Смекни!
smekni.com

Содержание античной риторики (стр. 1 из 3)

Реферат

по лингвистике

на тему:

"Содержание античной риторики"

2009


Согласно античному канону риторика включает в себя пять частей, соответствующих пяти необходимым этапам работы оратора над речью:

1) нахождение темы,

2) расположение материала,

3) словесное выражение,

4) запоминание,

5) произнесение.

Другими словами, классическая схема риторики состоит в следующем:

1) найти, что сказать,

2) найденное расположить по порядку,

3) придать ему словесную форму,

4) утвердить все это в памяти,

5) произнести. Таким образом, риторический процесс охватывает весь путь от замысла оратора к звучащему слову.

Инвенция. Перед оратором прежде всего стоит выбор темы и цели выступления. Он должен отчетливо представлять себе, о чем и для чего он будет говорить. Важно также, чтобы он помнил об этом в каждый момент речи.

Схема инвенции традиционно включает в себя три части: "нравы", "аргументы" и "страсти".

Под понятием "нравы" в риторике подразумеваются то качества, которые позволяют оратору установить контакт с аудиторией и утвердить свой авторитет. Аристотель называет три причины, вызывающие безоговорочное доверие к говорящему, - это рассудительность, добродетельность и доброжелательность. Если слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к. нему доверие.

Главная задача оратора - представить аудитории убедительные "аргументы" в доказательство своей правоты. Изучение различных способов доказательств включает в себя описание собственно аргументов и так называемых общих мест. Аргументом в риторике называется форма рассуждения, имеющая целью из известных положений вывести новое.

Основные виды аргументов следующие.

Силлогизм. Более всего этот вид аргумента свойствен научному доказательству, принятому в логике. Например: Следует любить то, что облагораживает. Изящные искусства облагораживают. Следова тельно, надо любить изящные искусства. ",

Энтимема - один из видов силлогизма, в котором одна из посылок остается неявной и аргумент сводится к двум положениям. Этот вид силлогизма более подходит для использования в речи, где многие моменты остаются невыраженными. Приведенный выше пример собственно силлогизма в этом случае приобретает вид: Следует любить то, что облагораживает. Значит, надо любить изящные искусства. Ср. пример эн-тимемы из "Риторики" Аристотеля: Благоразумным кто рожден, тому не следует / Детей чрезмерно мудрыми воспитывать. I Таким присуща праздность, кроме этого /

Сограждан зависть возбуждают лютую.

Эпихерема - развернутый силлогизм. Так, приведенный выше собственно силлогизм можно развернуть в следующую цепочку умозаключений: Кто может не любить изящные искусства? Они обогащают наш ум, смягчают наши нравы; именно они совершенствуют род человеческий. Самолюбия и здравого смысла достаточно, чтобы понять их неоценимую пользу и необходимость развития.

Дилемма - разновидность сложного силлогизма. В качестве примера можно привести реакцию римского сената на уговоры Тарквиниев возвратить им имущество, блага и права: Не вернуть им их - дать предлог к войне; вернуть - представить им оружие и средства нападения.

Сорит - цепочка взаимосвязанных положений. Например: Верующий человек почитает бога; тот, кто чтит бога, чтит его заветы; один из заветов - милосердие к ближнему; милосердие предупреждает преступление, облегчая страдания и нищету; предупреждение преступлений служит интересам государства.

Кроме аргументов, различающихся по форме рассуждения, в риторике рассматривались также аргументы, учитывающие источник, происхождение. Таковыми признавались: пример - силлогизм, одной из посылок которого является исторический факт или интересное событие; индукция - общий вывод, проистекающий из различных частных примеров; "личный" аргумент - вывод, проистекающий из посылок, действий или слов оппонента, противопоставленных оратором своим собственным посылкам, действиям или словам.

Среди общих способов убеждения Аристотель уделяет основное внимание примеру и энтимеме. При этом предпочтение он оказывает энтимеме как собственно риторическому средству: "Примерами следует пользоваться в том случае, когда для доказательства нет энтимем, ибо убеждают с их помощью, когда же энтимемы есть, то примерами следует пользоваться как свидетельствами после энтимем в виде эпилога, тогда как в начале они похожи на индукцию, а ораторским речам индукция не свойственна, за исключением немногих случаев, когда же они помещены в конце, то похожи на свидетельства, а свидетель всегда вызывает доверие. Поэтому если поместить их в начале, необходимо говорить много, а в конце - достаточно одного примера, ибо свидетель, заслуживающий веры, полезен даже один".

Правила применения аргументов:

1) доказательства - основа ораторской речи;

2) доказательства следует не столько умножать, сколько взвешивать;

3) отбрасывать аргументы, которые могут быть отвергнуты.

В основе классического учения о "страстях" лежит представление о двух главных человеческих страстях - Любви и Ненависти. Именно они формируют все другие, второстепенные чувства. По определению Аристотеля, "страсти - это все то, под влиянием чего изменяется состояние людей и принимаются различные решения, а также то, с чем связано огорчение или удовольствие: например, гнев, сострадание, страх и всем им подобные и противоположные им чувства". Аристотель дает подробную характеристику чувству гнева, пренебрежения, милости, любви, страха, стыда и другим человеческим свойствам, используемым оратором в "искусстве* убеждать" аудиторию. Он описывает также возможное воздействие речи на людей различных возрастных и социальных групп.

Соотношение между "нравами", "аргументами" и "страстями", т.е. тремя основными разделами инвенции, можно выразить следующей формулой поведения оратора: привлечь нравом, убедить аргументом, тронуть чувством.

Общие правила инвенции, обязательные для любого оратора:

1)"нравы", "аргументы" и "страсти" должны взаимодействовать для достижения единой цели - убеждения;

2) один из трех подходов должен быть выбран в качестве доминирующего;

3)"нравы" и "страсти" более всего подходят для сочинений, адресованных "слабым, чувственным людям и молодежи";

4) аргументы должны преобладать в речи, обращенной к людям степенным и разумным;

5) злоупотребление нравами и страстями легко высмеивается;

6) использование опыта предшествующих поколений ораторов.

Кроме собственно доказательств к инвенции относятся также "общие места" аргументов. Античные риторы подчеркивали, что все сюжеты, темы, объекты ораторского выступления имеют определенное сходство и могут рассматриваться под общим углом зрения. Такое сходство может быть внутренним, исходящим из самого предмета - внутренние общие места и внешним, представляющим собой дополнительную аргументацию не обязательно логического характера - внешние общие места.

Таким образом, инвенцию можно назвать этапом упорядочивания мысли о предмете речи. Она предполагает выбор определенной стратегии аргументации. Эта стратегия может быть обусловлена тем образом, который оратор предполагает создать у аудитории, либо той реакцией слушателей, на которую рассчитывает оратор, либо потенциальной возможностью раскрытия темы сообщения.

Классическая инвенция обращена к анализу трех сторон акта коммуникации, которые ныне принято называть: отправитель речи - получатель речи - сама речь. В современной лингвистической теории этим составляющим акта коммуникации уделяется значительное место.

Диспозиция. Основное назначение диспозиции - членение тематического материала, полученного в результате инвенции, и определение порядка следования частей.

Огромное внимание, с которым античные ораторы относились к данному этапу работы над речью, нагляднее всего демонстрируют следующие слова Платона: "Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому" - цит. по. Оратор должен ясно представлять себе общий принцип и частные задачи речи и в соответствии с этим строить свою аргументацию.

Согласно античному канону речь делится на шесть частей: введение, предложение, повествование, подтверждение, опровержение и заключение. Для менее значительных тем диспозиция может быть ограничена тремя основными частями: вступлением, подтверждением и заключением.

Главным общим правилом диспозиции является следующее: оратор должен помнить о цельности сочинения и с этой целью кратко, в одной фразе, резюмировать и держать в уме свое мнение по поводу излагаемого сюжета. Я думаю, что это правило могло бы сослужить добрую службу многим современным публичным сочинителям.

Введение. Главная цель введения - расположить в свою пользу аудиторию. Для достижения этой цели применяются три типа введения: простое, косвенное и внезапное - резко эмоциональное начало, применяемое в редких случаях. Классическим примером внезапного начала может служить одна из знаменитых речей Цицерона Катилине: "Quousquetandemabutere, Catilina, patientianostra? Quam diu etiara furor iste tuus nos eludet? Quem ad finem sese effrenata jactabit auda-cia?" "Доколе же, наконец, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением? До каких пор твое бешенство будет ускользать от нас? Где предел твоей необузданной дерзости?".

Античные риторы придавали вступлению исключительно важное значение. Аристотель учил: "Итак, вступление есть начало речи, то же, что в поэтическом произведении - пролог, а в игре на флейте - прелюдия. Все эти части - начало, они как бы прокладывают путь для последующего".

Правила работы над введением:

1) обратить особое внимание на введение, от которого в значительной мере зависит успех всего сочинения в целом;