Смекни!
smekni.com

Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношении (стр. 46 из 89)

в) каков статус валюты в стране покупателя и в стране про­давца - свободно конвертируемая, ограниченно конвертируемая, неконвертируемая;

г) существует ли валютный контроль в странах-контрагентах;

д) существуют ли устоявшиеся обычаи осуществления плате­жей на мировом рынке при торговле данным типом товара.

Так, если рынок продукции, являющейся предметом контрак­та, можно охарактеризовать как рынок продавца, то продавец, при прочих равных условиях сможет настоять на установлении платежа в его отечественной валюте. Тем самым он перенесет ва­лютный операционный риск на покупателя. Если рынок про­дукции, являющейся предметом контракта, является рынком по­купателя, то продавец при прочих равных условиях не сможет настоять на установлении платежа в его отечественной валюте.

Далее, если у сторон до контракта имелись обязательства и (или) требования в иностранных валютах, противоположные тем, которые могут возникнуть в результате заключения торгового контракта, то стороны могут договориться о деноминации плате­жа по контракту в такой валюте, которая погашала бы их откры­тые доконтрактные валютные позиции. Это называется неттин-гом валютной позиции (подробнее см. подпараграф 1.4).

Если валюта в стране покупателя не является свободно кон­вертируемой (как, например, рубль) и если продавец не имеет обязательств в этой валюте на территории страны покупателя, то при прочих равных условиях платеж по торговому контракту бу­дет установлен в валюте страны продавца или в третьей валюте. Если же валюта в стране покупателя является полностью свобод­но конвертируемой, то валюта платежа по контракту будет опре­делена именно в зависимости от "прочих равных условий". В частности, на рынке покупателя она может соответствовать ва­люте покупателя. Далее, если в одной из стран-контрагентов или в них обеих действуют те или иные формы валютного контроля, то сторонам в контракте может оказаться выгодным фактурировать счета в какой-либо третьей валюте. Наконец, если на миро­вом рынке при торговле данным типом товара существуют неко­торые устоявшиеся обычаи деноминации платежей (например, в долларах), то контракт может быть деноминирован именно в этой валюте, часто независимо от предпочтений сторон-контрагентов.

В целом перенос валютного риска на контрагента как форма хеджирования операционного валютного риска имеет определен­ное распространение в международном бизнесе. Так, фирмы обыч­но стремятся фактурировать свой экспорт в сильной, а импорт - в слабой валюте. При этом необходимо учитывать, что этот прием трудно использовать, если фирма имеет дело с информированной стороной, которая сама стремится перенести риск по сделке на контрагента.

1.3. Хеджирование с использованием разделения валютного операционного риска

Фирма-продавец и фирма-покупатель также могут договориться о разделении валютного риска, связанного с заключаемым кон­трактом. Оно может быть осуществлено с помощью хеджинговых оговорок, включенных в соответствующий торговый контракт. Такое разделение риска обычно имеет форму ценовой оговорки, при которой базовая цена корректируется при определенных из­менениях валютного курса. Например, базовая цена могла быть установлена в 100 млн. нем. марок, но стороны договорились раз­делить валютный риск сверх некоторой нейтральной зоны, в рам­ках которой риск не разделяется.

Предположим, что нейтральная зона определена как пределы колебаний валютного курса от 0,48 до 0,52 дол. за немецкую мар­ку, причем базовый курс составляет 0,50 дол. за немецкую марку. Это означает, что обменный курс может понизиться до 0,48 или повыситься до 0,52 дол. за немецкую марку без изменения номи­нальной контрактной цены. Если обменный курс к моменту пла­тежа останется в пределах нейтральной зоны, то фирма-покупатель должна уплатить фирме-продавцу долларовый эквивалент в 100 млн. нем. марок по базовому курсу в 0,50 дол. за немецкую марку, т.е. 50 млн. дол. Таким образом, расходы фирмы Yмогут варьировать­ся от 96,15 до 104,17 млн. нем. марок (50 000 000/0,52 и 50 000 000/0,48).

Однако если колебания обменного курса выйдут за пределы этой установленной контрактом нейтральной зоны, то потребует­ся корректировка цены контракта, а следовательно, и суммы пла­тежа. Так, предположим, немецкая марка обесценится с 0,50 до 0,44 дол. за марку, т.е. фактический курс будет на 0,04 дол. мень­ше, чем нижняя граница нейтральной зоны. Эта величина откло­нения от лимитированного предела колебаний, как установлено в контракте, должна быть разделена пополам. Таким образом, ва­лютный курс, фактически используемый при расчете по опера­ции, составит 0,48 дол. за немецкую марку (0,50 - 0,04/2). Тогда новая контрактная цена будет равна DEM 100 000 000 ´ 0,48, или 48 млн. дол. Расходы фирмы-покупателя увеличатся до 109,09 млн. нем. марок (48 000 000/0,44). В отсутствие соглашения о разделе­нии риска контрактная сумма для фирмы-поставщика могла бы быть равной 44 млн. дол.

Соответствующий перерасчет будет осуществлен, если факти­ческий обменный курс к моменту платежа превысит верхнюю гра­ницу нейтральной зоны.

1.3. Хеджирование валютного операционного риска с использованием неттинга

открытых валютных позиций

Неттинг операционного валютного риска означает покрытие позиции (риска) в некоторой валюте посредством создания противоположной позиции в той же самой или в некоторой дру­гой валюте. При этом ожидается, что обменные курсы этих валют будут двигаться таким образом, что убытки (доходы) на первую рисковую (открытую) валютную позицию будут покрываться до­ходами (убытками) на вторую (компенсирующий риск) валютную позицию.

В целом общий риск портфеля всех валютных позиций будет меньше, чем сумма отдельных рисков по каждой валютной пози­ции, рассмотренной отдельно. Такой портфельный подход к хед­жированию валютных рисков основан на использовании синергетического эффекта, возникающего при совместном управлении несколькими валютными позициями одновременно. При приме­нении неттинга риска предполагается, что целью является нетто-доход на весь портфель, подверженный валютно-курсовому рис­ку, а не доход (убыток) на какую-либо отдельную операцию или балансовую позицию в иностранной валюте.

Очевидно, что "короткая" позиция в некоторой иностранной валюте полностью покрывается "длинной" позицией в той же са­мой иностранной валюте, если их суммы и сроки погашения (за­крытия) совпадают. Например, 1 млн. нем. марок счетов к полу­чению и 1 млн. нем. марок счетов к платежу покрывают друг дру­га, не оставляя доналогового нетто-риска. Кроме того, неттинг валютного риска достигается с помощью взаимного покрытия по­зиций в различных валютах. В этом смысле компании постоянно практикуют многовалютный неттинг риска. Например, фирма будет терпимой к "короткой" позиции в швейцарских франках, если она имеет "длинную" позицию в немецких марках такой же сроч­ности и величины, поскольку валютные курсы этих двух валют весьма тесно коррелируют друг с другом, двигаясь фактически в тесной связке. Таким образом, валютные риски фирмы рассмат­риваются как портфель.

На практике неттинг валютного риска осуществляется следую­щим образом:

а) фирма (банк) покрывает "длинную" позицию в некоторой валюте с помощью "короткой" позиции в той же самой валюте;

б) фирма (банк) покрывает "длинную" позицию в одной валю­те при помощи "короткой" позиции в другой, если движения ва­лютных курсов этих двух валют положительно коррелированы (на­пример; швейцарского франка и немецкой марки или доллара США и канадского доллара);

в) фирма (банк) использует "короткую" позицию в одной ва­люте для покрытия "длинной" позиции в другой валюте, если движения обменных курсов двух валют отрицательно коррелиро­ваны друг с другом.

Кроме операционного, к валютному аккаунтинговому риску относится также валютный трансляционный риск, т.е. опасность неблагоприятного изменения финансовой отчетности подразде­лений фирмы (банка) при пересчете из иностранной валюты в отечественную (в процессе консолидации с финансовой отчет­ностью родительской компании). Охарактеризуем способы защи­ты от трансляционного валютного риска.

2. УПРАВЛЕНИЕ ВАЛЮТНЫМ ТРАНСЛЯЦИОННЫМ РИСКОМ

Базовая хеджинговая стратегия для уменьшения трансляцион­ного риска сводится к увеличению суммы активов, деноминированных в валютах, обменный курс которых (относительно отече­ственной валюты) прогнозируется к повышению, а также к умень­шению суммы активов, деноминированных в валютах, обменный курс которых (относительно отечественной валюты) прогнозиру­ется к понижению. Наоборот, фирма (банк) будет уменьшать обя­зательства, выраженные в сильных валютах, и увеличивать обяза­тельства, выраженные в слабых валютах.

Например, если вероятна тенденция к девальвации некоторой иностранной валюты, то базовая стратегия по покрытию валют­ного трансляционного риска будет включать, в частности, сле­дующее:

а) снижение уровня остатков на текущих счетах в этой валюте;

б) уменьшение сроков предоставляемых торговых кредитов по продажам для снижения величины счетов к получению, которые выражены в этой валюте;

в) увеличение заимствований в этой валюте;

г) замедление расчетов по счетам к платежу;

д) заключение форвардных контрактов на продажу этой ино­странной валюты.

Однако эти хеджинговые техники не приносят успеха. Так, если рынок признает вероятность повышения или понижения обмен­ного курса той или иной валюты, то это признание будет отраже­но в стоимости различных хеджинговых техник (например, с ис­пользованием форвардного курса). Именно поэтому лишь если ожидания фирмы отличаются от рыночных, такого рода хеджинг приведет к уменьшению ее издержек.