Смекни!
smekni.com

Типология характеров в произведениях писателя 20-х годов 19 века Павлова НФ (стр. 1 из 10)

Ленинградский государственный областной

Университет имени А. С. Пушкина

Филологический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы

Типология характеров

в произведениях писателя

20-х годов 19 века Павлова Н. Ф.

Дипломная работа

студентки V курса

заочного отделения

Ирины Владимировны

Филичевой

Научный руководитель:

канд. филол. наук, доцент

Козлова Л. П.

Санкт-Петербург

2002

Оглавление:

Введение. Н. Ф. Павлов – писатель – прозаик. Стр.2-11

а). Структура работы.

б). Обзор литературы о биографии и

о творчестве.

I глава. Три повести Н. Ф. Павлова. Стр.12-21

II глава. Новые три повести” Павлова Н. Ф. Стр.22-27

Заключение. Значение творчества Павлова Н. Ф. Стр.28-29

Примечания. Стр.30-33

Библиография. Стр.34-36

Приложение.

Введение. Н. Ф. Павлов – писатель-прозаик.

Человечество невозможно ограничить только реально живущими или жившими людьми. Оно обладает не только биологическим, но и культурным генотипом, а каждый человек - в родстве с теми или иными литературными персонажами, которые вошли в его жизнь, повлияли на неё.

Каждый герой не просто индивидуальность, не просто характер, но и тип, художественное обобщение открытых и художественно исследуемых писателем черт реальности и человеческих свойств, он несёт на себе печать раздумий автора о мире и человеке. Сколько таких типов и характеров, точно угаданных авторами, стало нарицательными, сколько психологических открытий предстало в образах многих из них, сколько идей благодаря их художественной рельефности стали достоянием нашего духовного опыта!

Тема моей дипломной работы: “Типология характеров в произведениях писателя 20-х годов 19 века Павлова Н. Ф.” Почему я остановилась на изучении творчества именно этого писателя?

Изучению творчества писателей начала 19 века уделено, на мой взгляд, мало внимания. Но их произведения были тем фоном, на котором появились другие произведения литературы. Проза начала 19 века характеризовалась движением от романтизма к реализму.

Творчество писателей – романтиков отличали интенсивность и острота переживания, сознание могущества и свободы человеческого духа, бурная эмоциональность, напряжённость стиля, резкие контрасты. В то же время отразилось начавшееся пробуждение общенационального самосознания.

Писатели же реалисты стремились воссоздать в своих произведениях жизненно достоверные картины, показать человека во взаимодействии с его окружением, раскрыть механизм социальных отношений и в целом объективные, т. е. не зависящие от воли конкретных людей, законы общественного развития.

Павлов Н. Ф., на мой взгляд, оказался тем писателем, который начал этот переход от романтизма к реализму.

Цель работы – ознакомиться с творчеством малоизученного писателя. Самостоятельность моей работы в том, что я ознакомилась с нешироко известными текстами и изучила приёмы создания характеров. Охват материала – 6 повестей (“Именины”, “Аукцион”, “Ятаган”, “Маскарад”, “Демон”, “Миллион”, написанные с 1832 г. по 1839 г.). Метод – историко-литературный и исследовательский.

Структура работы:

Введение: а). Обзор критической и научно-исследовательской литературы о биографии и творчестве Н. Ф. Павлова.

б). Определение места повестей Павлова в развитии прозы 20 - 30-х годов 19 века.

I глава: “Именины”, “Аукцион”, “Ятаган”.

II глава: “Маскарад”, “Демон”, “Миллион”.

Заключение.

Примечания.

Библиография.

Приложение.

Современники Н. Ф. Павлова неоднозначно реагировали на его творчество. Особое внимание заслуживали его три первые повести. Структура повестей Павлова во многом подчинена законам романтического творчества: острый сюжет, быстрое развитие действия, неожиданные развязки, наличие героев с бурными страстями. Однако романтическая форма довольно искусно соединена в повестях с реалистическим содержанием, которое строится на выявлении кричащих противоречий крепостной действительности. Темы “Трёх повестей” были раскрыты с откровенностью и прямотой, превосходящими традиционную для той поры меру художественной свободы. Современники отмечали незаурядность повестей, дар наблюдения души человеческой.

Пушкин А. С. заметил: “Павлов первый из нас написал истинно занимательные рассказы”.(1)* По мнению Пушкина, повесть “Именины” представляет некоторые несообразности, для того, чтобы эти несообразности исчезли, требуются более глубокие знания человеческого сердца. В слоге Павлова, чистом и свободном, как считает Александр Сергеевич, изредка отзывается манерность; в описании – близорукая мелочность нынешних французских романистов. Слог его романтических повестей быстр, изящен, щеголеват в своей тщательной отделке фраз. Павлова не без основания сравнивали с Бальзаком.

Белинский В. Г. уделял пристальное внимание изучению творчества Павлова. Он писал: “Трудно судить о повестях г-на Павлова, трудно решить, что они такое: душа умного и чувствующего человека, плод мгновенной вспышки воображения, произведение одной счастливой минуты, одной благоприятной эпохи в жизни автора, порождение обстоятельств, результат одной мысли, глубоко запавшей в душу, - или создание художника, произведения безусловные, безотносительные, свободное излияние души, удел которой есть творчество?”.(2)* По мнению Белинского, все три повести ознаменованы одним общим характером, и только их содержание придаёт им наружное несходство. Они не проникнуты слишком глубокою истиною жизни, в них есть эта верность, которая заставляет говорить: “Это точно списано с натуры, но эта верность видна в частях и подробностях”.(3)* Белинский утверждает, что характеры только очерчены и потому лишены почти всякой личности; все действия и слова самые общие; по ним можно узнать касту, но не человека.

(1)* - сноска, см. в примечаниях

И. И. Панаев считал, что Н. Ф. Павлов есть живое доказательство понятливости, ловкости и сметливости русского человека. Сценического таланта у него не оказалось ни малейшего; но его бойкий ум, переимчивость, смелость, его замечательные способности обратили на него особое внимание Кокошина. В доме Кокошина, куда съезжалась вся аристократическая Москва, он приобрёл знакомства, получил внешнюю полировку, превратился в совершенного московского джентльмена. Панаев пишет: “Имя его приобрело громкую известность “Тремя повестями”. Либеральное направление этих повестей обратило на автора внимание правительства. Говорят, будто даже сам император удостоил их прочтения и, строго осудив их неблагонамеренное направление, заметил, чтобы посоветовать талантливому автору, избегать, впредь, такого рода сюжетов, что он может заняться, например, описанием кавказской природы или чем-нибудь подобным…”.(4)* “Три повести” помогли Павлову и в личной жизни. Панаев считал, что Павлов победил Янши своими “Тремя повестями”, которые произвели фурор при своём появлении,- и она отдала своё поэтическое сердце и свою руку счастливому повествователю.

Н. В. Гоголь тоже не остался равнодушным к творчеству Павлова. Он писал: “Я не знаю, почему замолчал Н. Павлов, писатель, который первыми тремя повестями своими получил с первого раза право на почётное место между нашими прозаическими писателями и который повредил себе только тем, что, не захотевши быть самим собой, вздумал копировать (в трёх новых повестях своих) тех модных нувеллистов, которые гораздо его ниже. Он мог бы всегда, не прибегая ни к напряжённым вымыслам поэтическим, ни к мозаичным искусственным украшениям речи, так изуродовавший благородный и ясный слог, взять на выдержку первое психологическое явленье нашего общества и рассказывать его так отчётливо и умно, что повесть имела бы все принадлежности тех строгих классических произведений, которые остаются навсегда образцами в литературе”.(5)*

С книгой Павлова “Три повести” Тютчев Ф. И. познакомился ещё в 1836 году в Мюнхене и по достоинству оценил её. Он писал: “Ещё недавно я с истинным наслаждением прочитал три повести Павлова. Кроме художественного таланта, достигающего тут редкой зрелости, я был в особенности поражён возмужалостью, совершеннолетием русской мысли”.(6)* По мнению Тютчева, примечательно построение первой книжки Павлова. Она открывается повестью “Именины”. Тема художника – одна из центральных в литературе романтизма – предстаёт здесь в ином аспекте, чем у Полевого или Одоевского. От судеб искусства, от проблем внутренней жизни творческой личности Павлов обратился к вопросу о крепостной интеллигенции, волновавшему русскую литературу ещё в 18 веке. Герой в солдатчине ищет освобождения от барской прихоти, надеясь выслужиться в офицеры, и обрести гражданские права. В ином обличье предстаёт солдатчина Бронину (“Ятаган”). Герои “Именин” и “Ятагана” страдают и гибнут во имя подлинного чувства; в средней повести цикла “Аукцион” любовь отступает перед расчётом и игрой самолюбия. Тютчев считал: “ “Новые повести” – тема “жадного века”, когда расчёт и подозрение определяют не только публичную жизнь, но отравляют самые сокровенные человеческие чувства”.(7)*