Современный культурный облик Великобритании

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный университет"

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Дальневосточный государственный университет"

институт международного туризма и гостеприимства

Факультет социального менеджмента

Кафедра Соц. сервис и туризм

«Современный культурный облик Великобритании»

Студент:

Попович Ярослава Александровна

Научный руководитель:

Соколова Анжела Витальевна

Владивосток

2009

Введение.

Почему нужно обязательно побывать в Англии и узнать, чем манит к себе романтичная Шотландия и живописный Уэльс; что нужно обязательно увидеть на родине Шекспира и группы "Битлз"?

Конечно, Великобритания - это далеко не весь мир. Но, побывав там, можно увидеть лучшие образцы всего того удивительного, что было создано людьми на нашей планете. За период мирового владычества, когда над землями великой Британской империи в буквальном смысле "не заходило солнце", метрополия накопила такое большое количество культурных богатств, что их хватит не на один музей.

Это может показаться удивительным, но государство, которое находится на этом относительно небольшом холодном острове с очень влажным климатом, повелевал и определял историю развития государств почти на всем земном шаре. В настоящее время его величие не так бросается в глаза, нет былой пышности, и монархия сегодня постоянно находится под прицелом телекамер представителей прессы, которые не упускаю возможности покритиковать ее.

Из столицы Великобритании, Лондона, который является финансовым, деловым, культурным и историческим центром Европы и мира, можно легко добраться в любую точку Англии. Природа Северной Англии славится своим великолепием и роскошью, живописность ее озер, гор и скалистых побережий только подчеркивается старинными городами и замками, сохранившимися с прошлых столетий.

Великобритания включает 4 исторические национальные области - Англию, Шотландию и Уэльс на острове Великобритания, и Северную Ирландию, занимающую северо-восточную часть о. Ирландия.

Великобритании умеренный морской, определяется в первую очередь теплым течением Гольфстрим. В Лондоне средняя температура января + 4?С, июля + 18?С, в Эдинбурге средняя температура января +3?С, июля +15?С.

Целью данной работы является распознать особенности Великобритании. Для того чтоб достичь цели мы определим следующие задачи:

- Рассмотреть архитектуру столицы Великобритании

- Рассмотреть особенности национального характера

- Рассмотреть особенности быта, нрава и т.п.

- Узнать выдающихся людей Великобритании

- Узнать какой вид искусства процветает в этой стране

Актуальность выбранной темы является то, что Великобритания становится все более привлекательной страной в туристском отношении.

2.1. Современный культурный облик страны.

Биг Бен

Эти часы на башне Парламента Соединенного Королевства слышат во всем мире. Микрофоны радиослужбы ВВС передают их бой каждый час. Именно с первым ударом Биг Бена в ночь с 31 на 1 планета официально по международному временному стандарту должна вступить в новое тысячелетие.

В Биг Бен туристов не пускают попасть на верх 96 метровой башни можно только по узкой винтовой лестнице. 334 ступени приведут на небольшую открытую площадку, в центре которой и находится легендарный колокол. Биг Бен и есть только один колокол. Его высота белее 2 метров, а диаметр равен почти 3 метрам.

Имя Биг Бена окружают интересные истории. Официальная версия: колокол назван в честь начальника строительных работ сера Бенджамина Хола. За свои внушительные размеры прорабу дали кличку Большой Бен. Другая версия - колокол получил свое название от силача и боксера времен королевы Виктории.

Биг Бен и окружающие его другие небольшие колокола выбивают перезвон следующих слов: "Сквозь этот час Господь хранит меня и сила его не даст никому оступиться' После боя курантов первый удар молота о Биг Бен точно совпадает с первой секундой начала часа. Каждые 2 дня механизм проходит тщательную проверку и смазку, учитывается дневная температура и давление. Но, как любой часовой механизм, часы на башне Английского парламента иногда опаздывают или спешат. Надо сказать, что погрешность не большая всего 1,5 - 2 секунды. Чтобы исправить положение нужна лишь монета, старый английский пенни. Никто точно не знает кому первому пришла в голову мысль использовать монеты, но идея сработала. Старый английский пенни, положенный на маятник диной 4 метра ускоряет его движение на 2,5 секунды за сутки. Добавляя или убирая пенни, смотритель таким образом добивается точности. Механизм, несмотря на свою почти 1,5 вековую историю и вес в 5 тонн, работает отменно.

Циферблаты Биг Бена смотрят на все 4 стороны света. Сделаны они из Бирмингемского опала, часовые стрелки отлиты из чугуна, а минутные сделаны из медного листа. Подсчитано, что минутные стрелки проходят за год общее расстояние в 190 км.

Биг Бен - символ своего времени. Периода наибольшего рассвета страны. И надпись на латыни: "Боже храни королеву Викторию1' - дань личного уважения монарху, при котором и возникло такое понятие как Британская Империя.

Все знают, что такое Биг Бен. Это огромные часы, установленные на башне Святого Стефана Вестминстерского дворца, где заседают обе палаты британского парламента. Куранты этого Биг Бена наши радиослушатели слышат почти каждый час.

Чарльз Бери, архитектор, строивший Вестминстерский дворец, в 1844 году запросил парламент о субсидии на сооружение часов на башне Св.Стефана. Сооружать часы взялся механик Бенджамен Вальями. Было решено, что новые часы будут самыми большими и точными в мире, а их колокол - самым тяжелым, чтобы звон его был слышен если не во всей империи, то уж, по крайней мере, по всей ее столице.

Когда проект часов был выполнен, между его автором и властями начались споры по поводу требуемой точности часов. Королевский астроном профессор Джордж Эйри настаивал на том, чтобы первый удар колокола каждый час совершался с точностью в одну секунду. Точность должна была ежечасно проверяться по телеграфу, связывавшему Биг Бен с Гринвичской обсерваторией.

Вальями же говорил, что для часов, открытых ветрам и непогоде, такая точность не под силу, и что вообще она никому не нужна. Пять лет длился этот спор, и Эйри победил. Проект Вальями был отвергнут. Часы с требуемой точностью были сконструированы неким Дентом. Они весили пять тонн.

Затем начались немалые хлопоты по отливке колокола и дебаты в парламенте по этому поводу. Именно к этому времени относят и версии происхождения названия Биг Бен. Версии таковы: это либо имя председателя парламентской комиссии Бенджамена Холла, либо имя знаменитого боксера Бенджамена Каунта.

Когда часы и колокол уже были подняты и смонтированы, выяснилось, что чугунные стрелки слишком тяжелы, и их перелили из более легкого сплава. Открыты часы были 31 мая 1859 года. До 1912 года часы освещались газовыми рожками, которые позднее были заменены электрическими лампами. А по радио первый раз куранты прозвучали 31 декабря 1923 года.

После того, как в башню Св. Стефана во время второй мировой войны попала бомба, часы стали ходить не столь точно.

Часы эти получили невероятную популярность как в Англии, так и за ее пределами. В Лондоне же появилось множество "Маленьких Бенов", уменьшенных копий башни Св. Стефана с часами на вершине. Такие башни - нечто среднее между архитектурным сооружением и напольными часами гостиных - стали возводить почти у всех перекрестков.

Наиболее известный "Маленький Бен" стоит у железнодорожного вокзала Виктории, но на самом деле почти в каждом районе Лондона можно отыскать маленького Бена.

Букингемский дворец

Описание: Букингемский дворец расположен напротив улицы Пэл-Мэлл и белого, мраморного с позолотой памятника Королеве Виктории. Когда Королева находится во дворце, на крыше развивается королевский флаг. Её предок, Король Георг IV, настоял на том, чтобы дворец был построен по проекту архитектора Джона Нэша. Стоимость строительства достигла 700.000 фунтов за счет использованию таких излишеств, как 500 блоков мрамора с прожилками из Каррары. Через 3 года, в 1837г., когда королева Виктория вступила на престол, во дворце было практически невозможно жить. Большинство из 1000 окон не открывались. К 1853г был построен бальный зал. Король Эдуард VII родился в этом дворце в 1841г. и здесь же умер в 1910г. Несмотря на роскошество апартаментов дворца, где хранится множество фамильных драгоценностей, не все жившие в нем были счастливы. В своих воспоминаниях герцог Виндзорский писал, что огромный дворец "со своими большими залами и бесконечными коридорами казался наполненным запахом плесени, который я до сих пор чувствую всякий раз, когда вхожу в него". Личные апартаменты Королевы и герцога Эдинбургского сейчас находятся в северном крыле здания и выходят окнами на Грин-парк (Зелёный парк). Летом дворец посещают около 30.000 гостей, которые принимают участие в приёмах в королевском саду, где есть озеро и водопады. Картину естественной природы дополняют птицы фламинго, покой которых не нарушают даже королевские вертолёты, кружащие над садом. Букингемский дворец - рабочий кабинет монархии. Задачи обслуживающего персонала разнообразны: от содержания дворца до организации банкетов для глав других государств послов и церемонии награждения. Отсюда начинаются многие королевские церемонии, например. Государственное открытие сессий парламента осенью или церемония "Трупинг-де-Колор" в честь дня рождения Королевы в июне. В Королевской галерее, построенной на месте часовни, разрушенной во время войны, проводятся выставки из королевских коллекций. Королевские конюшни с лошадьми, попонами, с великолепной государственной каретой, расписанной итальянским художником Чиприани, и более современными экипажами и автомашинами также открыты для публики.

Вестминстерское Аббатство

До 1365 года английские коронационные регалии, коронные драгоценности и государственная казна хранились в Вестминстерском аббатстве. Сокровищница находилась в подземельях под дормиторием — огромным залом с деревянным сводчатым потолком, который раньше был спальней монахов и в котором ныне размещена библиотека.

Переходы и часовня, расположенные под дормиторием,— самая старая часть аббатства, сохранившаяся с XI века. Это последнее, что уцелело от большой каменной церкви, возведённой англосаксонским королём Эдуардом Исповедником (1042—1066). Его племянница принцесса Гита стала женой Владимира Мономаха, матерью основателя Москвы Юрия Долгорукого. В XIII веке храм был перестроен, и изображение его первоначального вида сохранилось только на вышивке XI века — «ковре из Байе». Сохранилось и помещение древней сокровищницы — тяжёлые своды на толстых колоннах, сундуки, в которых хранились драгоценности, высокий сводчатый вход с массивными двойными дверями, запирающимися на семь замков связкой огромных ключей. Попасть в сокровищницу можно только из восточной галереи монастырского дворика, выстроенной в 1345 году на месте старого монастырского кладбища.

Долгое время считалось: в это самое неприступное из подземелий аббатства, куда никогда не проникает солнечный свет, можно попасть лишь через единственный, тщательно охранявшийся вход. Но в конце XIX века в ходе реставрационных работ в Вестминстерском аббатстве в стене королевской сокровищницы была обнаружена ещё одна потайная дверь. Кое-где на ней виднелись уцелевшие клочки белой кожи, которой она была некогда обита. К ужасу исследователей, кожа оказалась человеческой! И удалось установить, кому она принадлежала...

Летом 1303 года, когда английский король Эдуард I Плантагенет (1272—1307) подавлял в Шотландии очередной мятеж, вестминстерский аббат Уэнлох и 48 его монахов вступили в преступный сговор. Соблазн был слишком велик — в сокровищнице в то время находилось денег и драгоценностей на сумму, равную двум годовым бюджетам страны. Несколько месяцев грабители выносили королевские сокровища по потайному ходу. Лондонский купец, торговец шерстью Ричард Поуделикот помогал прятать и сбывать краденое.

На монастырском кладбище перед входом в сокровищницу по распоряжению Уэнлоха посеяли коноплю: её высокие заросли должны были скрыть от посторонних глаз путешествия лихой братии в подземелье и обратно с драгоценным грузом.

Однажды под вечер священник отец Бенедикт, проходя мимо, застал грабителей на месте преступления и пытался усовестить их. Его убили как опасного свидетеля.

По уверениям современной музейной охраны Вестминстерского аббатства, призрак убитого и поныне бродит по галереям монастырского дворика между пятью и шестью часами вечера. Утверждают, что он высок, худ, на нём священническое облачение, как в момент смерти. Под низко надвинутым монашеским капюшоном можно различить смутно сереющее в сумерках бледное лицо, крючковатый старческий нос, глубоко посаженные глаза. Иногда на ходу он будто бы тихо разговаривает о чём-то сам с собой. Но понять, что он говорит, не удаётся.

К осени 1303 года до короля дошли слухи о безобразиях, творящихся в аббатстве. Он направил в Вестминстер комиссию для расследования обстоятельств дела, которая вскрыла небывалое по масштабам разграбление казны. Часть украденного удалось обнаружить. Где только его не находили! И на севере страны — в Нортгемптоне, и на востоке — в Колчестере, и на юго-востоке — в городах графства Кент, и в домах богатых лондонских купцов, и здесь же, в Вестминстере, у самых стен собора, в могильных склепах, где грабители устроили склад краденого.

Но кое-что так и не удалось отыскать. Возможно, некоторые похищенные сокровища всё ещё лежат в ненайденных тайниках на кладбище св. Маргариты и в стенах самого аббатства.

Преступников ждала суровая кара — Эдуард I не знал снисхождения к ворам. По приговору королевского суда с Ричарда Поуделикота заживо содрали кожу и прибили гвоздями к потайной двери сокровищницы в острастку всем, кто вздумал бы пойти по его стопам. Лоскутья кожи несчастного и сейчас ещё можно видеть; особенно хорошо они сохранились под железными засовами потайной двери. Лишь духовное звание спасло его сообщников вестминстерских монахов и их аббата от подобной же участи. Смертная казнь им была заменена заключением в лондонском Тауэре.

Здание Парламента в Вестминстере

В Вестминстерском дворце, одном из самых знаменитых зданий мира, размещается парламент Великобритании: палата лордов и палата общин. Первый дворец был построен для короля Эдуарда - Исповедника, вступившего на престол в 1042 году. Сорок пять лет спустя для Вильгельма Руфуса, сына Вильгельма - Исповедника, построили Вестминстер-холл - самый элегантный зал в Европе, где в 1099 году был устроен пир. В 13 веке Генрих 3-ий пристроил расписанную палату, и во время его правления был созван первый парламент (от французского глагола "parler" - говорить).

В 1265 году сюда были приглашены рыцари из графств и представители разных городов. Через 30 лет парламент стал более демократичным, т.к. представители уже не назначались, а выбирались. К 1550 году члены палаты общин и палаты лордов встречались отдельно с членами парламента в изящной часовне святого Стефана. В это же время великолепный Вестминстерский зал был украшен подбалочниками и резными углами.

Когда в 1660г. к власти пришёл Карл 2, череп Оливера Кромвеля уже в течении 25 лет висел на пике, установленной на крыше. В 14 веке основной проблемой стал рост населения. Планы перестройки города пришлось ускорить после того, как однажды ночью небо над Лондоном было озарено неистовым пламенем пожара. Вестминстерский дворец был охвачен огнём в 1834 году. Его восстановление поручили Сэру Чарльзу Бэрри, что он и сделал в великолепном готическом стиле с помощью Августа Пугина, выполнившего живописные орнаментные работы. Часовня святого Стефана была переименована в Холл святого Стефана. Это широкий коридор с картинами, мраморными скульптурами и лагунным указателем на том месте, где раньше стояло кресло спикера.

Склеп и Вестминстер-холл сохранились, однако смежная с ним палата общин была снова разрушена во время второй мировой войны. Каждый гражданин Британии имеет право на аудиенцию со своим депутатом парламента. Такие встречи проходят в центральном лобби. Во время заседаний парламента можно следить за дебатами с галереи для публики. Даже у королевы есть ограничения. Во время государственного открытия сессий парламента она должна восседать на троне в палате лордов, пока премьер-министра и членов кабинета не пригласят из палаты общин. Этот обычай восходит к эпохе Карла 1, который ворвался в зал, требуя ареста пяти членов парламента. Но это ему не удалось.

Лондонский Тауэр

Описание: В книге, посвященной 900-летию Тауэра, герцог Эдинбургский писал о том, что "за свою историю Лондонский Тауэр был и крепостью, и дворцом, и хранилищем королевских драгоценностей, и арсеналом, и монетным двором, и тюрьмой, и обсерваторией, и зоопарком, и местом, привлекающим туристов". Сначала королевская семья жила в хорошо защищенной Белой башне, толщина стен которой достигает I5 футов. Так называемые "ворота предателей", ведущие к реке, напоминают о прошлом, когда перед них проходили знаменитые узники, приговорённые к смерти. Среди заключённых были и Сэр Уолтер Рэли, проведший в Тауэре 13 лет, и королева Анна Болейн. Но будущая королева Елизавета 1 была освобождена и коронована. Судя по документальным свидетельствам о страданиях заключённых, в дни Реформации жестокое обращение с ними вошло в норму. Коллекция королевских драгоценностей была разобрана, но с возвращением монархии династия Стюартов возродила первоначальный замысел создания музея в память о военных достижениях Короля и страны. В 1834г. королевский зверинец был перенесён в зоопарк, и в Тауэре остались одни вороны. Сегодня Тауэр, который уже не является ни дворцом, ни тюрьмой, сохранил традиционные черты, начиная от одежды бифитеров (солдат охраны) до церемоний Тауэра. Большинство королевских драгоценностей восходят к периоду после Английской республики, но некоторые древние изделия относятся к более раннему времени и используются в ходе священных моментов коронации. Среди них ложка, которая, вероятно, относится к концу ХIIв??? и священный сосуд, который, возможно, использовали при коронации Генриха IV в 1399г. Корона Эдуарда весом около 5 фунтов была изготовлена в 1661г. для церемонии коронации Карла 11, Корона королевы Виктории (1838г.) украшена рубином "Чёрный принц". Тауэрский мост был построен в 1894 г. в готическом стиле. На его строительство было затрачено свыше 1 млн. фунтов, и с тех пор его разводили около 1 млн. раз для пропуска кора блей. Людям было разрешено посещать мост с 1982г. На мосту расположены машинное отделение с гидравлическим оборудованием, сохранившимся после электрификации 1976г., пункт управления, выставки. Посетители могут перейти на другой берег по пешеходным дорожкам между двумя башнями, Доки св. Катерины, расположенные на площади 23 арков между Тауэром и лондонскими Доками, привлекают посетителей своей коллекцией исторических кораблей, гостиницей Диккенс Инн, новыми магазинами и гаванью для яхт. "Белфаст", мощный английский крейсер периода второй мировой войны, пришвартован у реки. Уже в 20-х годах ХIХв. Доки были переполнены иностранными торговыми кораблями со слоновой костью, мрамором, шерстью, каучуком, вином и чаем, но т.к. более крупные корабли стали швартоваться в устье реки, доки и склады пришли в упадок. Сегодня здесь процветают всемирный Центр Торговли и гостиница "Тауэр-Тистл".

Трафальгарская площадь

Живущие на Трафальгарской площади (Trafalgar Square) голуби перебрались сюда с прибрежных английских скал. Теперь их скалы - крест церкви Святого Мартина, купола Национальной галереи и Национальной портретной галереи и треуголка адмирала Нельсона, который стоит на 44-метровой колонне. Снизу этого не видно, но правый рукав у Горацио Нельсона пуст, правого глаза тоже нет. Умер адмирал в 1805 году сразу после самой своей громкой победы - Трафальгарской битвы, во время которой англичане разбили французско-испанский флот и добились полного господства на море. Чтобы колонна Нельсона (Nelson`s Column) действительно не уподобилась какой-нибудь шотландской скале, она покрыта антиголубиным гелем - гуано на ней не остается. Внизу под национальным героем - сумасшедший поток, только не воды, а людей. (Кстати, транспортное движение на площади перекрыли совсем недавно. Автомобилисты проклинают инициатора, мэра Лондона Кена Ливингстона, все остальные страшно довольны.) Можно забраться на окружающих Нельсона львов и за компанию с японскими туристами и голубями полюбоваться оттуда окружающей суетой, но лучше всего изучать площадь из окон образцового бара Rockwell - он правее колонны, на первом этаже отеля The Trafalgar. Там, в отличие от других гостиничных баров (которые сейчас в большой моде), нет жесткого фейс-контроля.

По бокам от колонны - еще несколько статуй: пара генералов, завоевавших для Англии Индию, и активный сторонник Священного союза Георг IV. Им, несмотря на все заслуги, геля не досталось. А мэр Ливингстон недавно признался, что даже не знает, кто такие эти генералы, и предложил их вообще с площади убрать.

От конной статуи Карла I, стоящей перед Нельсоном, уже как-то пытались избавиться. Карл, отлитый в 1633 году, смотрит на Уайтхолл - туда, где в 1649 году состоялась его собственная казнь. Бронзового же короля республиканцы продали ремесленнику - на переплавку. Вместо этого мастер закопал статую в саду и, отбивая потихоньку от монарха куски бронзы, сколотил на сувенирах небольшое состояние. После Реставрации статуя была перепродана Карлу II и установлена на том самом месте, где казнили палачей Карла I.

За спиной Нельсона - Национальная галерея (The National Gallery), чья история началась в 1824 году с 38 картин русского банкира-эмигранта Ивана Юлиусовича Ангерштайна, в Британии известного как Джон Джулиус Ангерштайн. Сейчас в коллекции галереи - более 2 000 работ, в том числе Боттичелли, Веронезе, Тициан, Рафаэль, Микеланджело, Моне и Ренуар. Справа от Национальной галереи - Национальная портретная галерея (The National Portrait Gallery). Хотя бывший премьер-министр Джон Мейджор и дизайнер Пол Смит выглядят так, будто они с Крымского Вала или Арбата, галерея - учебник английской истории в портретах. Еще сюда стоит зайти ради платных выставок (к примеру, Марио Тестино) и открывшегося недавно бара-ресторана под самой крышей. За £2 можно выпить эспрессо и посмотреть на Трафальгарскую площадь с Уайтхоллом. Из окон итальянского ресторана в Национальной галерее открывается не менее замечательный вид, но все собираются именно под этой крышей.

Через дорогу от портретной галереи - приходская церковь Букингемского дворца, полное название которой звучит как церковь Святого Мартина на Полях (St.Martin-in-the-Fields). Раньше на месте Трафальгарской площади действительно были поля, потом - конюшни. В конце XIX века каждую ночь здесь, среди голубей и бронзовых львов, спали 400 человек.

Самое интересное, что происходит на Трафальгарской площади сейчас, - демонстрации. Одна из лучших - первомайская. Мальчики с манерами выпускников Итона раздают газету Bolshevik и троцкистские брошюрки. Плечом к плечу бастуют: антипалестинцы и антиизраильтяне, антиглобалисты в майках с Ману Чао и тибетцы в майках Free Tibet. 1 мая на Трафальгарской площади, похоже, собираются все существующие в мире борцы. Это неудивительно: жители Лондона разговаривают на 307 языках и диалектах. В остальные дни борцы протестуют по отдельности. Чтобы быть в курсе международных событий, в Лондоне не надо читать газет - надо просто посмотреть, кто сегодня бастует на Трафальгарской площади.

Если пройти сквозь Адмиралтейскую арку (Admiralty Arch), через несколько метров с правой стороны будет Институт современного искусства (ica), где выставляются Рем Колхаас и Заха Хадид. Кафе-клуб-ресторан ICA - "Пропаганда" и "Проект О.Г.И." в дни своего расцвета.1312104

Дом Шерлока Холмса

Baker street, 221-б

Открыт ежедневно с 10.00 до 18.00

Дом Шерлока Холмса был построен в 1815 году. Британское правительство заявило, что здание является архитектурным и историческим памятником 2-го разряда. С 1860 до 1934 года дом был частным владением, и в нем располагался пансион, пока здание не было приобретено Международным обществом имени Шерлока Холмса.

Когда 27 марта 1990 года был открыт Музей имени Шерлока Холмса, невольно возникала мысль, что это событие должно было случиться как минимум несколькими десятилетиями раньше. В конце концов, Бейкер Стрит, 221 - самый известный адрес в мире, связанный с именем величайшего детектива.

В прошлом столетии люди писали письма Шерлоку Холмсу и его другу доктору Ватсону, но сейчас появилась возможность посмотреть, где и как они жили в Викторианскую эпоху. На первом этаже находится знаменитый кабинет, выходящий на Бейкер Стрит. Здесь Холмс и Ватсон проработали вместе почти 25 лет.

Прежде, чем войти в здание, Вам придется сказать, к какой категории посетителей Вы относитесь.

Вы слышали о Шерлоке Холмсе и видели пару фильмов о его подвигах по телевизору - скорее всего, "Собаку Баскервилей" - но Вы почти ничего не знаете о великом детективе, как о человеке. Вы приходите сюда из любопытства.

Вы много знаете о Шерлоке Холмсе! Вы читали книги, Вы просмотрели по телевизору все фильмы о нём и Вы - поклонник таланта великого детектива. Вам хотелось бы посетить его аппартаменты, чтобы узнать, такие ли они, как Вы себе представляли.

Вы - безусловный авторитет в "Холмсоведении". Вы можете часами дискутировать на эту тему и знаете больше самых умных профессоров, потому что Вы не раз и не два прочитали и знаете почти наизусть все 60 оригинальных рассказов, написанных сэром Артуром Конан Дойлем, а также книги, написанные другими авторами. Возможно даже, что Вы автор одной из них! Вам просто необходимо посетить музей, чтобы обнаружить ошибки и пробелы, восторгаться музеем или критиковать его, но, в любом случае, Вы получите удовольствие.

К какой бы категории Вы ни принадлежали, экскурсия в музей, безусловно, запомнится навсегда. Сделайте запись в Книге Посетителей, фотографируйте все, что Вам понравится (горничная с удовольствием Вам поможет), а когда Вы соберетесь уехать, возможно, что Вам захочется поехать домой двухколесным экипажем!

Шерлок Холмс и доктор Ватсон жили на Бейкер Стрит, 221-б приблизительно с 1881 до 1904 года. Квартира располагалась на втором этаже, в пансионе. Хозяйкой пансиона была миссис Хадсон. Семнадцать ступенек ведут с первого этажа до кабинета на втором, где вместе работали Холмс и Ватсон.

Рядом с кабинетом, в задней комнате находилась спальня. По описаниям доктора Ватсона мы знаем, что кабинет, выходящий на Бейкер Стрит, был тесноват, и что комнату освещали два широких окна. Однажды Холмсу пришлось сделать всего шаг, чтобы выйти из спальни в кабинет и задвинуть занавески. В другой раз в кабинет вошел человек, который был таким громадным, что заполнил собой почти всю маленькую комнату.

Много других деталей и иллюстраций можно найти, в первую очередь, в журнале "Странд" за 1891 год. Все это видят посетители музея. Спальня доктора Ватсона находилась на третьем этаже и выходила окнами на проходной двор за домом. Эти комнаты сегодня тоже открыты для посетителей.

В комнате доктора Ватсона можно ознакомиться с литературой, картинами, фотографиями и газетами того времени, а посередине комнаты миссис Хадсон находится бронзовый бюст Холмса. В этой комнате также можно увидеть часть корреспонденции мистера Холмса, а также письма, которые приходили на его имя. Музей имеет интересный и нескодько необычный магазин сувениров, располагающийся на четвертом этаже, предназначенном для прислуги. Здесь можно купить коллекцию подарков, керамику, художественные предметы, бюсты, книги, эстампы, карты, футболки и многое другое - только для посетителей музея.

В ресторане "Миссис Хадсон" на первом этаже можно отведать вкусных викторианских блюд, а с 15.00 до 17.30 приглашаем Вас на послеобеденный чай.

Тысячи людей со всего мира пишут Шерлоку Холмсу. Они учреждают клубы и общества в его честь. Они отмечают его юбилей и теперь, наконец, могут посетить его дом.

Британский музей

Кадры, как проницательно заметил И.В.Сталин, решают все. Если бы меня спросили, кто внес наибольший вклад в подготовку революционных кадров для России, я, пожалуй, ответил бы - королева Виктория.

Эта удивительная женщина занималась кипучей общественной деятельностью. Она построила огромное количество выдающихся сооружений, без которых Лондон уже немыслим.

Но что касается искусства разыгрывать революции и рисовать утопии на живом теле общества, то тут вклад королевы Виктории состоит в строительстве знаменитой Британской библиотеки, читального зала Британского музея - огромного цилиндрического помещения с верхним светом, стены которого уставлены книгами.

Зал этот был построен по замыслу хранителя библиотеки сэра Энтони Паницци по проекту Сидни Смерка и надолго стал крупнейшим читальным залом мира. Вот в него-то и устремились любители подрывного чтения позапрошлого века.

Тут читали и писали Карл Маркс и Карл Либкнехт, а из русских социалистически мыслящих деятелей - Александр Герцен, Петр Кропоткин, Георгий Валентинович Плеханов, Вера Засулич, Владимир Ильич Ленин, Лев Давыдович Троцкий, Максим Максимович Литвинов.

Была ли эта революционная теория хорошей - вопрос особый. Но Британская библиотека была очень хорошей. Не только уютной и красивой, но и богатой. Ее собрание быстро росло и заняло весь двор Британского музея, так что, в конце концов, решили библиотеку из музея вынести.

Долго искали место, наконец, нашли рядом с вокзалом Пэнкрасс, потом 25 лет строили и, наконец, открыли. Теперь мыслители сидят уже не в Британском музее. А в музей валом валят туристы.

Самый знаменитый британский архитектор сэр Норман Фостер расчистил двор музея и перекрыл его стеклянной крышей, создав небывалый по величине и красоте атриум.

И в центре этого светового аквариума красуется круглое здание читального зала. В нем уже не читают, хотя на полках осталось несколько книг, а верхний подкупольный ярус снаружи теперь окружен рестораном, так что совсем некстати в высотах подкупольного пространства, где впору витать ангелам или демонам, видны сидящие за стеклами посетители ресторанов.

Дай то Бог, чтобы и сам читальный зал со временем не превратили в питейное заведение.

Национальная галерея Шотландии

Одна из старейший картинных галерей Шотландии, Национальная галерея открылась для публики в 1859 году. С тех пор она привлекает любителей искусства не только самой богатой в Шотландии коллекцией европейской живописи и скульптуры, но и собственно обликом музея.

Архитектор Вильям Генри Плэйфэйер (1790-1857) создал проект, по которому было построено здание, возвышающееся теперь в центре Эдинбурга на границе между Старым и Новым городом и притягивающее взор почти дорической строгостью и простотой форм. Рядом с ним находится Королевская Шотландская Академия, также построенная Плэйфэйером, в помещениях которой в летнее время проводятся выставки.

Коллекция Национальной галереи Шотландии весьма разнообразна: здесь можно увидеть произведения живописи, скульптуры различных периодов - от Ренессанса до Постимпрессионизма, представляющие искусство многих стран Европы.

Производит впечатление многообразие имен великих художников, чьи произведения составляют славу этого музея: в первую очередь стоит назвать Тинторетто, Тициана, Пуссена, Рафаэля, Клода Лорэна, Рембрандта, Рейнольдса, Гейнсборо, Антонио Канова. Особо необходимо упомянуть коллекцию французских импрессионистов и шотландских мастеров.

При основании музея ядром собрания стала группа полотен Джакопо Бассано, Ван Дэйка и Тьеполо, перенесенная сюда из Королевской Шотландской Академии. С 1903 года галерея получила возможность приобретать произведения искусства, и в результате в ее стенах появились Видение после проповеди Гогена, Аллегория Эль Греко, скульптура Бернини, Три Грации Антонио Канова.

Украшают музей шедевры, подаренные или предоставленные во временное пользование галерее частными владельцами. Так, здесь можно увидеть алтарный образ Троицы руки Гуго ван дер Гуса из коллекции самой королевы. В 1945 году Герцог Сатерлэнд предоставил музею на длительный срок группу полотен, среди которых есть работы Рафаэля, Тициана, Рембрандта, а также знаменитые Семь Таинств Пуссена.

Коллекция произведений французского импрессионизма и постимпрессионизма значительно обогатилась благодаря дару Сэра Александра Мэйтланда. Теперь посетители галереи могут лицезреть работы Гогена, одну из картин серии Стога Клода Моне и полотно Гора Сан-Виктуар Поля Сезанна.

Не удивительно, что живопись Шотландии представлена в галерее наиболее полно. Творчество практически всех выдающихся художников страны получает здесь глубокое и подробное освещение.

Среди них - Алан Рэмсэй (1713-1784), Сэр Генри Раэбэрн (1756-1823), Сэр Дэвид Уилки (1785-1841), Уильям Тэрнер (1775-1851) и многие другие. Гордость музея - картина Раэбэрна Его преподобие Роберт Уолкер катается на коньках на озере Даддингстон Лох и портрет, на котором Рэмсэй изобразил свою вторую жену Маргарет Линдсэй.

Коллекция акварелей, рисунков и гравюр насчитывает около двадцати тысяч единиц. Наиболее ценные их них - рисунки итальянских и голландских художников.

Помимо постоянной экспозиции, Национальной галереей Шотландии проводятся временные выставки. Наиболее значительной и популярной считается выставка акварелей Тэрнера, которая обычно начинается в январе каждого года.

Стоунхендж

Описание: Гигантское сооружение Стоунхендж - каменная загадка в самом центре Европы, как назвал этот удивительный монумент один из исследователей доктор Умлмор Тревер. Это древнее сооружение расположенное в Англии, Сейчас археологи сошлись во мнении, что этот архитектурный памятник возведен в три этапа между 3500 и 1100 гг. до н.э. Стоунхендж I представлял собой кольцевой ров с двумя залами и, возможно, служил кладбищем. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких погребальных «лунок Обри», названных так в честь Джона Обри, который первым описал их в XVII столетии. К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный, семиметровый Пяточный камень. При строительстве Стоунхенджа II была проложена земляная аллея между Пяточным камнем и входом. Были возведены два кольца из 80 огромных каменных глыб голубого цвета, которые, вероятно, доставлялись за 320 км из Южного Уэльса. На заключительном этапе строительства была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из 30 трилитов, каждый из которых состоял из двух вертикальных камней и опиравшуюся на них горизонтальную плиту. Внутри кольца была установлена подкова из пяти отдельно стоящих трилитов.

В целом Стоунхендж представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света. До недавнего времени ученые предполагали, что этот монумент сооружен в 3100 году до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Но последние данные современной науки заставляют пересмотреть многие выводы исследователей.

Еще в 20-х годах минувшего века известный геолог X. Томас установил. что камни для возведения комплекса доставлялись из каменоломен. которые находились более чем за 300 километров от места строительства. Не нужно говорить, что транспортировка гигантских каменных блоков требовала невероятных усилий. В конце 1994 года профессор Уэльского университета Дэвид Боуэн с помощью новейшего метода определил возраст Стоунхенджа. Оказалось, что он составляет 140 000 лет. Зачем же древним людям понадобилось прилагать огромные усилия на вырубку, сложнейшую транспортировку, обработку прочнейших глыб и их невероятную по точности установку в строгом порядке? Ответа на этот вопрос пока нет.

Известный астроном Фред Хойл. изучив все геометрические особенности Стоунхенджа, определил, что создатели этого сооружения знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года. По выводам других исследователей, лунки, находящиеся внутри круга, образуемого каменными блоками, в точности обозначают траекторию Полюса мира 12-30 тысяч лет назад! В 1998 году ученые-астрономы воссоздали с помощью компьютера первоначальный вид Стоунхенджа и провели различные исследование Их выводы явились для многих шокирующими. Оказывается, этот древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно этой модели, солнечная система состоит не из девяти, а из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона (последней из известных на сегодняшний день девяти планет), а еще одна - между орбитой Марса и Юпитера, где сейчас располагается пояс астероидов. В принципе, эта модель подтверждает предположения современной астрономической науки и полностью согласуется с представлениями многих древних народов, которые также полагали, что число планет в нашей солнечной системе равно двенадцати.

Особенностью всех древних мегалитов, является их необычайно высокая сейсмостойкость. Исследования показали, что при их строительстве использовались специальные платформы, смягчающие или полностью гасящие подземные толчки. На таких платформах воздвигнуто большинство всех древних сооружений. Помимо этого, такие фундаменты практически не дают «усадки почвы», которая неизбежно происходит при современном строительстве.

Ученым пока не известно, кто и для чего воздвиг во времена каменного века грандиозную астрономическую обсерваторию в центре Ирландии. Но после проведенных тщательных исследований стало ясно, что приписывать возведение этого огромного «мегалита» древним племенам друидов, жившим на территории Ирландии в те времена, просто неразумно. Несомненно одно, кем бы ни были древние строители, они обладали громадными познаниями в астрономии, математике, геологии и архитектуре. И если учесть, что грандиозные монументы и сооружения в доисторические времена воздвигались практически по всему миру, то можно сделать вывод, что мы, современные люди, практически ничего не знаем о собственной истории.

А пока ученые изучают этот древний памятник, Стоунхендж продолжает жить своей жизнью в народном фольклоре. Согласно местной легенде, гигантские голубые камни обладают целебной силой, они появились на этой земле благодаря волшебнику Мерлину, чародею при дворе короля Артура, который перенес их из Ирландии. Происхождение громадного Пяточного камня связано уже с другой легендой. Говорят, однажды дьявол увидел среди камней прячущегося монаха. Прежде чем несчастный успел скрыться, дьявол запустил в него огромным валуном, который придавил ему пятку. Долгое время руины Стоунхенджа ассоциировались с жреческим культом древних кельтов-друидов, хотя специалисты эту связь отрицают.

Мостовая Гигантов

Естественная лестница гигантских размеров, уводящая в море

Плотно прилегающие друг к другу шестигранные базальтовые колонны Мостовой гигантов

В ранние дни существования Атлантического океана, когда недавно появившийся пролив между разошедшимися материками Северной Америки и Европы продолжал расширяться, местоположение Северной Атлантики определилось, но её берега ещё только формировались и постоянно трансформировались. Западный берег Гренландии отделился от Канады около 80 миллионов лет назад, но юго-восточный берег всё ещё прочно соединялся с противоположным северо-западным берегом Британских островов.

Примерно через 20 миллионов лет они стали расходиться, и там, где теперь находятся острова Скай, Рам, Малли, Арран, в Шотландии, на мысе Арднамурчан, а также южнее - в Ирландии, у Слиев Гульон, Карлинфорд и Мури, образовывались крупные действующие вулканы. Стоило, наверное, поглядеть на эти древние вулканы в пору их великолепия, но самым выразительным свидетельством этих изменений являются базальтовые покровы или плато.

Базальт даёт особенно горячую и текучую лаву (при стекании её по склону фиксировалось скорость свыше 48 км в час). Такая подвижная лава способна сравнительно легко покрывать весьма большие пространства, отсюда и происходит термин "базальтовый покров", поскольку базальт является преобладающей вулканической породой во всей рассматриваемой области активности вулканов. Сходные базальтовые покровы встречаются и в других местах, например на Деканском плоскогорье в Индии.

Напоминающие органные трубы базальтовые колонны под массивным слоем лавы

Любая горячая жидкость сжимается по мере остывания, и лава не исключение. Когда лава наконец достигает, температура кристаллизации возникающие трещины раскалывает массив на правильные, обычно шестигранные фигуры, подобно трещинам, образующимся на илистом дне пересыхающего в летнюю жару пруда.

Принципиальное отличие лавы в том, что эти трещины пронизывают её насквозь, сверху донизу. В результате возникает характерное скопление базальтовых колонн, невероятно плотно прилегающих друг к другу и разделённых минимальным зазором. Геологи называют этот зазор "трещиной", а образование в целом - "столбчатой отдельностью". Обычно толщина колонны около 46 см, хотя известны и более крупные и более мелкие колонны. Мостовая Гигантов - особенно яркий пример этого уникального явления.

Миф о Мостовой Гигантов

Своим названием "Мостовая Гигантов" обязана Ирландскому фольклору. По преданию, мостовая была построена ирландским гигантом Финном Марк Кулом: он вгонял колонны по одной морское дно, чтбы перейти море и сразиться со своим соперником Финном Галом. Закончив работу, Финн Марк Кул решил передохнуть. Тем временем Финн Галл пришёл в Ирландию, чтобы приглядеться к своему сопернику и был поражён и испуган размерами спящего гиганта; жена же Марк Кула сказала ему что это всего - навсего сын Марк Кула. Финн Галл представил себе, как велик отец этого дитяти и, боясь за свою жизнь, поспешно ретировался в Шотландию, уничтожая за собой мостовую. И вот, в наши дни можно видеть лишь её остатки на побережье в Антриме.

2.2. Особенности национального характера.

Национальный характер живуч у всех народов. Но ни к какому народу это не относится в большей степени, чем к англичанам, которые, судя по всему, имеют нечто вроде патента на живучесть своей натуры. Таким образом, первая и наиболее очевидная черта этой нации - стабильность и постоянство характера составляющих её индивидов. Они меньше других подвержены влиянию времени, преходящим модам. Если авторы, пишущие об англичанах, во многом повторяют друг друга, то объясняется это, прежде всего неизменностью основ английского характера. Важно, однако, подчеркнуть, что при всей своей стабильности характер этот составлен из весьма противоречивых, даже парадоксальных черт, одни из которых весьма очевидны, другие же - трудноуловимы, так что каждое обобщение, касающееся англичан, легко может быть и оспорено.

Любознательность англичан позволила им познакомиться с лучшими из того, чем обладают другие народы, и все-таки они остались верны своим традициям. Восхищаясь французской кухней, англичанин не станет имитировать ее у себя дома. Являя собой воплощение конформизма, англичане в то же время сохраняют индивидуальность.

Нельзя утверждать, будто англичане никогда не менялись. Перемены происходят постоянно, но эти различия, столь заметны внешне, не затрагивают нации.

Хорошо это или плохо, но исконные черты английской натуры по-прежнему остаются неким общим знаменателем, оказывают глубокое влияние на национальный характер и общий стиль жизни.

Когда речь заходит о "жесткой верхней губе" англичанина, за этим стоят два понятия - способность владеть собой (культ самоконтроля) и умение подобающим образом реагировать на жизненные ситуации (культ предписанного поведения). Ни то, ни другое не было свойственно англичанам вплоть до начала ХIХ столетия. Невозмутимость и самообладание, сдержанность и обходительность отнюдь не были чертами английского характера для "веселой старой Англии", где верхи и низы общества скорее отличались буйным, вспыльчивым нравом, где для вызывающего поведения не было моральных запретов, где излюбленным зрелищем были публичные казни и порки розгами, медвежьи и петушиные бои, где даже юмор был замешан на жестокости.

Принципы "джентльменского поведения", были возведены в культ при королеве Виктории. И они возобладали над крутым нравом "старой Англии".

Англичанину и теперь приходится вести постоянную борьбу с самим собой, с естественными страстями своего темперамента, рвущимися наружу. И такой жесткий самоконтроль забирает слишком много душевных сил. Этим можно отчасти объяснить то, что англичане тяжелы на подъем, склонны обходить острые углы, что им присуще желание быть вне посторонних взглядов, порождающее культ частной жизни.

Бывает достаточно наблюдать за английской толпой на национальном празднике или на футбольном матче, чтобы почувствовать, как национальный темперамент рвется из-под узды самоконтроля.

Современные англичане считают самообладание главным достоинством человеческого характера. Слова: "Умей держать себя в руках" - как ничто лучше выражают девиз этой нации. Чем лучше человек умеет владеть собой, тем он достойнее. В радости и в горе, при успехе и неудаче человек должен оставаться невозмутимым хотя бы внешне, а еще лучше - если и внутренне. Англичанина с детства приучают спокойно сносить холод и голод, преодолевать боль и страх, обуздывать привязанности и антипатии.

Считая открытое, раскованное проявление чувств признаком невоспитанности, англичане подчас превратно судят о поведении иностранцев, точно так же как и иностранцы нередко превратно судят об англичанах, принимая маску невозмутимости за само лицо или же не сознавая, зачем нужно скрывать подлинное душевное состояние под такой маской.

Англичанин обычно высок ростом, лицо его широкое, красноватое, с мягкими отвислыми щеками, большими рыжими бакенбардами и голубыми бесстрастными глазами. Женщины, как и мужчины, нередко тоже очень высокого роста. У тех и других длинная шея, глаза слегка навыкате и несколько выдающиеся вперед передние зубы. Часто встречаются лица без всякого выражения. Англичане отличаются умеренностью, о которой они не забывают как во время труда, так и в наслаждениях. В англичанине почти нет ничего показного. Он весь живет прежде всего и больше всего для себя. Его природе свойственны любовь к порядку, комфорту, стремление к умственной деятельности. Он любит хороший транспорт, свежий костюм, богатую библиотеку.

Среди людской суеты нетрудно узнать настоящего англичанина. Никакой шум и крик не собьют его с толку. Он ни на минуту не остановится. Где нужно, он непременно посторонится, свернет с тротуара, вильнет вбок, никогда не выразив на своей важной физиономии ни малейшего удивления или испуга.

Англичане простого сословия чрезвычайно дружелюбны и услужливы. Обратившегося с каким - нибудь вопросом иностранца англичанин возьмет за плечо и начнет показывать ему дорогу с разными наглядными приемами, несколько раз повторяя одно и то же, а потом еще долго будет смотреть вслед, не веря, что спрашивающий мог так скоро все понять.

Англичане не только умеют обходить все препятствия, избегая ломки, но и сама работа выполняется у них с совершенным спокойствием, так что даже ближайший сосед часто и не подозревает, что рядом с ним кипит гигантская работа.

В стране, обуреваемой свирепыми ветрами, дождями и туманами, созданы условия, в которых человек больше чем где бы то ни было, уединен в своем жилище и удален от своих ближних.

Нет народа в Европе, у которого бы обычай возводился в такой неприкосновенный закон. Раз обычай существует, как бы он ни был странен, смешон или оригинален, ни один хорошо воспитанный англичанин не осмелится его нарушить. Хотя англичанин политически свободен, он строго подчиняется общественной дисциплине и укоренившимся обычаям.

Англичане терпимы к чужому мнению. Трудно представить себе, до какой степени у этого народа сильна страсть к пари. Феноменом является также распространение клубов. Клуб считается домом, семейным святилищем, тайны которого никому нельзя нарушать безнаказанно. Изгнание из клуба - величайший позор для англичанина.

Англичанин чувствует сильную потребность в обществе, но никто лучше него не умеет уединяться среди многочисленных друзей. Не нарушая приличия, он способен отлично быть самим с собой среди огромной толпы, предаваться своим размышлениям, делать все, что ему угодно, никогда не стесняя ни себя, ни других.

Никто не умеет так строго распределять свое время и деньги, как англичанин.

Он чрезвычайно много работает, но всегда находит время и отдохнуть. В часы труда он работает, не разгибая спины, напрягая все умственные и физические силы, в свободное время он охотно предается удовольствиям.

На каждом англичанине, где бы он ни жил, лежит печать его национальности. Француза не всегда можно отличить от итальянца или от испанца, но англичанина трудно спутать с кем бы то ни было. Куда бы он ни явился, он всюду внесет свои обычаи, свою манеру поведения, нигде и ни для кого не изменит своих привычек, он везде - у себя дома. Это - оригинальный, самобытный, в высшей степени цельный характер.

Англичанин очень тщеславный. Он уверен, что в его отечестве все идет лучше, чем у других. Поэтому он смотрит на иностранца высокомерно, с сожалением и нередко с полным презрением. Этот недостаток у англичан развился вследствие отсутствия общительности и преувеличенного сознания своего превосходства над другими.

Деньги - кумир англичан. Ни у кого богатство не пользуется таким почетом. Каково бы ни было общественное положение англичанина, будь то ученый, адвокат, политический деятель или священнослужитель, прежде всего он коммерсант. На каждом поприще он уделяет много времени добыванию денег. Его первая забота всегда и везде - нажить как можно больше. Но при этом необузданной алчности и страсти к наживе англичанин вовсе не скуп: любит жить с большим комфортом и на широкую ногу.

Англичане много путешествуют и всегда стараются узнавать больше фактов, но совсем мало сближаются с народами стран, которые посещают. Сближаться на чужбине с иностранцами им не позволяет этикет, гордость, непонимание и презрение к чужим обычаям. В Англии ничто не превращается в развалины, ничто не отживает свой срок: рядом с преданиями теснятся нововведения.

В области искусства англичанин любит прежде всего грандиозность и оригинальность. Последнее проявляет себя, в частности, в громадных размерах мостов, монументов, парков и т. п.

Идеалом англичан служит независимость, образованность, достоинство, честность и бескорыстие, такт, изящество манер, изысканная вежливость, способность пожертвовать временем и деньгами для хорошего дела, умение руководить и подчинятся, настойчивость в достижении поставленной цели, отсутствие чванства.

Обособленность, скрытая изолированность от Европы.

Островное географическое положение Великобритании наложило свой отпечаток на национальную особенность англичан.

Не зря же англичане утверждают: «мой дом – моя крепость». Остров отделен от континента водной преградой, и Ла-Манш (кстати, Ла-Манш в Великобритании носит другое название «Английский канал») рассматривается англичанами как крепостной ров, отделяющий средневековый замок от чуждого мира Европы. Хотя Великобритания и является частью Европы, все равно инстинктивно противоставляет себя ей. Курьезность происходящего отлично характеризует заголовок из одной лондонской газеты: «Туман над Ла-Маншем. Континент изолирован».

Для англичанина слово «континентальный» имеет несколько иной смысл. Ссылаясь на понятие о резких колебаниях температуры, англичанин подразумевает: шараханье из одной крайности в другую и неуравновешенность европейского характера. Отсюда национальная английская подозрительность и настороженность ко всему «заморскому».

А понятие «континентальный завтрак» вообще навевает на ангичанина невыносимый ужас утреннего голода: где нет яичницы-глазуньи, бекона с прослойками жира, фасоли в томатном соусе, овсяной каши на молоке и блинчиков с клубничным вареньем.

Возвращение домой на остров из «заморской поездки», то есть из Европы, радостно воспринимается англичанами, как возвращение к привычной, консервативной жизни внутри крепости.

Один венецианский посол еще в 1497 году оповещал из Лондона: «Англичане большие почитатели самих себя и своих обычаев. Они убеждены, что в мире нет страны, подобной Англии. Их высшая похвала для иностранца – сказать, что он похож на англичанина, и посетовать, что он не англичанин».

2.3. Быт, нравы, традиции, особенности национальной кухни этой страны.

Традиции

Приверженность британцев традициям проявляется не только в политике, но буквально на каждом шагу, в самой что ни на есть обыденной жизни. Британцы вопреки логике и здравому смыслу придерживаются своей системы мер и весов (в пабе — английском пивном баре — вам всегда подадут пинту, а не поллитра! пива), левостороннего движения, традиций в питании (английский завтрак разительно отличается от так называемого континентального завтрака — чашка кофе и булочка с джемом — своей солидностью и основательностью).

Чай с молоком давно стал национальным напитком англичан, их непременный повседневный «пятичасовой чай» — «файв-о-клок» — не просто строго установленное время приема пищи, а прежде всего повод для общения с родственниками, друзьями, сослуживцами. Эта знаменитая английская традиция получила распространение в Европе и США. Подчас дань традициям — не просто украшение. Если возле Эдинбургского замка вы видите караульного в опереточной, на взгляд современного европейца, шотландской юбке, то карабин в его руках - вовсе не игрушечный.

Да и сам шотландский гвардеец — не нанятый для увеселения туристов актер, а проходящий в караульной роте военную службу молодой человек обязательно из старинного рода Гордонов, которому издавна дарована привилегия охранять замок королей Шотландии. Столь же функциональны и старомодные кэбы и омнибусы на улицах Лондона, а спешащие по утру в Лондонский Сити клерки несут, взяв в охапку, все папки с бумагами, - они презирают портфели так же, как их предшественники сто лет назад.

Кроме Пасхи, Рождества и Нового года, все праздники в Англии приходятся строго на понедельник. "Им бы понедельники взять и отменить" — это, похоже, про других островитян. Новый год — 1 января, празднуется в кругу семьи с традиционным яблочным пирогом. Пасха (Easter) всегда отмечается в апреле, в католических храмах в этот день проводятся концерты органной музыки. Пасхальный понедельник (Easter Monday) — в этот день принято поздравлять друг друга с Пасхой, дарить подарки, детям на улицах давать конфеты и игрушки.

В апреле также проводится выставка цветов с участием лучших садоводов Англии. В рамках этой выставки устраивается конкурс на составление лучшего букета. Если вы окажетесь в Англии в мае, у вас появится возможность поучаствовать в народных гуляньях и костюмированном уличном шествии, проводимом в первый понедельник мая (Майский праздник).

В последний понедельник мая отмечается Праздник весны (Spring Bank Holiday) — на украшенных гирляндами из цветов улицах можно отведать настоящий английский ростбиф. Май — самый любимый месяц англичан, на протяжении почти всех тридцати дней царит атмосфера веселья и приподнятости. В мае интересно будет посетить местный фестиваль трубочистов Рочестера. Начало июня ознаменовано открытием королевской регаты в Хенли (30 км от Оксфорда). Июнь: международный фестиваль анимации. Ведущие аниматоры мира собираются в кардиффском зале "Сент-Дэвидс-холл" и других площадках в центре города.

Любителям классической и церковной музыки можно посоветовать посетить в июле фестиваль искусств лондонского Сити и фестиваль церковной музыки в Чичестере. Также в июле проводится международный фестиваль танцев и музыки. Очень интересен Королевский Национальный праздник в Аберистуите, который устраивается 12 августа. На улицах города разыгрывается театрализованное представление.

Лучшие из начинающих поэтов Уэльса читают свои стихи, организуется ярмарка предметов искусства, антиквариата, образцов уэльского народного творчества. Июль — август: Кардиффский летний фестиваль. Фестиваль "уличных развлечений"; весь город превращается в "место для прогулок": концерты, карнавалы, парад лорд-мэра и международный фестиваль уличных театров. В последний понедельник августа празднуется Августовский день отдыха (August Bank Holiday). Этот день горожане стараются провести на природе.

Незабываемым зрелищем является церемония друидов в период осеннего равноденствия (22 сентября). В октябре в Ноттингеме проводится веселый праздник славного парня Робин Гуда, множество конкурсов, аттракционов, игр и подарков которого надолго заменят ежевечернюю сказку вашим детям. 31 октября празднуется Хэллоуин.

Каждый год в этот день городские улицы преображаются в сказку, по ним движутся колдуньи в остроконечных шляпах, гуляет старушка с наточенной косой, расхаживают черти с вилами и вилками и прочие симпатичные ребятки. Рожицы оранжевых тыкв смотрят пустыми глазницами отовсюду — с витрин магазинов, из окон домов, а вечером озаряются вставленными внутрь свечами, и все вокруг радуются: пришел праздник Хэллоуин!

Для любителей острых ощущений в ноябре устраивается гонка на старинных автомобилях по маршруту Лондон — Брайтон. Ноябрь — декабрь: международный музыкальный фестиваль. 2-я половина сентября: Кардиффский музыкальный фестиваль. 25 декабря отмечается Рождество (Christmas), а 26 декабря — любимый праздник — День рождественских подарков (Boxing Day).

В этот день, если вы окажетесь в гостях, непременно надо подарить сувениры хозяевам дома, а детям — сласти. После шумных рождественских праздников 27 декабря устраивается Рождественский день отдыха (Christmas Bank Holiday).

Особенности национальной кухни.

В области кулинарии Англия полна сюрпризов. Карты меню изобилуют названиями кушаний из всех стран мира. Однако это не означает, что собственно английская кухня исчезла или превратилась в какой-то международный конгломерат. Напротив, благодаря своему врожденному консерватизму британцы и в этой сфере сохранили традиционные кушанья в своем исконном виде. Ведь приезжим бросаются в глаза те продукты, которые покупают иностранцы, живущие преимущественно в крупных городах.

Англичане придают большое значение завтраку. В отличие от французов, которые торопливо глотают рогалик, запив его черным кофе, английский завтрак служит солидной основой рациона на весь день. Чай перед завтраком составляет как бы фундамент для сытной еды. Вероятно, эта традиция ведет свое начало от мореплавателей, которые влияли на обычаи островитян.

Британцы уделяют завтраку достаточно времени, спокойно съедают поридж - довольно густую кашу из овсяных хлопьев со сливками и молоком или кукурузные хлопья корнфлекс, запиваемые фруктовым соком. Затем следует белый хлеб с вареньем и знаменитая яичница с беконом. Но англичане охотно едят на завтрак и горячую копченую рыбу или сосиски. В этой стране не пострадают интересы и любителей мяса.

В островной империи с незапамятных времен основной акцент делается на его высочайшем качестве, в особенности говядины и молодой баранины. Думаю, едва ли есть хоть кто-то, кому неведом нежный английский ростбиф. Наряду с жареным мясом многие кушанья готовятся и из вареного мяса, к которому добавляются овощи. Для английской кухни характерен необычный способ приготовления овощей. Весьма распространено кушанье из капусты с луком-пореем, сваренной всего лишь в подсоленной воде. Чтобы такому неаппетитному блюду придать более выразительный вкус, англичане еще в прошлом веке изобрели готовые соусы, которые - от кетчупа до ворчестерского соуса - мы найдем на каждом столе. Это очень удобно, потому что каждый может сдобрить еду по собственному вкусу.

Некоторые сорта английского сыра своим оригинальным вкусом обогащают широкую гамму европейских сыров. Англосаксы необычайно любят сладкое. Такие десерты, как карамельный пудинг, например, и кремы относятся к высшим достижениям кулинарного искусства даже по мировым меркам.

Шотландия или Ирландия тоже имеют свои знаменитые национальные блюда. В частности, овсяный пирог или фаршированный бараний рубец хэгис. В Ирландии к популярным домашним кушаньям относятся картофельные оладьи боксти и кушанье из савойской капусты колкенон. В этих частях Великобритании при выборе блюда большую роль играет патриотическое чувство и романтические воспоминания о стране детства.

Гурманы же оценят по достоинству букет вкусовых оттенков, которые придает кушаньям меласса, солодовый уксус или темно-коричневый тростниковый сахар - все это приправы, которые мы в Центральной. Европе не употребляем. Особого внимания заслуживает прямо-таки ритуальное отношение к чаю. Этот национальный напиток любили уже в XVII веке, он получил широкое распространение, вероятно, потому, что помогал преодолевать упадок духа, обусловленный суровыми климатическими условиями, а также улучшал вкус болотной и протухшей воды.

Обычай улучшать вкус воды, по-видимому, привел к возникновению традиции производства и питья пива, но жителю Центральной Европы придется изменить свои представления об этом предмете. Дело в том, что традиционное темное пиво, некогда называвшееся стаут, или портер, ныне общеизвестное под названием гинес, по вкусу нисколько не напоминает, к примеру, пльзеньское. Светлое выдержанное пиво тоже не такое, к какому мы привыкли.

В высшем обществе вино веками играло важную роль, и англичане неплохо разбираются во французских винах, а также в хересе и портвейне. Из крепкого алкоголя наиболее давнюю традицию имеет коньяк, во всяком случае, как напиток широкого потребления. До того, как США вышли на первое место по потреблению коньяка, крупнейшим его потребителем была именно Великобритания. Шотландское и ирландское виски еще в начале прошлого столетия пили только в регионе, где его производили. Джин, который начали производить, вероятно, в эпоху Вельгельма III Оранского, стал напитком масс только в прошлом веке.

2.4. Выдающиеся музыканты, художники, прославившие свою страну.

Битлз

Битлз была одной из самых влиятельных групп музыки эры рока. Первоначально они затрагивали послевоенное поколение демографического взрыва Великобритании и США в 1960-ых, но позже к ним присоединилась остальная часть мира. Конечно, они были самой успешной группой, о чем говорят цифры – 1,1 миллион проданных записей. Первоначально они были известны за легкую поп-музыку (и чрезвычайную истеричную реакция молодых девушек), но в их более поздних работах стиль несколько перемешался. В конечном счете, они стали больше, чем артисты, например, в случае с Джоном Ленноном – он пошел в политическую карьеру. Их извесность трудно преувеличить, точно также, как и трудно приуменьшить.

Членами группы были Джон Леннон, (Джеймс) Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр (Ричард Старки), вся четверка из Ливерпуля, Англии. Пита Беста просили покинуть группу непосредственно перед тем, как группа стала делать свою первую запись. С ними изначально была также Стюарт Сатклифф , но вскоре он уехал. Битломания берет свое начало в Великобритании, а взрывная реакция достигла вскоре США после появления Битлз «Шоу Эда Салливана», 9 февраля 1964 году. Группа получила международное признание и толпу фанатичных поклонников с истерикой и обвинениями. В отличие от их современников «Роллинг Стоунз», Битлз редко исполняли непосредственно блюзовую музыку. Несмотря на то, что их вдохновения группа черпала из различных источников, идеология музыки была все-таки ближе к поп-культуре.

Уильям Шекспир (1564–1616)

Шекспир, Уильям (Shakespeare, William), английский поэт, драматург, актер. Родился в Стратфорде-на-Эйвоне (графство Уорикшир). В приходской книге сохранилась запись о его крещении 26 апреля 1564, а поскольку было принято крестить новорожденных как можно быстрее, то дата его рождения определяется с точностью до нескольких дней; общепринятая дата – 23 апреля. Его отец, Джон Шекспир, был в Стратфорде видным человеком и занимал разные должности в системе городского самоуправления, вплоть до бейлифа (в 1568). Мать, Мэри, была дочерью Роберта Ардена, мелкопоместного дворянина из Уорикшира, происходившего из древнего рода католиков Арденов.

В 1592 Шекспир – актер и драматург в Лондоне.

До 1593 Шекспир ничего не издавал; в 1593 он выпустил в свет поэму Венера и Адонис (Venus and Adonis) в модном эротическом жанре, предваренную смиренным посвящением герцогу Саутгемптону – блестящему молодому вельможе и покровителю литературы. Поэма имела необычайный успех и еще при жизни автора была издана восемь раз; следом Шекспир выпустил более длинную и серьезную поэму – Лукреция (Lucrece, 1594), тоже с посвящением Саутгемптону, что вроде бы говорит о возросшей близости между поэтом и его патроном. Начиная с этого года появляются точные свидетельства театральной деятельности Шекспира. В «Грейз Инн» 28 декабря была представлена Комедия ошибок (Comedy of Errors); в марте 1595 Шекспир, У.Кемп и Р.Бербедж получили вознаграждение за две пьесы, представленные при дворе труппой лорда-камергера в рождественские праздники. Шекспир стал пайщиком знаменитой труппы, с которой остался связан до ухода на покой. Театральная деятельность под покровительством Саутгемптона быстро принесла ему богатство – это видно из того, что в 1596 Джон Шекспир, после нескольких лет финансовых затруднений, получил в Геральдической палате право на герб, знаменитый шекспировский щит, заплатил за который, несомненно, Уильям; пожалованный титул давал Шекспиру право подписываться «Уильям Шекспир, джентльмен». Другое доказательство его успехов: в 1597 он приобрел Нью-Плейс – большой дом с садом в Стратфорде. Шекспир перестроил дом, перевез туда жену и дочерей (сын умер в 1596) и сам поселился в нем, когда покинул лондонскую сцену.

В 1598 Фр.Мерес, лондонский клирик, издал книгу Сокровищница ума (Palladis Tamia), часть которой отведена «Рассуждению об английских поэтах». Вот что он пишет о Шекспире: «Подобно тому как Плавт и Сенека считались у римлян лучшими по части комедии и трагедии, так Шекспир у англичан является наипревосходнейшим в обоих видах пьес» (перевод А.Величанского и А.Аникста). В 1597–1598 популярность Шекспира резко выросла: до тех пор была напечатана (в 1594) лишь одна его пьеса, Тит Андроник (Titus Andronicus), и то без имени автора на титульном листе; а в 1597–1598 были изданы не менее пяти пьес, чтобы удовлетворить спрос на печатные издания его сочинений. Предприимчивый издатель У.Джаггард попытался на этом разбогатеть: в 1599 он издал книжечку, куда вошли два ранее не публиковавшихся сонета Шекспира (согласно Мересу, они были известны среди друзей Шекспира), два уже издававшихся, песня из Тщетных усилий любви (Love's Labour's Lost) и стихотворения нескольких второстепенных поэтов. Сборнику он дал название Страстный паломник (The Passionate Pilgrim) и объявил его целиком принадлежащим перу Шекспира – первая, но не последняя попытка сбыть чужие произведения под этим именем.

В 1598 братья Бербеджи разобрали старый «Театр» – постройку на северной окраине Лондона, где играла труппа Шекспира, – и из его бревен соорудили театр «Глобус» на южном берегу Темзы, в Саутуорке. Шекспир стал одним из акционеров нового театра; такое же право он получил и в 1608, когда труппе достался еще более прибыльный театр «Блэкфрайерз», в городской черте. В 1603 король Яков взял труппу Шекспира под прямое покровительство – она стала называться «Слуги его величества короля», и актеры считалась такими же придворными, как камердинеры. «Слуг его величества» особенно любили при дворе, труппа выступала там часто и за хорошее вознаграждение, долю которого, безусловно, получал и Шекспир. Рост доходов позволил ему широко вкладывать деньги в откупа и недвижимость и в Лондоне, и в Стратфорде. Он понемногу отдалялся от театра и конец жизни провел в Стратфорде.

В марте 1616 Шекспир составил завещание. Умер Шекспир 23 апреля 1616 и был похоронен в приходской церкви, где его могилу каждый год посещают тысячи людей. Больше половины его пьес не издавались при жизни, впервые они увидели свет в знаменитом Первом фолио (1623).

Приехав в Лондон, Шекспир, несомненно, примкнул к какой-то труппе. О его актерской деятельности мы не знаем почти ничего. Известно, что он играл «королевские роли», исполнял роль Призрака в Гамлете и Адама в Как вам это понравится. Он играл в пьесе Бена Джонсона Всяк в своем нраве; в его же пьесе Сеян состоялось последнее засвидетельствованное выступление Шекспира на сцене. Именно сценический опыт дал Шекспиру знание возможностей сцены, особенностей каждого актера труппы и вкусов елизаветинской аудитории, которое мы чувствуем в его произведениях.

Ричард Гамильтон (р. 1922)

Английский художник, пионер искусства, называемого «Поп-арт». Его коллаж «Так что же делает наши жилища такими особенными, такими привлекательными?» (1956, Германия), часто называется первой работой поп-арта.. Работа показывает интерьер 50-х годов, в котором на первом плане находится культурист Чарльз Атлас, наполнена юмором, заинтересованностью популярной культурой и современным китчем.

Особенно Ричард интересовался фотографическим изображением, которое он умело объединил с масляной краской. Примером таких работ является «Портрет Гэйтскелла в качестве Монстра Мира кино» (1963; находится в Совете Искусств Великобритании). В других работах он изображал различных источники, обычно коммерческие, создавая такие композиции как «Интерьер II» (1964; Галерея Тэйт, Лондон). Для создания одного лица в «Косметических Исследованиях» (1969) были собраны фрагменты модных фотографий.

Он провел свою первую всестороннюю ретроспективную выставку в 1970 году в Галерее Тэйт, Лондон, которая в будущем проходила в Берне, Швейцарии. В 1974 году его выставки проходили в Музее Гуггенхейм, Нью-Йорк и в Мюнхене. В течение 80-ых и 90-ых у него часто проходили показы работ, в основном в галерее Тэйт. В 2003 году его работы увидели в Барселоне, Испания.

2.5. Виды искусства, процветающие в этой стране.

Творческое наследие Великобритании чрезвычайно богато и разнообразно. Британские поэты, драматурги, музыканты, скульпторы, художники и кинорежиссеры известны и любимы во всем мире.

Вклад Великобритании в развитие изобразительных искусств значителен. Великолепные образцы архитектурного творчества, картины, гончарные изделия, скульптуры — здесь есть чем полюбоваться как под открытым небом, так и при посещении многочисленных музеев и художественных галерей.

Процветают и виды исполнительского искусства. Каждый день по всей стране с успехом проходят театральные и хореографические представления, концерты, звучат оперные арии, снимаются фильмы.

Яркость и разнообразие культурной жизни во многом предопределены богатой историей страны — общество, в котором мы сегодня живем, веками создавалось под влиянием различных народов и культур.

Совет по искусствам содействует развитию творчества на всей территории страны.

И правительство, и частные компании Великобритании признают и ценят творческие таланты страны и делают все возможное для дальнейшего их развития.

Министерство культуры, спорта и СМИ разрабатывает и вводит в действие соответствующую политику, обеспечивающую дальнейшее успешное развитие творческой составляющей индустрии страны.

Национальный лотерейный фонд поддерживает и осуществляет финансирование различных проектов, советов по искусствам и других организаций, а также предоставляет поддержку и финансирование частным лицам.

Почти во всех крупных городах Соединенного Королевства есть галереи и музеи с постоянными экспозициями картин, скульптур и памятников материальной культуры различных эпох, а также проводятся различные выставки. Городские картинные галереи испытывают наплыв посетителей далеко не каждый день, а вот на выставках часто бывает довольно многолюдно.

В какой части Соединенного Королевства вы бы ни находились, наверняка где-нибудь поблизости будет проходить выставка или размещаться художественная экспозиция

Заключение.

В результате проведенного исследования, мы пришли к выводу, что данная страна обладает богатым культурным наследием, что могла бы привлечь потенциального русского туриста. Писатель Герберт Уэллс в 1911 году написал: "Для меня Лондон - самый интересный, самый красивый, самый удивительный город в мире".

А в 1777 году Сэмьюэль Джонсон сказал: "Если Вы устали от Лондона, то Вы устали жить, потому что здесь есть всё, что можно ждать от жизни". И сегодня он узнал бы все великолепные места в городе, раскинувшемся на берегах Темзы, текущей от Хэмптон-Корта и здания Парламента до Кафедрального собора святого Павла, Лондонского моста и Тауэра и дальше до Гринвича и моря.