Смекни!
smekni.com

Роль естествознания в развитии общества (стр. 3 из 3)

Возрастание роли науки в жизни общества находит зримое выражение в росте численности научных работников, в увеличении ассигнований на науку, в развитии системы научных учреждений.

Если всего 100 лет назад численность ученых во всем мире измерялась десятками тысяч, то сегодня она измеряется миллионами. Так, в СССР до революции насчитывалось примерно 10 тысяч ученых. Перед Великой Отечественной войной их было уже 98,3 тысячи, в 1950 г. — 162,5 тысячи, в 1960 г.—354,2 тысячи, а в 1980 г.— 1373,3 тысячи человек.

Общественная роль науки измеряется, конечно, не только численностью ученых, важное значение имеет быстрый рост расходов на науку, которые позволяют оплачивать не только труд ученых и обслуживающего персонала научных учреждений, но также сотен тысяч рабочих, техников, инженеров, выполняющих заказы науки на приборы и оборудование, занятых печатанием и распространением научных трудов и т. д.

Вместе с тем надо, разумеется, учитывать не только количественные показатели. Как в области производства, так и в области науки в настоящее время совершается поворот от экстенсивного к интенсивному развитию. Это остро ставит вопрос о повышении эффективности вложений общества в науку, о росте результативности занятых в науке работников.

Развитие науки имеет столь большое значение, как для настоящего, так и для будущего, что эта область стала важнейшим полем конкуренции, соревнования и борьбы между странами. Промышленная и военная мощь сегодня во многом определяется затратами на науку и уровнем их эффективности, темпами научно-технической революции, умением быстро использовать ее результаты в производстве.

Вопрос 3

Взаимодействие естествознания и общества всегда было непростым. Сначала науку рассматривали как средство покорения природы. Использование знаний меняло само общество и его жизнь, прежде всего его экономику.

Наука, и в том числе естествознание становиться для общества основой для практической деятельности. Со временем она становится производительной силой общества. От развития науки зависит развитие техники - орудий труда, мастерства, умения. Для современного общества характерна все более крепнущая связь науки, техники и производства.

Как уже отмечал, знание возникает и развивается на основе практической деятельности человека и служит ей, поскольку создает прообраз возможных и необходимых человеку вещей, процессов. Поэтому знание должно быть, в конце концов, так или иначе практически реализовано. Но для этого оно должно приобрести соответствующую форму, стать идеей.

В философской литературе термин «идея» часто употребляется в широком значении как всякая мысль, всякое знание независимо от формы: понятие, суждение, теория и т. п. Однако существует и другое, более точное значение этого термина. Идея — это мысль, достигшая высокой степени объективности, полноты и конкретности ив то же время нацеленная на практическую реализацию.

Следовательно, знание, чтобы быть реализованным, должно стать идеей, в которой слиты воедино три момента:

1) конкретное, целостное знание об объекте;

2) стремление к практической реализации, к материальному воплощению;

3) цель, проект действия субъекта, план изменения им объекта.

Такой характер носят идеи науки, на основе которых происходят перестройка производства, глубокие социальные изменения в обществе. Мы говорим об идеях завоевания человеком космического пространства, об идеях использования атомной энергии в народном хозяйстве и т. п.

Идеи практически реализуются людьми с помощью не только материальных средств (орудий труда), но и духовных сил человека (воли, эмоций и т. п.). Как замечает В.И. Ленин, «мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его». Эта решимость человека основывается на знании, которое дает ему интеллект, мышление. Но последнее должно быть связано с волей, направляющей человека к преобразованию мира. У человека должна созреть решимость действовать в соответствии с идеей. В формировании ее большое место занимает убежденность в истинности идеи, в необходимости действия в соответствии с ней, в реальной возможности воплощения идеи в действительность.

Научное знание должно перейти в личное убеждение человека, которое создает решимость к действию, направленному на изменение существующей действительности.

Процесс практической реализации идей, превращения их в предметный мир, противостоящий человеку, носит название опредмечивания. Идеи, чтобы обогатить мир человека, сами должны материализоваться, принять форму предмета.

Опредмечивание имеет две стороны: социальную и гносеологическую. Социальный аспект опредмечивания связан с выявлением отношения, существующего между предметом, созданным трудом, и самим человеком. Рассматривая опредмечивание с теоретико-познавательной, гносеологической стороны, необходимо поставить вопрос о соответствии полученного в практике предмета той идее, которая в нем реализована. Когда идея воплощается в действительность, то тем самым решается вопрос об ее объективной истинности, отметается кажущееся, иллюзорное в ней. Этот процесс обнаруживает определенное несоответствие между идеей и полученным в практике предметом, которое возникает вследствие либо несовершенства идеи, недостаточности содержащегося в ней знания и способов его реализации, либо отсутствия необходимых материальных и духовных средств, условий для наиболее полного воплощения идеи в объективную реальность. Поэтому опредмечивание подытоживает один цикл исследований и открывает новый.

Наконец, полученный в практике предмет подвергается анализу с точки зрения его соответствия разумным целям человека.

Идеи практически реализуются в культуре — материальной и духовной: в вещах, произведениях искусства, нормах морали и т. п. Отсюда правомерна постановка вопроса об их отношении к человеческим потребностям, носящим общественный характер. К. Маркс отмечал, что люди начинают не с чисто теоретического отношения к предметам внешней природы, а с активного овладения ими, они «дают этим предметам особое (родовое) название, ибо они уже знают способность этих предметов служить удовлетворению их потребностей... они, возможно, называют эти предметы «благами» или еще как-либо, что обозначает, что они практически употребляют эти продукты, что последние им полезны...».

Предметы природы, материальной н духовной культуры обладают способностью удовлетворять потребности человека, служить его целям. В этом смысле к ним возможен н необходим ценностный подход. Откуда берется у предметов эта способность — из их природы или она идет от человека, его особенностей и возможностей? Если признать, что ценность коренится лишь в самих предметах, то это будет означать наделение их изначальными свойствами служить человеку и его целям.

Но ведь мы знаем, что природа и ее предметы существовали задолго до появления человека. С другой стороны, нельзя считать, что предмет может удовлетворять материальные или духовные потребности человека вне зависимости от своей природы. Если бы хлеб не содержал в себе определенных веществ, он не был бы продуктом питания, благом для человека.

Общественный мир не является чем-то потусторонним материальному природному процессу. Продукт человеческого труда является продолжением природы, поэтому ценность — это свойство предметов, возникших в процессе развития общества, а вместе с тем и свойство предметов природы, включенных в процесс труда, быта и являющихся «жизненным элементом человеческой действительности...».

Некоторые противопоставляют ценностный подход к предметам и явлениям объективно-научному их рассмотрению. Однако разделить теоретико-познавательный и ценностный подход к предметам действительности можно только для строго определенных целей.

Первый стремится зафиксировать постижение предмета таким, каким он существует вне человека и человечества, освободить сознание от отношения субъекта, человека к его содержанию и выделить в чистом виде собственно знание, т. е. объективную истину.

Второй, наоборот, стремится как в самом объекте, так и в его отражении сосредоточить внимание на человеческом отношении, оценить все с точки зрения заложенных в нем возможностей удовлетворять потребности людей; берет не знание в чистом виде, а его воплощение в материальной и духовной культуре, способной служить человеку и его целям. Большую роль играет ценностный подход, например, в моральном и художественном сознании, во многом выражая специфику их отношения к объективному миру.

Вместе с тем в реальной человеческой деятельности оба момента (объективно-научный и ценностный) соединены, по могут существовать друг без друга, вытекают из одного источника - практического отношения человека к объективной действительности, выраженного в изменении окружающей природы под свои нужды, с применением естественнонаучных знаний.


Вывод

Деятельность является необходимым условием существования общества. В промышленном производстве используются только те технологии, что приводят к уменьшению затрат и увеличению производительности. Решения предопределяются спросом рынка и прибылью. Результат деятельности не всегда направлен на соблюдение законов природы и экологии, а иногда и против нее.

В век информации как оружия и товара, естествознание выступает в особенно интересном свете. Естественнонаучные знания это та информация, которая способна при участии в производстве и деятельности человека изменить мир.

Если естественнонаучные знания представляют собой научный потенциал производства - его ресурс, то при таких обстоятельствах задача по их сохранению и преумножению становится для государства на первое место. Строгое сдерживание не приведет к желаемому результату. Только создание благоприятных условий труда в области научно-исследовательской деятельности способно естественным путем сдержать утечку «информации».


Список литературы

Ахлибенский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. Учебное пособие.- М., 2000.

Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. Учебное пособие для вузов.- М., 1998

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. - М., 1998

Константинов Ф.В., Богомолов А.С., Гак Г.М. Основы марксистко-ленинской философии. Учебник для вузов.- М., 1982

Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., Стереотип.– М., 2001.

Фролов И.Т. Философский словарь 5-е издание. Политиздат-М., 1986.