Смекни!
smekni.com

Животный Мир Приморского края (стр. 3 из 9)

Японский журавль

Гнездовья японского журавля в Приморье связаны с Приханкайской низменностью, а также с низовьями крупных притоков р. Уссури. Максимальное количество птиц было учтено в 1980 (116 экз.) и в 1986 (123 экз.) годах. Успешно гнездившиеся пары (семьи) составили, соответственно, 18-19 и 20. Местообитания (гнездовой биотоп) - обширные травяные болота с тростником в сочетании с озерами и небольшими речками. Птицы с озера Ханка улетают на зиму на Корейский полуостров. Состояние популяции достаточно стабильно.

Тростниковая сутора

Эта птичка с экстравагантной внешностью была обнаружена в Приморье в конце 60-х годов XX столетия. Основной район ее гнездования - Приханкайская низменность. По оценкам 1977/79 гг. там обитало не более 400 гнездящихся пар. Гнездовой биотоп тростниковой суторы - заросли тростника. В этих же зарослях птицы проводят зиму, питаясь насекомыми, зимующими в стеблях тростника. Такая крайняя специализация делает вид очень уязвимым. Особенно опасны для вида травяные пожары, регулярно бывающие на Приханкайской низменности. На китайской части ареала практикуются промышленные заготовки тростника.
Создание в 1990 г. Ханкайского заповедника несколько снизило остроту угрозы существованию вида. Однако не сняло угрозу совсем. Необходимо расширение территории заповедника и борьба с пожарами.
В последние годы тростниковая сутора была обнаружена в небольшом числе в других районах Приморья.

ПТИЧЬИ МИГРАЦИИ ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ ПРИМОРЬЯ

Приуроченность Приморского края к средним широтам и к области контакта Азиатской суши и Тихого океана, а также тот факт, что долина самой крупной реки края - р. Уссури и территории ветландов оз. Ханки и озерной равнины р. Туманган пересекают край в меридиональном направлении, все это приводит к тому, что весной и осенью Приморский край попадает в зону действия великого «Восточного трансазиатского миграционного потока перелетных птиц». Десятки и сотни тысяч птиц - водоплавающих, куликов, наземных воробьиных и прочих - весной со своих зимовок в Восточной и Юго-Восточной Азии и Австралии на пути к своим гнездовьям в Северной и Северо-Восточной Азии (а осенью - в противоположном направлении) посещают Приморье, останавливаясь здесь на отдых и для пополнения энергетических ресурсов. Примечательно, что из общего списка в 460 видов птиц, отмеченных в Приморье, свыше 200 видов пересекают территорию Приморья в период своих сезонных миграций.
Через территорию края проходят 2 основных миграционных потока. Один - вдоль морского побережья. Ему следуют большая часть куликов, морских чаек, гагар и прочих «морских» птиц. Другой приурочен к долине р. Уссури и ветландам Приханкайской низменности и озерной равнины р. Туманган. Б?льшая часть водоплавающих птиц и подавляющая часть сухопутных пересекают Приморье именно этим путем. На крайнем юге края, на Туманганских ветландах, эти потоки сливаются.
Первое описание весеннего пролета птиц на оз. Ханка принадлежит Н.М. Пржевальскому, проводившему здесь свои наблюдения в 1868 и 1869 гг. В последующем, визуальными наблюдениями за пролетом птиц в Приморье занимались многие орнитологи, профессионалы и любители, в разные годы текущего столетия. В итоге, сроки пролета для большей части видов птиц и оценочная численность мигрантов, в первую очередь водоплавающих птиц, к настоящему времени известны достаточно хорошо. К сожалению, в последние десятилетия наблюдается стойкая тенденция сокращения численности для большей части водоплавающих птиц. Так, катастрофически упала численность популяции клоктуна.
Кольцевание птиц, как метод изучения их миграций, не получило распространения в Приморье. В 1962-1970 гг. на оз. Ханка под руководством В.М. Поливанова было окольцовано свыше 5,5 тыс. птенцов серой и рыжей цапель. Возвраты колец, в размере 2,6 и 1,5% соответственно, позволили выяснить районы разлетов молодых птиц (в том числе далеко к северу) и уточнить районы пролета и зимовок этих цапель. В эти же годы, в колониях морских птиц в заливе Петра Великого, под руководством Н.М.Литвиненко было окольцовано свыше 23000 птенцов чернохвостой чайки. Это позволило выяснить картину перемещения птиц разных возрастов и в разные сезоны года в пределах всего Японского моря. В несравненно меньшем количестве кольцевались некоторые другие морские птицы, в том числе японский баклан, кулики и некоторые воробьиные птицы.
В 80-е годы в рамках международного сотрудничества между Международным фондом охраны журавлей (США), Обществом диких птиц Японии и Лабораторией орнитологии БПИ ДВО РАН по мониторингу популяции японского журавля (см. ниже) было осуществлено мечение птенцов этого журавля цветными кольцами. Проект не принес каких-либо научных неожиданностей.
С осени 1998 г. «Амуро-Уссурийский центр по изучению биоразнообразия птиц» приступил к проекту долгосрочного кольцевания птиц в Приморском крае. Проект осуществляется по инициативе и при финансовой поддержке Департамента Социальной и Экологической среды префектуры Тояма, Япония и при содействии Комитета по охране и рациональному использованию природных ресурсов Администрации Приморского края. Основная цель проекта - создание службы мониторинга за состоянием популяций некоторых групп птиц с акцентом на воробьиных посредством их отлова и мечения в период миграций.

НАСЕКОМОЯДНЫЕ

Уссурийская могера

Уссурийская могера обитает в широколиственных лесах (в основ предпочитая долины горных рек) с рыхлой почвой. Ведет подземный образ жизни. Ходы уссурийской могеры обычно располагаются на глубине до 10 см, лишь в участках с плотной землей роет более глубокие ходы с выбросом земли на поверхность и образованием кротовин. Питается дожевыми червями, личинками и взрослыми насекомыми.

Живые зверьки издают характерный чесночный запах. Обитает в Приморье и на юге Хабаровского края в лиственных и смешанных лесах. При случае ловит мышей и землероек. Строит ходы диаметром 7-9 см на глубине до 20 см. Кротовин не делает, но валики почвы над ходами обычно заметны. Шкурки гораздо более высокого качества, чем у других кротов, но из-за ограниченной области распространения могера остается второстепенным промысловым видом.

Амурский еж

Амурский ёж (лат. Erinaceus amurensis) — млекопитающее рода лесных ежей; ближайший родственник обыкновенного ежа. Водится в северном Китае, на Корейском полуострове и в России — в Приморском крае, на юге Хабаровского края и в Амурской области (в поймах рек Амур и Уссури).
Амурский ёж очень похож на обыкновенного ежа, но имеет более светлый окрас. До трети его игл лишены пигмента, поэтому общий тон иглистого покрова светло-бурый. Мех на животе бурый, жёсткий, щетинистый. На спине и задней части тела иглы длиной до 24 мм. Длина его тела 18—26 см, хвоста — 16—28 мм. Вес в зависимости от времени года колеблется от 234 до 1092 грамм.

Амурский ёж населяет самые разные биотопы, избегая только высокогорий, обширных болот и больших пахотных участков. Оптимальные для него местообитания — долины рек и нижние части склонов, покрытые хвойно-широколиственным лесом, с богатым подлеском и травостоем. Предпочитает селиться на границе леса и открытых пространств. День проводит в гнезде, но в прохладные дождливые дни может охотиться круглые сутки. Основу его питания составляют дождевые черви и другие почвенные беспозвоночные, реже мелкие наземные позвоночные, ещё реже плоды растений. Сезон размножения длится с конца марта по начало апреля. В помёте 3—8 детёнышей. Половозрелость наступает на 2 году жизни.

Обычный вид для Дальнего Востока России.

РУКОКРЫЛЫЕ, ИЛИ ЛЕТУЧИЕ МЫШИ

Рукокрылые, или летучие мыши, представлены в Приморском крае 15 видами - из которых ночницы длиннопалая, длиннохвостая и Иконникова* , кожановидный и восточный нетопыри и восточный кожан очень малочисленны, причем отмечена четко выраженная тенденция к дальнейшему сокращению численности этих видов и подвидов. Причиной этого является уничтожение животных в естественных подземных полостях - карстовых пещерах и уменьшение мест, используемых для выводковых колоний - зданий старой постройки, так как крыши домов новостроек совершенно непригодны для образований колониальных скоплений. Древнейшая, к настоящему времени угасающая группа рукокрылых - трубконосы, редкие места находок которых рассеяны по громадной территории Южной и Центральной Азии. Только на юге Приморья обитает представитель этой группы - уссурийский малый трубконос*. На юге Хасанского района находится единственная в России колония обыкновенного длиннокрыла, внесенного в Красную книгу России. К сожалению, эта колония, насчитывавшая до 1000 особей, располагалась в фортификационных сооружениях на границе с Китаем и есть сведения, что она была уничтожена в связи с недавно закончившейся демаркацией Российско-Китайской границы. Наиболее многочисленным зимующим видами является бурый ушан* .

ГРЫЗУНЫ

Беляк

Крупный заяц: длина тела взрослых животных от 44 до 65 см, изредка достигая 74 см; масса тела 1,6—4,5 кг.

Уши длинные (7,5—10 см), но заметно короче, чем у русака. Хвост обычно сплошь белый; относительно короткий и округлый, длиной 5—10,8 см. Лапы сравнительно широкие; ступни, включая подушечки пальцев, покрыты густой щёткой волос. Нагрузка на 1 см² площади подошв у беляка всего 8,5—12 г, что позволяет ему легко передвигаться даже по рыхлому снегу. (Для сравнения у лисицы она равна 40—43 г, у волка — 90—103 г, а у гончей собаки — 90—110 г).

В окраске наблюдается чётко выраженный сезонный диморфизм: зимой беляк чисто-белый, за исключением чёрных кончиков ушей; окраска летнего меха в различных частях ареала — от рыжевато-серой до аспидно-серой с бурой струйчатостью. Голова обычно окрашена несколько темнее спины; бока светлее. Брюхо белое. Только в областях, где нет устойчивого снегового покрова, зайцы на зиму не белеют. Самки беляков в среднем крупнее самцов, по окраске не отличаются. В кариотипе беляка 48 хромосом.