Смекни!
smekni.com

Мифологический тип мировоззрения (стр. 1 из 3)

- 2 -

ш2.0

П Л А Н

1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.

2. Мифология:

а) мифология как форма общественного сознания;

б) мифология - исторический тип мировоззрения;

в) изучение и развитие мифологии.

3. Миф и мифологичность:

а) сущность мифа;

б) основные категории мифа.

4. Миф и религия.

5. Миф XX века.

6. Литература.

ш1.5

.

- 3 -

1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.

Мировоззрение - система общественных представлений о мире в

целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об

отношении человека к окружающей действительности.

Мировоззрение - сложное, разностороннее и многоплановое об-

разование.

Оно имеет многослойную структуру.

Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то

раз и навсегда данным статичным неизменным. На ранних этапах ис-

торического развития изменялась роль отдельных компонентов в сис-

теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его со-

держание.

В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или

иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависи-

мости от способа включения соответствующих взглядов и представле-

ний в структуру мировоззрения, способа их обоснования, можно го-

ворить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных

классов господствуют разные типы мировоззрения.

.

- 4 -

2. Мифология.

а) мифология как форма общественного сознания.

Мифология - форма общественного сознания; способ понимания

природной и социальной действительности на разных стадиях общест-

венного развития.

В общественном сознании первобытного общества мифология не-

сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на пре-

одоление фундаментальных антиполий человеческого существования,

на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифо-

логической "логики" служили неспособность человека выделить себя

из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления,

на неотделившегося от эмоциональной аффективной среды.Следствием

было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов,

очеловечивание окружающей природной среды,в том числе одушевление

фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетли-

вое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и сло-

ва, существа и его имени, пространственных и временных отношений,

происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объ-

екты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в

пространстве и времени, выступали в качестве знаков других пред-

метов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии то-

тальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом

сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс-

твенно резкое разграничение мифологического, раннего (сокрально-

го) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходя-

щее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и преце-

дента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывает-

ся специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится

на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от

причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и

персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии

причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифо-

логических существ, имеющая систематически ценное значение. То,

что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отноше-

ния, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению

на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф

обычно совмещает в себе два аспекта:

диахронический (рассказ о прошлом)

- 5 -

синхронический (объяснение настоящего или будущего).

Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реаль-

ным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный

"надежный" опыт осмысления действительности множества поколений,

который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали при-

нятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкци-

онировали определенные нормы поведения.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повест-

вованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древ-

них культурах составляли известное единство - мировоззренческое,

функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта пер-

вобытной культуры - словесный и действенный, "теоретический" и

"практический".

б) Мифология - исторический тип мировоззрения.

На ранних этапах истории выраставшие из материальной практи-

ки эмпирические знания об окружающей действительности служили

ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования

мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплета-

лись с мифологическими и религиозными представлениями.Эти предс-

тавления являлись фантастическим отражением действительности, вы-

ражением бессилия человека перед стихийными силами природы и ил-

люзорным преодолением этого бессилия.

Мировоззрение всегда представляет собой интегральный резуль-

тат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

Мифология - это своеобразная форма проявления мировоззрения

древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о

сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии

отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение

человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыс-

лении часто использовались искусством. В идеологии нового и но-

вейшего времени понятие мифа используется для обозначения различ-

ного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массо-

вое сознание.

в) Изучение и развитие мифологии.

Первые попытки рационального переосмысления мифологического

материала предпринимались еще в античности, причем преобладало

- 6 -

аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифа-

горейцев). Платон притивопоставил наряду с мифологией философс-

ко-символическую ее интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.)

видел в мифических образах обожествление исторических деятелей,

положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов, распростра-

ненному и позднее. Средневековые христианские теологии дискреди-

тировали античную мифологию, интерес к ней возродился у гуманис-

тов эпохи Возрождения, которые видели в ней выражение чувств и

страстей эмансипирующейся человеческой личности.

Первые попытки сравнительной мифологии были стимулированы

открытием Америки и знакомством с культурой американских индейцев.

В философии Вико своеобразие "божественной поэзии" мифа свя-

зывается с неразвитыми и специфичными формами мышления, сравнимы-

ми почти с детской психологией. Философия мифа Вико содержала в

зародыше почти все основные последующие направления в изучении

мифологии.

Деятели французского Просвещения рассматривали мифологию как

продукт невежества и обмана, как суеверие. Романтическая филосо-

фия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифо-

логию как эстетический феномен, занимающий промежуточное положе-

ние между природой и искусством и содержащей символизацию приро-

ды. Основной пафос романтической философии мифа состоял в замене

аллегорического истолкования символическим.

Во второй половине XIX века друг другу противостояли две ос-

новные магистральные школы изучения мифа.

Первая из них опиралась на достижения научного сравнитель-

но-исторического языкознания и разрабатывала лингвистическую кон-

цепцию мифа (А.Кун, В.Шварц, М.Мюллер и др.) Согласно точке зре-

ния Мюллера, первобытный человек обозначал отвлеченные понятия

через конкретные признаки посредством метафорических эпитетов, а

когда первоначальный смысл последних оказывался забыт или затем-

нен, в силу семантических сдвигов возникал миф. Впоследствии эта

концепция была признана несостоятельной, но сам по себе первый

опыт использования языка для реконструкции мифа получил продук-

тивное развитие.

Вторая школа - антропологическая, или эволюционистская, -

сложилась в Великобритании в результате первых научных шагов

сравнительной этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к не-

- 7 -

коему представлению о душе, возникающему у "дикаря" из размышле-

ний о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким об-

разом, со своеобразной первобытной наукой, становящейся якобы не

более чем пережитком с развитием культуры и не имеющей самостоя-

тельных значений. Серьезные коррективы в эту концепцию внес

Дж.Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу не как сознательную

попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ри-

туала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера была развита кембридж-

ской школой классической философии.

Впоследствии интерес в изучении мифологии сместился в об-

ласть специфики мифологического мышления. Леви-Брюль считал пер-

вобытное мышление "дологическим", которым коллективные представ-

ления служат предметом веры и носят императивный характер. К "ме-

ханизмам" мифологического мышления он относил:

Несоблюдение логического закона исключенного третьего (объ-

екты могут быть одновременно и самими собой и чем-то другим);

Закон партиципации; неоднородность пространства; качествен-

ный характер представлений о времени и др.

Символическая теория мифа, развитая Кассирером углубила по-