регистрация / вход

Хазарский словарь Бершадского

Анализ сохранившихся в летописях хазарских слов. Письменные свидетельства о религии Хазарии из хазарско-еврейской переписки. Легенда о принятии хазарами иудаизма. Описание похорон знатного Руса у Ибн-Фадлана. Распространенные обозначения хазарской знати.

Хазарский словарь

Владимира Бершадского


Аттила и Итиль Адиль, Эдель

Bolusci /Болушчи

Булан - лось

Описание похорон знатного Руса описано у Ибн-Фадлана.

It - "Собака"

yog

Kundajik - титул

Тархан

титул Tudun

Хазары

ХанДу

Cavis-yigar [Чавиш-йигар]

Чичек - "цветок девушки"

Шатёр - \ דור\ תאר\-תרי/תרה

Ставка

АВАРЫ (AVARS)

КОК-ТЮРКИ

Виднейший учёный Марсель Эрдаль до недавнего времени утверждал, что хазары де - народ тюркского происхождения. Но, проанализировав сохранившиеся в летописях ИСТИННО хазарские слова, он пришел к выводу, что они - НЕ ТЮРКСКИЕ. Послушайте, как он, какими словами Марсель Эрдаль признаёт собственную НЕПРАВОТУ:

"ПОДВОДЯ ИТОГ, МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ГЛУБОКИЙ СКЕПТИЦИЗМ вызывают все этимологии, пытающиеся любой ценой показать, что слово, считающееся хазарским, является алтайским, привлекая ad hoc ("к этому" - В. Б) все мыслимые фонетические процессы и все языки всех периодов существования алтайского мира... Таким образом, единственной надеждой решения проблемы хазарского языка является расшифровка свидетельств, представляемых НАДПИСЯМИ, - задача, на которой следует сконцентрировать усилия всем учёным, заинтересованным в её решении."

Следовательно, если ведущий хазаровед мира НЕ признаёт хазар за тюрок, то кто же они? Марсель Эрдаль не даёт ответа на этот важный вопрос. За него эту проблему решил Владимир Бершадский:

Atil

Эрдаль пишет, что это хазарское название Волги и хазарского города на её берегах.

В своих исследованиях я нашел закономерность, что древние называли большие реки так, чтобы там звучало Имя Всевышнего. Большие реки Дунай, Дон, Днепр, Днестр, Донец, Двина (Dvna) несут в себе божественное Имя דון /Дон - "Суд божий". Слово Волга = בעל גאה /Боъл Гаа - "Хозяин Вышний", т.е. опять Имя божье.

Древнее Имя реки Волги - Ра = ראה /Ра - "Смотрящий, Обозревающий, Дающий Осознание" - Имя бога Ра-Солнца. Можно написать также и רע /Ра - это и энергия, и Друг, и Недруг - так, как это и положено о Великой реке, связанной со Всевышним Хозяином {בא אל יקעי /Бэ Эл Ики - "С богом Бэлом связанный"}

Имя реки Волги - Итиль или Атиль также не исключение:

אטי עילי /Ати Или - "Медленный, плавный + Всевышний". Варианты - Адиль, Эдель

אט עילי /Ат Или - "Медленный, плавный + Всевышний". Это Имя отражает плавность реки Волга в местах, где был расположен город Итиль, т.е. в низовьях Волги.

Название города на Волге, где была столица Хазарии - Итиль. В письме царя Иосифа написано, что он живёт на острове.

Этот остров есть - он находится прямо напротив южных пригородов Волгограда, в месте, куда "впадает " голова канала Волга-Дон. Именно здесь через Волгу протягивали толстую цепь или проволоку, которая не давала кораблям беспошлинно плыть по реке.

אי תיל /и таел // и тиль = "Остров + протягивать проволоку"

Аттила и Итиль Адиль, Эдель

Эрдаль упоминает имя Аттила.

Аттила - великий полководец, правитель гуннского государства, гуннской империи, потрясшей в V веке всю Европу. Имя главы такой империи должно быть, как и вышеупомянутое имя Чин Гис хана, внушать богоизбранность правителя. И действительно:

את עילי /Эт Или = "Рядом - Всевышний"

עט עילי /ат или - "Набросился + Всевышний"

Слово же Итиль, означающий имя столицы хазарского каганата, пишется так:

עיט עילי /ит или - "Орел, беркут, Волк, Собака - "Тот, кто набрасывается" + Всевышний".

Если учесть, что гербом России является Орёл, принесённый в жертву и выглядевший как "двуглавый", то можно предположить, что свой герб Россия получила не из Третьего Рима, который представлял в 1453 году только один город, со всех сторон окружённый врагами и сданный им, а по преемственности - от Хазарского каганата.

Название же реки Волги - אטי עילי /Ати Или - "Медленный, плавный + Всевышний". Варианты - Адиль, Эдель

Bolusci /Болушчи

(означающий "помощник, сторонник")

Корень [עשק]

בעל עושק /Боъл ошек - "Хозяин + граблю, эксплуатирую, притесняю" или

בעל עשקתי /боъл ашакти - "Хозяин + я эксплуатировал, притеснял".

Т. е. термин Bolusci /Болушчи означает управляющего от имени хозяина, приказчика

Булан - лось

Самые сильные животные традиционно рассматривались, как символ Хозяина территории, Бога. Лось - именно такое животное, истинный хозяин леса, на большого лося не рискуют нападать ни медведи, ни волки, хотя и те, и другие - тоже символ бога-хозяина.

בעל/баъл - "господин, хозяин"

בועל /буэл - "доминирую, осуществляю йеблю"

בעל אן /баъл ан // Бул Ан - "Хозяин Неба" - АНГЕЛ БОЖИЙ.

История сохранила удивительные письменные свидетельства о религии Хазарии, которые донесла до нас так называемая хазарско-еврейская переписка - несколько писем, написанных еврейским письмом в 60-е гг. Х века. Инициатором переписки стал канцлер могущественного халифа Кордовы еврейский ученый Хасдай Ибн Шапрут. Он узнал от купцов, что где-то на краю заселенного мира (а Северный Кавказ считался в Средневековье краем ойкумены) существует царство, правитель которого - иудей. Он написал ему письмо с просьбой рассказать о своем царстве. Хасдаю ответил царь Иосиф, правитель Хазарии. Иосиф рассказал легенду, как его далекий предок, носивший имя Булан, увидел во сне Божьего ангела, призвавшего его принять истинную веру. Ангел даровал ему победу над врагами, и Булан со своим народом принял иудаизм. Тогда к царю явились послы от мусульман и из христианской Византии, чтобы образумить его: ведь Булан принял веру повсюду гонимого народа. Царь устроил диспут между мусульманами и христианами: он спросил исламского кадия, которую веру он считает боле истинной - иудаизм или христианство, и кадий, почитавший ветхозаветных пророков, конечно указал на иудаизм. Тот же вопрос об иудаизме и исламе Булан задал священнику, и тот ответил, что религия Ветхого завета более истинна. Так Булан утвердился сам в истинности сделанного им выбора.

Эта легенда о принятии хазарами иудаизма противопоставляется другим текстом, к в котором рассказывается об одном еврее (израильтянине), удачливом хазарском военачальнике Сабриэле, который под влиянием своей жены Серах и ее праведного отца вернулся {חזר /хазар - "вернулся"} в иудаизм.

После этого события Сабриэль собрал диспут представителей различных религий, решающую роль в котором сыграли священные еврейские книги Торы, хранившиеся в пещере в хазарской долине Тизул. В результате победы евреев на религиозном диспуте хазарские евреи вернулись к соблюдению заповедей, хазары обратились { חזר /хазар - "вернулся, обернулся, вернулся } в иудаизм, а Сабриэль (его идентифицируют с Буланом, см. выше) затем был избран царем.

Булан - это и בעל אן /Баъл Ан - "Хозяин Неба", Ангел Божий, и Лось - "Хозяин леса", который именно буланого (кирпичного) цвета.

Дог - "тризна"

От ивритского דואג /доэг - "волнуюсь, беспокоюсь". Корень [דאג]. Тризна выражает собой беспокойство об умерших. Считалось, что еда, съеденная на тризне, поможет умершему. Да и само слово "Тризна" -

תרי הזנה // три азна - "предупреждать, предостерегать + кормление" - корни [תרי זון]

На тризне были и ритуальные совокупления друзей умершего с женами вождя, пожелавшим последовать за умершим. Поэтому "ТРИЗНА" = תרי זנה /три зна = "предупреждение + совокупление"

Описание похорон знатного Руса описано у Ибн-Фадлана.

И если умирает главарь, то говорит его семья его девушкам и 81

его отрокам: "Кто из вас умрет вместе с ним?" Говорит кто-либо из них: "Я". …

и пришла женщина

старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье

постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его

и приготовлением его, и она убивает девушек. …

Итак, они надели на него шаровары и

гетры, и сапоги, и куртку, и хафтан парчевый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку (калансуву) из парчи, соболевую. И они понесли его, пока не внесли его в ту палатку (кабину), которая (имеется) на корабле, и посадили его на матрац,

и подперли его подушками и принесли набид, и плод, и благовонное растение и положили его вместе с ним. И принесли хлеба, и мяса, и луку, и бросили его перед ним, и принесли собаку {Dog - דואג /доэг - "беспокоюсь"}, и разрезали ее на две части, и бросили в корабле. Потом принесли все его оружие

и положили его рядом с ним (букв. к его боку). Потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом (они) разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом 82 привели двух коров (быков) и разрезали их обеих также и бросили их обеих в нем (корабле). Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в нем (корабле).

А девушка, которая хотела быть убитой, уходя и приходя входит в одну за другой из юрт, причем с ней соединяется хозяин (данной) юрты и говорит ей: "Скажи своему господину: "право же, я сделала это из любви к тебе"". Когда же пришло время после полудня, в пятницу, привели девушку к чему-то, что они (уже раньше) сделали наподобие обвязки (больших) ворот, и она поставила обе свои ноги на руки (ладони) мужей, и она поднялась над этой обвязкой (обозревая окрестность) и говорила (нечто) на своем языке, после чего ее спустили, потом подняли ее во второй (раз), причем она совершила то же (действие), что и в первый раз, потом ее опустили и подняли в третий раз, причем она совершила то же, что сделала (те) два раза.

Потом подали ей курицу, она же отрезала ее голову и забросила ее (голову). Они взяли (эту) курицу и бросили ее в корабле. Я же спросил у переводчика о том, что она сделала, а он сказал: "Она сказала в первый раз, когда ее подняли, - вот я вижу моего отца и мою мать, - и сказала во второй (раз), - вот все мои умершие родственники сидящие, - и сказала в третий (раз), - вот я вижу моего господина сидящим в

саду {גן אדן /ган эден - "Райский сад"}, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему". И они прошли с ней в направлении к кораблю. И вот она сняла два браслета, бывших на ней, и дала их оба той женщине, которая называется ангел смерти, а она та, которая убивает ее. И она (девушка) сняла два ножных кольца, бывших на ней, и дала их оба тем двум девушкам, которые обе (перед этим) служили ей, а они обе дочери женщины, известной под именем ангела смерти. Потом ее подняли на корабль, но (еще) не ввели ее в палатку (кабину), и пришли мужи, (неся) с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его. Переводчик же сказал мне, что она прощается этим со своими подругами. Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причем старуха побуждала ее к питью его и чтобы войти в палатку (кабину), в которой (находится) ее господин. И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку (кабину), но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее (голову) в палатку (кабину) и вошла вместе с ней (девушкой), а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки, и перестали бы искать смерти вместе со своими господами.

Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой. Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум (мужам), чтобы они оба 83 тянули ее, и она подошла, держа (в руке) кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время, как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла. Потом подошел ближайший родственник (этого) мертвеца, взял деревяшку и зажег ее у огня, потом пошел задом, затылком к кораблю, а лицом своим (. .) 89 , зажженная деревяшка в одной его руке, а другая его рука (лежала) на заднем проходе, (он) будучи голым90 , пока не зажег сложенного дерева (деревяшек), бывшего под кораблем91 . Потом подошли люди с деревяшками (кусками дерева для подпалки) и дровами, и с каждым (из них) деревяшка (лучина?), конец которой он перед тем воспламенил, чтобы бросить ее в эти куски дерева (подпал). И принимается огонь за дрова, потом за корабль, потом за палатку, и (за) мужа, и (за) девушку, и (за) все, что в ней (находилось), подул большой, ужасающий ветер, и усилилось пламя огня, и разгорелось неукротимое воспламенение его (огня). И был рядом со мной некий муж из русов, и вот, я услышал, что он разговаривает с переводчиком, бывшим со мною. Я же спросил его, о чем он говорил ему, и он сказал: "Право же он говорит:

"Вы, о арабы, глупы",... Это (?) 92 ; он сказал: "Воистину, вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в прах (землю) и съедают его прах и гнус и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас"". Тогда я спросил об этом, а он сказал: "По любви господина его к нему (вот) уже послал он ветер, так что он унесет его за час". И вот, действительно, не прошло и часа, как превратился корабль, и дрова, и девушка, и господин в золу, потом в (мельчайший) пепел.

Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку хаданга (белого тополя), написали на ней имя (этого) мужа и имя царя русов и удалились.

{Это напоминает нам об известном выражении из ПВЛ - "На столпе на путех"}

It- "Собака"

את /эт - "с, вместе". Собака всегда вместе с хозяином

עיט /ит - "нападать".

Со-Бака

שא בקע /СА бака = "Неси + разрывай"

yog

поминальный пир, тризна. Однако в иврите есть корень - [הגי\הגה], от которого слово

יהגה /йэга - "он будет размышлять; он будет произносить звук". Это слово и обозначало в хазарском языке тризну, поминальный пир, где поминали умершего ("размышляли") и говорили о них ("произносили звуки"). Отсюда, по-видимости, и "Баба-Йэга" - та самая "курва", т.е. наложница или жена умершего, с которой совокуплялись {בא בא /ба ба= "Вошел-вышел"} друзья умершего, прежде чем отправить её к нему. Но, возможно, что Баба-Яга - это та самая старуха-"ангел смерти", которая и умертвляет курву (см. выше текст Ибн-Фадлана).

Kundajik - титул

/кун дай ик или /кун да джик он мог бы написать так:

כון דאה ייקע/кон да йика = "крепкостоящий, на кого можно опереться, м. с. "опора" + "летающий (дух божий) + привязан крепко (за шею)" или

קונה דאי יקע /конэ дай ика // кунь дай джикъ = "бог + летающий (орёл - Дый) + крепко привязанный"

Т. е. титул Kundajik/кун дай ик или /кун дай джик можно перевести с иврита как "Надёжный конь, опора государя, связанный крепко с духом божьим".

Тархан

Из энциклопедии Всемирная история (http://www.world-history.ru/countries_about/572/1991.html)

Одним из самых распространенных обозначений хазарской знати было слово "тархан". "Ныне доказано, что оно иранского происхождения, из скифо-сарматских" языков, означало в них "судья", "переводчик", затем лицо, свободное от податей, привилегированное, и из этих языков перешло в тюркские и уже из последних - в русский и т.д.

A Фасмер пишет:

тархан

1. "сословие, свободное от налогообложения",

2. "скупщик льна, конопли, щетины, кож (в деревнях)". Из тур., чагат. tarχan "привилегированное сословие", др. - тюрк. tarkan "сан", уйг. tarχan (Радлов 3, 851 и сл.; 854; Вамбери, Uigur. Spr.233). О широком распространении этого тюрк. титула ср. еще Паасонен, Cs. Sz.174; Цейс, Die Deutschen 726; Васильевский, Труды 2, стр. CCLXVII и сл.; Хюбшман, Arm. Gr.1, 516. [Подробную историю см. Шапшал, Сб. Гордлевскому, М., 1953, стр.302 и сл. - Т.]

תאר חן/тар хана = "звание, ранг, чин, титул + милость, благосклонность; "

תאר ח"ן/тар хана = "звание, ранг, чин, титул + уважаемый товарищ, член одной и той же конгрегации, группы, касты, варны - חבר נכבד /хавер, нехбад"

תאר חנן/тар ханн = "звание, ранг, чин, титул + тот, кто имеет право миловать, щадить, одарять"

Кажется, самое раннее упоминание тарханов имеется у Мовсеса Каланкатваци. Повествуя о походе хазар, союзников императора Ираклия, в Закавказье, историк пишет, что командовавший их войском Шад {от שדי /Шадай - "Всемогущий" - Имя Господа, Господина - שד /шад. שד /шед - сейчас имеется в виду "черт" - "могущественный"} направил посольство, во главе которого стояло лицо, носившее звание "туракан". Слово это оказалось непонятным для переводчиков. Новейший из них, Ш.В. Смбатян, оставил его в тексте в форме "туркан", а в комментарии отметил, что это неизвестное слово, согласно Р. Ачаряну, турецкого происхождения означающее "гонец". Между тем это и есть, очевидно, тархан хотя и в искаженной форме.

Это именно "гонец" - תור כאן /тур кан = "Ездец + здесь, тут". Но может быть и תורא כאן /тура кан = "Воин, солдат + тут"

Титул "тархан" (точнее, тарханное достоинство) упомянут в другой, более известной форме ("тарханутюн") у Каланкатваци по отношению к одному знатному хазарскому князю ("ишхан") - Авчи, который был направлен послом "гуннского" князя Алп-Илутвера в Албанию, после того как Алп-Илутвер принял христианство.

Обычно же Каланкатваци использует при характеристике социальных групп хазар древнеармянскую терминологию. Мы находим у него князей ("ишхан"), вельмож ("метсаметсы"), нахараров-азатов ("азатакоит нахарарак"). Любопытно, что рядом с последними упомянуты рамики, т.е. простонародье. Разобраться по существу в этих терминах применительно к Хазарии нелегко, но можно предположить, что азаты-нахарары и были тарханами, тогда как ишханы, князья, - это более высокая категория хазарской (и подчиненных им племен) знати, главы племен, племенных ополчений и т.д.

Наконец, у Каланкатваци встречаем слово "тархан" в сочетании с собственным именем - Чорпан-Тархан, князь (ишхан) хазар. Очевидно, титул "тархан" присоединялся к собственному имени, как в Турции к нему присоединялся титул "паша" (Синан-паша и т.д.), а в Сефевидском Иране соответственно титулы "хан", "султан", "бек" и т.д.

В мусульманских источниках тарханы нередко выступают как какая-то близкая к хакану довольно многочисленная категория населения. Ал-Мас’уди, правда в рассказе о легендарных временах, упоминает хазарское войско и тарханов. Особенно интересны данные ал-Куфи, который для времени войны Масламы с хазарами отмечает, что в захваченном последними Дербенте находились 1 тыс. тарханов. Описывая войну с хазарами Мервана ибн Мухаммеда, этот историк указывает, что хазарский полководец Хазар-Тархан (он же Тархан) выступил в поход во главе 4 тыс. детей тарханов. Наконец, ат-Табари под 182 г. х. (798/799 гг.) упоминает сына хакана с тарханами. Вероятно, это привилегированная часть хазарского войска, состоявшая из знатных людей (наподобие армянской азатской конницы).

В арабских и персидских источниках встречаем и определения термина "тархан". Бируни присваивает этот титул царю Самандара, т.е., очевидно, местному правителю, поставленному хаканом. У ал-Йакуби тархан ("тархун") - царь ("малик") Согда. Возможно, именно как "тархан" надо читать титул правителя буртасов, сохранившийся в искаженной форме т. р. у. в "Моджмал ат-таварих". И только ал-Хваризми четко определяет "тархан" как "благородный, знатный" ("аш-шариф"). У других арабских авторов для обозначения хазарской знати используются иные (арабские) термины, например у ал-Мас’уди хасса.

Вместе с тем слово "тархан" нередко, по этим источникам, входило в состав имен хазарской знати, а иногда и просто являлось именем собственным. В рассказах о путешествии Саддама ат-Тарджумана через Хазарию к легендарной стране Йаджуджа и Маджуджа хазарский царь носит имя Тархан. Согласно Левонду, хазарский военачальник именовался Раж-Тархан. Есть о нем сведения и в мусульманских источниках. Ал-Йакуби называет этого Рас-Тархана царем (маликом) хазар. У ат-Табари находим форму Ас-тархан, что дало основание В.Ф. Минорскому усматривать в этом лице алана (аса), что, однако, сомнительно, учитывая, что в совершенно разных источниках (Левонд и ал-Йакуби) имя этого человека пишется как Рас (Раж) - Тархан.

Таким образом, есть все основания сделать вывод, что население Хазарии делилось на две части: знать (тарханы) и простой народ. Отличие между ними, очевидно, было в том, что тарханы не платили податей, но обязаны были нести военную службу, скорее всего в коннице. Однако и "простой народ", по-видимому, не попал еще в феодальную зависимость. Показательно, что когда в случае какого-либо бедствия, постигшего страну (в Х в), требовалось убить хакана, то к царю приходили и знатные люди, и простой народ.

титул Tudun

תדון /тэдун - "Ты будешь судить".Т. е. "Тудун/Тэдун" - это местный СУДЬЯ.

Хазары

Cторонник тюркского происхождения хазар М. Эрдаль пишет, что в имени "Хазары" содержится /z/, в то время, как… общетюркские /z/ должно проявляться здесь как /r/.

Тем самым Эрдаль признаёт, что тюрки не могут сказать "хаЗар", а сказали бы "хаРар". В таком случае слово "хаЗар" - не тюркское.

Однако в азербайджанском языке слово "ХАЗАР" есть и означает оно…. "вождь, командующий"

Хза Люди, властвующие приблизительно с VIII по Х века на территории гл. образом в Поволжье

1),

2),

3) Хазар

4) Хазаи;

Хаза

1) Возвратился;

2) Повторил;

3) вспомнил;

א.4) Прорицатель;

Прорицал, предвидел, созерцал;

חזר

חזאי

חזה

חזר

חזי

חזה

ТО, что в Хазарии хорошо понимали иъврит, не вызывает сомнений. Это слово иъвритское. О происхождении термина "ХАЗАРЫ " есть множество гипотез.

1) По арабским сведениям ставка хазарского царя на лето выезжает в степь, а на зиму ВОЗВРАЩАЕТСЯ в город Итиль (может быть и вариант, когда ставка выезжает в горы Кавказа , а затем ВОЗВРАЩАЕТСЯ в город Семендер);

и 3) когда в VIII в. к израильтянам, жившим в степях Поволжья уже 1400 лет и веровавшим в Единого Бога, но не знающим большей части Торы и тем более Учения (Устной Торы), пришли раввины из Византии, последние стали обращать исраэльтян в раввинистический иудаизм. ВСПОМНИВШИХ об "истинной вере" стали называть ХАЗАРЫ; Отсюда вариант חזר/хазар - "1) Возвратился;

2) Повторил;

3) вспомнил"

ВЕРОЯТНАЯ ГИПОТЕЗА. Израильтяне слыли во всех племенах Поволжья колдунами, кудесниками, волхвами - ПРОРИЦАТЕЛЯМИ. Так они и называли себя перед другими народами - НАРОД ПРОРИЦАТЕЛЕЙ И УЧЁНЫХ, ВЕДАЮЩИХ {יודא /йода - иуда} - УДОСТОВЕРЯЮЩИХ правильность любой веры в единого БОГА. חזה ראה /хаза Ра - "Прорицал, предвидел, созерцал + смотрел, осознавал", Хазары - жрецы бога Ра, Око которого - Солнце.

На Руси Хазары назывались Козары, Козаре. Казаки часто называли себя и их называли другие - "Казара". В книге "Кузари" ИЕхуды Халеви Козары называются = {כוזרי/Козари (куЗари) - "Как бы развеянные, рассыпанные"

Границы хазарского государства очерчены в источнике середины 10в., так называемом письме царя Иосифа: "Что касается такого вопроса о протяжении нашей страны и ее длине, то она расположена подле реки [Волги], примыкающей к Гурганскому морю [Каспию], на восток на протяжении 4 месяцев пути. Подле реки расположены весьма многочисленные народы в бесчисленном множестве; они живут в селах и в укрепленных городах. Их девять народов, которые не поддаются распознанию и которым нет числа. Все они платят мне дань."

Это слово коррелируется со словом יזראל/ "иЗРаиль" и имеет несколько значений:

1. זרז/зарез - "торопил, ускорял, стимулировал". Хазары-израильтяне стимулировали развитие племён Евразии, в частности славян;

2. זרח/зрах // зрак - "Светить, сиять, восходить (о солнце)"

3. זרי\פרה /зари\зра - "рассыпал, развеял";

4. זרם/зарам - "Тёк, струился, несся течением" - отсюда легенда о том, что Хазары-израильтяне происходят с берегов реки Козр. Есть ли такая река в Ассирии или нет - не знаю. Козары жили по берегам рек Терек ("плюющийся, пенящийся"); Желтой реки - Сары Су (откуда Царицин - שרי צין /шари циен - "Правитель избранный" или שרי צין /шри циен - "погружённый (в воду, в размышления, очищенный) + очищенный"). Желтой рекой называют также и китайскую Хуан Хэ. Хазары жили также по брегам рек, носящих корень דון /Дон - "Суд божий" - Дон, Донец, Дунай, Днестр, Днепр, Двины (Северная и Западная); Волга - בעל גאה /Баъл гаа - "бог Баъл Вышний"

5. זרע/зара - "сеял, рассеивал, рапространял". Хазары-израильтяне сеяли в племенах славян семена цивилизации и государственности. Славяне комплиментарно относились к хазарам, т.е. к Израильтянам.;

6. זרק/зарак - "бросал, кидал; разбрызгал". Бог раскидал хазар-иЗРаильтян по всему лику Земли с целью распространения своего Закона - Торы.

Есть слово קו /кав, которое вполне могло читаться и как "КО" - "Линия, маршрут, рейс". Допустим, что можно трактовать это слово как "Пришедшие" или "далеко". Я говорю - "допустим"!! Ещё о корне ЗАР.

זר /зер - 1. Венок, венец;

ободок; Корона - כוזר /куЗер - "носящие венец"

זר /зар - 3. чужой, чуждый;

иностранный 5. незаконный 6. непосвящённый,

странный

זרא/ зара - "отвращение, омерзение". Вполне коррелируется со словом חזיר /хазир - "свинья".

זרד /зеред - "опрыск, побег". Тоже приемлемо - как отпрыски какого-то колена, видимо Симона.

זרד /зеред - также и "Хворостина" - учитывая, что Козары были господствующим племенем, увенчаным венцом, они должны были и погонять другие племена, чтобы быть "пастухами народов". Вспомним Посох пастуха с загнутым крюком - та самая "хворостина" -

חבו רועה שת הינה /хво роа шът инэ - "принуждение его + править, пасти + основа + вот" или

חואי רועה שת הינה/хава роа шът инэ - "Хуторянин, сельский житель + править, пасти + основа + вот".

זרד /зарад - "сажать побеги" - учитывая, что они распространяли Учение, Тору.

זרד /зарад - "выть по волчьи". Тоже очень подходит, так как Царь Иосиф пишет, что их гербом был волк и по легенде они происходили от волка. Род Афшана.

זרה /зара - "рассыпал, развеял".

זרוי /заруй - "рассеивание". "озоруй" рассеивать семя.

זרע /зара - "Семя, сперма, потомство"

Иехуда Халеви писал свою книгу аж через 400 лет после предполагаемого события - письма мифического царя Иосифа (имя схоже с библейским Иосифом, который собрал {אסף /асаф = "собрал"} вместе всех братьев, родоначальников всех колен Исраэля), и через 120 лет после гибели Козарии в пламени религиозной гражданской войны. Книга больше напоминает богословский трактат, нежели историческую хронику. Но конечно, название - כוזרי или קוזרי /куЗари - более отражает русское прочтение имени Хазар.

Презрительное отношение к слову "Хазар" в еврейской среде объясняется неправильной привязкой этого слово к слову חזרן/хазран - "1. повторяющийся;

не держащий слова" и близкое к этому слово חזירה/хазира - возвращение и слово חזיר/хазир - "свинья". Свиньи делали набеги, возвращались на поля крестьян, а убивать их (т.к кабан - священное животное б. Сетха,), а тем более свиней кушать было запрещено. Поэтому слово חזיר/хазир - "неверный слову" было самым сильным ругательством у евреев.

Поэтому лучше называть "Хазар" по другому - כוזרי/Козари - Козары.

ХанДу

В Хайфе живёт потомок хазарских царей - Орда Шмуэль. Он называет себя - "Ханду"

חנה דוי /хана дуи = "Хозяин территории (“ХАН”) + Взгляд (на арамейском яз)". Ханду - Взгляд Хана.

דאו /ду - "мы прилетели" - корень [דאי\דאה], означающий полёт орла - Смотрящего ангела {אראל /арэл - "ангел"}, посланца Всевидещего бога РА.

Окончание "-да" также используется для обозначения божественности - ИсиДа, НефтиДа - имена богинь!

Смотреть, осознавать - ראה /Ра. Править - Ра {רעה }. Таким образом, хазарско-еврейское слово "Ду" означает "Правитель"

Cavis-yigar [Чавиш-йигар]

Можно добавить ещё несколько терминов, до сих пор не идентифицированных как тюркские, например титул Cavis-yigar [Чавиш-йигар], в траскрибции Голдена *JavasiSar [ДжаващиЩар], обозначающий должность, которая должна соответствовать "cavus-basi [чавуш-баши] " в османской администрации.

В древне тюркской административной системе cavus [чавуш] - это те, кто строил войска на поле боя и отвечал за придворный церемониал;

Термин известен начиная с орхонских надписей.

Хазарский термин Cavis-yigar [Чавиш-йигар] должен был обозначать должностное лицо, отвечающее за хазарские войска - за Cavis [Чавиш], поскольку yigar [йигар] означает "тот, кто собирает, созывает".

Ниже Эрдаль пишет, что Cavis-yigar [Чавиш-йигар] или Bolusci [Болушчи] ("тюркское" имя хазарского полководца Х века, еврейское имя которого - Песах).

Свой разбор я начну с конца, т.е. со слова yigar [йигар], которое якобы означает "тот, кто собирает, созывает".

В иврите есть корень חגר /хагар - "перепоясался, прикрепил к поясу [оружие] ". חוגר /хогер - " снаряжённый, идущий в поход, перепоясанный мечом (готовый к бою)". חגור /хэгор - "снаряжение солдата; пояс". יחגר /йахгар - "Он вооружится". Кстати, это слово является и источником РУССКИХ имен Игорь и Егор (Йегор), что традиционно переводится с некоего скандинавского как ""воинственный, перепоясанный""

גור /Гор - бог Гор. Корень, означающий "жить, проживать"

יגור /Йагур - "Он будет жить, проживать" (соответствие - Егор-Йегор).

Эрдаль сам написал, что "Cavis-yigar [Чавиш-йигар] должен был обозначать должностное лицо, отвечающее за хазарские войска". Ивритское יגור /Йагур как раз и обозначает должность, являющуюся нечто вроде Генерал-квартирмейстера в армиях европейских держав 17-18 веков.

Теперь обратимся к слову Cavis [Чавиш].

Эрдаль пишет, что "В древне-тюркской административной системе cavus [чавуш] - это те, кто строил войска на поле боя". Эрдаль пишет также, что Cavis-yigar [Чавиш-йигар] - ("тюркское" имя хазарского полководца Х века, еврейское имя которого - Песах).

Ну раз у этого полководца есть еврейское имя, то может быть и найдуться соответствия в иврите? Да, они есть.

1. קו /кав - "1. Линия, черта;

шнур; рейс, маршрут". Тогда и слово Cavis [Чавиш] можно записать на иврите как קו איש /Кав иш, где איש /Иш - = "муж". И конечно, все лингвисты прекрасно знают, что звуки Ч и К взаимнозаменяемы.

Более того, мы находим слово כביש /квиш - "шоссе, дорога".

А слово כבישה /квиша означает "завоевание".

Слово же כובש /Ковэш вообще означает "завоеватель"

Итак, Cavis-yigar [Чавиш-йигар] - не имя хазарского полководца Х века, еврейское имя которого - Песах, а титул, являющийся чисто ивритским!

Этот же титул в траскрибции Голдена *JavasiSar [ДжаващиЩар] тоже ивритский, так как последнее окончание "Sar" - это ивритское שר /Сар - "Правитель, управитель, министр" (к слову Царь не имеет отношения!)

Чичек - "цветок девушки"

ציץ /циц - "цвести, распускаться 2. проблеснуть". "цветок, венец, перо" (короны из перьев у семитов на фресках в Египте)

הציץ /ициц - "выглянуть, взглянуть подглядывать". "Твой взгляд как цветок". Взгляд девушки.

ציץ אץ /циц эц - "цветок вышел, распустился"

ציץ עץ /циц аэц - "цветок дерева (растения)". Отсюда и "тюркское" чичак=чичек

Шатёр--------\ דור\ תאר\-תרי/תרה

*cadara, поскольку d {ивритское ד} и r {ивритское ר } выглядят похожими и в рукописях, написанных арабским {так и ивритским} письмом, могут смешиваться, если слово незнакомо; в таком случае это слово будет вариантом термина Са: tir [чатир - тюркск] /Саdor [Чадор - перс.], /Sator [Шатор -венг.] и т.д., означающее "палатка, ШАТЁР".

В степях, у Татаро-монголов, как описывает Плано Карпини:

Об их жилищах

Ставки у них круглые, изготовленные наподобие палатки и сделанные из прутьев и тонких палок. … Стены же и крыши покрыты войлоком, двери сделаны также из войлока. Некоторые ставки велики, а некоторые небольшие, сообразно достоинству и скудости людей. {28} Некоторые быстро разбираются и чинятся и переносятся на вьючных животных, другие не могут разбираться, но перевозятся на повозках. Для меньших при перевезении на повозке достаточно одного быка, для больших - три, четыре или даже больше, сообразно с величиной повозки, и, куда бы они ни шли, на войну ли или в другое место, они всегда перевозят их с собой.

Интересно, что Плано Карпини употребляет слово "Ставка"

Ставка

סתו /став - "осень". В ставку хазары возвращались {חזר /хазар - "возвращаться"} осенью, на зимовку - туда, где были заготовлены корма для скота, а весной - уходили в степи, двигаясь с юга на север - за подрастающей травой. Так кочевали ногаи и все степняки - жители степей Ставрополья, где жили и Хазары

тогда как ивритяне употребили бы слово חניה /Ханиа - "стоянка", откуда и слово "хан" - место отдыха на базарах в Средней Азии, и Хан - хозяин стоянки.

Во всех приведённых Эрдалем словах прослеживается корень - [dor] - Чадор - перс. - Шатёр.

Есть ли соответствующий корень в иврите? Как оказалось, не только есть, но существует разветвлённая сеть синонимов, которая сама по себе доказывает именно семито-ивритское происхождение корня [דור] /дор:

שדור /шеДор - "То где проживают".

На иврите слово /דירה/дира - "квартира, местопроживания". Русское слово "дыра" тоже носит этот же корень.

Ассирийский город Дур-Шаррукин (Дар-Шаррукин - דור שר רועה כנוי /Дур шар роа кануй - "Прозванный Проживание правителя (царя) правящего")

или эллинистический город в Месопотамии Дура-Европос (т.е. "Местопроживания европейцев, т.е. Греков").

В России есть город Шатура (Шадура) и фамилия князей Шадурских, описанных в романе Крестовского "Петербуржские трущобы". {http://mirimen.com/co_beo/SHadurskie-3842.html - Шадурские - Шадурские - несколько древних дворянских родов польского происхождения, записанных в VI и I часть родословных книг губерний Подольской, Волынской, Витебской, Гродненской, Минской и Киевской. Есть еще дворянские род Ш., более позднего происхождения. }

Мне совершенно ясно, что русское "Шатёр" в смысле "место, где проживают" первоначально звучало именно как "шадор // шадур // /Шатур // // шатёр".

Венгерское имя ШанДор и греческое Александр несут этот корень. Попытайтесь разгадать значение этих имён, имея в виду, что в греческом языке вместо звука "Ш" произносили "КС". Не сможете - посмотрите в моей книге "Ономастикон".

Слово Шатёр могло иметь и другие корреляции:

שהתראה/шъатраа - "подобно предостережению" - (см. строить ). Шатёр - это переносной храм или жилище кагана. Когда враги хазар видели золотой Шатёр, они бежали с поля боя, сломя голову, так как боялись гнева живого бога - Кагана хазар и руссов.

См. Четыре

שתאר/шетар - "то, что красиво, представлено в лучшем виде" - идеальной фигурой в древности считался КВАДРАТ с четырмя углами. Земля, сотворённая Б-гом, представлялась квадратной или круглой, а Небо - квадратным.

http://union. kz/ru/city/history/publications/2006/02/13/375/

АВАРЫ (AVARS)

Стр.36. Врагами Сабиров (Sabirs), людей ответственных за продвижение их подразделений в Каспийские степи, были Авары, о которых ведется большая полемика. Полемика ведется главным образом вокруг вопроса "Кем были европейские авары? Являлись ли они аварами Центральной Азии (и возможно монгольского происхождения) Являются ли они Zuan - Zuan?". Мы не ставим целью втягиваться в эти споры или контр-споры, т.к они имеют косвенное отношение к нашей теме. Мы просто констатируем, что эти споры возникли на основе заключения, сделанного T. Simokatta, что европейские авары не являются "истинными" аварами, а Oquric самозванцы.86 Позднее K. Czqledy настаивал (по моему мнению) на азиатском, т.е. аварском происхождении европейских авар. The Ovar и Xouuvi по его мнению являлись двумя родовыми группировками: var (неизвестного происхождения) и xuni, которая образовало государство Авар (Аварское государство).87

Стр.37. Невзирая на их происхождение, имя Авар было достаточным для того, чтобы прищельцам предоставляли убежище в Восточной Европе. Преследуемые тюрками, Авары останавливались в Волжско-Северных Кавказских степях только для того, чтобы принять в свой союз некоторые Oqur племена (роды). К 567 году Авары стали хозяевами Панонии.88 Хотя продвижение аваров была достаточно мощной, она оставила незначительный след в Понто-Каспийских степях (хотя в русских хрониках) зафиксированы легенды о жестокости аваров по отношению к восточным славянам.89

Мы уже говорили о поспешности, с которой авары искали убежище в Дунайской Европе. Эта поспешность была вызвана страхом перед кок-тюрками, которые впервые появились в Европе в 568 году.90

Прежде чем вести разговор о ряде дипломатических обменов, явившихся результатом тюркского продвижения в 568 году, взглянем на историю кок-тюрков (небесных или голубых тюрков), чья быстро расширяющаяся империя была основана всего лишь за 16 лет до событий, описанных выше. Кок-тюркам будет уделено много внимания в наших обсуждениях, т.к из Западных тюрков возникло государство Хазар. Вполне возможно, что и правящая династия Хазар была кок-тюркского происхождения.

КОК-ТЮРКИ

Стр.38. В 552 году в Монголии тюрки (что означает "сила", "власть"91 ) свергли своих хозяев Zuan - Zuan. Под предводительством Бумина из местечка ашина, получивший высший титул ‘lliq Qaqan (kehan в китайских источниках) 92 . Тюрки начали осуществлять властолюбивую программу завоевания. Бумин умер в 552 году. Mu - han Qaqan, который пришел к власти в 553 году (годы правления 553-572) упрочил власть тюрков под Монголией. Младший брат Бумина Istami (She-tie-mi) получил титул Yabqu и начал продвижение тюрков на Запад. В 554 году, покончив с Zuan-Zuan, он двинулся на Запад и в течение пяти лет находился на Волге. Это было фактически началом существования Западного Кок-Тюркского каганата. Вскоре были разгромлены эфталиты (565год), а многообещающий союз с Персией стал враждебным для них93 . С этим связано событие, когда первое Тюркское посольство появилось в Константинополе в 568 году в период правления Jnstin II (Юстиниана II) 94 . Возглавлял тюркское посольство Maniax, согдийский купец (Согдианы находились под властью тюрков к тому времени), который стремился как к торговым (продажа шелка) так и к военным соглашениям. Затем Византийцы отправили посла Zemarchus к тюркам, который возвратился в Константинополь с другим Тюркским посольством во главе с Tagma Tagran 95 (Тагма тарханом). Тюрки хотели быстро перейти в наступление против Персов, но Византийцы медлили и это приводило тюрков в ярость96 .

В 576 году Византийцы наконец-то вступили в войну с Персами и очень нуждались в помощи тюрков. Посольство, возглавляемое Валентинусом было отправлено к тюркам. Где-то близь Урала (Яика) посольство встретилось с Turxanthos (Немет предлагает "Tur Sad"97 ), который ругал Византийцев за их двуличие.

От слов Turxanthos перешел в наступление и завоевал Византийское владение Босфор в Крыму. К тому времени аланы и утигуры находились под властью тюрков.

Anaqaius, уйгурский вождь, принял участие в завоевании Босфора. Согласно арабским источникам, завоеванными тюрками следует считать также Abxaz (Артамонов предлагает "хазар"99 ), Banjar и Balanjav.100

Тюрки продолжали войну против Византии, вторглись в Lazica, Византийское владение на Транскавказе. Эта, можно сказать, односторонняя война закончилась, когда началась Гражданская война (582г) среди кок-тюрков, которая длилась до 593 года101 . И только в 588-589 годы византийцы достигли долгожданного союза с тюрками. Однако Персы нанесли поражение кок-тюркам под Гератом102 . После этого тюрки снова занялись решением своих внутренних проблем.

Стр.39. В 598 году посольство тюрков прибыло в Константинополь, к императору Mauricious, чтобы сообщить ему о том, что Тюрки полностью оправились от своих внутренних проблем. Угоры, находясь под властью тюрков, пытались восстать, но восстание было подавлено. В результате ряд племен угоров (Tarmax, Kotzagev и Zabender) примкнули к аварам103 .

Несмотря на хвастливый тон, власть Тюрков постепенно блекла. Разбился миф об объединенной Западной Кок-Тюркской Империи.

На протяжении всего периода с 582-603 годы в Каганате продолжалась гражданская война. В начале 30-х годов закончился распад Западных кок-тюрков. Они разделились на две враждующие фракции: Nu-schi-pi и Te-lu (Dulo). Обе эти объединенные группы были известны как Onoq (10 стрел или 10 племен). Закончилась власть Западных кок-тюрков в Восточной Европе. Империя возвращалась в степи Центральной Азии, где её остатки сохранились до 766 года, когда карлуки уничтожили их104 .

Наследие кок-тюрков в Восточной Европе было значительным и долговечным. Они организовали в государство разбросанные угорские и другие тюркские племена Понто-Каспийских степей.

Тюркские государства, возникшие из останков западной части Кок-тюркской империи, получили административные системы, титулатуру и королевские династии от Кок-Тюрков (Ашина дала Хазарам их династию Дулу, последнюю можно считать королевской династией хунну, а также Болгарам их королевскую семью).

Продолжение следует

Смотрите: Теофилактус Сисокатта. Стр.282-287; Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Москва, 1967; Кляшторный С. Г…. Москва, 1964, стр.72. Для общего обсуждения проблемы смотрите Х.У. Хауссинг ….

У. Самолин. Некоторые заметки по проблеме авар. 1956, стр.62-65; Немет, стр.101-105.

Смотрите Клегледи … главы IV-VI освещают этот вопрос.

Менандер. Стр.302-305.

Лаврентьевская летопись. I стр.11-12, IX стр.5.

Е. Чаваннес… Париж, 1900, стр.233.

И. Кофесоглу ….

Liu Mau-tsai ….

Смотрите Grousset. L - империя в степях. Стр.127 и Гумилев "Древние тюрки". Стр.34-35, 40, 45-46.

Менандер. Стр.294. Чаваннес. Документы, стр.233.

Менандер. Стр.300, 380.

Ибид. Стр.311.

Немет. Стр.83.

Менандер. Стр.403-404

Артамонов. Хазары. Стр.137.

Менандер. Стр.403-404.

Теофилактус Симокатта. Стр.286; Артамонов. Стр.138; Гумилев. Древние тюрки. гл. IX

Табари. Летопись I, стр.992

Теофилактус Симокатта. Стр.285-286

Гумилев. Древние тюрки. Стр.133

(примечание дается в том же виде в которой представлена в книге)

У нас еще будет возможность вернуться к этой теме, где мы будем обсуждать Хазарские слова Кок-Тюркского происхождения. Полезно будет рассмотреть некоторые институты Кок-Тюрков, особенно характерные черты, присущие Хазарам.

Первостепенной будет институт двое царствования (двоевластья).

Alfoldi, который полно исследовал данный институт, отметил его наличие у Huns, Кок Turks (Восточных и Западных) Хазаров и Уйгур. Некоторые его элементы видны у древних Болгар. Он предполагает, что это произошло в результате разделения армии на два крыла (левое и правое) 106 .

Стр.40. Государство, образованное Тюркским родовым союзом назывался el.

Гирод (Giraud) переводит этот термин как "империя", хотя оно означает etat107 .

Притсак (Pritsak) отметил в общих чертах характерные черты Тюгкской родовой (племенной) федерации, которую делит на четыре основные группы:

1. правящие племена (роды) и титулованные (знатные) племена, соединенные с ними (the Schwaqerstamme = bacanaq) kurqen Тюрков и Монгол - и из "Schwaqerstamme" титулованные (знатные) племена обычно брали себе жён. Знатными племенами правили члены династии. В качестве примеров таких знатных племен Притсак (Pritsak) приводит Toquz Oquz Восточных Кок-Тюрков, Onoq Западных Кок-Тюрков, Ucoq of the Qarlnqs, Toquz Oquz и On Uyqur of the Uyqurs.

2. Те племена, которые добровольно примкнули к Федерации, им разрешается сохранять своих собственных правителей (хотя у знатного клана обычно есть так называемый "надсмотрщик").

Их титулованная аристократия заменяется новой из правящего рода (племени).

3. Вассалы (Vassals), которые платят дань (чаще всего это культурные люди, т.е. ведущие сидящий образ жизни, такие как Soqdians среди Кок-Тюрков).

4. Рабские племена, т.е. те, кто были порабощены силой. Система Хазар, как мы увидим, была по существу такой же.

Система преемственности, практикуемая среди Кок-Тюрков пресечения внутренних распрей среди потомков знатных династий. Она также была создана для того чтобы предотвратить отделение отдаленных регионов, управляемых кем-либо из знатной семьи, кто, чувствуя, что его шанс стать лицом высокого звания Каганата равен нулю, пытается создать свое собственное королевство.

При Mu - han Qaqan система преемственности была такой, когда сын не считался преемником отца, но младший брат сменял своего старшего брата, старшего племянника и младшего дядю. Ожидая свой черед, кровные принцы (князья) получали определенные регионы для правления. Это их как бы подготавливало к выполнению будущих полномочий, однако как вы увидели выше эта система разрушилась и вскоре Кок-Тюрки были поглощены рядом гражданских войн.

Стр.41. По мнению Джозефа Хазары возможно извлекли какой-то урок из этого опыта и создали систему прямого наследования "отец-сын".

Государство Кок-Тюрков обладало тщательно разработанной иерархией, во главе которой был Qaqan, Происхождение этого названия не совсем ясно, предполагалось, что тюрки заимствовали это слово, как и многое другое в их административном аппарате (органе) у их бывших верховных владык (повелителей) Zuan-Zuan.

Такой титул (звание) доставался не легко. В исследуемый период оказалось, что среди народов Altaic только четыре государства имели Qaqan во главе: Кок-Тюрки, Авары, Дунайские Булгары и Хазары.

Тюрки распространили этот титул еще на две народности: китайцы (Tabqae Qagan) и Тибетцы (Tubut Qaqan). Ибн Xurdalhbih отмечает: Короли Тюрковб at-Tubbat (Tibet p. q) и al-Xazar (the Khazars) все носят титул Xaqan, кроме короля al-Xarlux (the Qarluqs p. q), которого называют Jabquyah.

Это подчеркивает, что носить титул Qaqan очень почетно. Как было сказано выше, что именно Qarluqs уничтожил последние останки Западных Кок-Тюрков, однако их правитель явно долго довольствовался титулом Jabqu/Jabqu, не желая объявлять своё королевство a qa g anate. Принцип законности был сильным среди Тюркских народов, т.к qa g anate рассматривался дарованный божьей волей.

Близко к Qaqan стояли Sad, Yabqu и различные Tegins (все кровные принцы короля - князья), ниже были Curs,Tarqans, Tuduns и el-tadars.

Стр.42. (Все эти титулы и должности действовали среди Хазар. Значимость титулов и природа должностей, которые они выполняли, будут описаны в пояснениях) 112 .

Процедуры введения в должность у Кок-Тюрков и Хазар были в сущности одинаковые. The Chou-shu (написанный Linq-hu Te-fen, 583-666) сообщает нам, что среди Кок-Тюрков: "Когда избирается новый правитель, сановники уносят его от ближайших сородичей на войлочном одеяле и держа его по направлению к солнцу девять раз описывают круги. При каждом повороте все его подданные кланяются. После таких кругов и поклонов они помогают принцу взобраться на лошадь и отправляют вскачь. Тем временем они начинают стягивать шелковый шарф так сильно, что он едва не задыхается. Затем они ослабляют петлю (захват) и задают вопрос: "Сколько лет ты будешь нашим Qaqan?" Так как Qaqan в этот момент находится почти в парализованном состоянии, он едва может назвать сроки его правления. Из произнесенной бессвязной речи они выводят заключение о сроке его правления".

Istaxri, описывая Хазаров в XX веке поясняет: "Их глава называется Xaqan Хазаров. Он более всемогущ, чем король Хазар, если только не король Хазар его назначал. Когда они хотят назначить такого Xaqan, они приводят его и начинают душить до тех пор пока он на начнет задыхаться. Затем они спрашивают его "Сколко лет ты хочешь царствовать?" Он отвечает: "Столько и столько лет". Если он правит до сказанного срока, то хорошо. Если нет, то его убивают по достижению названного срока".

The Xaganate имеет силу только в семье знатных людей114 .

Конечно о Кок-Тюрках можно говорить гораздо больше, однако достаточны и те высказывания, которые мы уже привели.

Стр.36. Пояснения

Смотрите Теофилактус Сисокатта. Стр.282-287; Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Москва, 1967; Кляшторный С. Г…. Москва, 1964, стр.72. Для общего обсуждения проблемы смотрите Х.У. Хауссинг ….

У. Самолин. Некоторые заметки по проблеме авар. 1956, стр.62-65; Немет, стр.101-105.

Смотрите Клегледи … главы IV-VI освещают этот вопрос.

Менандер. Стр.302-305.

Лаврентьевская летопись. I стр.11-12, IX стр.5.

Е. Чаваннес… Париж, 1900, стр.233.

И. Кофесоглу ….

Liu Mau-tsai ….

Смотрите Grousset. L - империя в степях. Стр.127 и Гумилев "Древние тюрки". Стр.34-35, 40, 45-46.

Менандер. Стр.294. Чаваннес. Документы, стр.233.

Менандер. Стр.300, 380.

Ибид. Стр.311.

Немет. Стр.83.

Менандер. Стр.403-404

Артамонов. Первые Хазары. Стр.137.

Менандер. Стр.403-404.

Теофилактус Симокатта. Стр.286; Артамонов. Стр.138; Гумилев. Древние тюрки. гл. IX

Табари. Летопись I, стр.992

Теофилактус Симокатта. Стр.285-286

Гумилев. Древние тюрки. Стр.133

О. Притсак. … стр.38, 64

А. Алфолди …

Р. Гирад …

О. Притсак…

отношения между правящими племенами (родами) и Schwaqevstamme были не обязательно мирными. И это подтверждает Toquz-Oquz (смотрите Ф. Ласло… которые часто воевали с Кок-Тюрками…).

Гумилев. Древние тюрки. Стр.58.

Ласзло. … гл. IV

Ласзло….

Дунайские булгары использовали различные формы названия Qagan … а также стандартную форму Xayavoc, как отмечают в источниках Византии.

Булгары могут правомерно считать это название (титул) как их королевских клан. The Dulo, как мы уже увидели, был одним из правяших кланов Кок-Тюрков. Притсак предполагает, что The Dulo был старейшим кланом Hiunq-nu Huns (Хуннов). Смотрите Притсак …, стр.38,64. Следует также заметить, что the Oquz находились под правлением Yabqu … стр.120; al-Biruni …, С.Е. Сачаи (Лейпциг, перепечатано в 1923 г., перепечатка Багдад, стр.101, который был вассалом кагана Хазар).

В Кок-Тюркской конфедерации the Oquz и Toquz Oquz были признаны как иммеющие статус qaganat, но низшего рода. На самом деле Toquz Oquz Qagan назывался baz qagan "vassal qagan" (смотрите Гоулден "Миграция Oquz" архивный альманах, IV, 1972, стр.49). Других вассалов могли приблизить (поднять) до титула qaganal. К тому же в правящей династии появилось (особенно среди Западных Кок-Тюрков) относительно большое количество лиц, которые имели титул qaganal, хотя их роль в большинстве своем была формальной.

Liu-Mau-tsai, I стр.496-499; Чаваннес, Документы, стр.27-28.

Liu-Mau-tsai, I стр.8

Dunlop, стр.97…. .

Перевод выше принадлежит Dunlop.

Qagan.

Это титул верховного правителя Хазар. Следует отметить, что получить этот титул было нелегко в Алтайском (Altais) мире, так как он подразумевает правление империй.

Существует много источников, определяющих это слово у Хазар.

Источники:

Арабские

1. …

2. …

3. …

4. … Стр. 192

5. …

6. …

7. …

8. …

Армянские

1. …

2. … стр. 192

Византийские

Теофанес Хронология. I, стр.316, 372, 378-379, 407, 409, 426.

Нисафорес Патриарх. … стр.46,48.

Грузинские

1. …. Стр. 192

Персидские

1. ….

2. … стр.152-193

3. …

549. Классическим примером этого является The Qitan (см.К. Виттфогель, Фенг. История китайского общества - Liso, 907-1125 в трудах американского философского общества, новая серия, 1946, том 36, стр.428.

Русские

Повесть временных лет. ПСС, 1, стр.65. Кагань.

Hebrew

Кэмбриджский документ. Стр. 206

MSS

Арабский

Форма Qagan во всех арабских источниках одинаковая (Xagan).

Балатхури:

1. Британский музей.23, 263, 46.

Строка 14 (лист 18).

2. Лейден.340, 238

Строка 9 (лист 119).

Ibn Fablan.

1. Ковалевский. Стр.313, строки 15, 16 (лист 120).

Ibn Hawqal.

1. Лейден. … 314, стр.145, строка 27, 29 (лист 5) стр.146, строки 6, 12, 13 (лист 122).

2. Париж. Национальная библиотека 2214, 38, строки 9, 10, 16, 18,19 (лист 123).

3. Истанбул. Топкапи, III Ахмет 3346, 108, строки 16, 18, 23, 25, 26, 29, 30, 34, 36, 37 (лист 6).

Ibn Xurdadbbin.

1. Оксфорд, Бодлеан, Хантигтон 433, 16, строка 7 (лист 125).

2. Париж. Национальная библиотека 22, 13, 11, последняя строка (лист 127).

3. Вена. Национальная библеотека 783, 10, строка 1 (лист 127).

Ibn Rusta

Британский музей 23, 378, 160, последняя строка (лист 130).

Al-Ya-gubi

Кэмбридж 10, 52, строка 15 (лист 13)

Стр. 194 Yaqut

1. Оксфорд. Бодлеан, Марш 132, 48, строки 24, 26, 29 (лист 7); том 48, строка 1 (лист 75).

2. Лондон. Британский музей. Издания 16, 649, 385, строки 14, 16, 18,20 (лист 8).

3. …

4. …

5. …

6. …

7. …

8. …

(Xaqan) находят (в этой форме) и в якутских источниках (см. обзац, рассматривающий Kundajig. Я их не привожу здесь так как это будет ненужным повторением формы уже известной и приведенной в нашем источнике.

Ibn A' tham al-Kuff.

Истамбул, III Ахмет 2956, том 2; см. многочисленные ссылки 180, 182-195, 241-242 (листы 59-67, 132-137, 105-106, 140-1741).

Армянские

Левонг …

Movses Dasxuranci

Лондон. Британский музей 5261, 92 строка 6; 95 строка 19; 97 строка 10; 120 строка 1; 177 строкав 3; Xan строка 116.

Византийские:

В Византийских источниках, как и в Арабских единая (зафиксированная) форма этого слова (Xaqan-os).

Стр. 195. Теофанес.

Париж. Национальная библиотека 1710, т.256, 307, 308, 310, 312, 313, 314, 343, 345 (листы 145, 93, 94, 146-153)

Я не указал формы, обнаруженные в Оксфорде (Святая церковь 5), т.к они везде такие же, как было описано выше.

Nicephorus Patriarcha

1. Лондон. Британский музей 19, 390; 49 строки 1-2; Xagavok (лист 154).

2. Ватикан.977; 197 строка 16. Xagavok строка 155.

Персидский:

Персидские источники дают такое же графическое изображение, как и арабские по отношению к Qaqan. Везде … (Xagan).

Bal'ami

1. Оксфорд …. Фраза 131 является повторением Эллиота 376 в этом плане.

2. Париж. Национальная библиотека. …

3. Париж. Национальная библиотека. … повторяют указанные выше без каких либо изменений формы.

Bardiz:

1. Кэмбридж 213; 190 строка 2 снизу (Xazar Xaqan, лист 164)

2. Оксфорд.240, стр.473, строки 14, 15 (Xazar, Xaqan, лист 165).

Hudud al-Alam

Рукопись Туманского, 386

Строка 7. (Tarxan Xaqan, лист 23).

Hebrew

Кэмбриджсикй документ.

Библиотека Кэмбриджского университета T-S 38, стр.2, строка 17. (Qazar Kaqan, лист 23).

Комментарий: Qaqan (Radloff, II/I стр.71) Иуд = qa'an, qan. Чан Тэнгиз проследил, что в древнем Тюркском языке было двоякое значение qaqan и qan, которые были позднее использованы монголами в старой монгольской форме qaqan-xaqan, xa' an как верховный правитель и xan как местный правитель.

Происхождение этого титула не совсем ясно (расплывчато). Это было известно Sie-pi и Zuan-zuan. Ласзло объясняет, что данные в Китайских источниках в отношении титула Qaqan противоречмвы, но он думает, что он может быть Sien-pi происхождения или был ими заимствован.

Qatun.

Где-то в 760 году дочь (по имени Qatun в наших источниках: ibn a'tham al-Kuff и Lewond) кагана Багатур вышла замуж за Арабского правителя Армении Yazid ibn Usaid как Sulami.

Скорая смерть Qatun послужила предлогом ряда набегов Хазар в Транскавказ. Qatun - это титул, который в данном случае использовался как личное имя.

Источники:

Наши источники, хотя и разного происхождения, сходятся на форме этого слова.

Lewond.

MS: Матенсдарен 1902, 98 строка 1 (Xat' un, лист 38)

Левонд … стр.132 (Xat' un).

Произношение: Армянский (х) и Арабский (х) часто используется для Тюркского q или q' (стр.124, 125) … = Xatun / Qatun.

Менгес. Восточные элементы в былине о Игоре. Стр.34-35. Эта точка зрения не везде принимается.

Ласзло. … стр.1-4; Doerfev (II стр.370) предлагает происхождение от Zuan-Zuan (Ruan-ruan).

Стр. 197. Комментарий: Qatun …. .

Возможно это слово Soqdian происхождения (xwt' inh). По венгерски, где оно заимствовано от Тюркского (Khazar) мы находим простую орфографическую ошибку c > t.

XaTIRLITBER (QaDIR < TABAR).

Xatilitber является именем полководца одной Орды Хазарской армии 758-764 гг., во время набега в Транскавказ. Lewond, наш источник относительно этого имени и участник событий писал, что Qaqan Хазаров послал армию под предводительством Raz T' arxan (см. As Tarxan в том списке примечаний) орды Xat' irlitbev. Предположительно Xatilitber - это имя вождя этой орды, а не имя самой орды. (Тюркские племена в тот период не использовали личные имена в качестве названий племен (родов)).

Источники:

Lewond.

MS: Матенадаран 1902, 98 строка 9.

(Xatilitber-a) (лист 38).

В двух изданиях текста Левонда даются идентичные варианты Xatilitber. (ау - окончание родительного падежа).

Произношение: Тюркское q, как мы уже отмечали (см. Qazar выше) часто транскрибируется как = по арабски, гречески Хебрю?

В общем смотрите (стр. 197)

стр.233 и в обозрении литературы предоставленной Фрайем (Frye) в комментарии к своему переводу Narsaxi.

Frye, История Бухары стр.110-111 п.38) не так давно о. Смирнова (очерки из истории Soqda. Москва, 1970) нашла, что тюркское Xatun (стр.41) означает по согдански (Sogdian). Жена (qwtw = xu - vatav) = xwav, xvatuv, соответствует персидскому xuda. Далее она поясняет, что "китайские и мусульманские источники" называют королев Средней Азии Xatum, невзирая на их происхождения (тюркское или иранское).

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

Комментариев на модерации: 1.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий