Смекни!
smekni.com

Идеи креативности А.Маслоу в применении к журналистской деятельности (стр. 1 из 3)

Реферат

Подготовил студент группы ЖР-42

Каргаполов Влад

Астраханский Государственный Университет

Астрахань 2011

Введение

А.Маслоу – выдающийся американский психолог, известный теоретик школы «гуманистической психологии». Он широко известен во всем мире благодаря своей «пирамиде потребностей» - простому и элегантному, наглядному объяснению человеческих стремлений. Не менее известны работы Маслоу в области самоактуализации человека.

Понятие самоактуализации индивида – ключевое в мире Маслоу. Оно является и потребностью, и способностью и самоцелью человека. И говоря про понятие креативности по Маслоу, нельзя умолчать о генеральном понятии – о самоактуализации. Говорить об этом тем важнее, что сам А.Маслоу практически не выделял креативности как отдельного качества личности:

«Создается впечатление, как будто у человечества есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, — но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становления человека в полном смысле этого слова, становления тем, кем он может стать».

И еще: «Я выделил креативность в отдельную характеристику только в демонстрационных целях, понимая, что она неотделима от прочих характеристик самоактуализирующегося человека».

Таким образом, всякий самоактуализирующийся человек – креативен по умолчанию, а потому понятие самоактализаци требует уделить ему особое внимание.

Однако, прежде нужно условиться, что речь в этой работе пойдет не о применении идей креативности к журналистскому творчеству, а о соответствии деятельности журналиста критериям самоактуализации/креативности. Мы говорим об этом потому, что в противном случае получается алогичное утверждение: мы были бы вынуждены говорить о применении тех или иных идей к роду деятельности, который на них базируется и который нельзя оторвать от них.

Часть 1. А. Маслоу и теория самоактуализации.

Краткая биография А. Маслоу

Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.

Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1031 и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow), известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян.

Не задолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. Брак и учеба в Университете были очень важными событиями в жизни Маслоу , он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин».

После получения докторской степени работал с известным теоретиком в области научения Э.Л. Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где проработал 14 лет.

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис. Он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворрительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк , Калифорния.

В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа.

Его работы :

- «Религии , ценности и вершинные переживания»(1964)

- «Эупсихея : дневник» (1965)

-«Психология науки: рекогносцировка» (1966)

-«Мотивация и личность» (1967)

- «По направлению к психологии бытия» (1968)

-«Новые измерения человеческой природы» (1971, сборник статей, опубликованных раннее)

-«Памяти Абрахама Маслоу»(1972, опубликован посмертно, при участии его жены).

Пирамида потребностей Маслоу. Истоки теории самоактуализации.

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой “пирамидой” или “лестницей” Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому.

1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)

3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)

4. потребность в уважении (самоуважение, признание)

5. потребности самоактуализации (развитие способностей)

Пирамида Маслоу – это четкая иерархия потребностей, в которой каждая потребность более высокого уровня не может быть реализована, пока не будет полностью удовлетворена более низшая, а следовательно, более важная для выживания, потребность. В этой пирамиде потребность в самоактуализации находится на самой высшей ступени.

Несмотря на очевидную красоту и логичность теории иерархии потребностей, сам А.Маслоу в своих письмах отмечал, что теория, сделавшая его знаменитым, применима к пониманию потребностей человечества в целом, как философское обобщение, но никоим образом не может использоваться в отношении конкретного индивидуума.

Тем не менее, несмотря на уверенность автора в неприменимости его теории к реальным людям, теория иерархии потребностей Маслоу пережила уже тысячи (а может быть – десятки тысяч) попыток применить ее к реальной жизни в качестве основы для построения системы мотивации и стимулирования труда. Ни одна из этих попыток не увенчалась успехом в силу индивидуальной и уникальной системы ценностей каждого человека. Действительно, голодный художник, испытывающий голод, т.е. “физиологическую потребность низшего уровня”, не перестанет рисовать свои картины, т.е. удовлетворять “потребность высшего уровня”. Так же и журналист может, не ощущая безопасности или любви и признания, тем не менее удовлетворять свою потребность в самоактуализации – личностном росте, творчестве. Таким образом, потребность высшего уровня не всегда является логическим (иерархическим) продолжением потребностей более низкого уровня.

Самоактуалнзация

"Я представляю себе самоактуализированного человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями. Самоактуализация - это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным".

А. Маслоу

Маслоу свободно определяет самоактуализацию как "полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.":

"Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями".

По А. Маслоу, в самоактуализации личность проявляет интегрированность и преодолевает расщепленность. Благодаря эпизодам самоактуализации личность становится более открытой опыту, совершенной и спонтанной, юмористичной, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Благодаря эпизодам самоактуализации человек раскрывает свои возможности, близкие к сущности его бытия. Креативность является лишь одной из важных характеристик самоактуализации.

Маслоу опирается на опыт "особенно креативных людей ". При этом, однако, он понимает креативность широко. Креативность есть качество, которое может быть применено к любой задаче в жизни. Если усиление личности является первостепенной, а занятия живописью второстепенной задачей, то усиление личности является более важным и креативным, чем занятия живописью. Хотя А. Маслоу благоволил артистам, ученым и святым, он не исключал из своего поля внимания также домохозяек, плотников и спортсменов.

Маслоу понимает креативность как качество, которое может быть применено в любой задаче жизни. Согласно ему креативность - качество, с рождения присущее всем, но теряемое большинством под воздействием среды.

А. Маслоу считает, что интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия для проявления креативности. Главную роль в детерминации креативного поведения, по мнению А. Маслоу, играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений.

"Самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от преходящих и нереальных проблем к проблемам реальным".

Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны. И, даже не были свободны от крупных ошибок. Сильная приверженность избранной работе и своим ценностям делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели; работа может вытеснять другие чувства или потребности. Свою независимость они могут доводить до степени, шокирующей их более конформных знакомых. Кроме того, им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д.

"Нет совершенных людей! Можно найти людей хороших, поистине хороших, можно найти великих людей. Действительно существуют творцы, провидцы, мудрецы, святые, подвижники и инициаторы. Это даст нам возможность с надеждой смотреть на будущее нашего рода, хотя бы такие люди и встречались редко, и были недюжинными. И вместе с тем эти же люди могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными. эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее".