Смекни!
smekni.com

Русский язык и культура речи 3 (стр. 14 из 15)

Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Его необходимо ясно, понятно, точно сформулировать, следить, чтобы он не содержал логического противоречия. Тезис не должен меняться на протяжении всей речи. Если он нечетко сформулирован, его будет трудно доказать, у слушателей непременно возникнут вопросы. Нечеткость формулировок может привести к потери тезиса. Самое главное, чтобы тезис был доказан.

Для доказательства используют аргументы – суждения или совокупность суждений, приводимые для подтверждения другого суждения (тезиса). Аргументы должны быть истинными и достаточными, при этом они не могут существовать независимо друг от друга, а объединяются в особую систему утверждений.

Типы аргументов:

Сильные и слабые аргументы. Довод, против которого легко найти возражение, называют слабым, и наоборот, довод, который трудно опровергнуть, называют сильным. Сила аргумента определяется слушателем, а не говорящим. Гораздо чаще используют несколько аргументов. Оптимальное количество 3-4, поскольку один аргумент – это просто факт, на два аргумента – можно возразить, на три аргумента это сделать сложнее, а после четвертого воспринимаются как «много».

- Аргумент «к делу» и «к человеку». Первый тип аргументов (это факты, подтверждающие справедливость выдвинутого тезиса, а также законы природы, аксиомы – все то, что может рассматриваться как безусловно истинное, не требующие отдельного доказательства) называют еще рациональным, воздействующим на разум слушателей, второй – иррациональным, психологическим, взывающим к чувствам. Логические и психологические доводы часто выступают в единой системе, которая и называется системой аргументации. Ее воздействие связано не только к разуму, но и к чувствам человека.

Аргументы и контраргументы. Последние возникают в сознании оппонента как возражение оратору.

Способы расположения аргументов.

1. Нисходящая и восходящая аргументация. Эти способы различаются по тому, куда направлен вектор усиления аргументации: при нисходящей аргументации сначала приводится самые сильные аргументы, затем – менее сильные, завершается все выводом или побуждением к действию. Восходящая аргументация предполагает, что сильные аргументы используются в конце выступления. Заканчивается речь , как правило, ярким, эмоциональным призывом.

2. Односторонняя и двусторонняя аргументация. Односторонняя предполагает изложение аргументов одной направленности: либо позитивные, поддерживающие данную точку зрения, либо негативные, излагающие противоположную точку зрения. Она лучше воспринимается слушателями, готовыми принять чужую точку зрения.

При двусторонней аргументации, аудитория может сопоставить обе позиции и вместе с оратором выбрать одну из них. Она активизирует внимание аудитории, позволяет более глубоко проанализировать ситуацию и сделать выводы самостоятельно.

3. Индуктивная и дедуктивная аргументация. При индуктивной – изложение построено от анализа конкретных фактов к выводу. Обобщение делается на основе изучения типичных случаев. Дедуктивный метод – рассуждение от общего к частному. Построенная речь только методом дедукции не очень хорошо воспринимается аудиторией, так как в них чувствуется назидательность, навязывание мнения выступающего.

3. Информирующая речь.

Информирующая речь – один из видов устных высказываний, ее коммуникативная цель – дать новые сведения, пробудить интерес к предмету речи.

Доклад – это сообщение о постановке проблемы, возможных путях ее решения, о ходе исследования, его результатах. Различают научный и учебный доклады. Научный доклад содержит объективно новые сведения. В учебном докладе эта новизна – понятие субъективное.

Правила доклада:

1. пропусти материал через свое сознание, переформулируй текст, проиллюстрируй содержание примерами, более близкими для аудитории;

2. структурируй доклад;

3. выскажи собственные мысли по поводу изложенного;

4. используй средства диалогизации, привлечения внимания: риторические вопросы, отвлечение с приведением собственных примеров, обращения к аудитории.

Этапы подготовки:

1. окончательный выбор темы, подбор литературы, чтение литературы.

2. продумывание структуры доклада.

3. запись продуманного, использование первоисточника (ссылка).

4. произнесение доклада вслух, репетиция.

Есть ситуации, когда допустимо и возможно только чтение (защита дипломных проектов).

4. Эпидейктическая речь.

Эпидейктическая речь (от греч. dieknumi – показываю, делаю видным, известным, приветствую) – речь, цель которой – выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного. Жанры, в которых реализуется этот вид речи, - поздравление, тост, похвала – встречаются часто как в быту, так и на официальных мероприятиях: празднованиях, юбилеях, презентациях. Ее основное содержание – похвала и порицание, оценка, но вместе с тем эпидейктическая речь может также информировать, в каких-то ситуациях развлечь слушателя, содержать элементы аргументации.

Этот вид речи возник в Греции в V в. до н.э. Чтобы возбудить у аудитории высокие чувства – эпидейктическая речь регламентировалась рядом правил. Аристотель считал, что:

1. хвалить нужно то, что больше всего ценится в обществе;

2. законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения;

3. оратор должен использовать сравнение действий восхваляемого либо с поступками героев прошлого, либо с действиями обычных людей, чтобы выделить на этом фоне его заслуги;

4. случайно совершенный поступок древние представляли как осуществленный обдуманно.

Очень распространено было эпидейктическое красноречие на Руси, где оно развивалось с XI – XII вв., опираясь на многовековую традицию красноречия античного. Традиции произнесения эпидейктических речей на Руси складываются из памятников красноречия дидактического (учительского) и памятников красноречия торжественного (эмоционального).

Композиция эпидейктической речи была трехчастной: вступление, повествовательная часть, заключение.

Вступление – относительно самостоятельная обязательная часть, цель которой – привлечь внимание слушателей и обозначить проблему, которую ставит автор.

Основная часть – повествовательная – изображается картина настоящего, будущего, изложена похвала и превозносятся достоинства объекта или субъекта. Рассказ перемежается лирическими отступлениями, комментариями автора, пояснениями.

Заключение – завершающая часть: похвала герою, благодарность, пожелания, выражения надежды на что-то.

5. Вторичные тексты.

Первичные тексты создаются как самостоятельные произведения, вторичные же представляют собой результат переработки исходного (первичного) текста и являются реакцией на прочитанное, ответом на сказанное и в конечном счете результатом процесса восприятия и интерпретации первичного текста.

Вторичный текст – ответ – это ответное письмо, ответное заявление, полемический ответ. В этом случае первичный текст встраивается в содержание вторичного текста в виде пересказа фрагментов, цитирования.

Вторичный текст – исследование. Предметом речи здесь становится исходный текст, который подвергается интерпретации, анализу, толкованию вторым автором, в результате чего появляются рецензии, литературно-критические статьи, комментарии.

Завершение первичного текста – это когда второй автор создает новое законченное произведение, в котором первичный текст является его началом или частью.

6. Конспект.

Конспект – это свертывание информации текста первоисточника в удобной форме для последующего восстановления исходного содержания.

По количеству конспектируемых источников конспекты подразделяются на монографические, составленные по одному источнику, и сводные, или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему.

В зависимости от объема выделяются конспекты краткие (отбираются положения общего характера), подробные (общие положения дополняются доказательствами, пояснениями) и смешанные, допускающие изложение одних частей первоисточника подробно, других – более кратко.

Интегральные конспекты – это конспекты, которые передают все основные положения и важнейшие смысловые связи, т.е. всю смысловую сетку первоисточника, но в форме, удобной для составителя.

Селективный конспект – это конспект включающий отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Он носит индивидуальный характер и отражает конкретные потребности составителя.

7. Аннотация.

Аннотация – это краткая характеристика произведения печати с точки зрения его содержания, проблематики, структуры, читательского адреса. Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» и перечисляет вопросы, которые освещены в первоисточнике, но не раскрывает самого содержания этих вопросов.

Объем аннотации колеблется от 150 до 200 знаков. Этот текст имеет жесткую структуру.

Классификация аннотаций:

1. В зависимости от объема различают краткие (характеристика текста с точки зрения основной тематики), и развернутые (освещающие поставленные вопросы и характеристику новизны).

2. С точки зрения метода анализа и наличия/отсутствия оценки исходного текста можно выделить описательные аннотации, раскрывающие тематику первичного текста, но не дающие критической оценки. Рекомендательные аннотации, оценивающие первичный текст с точки зрения его пригодности для данной категории читателей со стороны, например, используемого метода решения задач.

3. В зависимости от тематического охвата материала первоисточника можно говорить об общих аннотациях, характеризующих весь текст в целом, и специализированных аннотациях, которые составляются в тех случаях, когда тематика исходного текста шире тематики, интересующей категорию читателей. Эти аннотации рассчитаны на узкий круг специалистов.