Культура Средневековой Руси

Развитие отечественной культуры и искусства. Становление искусства единой Руси на основе национальных традиций, постепенное преодоление местных особенностей. Переоценка эстетических ценностей, борьба старых и новых тенденций. Обмирщение искусства.

План

Вступительная часть
1. Культура Древней Руси
2. Культура России в условиях образования и развития единого государства
Заключительная часть (подведение итогов)

Введение

Согласно мифологической версии славяне начинают свою родословную от младшего сына Ноя Иафета , который разделил землю с братьями и получил в удел северные и западные страны. После вавилонского столпотворения Бог смешал языки, а от племени Иафета и произошли славянские народы.

Славяне принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, как германские, кельтские, иранские, греческие, индийские и другие. Геометрическим центром первоначального индоевропейского массива вIII тысячелетии до нашей эры была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. В первой половине II тысячелетия до нашей эры произошло расселение этих племен по Восточной Европе. К середине II тысячелетия расселение прекратилось, поскольку индоевропейцы перешли к оседлости. Осевшие родственные племена постепенно образовали большие этнические массивы. Одним из таких массивов и стали праславяне, заселившие территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от Карпат на юге до Припяти на севере.

Согласно мифологической версии славяне начинают свою родословну ю от младшего сына Ноя Иафета , который разделил землю с братьями и получил в удел северные и западные страны. После вавилонского столпотворения Бог смешал языки, а от племени Иафета и произошли славянские народы.

Славяне принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включавшему такие народы, как германские, кельтские, иранские, греческие, индийские и другие. Геометрическим центром первоначального индоевропейского массива вIII тысячелетии до нашей эры была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. В первой половине II тысячелетия до нашей эры произошло расселение этих племен по Восточной Европе. К середине II тысячелетия расселение прекратилось, поскольку индоевропейцы перешли к оседлости. Осевшие родственные племена постепенно образовали большие этнические массивы. Одним из таких массивов и стали праславяне, заселившие территорию от Среднего Поднепровья на востоке до Одера на западе, от Карпат на юге до Припяти на севере.


1. Культура Древ не й Руси

1.1. Культура древних славян

В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия - комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов. Проявлениями языческого культа были обрядовые пра зднества - календарные, т. е. связанные со сменой времен года, и внекалендарные, вызванные эпизодическими событиями - свадьбой, похоронами и т. п. Язычество - это своеобразная форма освоения человеком природы. Возникнув в глубокой древности, оно не было застывшим, а постоянно развивалось, менялось, совершенствовалось.

На первом этапе языческой культуры славяне «клали требы упырям и берегыням , т. е. приносили жертвы злым и добрым духам, действовавшим по их представлениям в окружающем мире. К злым духам относились упыри - вампиры, оживающие мертвецы, оборотни. Упырям противостояли добрые духи - берегыни, и люди старали сь им помочь путем заклинаний и ношения амулето в - оберег . Злым д ухам славяне также ставили подношения с тем, чтобы умилостивить их.

На втором этапе языческой культуры славяне «начали трапезу ставити Роду и рожаницам ». Род и рожаницы представлялись в виде божеств плодородия. Род был творцом вселенной. Он вдувал в людей жизнь, повелевал небом и стихиями. Рожаницы- богини плодородия. У Рода были «помощники» - Ярило и Купала . Ярило олицетворял собой весну и представлялся в виде красивого юноши, ездившего по полям и селениям на белом коне.

На третьем этапе языческой культуры славяне стали поклоняться многим богам. Небом стал «владеть» Сварог , которого считали верховным властителем вселенной. Сыном его считался Сварожич - бог огня и покровитель кузнечного дела. Почитался славянами бог Волос , или Велес , - покровитель скота и скотоводов. Считалось также, что В елес способствует обогащению людей. Эта его функция позднее выдвигается на первое место. Покровителем воинов был Перун . В эпоху военной демократии Перун «захватывает» верховную власть над языческими богами, вытесняя Сварога. Прежде Перун считался покровителем грома и молний.

Религиозные верования древних славян были непосредственно связаны с формированием различных элементов культуры. Поклонение языческим идолам сопровождалось ритуалами, которые не уступали в пышности, торжественности и воздействии на психику христианским обрядам. Культовым действом руководили жрецы - волхвы. Эти обряды и языческие празднества способствовали развитию основных форм народного творчества - фольклора, зачатков музыкального, драматического и танцевального искусства. В ходе обрядовых празднеств пелись песни, произносились заговоры и заклинания, устраивались массовые пляски и хороводы, совершались драматические действия с участием ряженых, пение и танцы сопровождались игрой на несложных музыкальных инструментах - гуслях, дудках, рожках и бубнах.

У славян существовали и формы фольклора, не связанные с языческим культом, - пословицы, поговорки, загадки, трудовые песни, сказки, предания и легенды, в которых воплощались народные представления об историческом прошлом. К числу таких преданий восточных славян можно отнести легенду о Кие, Щеке, Хориве и основании и ми Киева, о призвании варягов, о походах на Константинополь, об Олеге и его смерти от укуса змеи и многие другие.

Имеющиеся в научном распоряжении материалы позволяют получить общее представление о культуре древних славян, о тех основных ее элементах, которые стали в дальнейшем источником культуры единой древнерусской народности.


1.2. Роль христианства в становлении древнерусской культуры

В VI в. в Средне м Поднепровье оформляется мощный союз славянских п лемен, при нявший, как предполагают, имя одного из них - народа рос или рус. На основе этого союза в IX в. в результате объединения племен полян, ильменских славян, родимичей, кривичей и других складывается государство со столицей в городе Киеве. В Х -XI вв. в Киевской Руси начинается процесс развития городских и сельских ремесел, земледелия, скотоводства и промыслов. Это сопровождалось постепенным социальным расслоением древнерусского общества. В это время устанавлив аются связи с южными и западными славянами, Византией, Западной Европой, другими народами.

Складывавшиеся новые отношения в древнерусском обществе требовали и нового идеологического оформления, которое объясняло бы и оправдывало бы существование государственной власти, социального расслоения, имущественного неравенства. Такой идеологией могла быть религия, сложившаяся в классовом обществе, приспособивша яся к его освещению и имеющая космополитический характер, то есть пригодная для любой этнической группы, входящей в государство.

Эту задачу начал решать князь Владимир Святославович .

Князь Владимир остан овил выбор на византийском православи и. Понадобилась религия с единым, абстрактным, лишенным этни ческих признаков богом, религия, которая нивелировала бы племенные традиции и утверждала принцип единения исключительно по вероисповедальному признаку. Нужно иметь в виду, что при выборе религии князь Владимир Святославович мог ориентироваться и на мусульманский Восток, и на иудаистских хазар, и на католический Рим. Но предпочтение было отдано православной Византии, с которой уже сложились разного рода отношения. Летопись сообщ ает, что на решение Владим ира повлияли красота и пыш ность богослужения в константинопольском храме святой Софии, а также то, что в православном храме богослужение велось на родном языке верующ их. Помимо этого, важно отметить, что христианство с его развитым учением о господстве и подчинении, проповедью непротивления злу и насилию наиболее полно отвечало склады вавшимся на Руси общественным отношениям и принципам монархического государства.

Крестив в 988 г. Киев, князь Владимир тем самым сделал не только исторический, но и культурный выбор. Возникшая вследствие синтеза христианской культуры с народной языческой древнерусская культура приобрела неповторимые черты. Духовная жизнь на Руси определялась таким явлением, как православно-языческий синкретизм, т. е. нерасчлененность, слитность - «двоеверие» или «двоекультурие» .

Принятие христианства в качестве государственной религии имело несомненные прогрессивные социокультурные после дстви я для Киевской Руси.

Отправление христианского культа, в отличие от языческого, требовало создания определенн ых, строго регламентированных условий. Христианское богослужение проводилось в храме, оформленном в соответствии с каноном. В связи с этим мы вправе говорить, что под влиянием новой религии на Руси произошел скачок в развитии строительн ого дела. Сначала сооружались деревянные, а зате м и каменные храмы. Для этого требовались опытные мастера, надле жащие материалы, архитектурное искусство, мастерство интерьера. Все это первоначально заимствовалось у Византии, а в дальнейшем развивалось на собственной, русской основе.

Необходимость украшать храмы, изготовлять церковную утварь, одежду создавала стимул для развития художественных ремесел. Вместе с новой религией на Русь пришли и получили здесь дальнейшее развитие искусство фрески и мозаики, иконопись и духовное пение.

Кроме того, христианство - это н е только религия, но и в определенной степени книжная культу ра, поскольку его догматы изложены в книгах Ветхого и Нового Завета. Нужда в богослужебных книгах стимули ровала развитие книжного искусства, сделала необходимым появление библиотек. Потребность в грамотном духовенстве дала толчок развитию просвещения, привела к появлению церковных школ и т. д.

Необходимо охарактеризовать принятие христианства как событие исключительной важности для становления древнерусской культуры. Государственная реформа князя Владимира высвободила накопившийся в древнерусском обществе потенциал, вследствие чего началось бурное и стремительное развитие страны. Темп обновления всей жизни древнерусского общества стал ош еломляющим. Это позволило за короткий срок освоить огромный культурный пласт византийской культуры. Приглашенные из Византии мастера строили каменные здания, храмы, расписывали их, украшали фресками, мозаикой, иконами. Русски е работали рядом, учились неизвестному ранее мастерству, и уже следующее поколение возводило сложные сооружения и украшало их без посторонней помощи.

Христианизация Руси и ее культуры была длительным и сложным процессом, продолжавшимся не одно столетие. В нем можно выделить три периода : первый, когда христианство стало проникать на Русь, жившую еще патриархальным строем; второй, когда в конце Х в. христианство стало государственной религией; третий, когда в XIII в. христианизация Руси в основном завершилась. Нужно отметить, что раннее христианство на Руси отличалось оптимизмом, оно было лишено аскетизма, особо присущего западноевропейскому католичеству. Христианство оказало цементирующее воздействие на формирование культуры древнерусской народности. С введением новой религии Русь окон чательно определила свое место в общеевропейском историко-культурном ландшафте.


1.3. Архитектура и изобразительное искусство Древней Руси

Начавшееся с введением христианства широкое строительство во многом определило развитие архитектуры и других видов искусства. На Русь из Византии прибывали мастера, учившие русских умельцев каменному зодчеству, сложной технике мозаики, секретам фрески и иконописи. Византийская художественная система легла на яркую и богатую культурную традицию языческой Руси. Достижения дохристианского периода позволили русским мастерам в удивительно короткий срок освоить совершенно новые для них жанры. Влияние народного языческого начала обусловило и отличия учеников от своих наставников.

Отличительной характеристикой русского зодчества стал его больший, по сравнению с византийским, демократизм. Древнерусское искусство было гораздо радостнее, красочнее и звонче. В нем нет византийской строгости и суровости. На Руси христианство воспринималось более эмоционально и жизнерадостно.

Каменное зодчество на Руси испытало определенное влияние византийской архитектуры. В нем утвердился крестово-купольный храм .

Существенной особенностью зодчества Киевской Руси является, с одной стороны, следование византийским традициям, с другой, уже на заре русского церковного зодчества, наметившийся отход от византийских канонов и поиск самостоятельных путей в архитектуре. Взяв за основу крестово-купольную композицию, русские мастера, внеся в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность . Уже в одной из самых первых русских каменных церквей - Богородице Десятинной в Киеве - наметились такие нехарактерные для Византии черт ы: многокупольность (25 куполов).

Жемчужиной древнерусской архитектуры является тринадцатиглавый Софийский собор в Киеве. Построен он был между 1037 и 1051 гг., когда Ярослав Мудрый развернул бурную строительную деятельность. Храм Святой Софии стал главным в русской митрополии, центром политической и культурной жизни, символом мощи государства Русь. Вслед за киевской Софией строятся Софийские соборы в Новгород е и Полоцке. Каменное строительство в XI в. велось во многих городах.

В период феодальной раздробленности намечаются и различия в архитектуре отдельных княжеств. В связи с этим в ответе целесообразно дать их краткую характеристику.

Архитектурные постройки Галицко-Волынского княжества плохо сохранились и известны только по археологическим раскопкам. Особенностью архитектуры этой земли было соединение византийско-киевской композиции с элементами романского убранства.

После установления в Новго роде республики прек ратилось княжеское строительство. Заказчиками строительства были бояре, купцы и жители города. Это обусловило упрощенность построек.

Зодчество Владимиро-Суздальской земли носило торжественный характер, выделялось изяществом и утонченностью линий. Большого размаха достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском . Признанным шедевром владимирской архитектуры стала построенная в 1165 г. церковь Покрова на Нерли , поражающая стройностью и устремленностью ввысь.

Строительство архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием живописи. Мозаика и фрески киевской Софии, Десятинной церкви и других говорят об освоении русскими мастерами сложных видов декоративного искусства.

Следует заметить, что на Руси все-таки преобладало деревянное зодчество. А деревянные церкви не могли расписываться фресками, они украшались иконами, написанными на доске. Специфика искусства Древней Руси заключается в абсолютном преобладании станковой живописи. Русская икона стала такой же классической формой изобразительного искусства, как статуя в Греции и Риме или мозаика в Византии.

К сожалению, и конопись Древней Руси домонгольского периода в силу бурных исторических событий до наших дней дошла очень плохо. Известно не более трех десятков таких икон. Самой древней из них считается «Владимирская богоматерь», созданная в начале XII в. Известны также «Успенское Благовещение», «Богоматерь Знамение», «Ангел златые власы» и некоторые другие, написанные в XII - начале XIII вв.

Поскольку иконопись пришла на Русь из Византии, живописная ве товая) ее сторона сначала напоминала византи йскую. Искусст во Ви зантии, в с илу историче ских усло вий е го в озникнов ения, было , в отличие от искусств а Руси, аске тичным, что проя вилось в цвете. Для византийской живописи характерны три основных цвета: красный, синий и зеле ный. Красный цвет понимался как цвет Божественной творческой активности, голубой - как символ устремленности мира к Богу (цвет неба), зеленый - как символ гармонии всего Божественного Бытия.

Православная русская икона - полностью заслуга Руси. Основными в русской иконописи стали все семь цветов радуги. Семь цветов радуги соответствуют семи дням Творения, се ми таинствам христианств а. Особое значение имеют в иконописи белый цвет и цвет золота, Это символы Божественного Света, царственной славы и достоинства.

Следует отметить и такую характерную особенность древнерусского искусства, как отсутствие авторства. Это связано с византийским пониманием процесса художественного творчества как божественного откровения. Не художник - автор произведения, а Бог, вдохновивший его на создание картины. Личность художника в данном случае не важна. В силу этого имена художников, создавших шедевры древнерусской живописи, неизвестны. До наших дней дошло только имя Алимпия Печерского - автора мозаики Успенского собора Киево-Печерской лавры, жившего на рубеже XI-XII вв.

Древнерусская архитектура и изобразительное искусство, испытав значительное влияние Византии, получив с принятием христианства важный стимул, в целом развивалось на собственной основе. За сравнительно короткий срок была создана система общерусских художественных ценностей , которая сохранялась и в условиях раздробленности Руси . Особенности художественного творчества отдельных земель взаимно обогащали эту систему. Сохранивш иеся и дошедшие до нас памятники архитектуры и живописи Древней Руси свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве и тонком художественном вкусе русских зодчих и живописцев.

1.4. Древнерусская литература

Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие фольклора. Песни, былины, пословицы, сказки, плачи-причеты, загадки и легенды долго жили в народной памяти, Особо следует сказать о таком эпическом жанре, как героический былинный эпос . В настоящее время известно более 3000 древнерусских былин. И это только часть, которая смогла сохраниться в устной традиции.

Огромный импульс развитие культуры получило с появлением письменности. Создание упорядоченной славянской азбуки во второй половине IX в. связывается с именами болгарских монахов братьев Кирилла и Мефодия .

У восточных славян по данным археологических источников задолго до этого в разных районах были свои письменные знаки. Русское письмо прошло сложный путь от рисунка, изображавшего образ, к звуковому письму. На Руси официальным алфавитом стала кириллица , вытеснившая более ранний алфавит - глаголицу.

После принятия христианства на Руси появилось большое количество переводной литературы, которая охватывала самые различные вопросы, начиная с церковно-богословских и кончая естественнонаучными и историческими.

Первые произведения русской религиозной литературы создавались под большим влиянием соответствующих жанров византийской письменности. Так возникло старейшее произведение русской оригинальной литературы «Поучение к братии» новгородского епископа Луки , написанное в середине XI в. К заимствованному жанру ораторских произведений относится «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона , которое также было написано в середине XI столетия. Основной темой «Слова» стала идея равноправия между народами и право русской церкви на самостоятельность.

Под воздействием византийской агиографии стали появляться жития русских святых. Первыми отечественными святыми стали Борис и Глеб - сыновья князя Владимира, убитые их братом Святополком. «Житие Бориса и Глеба» оказало значительное влияние на развитие агиографии на Руси. В это время было написано и «Житие Феодосия Печерского» .

В Древней Руси появились и первые записки русских путешественников. Не позднее 1113 г. было написано «Хождение Даниила» - игумена одного из черниговских монастырей, совершившего с группой паломников путешествие в Палестину.

Особо следует остановиться на таком оригинальном жанре древнерусской литературы, как летописи. Он возник в XI в. и развивался вплоть до XVII столетия. Летопись - это историческое повествование, разделенное по годам. Первым крупным историческим сочинением был свод разных сведений, созданный в 997 г. Летописные записи велись в Киеве, Новгороде, Полоцке и других центрах Руси. Многие из них в начале XII в. вошли в летописный свод «Повесть временных лет», который стал основным трудом истории Руси. Ее автор - монах Киевского Печерского монастыря Нестор.

Большинство литературных произведений XI-XII вв. в оригинале до нас не дошли. Некоторые из них сохранились случайно, войдя в другие произведения, дошедшие до наших дней. Примером тому может служить «Поучение Владимира Мономаха», вошедшее в «Повесть временных лет».

Со второй половины XII в. в развити и древнерусской литературы начинается новый этап. В период раздробленности увеличивается количество центров летописания, которое приобрело локальный характер.

Шедевром древнерусской литературы, ее жемчужиной является «Слово о полку Игореве». Это поэтическое произведение, написанное прозой. Это первое на Руси сочинение художественной литературы. В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославовичем против половцев в 1185 г. Этот поход стал для автора поводом к размышлению о судьбах Русской земли.

При всей своей первоначальной зависимости от Византии д ревнерусская литература довольно быстро стала самостоятельным явлением в культуре. Она взяла на себя все функции, как светские, так и духовные по воспитанию соотечественников. Разнообразие заимствованных жанров быстро приняло собственные неповторимые формы. Древнерусская литература обладала особым историзмом, поскольку представляла мир в целом, даже при описании конкретного сюжета. Она охватывала все временные и пространственные представления и образы древнерусского писателя и читателя.

2. Культура России в условиях образования и развития единого государства

2.1. Развитие русской общественной мысли

С при нятием христианства политические теории и все общественные идеи на Руси развивались в рамках религиозного мировоззрения. В XIV-XV вв., помимо официального традиционного православия, можно выделить два направления философско-богословской мысли: исихазм и ереси.

Исихазм - мистическое течение, пришедшее на Русь из Византии, - открывал верующим возможность прижизненного единения с Богом через восприятие божественных энергий. На Руси в XIV в. это учение утверждалось как способ индивидуального подвижничества. Активным проповедником исихазма был основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский.

Ярким проявлением рационалистического мышления средневековья не только в России, но и в Европе, были ереси . В 70-е гг. XIV в. в среде горожан и низшего духовенства возникла новгородско-псковская ересь стригольников. Это название ученые связывают с обрядом пострижения в причетники. Критика православной церкви велась с рационалистических позиций по двум направлениям. Во-первых, стригольники вели спор по вопросам богословской догматики : подвергали сомнению божественное происхождение таинств священства. Вторым направлением стала критика церковной организации. Движение стригольников в конце XIV в. было подавлено, руководители казнены.

В XV в. оформилась новгородско-московская ересь «жидовствующих» . Это общественное движение отрицало церковный авторитет, догматы и обряды православия. Отрицание еретиками церковного землевладения вызывало симпатии государства и использовалось Иваном III в борьбе с церковниками. Не смотря на это, ересь «жидовствующих» была осуждена.

Центральным пунктом всех философских дискуссий было отношение к государству. Разные были идеалы государственности, различно осмысливалась сущность верховной власти, ее место в обществе, взаимоотношение с властью духовной.

Философско-теологическое обоснование складывающегося абсолютизма было дано церковно-политическим течением иосифлян, возникшим на рубеже XV-XVI вв . Его основателем был Иван Санин , принявший постриг под именем Иосифа и основавший свой монастырь в удельном Волоцком княжестве. В своих сочинениях Иосиф Волоцкий писал, что царям надо служить со страхом и трепетом, как воспринявшим власть от Бога. Поэтому им должны подчиняться все христиане, в том числе и духовенство.

Главными оппонентами Иосифа Волоцкого и его сторонников стали «нестяжатели», во взглядах которых можно найти как идеи исихазма. так и рационализм предшествующих ересей. Это движение возглавил Нил, прозванный Сорским - по имени реки, где он основал скит. Система его воззрений, кроме проповеди нестяжания и неподвластности духовной жизни светской , содержала и свою логико-психологическую теорию. Она требовала «согласия» человеческого разума с божественным откровением, «очищения» от мирских страстей, приведение ума в состоянир непрерывной готовности к усвоению церковных заповедей. Нестяжатели требовали монастырской реформы, критиковали официальную церковь за несоответствие ее практики принципам христианства.

Под несомненным влиянием иосифлянства в среде духовенства родилась идея о «богоизбранном царстве». Теория псковского старца Филофея утверждала, что в мире существует вечное царство - Рим. Оно переходит из одной страны в другую. Первый Рим был в Италии и погиб, впав в католичество. На смену ему пришла Византия, захваченная турками. Византию сменила Москва - третий Рим. Четвертого же Рима быть не должно.

Из дворянской среды выдвинулся талантливый публицист Иван Пересветов . В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он создал стройную теорию дворянского государства во главе с самодержавным царем, опиравшимся на преданных слуг «воинников».

Выдающимся публицистом был и царь Иван IV . Его перу принадлежат обширное послание в Кирилло-Белозерский монастырь, дипломатические послания государям других держав. Ярким примером противостояния двух взглядов на государственную власть стала переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.

В связи с династическим кризисом в начале XVII в. обострился интерес публицистов к вопросу о характере верховной власти, о политической системе российского государства. Известными произведениями этого времени стали «Временник» дьякона Ивана Тимофеева и написанное монахом Авраамием Палицыным «Сказание». В этих работах единодушно признается божественная сущность царской власти и ее значение как оплота порядка в стране.

В условиях становления абсолютизма во второй половине XVII столетия общественная мысль давала примеры предвосхищения будущих идей просветительства. Известный церковный и общественный деятель Симеон Полоцкий высказывался в пользу неограниченной монархии, считая, что только она способна навести порядок в стране. Им были высказаны идеи просвещенного абсолютизма .

В середине XVII в. патриархом Никоном была проведена церковная реформа , касавшаяся в основном обрядовой стороны православия. Это событие привело к расколу церкви и возникновению старообрядчества. Движение раскольников дало очень сложный спектр общественных идей. Под знаком борьбы за старую веру собирались все, кто был недоволен условиями жизни. Наилучшее представление об идеологии раскольников дают работы самого яркого старообрядческого публициста «Аввакума «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», «Книга бесед» и «Книга обличении».

Таким образом, русская общественная мысль в XIV-XVII вв. в целом не выходила за рамки религиозного мировоззрения . Несмотря на это, ростки рационализма все же пробивались и здесь.

2.2. Отечественная литература XIV-XVII вв.

Менее других сфер культуры от монголо-татарского нашествия пострадала литература. Она в это время была представлена произведениями, посвященными трагическим событиям отечественной истории - «Слово о погибели Русской земли» , «Сказание о граде Китеже», «Повесть о разорении Рязани Батыем».

В устном народном творчестве сложился новый жанр - исторической песни , в которой в отличие от былин, герои и события были конкретными, взятыми из реальности: «Песня об Авдотье-Рязаночке», «Песня о Щелкане Дудентьевиче».

Подъем русской литературы наблюдается на рубеже XIV- XV вв. Куликовская битва вызвала появление посвященных ей произведений. Наиболее совершенное из них «Задонщина » - поэтическое прославление победы «За Доном» - и «Сказание о Мамаевом побоище».

Весьма распространенным литературным жанром на Руси стали жития святых. Наиболее знаменитое среди них «Житие Сергия Радонежского» , а также «Житие Стефана Пермского», написанные монахом Епифаном Премудрым . С течением времени агиографический жанр начинает претерпевать изменения.

В первой половине XVI в. выдающимся писателем Ермолаем Еразмом была написана «Повесть о Петре и Февронии Муромских» . Повесть создавалась в связи с канонизацией новых муромских чудотворцев. Фольклорная основа произведения сделала е го весьма далеким от настоящей агиографии. Трансформация житийного жанра привела от повести-жития к биографической повести . Таковым уже является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» . Автор в корне сломал традиции житийн ого жанра.

В XVI в. появился новый светский жанр литературы - остросюжетная повесть . Примером может служить «Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзомысле ». Помимо занимательного сюжета в этом произведении заметно отразилось влияние общественно-политических идей и взглядов укреплявшегося русского купечества.

Следует особо остановиться на таком замечательном литературном памятнике XVI в. , как «Домострой». Его автор - наставник Ивана Грозного протопоп Благовещенского собора Сильвестр показывает нормативные отношения в семье, которая предстает маленькой моделью государственного устройства.

В центре внимания русских писателей XVI в. стояли поступки человека, внешние события его жизни, то теперь все большее отражение стали находить его психологические побуждения и переживания .

Еще больший интерес к человеку свойственен литературе XVII в. Осознание ценности личности вне ее положения в обществе было вызвано выдвижением национальных героев из народной среды в годы смутного времени. Появляются новые светские жанры литературы. Это в первую очередь бытовые повести и демократическая сатира: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о куре и лисице» .

Среди новых журналов, появившихся в XVII столетии особо следует отметить драматургию. Основоположн иком русской драматургии выступил Симеон Полоцкий , пьесы которого «Комедия притч о блудном сыне» и «Трагедия о Навуходоносоре царе» поднимали важные нравственные, политические и философские проблемы.

С именем Симеона Полоцкого связано рождение и русской рифмованной поэзии . До этого на Руси существовала развитая система стихосложения, но она практически не имела рифмы. Полоцкий заимствовал польское силлабическое или слоговое стихосложение, для которого обязательна концевая рифма. Им были написаны «Букварь», «Рифмованная псалтырь » и два больших сборника «Рифмологион» и «Ветроград многоцветный ».

Говоря о литературе необходимо отметить и такое важное достижение, как начало книгопечатания на Руси. В 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславич издали на Печатном дворе первую книгу с выходным и данными - «Апостол». Книгопе чатание не только расширило круг читателей, но и во многом спос обст вовало развитию ли тературы как самостоятельной отрасли культуры.

В XVII в. светская литература стала заметным явлением русской культуры. Литература медленно освобождалась от средневековых традиций. Религиозное мировоззрение было потеснено более рационалистическим видением действительности. Произошла значительная жанровая дифференциация.

2.3. Искусство средневековой Руси

Ущерб, который был нанесен отечественному искусству монголо-татарским нашествием, был колоссальным.

Следует отметить, что возрождение через полвека каменное строительство на Руси в основном сосредотачивалось в двух районах. Это северо-западные земли Новгорода и Пскова, а также Москва и Тверь во Владимирском княжестве .

Важно отметить, что в развитии отечественной архитектуры в рассматриваемый период особая роль принадлежала Москве. Оживление градостроительства здесь началось еще до Куликовской битвы. В 1366 г. начали строить белокаменный Кремль. В 1379 г. в Коломне возведен самый большой в то время на Руси собор Успения.

С превращением Москвы в политическую и религиозную столицу, связано стремление поднять художественный и технический уровень строительства. В Москву приглашаются итальянские мастера, которые познакомили русских зодчих с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения.

К концу XV в. Кремль, построенный при Дмитрии Донском, устарел. Для возведения нового были приглашены итальянцы Пьетро Антонио Солари и другие мастера.

Итальянские мастера соединяли наиболее характерные древнерусские формы с ренессансным пониманием архитектурного пространства и создавали оригинальные произведения, поражавшие современников. Таковым стал Успенский собор Кремля, построенный под руководством Аристотеля Фиораванти, И тальянец Алевиз Новый создал усыпальницу московских князей Архангельский собор , отделав его наподобие двухэтажного палаццо в духе итальянского Возрождения. Архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари была построена знаменитая Грановитая палата , ставшая частью великокняжеского дворца.

В первой половине XVI в. идет складывание новой национальной архитектуры. Русские зодчие осуществили задачу перенесения в каменное строительство наиболее национального в своем типе - шатрового храма . Наиболее известными такими храмами являются церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор на Красной площади , известный и как храм Ва силия Блаженного.

Во второй половине XVI в. в культовом строительстве появилась консервативная тенденция, сдерживавшая творческие начала отечественного зодчества. Это связано с решениями Стоглавого собора, строго регламентировавшего в 1551 г . культовое зодчество и объявившего каноническим образцом Успенский собор московского Кремля.

В XVII в. усложняются архитектурные формы, усиливается их праздничное богатство. Современники назвали новый тип архитектуры « дивным узорочьем». Тяга к нарядности сказались в надстройке башен московского Кремля шатровыми верхами. Зодчие Огурцов и Галовей возвели знаменитый шатер над Спасской башней.

В 90-е годы XVII в . в русской архитектуре утвердился новый стиль, условно именуемый «нарышкинским» или «московским барокко ». Его главные композиционные принципы - ярусность, центричность, симметрия и равновесие масс. Большинство храмов этого типа построено для бояр Нарышкиных. Их сходство с западноевропейским барокко чисто внешнее. Декоративное убранство этих храмов выглядело очень выразительно на красном фоне кирпичных стен . Ярким образцом этого стиля можно назвать церковь Покрова в Филях.

Говоря об изобразительном искусстве, следует отметить, что оно развивалось в целом на традициях древнерусской живописи. В связи с нашествием и ордынским игом центры отечественной живоп иси переместились в северные земли. Разобщенность русских княжеств сказалась в XIII-XIV вв . на усилении местных особенностей в изобразительном искусстве. Оформляются новгородская, псковская, ростовская, тверская, вологодская и московская школа живописи . Прерванные отношения с Византией обусловили определенный отход от греческих канонов ико нописи. Появляются изображени я святых на красном фоне, усиливается яркость красок, орнаментальность , идущие от самобытного народного искусства.

Период XV-первой половины XVI в. называют «золотым веком» русской живописи , вошедшим своими шедеврами в историю мировой культуры. Начало этого периода связано с творчеством выходца из Византии Феофана Грека . Ему принадлежит живопись церкви Спаса в Новгороде, в Москве - церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора Кремля. Шедеврами Феофана Грека считаются иконы «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» в московском Благовещенском соборе.

В росписи Благовещенского собора вместе с Феофаном Гре ком принимал участие другой выдающийся художник Руси - Андрей Рублев . Самое совершенное из известных произведени й Рублева икона «Троица», в которой автор воплотил идеал нравственного совершенства.

Крупнейшим мастером рублевского направления на рубеже XV-XVI вв. был Дионисий . Дионисий в своих работах пытался ответить на новые эстетические запросы. Работая над иконой «Митрополит Алексий», он пытался изображать святых как живых людей . Дионисий создал, хотя и идеализированный, но живой портрет конкретного человека. Влияние этого художника сказалось на всем искусстве XVI в.

В середине XVI столетия усиливается церковная регламен тация и в живописи. Решения Стоглавого собора требовали от иконописцев писать в соответствии с греческими канонами. Было кан онизировано и художественное наследие Андрея Рублева.

Рассматривая живопись XVII в ., следует выделить два периода. Первая половина столетия ознаменовалась борьбой двух направлений в живописи. Первое, «годуновская школа», тяготело к монументальным тради ци ям прошлого и было попыткой строгого следования древнему канону.

Другое направление, «строгановская школа», явилось более свежей струей в живописи. Работы этой школы несли в себе усиленное эстетическое начало . Для них характерны виртуозный рисунок, тщательная детализация, многофигурность композиции, насыщенная орнамен тация, полихромовый колорит. Наиболее выдающимся мастером этой школы был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны мягкость колорита, пластичность и изящность вытянутых фигур.


Заключение

Несмотря на нанесенный у рон, отечественное искусствопродолжало развиваться. Становление искусства единой Руси шло на основе национальных традиций, по пути постепенного преодоления местных о собенностей. В результате переоценки эстетических ценностей, борьбы старых и новых тенденций начинается медленный отказ от церковных канонов, набирает силу процесс обмирщения искусства.


Список используемой литературы

Бушуев С.В., Миронов Г.В. История государства Российского. - М., 1991.

Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1.-М., 1996; Кн. 2. - М., 1996.

Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.

Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. - М., 1994.

Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.

Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.

Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX - XVII веков. - М., 1984.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. - М., 1995.