регистрация / вход

Тема Революции в Творчестве Блока

Краткая биография. Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета.

Краткая биография.

Алексанр Александрович Блок родился в 1880 году в Петербурге. Его дед по

матери А.Н.Бекетов был видным учёным, ректором Петербургскогоуниверсетета.

Отец поэта был профессором философии и права Варшавского универсетета .

Жена Блока – дочь знаменитого русского химика Д.И.Менделеева. Детские годы

будущий поэт провел в семье Бекетовых, жил в дедовском имении Шахматово

(недалеко от города Калинина). В семье Блока много внимания уделялось литературе

и искуству . Бабушка,мать Блока и её сёстры занимались художественными и

научными переводами . Атмосфера царившая в семье Бекетовых , способствовала

тому , что Александр Блок рано начал заниматься стихотворством. В 1906 году Блок

закончил историко-философский факультет Петербургского университета ,еще

будучи студентом, он начал писать стихи . В памяти Блока сохранился характерный

эпизод из студеньческих лет . Свои стихи , написанные по мотивам картин

В.Васнецова , он отнес В.П.Островскому-редактору демократического журнала

«Мир божий » . «Пробежав стихи, - вспоминает Блок в позднейшей автобиографии ,

- Он сказал : «Как вам не стыдно , молодой человек , когда в университете бог

знает что творится !» - и выпроводил меня со свирепым равнодушием . Тогда это

было обидно , а теперь вспоминать об этом приятнее , чем обо многих позднейших

похвалах » . Блок прожил сложную жизнь, в сложное время .

Россия на рубеже XIX-XX-веков . Жизнь быстро меняется и усложняется .

Развитие промышленности и транспорта , средств связи , технический прогрес делают

её интенсивной . Всё это сопровождается социальным кризисом , активными

поисками в философии и религии . Навстречу новому веку в стране зарождается новое

искуство , которое теперь мы называем искусством «серебрянного века» . Наивный и

плоский «реализм» , прописные истины «позитивизма» перестают удовлетворять ;

«гармонические» средства стиха XIX века в значительной мере стираются .

Дерзко- с вызовом в литературу входят новые силы: Константин Бальмонт,

Валерий Брюсов занимают ключевые места на поэтическом Олимпе, а Дмитрий

Мережковский обосновывает перемену в специальном трактате « О причинах упадка

и о новых течениях в современной руской литературе». Это манифест нового

направления в литературе.Это ,так называемые «старшие символисты».

Десятилетием позже явились и «младшие». Два молодых поэта, никому не

Известные, не знакомые даже друг с другом, настроенные мистически, пристально

Всматривались, во все новое,что нес с собой новый ХХ век. Даже разнообразные и

Яркие закаты того времени казались обоим необыкновенной “эпохой зорь” и

Связывались с мистическим ожиданием,предзнаменованием чего-то нового,

Необычного, глобально- значительного.

Один из этих людей – Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге,

другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под псевдонимом “Андрей Белый”,

в Москве. Оба испытывали влияние новейшей поэзии, жили в мире Ибсена,

философии Ницше и Шопенгауэра, музыки Вагнера, романов Достоевского,поэзии

Тютчева и Фета, философии и поэзии Владимира Соловьва. А.Белый теоретически

Обосновывал символизм, как искусство высшего синтеза, имеющее не только

художественное, но и пророческое, жизнетворческое значение.

Стихи юного А.Блока , еще нигде не печатались, и его мать пересылала их

в Москву, своей двоюродной сестре –художнице О.Соловьевой, в то время там бывал

Андрей Белый,живший по соседству. В письмах Зинаиде Гиппиус- известной

Петербургской поэтессе, О.Соловьва писала о том, что Боря Бугаев (А.Белый) от

стихов Петербургского новоявленного поэта А.Блока в восторге.

В январе 1903 года началась их переписка, причем оба написали одновременно

так,что письма встретились и разминулись в дороге, чему было придано мистическое

значение .Через год в январе 1904 года, когда А.Блок приехал в Москву со своей

молодой женой состоялась их личная встреча.

Белый в Москве стал главой кружка “аргонавтов”, члены кружка

познокомившись со стихами А.Блока , приняли его к сердцу и посчитали своим.

Петербургский поэт, еще не печатавшийся, стал “греметь” в группе восторженных

его приверженцев.

Писать стихи Блок стал очень рано, но как поэт определился не сразу, его

Более увлекала карьера драматического артиста,он принял участие в нескольких

любительских и полупрофессиональных спектаклях.Лирические стихотворения

создавались попутно, как бы для себя,как средство самовыражения. Блок не

торопился печататься, хотя стихов уже было несколько сотен. И когда в 1903 году

появились в печати две подборки стихотворений Блока, а затем и первый сборник

“Стихи о прекрасной даме”- получился бесподобны дебют. Блок сразу выступил не

как начинающий , а как сложившийся поэт,которого стали сопостовлять с Фетом.

Он входит в литературные круги обеих столиц, знакомится с Мережсковским,

Брюсовым, сближается с А.Белым и С.Соловьвым - становится заметной фигурой

молодого в то время течения – символизма.

Сборник “Стихи о прекрасной даме” не был механическим собранием всего,

что было написано поэтом к этому времени (1905год), он тщательно составлялся и

отличался единством темы и композиции,где каждое стихотворение развивало общую

идею. Эта идея была внушена Блоку поэтической философией В.С.Соловьева: идея

Вечной Женственности и связанных с нею знамений и «предчувствий». Предчувствия

связывались с началом нового века, который поэт ощущал как новое не только

календарно,но и по существу. Эти мистические предчувствия на языке социальном

(чуждом в то время самому Блоку) были обусловлены переломом в жизни страны на

рубеже двух веков, усложнением психической жизни творческой интеллигенции.

Сильное влияние приобрел символизм, выражавший в искусстве сложные

переживания человека, живущего духовными чаяниями нового века. Блок- поэт

сложился в нутри этого течения. Но еще до непосредственного знакомства с ним

поэтические искания молодого Блока были связаны и с поэтами-предшественниками-

с творчеством Тютчева, Фета, Апухтина, Полонского и особенно Вл.Соловьева.

Идиалистическая настроенность, служение Женственности и Красоте, усадебные

мотивы, сочетание интимно-любовных и филосовских тем, музыкальность,

напевность стиха-такова молодая лирика Блока, воспринятая им отпредшественников.

Отталкиваясь отненависного ему рационализма и позивитизма,овладевая техникой

символизма, Блок создает мистико-романтические произведения, построенные на

завораживающих недоговоренностях и неясностях, становится мастером

неотчетливой стихотворной речи, подобной полотнам иных импрессионистов.

Подобное затемнение стиха требовала сама тема : расплывчатый миф о Таинственной,

Непостижимой Женственности и Красоте, способной преобразить мир.

“Стихи о Прекрасной даме” стали основой первой книги лирических

произведений Блока ,которому сам поэт придал вид и значение лирического дневника.

Одноко эта ранняя лирика с ее мистическими переживаниями не была принята

традиционной либеральной критикой. Идеал служения Вечной Женственности в

“Стихах о Прекрасной Даме” противопоставлен низменным заботам людей “о злате

и хлебе”, но этот мотив редок, и неправильно думать,что в ранних стихах поэта нет

никакой социальности: ожидание Прекрасной Дамы соединено со смутным сознанием

неблагополучия, космического катаклизма, грозячего мировой катастрофы.

Поэт присально вглядывается в жизнь и видит ее реальности, вплоть до тягот

фабричного труда и повседневной городской жизни.Эти мотивы усиливаются

в книге второй (стихи 1904-1908 гг.) . Революция 1905 года пробудила в поэте

сознание гражданской ответственности : покоя и счастья нет , когда мир делится на

голодных и сытых . В творчество поэта врывается редкая у него открытая

политическая лирика : «Сытые» , «Митинг» , «Вися над городом всемирным…» ,

однако революцию Блок воспринял только эмоционально , жертвенно-

как личную драму , прямого воспевания революции в стихах Блока нет .

В основу тома был положен сборник стихов –«Нечаянная радость» (1907) .

Заглавие указывало на открытие поэтом «образа грядущего мира» , связанного

с движением народа , социальных низов . В открывающем том програмном

стихотворении та , что была прекрасной Дамой , «в поля отошла без возврата» .

Сумятитца городской жизни вызвала появление «чердачных» стихов , изображающих

город в традициях Некрасова , Гоголя , Достоевского , - во всей его фабрично-

заводской и бытовой неприглядности . Постепенно из мистико-романтического

трубадура Блок превращается в поэта , которому дороги судьбы России .

Другая тема – природы , «пузырей земли» – своей материальной плоскостью

также разрушала стилистику «Стихов о Прекрасной Даме» . Блок рассорился со

своими друзьями «соловьёвцами» – А.Белым и С.Соловьёвым , усмотревшим здесь

измену канонам символизма .

Центральное стихотворение сборника- «Незнакомка»(1906г) принесло Блоку

громкую известность . Здесь женщина - видение , воплощение идиала, но в отличие

от Прекрасной Дамы ,образ земной, земной, реальный и притом ресторанный ,хотя

и противопоставленный пошлости обыденной жизни.

Меняется и образ лирического героя – это одинокий человек в состоянии

психологической депрессии, причины которой социальные , заливает свое отчаяние

алкоголем. Этот образ автобиагрофичен, лиричен,соответствует мировосприятию и

«бродяжнической жизни» поэта в эти годы. Фигура бродяги, странника,

отрекающегося от традиционных ценностей городской кульры и находящегося

в пути , в скитаниях по бесприютной , бедной родной земле, которую он беззаветно

любит. Написано стихотворение «Осенняя воля», оно не случайно помечено не только

датой ,но и местом его создания – Рогачевское шоссе. С него начинается в творчестве

Блока огромная тема Родины.

Третья книга стихотворений (1907-1916г)-главная и основная во всем наследии

Блока,здесь поэзия достигла наивысшей зрелости. Окончательно исчезают следы

прежнего «декаденства» , стихи отличаются совершенством формы, строгой

простотой. Главная тема книги – Россия, ее сложная трагическая история,

выражает боль, за судьбу родины , ввергнутой в мировую войну.

Россия вообще становтся главной темой Блока. Дума о народе, народе

и интеллигенции, о России и революции, интеллигенция и революция, ненависть к

пошлости и бездуховности «страшного» мира – основные сквозные темы не только

лирики Блока , но и его драмм, статей, дневниковых записей – всего его творчества.

Именно эта тема прежде всего создает ощущение цельности Блока, его личности и его

творческогонаследия во всех жанрах.

Февральскую революцию 1917 года Блок встретил восторжено,с надеждой

на изменение жизни. Находясь на прифронтовой полосе на военной службе,он

писал матери « То, что происходит, происходит в духе моей тревогои».

Весной 1917 года, вернувшись в Петербург, он принял предложение быть

одним из редакторов протоколов Чрезвычайной Следственной комиссии,

раследовавшей деятельность бывших царских министров.Вся работа комиссии

проходила в Зимнем дворце. Комиссия не успела завершить свое дело, но результатом

работы в ней Блока стала его документальная книга «Последние дни императорской

власти (1921г).

К Октябрьскому перевороту поэт отнесся поначалу более осмотрительно.

В ноябре и декабре он никак не выявил своих настроений и даже прекратил ведение

дневника , но в январе 1918 года развил чрезвычайную творческую активность.

В несколько дней были созданы поэма «Двенадцать», большое стихотворение

«Скифы», посвященное трагическим перепетиям Брестского мира и отношениям с

Западом, и статья «Интеллигенция и революция»

Поэма «Двенадцать»,вызванная октябрьскими днями, получила одностороннее

толкование как слева, так и справа . Сам Блок с некоторым запозданием

предупреждал от этого в «Записке о «Двенадцати» (1920г); тема революции

не означала для поэта политической , агитационной направленности поэмы.

В «Двенадцать» изображалась не революция, а Россия в момент революции.

Поэтическая идеализация большевистского переворота,если она в какой- то мере и

присутствует в произведении , соединена Блоком с бескомпромисно-реалистическим

изображением революционного Петрограда и самих свершителей революции из

народных низов,выведенных без всяких прекрас.В этой двойственной неопределенной

позиции поэта, болеющего за судьбы России, проявилось сочуствие революции, но

в то же время неуверенность в ее результатах и перспективах. Основное в

произведении –пафос разрушения старого мира, что было для поэта важнее всего.

С 1905 года Блок вовлекся в революцию «как давно тайно хотевший гибели» (запись

в дневнике 15 августа 1915 года). Противоречивость и слабость восприятия

революции Блоком выявилась в малоубедительном образе Иисуса Христа,

появляющегося в самом конце поэмы в качестве некоего символа святости

революции.

Характерно,что не только писательская элитат в лице А.Ахматовой,

Д.Мережсковского, З.Гиппиус,Ф.Солгуба выразила свое резкое неприятие поэмы

Блока, но и сам революция,ее руководящие деятели приняли ее весьма сдержанно,

тем более,что эта поэма и статьи Блока того времени были опубликованы в печатных

органах левых эсеров,с которыми поэт, не входя организационно ни в какие партии

имел литературные связи. В феврали 1919 года он подвергся по этому поводу кратко

временному аресту и допросу в ЧК.

Блок поверил в очистительную силу революции , вообразил себе ее

«музыкальный напор» , услыхал «шум от падения старого мира» ,-«страшного мира»

неприязнь к которому вызревала в поэте давно. Неистовые ругательства в адрес

интеллигенции и буржуа в январском и февральском дневнике 1918 года выдают,

состояние близкое к помешательству,могут служить материалом для психопатолога.

Этих материалов лучше бы не было. Но они есть, и помогают нам только понять,

какого рода ненависть к буржуазной “цивилизации” толкала поэта в стихию

революции.

Переворот в сознании Блока, его новые произведения вызвали целую бурю

в обществе, раскололи его надвое. Искренность поэта была для всех вне всяких

подозрений, но тем не простительнее было его “падение” для тех и других.

Блок “принял “ идею революции , будучи не искушенным в реальной политике,

повинуясь только голосу собственных эмоций и собственной совести.Блок

ждал от революции совсем не того, что она несла реально. Скоро выяснилось,

что ожидаемая очищающая “стихия” , “музыка” революции, появление “человека

артиста” подчерпнутые Блоком у Ницше и Вагнера не состоялись.Блок уповал

на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым

бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением

нравов.

Образ Христа в конце поэмы вызвало непонимание и кривотолки.

Все последующее время ,до самой кончины – стало кресным путем для Блока.

Блок не только перестал слышать “музыку революции”, он ощутил “щель истории,

в которую мы попали”, для него исчез вдруг и “воздух”и он задохнулся.Мне трудно

дышать, сердце заняло полгруди…(одна из последних записей его дневника 18 июня

1921 года). От тягчайшей болезни тела и духа спасти Блока мог только немедленный

отъезд в санаторий.М Горький и другие писатели ходатайствовали в Москве о

разрешении выезда поэта в Финляндию.После ряда недорозумений и проволочек

5 августа разрешение было получено ,но затерялись анкеты, и нельзя было выписать

заграничные паспорта. 7 августа 1921 года поэт скончался, как познее написал

А.Белый “он задохся от очень трудного воздуха жизни”

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий