Смекни!
smekni.com

Перспективы цифровой печати в этикеточном и упаковочном производстве (стр. 1 из 3)

Обзор подготовлен к.т.н. В. Филиным

Этикеточная печать и упаковочное производство давно стали неотъемлемым сектором рынка печатной продукции. Создается новое оборудование, увеличиваются объемы производства этикеток и упаковки с использованием современных технологий печати и послепечатной обработки продукции. Общий объем рынка мирового упаковочного производства, по материалам американского консультационного бюро I. T. Strategies, в 2002 году с распределением по его сегментам характеризовался цифрами, представленными на рис. 1, где этикетки среди остальных видов упаковочной продукции занимали 9% при абсолютной величине всего рынка в 21 млрд долларов США с дальнейшим его ростом к 2004 году до 90 млрд долларов США. В полиграфической отрасли рынок цифровой печати занимает все более значительное место. Растет печатное производство по требованию. По некоторым данным, на 2008 год прогнозируется производство цифровой печатной продукции в объеме 50 млрд долларов США.

Цифровая печать, по определению швейцарского Союза развития научных исследований в полиграфической промышленности Ugra, представляет собой перенос по точкам текста и иллюстраций из цифровой памяти ЭВМ на печатный материал. Это определение очень емкое и содержит две важные характеристики цифровой печати: во-первых, данные об изображении должны быть представлены в цифровом виде и доступны для цифрового процесса с соответствующей скоростью, в производственном процессе не должны быть использованы никакие аналоговые материалы, например фотопленка, что имеет место в обычном допечатном рабочем процессе Workflow. И во-вторых, существенное требование относится к технике, примененной в цифровой печати: цифровые печатные машины должны обеспечивать непрерывный перенос данных со скоростью 500 Мбит/с и более. В настоящее время такие скорости еще представляют проблему. Однако, учитывая быстрые темпы развития вычислительной техники, эти ограничения в обозримом будущем будут, вероятно, преодолены.

Цифровую печать также часто определяют как "способ, в котором печать может выполняться непосредственно из цифрового массива данных допечатных процессов и нет никакой необходимости в отдельном изготовлении печатных форм вне печатной машины". При этом появляется возможность экономичной печати тиражей начиная от одного экземпляра.

Цифровая печать является в первую очередь способом, ориентированным на изготовление документов и рекламных изделий. В области же этикеточного и упаковочного производства появляются специфические требования, которые в этом сегменте рынка предъявляются к машинам и процессам. Это такие особые требования, как необходимость высокого качества, надежность машин, лучшие условия для ухода за ними со стороны пользователя и т.д. Если же рассматривать все конкретные требования, которым должна здесь удовлетворять цифровая печатная машина, то можно выделить их 4 основные группы, которые характеризуют именно оборудование для этикеточной и упаковочной печати. Рассмотрим эти требования, реализованные, как мы увидим дальше, в конкретном печатном оборудовании, имеющемся на рынке.

1. Облагораживание продукции в этикеточном и упаковочном производстве

Примеров такого облагораживания можно представить сколько угодно. Если посетить, например, любой продовольственный магазин, то на его полках и витринах сразу же бросается в глаза разноцветье и блеск этикеток и упаковок. А если же попробовать привести в систему все возможности облагораживания продукции, то мы встретим здесь использование таких оформительских материалов, как:

- декоративные и особые краски, используемые, прежде всего, в фирменных товарах;

- золотые и серебряные оттенки;

- лакирование и эффектные пигменты, светящиеся краски, защитная печать.

До последнего времени большинство цифровых печатных систем имели возможность печати только в 4 основные, как мы их называем, шкальные, краски. Поэтому здесь особое значение имеет искусное использование системы управления цветами для возможно более точного представления особых при их соответствующей комбинации шкальных красок. Однако в противоположность обычной печати построение профилей цветов для машин цифровой печати выполняется очень просто. Здесь отсутствуют трудоемкое изготовление печатных форм с необходимыми на них контрольными элементами, а также простои машин, связанные с их трудоемкими и длительными приладками.

2. Послепечатная обработка включает целый ряд технологий

К ней относятся:

- фальцовка и биговка с их проблемами отслаивания толстослойных тонеров;

- антифрикционные меры;

- термосклеивание;

- приклеивание с проблемой закрепления клеев;

- стерилизация при упаковке продовольственных продуктов или продуктов питания для животных, где упаковка с этикеткой заполняется после печати и в заключение упрочняется тепловой обработкой.

3. Прочность, подлинность, надежность

Здесь применительно к этикеткам и упаковкам могут быть отмечены:

- обеспечение подлинности продуктов питания;

- аспекты здоровья (соответствие установленным нормативам и соответствующим официальным допускам);

- стойкость к нагреванию, например при стерилизации;

- прочность к тепловому воздействию при обработке в духовке и микроволновой печи;

- стойкость к глубокому замораживанию.

4. Особые печатные материалы

Наряду с бумагой и полимерными материалами в этикеточном и упаковочном производстве могут применяться картон, металлизированные или полимерные пленки, а также соединительные материалы. В зависимости от того, применяются ли в печатном производстве первичные или вторичные, а также подарочные упаковки или переупаковки, следует выполнять другие дополнительные требования. Некоторые печатные материалы можно обрабатывать только способом цифровой печати. При прямой печати на гофрированном картоне продукция может, например, изготавливаться способом струйной печати, так как иначе должна будет выполняться предварительная запечатка. Многие пленки вообще нельзя обрабатывать способом офсетной печати, но это можно делать способом электрофотографии.

Изготовители цифровых печатных машин до настоящего времени не всегда испытывают удовлетворение от требований, выдвигаемых клиентами. Например, некоторые пользователи даже самостоятельно проводят эксперименты, потому что иначе им не удается осуществить прорыв цифровой печати в этикеточное и упаковочное производство. Изготовляемые во время этих экспериментов образцы часто терпят неудачи даже при простых стандартизированных тестах, которые давно успешно используются для обычных красочных систем. Среди них известен ряд тестов.

1. Тест с решетчатым надрезом, или тест с клейкой лентой. Оба эти теста служат для оценки адгезии печатной краски или тонера к субстрату и применяются как по отдельности, так и в комбинации один с другим. Оценка осуществляется визуально в зависимости от количества отслоенной краски или тонера.

2. Тест на стойкость к образованию заломов, складок заключается в том, что запечатанный субстрат испытывается в специальном устройстве; этот тест дает возможность установить на субстрате требуемые параметры заломов и образования складок. Условия испытания подбираются таким образом, что при них тонер не должен отделяться от субстрата.

3. Тест на стерилизацию, который проводится в стандартном исполнении при 121оС в течение 30 мин в горячей воде или паром. Стандартный тонер, как правило, не выдерживает эти условия. Он или полностью растворяется, или на печатном изображении образуются случайно расположенные водяные капли.

4. Тест на истирание или износ часто проводят с помощью специального устройства. Вырезается круглый образец, закрепляется на вращающемся диске и обрабатывается посредством фрикционного колеса, которое может иметь различные значения твердости и шероховатости.

Какие же способы цифровой печати следует считать оптимальными для этикеточного и упаковочного производства? С учетом выполнения всех требований следует, прежде всего, рассмотреть те из них, которые, в основном, созданы для этикеточной и упаковочной печати.

Электрофотография, которая появилась еще в 1938 году под названием "ксерография", получившая сокращенные названия EF или EP, начала свой путь на мировом рынке с появления в 1987 году цветного лазерного копировального устройства CLC фирмы Canon. Наряду с монохромными системами, в 1993 году появились первые полноцветные цифровые печатные машины первопроходцев электрофотографической технологии фирм Xeikon и Indigo. Затем в 2000 году машиностроительные фирмы Heidelberg и MAN Roland представили свои разработки в этой области для коммерческой печати.

Так, фирма Heidelberg в кооперации с фирмой Kodak основали предприятие NexPress, машины которого, работающие на EF-принципе и известные теперь как NexPress 2100, с 2001 года появились на рынке.

Фирма MAN Roland стала OEMпартнером фирмы Xeikon и представила на рынок свои цифровые печатные машины DICO, что расшифровывается как Digital-Change-Over. Позднее фирма Xeikon перешла к международной компании Punch и сконцентрировала свою деятельность на разработках в области обособленной технологии рулонной печати.

В настоящее время в производственном портфеле фирмы Xeikon имеются такие многокрасочные цифровые рулонные машины для высококачественной печати этикеток и другой продукции, как Xeikon 5000 для печати этикеток и упаковок большими тиражами, Xeikon 500 для малых и средних тиражей, Xeikon 320 для узкоформатной продукции и Xeikon 330 специально для печати этикеток наивысшего качества. При этом печать может выполняться не только на бумаге, но и на различных полимерных материалах.

Фирма Xerox, являющаяся активным игроком рынка цифровой печати, разработками в полнокрасочной области сконцентрировала свою деятельность в листовом сегменте производства и сделала крупный скачок вперед созданием серии DocuColor 2000 и ее усовершенствованиями. Посредством же своего флагмана - машины iGen3 - она активно вышла на рынок высококачественной и высокопроизводительной цветной цифровой печати, где уже зарекомендовала себя машина NexPress.