Смекни!
smekni.com

Этикетно-эпистолярные единицы в письмах А.П. Чехова (стр. 8 из 9)

Желаю Вам всего, всего хорошего. (А.С. Суворину; 29 ноября 1898 г. Ялта).

В письмах также используются выражения прощания с описанием жеста или действия. Таких речевых оборотов 50 - 10% (в 40 – к О.Л.Книппер, в 5 – к Л.С.Мизиновой, в 5 – к К.С.Станиславскому). Например:

Целую 1000 раз!!! (Л.С. Мизиновой; конец июля 1891 г. Богимово),

Целую тебя, обнимаю, кусаю за ухо, потом кусаю за плечо, глажу тебя по спине… (О.Л. Книппер; 20 августа 1902 г. Ялта),

Крепко жму Вам руку… (К.С. Станиславскому; 10 ноября 1903 г. Ялта).

Выражения прощания, в которых писатель желает, чтобы «небесные силы покровительствовали» адресату и его родным употребляются 44 раза – 9% (в 33 письмах к А.С.Суворину, в 10 – к О.Л.Книппер, в 1 – к Л.С.Мизиновой), например:

Да хранят Вас ангелы! (Л.С. Мизиновой; 19 декабря 1892 г. Москва),

Да хранит Вас небо, солнце, луна и звезды. (А.С. Суворину; 5 февраля 1893 г. Мелихово),

Да хранят Вас ангелы и архангелы, херувимы и серафимы. (А.С Суворину; 25 января 1894 г. Мелихово),

Прощай, да хранят тебя силы небесные, ангелы хранители. Прощай, девочка хорошая. (О.Л. Книппер; 9 августа 1900 г. Ялта).

Кроме того, в концовке письмаупотребляются выражения прощания в своем частотном виде без сопровождающих фраз. Таких выражений 13 – 3% (в 8 письмах к А.С.Суворину, в 1 – к О.Л.Книппер, в 4 – к Л.С.Мизиновой), например:

До свидания. (А.С. Суворину; 15 апреля 1890 г. Москва),

Приветствую. (А.С. Суворину; 21 июня 1890 г. Амур од Покровской, пароход «Ермак»),

До свидания, милая сваха! (Л.С. Мизиновой; 29 ноября 1893 г. Москва),

До свидания, актриса! (О.Л. Книппер; 26 марта 1900 г. Ялта).

Приветы и просьбы передать приветы

Следует отметить, что наиболее употребляемой формой передачи привета явилась необходимость описание жеста, а именно поклона. Подобные выражения встречаются 106 раз – 74% от общего числа подобных выражений (в 20 письмах к А.С.Суворину, в 46 – к О.Л.Книппер, в 34 – к Л.С.Мизиновой, в 6 – к К.С.Станиславскому). Это, например, такие как:

Кланяюсь. (А.С. Суворину; 4 июня 1891 г. Богимово),

Кланяюсь Вам в ножки. (Л.С. Мизиновой; 19 декабря 1893 г. Москва),

Кланяюсь в ножки, целую, обнимаю и опять кланяюсь в ножки… (О.Л.Книппер; 17 (30) января 1901 г. Ницца),

Низко кланяюсь Вам и Марии Петровне. (К.С. Станиславскому; 5 ноября 1903 г. Ялта).

В письмах к О.Л. Книппер и Л.С. Мизиновой подобные выражения являются приоритетными. Только в 11 (8%) письмах передается непосредственно сам привет, например:

Анне Ивановне, Настюше и Борису самый сердечный привет. (А.С. Суворину; 15 апреля 1890 г. Москва),

Шлю сердечный привет… (К.С. Станиславскому; 1 октября 1902 г. Ялта).

В 24 (17%) письмах наблюдается соединение по формуле: поклон + привет. Например:

Поклон и привет. (А.С. Суворину; 11(23) сентября 1897 г. Биарриц),

Нижайший поклон и привет из глубины сердца. (А.С. Суворину; 11(22) декабря 1897 г. Ницца),

Поклонитесь и передайте мой привет…(К.С. Станиславскому; 18 июля 1902 г. Любимовка).

В двух письмах (1%) А.П. Чехов выражает свое почтение к родным адресата:

Семейству Вашему свидетельствую свое почтение. (А.С. Суворину; 31 января 1891 г. Москва),

Анне Ивановне и Алексею Алексеевичу со чады нижайшее почтение. (А.С. Суворину; 8 сентября 1891 г. Москва).

Стереотипный ввод приписки в конце письма

В письмах А.П. Чехова приписки вводятся без специальных знаков (P.S.), например:

Как поживают ваши многоуважаемые лошади? Хорошо бы проехаться куда-нибудь. (А.С. Суворину; около 20 февраля 1890 г. Москва),

Откуда Вы взяли, что я пью много водки? Я не в состоянии выпить зараз больше трех рюмок. (А.С. Суворину; 15 августа 1894 г. Мелихово),

По пути в Ниццу, быть может, заеду в Милан и Геную. (Л.С. Мизиновой; 21 сентября (3 октября)1894 г. Аббация),

Вишневский мне не пишет. Должно быть сердит. За это я напишу ему плохую роль. (О.Л.Книппер; 18 августа 1900 г. Ялта),

Целую тебя - пойми это. Кланяюсь в ножки. (О.Л.Книппер; 14(27) декабря 1900 г. Ялта),

Я не видел еще «На дне», «Столпы общества» и «Юлия Цезаря». Значит, буду у Вас в театре толкаться каждый вечер. (А.С.Суворину; 10 ноября 1903 г. Ялта).

Лишь 3 из всех приписок оформляется в проанализированных письмах со знаком P.S.:

P.S. Ответ сообщите мимикой. Вы косая…(Л.С. Мизиновой; июнь-июль 1891 г. Богимово),

P.S. Толстой Вас очень любит. Любил бы Вас и Шекспир, если был жив… (А.С.Суворину; 1 августа 1893 г. Мелихово),

P.S. Жду скорейшего ответа. ( Л.С. Мизиновой; 26 января 1893 г. Москва).

Всего в письмах 147 приписок – 31% от всего количества писем (в 66 письмах к А.С.Суворину, в 47 – к О.Л.Книппер, в 24 – к Л.С.Мизиновой, в 10 – к К.С.Станиславскому).

Итак, не все этикетно-эпистолярные единицы реализуют себя одинаково (в письмах к разным адресатам) и в полной мере. На характер употребляемых этикетно-эпистолярных единиц в проанализированных письмах к А.С.Суворину, О.Л.Книппер, Л.С.Мизиновой и К.С. Станиславскому оказывает большое влияние гендорный аспект. А именно, в письмах к А.С.Суворину и К.С.Станиславскому более строго соблюдается эпистолярный этикет. «Женские» письма значительно отличаются от писем к мужчинам своей непринужденностью, свободой выбора определенных этикетно-эпистолярных единиц. Иногда писатель сам находит нужные (не совсем укладывающиеся в этикетные нормы) коммуникативные решения.

Заключение

Письмо – непосредственное отражение естественного коммуникативного акта, реализующегося в наиболее прямой форме и не отягощенного жанровыми ограничениями, которые накладываются всеми остальными разновидностями творческой деятельности. Учет адресата обусловливает широкий выбор для привлечения различных контактоустанавливающих средств. К таким средствам и относятся этикетно-эпистолярные единицы.

В нашей работе мы произвели системный анализ этих единиц в письмах А.П. Чехова к четырем адресатам: А.С.Суворину, О.Л.Книппер, Л.С.Мизиновой и К.С.Станиславскому. При этом мы рассматривали данные единицы как композиционные структуры письма. Нами было задействовано 480 писем разных лет, написанных в период с января 1890 года по декабрь 1903 года.

Представляется естественным, целесообразным и закономерным, вполне в духе времени, исследовать опыт, накопленный эпистолярным жанром к концу 20-го века, посмотреть, как он проявляет себя на заключительном этапе своего существования. Все это обусловило цель нашей работы - выявить особенности этикетно-эпистолярных единиц в письмах А.П. Чехова к вышеперечисленным адресатам.

Исходя из цели, мы провели системный анализ этикетно-эпистолярных единиц; выделили особенности их функционирования в зависимости от адресата и характера письма.

Композиционно письмо состоит из трех частей: зачина, информационной части и концовки.

В зачине выделяются следующие составляющие:

1. Место написания и дата в письме.

Для писем А.П. Чехова характерно написание даты с обозначением числа и месяца. При этом название месяца может быть написано сокращенно. Писем с таким написанием даты – 300 (63%т всех писем). На втором месте по употреблению находятся письма, в которых дата написания включает помимо числа и месяца указания на год. Таких писем 98 (20 %). Примечательно, что подобные написания наиболее характерны для писем к О.Л.Книппер – в 70 письмах указывается именно такая дата написания. В 21 письме место написания и дата не указывается.

2. Обращение.

В проанализированных письмах самое большое распространение получили образные обращения, которые выражают особое доверительное, дружеское расположение к адресату. Это достигается путем использования необычных эпитетов, сравнений. Таких выражений насчитывается 277 (58%). Также отметим, что подобные обращения в большей степени характерны для писем к женщинам. Стиль этих писем создан чеховским юмором и атмосферой непринужденного веселья. Сами собой в письмах рождаются обращения-остроты, поддразнивания, каламбуры, прозвища. Подобных обращений к О.Л.Книппер 214, а к Л.С.Мизиновой – 56 (значительные цифры, вполне соотносимые с частным количеством писем к той и другой женщине). В письмах к Станиславскому и Суворину писатель не позволяет себе подобных вольностей в обращениях.

3. Приветствие.

Во многих письмах А.П.Чехов после указания даты, переходит без лишних предисловий к информационной части. Возможно, это обусловлено тем, что переписка носит вполне устоявшийся характер. Писатель не использует приветствие, зная, что подобное не оскорбит адресата, так как между участниками переписки уже сложились доверительные отношения. Выражения приветствия в письмах употребляются всего 61 раз (13%), при этом 51 – к О.Л.Книппер – жене писателя. В письмах к Л.С.Мизиновой и К.С.Станиславскому подобные стереотипные формулы отсутствуют вовсе.

Информационная часть письма А.П. Чехова отличается тем, что каждый новый ввод информации практически всегда начинается с нового абзаца. Поэтому сообщения между собой практически не связаны и способны существовать обособлено друг от друга. Однако, некоторую связь поддерживают скрепы, типичные для информационной части письма. Чаще всего в письмах А.П.Чехов использует скрепы-обобщения. Их насчитывается 134 – 43% от всех скреп (62 раза используются в письмах к А.С.Суворину, 46 – к О.Л.Книппер).

В концовке письма многие составляющие элементы отсутствуют. Так, эпистолярные требования в большей степени соблюдаются в отношении:

- подписи (Наиболее типичной подписью для писем А.П. Чехова является следующая: Ваш А.Чехов. Такой тип подписи используется писателем 239 раз (50% от всех писем). Ее можно охарактеризовать как подпись нейтрального типа. Она наиболее удобна, так как носит универсальный характер. Значительную часть (174 письма) от этих писем составляют адресованные к А.С.Суворину, так как «мужские» письма предполагают большую регламентацию.

На втором месте по употреблению (130 случаев использования – 27%) находятся подписи, которые А.П. Чехов придумывает себе сам. Подобные подписи чаще всего встречаются в письмах к О.Л.Книппер (104 письма) и Л.С.Мизиновой (20). Часто они носят шутливый, ироничный характер: Предводитель дворняжек Головин-Ртищев, Архимандрит Антоний, Ваш Повсекакий Бумажкер, Тото, Твой мужчинка. Причина употребление подобных подписей все та же: письма к женщинам более свободны от нормативных рамок.