Состояние и пути совершенствования СКД в ДДТ У Вознесенского моста

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ Федеральное агентство по культуре и кинематографии Санкт-Петербургский университет Культуры и искусств

Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Санкт-Петербургский университет

Культуры и искусств

Кафедра социально-культурной деятельности

Состояние и пути совершенствования СКД в ДДТ «У Вознесенского моста»

КУРСОВАЯ РАБОТА № 1

Исполнитель:

Поварницына Анна

Николаевна,

студентка 337- з группы

Научный руководитель:

г. Санкт-Петербург,

2009

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Особенности социально-культурной деятельности с детьми и подростами в современных государственных учреждениях дополнительного образования…………………………………………………………………………7

1.1. Характеристика социокультурной ситуации в современной России………………………………………………………………………………...7

1.2. Специфика социально-культурной деятельности в государственных учреждениях дополнительного образования………….……………………….…13

1.3. Особенности социально-культурной деятельности с детьми и подростками………………………………………………………………………...20

Глава 2. Дом Детского Творчества « У Вознесенского моста» как источник социально-культурной деятельности с детьми и подростками………………..25

2.1. Характеристика состояния социально-культурной деятельности в Доме Детского Творчества « У Вознесенского моста»…………..……………...25

2.1.1. История дворца детского творчества…………………………….25

2.1.2. Администрация и педагогический состав дома детского творчества…………………………………………………………………………..25

2.1.3. Отделы ДДТ «У Вознесенского моста»…………………………26

2.1.4. Достижения дворца детского творчества………………………..31

2.2. Анализ плана работы Дома Детского Творчества « У Вознесенского моста» за ноябрь 2008 года………………………………………………………...36

2.3. Анализ двух мероприятий, организованных Домом Детского Творчества «У Вознесенского моста»: Игровая программа «Адмиралтейский кораблик», Конкурс «Зеленый огонек»…………………………………………...38

2.4. Анализ проведенного анкетирования……………………...…………40

2.5. Пути совершенствования социально-культурной деятельности в Доме

Детского Творчества « У Вознесенского моста»……………………...…42

Заключение………………………………………………………………………….43

Список использованной литературы……………………………………………...45

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Проблема.

В настоящее время социокультурная ситуация в стране характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры. Время идет, меняется жизнь, и, в связи с этим, появляется острая необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых социально-культурных технологий. Основная задача деятельности социально-культурных учреждений заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала, индивидуальности личности, в организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации в сфере досуга.

Одними из главных социокультурных институтов являются государственные учреждения дополнительного образования. Наибольшее внимание должно уделяться деятельности, направленной на творческое развитие детей, так как именно в этот период жизни закладываются основные качества будущей личности.

Одной из актуальных проблем деятельности государственных учреждений дополнительного образования являются недостаточно современные, интересные формы, методы, средства социально-культурной деятельности, недостаточно разнообразная тематика социально-культурных мероприятий. А необходимость решения этой проблемы можно увидеть из сложившейся в настоящее время ситуации. Настало время больших технических возможностей, а вследствие этого мы реже видим на улицах играющих малышей, можем заметить снижение желания активного участия детей в разнообразных праздниках, досуговых программах. Все это им заменяет компьютер. Ведь сидя у монитора у ребенка появляется большое количество различных возможностей. Но ничто не заменит ребенку того, что он может получить при постоянном участии в мероприятиях и праздниках, организуемых учреждениями культуры, занятиях в кружках и студиях. При постоянном активном участии в социально-культурных программах и проектах, у ребенка развивается творческая индивидуальность. А это, как известно, немаловажный фактор формирования здоровой, полноценной личности ребенка. Каждый ребенок обладает разными способностями, кто-то поет, кто-то танцует и т.д. Но каждый из них должен развивать это, самореализовываться, особенно в детском возрасте, пока на это есть силы и время. Ведь при постоянном творческом процессе, ребенок «облагораживается», «окультуривается», в нем воспитывается чувство ответственности и многие другие немаловажные качества, необходимые для нормального дальнейшего развития личности. И, как известно, дети – это наше будущее, и наше задача в том, чтобы сделать это «будущее» таким, чтобы за него потом не было стыдно.

Объект исследования: Социально-культурная деятельность государственных учреждений дополнительного образования.

Предмет исследования: Социально-культурная деятельность и пути ее совершенствования в Доме Детского Творчества «У Вознесенского моста»

Цель исследования - определить состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности в Доме Детского Творчества « У Вознесенского моста».

Гипотеза исследования: Социально-культурная деятельность в Доме Детского Творчества «У Вознесенского моста» будет наиболее продуктивной при условиях: 1. Систематического выявления досуговых интересов детей и подростков современного общества; 2. Усовершенствованию технологий организации образовательной и досуговой деятельности.

Задачи исследования:

· Проанализировать литературу для определения роли социально-культурной деятельности в совершенствовании общества и общественного развития, а также для определения состояния социально-культурной деятельности в современной России.

· Охарактеризовать специфику социально-культурной деятельности в государственных учреждениях дополнительного образования для детей и подростков.

· Выявить основные характеристики социально-культурной деятельности в Доме Детского Творчества «У Вознесенского моста».

· Проанализировать деятельность Дома Детского Творчества «У Вознесенского моста» за ноябрь 2008 года.

· Сформулировать рекомендации по преодолению недостатков и совершенствованию социально-культурной деятельности в Доме Детского Творчества «У Вознесенского моста»

Степень изученности проблемы: Поставленная в исследовании проблема имеет свойство меняться с течением времени. Конечно, проблема организации наиболее эффективной социально-культурной деятельности рассматривалась в трудах многих известных деятелей, таких как Ариарский М.А., Беспалько В. П., Ерошенков И. Н., Жаркова Л. С., Жарков А. Д., Красильников Ю. Д., Арнольдов А. И., Киселева Т. Г., но, тем не менее, эта проблема требует постоянного пересмотрения, и усовершенствования методов по ее устранению. Работы и концепции, подходы этих авторов и явились методологической базой исследования.

Методы исследования:

Теоретические методы:

· Анализ, обобщение, синтез литературы, необходимой для достижения цели исследования, а также анализ документации, планов работ Дом Детского Творчества «У Вознесенского моста».

Эмпирические методы:

· Наблюдение за реализацией двух мероприятий Дом Детского Творчества «У Вознесенского моста»: игровая программа «Адмиралтейский кораблик», конкурс знатоков правил дорожного движения «Зеленый огонек».

· Проведение анкетирования.

База исследования: Дом Детского Творчества «У Вознесенского моста».

Характер поставленных целей и задач, методология исследования определили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, включающих в себя 8 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Особенности социально-культурной деятельности с детьми и подростами в современных государственных учреждениях дополнительного образования

1.1. Характеристика социокультурной ситуации в современной России

Современное развитие социально-культурной деятельности и ее социальных институтов происходит на фоне коренных преобразований во всех сферах жизни российского государства – от экономики до идеологии. Современный этап развития российского общества не однозначен и противоречив. Происходит смена ценностных ориентиров, жизненных целей, как отдельных людей, так и общества в целом. Переход к частной собственности как основной форме общественных отношений и последовавшие за этим перемены в политике и социально-экономической области вызвали изменения в прежних стереотипах и доминировании определенных функций учреждений культуры и искусства. Социальный заказ со стороны государства и общества на культурную деятельность преобразовался в направлении повышения

требований к профессионализму, эффективности подготовки кадров этой

отрасли. В условиях демократизации общества, реформирования образования, децентрализации управления культурными процессами необходимо помнить о приоритете гуманистических подходов к воспитанию, и обучению.

«События 90-х годов – изменение политического строя в России, переход к рыночным отношениям – оказали заметное влияние на сферу досуга. Наиболее ощутимыми они стали для системы учреждений культуры. В соответствии с новым законодательством, учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятельности: были сняты идеологические запреты, устранены ограничения в выборе направлений и форм работы, в формировании штата работников. Появились новые типы досуговых учреждений: Дома ремесел, Народные дома, Национальные культурные центры. Начался отход от жестких централизованных методов руководства культурно-досуговыми учреждениями. В аппарате государственного управления основной акцент отныне делался на функциях координации, информации, методического обеспечения работы учреждений культуры. Значительно расширились права местных органов управления в создании сети учреждений культуры и организации их работы. С начала 90-х началась разработка и целевое финансирование федеральных программ, предусматривающих сохранение и развитие культуры, организации досуга населения. В областях, краях, автономных республиках разрабатывались региональные культурные программы. Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях стала осуществляться с учетом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происходивших в культурных интересах и досуговых ориентациях людей. Произошли преобразования в системе учебных заведений, создавались частные посреднические фирмы, взявшие на себя функции обеспечения контакта самодеятельного и профессионального искусства со зрителями и слушателями, организации отдыха населения в области кинопроката, театрально-концертной деятельности, туризма. Частное предпринимательство внедрялось в СМИ: появилось частное кабельное телевидение, частные кабельные издательства, частные газеты. Вместе с тем, наряду с расширением возможностей в организации досуга населения, возникли и трудности, обусловленные особенностями переходного периода. Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение поступлений в государственный бюджет обусловили снижение государственных ассигнований на нужды культуры. Вместо закрепленного в законодательном порядке (в соответствии с «Основами законодательства РФ о культуре» от ноября 1992 г.) обязательного финансирования культуры в размере 2 % от государственного бюджета на развитие культуры в 90-е выделялось менее 1% в год. Вследствие этого государственные учреждения культуры недополучали ежегодно значительное количество денежных средств. В тяжелом состоянии оказались профсоюзные учреждения культуры. Многие предприятия перестали финансировать свои клубы, Дворцы культуры, библиотеки и другие учреждения. Более того, нередки были случаи сдачи предприятиями, в обход законодательства, учреждений культуры в аренду коммерческим структурам, а то и полной их продажи. Не хватало средств на содержание учреждений культуры у сельскохозяйственных акционерных обществ. На финансовом положении культурно-досуговых учреждений сказывалось и отсутствие у их работников навыков в развертывании платных услуг. К тому же, в силу ухудшения материального положения подавляющего большинства населения России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давала и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений социально-культурной сферы оказалась в тяжелом положении. Многие из перечисленных негативных факторов продолжают действовать и поныне.

Эволюция социально-культурной деятельности – это не только следствие ее внутреннего развития, но и результат необратимых изменений, происходящих в жизни нашего общества, ставшего на путь демократизации и обновления. Время постоянно рождает все новые духовные потребности, и, рассчитывая, что любая, даже самая идеальная, совокупность социально-культурных объектов будет способна их полностью удовлетворить, нельзя. В связи с этим, на протяжении последних лет социологи, культурологи, педагоги, психологи, экономисты ставят закономерный вопрос о необходимости формирования социально-культурной и, самое главное, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Подразумевается создание, возрождение не одного, а всего комплекса неотъемлемых элементов этой среды, включая, в первую очередь, самоорганизуемую и самонаправляемую социально-культурную деятельность населения.» [2, 56]

Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием занятий, обусловленным принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время. Однако имеющиеся здесь ресурсы (материальная база, кадры и актив, методическое обеспечение и др.) используются недостаточно полно и эффективно. Это связано с глубокими противоречиями, сложившимися в течение десятилетий, в культурно-просветительской сфере: между демократической природой культурно-просветительной работы и авторитарно-бюрократической системой управления культурой; между реальными потребностями и интересами населения и степенью их удовлетворения; между возрастающим плюрализмом в нарождающемся гражданском обществе и старой парадигмой культурного развития (идеологическая направленность); между необходимостью развития материальной базы и материально-хозяйственным обеспечением отрасли, сохраняющимся «остаточным принципом» по отношению к ней. В обществе длительное время существовала явная недооценка роли и значения культуры как основы общественного прогресса, социально-экономического развития, духовно-нравственного формирования личности.

Для современной социокультурной ситуации в обществе по-прежнему характерны кризис социально-нравственных идеалов и культуры в целом; глубокое отставание всей социокультурной сферы вследствие многолетней изоляции страны от широких контактов со многими цивилизованными странами, оторванности от своих «исторических корней»; недостаточная развитость действующих в сфере досуга общественных структур. Возможности для реализации эффективной социально-культурной политики значительно сужаются, в то время как объективная потребность в этом резко возрастает. В современных сложных условиях повышается роль традиционных центров культуры в регионах, исторически являющихся авангардом духовного возрождения страны, основой консолидации ее культурных сил.

Нынешнюю социокультурную ситуацию характеризует принципиально новая тенденция: происходит закономерное диалектическое перерастание культурно-просветительной работы как исторически подвижного процесса в более широкое, многогранное социальное явление – социально-культурную деятельность. Суть этого перерастания – не в механической смене названий, а в признании активного творческого участия самого человека в качестве основного ценностного регулятора сферы культуры, досуга, отдыха.

В течение многих лет культурно-просветительная работа трактовалась как основная часть идеологической деятельности советского государства по коммунистическому воспитанию трудящихся, осуществляемому государственными и профсоюзными учреждениями, общественными организациями (профессиональными и творческими союзами) и общественно-политическими организациями (КПСС и ВЛКСМ). Поскольку существовавшие в стране общественные, общественно-политические, социально-культурные организации были полностью слиты с государством, то понятно, что вся культурная жизнь в обществе была подчинена государству, идеологизирована. Независимой от государства социально-культурной деятельности быть не могло. Приведенная выше идеологическая трактовка культурно-просветительной работы стала инструментом грубого и некомпетентного руководства искусством и культурой в целом, как профессиональной, так и любительской деятельностью в социально-культурной сфере. Такая трактовка базировалась на субъект-объектной теоретической модели организации культурного досуга населения. Сущность этой модели заключается в том, что население рассматривалось не в качестве субъекта организации собственного досуга и тем более субъекта социально-культурной деятельности, а в качестве объекта воздействия со стороны идеологических и управленческих структур, объекта, который они призваны просветить, воспитать, направить на путь (в «светлое будущее»). Сложившийся еще в 20-е годы, этот стереотип укрепился и стал одной из самых устойчивых доминант, определивших содержание и методику, а также принципы организации как культурно-просветительной, так и всей досуговой деятельности в целом.

В соответствии с этим стереотипом для того, чтобы массы стали субъектом истории, кто-то должен их воспитывать. Нетрудно заметить, что субъект-объектная модель – всего лишь вариация популярной для периода административно-командной системы концепций «приводных ремней».

Отношение к народу – вопрос принципиальный для оценки социокультурной деятельности; либо народ рассматривается как объект воздействия, который «тащат» в «светлое будущее», либо относятся к нему как к субъекту культурно-исторических, духовных процессов, хранителю и продолжателю их.

Если сегодня говорить о социально-культурной деятельности, то ее ключевая задача состоит в том, чтобы расковать инициативу, творчество, предприимчивость и самостоятельность людей. Отсюда следует, что в основе социально-культурных процессов лежит отказ от субъект-объектной модели и переход к принципиально иной – субъект-субъектной модели организации культуры, досуга, просвещения населения. В этой модели народ сам является субъектом социально-культурной деятельности. Что касается роли многочисленных социальных институтов, культурно-досуговых учреждений, общественных организаций в духовных процессах, то они также являются субъектами, но иного рода. Весь смысл их деятельности состоит в создании условий, необходимых для развития инициативы, активного творчества народа в социально-культурной сфере.

Таким образом, задействованные в социально-культурной сфере государственные и общественные структуры постепенно освобождаются от несвойственных им функций и сосредотачивают свои усилия на поддержке развития культуры, социально-культурной сферы, организации культурного общения и культурного отдыха населения.

1.2. Специфика социально-культурной деятельности в государственных учреждениях дополнительного образования

«Учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Существуют следующие виды учреждений:

1. Центр (дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно-образовательный (профильный)).

2. Дворец (детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств)).

3. Дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств)).

4. Клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).

5. Детская студия (по различным видам искусств).

6. Станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)).

7. Детский парк.

8. Школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно - техническая, в т.ч. олимпийского резерва)).

9. Музей (детского творчества, литературы и искусства).

10. Детский оздоровительно-образовательный лагерь.

В современных условиях данный тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они служат задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

Сегодня учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи. Общее число учреждений на конец 2005 года составило более 17 тыс., только в системе образования обучалось более 8,7 млн детей (более 40 процентов от общего числа детей школьного возраста).

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира.» [6, 34] Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.

Дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании.

Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем появляются совершенно новые черты. Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования детей, и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг. Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика. В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

· личностная ориентация образования;

· профильность;

· практическая направленность;

· мобильность;

· многофункциональность;

· разноуровневость;

· разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;

· индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;

· реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;

· реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте - в школе.

Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть.

Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

Известно, что Закон РФ «Об образовании» не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется — оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь.

Но действие Закона РФ «Об образовании» распространяется и на дополнительное образование, а, следовательно, должны быть определены требования, некие правила, которыми руководствуются и работники дополнительного образования от педагога до руководителя. В законе есть статья о содержании образования, она приемлема к любому его виду, формирует определенные государственные требования, при этом мы хотим выявить особенность, специфику содержания дополнительного образования детей.

Содержание дополнительного образования детей обусловлено функциями свободного времени детей и содержит:

· рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;

· организацию социального опыта;

· психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;

· персонификацию объемов и темпов усвоения программ дополнительного образования.

В современных условиях к деятельности учреждений дополнительного образования предъявляются повышенные требования самого

разного характера, прежде всего, к организации процесса взаимодействия

педагогов и воспитанников на основе субъект - субъектных отношений,

гуманизации социокультурной среды, предполагающей диалогизацию

общения. По содержанию социокультурную деятельность в системе

дополнительного образования подразделяют на следующие типы:

· познавательную

· ценностно-ориентированную

· практико-преобразующую

· творческую

Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и

получением нового знания в процессе обучения и участия в творческой

деятельности. Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков. Практико-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий. Творческое начало присуще всем видам и формам социокультурной деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

Содержательный аспект социальных функций социокультурной деятельности

реализуется в зависимости от реального состояния конкретного учреждения, от

полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей

средой.

Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют следующие принципы данной системы: свободный выбор видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность свободного самоопределения и самореализации личности; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Мы выделяем наиболее перспективные направления деятельности системы

дополнительного образования:

· культурно-этнографическое, способствующее

культурной самоидентификации человека, возрождению забытых традиций и

ремесел, декоративно-прикладного искусства, литературного и музыкального

фольклора;

· духовное, отражающее потребность в изучении культуры своих

предков и стремление к духовно-нравственному совершенствованию;

· профессионально-ориентирующее, роль которого возрастает в связи с

необходимостью более раннего вхождения молодежи в сферу трудовых

отношений и потребностью освоения актуальных для данного региона

специальностей;

· социально-адаптирующее, помогающее сформировать те

качества и умения, которые помогут войти в мир, полный противоречий и

проблем, где нужно обладать определенными знаниями и способностью быстро

реагировать на меняющиеся социально-экономические условия.

1.3. Особенности социально-культурной деятельности с детьми и подростками

В детском возрасте личность формируется под решающим воздействием воспитания.

«Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности.

Основная цель педагогического процесса – развитие личности. Раскрыть индивидуальные дарования личности и сделать их социально плодотворными.

Воспитание – это также и социальное явление, функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно осуществляется социальными институтами: семьей, церковью, школой, учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования. В культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками выделяют четыре основных направления:

· познавательная деятельность

· воспитательная деятельность

· творческая деятельность

· реакционная деятельность

Познавательная деятельность является одним из видов воспитывающей деятельности. Ее цель – формирование отношения к познанию, науке, книге, учению. Познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир удивительных открытий. В процессе познавательной деятельности происходит формирование духовной культуры, приобщение детей.

Необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех форм познавательной деятельности. Можно использовать и сказочных героев, которые приходят к детям (Мудрец, Волшебник, Сказочник, Незнайка).

Сказочные рисунки, соответствующая музыка, таинственные знаки и вещи – это особенно характерно для младших школьников, которые в силу своего возраста эмоциональны, динамичны и чувствительны, на первых порах красочные элементы познавательных дел их привлекают больше, чем само содержание. А потом уже появляется вкус к познанию, к поиску познавательного материала. Важным условием успешной познавательной деятельности можно назвать и включение каждого ребенка в ее осуществление при разнообразии его ролей в этой работе. Ребенок должен ощутить свою причастность к познавательным делам. И, если на первых порах он чаще выступает в роли слушателя, зрителя, исполнителя, то в дальнейшем он может быть участником планирования, обсуждения; организатором какого-либо этапа общего дела и т.д. То есть речь идет не только об увеличении объема информации, но и возрастании степени участия детей в познавательной деятельности:

· От пассивной в активной

· От менее самостоятельной к более самостоятельной

· От исполнительской к организаторской

· От репродуктивной к творческой

С момента возникновения человеческого общества начинается процесс воспитания. Воспитание – управление процессом развития и формирования личности через создание для этого благоприятных условий. Воспитание в широком смысле – овладение всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, социальными, нравственными и эстетическими отношениями.

Система воспитательной работы – это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. Итоговая цель – воспитание – стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности, как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоуправлении. Формирование базовой культуры личности включает культуру жизненного самоуправления, семейных отношений, культуру общения интеллектуальную, нравственную, художественную, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка. По существу, воспитывать – это значение организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и у других будут свои роли, цели, взаимные отношения.» [4, 69]

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на отношение личности семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой информации, учреждения культуры и учреждения дополнительного образования. Это делает процесс воспитания и более богатым и легким и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов.

Детский досуг должен быть социально-значимым, занимательным, духовно богатым. В нем должно сочетаться воспитание с самовоспитанием, отдых с развлечением, следовательно, учреждения дополнительного образования должны:

· Содействовать развитию интеллектуальных способностей детей

· Формировать моральный облик ребенка

· Развивать творческие способности личности

· Укреплять физическое здоровье

· Воспитывать патриота-гражданина

Такая работа проводится через содержание досуговых программ или занятий.

Говоря о базовой культуре личности, отмечая различные стороны воспитания, логично говорить о направлениях воспитательного процесса:

· Познание окружающего мира, формирование отношения к нему ( через клубы путешествий, викторины, конкурсы)

· Трудовое воспитание (через интерес к профессиональной трудовой деятельности, через понятия труда для себя, но во имя созидания общего дела; детские утренники, праздники, конкурсы, фестивали решают задачу формирования моральных стимулов к труду)

· Нравственное воспитание направлено на формирование нравственной культуры ребенка, на формирование таких качеств как честность, правдивость, справедливость, вежливость, чуткость, развитие таких способностей как сострадание, совесть, любовь. Достичь это можно через нравственное просвещение, создание воспитывающих ситуаций, а также большое влияние на формирование нравственного облика оказывают фольклор, мифы, легенды, былины.

· Правовое воспитание осуществляется через разъяснение законов, правовых норм, а также организацию поведения детей и подростков. В этих целях можно использовать разнообразные формы работы: детские утренники, беседы, конкурсы, игры.

· Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработка эстетических знаний и вкусов, развитие задатков и способностей в области искусства.

Воспитание эстетического вкуса, приобщение к искусству возможно через массовые формы работы – праздники искусств, конкурсы, музыкальные игры, дни театра, дни музыки, книжные именины, вечера сказок. Значительное многообразие в культурную жизнь ребенка вносят художественные выставки, музыкальные и литературные салоны, театральные гостиные, фольклорные праздники, фестивали искусств. Эстетическое воспитание детей реализуется через участие ребят в кружках, студиях.

· Экологическое воспитание подрастающего поколения очень актуально в современных условиях, это обусловлено грозящей нам экологической катастрофой и варварским отношением к окружающей среде самого человека. В учреждениях дополнительного образования экологическое образование может вестись по двум направлениям: экологическое просвещение и природоохранная деятельность. Формы работы могут быть самые разнообразные – циклы бесед, вечера-конкурсы, праздники, эстафеты.

Огромное внимание следует уделять значению деятельного художественного творчества в жизни ребенка. Художественное творчество развивает различные творческие способности детей и подростков, помогает познавать мир изобразительного, музыкального, театрального, циркового искусства, мир народного фольклора. Формы работы: кружки, студии, вечера поэзии, выставка творческих работ, концерты, конкурсы.

Глава 2. Дом Детского Творчества « У Вознесенского моста» как источник социально-культурной деятельности

2.1. Характеристика состояния социально-культурной деятельности в Доме Детского Творчества « У Вознесенского моста»

2.1.1. История дворца детского творчества

27 января 1931 года был организован районный Дом Коммунистического воспитания детей, который расположился по адресу: ул. 3–Июля (будущая Садовая улица), д.38. В 1937 г. Дом коммунистического воспитания детей находился по адресу: ул. Гражданская, д. 26., в здании, которое построил в 1884–1886 г. архитектор Иерохим Китнер. Данное сооружение предназначалось для Петербургского мирового съезда и сиротского суда. Здесь находилась Канцелярия съезда мировых судей. В период с 1893 по 1895 в этом здании В.И. Ленин проводил бесплатные юридические консультации для рабочих. С декабря 1939 г. Дом коммунистического воспитания детей был переименован в Дом пионера и школьника (ДПШ) Октябрьского района. В годы Великой Отечественной войны в этом здании размещался штаб противовоздушной обороны, одновременно продолжали работать детские коллективы художественной самодеятельности, проводились новогодние праздники.
В связи с началом работ по разминированию зависшей между этажами бомбы ДПШ очередной раз сменил свой адрес и вернулся на ул. Гражданскую, д.26 только в 1957 г. Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 11 марта 1994 г. произведена реорганизация Ленинского и Октябрьского районов в Адмиралтейский район. В мае того же года ДПШ был переименован и стал называться Дворцом детского творчества «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района. В 1995 году коллектив Дворца детского творчества стал победителем городского конкурса педагогических достижений.

2.1.2. Администрация и педагогический состав дома детского творчества

Этель Александровна Музиль- директор ДДТ.
Марина Зигфридовна Боброва - заместитель директора по методической и
массовой работе.
Людмила Борисовна Шаршакова - заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Валентина Николаевна Будагян - заместитель директора по административно-
хозяйственной работе.

Педагогический состав Дворца включает 147 педагогов, среди них:
5 заслуженных работников культуры РФ;
1 залуженный учитель РФ;
2 заслуженных артиста РФ;
1 кандидат педагогических наук;
4 кандидата биологических наук;
14 отличников просвещения РФ;
3 почетных работника общего образования РФ;
8 человек, награжденных грамотой Министерства просвещения РФ;
4 лауреата премии "За гуманизацию Санкт-Петербургской школы";
11 педагогов, награжденных медалью "Ветеран труда";
4 педагога - члены Союза художников РФ;
2 педагога награждены медалью Союза художников РФ "Союз труда и искусства";
2 человека награждены медалью ордена "За заслуги перед Отечеством".
За последние три года 10 педагогов стали победителями и призерами городских конкурсов педагогических достижений и победителями городских конкурсов авторских программ; 4 педагога - дипломантами Всероссийского конкурса авторских программ; 1 педагог - победителем Всероссийского конкурса педагогов "Лидер 21 века".
44 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию; 33% - I квалификационную категорию; 10% -II квалификационную категорию.
19 педагогов – выпускники и воспитанники творческих коллективов и объединений Дворца.

2.1.3. Отделы ДДТ «У Вознесенского моста»

Методический отдел

Направления деятельности отдела:

 Сектор воспитательной работы

 Сектор дополнительного образования

 Сектор пропаганды правил дорожного движения (ПДД) и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

 Сектор информации и издательской деятельности

 Сектор интеллектуально-творческого развития

 Сектор работы с ДОО и школьным ученическим самоуправлением

Сектор по работе с классными руководителями

 Библиотека

 Методический кабинет

Художественный отдел

В отделе ведется работа по 3 направлениям:

 танцевальное

 театральное

 музыкальное

В отделе 4 образцовых коллектива:

 Ансамбль танца «Петербургский сувенир» им. А.М.саломатова

 ансамбль аккордеонистов «Музыкальный серпантин»

 театр играющих кукол «Путти»

 театр мюзикла «МетроПолис»

Отдел спорта и туризма

Отдел спорта и туризма объединяет разнопрофильные детские коллективы Дворца физкультурно-спортивной (шахматная школа, шашечное объединение, секция художественной гимнастики, цирковая студия «РОВЕСНИК»), военно-патриотической (стрелковое объединение) и туристско-краеведческой (секция спортивного туризма, объединение краеведения) направленности с целью создания благоприятных условий для укрепления здоровья детей и приобщения к здоровому активному образу жизни. Все спортивные объединения имеют интересную и насыщенную событиями историю.

Отдел техники и информатики

Направления деятельности:

 Авиамоделирование

 Журналистика

 Информатика

 Начальное моделирование

 Ракетно-космическое моделирование

 Судомоделирование

 Фотография

 Видеостудия

Эколого-биологический отдел

Занятия в детских объединениях способствуют расширению кругозора ребенка, развивают внимательность и наблюдательность, воспитывают ответственное и бережное отношение к природе, обучают основам исследовательской деятельности.

 Биология с основами ветеринарии

 Кошкин дом

 Юный натуралист

 Путешествие с комнатными растениями

 Не болей-ка

 Занимательная экология

 Экология города и деревни

 Эколёнок

 Экология и мониторинг атмосферного воздуха

 Экология с основами эволюции

 Экология нашего дома

Отдел ИЗО
и прикладного творчества

 ИЗО студия

 Студия скульптуры

 Мастерская " Мягкая игрушка"

 Студия « Россиянка»

 Мастерская « Моделирование одежды по народным мотивам»

 Мастерская « Народная вышивка»

 Мастерская « Роспись по ткани»

 Художественные классы

 Мастерская «Скульптура и керамика»

 Абонемент «Мир прекрасного»

Основные направления деятельности отдела:

 педагогическая деятельность, связанная с художественным воспитанием детей в коллективах отдела и школах района

 методическое сопровождение развития дополнительного образования детей в районе.

Задачи отдела:

 создание условий для развития творческого потенциала детей

 повышение профессионального мастерства педагогов

 организация смотров и конкурсов детского творчества в ДДТ и районе

Культурно-досуговый отдел

Отдел организован в 2000 г. как самостоятельное структурное подразделение ДДТ. Своей главной задачей сотрудники отдела считают организацию ярких, увлекательных, веселых досуговых дел.

Направления работы отдела:

1. Организационно-массовая работа: праздники, конкурсы, игровые программы для ДДТ и ОУ района.

2. Программно-методическое обеспечение: семинары, творческие мастерские, консультации для учителей школ, зам. директоров, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования ОУ и ДДТ. Оказание консультативной помощи в написании досуговых программ для ОУ.

3. Педагогическая работа: в отделе созданы театральный коллектив малых форм «ТЭМП» и клуб любителей искусств «КЛИО».

Программы дополнительного образования, реализуемые в отделе:

1. Социально-педагогическая направленность:

«Игра и развитие» для 1-3 классов, рассчитана на 3 года обучения.

«Мыслитель» для 4-7 классов, рассчитана на 1 год обучения.

2. Художественно-эстетическая направленность:

Программа театрального коллектива малых форм «ТЭМП», для подростков 12-16 лет, рассчитана на 4 года обучения.

Программа шоу-группы "КРеАТИВ" (организация и проведение праздников), для детей 5-9 классов, рассчитана на 4 года обучения

Дошкольный образовательный комплекс
"Черепашка"

Руководитель: Елена Ивановна Частикина
Обучение детей ведется по следующим предметам:

  • Развитие познавательных функций
  • Ритмика
  • Развивающие игры
  • Хоровое пение
  • ИЗО
  • Бумагопластика
  • Подготовка к школе
  • Театральные игры
  • Английский язык
  • "Я познаю мир"

Музыкально-хоровая студия «Кампанелла»

Программы, реализуемые в студии:

 Комплексная программа музыкально-хоровой студии «Кампанелла»

 Образовательная программа подготовительного хора «Музыка»

 Образовательная программа младшего хора «Музыка и мы»

 Образовательная программа старшего хора «Рапсодия»

 Образовательная программа «Современная гитара»

 Образовательная программа «Класс флейты»

 Образовательная программа музыкально-хоровой студии «Кампанелла» по классу фортепиано

2.1.4. Достижения дворца детского творчества

Среди наиболее значимых творческих достижений воспитанников в последние три года можно отметить следующие:
Международные и Всероссийские награды
Диплом 1 степени в 3 региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии Фролова Георгия
Диплом 2 степени XXXI Всероссийской научно-практической конференции школьников по химии Федченко Владислава и диплом 3 степени Беловой Ксении
Диплом лауреата 1 степени (старшая группа) и лауреата 2 степени (младшая группа) Всероссийского и международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Юность» в г. Москве Театра мюзикла «МетроПолис»
Диплом лауреата международного фестиваля юношеских СМИ «Волжские встречи – 18» в г. Козьмодемьянске Студии юных журналистов
Диплом 2 степени Российского северного фестиваля детского телевидения, радио и прессы «Голос моря - 2008» в г. Северодвинске Студии юных журналистов в номинации «Лучшая детская газета»
Диплом лауреата регионального тура Всероссийского конкурса «Лидер 21 века» Морина Дмитрия и Яны Ковальчук из районной детской юношеской общественной организации «Молодые Адмиралтейские Организаторы»
Диплом лауреата в номинации «За лучшую актерскую работу» Республиканского фестиваля детских кукольных театров в г. Петрозаводске Театра играющих кукол «Путти»
Гран-при, грамота за 1 место и специальный приз жюри международных юношеского и молодежного цирковых фестивалей в Латвии шестерых воспитанников цирковой студии «Ровесник»
Бронзовая медаль и диплом 3 степени Европейского молодежного фестиваля циркового искусства в г. Висбадене в Германии
Серебряная медаль 5-х молодежных Дельфийских игр России Федоровой Марины из цирковой студии «Ровесник»
Бронзовая медаль 6-х молодежных Дельфийских игр России Шмагина Алексея и Орловой Екатерины из цирковой студии «Ровесник»
Грамота за 1 место на Всероссийских фестивалях циркового искусства в г. Краснотурьинске, г. Ижевске, г. Перми, г. Екатеринбурге
Диплом 3 степени международного фестиваля «Золотая Пальмира» Слободиной Виктории из МХС «Кампанелла»; Работа Коробкиной Екатерины (изобразительное творчество) отобрана городской комиссией для участия в выставке детского рисунка в г. Пекине во время XXIX летних Олимпийских игр.
Городские награды
Гран-при городского фестиваля инструментальных ансамблей Мальцевой Елены и Кузьминой Марии (фортепиано), Суменкова Константина (гитара)
Гран-при фестиваля-конкурса на приз Народного артиста России Ю.Громова и фестиваля, посвященного 100-летию Россе, хореографического ансамбля «Петербургский сувенир»
Диплом лауреата городского конкурса чтецов Смутина Даниила и Макарова Ивана из студии «ТЭМП»;
Диплом лауреата городского смотра «Мир моего детства» Кикинова Арманжана и Филиппова Даниила из дошкольного образовательного комплекса раннего развития «Черепашка»
Диплом 1 степени в городской конференции «Ученые XXI века» Тепляковой Серафимы и Самойленко Екатерины
Диплом 1 степени городской выставки-конкурса «Люблю мое Отечество», посвященной памяти Д.С.Лихачева, воспитанников изостудии Вагнер Екатерины, Яковлевой Ирины, Трегубовой Наталии (скульптура), Максимовой Елизаветы (вышивка) и объединений народной вышивки и моделирования одежды
Дипломы победителей городских конкурсов «Безопасное колесо», «Дорога и дети» в различных номинациях
Диплом I степени городского смотра баянной и аккордеонной музыки им. П.Смирнова ансамбля «Музыкальный серпантин»
Дипломы 1, 2, 3 степеней городского конкурса школьников по программированию в номинации «Детский компьютерный рисунок и анимация» Безверхова Кирилла, Адамашвили Тенгиза, Марковича Николая, Лопатина Александра, Попандопуло Артема, Музыка Алексея
Диплом 2 степени городского конкурса хоровых коллективов младшего хора МХС «Кампанелла»
По итогам конкурса ЮНПРЕСС «Голос поколения» газета «FAN’арь» студии юных журналистов признана лучшей подростковой газетой Санкт-Петербурга.
Только за последние три года более 30 работ учащихся изостудии взяты в фонд детского творчества Русского музея.
Ежегодно лучшие коллективы Дворца проводят свои отчетные концерты в самых престижных концертных залах и Дворцах Санкт-Петербурга:
ансамбль танца «Петербургский сувенир» - в Большом концертном зале «Октябрьский» и Мюзик-холле;
ансамбль «Музыкальный серпантин» - в концертном зале «У Финляндского вокзала»;
театр мюзикла «МетроПолис» - в театре Эстрады им. А.И.Райкина;
цирковая студия «Ровесник» - на арене Большого цирка «На Фонтанке»;
музыкально-хоровая студия «Кампанелла» - в Союзе композиторов или Шуваловском Дворце;
театр играющих кукол «Путти» - в концертном зале «Карнавал». Концерты включены в репертуарные планы театров города. Зрителями выступлений наших коллективов являются родители, коллеги, друзья, ценители и любители детского творчества. Это - признание профессионального мастерства коллективов Дворца.

С 2004-2005 учебного года во Дворце издается «Книга достижений детских творческих коллективов Дворца». Фамилии победителей, лауреатов и призеров международных, всероссийских, городских и районных смотров, конкурсов, соревнований, выставок, олимпиад заносятся в эту Книгу достижений.

С 2005 учебного года в ДДТ существует традиция вручения лучшим кружковцам Дворца почетного знака «Звезда созидания». За последние 4 года в Книгу Почета вписаны имена более 100 воспитанников. Это ребята, достигшие значительных результатов в творческих делах, внесшие личный и социально значимый вклад в достижения коллектива, в работу учреждения. Вручение Почетного знака «Звезда Созидания» считается во Дворце знаком наивысшего признания, к которому стремятся все воспитанники.
Высшей наградой и особой гордостью Дворца является то, что в 2006 году Карпова Люба, а в 2008 году Кравченко Дарья, воспитанницы студии журналистики, получили Премию, учрежденную Указом Президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» в рамках национального проекта «Образование». Гордостью Дворца являются его Образцовые детские коллективы, два из которых: ансамбль «Петербургский сувенир» и цирковая студия «Ровесник»,- признаны ЮНЕСКО лучшими детскими коллективами Европы.

2.2. Анализ плана работы Дома Детского Творчества « У Вознесенского моста» за ноябрь 2008 года

В течение каждого месяца ДДТ «У Вознесенского моста» работает по трем направлениям. Непосредственно осуществляется работа коллективов ДДТ по составленным годовым планам и программам, ведется работа по повышению квалификации кадров, и серьезная работа ведется с детьми школ Адмиралтейского района, так как ДДТ « У Вознесенского моста» является ресурсным центром Адмиралтейского района.

Автор работы подробно ознакомился и проанализировал план работы ДДТ за ноябрь 2008 года. Так как именно в это время проводилось непосредственное исследование и автором были посещены мероприятия ДДТ.

Администрацией ДДТ ведется активная работа по повышению квалификации, как работников ДДТ, так и работников школ района. В течение ноября было запланировано провести ряд семинаров, на которых обсуждалось усовершенствование дополнительного образования, работы в детских оздоровительных лагерях России, работа заместителей директоров по воспитательной работе в школах в условиях современной модернизации образования. Большое внимание было уделено подготовке классных руководителей начальных классов. Все мероприятия были направлены на повышение уровня мастерства педагогов в самых разнообразных аспектах образовательного процесса.

Также был предложен насыщенный план на месяц, касающийся районных смотров, конкурсов, выставок, творческих мероприятий для детей района. Запланированные мероприятия были направлены на разные возраста школьников, от самых маленьких до самых старших. То есть мы можем говорить о разнообразии форм и методов СКД. Для детей младшего возраста были проведены различные игровые программы, конкурсы, мероприятия повышающие знания о правилах дорожного движения, о родине, городе, районе, в котором дети живут. Они были направлены также на развитие патриотизма и толерантности. Были проведены мероприятия на развитие творческой индивидуальности детей, художественного вкуса. Для старшеклассников были предложены различные интеллектуальные игры, беседы, дискуссионные клубы, конференции, также игровые программы. Все это направлено уже на становление взрослой личности. Ребята уже должны уметь рассуждать на серьезные темы, такие, как например, экология или наркомания и влияние их на дальнейшую жизнь человечества.

Все запланированные мероприятия были направлены на всестороннее развитие личности ребенка, что в очередной раз доказывает не безразличие работников ДДТ к своему делу и высокий профессионализм. [ПРИЛОЖЕНИЕ 3]

2.3. Анализ двух мероприятий, организованных Домом Детского Творчества «У Вознесенского моста»: Игровая программа «Адмиралтейский кораблик», Конкурс «Зеленый огонек»

13 ноября 2008 года автором курсовой работы были посещены 2 мероприятия, задачами каждого из них было развитие творческой индивидуальности ребенка, а также повышение интеллектуального уровня.

В 10.00 началась игровая программа «Адмиралтейский кораблик». В ноябре она проходила 5 раз. Автором этого проекта является Силуянова Н.В. –методист культурно-досугового отдела ДДТ. Участие в программе принимали ученики 3 класса Гимназии №2. Программа направлена на расширение знаний детей о районе, в котором они проживают – Адмиралтейском. А происходило это с помощью игр, ребусов, вопросов, беседы, эстафеты, которые требовали непосредственного проявления творческой индивидуальности каждого ребенка.

Изначально дети были разделены на три команды: «Полтава», «Штандарт», «Гангут». Была проведена беседа об истории Адмиралтейского района, где каждый ребенок мог высказаться. Дети предлагали версии о том, почему их командам были даны такие специфические названия, с чем бы это могло быть связано. Позже была проведена викторины, связанная с названиями улиц, мостов, рек своего района. Разгадывая тематические ребусы, каждый проявлял себя. Игры и эстафеты давали возможность ребенку заявить о себе в коллективе, показать себя с новой стороны, доказать, что ты можешь что-то делать лучше, чем все остальные. За каждое правильно сделанное задание на мачте своеобразного корабля каждой команды появлялся флажок. В конце программы выяснилось, что победила «Полтава». Конечно, дети других команд быль чуть расстроены. Но можно с уверенностью отметить, что каждый ребенок, ставший участником этого проекта, не только получил новые знания о районе, но и проявил свою индивидуальность в выполнении разного рода заданий. Дети вышли из аудитории, полные положительных эмоций и чувства удовлетворенности, это отчетливо читалось по их лицам, улыбкам, а также по высказанным автору курсовой работы впечатлениям и эмоциям. Работу методиста можно охарактеризовать как высокопрофессиональную, она всегда знала, как и куда направить складывающиеся на протяжении мероприятия ситуации, давала детям хороший положительный заряд и настроение. Все задания были правильно и корректно подобраны, в соответствии с развитием детей младшего школьного возраста. [ПРИЛОЖЕНИЕ 4, ПРИЛОЖЕНИЕ 5]

В 12.00 этого же дня в ДДТ проходил конкурс знатоков правил дорожного движения «Зеленый огонек». Этот проект реализуется уже 7 год подряд. Автором проекта является Шапкина Е. Г. - методист высшей категории ДДТ. В конкурсе принимали участие 8 школ Адмиралтейского района – Гимназия №2, Школы №5, №235, №238, №241, №234, №229, №615. Членами жюри являлись: сотрудники отдела пропаганды ПДД ГИБДД Адмиралтейского района. Программа направлена на повышение уровня знаний детей правил дорожного движения, что ведет к их безопасности на улицах города. Ребята должны были показать знания правил дорожного движения, они отправились в страну дородного движения, где разгадывали загадки «О дорожном порядке», собирали мозаику, расставляли дорожные знаки на плане города и преодолевали препятствия дорожной эстафеты. Важным этапом программы был творческий конкурс «Визитная карточка». Дети каждой команды должны были представить свое название, девиз, а также презентовать себя каким-либо творческим способом. Кто-то из команд пел песни, кто-то читал стихи, одна команда сделала сценку. Конечно же, все это было в контексте страны дорожного движения. Все конкурсы и задания были четкими и понятными и были точно направлены на приобретение полезных знаний. Была проведена эффективная работа по предотвращению травматизма на дорогах, об этом можно судить из того, что все проводилось в форме игры, а как известно это наилучший способ приобретения знаний в детском возрасте, дети были увлечены познавательным процессом и с нетерпением приступали к каждому следующему заданию. [ПРИЛОЖЕНИЕ 4, ПРИЛОЖЕНИЕ 5]

2.4. Анализ проведенного анкетирования

В ходе данного исследования среди родителей детей, посещающих кружки и студии ДДТ «У Вознесенского моста», было проведено анкетирование, в ходе которого было установлены перечисленные ниже факты.

В процессе исследования было задействовано 100 человек. Мы можем судить о том, что эти факты достоверны из того, что большая часть опрошенных людей регулярно посещают концерты своего ребенка, бывали на открытых уроках и имеют полное и ясное представление о деятельности своего ребенка в данном учреждении и также деятельности ДДТ по отношению к ребенку. Это вы также выяснили из результатов анкетирования.

Все полученные нами данные отражены в диаграммах, которые представлены в приложениях данной работы. [ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2] На них мы наглядно можем увидеть результаты анкетирования.

90% родителей видят изменения в своем ребенке после того, как он начал посещать ДДТ. 50% из них видят очень большие положительные изменения, еще 47% замечают просто положительные изменения ребенка. И лишь 3 % родителей говорят об отрицательных изменениях.

Также родителям было предложено охарактеризовать в целом деятельность ДДТ «У Вознесенского моста». 3% оценили ее как деятельность низкого качества,4% - как удовлетворительную, 10 % - как среднюю, 23% - как хорошую, и 60% - как отличную.

Также мы задали вопросы, которые помогли нам в определении правильности гипотезы исследования. На вопрос «Проводились ли сотрудниками ДДТ «У Вознесенского моста» какие-либо исследования по выяснению досуговых интересов современных детей?» Родители ответили так: 15% - говорили о том, что такие исследования проводились, 53% - опровергают это, что не может не настораживать, а 32% родителей не владеют такой информацией.

И ответы на еще один вопрос заставили нас задуматься. Он звучал так: «Проводились ли ДДТ какие-либо работы по усовершенствованию технологий организации образовательной и досуговой деятельности с тех пор, как ваш ребенок стал посещать ДДТ?» 50% родителей затруднились ответить на данный вопрос, 40 % ответили, что такие работы проводятся, а 10 % родителей это отрицают.

Из всех полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что ДДТ «У Вознесенского моста» достаточно хорошо справляется с возложенными на него Адмиралтейским районом обязанностями, но руководству учреждения в будущем следует обратить внимание на усовершенствование форм, методов, средств работы, модернизацию некоторых видов деятельности, на потребности и желания современного ребенка.

2.5. Пути совершенствования социально-культурной деятельности в Доме Детского Творчества « У Вознесенского моста»

После подробного изучения СКД в ДДТ «У Вознесенского моста» можно предложить следующие пути совершенствования деятельности данного учреждения дополнительного образования:

-поддержание и развитие общественно значимых направлений культурной деятельности детского досуга

-обеспечение соответствия методик работы учреждений для детского и юношеского досуга современным требованиям, а также задачам педагогического влияния на сознание, поведение и отношения детей и юношей в условиях свободного времени

-использование разнообразных и современных форм, методов и средств вовлечения детей в творческий процесс

-всестороннее удовлетворение интересов и потребностей современного ребёнка

-совершенствование финансирования, организационно управленческого, материально-технического, кадрового, информационно-методического обеспечения учреждений, носящих характер деятельности детского и юношеского досуга

-пропагандирование детского досуга (реклама, привлечение школьников яркими объявлениями), носящих активный творческий характер, находящую альтернативу телевизору, компьютеру, сотовому телефону, который с недавних пор открывает всё больше возможностей и перестает носить свою основную функцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день Россия, да и мир в целом переживает время больших перемен. В том числе это касается перемен в области культуры и искусства в области образования. Ничто не стоит на месте, все постоянно развивается и движется вперед. Если нам сегодняшний день дает испытание на прочность, то мы должны его пройти. Не смотря на все высокие технологии и новинки, учреждения культуры, дополнительного образования детей обязаны сохранить в детях те незыблемые ценности, которые устанавливались веками, это любовь к прекрасному, любовь к родине, жизни, человеку. Но необходимо понимать, что все это воспитание и образование должно идти в ногу со временем, что необходимо использование различные достижения техники, разума себе во благо, использование новых подходов, методик, программ, в процессе своей работы, которые требуют постоянных корректировок, так как очень огромными шагами на сегодняшний день движется прогресс, а вместе и с ним меняются люди, дети, ценности, привычки, потребности, интересы.

В ходе данного исследования была проанализирована литература для определения роли социально-культурной деятельности в совершенствовании общества и общественного развития, а также для определения состояния социально-культурной деятельности в современной России, была дана характеристика специфики социально-культурной деятельности в государственных учреждениях дополнительного образования для детей и подростков, были выявлены основные характеристики социально-культурной деятельности в Доме Детского Творчества «У Вознесенского моста», была проанализирована деятельность Дома Детского Творчества «У Вознесенского моста» за ноябрь 2008 года. Автор работы проводил наблюдение за реализацией двух мероприятий Дом Детского Творчества «У Вознесенского моста»: игровая программа «Адмиралтейский кораблик», конкурс знатоков правил дорожного движения «Зеленый огонек», также им было проведено анкетирование среди родителей воспитанников ДДТ «У Вознесенского моста», в ходе которого мы подтвердили гипотезу о том, что социально-культурная деятельность в Доме Детского Творчества «У Вознесенского моста» будет наиболее продуктивной при условиях: 1. Систематического выявления досуговых интересов детей и подростков современного общества; 2. Усовершенствованию технологий организации образовательной и досуговой деятельности.

Также автором были сформулированы рекомендации по преодолению недостатков и совершенствованию социально-культурной деятельности в ДДТ «У Вознесенского моста»

В ходе проведенного исследования были выполнены поставленные цели и задачи.

Список использованной литературы
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология/ М. А. Ариарский. – СПб: СПбГУКИ. – 2001. – 342 с.

2. Арнольдов А. И. Культурная политика: реалии и тенденции / А. И. Арнольдов. – М.:- 2002. – 64 с.

3. Беспалько В. П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы. Тюмень, 1999.- 145 с.
4. Васильева Г.А. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие/ Г.А. Васильева; Институт культуры и социальных отношений международного университета бизнеса и новых технологий/института/.-Ярославль, 2004.-164с.

5. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учебное пособие. М., 1997
6. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. — М., Владос, 2005. - 204 с.

7. Ерошенков И. Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. М., 1995. – 188 с.
8. Жаркова Л.С. Основные направления совершенствования деятельности учреждений культуры и искусств в современных условиях//Мир культуры -культура мира. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2005, 235-238 с.

9. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - 225 с.

10. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность/ Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников: Учебник. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.

11. Ковальчук А. С. Социально-культурная деятельность. Орел, 2000
Литовкин Е. В. Социально- культурная деятельность в контексте современного исторического знания. М., 2003.- 254 с.

12. Наседкина, Г.А. Социокультурная деятельность подростков в системе

дополнительного образования [Текст] / Г.А. Наседкина // Вестник

Костромского государственного педагогического университета им. Н.А.

Некрасова. Серия: Гуманитарные науки. - 2006. - №6. - 98-104 с.

13. Современные технологии социально –культурной деятельности/ Под ред. Григорьевой Е. И., Тамбов, 2002.- 201 с.
14. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; под общ. Ред. Т. Г. Киселевой; науч. Ред. Б. Г. Мосалев; отвт. Ред. Ю. А. Стрельцов. – М.: - 2004. 149 с.

15. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, теория, методология. М., 2000.- 287 с.