Смекни!
smekni.com

Теория шрифта (стр. 1 из 6)

Курсовая работа

на тему:

Теория шрифта

1. Происхождение и развитие шрифта

1.1 Рождение алфавита

Письменность – это система закрепления на материале звуков речи и слов языка при помощи условных знаков. Письменность возникла в глубокой древности: графические знаки, обнаруженные при раскопках, относятся к очень далекому времени – около 15 тысяч лет тому назад.

Потребность в письме была вызвана необходимостью вести учет, закреплять в памяти какие-либо события, передавать важные известия, указывать дорогу, по которой следует идти, предупреждать о грозящей опасности и т.д. Самым ранним письмом у всех народов была пиктография - рисуночное, образно-картинное письмо, в котором определенные события изображались в виде примитивного и условного рисунка. Пиктография до последнего времени употреблялась у североамериканских индейцев. С таким письмом индейцы обратились к президенту США, прося разрешения им переселиться с одного места на другое. В дальнейшем с известным рисунком стало связываться определенное слово. Рисунки постепенно упрощались, делались схематическими: в письмо вводились знаки, обозначающие отвлеченные понятия. В начале ХХ в. были открыты так называемые синайские надписи, относящиеся к ХII – ХIVвв. до н. э. Знак этих надписей во многом напоминают египетские иероглифы, но их система представляет собой законченный алфавит, т.е. группу знаков, принятых для обозначения звуков речи и расположенных в определенном порядке. Создателями этого наиболее древнего алфавита были гиксосы – полукочевой прасемитический народ. Они завоевали Египет и господствовали там несколько столетий, пока не были изгнаны египтянами. Гиксосы восприняли высокую египетскую культуру и на основе египетских иероглифов создали свою письменность, основой которой явился алфавит. Финикийцы, ведшие широкую торговлю со многими странами, значительно улучшили древнесеметическую письменность, сделав ее исключительно фонетической. В фонетическом письме каждый отдельный графический знак соответствует звуку речи. Это такой вид письма, каким пользуются в большинстве стран мира в настоящее время. Наш современный алфавит является результатом сложного и длительного развития письменности. Начертание каждой буквы алфавита алфавита не является произвольным, а получилось путем упрощения определенного иероглифа, прообразом которого явилась форма какого-либо конкретного предмета. Например, упрощенная фигура льва (по-египетски «лабу») стала обозначать букву-звук Л; фигура орла (по-египетски «ахом») – букву-звук А и т.д. Знак А послужил прототипом букве «альфа» в греческом алфавите, «аз» - в древнеславянском. В этом кроется необычайная стойкость рисунка букв. Мы можем изменить пропорции и контрастность, можем модернизировать и стилизовать буквы, усложнить или упростить их, но мы не можем изменить их конструкцию, заменить их составные части другими, выдуманными нами. Рисунок букв находится в прямой зависимости от того, на каком материале и какими инструментами эти буквы, написаны, какой художник их писал, в какое историческое время. Шрифт, высеченный на камне, отличается от такого же шрифта, написанного кистью на бумаге, шрифты рукописных книг отличаются от печатных шрифтов. Шрифт, как и архитектура, является зеркалом своего времени. Исторические изменения также находят в нем свое выражение. Однако изменения, которым подвергается шрифт в своем развитии, касаются не существа буквы, а ее чисто внешних особенностей.

Интересно в этой связи проследить, как развивалось и совершенствовалось наше письмо, как на протяжении многих веков из египетских иероглифов вырабатывался шрифт, как современные буквы приобрели привычные нам устойчивые формы.


Палочное письмо

Для передачи информации и для запоминания первобытные народы использовали “палочное” письмо. Самым примитивным его примером является наклонно воткнутая в землю на обочине палка, информирующая о длине пути и возможных на нем препятствиях и опасностях. Не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации как вампумы и кипу.

Вампумы

Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или поясА, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы и некоторые другие) использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый – войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения. Ракушечное письмо отнюдь не было монополией индейцев. В качестве мнемонического средства пользовались и пользуются им многие народности в Африке (письмо “инивари”).

Узелковое письмо

Кипу (узелковое письмо) – ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу, была ли письменность у инков. Ни одно настоящее государство не может существовать без письменности: необходимо вести постоянный учет, передавать сообщения о событиях в стране, распоряжения. Создатели громадного государства – крупнейшего в доколумбовой Америке – должны были иметь письмо. Однако его так и не обнаружили. Похоже, что письмо инков (а, точнее, предписьменность) просто имело слишком необычный вид. Кипу (на языке индейцев кечуа – 'узел ') – оригинальное порождение инкской культуры; это шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков. Число шнурков на одной веревке доходило до сотни, а на них навязывали узлы различной формы. Количество и форма узлов обозначала числа. Наиболее удаленные от веревок узлы соответствовали единицам, чуть ближе располагались десятки, еще ближе – сотни, затем тысячи. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счет, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.

Бурый цвет символизировал картофель, желтый – золото, красный – войнов и т.д. Кипу позволяло чиновников передавать различную информацию о налогах, числе войнов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое иное. Расшифровывали информацию специальные толкователи кипу – кипу-камайокуна. Главным среди них был личный секретарь Верховного правителя инков – Великого Инки, подающий ему сводную информацию. Испанцы, столкнувшиеся с кипу, были потрясены той быстротой и точностью, с которой им выдавались нужные сведения. Взяв в руки кипу, кипу-камайокуна сразу начинал читать по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за движениями глаз и рук.

1.2 Шрифты средневековья

В эпоху средневековья выбор шрифта часто был весьма серьезным шагом, который делался отнюдь не только из эстетических соображений или по соображениям удобства письма и чтения. Шрифт в средневековье, как и многое другое, имел большое символическое значение, и его выбор уже сам по себе мог быть своего рода программным заявлением. Кроме того, набор средневековых шрифтов не ограничивался исключительно готическим шрифтом, который, к слову, тоже был достаточно разнообразен.

История средневековых шрифтов, разумеется, уходит своими корнями в историю латинской письменности в Римской Империи. Не затрагивая совсем ранние периоды, мы можем начать с первого века новой эры. К этому времени окончательно оформилось так называемое римское капитальное (то есть состоящее из капиталов – прописных букв) письмо. Пожалуй, самый знаменитый классический образец этого письма – надпись на колонне Траяна (II век н.э.).

текст на колонне императора Траяна

По-видимому, текст на камне сперва был выведен плоской кистью, а потом вырублен. Интересно, что практически точные копии этого шрифта встречаются и на других памятниках тех времен, что дало возможность предположить наличие в Риме эпохи Траяна некоего общегосударственного эталона для официальных надписей. Удобочитаемость, графическое совершенство и органическое соответствие архитектурному стилю обеспечили этому шрифту популярность в веках и породили множество подражаний.

В римских надписях на камне существовало два основных вида капитального письма: квадрат и рустика. Название «квадрат» отражает то, что многие буквы этого письма по своим пропорциям близки к квадрату. Надписи квадратом создают ощущение размеренной торжественности.

римское квадратное письмо

В отличие от квадрата, рустике присуща своего рода сжатость, а также тонкие длинные вертикальные штрихи и жирные горизонтальные. Этот шрифт выглядит гораздо менее торжественно. Возможно, отсюда и его название, происходящее от латинского rusticus – простой, деревенский.

римская рустика

В повседневной жизни римляне, конечно, писали более простым шрифтом – курсивом. Более ранним вариантом является так называемый маюскульный (от латинского majusculus – большеватый, довольно большой) курсив, состоявший из прописных знаков.

римский маюскульный курсив

В быту, разумеется, эстетика уступала потребности писать быстро. Надписи становились более размашистыми, буквы становились написанными слитно. Как правило, основные элементы букв писали сверху вниз, и при быстром письме далеко не всегда удавалось остановиться на нижней линии строки – так родились нижние выносные элементы букв. Верхние придумали позже, возможно, чтобы уравновесить нижние. Эти элементы характерны для сформировавшегося к III веку минускульного (от латинского minusculus – очень маленький, крохотный) курсива, состоявшего уже из строчных знаков.