Смекни!
smekni.com

Ссудный процент и его роль в экономики (стр. 7 из 9)

На биржевом и внебиржевом сегментах внутреннего валютного рынка по-прежнему почти весь объем сделок сосредоточен на кассовом сегменте, несмотря на постепенное увеличение доли операций на срочном сегменте. Объемы срочных конверсионных операций уступают объемам кассовых сделок в десятки раз, причем среди срочных валютных операций преобладают сделки на наиболее короткие сроки (до 7 дней на внебиржевом сегменте, до 3 месяцев - на биржевом). Прогнозная достоверность форвардных и фьючерсных валютных котировок остается невысокой. В условиях сохранения среднесрочной тенденции номинального укрепления рубля к доллару США расчет форвардных и фьючерсных курсов доллар/рубль на срок свыше 3 месяцев исходя из тезиса о невозможности валютно-процентного арбитража дает неадекватные результаты: срочные котировки доллара к рублю оказываются завышенными относительно фактических значений курса доллар/рубль на дату расчета.

На основных сегментах российского фондового рынка в последние годы произошли значительные позитивные сдвиги в плане повышения ликвидности и роста дюрации обращающихся инструментов. Тем не менее набор ликвидных инструментов остается достаточно узким как в сегменте государственных (включая региональные), так и корпоративных ценных бумаг. Кроме того, для сегмента корпоративных бумаг сохраняется проблема дефицита надежных и долгосрочных инструментов. В сегменте фондовых фьючерсов почти весь объем сделок приходится на фьючерсные контракты на акции 3 ведущих компаний-эмитентов сроком до 3 месяцев. При этом фьючерсные котировки следуют за текущими котировками соответствующих базовых активов, не имея самостоятельного значения как индикатора будущей ценовой динамики.

Современное состояние российского финансового рынка является результатом его поступательного развития на протяжении более чем 15 лет. Этот период включал как временные отрезки бурного развития, в том числе и за счет притока краткосрочного спекулятивного капитала, так и кризисные периоды, позволившие участникам рынка и регулирующим органам испытать на себе действие рыночного механизма. При определенной незавершенности процесса формирования законодательной базы, инфраструктурной и институциональной основ российского финансового рынка его важнейшие ценовые характеристики (уровень, структура, динамика) в значительной мере приблизились к ценовым характеристикам развитого финансового рынка. Это создает предпосылки для интеграции российского финансового рынка в мировой рынок в условиях дальнейшей либерализации российской экономики. В то же время на данном этапе в формировании рыночных цен (ставок, доходностей, курсов) на финансовые активы большую роль играют денежные власти, чьи действия дополняют работу рыночного механизма.

3.3. Система рефинансирования как приоритетное направление развития денежно-кредитной политики РФ

Посткризисное развитие денежной сферы Российской Федерации характеризовалось постепенным снижением инфляции и устойчивым поступательным развитием банковской системы. Однако в 2006 г. по сравнению с предыдущим периодом ситуация развивалась менее благоприятным образом, высветив проблемы, существующие в области денежного регулирования. Во-первых, это напряженность в банковском секторе, возникшая весной — летом 2006 г. на фоне исключительно благоприятной рыночной конъюнктуры. Во-вторых — недостижение намеченных инфляционных ориентиров в 2006 г. и ускорение инфляции в начале 2006 года.

В текущей ситуации, актуальна проработка вопросов совершенствования механизмов денежно-кредитного регулирования. В первую очередь в число приоритетов должна быть включена проблема регулирования межбанковского денежного рынка, с помощью которого можно существенно усилить возможности Банка России по решению своих задач в области денежной политики и обеспечения финансовой стабильности.

Необходимо подчеркнуть и такой достаточно известный факт, что управление краткосрочными процентными ставками является основным инструментом денежной политики большинства как развитых, так и развивающихся стран.

Функция центрального банка по поддержанию финансовой стабильности тесно связана с его ролью кредитора последней инстанции, которая включается при тех обстоятельствах, когда межбанковский рынок оказывается не в состоянии удовлетворить потребность конкретных банковских учреждений в резервах. Банковская система с не­полным резервированием на системном уровне является подверженной кризисным явлениям, сопряженным с массовым изъятием средств. Снятие этого риска возможно лишь при введении 100% резервирования, что всерьез никто не рассматривает, кроме разве что представителей достаточно маргинальных экономических школ вроде австрийской. Четкое же понимание того факта, что банковские резервы не обеспечивают покрытия обязательств банковской системы, что может приводить к систематическим кризисам, и позволило осознать необходимость наделения центрального банка функциями кредитора последней инстанции [21].

Классический взгляд на политику центрального банка, выполняющего функции кредитора последней инстанции, строился на следующих принципах: заимствование со стороны центрального банка должно быть доступно только платежеспособным банкам под хорошее обеспечение; займы должны предоставляться по достаточно высоким процентным ставкам, чтобы не возникало стремления использовать их для финан­сирования повседневных операций; центральный банк должен обеспечить ясное понимание доступности ресурсов для банков, которые обладают достаточной устойчивостью и в состоянии предоставить надлежащее обеспечение.

Функция кредитора последней инстанции во многом как раз и направлена на использование в экстренных ситуациях. Следует также подчеркнуть, что основным способом регулирования ликвидности банковской системы и воздействия на процентную ставку межбанковского рынка в большинстве случаев являются операции по купле-продаже активов на открытом рынке. В качестве основных торгуемых продуктов используются, как правило, государственные ценные бумаги. Механизмы рефинансирования конкретных банков существуют именно для предотвращения ситуации, когда межбанковский рынок оказывается не в состоянии распределить резервы между кредитными организациями в силу взаимного недоверия или фрагментированности, и возникает угроза дефицита средств у вполне платежеспособных банков, что чревато серьезными угрозами для нормального функционирования платежной системы и финансовой стабильности. В принципе они выполняют в большой степени роль страховки.

В настоящее время Банк России в рамках проводимой им денежно-кредитной политики заметно расширил использование финансовых инструментов, обеспечивающих краткосрочное рефинансирование банков. Это было связано, прежде всего, с необходимостью сглаживания резких колебаний краткосрочных процентных ставок депозитного рынка, негативно отражающихся на смежных с ним сегментах - рынке государственных ценных бумаг и внутреннем валютном рынке.

Операции «своп» являются одним из таких финансовых инструментов, эффективно регулирующих банковскую ликвидность. Операции «своп» характеризует, во-первых, простая форма, использующая юридическую базу действующих межбанковских соглашений и многолетнюю практику торговли финансовыми активами, и, во-вторых, широкое участие различных (средних и крупных) кредитных организаций, имеющих диверсифицированную валютную структуру активов. По своему содержанию эти операции предусматривают одновременное заключение двух встречных сделок - покупку и одновременную продажу или продажу и одновременную покупку валюты одного вида за валюту другого вида. Важным условием эффективности операций «своп» является наличие ликвидного локального (местного) межбанковского депозитного рынка валют, связанных валютным обменом, и способность банковского сектора осуществлять заимствования ведущих мировых валют на международных рынках. От операций «валютный своп», предусматривающих обмен депозитами в разных валютах, их отличает иная юридическая форма соглашения, лежащего в основе этого финансового инструмента.

Встречные сделки операции «Своп», имеющие разные расчетные периоды (периоды времени между общей датой их заключения и двумя разными датами расчетов), позволяют получить на время необходимую валюту (для исполнения текущих обяза­тельств). Сделка с более коротким расчетным перио­дом (короткое «плечо» операции «своп») заключается одновременно со сделкой с более продолжительным расчетным периодом (длинное «плечо» операции «своп»). Курсы встречных сделок по операции «своп» будут различаться. Разность (своп-разница) между курсом сделки с коротким расчетным периодом (базовым курсом) и курсом сделки с длинным расчетным периодом определяется величиной процентных ставок, складывающихся на депозитном рынке двух валют на момент проведения операции «своп». Поэтому формула для расчета своп-разницы по двум валютам, например, рубля и доллара США будет иметь вид [12, 53]:

СР = БК х {[(1 + ПД(RUВ))/(1 + ПД (USD)))] - 1} (8)

где СР - величина своп-разницы, выраженная в российских рублях;

БК - базовый курс (рублей за доллар США);

ПД (КЦВ) - величина процентного дохода по рублям (процентная ставка по российским рублям в процентах годовых, умноженная на количество календарных дней финансирования и деленная на число календарных дней в российском банковском кален­дарном году с коэффициентом 100);