регистрация / вход

Речевые коммуникации

Теория красноречия, ораторы Древней Греции и Древнего Рима. Модель речевой коммуникации, способы или виды чтения. Язык как важнейшее средство человеческого общения, соотношение языка и речи. Разновидности национального языка. Виды и техника слушания.

Тема 1 Теория красноречия. Ее истоки. Знаменитые ораторы Древней Греции и Древнего Рима

Красноречие возникло приблизительно в V веке до н. э. в др Греции. С развитием демократических государств возникает огромная необходимость в красноречии. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Перикл (490-429 до нэ)-сооружены Парфенон, Одеон. Логографы – люди, умеющие составлять речи. Горгий(483-375 до нэ) -учился по образцовым речам, «не доказать истину, а убедить».

Эллинская риторика- задачи - нравственность, мудрость. Артистизм.

Каноны старой риторики – 1.инвенция:изобретение мысли, подготовка содержания речи; 2. диспозиция: композиция; 3. элокуция – выражение, украшение; 4. мемориа – память; 5. акция – исполнение. Появляются стили: высокие и низкие, худ и деловой. Сократ (469-399 до нэ) – отец диалектики. Платон(427-347 до нэ)- «Р. Должна зиждиться на истине, для того чтобы речь оратора была прекрасна, разум оратора должен постичь истину». Демосфен(384-? до нэ)про наследство, страшный он там был, но потом научился. Аристотель(384-322 до нэ)- создатель теории красноречия, издал «Риторика» в 3 томах, в кой он отразил мир разума и духовное богатство чел.

Качества оратора по Аристотелю: 1.высокая образованность, 2. обществ активность, 3 уважаемая должность, 4 гос заслуги, 5. мастерство речи, 6. безупречная честность. Аристотель создал учение об основных категориях наун р.: эпос- уместность речи, ее соответствие ожиданиям слушателя; пафос – замысел, создание речи, позиция говорящего, логос- словесные язык. средства, логика. Риторика в Риме. Цицерон (106-43 до нэ)- оратор, поэт, политик. В это время : повысился статус оратора, его роль в соц. Жизни; происходит повышение роли подготовки; возрос эстетич. Фактор в мастерстве красн-я. Цицерон написал «Три трактата об ораторском искусстве». Стало особенно ценно: контрастные фигуры, лаконичность, многообразие интонаций, ритмика речи, иносказания. Ц. по-новому подходит и к философ. основам риторики, распространяя ее функции в познании, ибо знание всех вещей входит в жизнь людей через речь. Марк Фавий Квинтилиан (35-96нэ) - основатель первой гос.школы красноречия. Одним из основных трудов явл «Руководство по орат. искусству» в 12 т. «Сущность риторики – союз мысли и слова». Что сделал: полный перечень троп, изобр средств, усилил внимание к памяти, первый проследил связь р. с лит-рой, разработал программы обучения, методы тренировки, рекомендовал внимательно относиться к построению фразы. Т. о. к началу нэ теорет.риторики были созданы, а во многом опр-ны и разработаны след проблемы: 1. определен предмет р. – красноречие, шире – речь;2. опр. функции р. – убеждение мастерством речи; 3. опр. типы речи и сферы их прим-я; 4. опр. личностные качества говорящего, т.е. его позиции;5. опр. ступени орат. действия – предмет, мысл. основа, построение, выражение, память, исполнение;6. доведение перечисленного до уровня мастерства и даже искусства;7. были опре-ны основы оценки и самооценки, рез-ть речи.

Тема 2 Риторический идеал (его сущность и корни). Развитие красноречия в России

Три основных направления: 1. Р. Должна быть универсальной – может быть использована в разл ситуациях; 2. обращение к национ. языковым основам - этнич. традиции; 3. Рит. идеал выражает позицию отдельных лиц или к.-л. общностей людей; 4. внеш. речь всегда обращена к людям. Признаки риторич. идеала- кто говорит, кому говорит, при каких обстоятельствах, что говорит, зачем, как выражает свою мысль, каков рез-т, облик говорящего, есть ли убеждения у гов-го, какова его позиция, этика речи -глубинная или внешняя – показная. Риторич. идеалы разные : софисты (использование эристики- любых средств для достижения цели)- разраб-та теория пора, связь с логикой, житейскими сит-ями, античный идеал- истина, разработали теорет.основы науки, учение о канонах, речь- двусторонний процесс. Риторика в России . ДО начала 17 в. Искусство красноречия представлено многими яркими именами, но оно воплощается в гомилетике – теории и искусстве проповеди. «Риторика»- из греч. рукописи в 1073 г – образек. Первый учебник риторики был написан Макарием (1617-1679), позднее был переработан в 1699г. Усачевым. Настоящий учебник «Краткое рук-во красноречию» Ломоносова в 1747.Его риторика обращена к античному миру. Он обратил внимание на педагог. проблемы. Считал, что функция убеждения должна быть в смягченных вариантах. «Красно говорить и писать, и тем склонять других к своему мнению». Отстаивал научную истину, учил находить главное, разработал учение о 3 штилях: высоком, среднем и низком. Впервые построил риторич. систему на основе рус. языка. Риторика в 18-19 вв . Рижский И.С. «Опыт риторики», Мерзляков А.Ф. «Краткая риторика», Галич А.И. «Теория красноречия», Н.Ф. Кошанский «Общая риторика», М.М. Сперанский «Частная риторика», Кони «Правило высшего красноречия». 1918 г.- 1924 г. Сущ.-Л. Институт живого слова. В нем работали известнейшие мастера слова - Щерба, Мирхольд, Якубинский. Игнорирование риторики повлекло за сбой упадок реч.умений. В к 70-х пробуждается интерес к риторике труды Лосева, Виноградова, Ивановой, Рождественского. На р.я. были переведены книги Дюбуа «Общая риторика», Карнеги. Риторика имеет все признаки гуманитарной науки :1. имеется предмет, 2. классич. риторика опирается на обобщенный опыт, современная - на закономерности реч. деятельности, 3. имеется богатейшую литру, 4. теснейшим образом связана с психологией, философией, логикой. Современная риторика должна быть: оперативной, обеспечивать, и ориентироваться в жизни, уметь понимать возможные смыслы высказывания.


Тема 3 Основные виды красноречия

В данной типологии в качестве критерия – сфера соц.деят-ти говорящих.

1. Политические речи.

Политика – от греч. «политикос» - искусство управлять гос-вом.

· Речи информационные (пропаганда,политпросвещение, наука).

· Речи убеждающие, призывные (агитация).

· Речи дискуссионные (полемические).

В политич.речи широко исп-ся СМИ, но очень важно «живое» слово (на митингах, демонстрациях). Полит.речи – это орудие демократии.

А.Суворов – «Наука побеждать: Голова хвоста не ждет».

Кутузов, Потемкин, Панин, Засулич, Плеханов, Кропоткин.

1906 – 1917 – Гос.Дума.

Диапазон тематики полит.речей оч.широк: борьба за власть, междунар и межнац.вопросы, экономич.вопросы, нравственно – воспит. и правовые вопросы.

В нач.90х – «Язык власти».

Не смотря на накал страстей, полит.красноречие наиболее регламентированная форма риторики, где в основном соблюдаются нормы этики и языка.

2. Дипломатические речи.

· Высокое чувство собственного достоинства.

· Речь должна отражать его высокую образованность – знание языков, культуры, науки.

· Он д.обладать быстрой реакцией, ценить чужое остроумие.

· В речи д.присутствовать твердость своей позиции.

А.Грибоедов, Ф.Тютчев, И.Майский.

3.Академическое красноречие.

· Лекции

· Научный доклад

· Научный обзор

· Научное сообщение

· Научно-популярная лекция

С.Соловьев, Ключевский, Бердяев, Виноградов, Лихачев.

Основные принципы:

1. научная глубина излагаемого материала.

2. точность, логика (обоснованность, доказательность).

3. знание и учет адресата.

4. умение устанавливать контакт с аудиторией.

5. интерес самого лектора к материалу.

Лекторы – Буслаев, Ключевский, Менделеев, Лесгафт.

4. Военное красноречие.

Оно связано с политической, юридической и канцелярской речью. Оно сложилось в Спарте.

5. Духовное красноречие.

Древнейший род красноречия.

1. Проповедь – слово перед прихожанами.

2. речь официальная – перед служителями церкви или др.офиц.лицами.

Особенности:

1. неторопливая, ритмичная, лишенная эмоц.всплесков.

2. отлично отработанная дикция.

3. частое цитирование Евангелие, кот.оч.органично вплетается в речь.

4. синтаксическая четкость, интонационная завершенность.

5. высокие требования к культуре речи, строгое соблюдение норм.

6. в дух.заведениях внимание уделяется постановке голоса.

7. умеренное применение невербальных средств.

В дух.речи часто отражается интерес к внутр.миру человека, осуждаются пороки (гордыня, лицемерие), прославляется мудрость, милосердие, любовь к родине.

Развивается с 988, после крещения Руси. «Слово о законе и благодати» (Илларион, 11в.), проповеди Симеона Полоцкого11в.), Платона (19в.), митрополит Филарет, Пимея, Алексий. Духовные критерии изучает наука гомилетика.

6. Деловая речь.

Требования:

1. интересы дела

2. корректность

3. полное отсутствие сантиментов

4. логика

5. служащий – это партнер в дел.отношениях, объект речи, от кот.зависит успех дела.

6. говорящий д.держать нить разговора в своих руках, и не уступать ее партнеру

7. если слушателей несколько, то он д.знать позиции каждого.

8. говорящий не д.забывать, что в паре «г – с» он занимает невыгодное положение, самораскрываясь перед слушающим, т.е. слушающий имеет возможность взвесить свое дальнейшее поведение.

9. сл.д.решить след.задачи – чему верить, а чему нет; есть ли в речи гов.2 план или нет; какие из условий ему выгодны.

10. оба участника д.оценить ситуации.

7. Судебная речь.

· Выяснить

· Доказать

· Убедить

Аристотель, Гораций, Кант, Достоевский.

Решение суда опирается на дискуссию, показания свидетелей, облик юриста.

Судебное красноречие:

1. прокурорское (обвинительное)

2. адвокатское (защитное)

Юристы – Плевако, Сергеевич.

8. Бытовое красноречие.

1. юбилейная речь

2. застольная речь – на дипломатическом приеме, бытовая речь

3. надгробная речь

4. дружеская беседа

В 18в. одним из видов было придворное красноречие, кот.тяготело к высокому слову, пышным метафорам. Оно породило классицизм.

Панегирих –восхваление.

Для юбилейных речей характерны свободный план изложения и освещение разных сторон личности.

Особенности бытовых речей:

1. спонтанны, отражают сиюминутное настроение.

2. господствует диалог, иногда – полилог.

3. внутр.связанность текста оч.высока, отд.реплики м.б.непонятными вне контекста.

4. эмоц.уровень оч.силен.

5. использование невербальных средств.

6. лит-ные нормы соблюдаются не всегда, стили – от худ.до разговорного.

Особенности:

1. быт.общение цементирует общество.

2. формирует коммуникабельность.

3. развивает гибкость языкопользования. Чувство юмора, выразительность речи.

О.Б.Сиротина, Е.Земская, Ю.М.Скребнев.


Тема 4 Речевая коммуникация как форма взаимодействия людей в процессе познавательно-трудовой деятельности. Модель речевой коммуникации

Становление человеч. сознания теснейшим образом связана с реч. Деятельностью. гл цель- обмен информацией.

Функции языка: информационная, агитационная, эмотивное- выражение чувств, дополн: метаязыковая, номинативная- называние деят-ти , фатическая- установление контакта-регулятивная.

Коммуникация- от лат «коммуника»- делаю общим. Коммуникация- пути сообщения _ транспорт, связь.

Различается 3 аспекта языка: 1. синтаксический- соотношение знаков, 2. семантический- сов-ть отн-й знаков к внеязыковой действительности, 3. прагматический - все особ-ти языка, сов-ти, кот. Зависит от того, когда, кем и в каких условиях производится речь.

Получили развитие: 1. функцион. Стилистика, функц. Лингвистика, 2. социолингвистика, 3. теория коммуникации, 4. теория речевых актов. Модель речевой коммуникации:S1- коммуникатор, адресант, S2- адресат, реципиент, между ними- текст, сообщение. Суть- взаимопонимание, обратная связь сообщения.

Условия полож. речевого действия: 1. вера в себя, 2. высочайшая компетенция, высокая готовность памяти, 3. свободное владение языками, 4. предельно натренированный механизм речи, языковое чутье, 5. владение невербальными средствами.

Массовая коммуникация- дорожные знаки, теле- и радиопередачи, плакаты, реклама,


Тема 5 Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Структура чтения. Недостатки традиционного чтения и способы их преодоления

Чтение - рецептивный вид реч. деятельности, связанный со зрительным восприятием закодированного с помощью графических символов, т.е. букв. Суть процесса чтения : 1. зрительное восприятие- декодирование, техника чтения, острота зрения, скорость и хар-р передвижения глаз, 2. осмысление прочитанного – интеллектуальные навыки, понимание подтекста, способы запоминания, способы концентрации внимания. Недостатки чтения : 1. регрессия - неоправданный мех. возврат к уже прочитанному тексту; 2. артикуляция- внутр. проговаривание; 3. малое поле зрения- одно слово, а нужно абзац, 4. слабое развитие смыслового прогнозирования- антиципация- умение предугадывать написанное, 5. низкий уровень организации внимания – внимание- катализатор чтения, 6. отсутствие гибкой стратегии чтения – важно использовать разные алгоритмы чтения в зав-ти от чтения. Способы устранения недостатков чтения : преодолеть силу привычки: приемы самовнушения, аутогенная тренировка, простукивание карандашом, полное подавление артикуляции происходит через 15-20 часов.

Тема 6 Понятие речевого акта. Черты РА как единицы теории речи. Классы РА по целям и функциям

Речевые акты - любое высказывание, т.е. как текст, так и продукт речевой деятельности. РА- это условность, но моделирование ступеней этого действия ведет чел по пути совершенствования. Модель речевого действия : 1. Докоммуникативный этап- ситуация, созревание мотивов высказывания, внутр. мысленная подготовка речи, ее содержания и языковой формы.2. Коммуникативный этап- перевод с мысленного кода на акустический или графический, восприятие речи, ее понимание перципиентом, 3. посткоммуникативный этап - обратная связь, новый акт речи, новое речевое действие. Теоретически законченным РА считается акт с полным циклом коммуникации, но это бывает не всегда. Теорию РА начала разрабатываться в 20 В: Д. Серль, ММ Бахтин, НО Арутлонова. Черты речевого акта как единицы теории речи: намеренность(интенциональность), целенаправленность, целеустремленность, соответствие правилам речевого поведения, принятым в данном обществе, а также нормам языка; РА всегда соотнесен с лицом говорящего, последовательность этапов РА создает дискурс (речь в потоке жизни), в РА говорящий оказывает на др. лицо воздействие не всегда адекватное. Классы РА по целям и функциям : информационные, побуждающие, директивные, вопросительные, принятие обязательств, экспрессивные- выражение эмоций, этикетные, декоративные, заявляющие, оперативные.

Тема 7 Способы или виды чтения и их функциональное значение. Способы фиксации прочитанной информации

Чтение – рецептивный вид.реч.деят-ти, связанный со зрительным восприятием реч.сообщения, закодированного с помощью граф.символов – букв.

Важно выбрать режим чтения, зависит это от матриала, цели чтения.

Виды текстов:

1. тексты, кот.необходимо подробно изучить.

2. тексты, с кот.следует только познакомиться.

3. тексты, из кот.нужно выбрать определ.инф-цию.

Основные способы чтения:

1. углубленное – какую проблему решает автор, какие аргументы приводит, доказательства, выводы. Необходимо осмыслить структуру текста и сопоставить выводы автора с собственными. Важно обращать внимание на детали.

2. ознакомительное – общее знакомство с содержанием текста, внимание не на анализ текста, а на его информативную сторону. Обращать внимание на факты.

3. выборочное – статистические данные, описание предмета.

4. чтение – просмотр – предварительное ознакомление с книгой.

5. сканирование – быстрый просмотр печатного текста (поиск слова, фамилии, факта).

6. быстрое чтение – требует спец.тренировки (высокая скорость чтения, высокое качество усвоения прочитанного).

Школа рационального чтения, Школа быстрого чтения Андреева.

Способы фиксации информации:

1. Конспект – краткая запись прочитанного.

Алгоритм составления:

· Записать все выходные данные источника (автор, дата издания, название).

· Выделить слева и справа поля. Слева – стр.оригинала, структурные разделы (название, параграф, подзаголовок), формулируются осн.проблемы. Справа - собств.выводы, ссылка на др.материал. В центре – краткое изложение содержания текста (цитаты из прочитанного). Необходимо сохр.стуртуру источника – композиция, стр-ра, тематич.разделы.

2. Аннотация – общее представление книги с точки зрения ее назначения.

Структура:

· Автор, название, выходные данные.

· Тема (статья посвящена…).

· Проблематика (перечисляется круг вопросов: В статье анализируются, освещаются, описываются,разбираются. Дается анализ, Приводятся результаты, Исследуется вопрос и т.д.).

· Адресат – для кого предназначен текст .

Язык аннотации д.б.литературным, лаконичным, простым, ясным.

3. Реферат – краткое изложение текста (что нового по к-л проблеме).

· Реферат – конспект (краткое изложение всей инф-ции, статьи, книги).

· Реферат – резюме (инф-ция, тесно связанная с гл.темой источника).

Структура:

· Выходные данные

· Тема

· Указывается из скольких разделов состоит источник

· Основное содержание

· Наличие иллюстрированного материала

· Адресат

Композиционное отличие реферата от аннотации:

1. в реф.отражается композиция источника

2. наличие иллюстрированного материала.

Содержательное отличие:

1. реф.содержит конкр.сведения, выводы, идеи автора.

2. обобщенность, лаконичность.

3. реф.не д.отражать суб.взглядов референта на излагаемый вопрос.

Принципы конспектирования лекции:

1. Не стараться все записать, потому что скорость письма – 60 знаков/мин. Осн.правило – важно понять логику изложения в целом.

2. Исп-ние неформальной системы записи.

3. Делайте короткие записи – только фактич.материал, используйте символы для частей предложений.

4. Делайте разборчивые записи.

5. Помечайте важные идеи.

6. Периодически просматривайте записи.

7. Техника записи – избавиться от избыточного (свертывание фраз или сокращение слов).

Смысловая компрессия – выделение во фразе ключевых слов, построение рядов.

Тема 8 Алгоритм чтения. виды алгоритма чтения и их специфика

Алгоритмы чтения - последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.

Виды : 1. Интегральный -распространяется на весь текст в целом, защита мозга от избыточной информации-75%.Наименование читаемого источника(н), автор(А), выходные данные(В), основное содержание(О), фотографические данные(Ф), критическая оценка материала(К), возможность применения на практике(П). Методика освоения: 1. ежедневно читать 1-2 статьи из газет и укладывать в алгоритм.2. ежедневно читать 1-2 статьи из газет, уже не глядя на алгоритм.2. Дифференциальный – избавление от избыточной информации. Здесь не только прямой отбор информации, а еще и сжатие текста, т.е. выделение ключевых слов-доминант. Значительный результат, весомый вклад, высокая активность, тщательная проверка, глубокий анализ. Блоки алгоритма:

1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце, 2. составление смысловых рядов, кые состоят из ключевых и дополняющих слов- сжатое содержание абзаца. Методика чтения по диффрен. алгоритму: читаем 3 раза с карандашом - подчеркнуть ключевые слова, построение смысловых рядов, читаются смысловые ряды, выделяется доминанта.

Тема 9 Язык как важнейшее средство человеческого общения. Функции языка. Структура языка и уровни

Термин «язык» употребляется в 2 значениях: 1. язык как абстрактное представление о едином человеческом языке – определенном классе знаковых систем; 2. какой –либо конкретный язык как реальная знаковая система, используемая для общения в опред.социуме в опред.пространстве и в опред.время, как одна из реализаций свойств языка вообще.

Функции языка: 1.коммуникативная – язык служит средством общения людей. 2. познавательная – с помощью языка происходит познавание, изучение окр.мира. 3. эмоциональная – проявляется в способности выражать чувства и эмоции говорящих, их оценки.

Формы существования языков: 1. индивидуальный язык – присущ человеку независимо от его общ.положения. 2. говор – представляет множество близких по стр-ре индивид.языков, кот.обслуживают 1 ограниченную группу людей, имеющих местные языковые различия. 3. диалект – обр-ся множеством говоров, кот.хар-ся внутриструктурным единством. 4. язык – включает ряд диалектов, между кот.м.б.нек.различия в фонетике, лексике, грамматике.

Модели описания языка: 1. признание уровневой стр-ры языка, куда входят – фонетика, морфология, синтаксис, словообразование, лексика, семантика. 2. наличие специфических единиц на каждом уровне, к кот.относятся – фонема (неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служащая для опознавания, различения или разграничения минимальных значимых единиц – морфем, а через них и слов), морфема (минимальная часть слова, кот.м.иметь какое-либо значение), слово (важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающая на них), словосочетание (два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически), предложение (основная синтаксическая единица, кот.содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение).

Отношения между единицами языка: 1. парадигматические – отношения между формами единиц одного уровня, отличающие эти единицы. 2. синтагматические – отношения между единицами одного уровня в речевой цепи, в тексте. 3. иерархические – отношения между единицами разного уровня.

Тема 10 Речь как деятельность и продукт деятельности. Соотношение языка и речи

Язык – система знаков и символов, речь – процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, кот.и обнаруживает себя только через речь.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму или письменную. К речи также относятся продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом.

Отличия речи от языка: 1. речь конкретна, неповторима, развертывается во времени, реализуется в пространстве. 2. речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна. 3. речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего чел-ка, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, м.б.спонтанна и неупорядочена.

Язык и речь выполняют две сущностные, т.е. неотделимые, присущие им, функции:

1. Коммуникативная (проявляется на массовом уровне)

· Коммуникативно-временная - выполняет язык, кот.является разделом социальной памяти.

· Коммуникационно-пространственная – функция распространения смыслов в соц.пространстве,кот.свойственна речи.

2.Мыслительная (проявляется на личностном уровне)

Благодаря этим функциям, язык и речь являются средствами и орудиями соц.коммуникации и личностного мышления.

Основные качества речи:

1.Богатство (опред-ся смысловой насыщенностью слова, кот.создается в явлении многозначности, омонимии, синонимии).

2.Чистота речи ( чистой считается речь, свободная от слов-паразитов, жаргонных, диалектных, просторечных, а также слов, оскорбляющих нравственность человека).

3.Выразительность (выр.речи наз-ся такие особенности ее стр-ры, кот.поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя).

4.Ясность и понятность ( речь д.б ясной и понятной. Если слушатель или читатель не воспринимает смысл произносимых слов, то он не поймет о чем идет речь. Уместной наз-ся речь, отвечающая целям и задачам общения).

5.Точность и правильность (опр-ся умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов рус.языка. Несоблюдение осн.критериев отбора лексич.средств приводит к ошибкам в словоупотреблении. Правильность речи – соблюдение действующих норм рус.лит.языка).

6.Логичность (логичной считается речь, в кот.ясно и правильно выражена связь в предложении и предложений в тексте. Нарушения связей ведут к логич.ошибкам).

Тема 11 Разновидности нац.языка. Функциональные стили речи

Разновидности нац.языка:

Территориальные различия речи проявляются в её местных особенностях.

1. Наиболее значительные территориальные особенности речи существуют в диалектах . Диалектные особенности речи проявляются преимущественно в её звуковом и словарном составе и меньше – в грамматических свойствах.

2. Диалектам противопоставлена литературная речь. От других разновидностей национального языка литературную речь отличает прежде всего нормативность, т.е. строгое подчинение сознательно культивируемым нормам.

3. Литературную речь необходимо отличать от языка художественной литературы. Художественная литература исследует действительность во всём её многообразии, в том числе многообразии речевом. Поэтому язык художественной литературы содержит это речевое многообразие, выходя далеко за рамки литературной речи.

4. Просторечие как групповая разновидность национального языка включает в себя, с одной стороны, свойства литературной речи и, с другой – черты речи диалектной. В состав просторечия входят единицы, имеющие широкое распространение, но порицаемые литературной нормой как «грубые» (напр. жрать в значении «есть», запузыривать «энергично делать что-л.», отвалить(ся) «отойти») либо бракуемые как избыточные, оттеснённые параллельными литературными словами и формами (ср. ложить и класть, помереть и умереть, захочем и захотим).

5. Просторечие тесно сближается с полудиалектами – групповыми разновидностями национального языка, которые представляют собой смесь литературной и диалектной речи, нередко с вкраплениями просторечных единиц. Границы между просторечием и полудиалектом поэтому часто условны.

6. Жаргоны деклассированных лиц употребляются людьми, принадлежащими к уголовному миру. В этих жаргонах отражена уродливая психология преступников, их презрение к нормам общественной жизни, напускная бравада, грубость и цинизм. Примерами лексики деклассированных могут служить слова, называющие различные воровские специальности: ширмач «карманный вор», мойщик «магазинный вор», майданщик «поездной вор», скокарь или домушник «квартирный вор».

7. Важное место в кругу социальных речевых разновидностей национального языка занимают профессиональные речевые особенности. Они обслуживают общеполезные виды профессиональной деятельности (это отличает их от жаргонов аристократии и деклассированных лиц), характеризуются отсутствием экспрессивности или её пониженностью (в отличие от групповых жаргонов) и лишены нарочитой затемнённости смысла (в противоположность жаргонам ремесленников-отходников.

В зависимости от целей и задач, кот.ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности лит.языка, называемые функциональными стилями. Термин «фнкциональный стиль» подчеркивает, что разновидности лит.языка выделяются на основе той функции, кот.выполняет язык в каждом конкретном случае. Каждому из них присущ набор специфических языковых средств, употр. в строго ограниченных сферах общения. Закрепление за опред.стилем речи слов объясняется тем, что лексич.значение многих слов помимо предметно-логического содержания входит и эмоционально-стилистическая окраска. Также слово способно выражать чувства, а также оценку разл.явлений действительности.

· Полож.оценка – чудесный, великолепный

· Отриц.оценка – скверный, отвратительный

Характеристика научного стиля.

1. осн.ф-ция – сообщение научной инф-ции

2. широкое исп-ние однозначных слов, употр.понятий,определений,научн.терминов,иностр.слов.

3. большое кол-во сущ.с абстрактным значением, много слов ср.рода.

4. слова употр. в прямом наминированном значении

5. почти полное отсутствие эмоц.окраски и образных средств языка,кроме точных, нехуд.сравнений для пояснения чего-либо

6. предложение носит повеств.хар-р, по конструкции-сложные. Отсюда-точное, логичное выражение мысли, логич.связь между предложениями и и частями. Предл. С большим кол-вом союзов и дееприч. И прич.оборотов, преимущественно имеют прямой порядок слов.

7. Осн.стилистич. черта-обобщенность и подчеркнутая логичность.

8. сфера применения – научные труды (статья, доклады), научно-популярная лит-ра и т.д.

Хар-ка технического стиля:

1. Ф-ция – сообщение технич.инф-ции

2. лксика: преобладание технич.терминов

3. морфология: исп-ние отглагольных сущ. (отключение, применение)

4. синтаксис: исп-ние сложных повеств.предл.

5. образные средства языка не исп-ся.

Хар-ка официально-делового стиля:

1. осн.ф-ция – информативная

2. сфера применения – протоколы, постановления, заявления

3. осн.стилевая черта – предписывающий, долженствующий хар-р речи

4. стандартизированность речи – сжатое, компактное изложение, экономное исп-ние языковых средств, исп-ние речевых штампов (в случае неявки, в уст.порядке)

5. предельная ясность формулировок, не допускающая различных толкований

6. полное непроявление лица говорящего (нет местоимений)

7. отсутствие рассуждений и описаний

8. изложение материала не повеств., а утверждающе

9. почти полное отсутствие сложно.-подч. Предл., особенно с придаточными причины

10. большое кол-во обособленных и однор.членов в простых предл., т.к. нужно оговорить мн-во подробностей в законах

11. употр. слов в прямом значении

Хар-ка газетно-публицистического стиля:

1. сфера применения – газетные статьи, репортажи, выпуски новостей, очерки, выступления обществ. И политич.деятелей.

2. осн.ф-ция – информативная и ф-ция воздействия

3. цель текста – оказать воздействие на разум и чувства читателя и слушателя

4. хар-на актуальность содержания, острота и яркость изложения, авторская страстность

5. лексика – широкое исп-ние общественно-политической терминологии

6. исп—ся слова, имещие окраску высокого стиля. Исп-ние слов и оборотов речи, окрашенных эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, негодования т.д.

7. простота и доступность повествования, документальная точность описания, лозунговый и призывной хар-р заголовков (хлеб-родине)

8. наличие нек.черт научного стиля (терминология), оф.-делового (сжатость, оф.речи) и худ.стиля (образные средства языка)

9. большое кол-во вопросит. И восклиц. Предл (риторические вопросы). Наличие сложн. Придл. С однородными обособленными членами

10. четкость, ясность и доступность даже сложн.конструкций

Хар-ка разговорно-обиходного стиля:

1. ф-ция – обмен мнениями

2. широкое применение бытовой лексики

3. наличие инф-ных выражений говорящего

4. почти полное отсутствие терминов и иностр.слов. исп-ние слов с фамильярной, ласкательной, иронической, неодобрит. И др. окрасками

5. большое кол-во междометий, восклицаний. Наличие типично-разговорных форм слов (доктрина, очкастый). Исп-ние неполных и незаконченных предл.

6. ускоренное, нечеткое произношение нек.слов и словосочетаний (здрасти, марь иванна)

7. исп-ние образных средств языка (сравнения, метафоры, экспрессивных обращений)

8. преимущество в предл. Прямой порядок слов. Они могут быть предельно краткие (очень тяжело)

9. широкое привлечение жестов, мимики, интонации

10. стилевая черта – непринужденность, эмоциональность

Тема 12 Умение слушать как важный критерий коммуникабельности. Виды и техника слушания

Слушание:

1. первичный анализ реч.сигнала и его механич.обработка (перекодирование в образы).

2. интерпретация – лингвистический анализ сообщения.

Аспекты слушания:

1. слух как физиологическая характеристика (возраст, пол).

2. слушание как процесс осознанного познават.действия.

Недостатки традиционного слушания:

1. бездумное восприятие

2. обрывочное восприятие

3. аналитическая узость восприятия (неумение критически анализировать содержание).

Факторы, влияющие на эффективность слухового восприятия:

1. объективные – шумы, помехи, акустика помещения, микроклимат помещения.

2. субъективные – пол слушателя, темперамент, индивидуальные способности.

Виды и техника слушания:

1. информационное

2. эмоциональное

Приемы:

1. глухое молчание – взаимное отсутствие реакции

2. поддакивание

3. эхо-реакция – повторение последних слов

4. зеркало – повторение с изменением порядка слов

5. парафраз - передача содержания другими словами

6. побуждение

7. уточняющие вопросы

8. наводящие вопросы

9. оценка, советы

10. продолжение – слушатель пытается закончить фразу своими словами

11. эмоции

12. логические следствия из высказываний партнера

13. хамоватые реакции

14. расспрашивание – задается вопрос за вопросом, бесцельно

15. пренебрежение к партнеру

Этапы:

1. поддержка – дать возможность человеку выразить свою позицию (молчание, поддакивание, эхо, эмоц.сопровождение).

2. уяснение – убедиться, что вы правильно поняли собеседника (уточняющие вопросы, парафраз, зеркало).

3. комментирование – слушатель высказывает свое мнение (логическое следствие, расспрашивание).

Виды:

1. пассивное – просто слушать человека

2. активное – обеспечение адекватной обратной связи. Типичная ошибка – чисто формальное следование правилам без реального отражения содержания разговора (приемы работают тогда, когда учитывается ситуация, содержание разговора, эмоц.состояние собеседника).

3. эмпатическое – позволяет переживать те же чувства, что и собеседник. Не дается совет и не критикуется человек.

Основные правила:

1. необходимо настроиться на слушание, т.е. на время забыть о своих проблемах, отстраниться от готовых установок и предубеждений.

2. своей реакцией вы д.точно отразить переживания, чувства, эмоции.

3. необходимо держать паузу.

4. эмпатич.слушание – не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения.

5. методику эмпатийного слушания имеет смысл применять тогда, когда человек сам хочет поделиться своими переживаниями.

Тема 13 Структура монологической речи. Вступительная часть, ее цели. Основная часть, ее особенности. Заключение, его функция

Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог хар-ся относительной протяженностью и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Типы монолога: 1. монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в худ.речи. 2. монолог – это речь наедине с самим собой, т.е.монолог м.б.не направлен непосредственному слушателю (внутр.монолог) и не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог м.б.как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным. По цели высказывания мон.речь делят на 3 типа: информационная (служит для передачи знаний. Говорящий д.учитывать как интеллектуальные способности восприятия инф-ции слушателями, так и познавательные возможности – выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады), убеждающая (обращена к эмоциям слушателя. Говорящий д.учитывать его восприимчивость – поздравительные, торжественные, напутственные речи), побуждающая (направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям – политическая речь, речь-призыв к действиям, речь-протест).

Монолог имеет опред.композиционную форму, кот.зависит от жанрово-стилистической (ораторская речь, художественный, оф-деловой монологи) или функционально-смысловой (описание, повествование, рассуждение) принадлежности.

Для привлечения внимания слушателей особое значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателей, вызвать у них повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Способов к достижению этого немало: можно вспомнить какой-нибудь эпизод из жизни, который заинтересует каждого, потому что нечто подобное пережили, испытали многие; можно задать неожиданный вопрос или удивить слушателей парадоксом, какой-нибудь странностью, как будто не имеющей отношения к теме, а на самом деле связанной со всей речью.

Многовековая риторическая практика доказала, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут. Поэтому не следует затягивать выступление, и если объем информации, которую вам хочется довести до слушателей, слишком велик, то лучше из множества вопросов выбрать один, наиболее важный, и всесторонне осветить его, а другие только назвать, связав их с предметом обсуждения.

Завершая выступление, нужно четко выделить заключение. Нельзя речь оборвать на полуслове. Активизируя внимание аудитории, можно обратиться к ней с призывом. Косвенный итог выступлению можно подвести, цитируя важной для понимания речи высказывание или рисуя художественный образ, отражающий главную идею вашей речи.

Заключение обязательно должно быть оптимистичным. Независимо от содержания речи, в которой может быть много грустных мотивов, в конце оратор должен настроить аудиторию на оптимистический лад. Последний аккорд выступления должен быть жизнеутверждающим.

В конце выступления можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит, контакт оратора с аудиторией.

Тема 14 Логические формы изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Приемы изложения и объяснения

Чтобы речь была понятной и легко воспринималась аудиторией, оратор использует разнообразные приемы изложения и объяснения. Он может иллюстрировать свое выступление показом таблиц, схем, графиков, чертежей, диапозитивов, фотографий и т.д. Оратор может использовать различные формы изложения, в числе которых важнейшие - анализ и синтез.

Анализ позволяет путем расчленения понятия, явления глубже проникнуть в его сущность .

Синтез - это мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа.

Индукция - логический метод, состоящий в обобщении частных, единичных случаев, в получений общего вывода, сделанного на основании изучения отдельных фактов.

Дедукция – это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

Оратор избирает индуктивный или дедуктивный метод объяснения в зависимости от состава слушателей. Подготовленная и доброжелательная аудитория дает возможность оратору сразу приступить к главному тезису в его речи и затем, используя дедуктивный метод, продвигаться от общего к частному. Если же перед выступающим стоит задача завоевать доверие слушателей, преодолеть атмосферу предубеждения, он прибегнет к индуктивному методу.

Аналогия - умозаключение о принадлежности предмету, явлению тех или иных признаков на основании сходства в существенных признаках этих предметов, явлений с другими.

Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области.

Тема 15 Мастерство устного выступления. Содержание и композиция, контакт с аудиторией. Приемы преодоления трудностей, возникающих перед выступлением в процессе продуцирования речи

Содержание и композиция.

Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема инф-ции. Выступающий вынужден отстаивать свою точку зрения, склонять к ее принятию, убеждать в своей правоте и т.д. Выступления различаются по тематике, объему, цели, аудитории.

Правила: 1. нужно подготовиться к выступлению, не следует рассчитывать на удачную импровизацию. 2. надо четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно. 3. Определите цель выступления. Чего бы вы хотели добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Изменить ход обсуждения? 4. в начале выступления сразу же сформулируйте осн.мысль выступления, осн.тезис. не следует затягивать введение тезиса. 5. определив гл.мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Составляющие гл.мысль компоненты д.б.соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. 6. начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты. 7. в случае необходимости подберите к каждому тезису соответствующую инф-цию:статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты соц.опросов. 8. свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, кот.признано авторитетным. Целесообразно привести цитату, пересказать др.текст, воспроизвести элементы личной беседы. 9. высказываемая мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами. 10. приводя аргументы, расположите их таким образом, что сила их док-ва возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. 11. оцените непротиворечивость всего текста в целом.проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной реч.ситуации.

Контакт с аудиторией.

Постоянный контакт с ауд – ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Направления работы по поддержанию контакта: 1. коммуникативное состояние говорящего – сов-ть характеристик говорящего, кот.оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с ауд и поддерживать его (запретить себе думать о посторонних вещах, сосредоточить внимание на слушателях, внимательно следить за их реакцией, убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного, чем ваше выступление, вкладывать в реч.действие все физические и моральные силы, иметь наступательный волевой настрой). 2. контактоустанавливающие речевые действия – действия, назначение которых – установление и поддержание контакта (обращение, приветствие, комплимент, прощание). Метатекст - это те слова и предложения вашей речи, в кот.вы говорите о том, как она построена, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить. 3. диалогизация выступления – любую тему, ее отдельные частные аспекты можно обозначить в виде вопросит.предложения или вопросно-ответного единства. Или говорящий в ходе выступления встает на точку зрения предполагаемого оппонента, собеседника, слушателя, и часть текста строится с этой чужой точки зрения, чтобы затем присоединиться к ней, уточнить ее, опровергнуть. 4. синтаксические особенности – обязанность выступающего – свести к минимуму затруднения при восприятии речи. (простые предл. не д.б.слишком длинными; более легко воспринимаются такие типы конструкций, кот.тяготеют к сфере разговорной речи; нежелательно употр.конструкции страдательного залога). 5. лексические особенности – восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных сущ, заканчивающихся на =ние, =тие; нельзя злоупотреблять терминами. 6. личностный тип общения – этот тип предполагает строить речь т.о., как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте.личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает свое авторское Я: свое отношение к предмету речи, к собеседнику.

Причины неудач:

1. чрезмерное погружение в собств.переживания

2. недооценка собств.возможностей

3. чаще выступать

4. ошибочная оценка слушателей (слушатели – понимающие партнеры)

5. воспоминания о провале – потеря нити выступления (не растеряться, повторить то, что уже сказано), оратор оговорился (не обратить внимания или извиниться за ошибку), слушатели не проявляют внимания (задать вопрос), из зала реплики (игнорировать, не опускаться до оскорблений).

Тема 16 Разновидности речи. Устная и письменная форма речи

Русский литературный язык имеет 2 формы речи: устную и письменную. Они тесно взаимосвязаны и постоянно влияют друг на друга. Письменная и устная формы речи имеют много общих свойств, так как представляют один язык.

Объединяют обе формы речи:

1. Основной словарный состав;

2. Правила словообразования и изменение слов;

3. Правила сочетаемости слов и др.

Основные различия устной и письменной форм речи:

1. В устной речи выбор слов более свободен, чем в письменной;

2. В устной речи неполные предложения употребляются чаще, чем в письменной;

3. В устной речи предложения могут быть короче, чем в письменной;

4. В устной речи больше внимания уделяется правильному произношению звуков, в письменной речи – правильному обозначению звуков буквами (орфографии).

Устная речь:

1. Речь звучащая.

2. Создается в процессе говорения.

3. Словесная импровизация и нек.языковые особ-ти – свобода в выборе лексики; исп-ние простых предложений; употр.побудительны, восклицательных, вопросит.предл.

4. Повторы

5. Незаконченность выражения мысли

Разновидности устной речи:

1. Разговорная

· непринужденность общения

· неофиц.отношения

· неподготовленность речи

· исп-ние невербальных средств общения (жесты,мимика)

2. Кодифицированная

· исп-ся в офиц.сферах общения

· заранее подготавливается

· умеренное исп-ние нев.средств

Письменная речь:

Письменная речь — это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.

· Речь графически закрепленная

· М.б. заранее обдумана и исправлена

· Характерны языковые особ-ти: преобладание книжной лексики; наличие сложн.предлогов, страдательных конструкций; строгое соблюдение языковых норм.

Виды письменной речи:

1. Диктант.

2. Реферирование.

3. Опорный конспект.

4. Рецензия.

Рецензия как жанр выполняет одновременно несколько функций:

· Информативную, дает информацию о выходе из печати нового издания, о появлении нового произведения и т. д.

· Оценочную, в которой осмысливается и разбирается это произведение

· Убеждения, стремление убедить в правильности оценки, данной рецензентом.

5. Отзыв.

Отзыв имеет следующие композиционные части: вступление, основная часть, заключение. Вступление и заключение оформляются в виде абзаца каждое, поскольку это наиболее типично для рецензии. Вступительный абзац формулирует главную мысль и представляет книгу, т.е. содержит основные сведения о ней (жанр; тема, автор, проблема и т.п.), а заключительный абзац подводит итог сказанному. При этом желательно, чтобы вступление и заключение «перекликались» между собой. Основная часть состоит из следующих абзацев: структурно-описательного, сюжетно-описательного и оценочного.

Тема 17 Текст как основа письменной коммирование уникации. Характерные особенности текста (самостоятельность, целостность, целенаправленность). Категории текстового продуцирования (автор и адресат, ситуация и материал, цель, тема, предмет, идея, проблема, жанр). Функционально – смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)

Письмо – вид реч.деят-ти, в процессе кот.содержание высказывания передается с помощью графических знаков, т.е.письм.речь - самостоятельная, целостная, целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста, кот.выступает в данном случае представителем автора как участника реч.коммуникации (опосредственное общение).

1. Самостоятельность – не абсолютна, т.к. текст функционирует только с адресатом. Самостоятельность текста связана с ограниченностью во времени, пространстве.

2. Целенаправленность – реализуется единая в своей комплексности цель, кот.м.состоять из многих целей. Цель – коммуникативная (ограничена пределом данной коммуникации) и экстракоммуникативная (выходит за рамки данной коммуникации).

3. Целостность – единство содержания, наличие смысловых блоков. Лицо глагола, синтаксический параллелизм, порядок слов, стилистическое единство.

Типы внутр.текстовых структур:

1. предметно-логический – определение предмета, его признаков (научный).

2. «плетеная» структура – используется в публицистике – док-ва, обращения, осн.цель.

3. свободная, образно-ассоциативная структура – худ.текст.

4. наличие автора – индивид, коллективный, массовый автор. Он приступает к созданию текста, когда складывается опред.ситуация. автор тесно связан с материалом и адресатом.

На реч.продуцирование влияют такие факторы, как цель (внутр.и внешняя, открытая и скрытая, осознанная и неосознанная, объективная и субъективная, истинная и ложная), предмет (нек.целостная часть действительности мира, отраженная в реч.произведении), тема, жанр ( качественные выработки, кот.создаются в процессе ком-реч.опыта), проблема (мысленная задача, кот.д.решить автор).

Текстом м.б.названо любое по объему высказывание от 1 слова до целой книги, если:

· оно подчинено одной теме

· тема раскрывается и излагается в соответствии с авторским замыслом

· высказывание кому-то адресовано

· оно создано в соответствии с опред.целевой установкой

Функционально-смысловые типы речи

1. описание - это словесное изображение к-л явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними. Цель описания – создать в представлении чатетеля целостнцю картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. Типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел.

2. повествование – рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки в прошлом. Предложения обычно не бывают длинными, не имеют сложной структуры, но они связаны одной цепью.

3. рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение к-л мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно приводить к получению нового знания о предмете, объекте. Хар-ся наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также большим кол-вом сложных предложений, кот.м.передавать различные логические отношения. Рассуждения д.содержать посылку (четко сформултрованная осн.мысль), осн.часть (умозаключения, кот.отражают ход мыслей), вывод (должен соотноситься с посылкой и вытекать из всего хода рассуждения).

Тема 18 Невербальные средства общения, их характеристика

1. Мимика

Главным показателем чувств говорящего является мимика - выражение лица.

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот - все это свидетельствует об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Печаль отражает сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье -- спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.

Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь "расшифровывать", "понимать" мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

2. Жесты

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

· Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

· Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.

· Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: "Открой то окно", "Эту книгу не бери, возьми вон ту", если они произносятся без жеста? Ответ будет один: "Нельзя!" В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место -- рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования -- по очереди, через одного.

Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на которые можно указать.

· Изобразительные жесты

Тема 19 Искусство владения полемики. Виды аргументации, используемые в споре

В отличие от дискуссии, в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминивано целью, кот.преследуется участниками полемики. Полемика – вид спора, в рамках кот.осн.усилия сторон направлены на утверждение своей позиции относительно обсуждаемого предмета.

Наличие определенного предмета спора, содержательная связанность, детерминированная открытостью к аргументам другой стороны и очередностью выступлений спорящих, недопустимость исп-ния некорректных логических и псих.приемов, нарушение этических норм.

Черты: 1. основная задача, кот.решают полемизирующие стороны – утверждение своей позиции. 2. участвующие стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики (захват инициативы, внезапность в исп-нии имеющихся доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора).

Стратегия спора – общий план его ведения. Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис – должен позаботиться о том, чтобы обеспечить максимально возможную степень его обоснованности. Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис. Тактика спора – подбор и использование в споре опред.совокупности логических и псих.приемов : 1. в споре тактически верным будет корректное поведение его участников (спокойствие, уравновешенность, рассудительность). 2. внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям противной стороны. 3. открытость одной стороны для убедительных доводов другой. 4. «условное принятие доводов противника» - позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперника в споре.

Аргументация: тезис (положение, позиция, кот.подлежит обоснованию), аргументы (известные, заранее добытые положения, с помощью кот.достигаются обоснованность и убедительность тезиса), демонстрация (логическая связь тезиса и аргументов).

Виды аргументации: 1. доказательство (прямое и косвенное) – вид арг, в рамках кот.истинность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов. Цель – исключить любые сомнения в истинности тезиса, тем самым продемонстрировать необходимость его принятия. 2. опровержение – логическая операция обоснования ложности нек.тезиса или демонстрация его необоснованности (критика тезиса – опровержение фактами, док-во истинности антитезиса, установление ложности следствий, критика аргументов или демонстрации). 3. подтверждение – в рамках подтверждения тезиса из предложенной нестандартной точки зрения выводят следствия и ищут их согласования с реальным положением дел, с фактами.

Ошибки – подмена тезиса, недостаточность аргументов или их неубедительность.

Тема 20 Понятие культуры речи. основные нормы культуры речи

Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, кот.оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. Культура речи – понятие многозначное, и его задача – охрана лит.языка и его норм. Такая охрана является делом нац.важности, т.к.лит.язык – это то, что в языковом плане объединяет нацию.

Нормы лит.языка:

1. Орфоэпическая, опред.правила произношения слов.

2. Грамматическая, опред.правила образования слов, употр-я частей ерчи и их форм, построение синтаксических конструкций.

3. Лексическая, опред. Правила употр.слов в соответствии с их значением.

4. Стилистическая, опред.выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения.

5. орфографическая, опред.правила написания слов.

6. Пунктуационная, опред.правила постановки знаков препинания.

Тема 21 Эстетические качества речи. Изобразительно - выразительные средства

1. Выразительность.

Выразительностью речи наз-ся такие особенности ее структуры, кот.поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями и будет наз-ся выразительной.

Признаки выразительности:

· Самостоятельность мышления

· Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он пишет или говорит.

· Знание языка, его выразительных возможностей.

· Хорошее знание языковых стилей.

· Систематические и осознанные тренировки речевых навыков

· Психологическая целевая установка на выразительность.

· Объективное языковое независящее умение.

Изобразительно-выразительные средства:

· Эпитет – эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жизненным опытом.

· Метафора – это словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения. В метафоре , в ее значении три элемента: информация о том, что сравнивается, информация о том, с чем сравнивается, информация об основании сравнения,т.е. о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях).

· Олицетворение – разновидность метафорического переноса, когда к-л явление, событие, качество уподобляется живому существу.

· Гипербола – количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения.

· Сравнение – уподобление одного предмета, лица, события другому на основе выявления общего признака, кот.блягодаря сравнению актуализируется, выводится на передний план.

· Антитеза – противопоставление, строится на основе антонимии.

· Подхват – повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции.

· Градация – интонационно – синтаксический ряд, члены кот.увеличивают постепенно нужные автору смыслы. Благодаря этому происходит нагнетание нужных говорящему смыслов.

· Каламбур – игра значениями слов (многозначность, омонимия, синонимия).

· Риторический вопрос – предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным.

· Повтор

· Синтаксический параллелизм

2. Богатство и разнообразность словаря говорящего.

Богатство языка опред-ся смысловой насыщенностью слова,кот.создается в явлениях многозначности, омонемии,синонимии. Немалов рус.языке слов,кот. передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т.е. обладают экспрессией. Эмоционально окрашенные слова – садик, умница, мамочка и т.д. Необыкновенно богат язык фразеологизмами. Также обогащают речь пословицы и поговорки. Словарь постоянно обогащается новыми словами (неологизмами).

3. Чистота речи.

Чистой считается речь, свободная от слов-паразитов, жаргонных,диалектных, просторечных слов, а также слов. Оскорбляющих нравственность человека. Слова-паразиты не несут никакой нагрузки и отвлекают от смысла.

Тема 22 Речевая норма, ее характеристика. Формирование и эволюция речевой нормы. Признаки нормативности языкового явления

В языке существуют вариантные нормы (похожие). Варьирование формы – объективное и неизбежное следствие языковой эволюции. Варианты помогают нам привыкнуть к новым формам. Они поддерживают преемственность речевых навыков и избавляют нас от слишком крупных поворотов в истории языка. Присущая вариантам особая функц.нагрузка превращает их в важное стилистич.средство лит.языка,кот.способствует уточнению мысли.

19 век – невежда – безкультурный, не умеющий себя вести человек.

2- век – невежда – малограмотный человек.

Колебание норм продолжается длительный период, после чего вариантности либо расходятся в значениях (приобретают статус самост.слов), либо продуктивный вариант – полностью вытесняют своего конкурента (токарь-токарь).Т.о., сосуществование многочисл.вариантных форм на всех языковых уровнях – неоспоримый факт совр.лит.языка, но из-за наличия вариантов и необхожимости выбора возникает острая проблема нормы.

Показания различных нормативных словарей дают основание говорить о 3 степенях нормативности:

1. строгая, жесткая, не допускает варианта (звонит)

2. нейтральная, доп.равнозначные варианты (творог-творог)

3. более подвижная , доп. Исп-ние разговорных, а также устаревших форм (собрался-собрался)

Правильной считается речь, в кот.соблюдаются след.нормы лит.языка:

1. Орфоэпическая, опред.правила произношения слов.

2. Грамматическая, опред.правила образования слов, употр-я частей ерчи и их форм, построение синтаксических конструкций.

3. Лексическая, опред. Правила употр.слов в соответствии с их значением.

4. Стилистическая, опред.выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения.

5. орфографическая, опред.правила написания слов.

6. Пунктуационная, опред.правила постановки знаков препинания.

Признание нормативности, правильности языкового фактора опирается на наличие 3 признаков:

1. регулярная употребляемость.т.е. воспроизводимость данного способа выражения.

2. соответствие этого способа выражения способностям системы лит.языка )с учетом ее историч.перестройки)

3. обществ.давление регулярно воспроизводимого способа выражения (причем роль судьи в этом случае обычно выпадает на долю писателей, ученых и т.д.)

Язык стремится к стабильности, а речь тяготеет к динамике, поиску новых форм и средств. В целом нормы лит.языка очень строги. Различают императивные нормы, их нарушение расценивается практически как признак несовпадения культуры языка (парадигмы склонения,орфографии,лексики). Диспозитивные нормы – нестрогие ( в отпуске, но можно в отпуску).


Тема 23 Коммуникативная целесообразность речи. Точность высказывания. Логичность речи. Ясность

Коммуникативные качества речи:

1. Ясность, понятность, уместность.

Речь д.б. ясной и понятной. Если слушатель или читатель не воспринимает смысл произносимых слов, то он не поймет о чем идет речь. Уместной наз-ся речь, отвечающая целям и задачам общения.

Различают уместеность:

· Ситуативную

· Стилевую (связана с манерой изложения и выбором речевых средств)

· Личностно-психологическую (связана с умением оценить душевное состояние собеседника, его отношение к речи говорящего)

2. Точность.

Определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета,речи и знаков рус.языка (т.е. точное словоупотребление, правильное использование многозначных слов,синонимов,антонимов,омонимов).: Несоблюдение осн.критериев отбора лексич.средств приводит к ошибкам в словоупотреблении

· Употребление слов в несвойственном им значении

· Неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность.

· Плеаназмы (оборот речи, в кот. имеются лишние слова) и тавтология

· Смешение паронимов и омонимов

3. Логичность.

Логичной считается речь, в кот. ясно и правильно выражается связь слов в предложениях и предложений в тексте.

Нарушение связей ведет к логическим ошибкам:

· В худ.речи – инверсия – нарушение порядка слов.

· Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов (несочетаемые слова)

4.Правильность.

Правильность речи – соблюдение действующих норм русского лит.языка. Если сравнить разновидности нац.языка (просторечия, территориальные и соц.диалекты, жаргоны), то лит язык. играет ведущую роль среди них. Между лит языком и нелит.разновидностями происходит постоянное взаимодействие.

Правильной считается речь, в кот.соблюдаются след.нормы лит.языка:

· Орфоэпическая, опред.правила произношения слов.

· Грамматическая, опред.правила образования слов, употр-я частей ерчи и их форм, построение синтаксических конструкций.

· Лексическая, опред. правила употр.слов в соответствии с их значением.

· Стилистическая, опред.выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения.

· орфографическая, опред.правила написания слов.

· Пунктуационная, опред.правила постановки знаков препинания.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий

Другие видео на эту тему