири в первой половине ХIX в.// Книга в Сибири. Новосибирск, 1989. С.42-60.

Ситников Л.А. Указ. соч. С.99.

ГАИО, ф.50, оп. 1, д. 389, л. 1.

Там же.

Там же, д. 582, л. 38.

Там же, д. 5883, л.85.

Ситников Л.А. Указ. соч. С.106-107.

ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 2227, л. 2.

Там же, д.582, л. л. 7 - 9.

Там же, д. 3255,

Там же, д. 2408.

Там же, ф. 482, оп. 1, д.98, л. 126.

Там же, ф. 50, оп. 1, д. 7278. л.1 (об.).

Там же, д. 7446, л. !.

Там же, ф. 482, оп. 1, д. 98, л. л. 45 , 385; д. 100, л. 67.

Белокрыс М.А. Книгопечатание в Восточной Сибири в конце XVIII - середине XIX в. // 200 лет книгопечатания в Сибири: Очерки истории книжного дела. Новосибирск, 1988; Волкова В.Н. Книга на языках коренных народов Сибири и Дальнего Востока в XIX - начале ХХ в. // Книга в автономных республиках, областях и округах Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1990.

ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 2405. л. 9.

Там же, л. 10.

Там же, л. 17.

Волкова В.Н. Указ. соч.; Белокрыс М.А. Указ. соч.; Оглезнева Г.В. Деятельность Российского библейского общества в Восточной Сибири (1819 - 1826 гг.) // Духовная культура: проблемы и тенденции развития: Тез. докл. Всерос. науч. конф. Сыктывкар, 1994.

ГАИО, ф. 50, оп. 1, д. 2745, л.63 (об.).

Там же, л. 48.

Там же, л. 68 (об) - 69, 86 .

Там же, л. 172.

Там же, л. 43.

Там же , д. 3179, л. не нумер.

Там же.

Там же, ф. 121, оп. 1, д. 208, л. л. 18-20.

Там же. д. 57, л. л. 12-28.

Там же, ф. 482, оп. 1, д. 77, л. л. 19 - 22 (об.).

Там же, ф.50. оп. 1 . д. 5028, л. л. 27 (об.) -33.

Там же, д.5212, л. л. 31 (об.) - 34.

Там же, д.6512, л. л. 35 -36.

Там же, д. 6508, л. 18, 32-33.

Там же, д. 3875, л. 99.

Там же, л.38.

Там же, л.203.

РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 51, л. 27(об.).