Смекни!
smekni.com

Исследования Ивана Петровича Павлова в области физиологии пищеварения (стр. 4 из 5)

Допущение о существовании специальных тормозящих нервов желудочных желез наряду с возбудительными нервами послужило Павлову основанием для объяснения другого факта. Многие ученые считали, что электростимуляцией блуждающих нервов нельзя вызвать секрецию желудочного сока, Павлов же доказал обратное. Для этого необходимо только соблюдать определенные условия - либо долго (в течение часа и более) раздражать периферический конец свежеперерезанного блуждающего нерва, либо раздражать их даже недолго, но спустя несколько дней после перерезки. Павлов считал, что кратковременное раздражение только что перерезанного нерва потому не вызывает секрецию желудочного сока, что при этом одновременно раздражаются как возбудительные, так и тормозные волокна нерва, в результате чего получается взаимная нейтрализация эффектов. Продолжительное же электрораздражение их влечет за собой быстрое расстройство более уязвимого тормозящего механизма, и тогда эффект возбудительных секреторных нервов проявляется беспрепятственно. По Павлову, из-за большой ранимости тормозящих волокон они после перерезки перерождаются значительно быстрее возбудительных волокон и спустя несколько дней совершенно лишаются дееспособности. В это время возбудительные волокна еще остаются дееспособными, поэтому их электростимуляция вызывает секрецию желудочного сока без задержки.

Описанные выше эксперименты Павлова разрешили проблему нервной регуляции деятельности желудочных желез блуждающими нервами. Этому разрешению помогли отрицательные результаты опытов других ученых по электростимуляции этих нервов в острых вивисекционных условиях и безупречные положительные результаты хронических экспериментов Павлова с мнимым кормлением.

ГЛАВА IV

ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

§1.Велики заслуги Павлова и в исследовании другой главной пищеварительной железы – поджелудочной., или панкреатической. В физиологии господствовало мнение, что эта железа не имеет секреторных нервов, и что названные нервы, снабжающие ее своими ветвями, несут другие функции - сосудодвигательную и чувствительную. Павлов и его сотрудники, хотя и с большим трудом, доказали ошибочность прежней точки зрения. Вот некоторые примеры.

У собак с хронической фистулой протока поджелудочной железы вид и запах пищи, как и мнимое кормление, могут рефлекторным путем вызывать секрецию сока этой железы. Были основания считать, что секреторные нервы для поджелудочной железы - ветви блуждающего и симпатического нервов. Но если блуждающие нервы являются секреторными для блуждающих желез и поджелудочной железы, как это вытекает из опытов Павлова, то почему электрораздражение этих нервов в острых опытах не влечет за собой выделение сока названных желез, подобно тому как при электрораздражении секреторных нервов слюнных желез всегда закономерно вызывается слюноотделение? Павлов провел два типа опытов. В одном случае у собак с хронической фистулой протока поджелудочной железы перерезались блуждающие нервы на уровне шеи и раздражались электрическим током периферические их концы не в тот же день, а спустя 4-5 дней после перерезки; это вызывало секрецию сока поджелудочной железы. Однако спустя еще несколько дней после этого раздражение нерва уже не вызывало выделение сока. Павлов дал этому такое объяснение: блуждающие нервы содержат в себе как возбудительные, так и тормозные секреторные волокна для желудочных и поджелудочной желез. При электрораздражении только что перерезанного нерва тормозные волокна нейтрализуют эффект возбудительных волокон, и поэтому секреции надлежащих желез не происходит. После же перерезки нервов перерождение тормозных волокон идет значительно быстрее, чем перерождение возбудительных волокон, поэтому спустя несколько дней после этой перерезки электрораздражение периферических концов нервов активирует только или преимущественно возбудительные их волокна и вызывает секрецию надлежащего сока. Это подтверждает теоретическое положение Павлова о существовании секреторной иннервации поджелудочной железы.

§2. В лаборатории Павлова было установлено, что в секреторной деятельности поджелудочной железы наряду с рефлекторным механизмом дальнего действия, т.е. с рецепторов ротовой полости, важную роль играет и местный механизм. Многочисленные хронические эксперименты на животных показали, что соляная кислота и жир являются мощными возбудителями секреции поджелудочного сока, когда они действуют на слизистую оболочку двенадцатиперстной кишки и примыкающей к ней части тонкой кишки. В той же области подобным же образом, но слабее, действует также и вода. В противоположном направлении влияют щелочи - они тормозят секрецию панкреатического сока. В лаборатории Павлова было показано, что рецепторы ротовой полости и двенадцатиперстной кишки, раздражением которых можно вызвать рефлекторную секрецию сока поджелудочной железы, также обладают специфической возбудимостью к различным по роду пищевым продуктам и химическим веществам. Обусловленная этими рецепторами приспособительная изменчивость рефлекторной секреции сока поджелудочной железы находит свое выражение не только в колебаниях общего уровня и хода секреции, но и в изменении ферментативного состава сока - на хлеб выделяется сок, богатый ферментом, расщепляющим углеводы, на молочные продукты - сок, богатый ферментом, расщепляющим жиры, на мясо – сок, занимающий промежуточное место по своим ферментативным свойствам.

ГЛАВА V

ДРУГИЕ ВАЖНЕЙШИЕ ИИСЛЕДОВАНИЯ И.П.ПАВЛОВА В ОБЛАСТИ ФИЗИОЛОГИИ ПИЩЕВАРЕНИЯ

§1.Крупным событием в науке следует считать открытие Павловым так называемой энтерокиназы - первого образца «фермента ферментов». Он выделяется в слизистой оболочке двенадцатиперстной кишки и не играет непосредственной пищеварительной роли, а преобразовывает неактивный профермент трипсиноген панкреатического сока в активный фермент трипсин, который и расщепляет белки. Это важное открытие Павлова дало начало развитию нового направления в науке о ферментах. Вслед за этим ученые выявили много других биологически активных веществ этого рода, имеющих отношение к другим ферментам растительного или животного происхождения и известным под названием киназ или коферментов. В лаборатории Павлова установили, что разного рода механические стимуляции слизистой оболочки тонких кишок вызывают разного типа секреции желудочного сока.

§2.Внимание Павлова привлекали также вопросы двигательной деятельности пищеварительного тракта. Он и его сотрудники установили, что движение желудка и эвакуация его содержимого в двенадцатиперстную кишку строго контролируются рефлекторным путем со стороны последней. Например, наличие в ней кислого содержимого сильно тормозит эту эвакуацию, а щелочная реакция этого содержимого ускоряет ее.

В лаборатории Павлова были впервые выявлены и изучены так называемые голодные сокращения желудка и тонких кишок, сопровождаемые периодическим усилением выделения кишечного сока, панкреатического сока и желчи.

ГЛАВА VI

ОСНОВНАЯ СУТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И.П.ПАВЛОВЫМ И ЕГО УЧЕНИКАМИ ФИЗИОЛОГИИ ПИЩЕВАРЕНИЯ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

§1.Через все научное творчество И.П. Павлова, посвящено ли было оно физиологии кровообращения, пищеварения, выделительных органов, сравнительной физиологии или другим вопросам, как бы ни отличались по методу или объекту исследований его работы, красной нитью проходит единый принцип, удачно названный ученым «нервизмом». Суть этого понятия – идея о том, что ведущую роль в организме по регуляции состояния и деятельности органов и систем сложного организма принадлежит нервной системе. Вот что писал в этой связи сам ученый: «Под нервизмом понимают физиологическое направление, стремящееся распространить влияние нервной системы на возможно большее количество деятельности организма»[5].

В возникновении и формировании этого научного принципа Павлова существенную роль сыграли произведения его идейного предшественника И.М. Сеченова, первого преподавателя физиологии И.Ф. Циона, выдающегося французского физиолога Клода Бернара и в особенности работы крупного русского клинициста С.П. Боткина, а также некоторых других. Вот как об этом рассказывал сам Павлов в своей диссертации: «Идея исследования и осуществление ее принадлежит только мне. Но я был окружен клиническими идеями профессора Боткина, - и с сердечной благодарностью признаю плодотворное влияние в этой работе, так и вообще на мои физиологические взгляды того глубокого , широкого, часто опережавшего экспериментальные данные нервизма, которые, по моему мнению, составляют важную заслугу Сергея Петровича перед физиологией»[6].