Смекни!
smekni.com

Самый популярный российский журнал XIX века «Нива» и его издатель Адольф Маркс (стр. 1 из 4)

Самый популярный российский журнал XIX века «Нива» и его издатель Адольф Маркс

Елена Пушкарская

В ситуации, сложившейся в России в середине XIX века, появление нового периодического издания, удовлетворяющего требованиям широкой читательской аудитории, стало назревшей необходимостью. Однако реализовать такую задачу было сложно, это оказалось по плечу лишь Адольфу Марксу. Еженедельный журнал объемом номера в два печатных листа с двумя-тремя рисунками вышел в свет 18 декабря 1870 года и очень быстро приобрел популярность среди всех слоев общества. Издателю удалось выполнить поставленную задачу - создать журнал для семейного чтения, охвативший интересы массовой аудитории.

Адольф Федорович Маркс начал осуществлять свою издательскую идею в 1869 году, когда «приобрел у Адольфа Плюшара право на издание ежемесячного журнала «Живописный сборник замечательных предметов из наук, искусств, промышленности и общежития» и обратился в главное управление по делам печати с просьбой издавать новый еженедельный журнал» [1, 270]. После получения этого разрешения А.Ф. Маркс решил выпускать иллюстрированный семейный журнал. Так в истории российской печати появился первый журнал, предназначенный для семейного чтения, - «Нива». Во второй половине XIX века существовали издания, подобные «Ниве». Но именно грамотная издательская политика Маркса смогла вывести журнал на лидирующие позиции. Так, например, Герман Гоппе выпускал консервативное издание «Всемирная иллюстрация» (с 1869 по 1885 года) - «дорогостоящий, издававшийся на меловой и веленевой бумаге (стоимость годовой подписки с пересылкой в провинцию 18 рублей)» [1, 278]. Как цена, так и оформление показывают, что журнал адресовался состоятельному читателю. Маркс решил ориентироваться на среду, более ему близкую в социальном отношении и более перспективную в качестве читающей публики. «Тонкий» иллюстрированный журнал очень хорошо подходил для интересов данной аудитории.

В 1860-х годах печать все больше начинает ориентироваться на массового читателя, обращает внимание на еженедельник как тип издания. «Еженедельная периодичность ставит издание в особое, по сравнению с ежемесячным журналом и ежедневной газетой, положение по отношению к объекту информации, к аудитории» [2, 36]. С одной стороны дает время для накопления и углубленного анализа информации, для выделения главных событий, а с другой стороны дает достаточно времени для осмысленного восприятия. Наконец, с третьей стороны, не очень проигрывает в оперативности и является адекватным, имеющимся на тот момент способом распространения печатных изданий.

Все дореволюционные русские еженедельники делились на «большие» подтипы: «семейный, общественно-литературный, литературно-художественный, сатирико-юмористический и научно-популярный» [2, 16]. Самой большой широтой охвата отличался еженедельник семейного подтипа. В нем отражались буквально все стороны жизни, которые только могли заинтересовать членов одной семьи разного возраста и разной степени образованности. «Еженедельники этого типа ориентировались, в основном, на обывательскую, мещанскую аудитории, но наиболее удачливые из них достигли огромных тиражей, проникая во все сословия общества – от крестьянства до высшего дворянства» [2, 18]. Роль иллюстрированных журналов в культуре XIX века была далеко не однозначна: «с одной стороны, в условиях интенсивного социального и культурного развития, когда и условия быта, и представления менялись с чрезвычайной быстротой, иллюстрированный журнал, с его апелляцией к семье, историческому прошлому, четким моральным нормам служил целям культурной стабилизации, смягчения и примирения (в сознании читателей) существующих в культуре противоречий. Однако в условиях старого, религиозного мировоззрения он помогал читателю найти себе новую опору – мир науки и культуры» [3, 104]. Кроме того, подобные журналы способствовали росту аналитичности и рационалистичности сознания читателей в такой непростой исторический период времени. «Превращая зрителей в читателей, а читателей случайных в читателей регулярных, он способствовал возникновению массовой читательской аудитории в стране, и, тем самым, ускорению процессов социального и культурного развития» [3, 108]. Одним из ярких иллюстрированных журналов XIX века, который в значительной степени повлиял на просвещение и формирование культурного вкуса у своего читателя стал журнал для семейного чтения «Нива» Маркса. Характерно, что первое время своего существования в России еженедельник ни разу не издавался продолжительное время. Первая половина XIX века ознаменована попытками различных издателей сформировать и выделить у еженедельников особые, свойственные именно такой периодичности, черты содержания и структуры, то есть сформировать иллюстрированный еженедельник как тип издания. Так, к середине века были выделены первые черты, отличающие еженедельник: иллюстрации, краткие обзоры событий, беллетристика. Наличие иллюстрации, на наш взгляд, было веянием времени и технологий, которые начали использоваться в журналистике. С одной стороны, издание, выходящее раз в неделю, может более строго отбирать факты, чем ежедневная газета, может более осмысленно их представлять. С другой стороны, еженедельное издание значительно оперативнее, чем ежемесячный журнал. Самая же главная особенность еженедельных изданий заключается в том, что период их выпуска определен значительно точнее, ведь ежедневную газету малообразованная часть могла не читать каждый день. Ежемесячные газеты, были, как правило, сложны для восприятия массовой аудитории, а еженедельный иллюстрированный журнал, как ни одно другое издание, способствовал развитию грамотного населения (подбор и легкая подача фактов и достаточное время для прочтения номера). Еженедельный выход значительно увеличивал момент ожидания у читателя, создавал устойчивые привычки, приучал к более строгой регулярности в освоении материала издания. Кроме того, особенности структуры (иллюстрации, обзор событий и беллетристика «с продолжением») вырабатывали своеобразный «темпоритм» восприятия, заставляя читателя вновь и вновь возвращаться к изданию. Все это «воспитывало» и организовывало массового читателя. «Иллюстрированный еженедельник, благодаря особенностям своей структуры и содержания, в большей степени воздействует на эмоционально-образное мышление, которое представляет собой сочетание сознательных, подсознательных и даже бессознательных элементов» [2, 37] - отмечает исследователь А.С. Воронкевич.

Почти все еженедельники декларировали отсутствие четкого направления издания и выдвигали на первый план развлекательный и нравоучительный характер. Важно отметить, что до 1856 года известны только две попытки издания иллюстрированного еженедельника. С 1856 по 1874 года число иллюстрированных еженедельников не превышало 10. А через 50 лет, к 1904 году их было в России уже 65. Такая популярность обуславливалась в первую очередь тем, что именно в такой форме подачи материала, можно было затронуть и решить многие поставленные временем задачи. Кроме этого, причиной роста числа еженедельников было стремление их издателей удовлетворить те или иные интересы аудитории, не охваченной другими изданиями, аудитории «читателей в первом поколении», численность которых выросла именно в этот момент. При схожести целей различные иллюстративные еженедельники решали различные задачи и разделялись на подтипы: семейные, литературно-художественные, сатирико-юмористические, спортивные (к ним относятся и издания, посвященные охоте, автомобилизму и военному делу), научно-популярные, театральные, музыкальные, религиозные.

Краткие обзоры событий – это была яркая черта газетной периодики, а беллетристика сближала иллюстрированный еженедельный журнал с ежемесячниками «Двуединая задача печати – формировать и выражать общественное мнение – находится в сложном диалектическом единстве. Исторически, то одна, то другая черта выходит на первый план» [4], справедливо замечает исследователь. Кроме того, наиболее адекватной тому времени формой подачи материала являлся журнал. Этому способствовал ряд причин:

сложившиеся в России политические, экономические и социальные тенденции (подробнее о них мы говорили в первой главе исследования);

социальные преобразования, следствием которых являлось формирование массовой аудитории;

исторические традиции развития журналистики в России.

Одним из ярких семейных еженедельных журналов стал журнал Адольфа Федоровича Маркса «Нива». В основу программы нового журнала, на наш взгляд, были положены пять принципов, которые становятся очевидными при изучении журнала: научность, популярность, занимательность, доступность и разнообразие материалов. В еженедельнике «Нива» задачи издания распределялись по степени важности, как правило, следующим образом: эстетический, популярно–познавательный или научный, нравоучительный, обобщающе–информационный, что воплощалось в структуре еженедельника. Открывала журнал беллетристика, затем шли материалы познавательного и научно-популярного характера (исторические, географические и др.). «Смесь» выполняла познавательную и развлекательную функции: там печатались полезные советы, шарады, ребусы, находилось место юмористическим материалам. Иллюстрации были обязательны в каждом номере, они были важнейшим элементом структуры и располагались на одних и тех же страницах, будучи неодинаковы по содержанию или технике исполнения. Таким образом, наряду с понятностью и дешевизной преимуществом «Нивы» как типа журнала являлась его энциклопедичность. Здесь умело сочетались разнохарактерные и разнотемные материалы, поэтому, все его отделы были равнозначны и формировались в расчете на целостное восприятие.

Так, в журнале «Нива» размещались характеристики выдающихся лиц современности и исторических деятелей. Только за первые 30 лет существования в журнале была опубликована 2131 биография: очерки о В.Г. Белинском, Т.Н. Грановском, И.А. Крылове, Л.Н. Толстом, М.Ю. Лермонтове, А.С. Пушкине, У. Шекспире.