Итальянское Возрождение и Театр

Итальянское Возрождение и Театр Родиной всего европейского Возрождения была Италия. В ней раньше других стран произошел расцвет городов и городской культуры, а именно с XIII века. Начало драматургической реформы в Италии положило увлечение гуманистов XV века античным театром и привившее в ученых кругах исполнение на латинском языке пьес Плавта, Теренция и Сенеки.

Итальянское Возрождение и Театр

Родиной всего европейского Возрождения была Италия. В ней раньше других стран произошел расцвет городов и городской культуры, а именно с XIII века. Начало драматургической реформы в Италии положило увлечение гуманистов XV века античным театром и привившее в ученых кругах исполнение на латинском языке пьес Плавта, Теренция и Сенеки. Родоначальником драматического театра стал римский профессор Помпонио Лето (1427 — 1497 гг.). Он был большим поклонником античности и сделал первую попытку постановки античных трагедий и комедий. Его ученики продолжили дело профессора. Их спектакли шли с огромным успехом и привлекли к себе внимание духовных и светских князей Рима, Феррари, Мантуи и Урбино. Князья-меценаты организовывали гуманистические спектакли при своих дворах, побуждали исполнителей переходить с латинского на итальянский язык и тем самым дали толчок возникновению ренессансной трагедии и комедии.

Значительный вклад в европейскую драматургию сделала Италия XVI века. В этой стране не было таких великих драматургов как в Англии и Испании, но она раньше всех других стран создала новый тип драматургии, принципиально противоположный религиозно-дидактической драме классического средневековья.

Первым трагическим поэтом Италии был Триссино, автор трагедии «Софонисбы» (1515 г.). Новый этап в развитии трагедии начинает Джиральди Чинтио. Он утверждает новеллистическую тематику, трактуемую в тонах кровавой мелодрамы по примеру римского драматурга Сенеки. Такое понимание трагедии увеличило ее занимательность, но она не смогла завоевать итальянскую сцену XVI века. Она всегда оставалась жанром более книжным, чем сценическим в силу своей искусственности и подражательности античным образцам. Тем не менее, итальянская трагедия сыграла свою роль в развитии европейского драматического театра. Именно в Италии XVI века. был создан жанр классической трагедии, получивший в дальнейшем развитие во Франции XVII в.

Более успешно, чем трагедия, развивалась ренессансная комедия. В качестве образцов для нее были произведения Плавта и Теренция. Создателем итальянской комедии является Лудовико Ариосто. Первыми его комедиями стали «Комедия о сундуке» (1508 г.), «Подмененные» (1509 г.) . Ариосто впервые в своих комедиях показал образы и положения, взятые из итальянской новеллы.

С середины XVI века комедия и драматургия в целом переживали кризис. Последними мастерами итальянской драмы в эту эпоху были Торквато Тассо и Джованни Батиста Гварини. Тассо ярко проявил себя не только теоретиком литературы и искусства, но написал пасторальную драму «Аминта». Драма была написана для постановки при дворе феррарского герцога Альфонсо II, у которого Тассо служил с 1571 г. в качестве придворного поэта. Драма Тассо провозглашала могущество любви, способной преодолеть любые преграды. Но между ними рассеяны намеки на жизнь и нравы феррарского дворца. Следующий шаг к разложению ренессансной драмы проявился в творчестве Гварини. В отличие от Тассо, Гварини в своей пасторальной драме «Верный пастух» вышел окончательно за пределы ренессансного стиля.

Исторически упадок ренессансной комедии и драмы в целом отразил кризис гуманизма в период феодальной реакции в Италии. Эпоха Возрождения в Италии закончилась к началу 40-х XVII века. Кризис и завершение этой эпохи отражены, в том числе, и в итальянской драме.

Театр Эпохи Возрождения в Нидерландах, Германии И Франции

Нидерланды, благодаря своему благоприятному положению на стыке торговых путей из Северного моря в среднюю и южную Европу, стали, как и Италия, одним из передовых участков Европейского континента в экономическом отношении. Это обусловило после Италии создание в Нидерландах образцов ренессансного искусства и культуры в целом. Новую культуру создавали ученые-гуманисты Эразм Роттердамский, Рудольф Агрикола и др.

Наиболее выдающимся представителем немецкой драматургии можно назвать Ганса Сакса. В его трагедиях и комедиях раскрываются новые темы, связанные с гуманизмом в рамках бюргерского мировоззрения и стиля. В трагедии «Роговой Зигфрид» он превратил героя средневекового сказания в непослушного сына, который получил заслуженное возмездие за свое буйное поведение. По своей драматической технике его трагедии и комедии представляют собой драматизированные эпические повествования, цепь коротких диалогических сцен в традиционной манере средневекового народного театра.

Демократический реализм Ганса Сакса, выраженный в его трагедиях и комедиях, стал причиной широкой популярности его у современников.

Во Франции, как и во всех странах Западной Европы, начиная середины 1530-х гг., наступила контрреформация, связанная с активизацией феодальных сил, напуганных народными восстаниями. В этих условиях французское дворянство полностью взяло в свои руки культурную и художественную жизнь страны. С середины XVI века во Франции времени появляются первые ростки либо ренессансной драмы в виде трагедий, которые сочиняли ученые-гуманисты на латинском языке, либо в
виде переводов на французский язык греческих, латинских или ренессансных итальянских трагедий и комедий (трагедии Сенеки, Еврипида, Триссино, комедии Аристофана, Плавта, Теренция, Ариосто и др.). Одну из первых трагедий, «Эдип», написал французский гуманист Жозеф Жюст Скалигер. Кроме того, он составил трактат о «Поэтике» ренессансной драматургии, в которой на основе поэтики Аристотеля разработал элементы будущей в XVII веке классицистической системы драматургии. Главными пунктами ее стали: деление пьес на пять актов, закон трех единств (единство действия, то есть наличие одной сюжетной темы; единство места без перемены декораций; единство времени, когда сценическое действие не превышает 24 часов.). Кроме того, законом трагедии стало изображение в ней лишь возвышенных сюжетов и исключительных положений, а также запрет смешивания трагического и комического, обязательная роль вестников, которые рассказывают о событиях за сценой. Скалигер рекомендует в трагедиях использовать мелодраматические эффекты и изображать в них «гибель царств, свержение королей с трона, убийства, насилия над женщинами, появление духов, речи мертвецов» и пр. Такие трагедии и комедии сочинялись студентами в порядке литературных упражнений и предназначались для чтения или постановки на закрытой университетской сцене. Затем они перекочевали на домашнюю любительскую сцену разных знатных лиц и получили значительную известность в городах.

Однако отцом французской трагедии, который писал свои пьесы с соблюдением требований Скалигера, стал один из представителей кружка молодых образованных дворян, мечтавших о реформе французского поэтического языка и создании национальной поэзии, под названием «Плеяда» Этьен Жодель. В трагедиях Жоделя отсутствуют подлинные душевные коллизии и обрисовка целостных, индивидуальных характеров. Язык его трагедий риторичен и нередко напыщен. Следующий значительный шаг вперед в развитии трагедии сделал Роберт Гарнье. Он писал трагедии либо на сюжеты римской истории «Корнелия», «Марк Антоний»), либо на сюжеты греческих мифов («Антигона», «Ипполит»). В его трагедиях диалог выглядит более живым, а чувства выражены более естественно. Роберт Гарнье является основателем во Франции жанра трагикомедии. К таковой относится пьеса «Брадаманта». Она основана на одном из эпизодов поэмы Ариосто и является по характеру остродраматической, но со счастливым концом. Также во Франции развивается и комедия, в которой наряду с античными и итальянскими образцами существовала традиция и средневекового фарса. В целом французское Возрождение почти так же, как в Италии и Германии, в силу отсутствия подъема национального самосознания не создало большую национальную драматургию по сравнению с Испанией и Англией.

Театр Эпохи Возрождения в Испании.

В отличие от Италии и Франции, где в период Возрождения религиозный театр, в принципе, исчез, в Испании он продолжал интенсивно развиваться в течение всего XVI и даже XVII веков.

Также популярными оставались на протяжении всех этих веков жанры народного комического театра, которые культивировались большими мастерами в области литературы и драматургии, например Мигелем де Сервантесом Сааведрой. Его драматургическое творчество отличается условностью и надуманностью сюжета, а также стремление к психологической правдивости и утверждению подлинно благородных чувств. В своей драматургии Сервантес ищет правдоподобия, выступает против нагромождения в сюжетах разных приключений, экстравагантности и нелепиц, против несоответствия между общественным положением персонажей и их языком. Но собственные театральные опыты Сервантеса, за немногим исключением, были мало удачны. Большинство его пьес до нас не дошло. Сервантес не овладел драматической формой и не сумел создать вполне живые характеры. До нас дошло две его больших пьесы.

Одна из них, «Нумансия», изображает эпизод из истории героической борьбы за независимость древних испанцев от римлян.

Вторая пьеса Сервантеса, «Педро де Урдемалас», близка к народному творчеству. В ней с большой остротой изображаются нравы бродяг, уличных жуликов, всяких авантюристов.

Наряду со старыми драматическими жанрами в Испании к середине XVI века развивается новая ренессансная драматургия. Первые зачатки ренессансной испанской присутствуют в начале этого века в творчестве Хуана дель Энсины («Потасовка», «Оруженосец, превратившийся в пастуха» и пр.). В свои пьески, которые он сам называл эклогами в силу их маленького объема, Энсина примешивал элементы ренессансно-итальянского пасторального стиля. Он выразился в чертах сентиментальной манерности персонажей с одной стороны, и в реа листическом, правдивом изображении, (крестьянских типов и нравов) — с другой стороны.

Истинным создателем национальной испанской драмы по праву считается Лопе де Руэда благодаря которому ренессансный испанский театр вышел на площадь и стал народным. Он работал в комедийном жанре и создал как большие комедии («Хвастливый воин») по образцу итальянских комедий Ариосто, Плавта, так и маленькие комические пьески («Оливки», «Приглашенный») типа средневековых фарсов, близкие к жанру интермедий Сервантеса

Следующий шаг в развитии испанской драматургии сделал Хуан де ла Куэва. Он написал трактат «Испанская поэтика», в которой изложил принципы новой драматургии. Суть этих принципов в отрицании аристотелевской поэтики в том виде, в каком она толковалась теоретиками-классицистами XVI века Куэва протестовал против соблюдения единств места и времени, против использования античных сюжетов, рекомендовал разрабатывать национальные темы на основе хроник и романсов. Он также рекомендовал пользоваться различными стихотворными размерами. Большой заслугой Куэвы является введение им в испанскую драму сюжетов национальных героических сказаний («Инфанты Лары», «Смерть короля дона Санчо», «Бернардо дель Карпио»), а также больших исторических событий («Осада и разграбление Рима»). Самым плодовитым и самым любимым драматургом в Испании был Лопе Фелис де Вега Карпио. Появление драматургии Лопе де Веги было предопределено творчеством всех его предшественников, но его наследие отличается гигантским объемом и напряженностью творчества. Его творчество находилось также в полном соответствии с его кипучей жизнью. С пяти лет он начал писать стихи, а в двенадцать лет уже сочинил первую свою комедию. С юного возраста он уже состоял на службе у разных знатных лиц, рано вступил в тесные отношения с разными актерскими труппами и писал для них пьесы. Лопе де Вега служил солдатом, участвовал в походе «Непобедимой армады», был несколько раз женат, имел множество любовных приключений. К пятидесяти годам он стал сотрудником инквизиции, затем монахом и священником, продолжая вести светский образ жизни, увлекаясь любовными похождениями. Драматургия Лопе де Веги поражает необычайной широтой. В пьесах он изобразил людей всех сословий и званий, всех национальностей. Наиболее популярными еще при жизни Лопе де Веги не только в Испании, но и Италии, а также Франции стали пьесы: «Собака на сене», «Сети Фенисы», «Мадридские воды», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином», «Капризы Белисы», «Раба своего возлюбленного» и пр. Эти пьесы написаны с исключительным блеском и действительно стали зеркалом жизни, так как в них путем игры чувств персонажей ярко отражены нравы современного драматургу общества.

Театральное устройство в Испании до времени творчества Лопе де Веги представляло собой в селах примитивные подмостки из нескольких досок на открытом воздухе, в городах спектакли устраивались во дворах частных или общественных зданий. Первый театр был построен уже при жизни Лопе де Веги в 1574 г. по типу дворовых театров в Мадриде и больших городах. Переднего занавеса не было. Декорации и машинные приспособления были скудными, зато костюмы актеров отличались пышностью и живописностью. После смерти короля Филиппа II, который не любил театральные зрелища, придворный театр стал оборудоваться лучше. В публичных театрах не было крыш, и спектакли шли днем, поскольку не было искусственного освещения. Отличительной чертой исполнения актеров был высокий темперамент. Перед пьесой и после окончания ее, как правило, исполнялись песни, танцы, маленькие фарсы под музыку. Такое театральное оформление вполне гармонировало с общим характером драматургии Лопе де Веги, отличительными чертами которой были яркость, динамичность, близкие народному зрителю.

В таких же условиях развивается творчество и его продолжателей Гильена де Кастро который написал живую, пылкую и красочную пьесу «Юность Сида» на основе народных романсов о нем, Тирсо де Молина, крупнейший драматург, написавший около 400 пьес различного рода. Из них до нас дошло более 80 пьес. Творчество последнего по сравнению с драматургией Лопе де Веги отличается тем, что Тирсо создал жанр религиозно-философских драм. Самой знаменитой из них стала «Севильский озорник» первая литературная обработка легенды о Дон Жуане. В этой пьесе Тирсо связал образ о смельчаке, пригласившего на ужин статую покойника и поплатившегося за это жизнью, с типичным для Возрождения характером бессовестного соблазнителя женщин. Тирсо также создал множество комедий, например, «Дон Хиль Зеленые штаны», «Благочестивая Марта». В них он показал себя блестящим мастером интриг. А его комедии в отношении разработки характеров превосходили даже комедии Лопе де Вега.

Из других драматургов этой школы выделяется мексиканец по происхождению Хуан Руис де Аларкон. В его творчестве намечается переход от комедии интриги к комедии характеров, которые он углубляет и лучше оттачивает, чем Лопе де Вега. Одновременно с этим для его пьес характерны сдержанность фантазий, строгость композиции, некоторая сухость образов и языка, а также отчетливая моральная тенденция. Из его исторических пьес наиболее известной стала «Ткач из Сеговии» в двух частях. Суть пьесы в том, что благородный дворянин дон Фернандо был осужден королем по ложному доносу. Под видом ткача он спасается от смерти, становится разбойником, помогает королю в борьбе с маврами и в конце концов мирится с королем, который убедился в его невиновности.


Английское театральное искусство до творчества у Шекспира

В эпоху Возрождения в Англии драматическая литература достигла особого расцвета. Ренессансный театр развивался в этой стране несколько иначе, чем в других странах Европы. Его эволюция из театра средневекового носила постепенный и органический характер. Испытав воздействие античной и гуманистической драматургии Европы, английская драма сохранила в основном свой народный характер, вырастая из драматических жанров средневековья — моралите и интерлюдий. В Англии расцвет гуманизма совпал с Реформацией, поэтому театр развивался в его традиционной средневековой форме. Под влиянием континентальной Европы в Англии рано создались гуманистические «школьные» и «придворные» театры, но они имели узкое назначение и не оказали решающего влияния на развитие новой драматургии. С другой стороны, здесь были сильны национальные театральные традиции, которые оказали серьезное воздействие на классицистические тенденции гуманистического театра. Этот своеобразный синтез противоположных драматургических течений составляет важную особенность английского ренессансного театра и обеспечивает ему выдающееся место в мировой драматургии. Этот вариант английского театра, который не уничтожал форму театра средневековых городов, а давал ей дальнейшее развитие, объясняется национальным подъемом в Англии второй половины XVI века, который основан на относительном равновесии сил дворянства и буржуазии. Это обеспечило существование национального театра в той синтетической форме, которую не знала, за исключением Испании, ни одна страна Европы в эпоху Возрождения. Особой популярностью пользовались в Англии моралите и интерлюдии. Этими формами религиозного театра пользовались гуманисты — поборники протестантизма. Одним из таких поборников моралите был Джон Бейль. Он писал пьесы на библейские сюжеты и моралите теологического содержания. Наиболее интересной пьесой, дошедшей до нас, является «Иоанн, король Англии». Она стала прототипом, распространенных впоследствии исторических «хроник». В этой пьесе Бейль идеализирует образ короля Иоанна Безземельного как борца против папства. Вопреки исторической правде Бейль изображает английского короля мучеником, жертвой папства и католической церкви.

Другим видом театральных представлений в Англии были интерлюдии — пьесы комического содержания с несколькими действующими лицами. Грань между моралите и интерлюдиями часто стиралась. Впоследствии интерлюдиями стали называть в Англии небольшие комические пьески очень близкие по типу французским фарсам. Комические пьески стали основанием развития бытовой комедии. В этом жанре работал английский драматург Джон Хейвуд, который учился в Оксфорде и являлся протеже Томаса Мора при королевском дворе Генриха VIII, где служил придворным музыкантом и поэтом.

С развитием гуманизма усиливается влияние образцов античной драмы, особенно в студенческих спектаклях на латинском языке в английских университетах. В первой половине XVI века в «школьной драме» стал использоваться народный язык вместо латинского. Образцами для школьных пьес стали комедии Плавта и Теренция. В 60-х годах XVI века в Англии появляется много комедий различных типов: одни из них подражали античным комедиям, другие — итальянским. Например, комедия Гасконя «Подмененные» является переделкой «Подменных» Ариосто. Иногда сюжеты пьес берутся из испанской литературы. Так, «Селестина» была переделана в веселую английскую комедию «Калисто и Мелибея».

С начала 60-х годов XVI века в Англии возникает ренессансная трагедия. Образцом для нее послужили главным образом трагедии Сенеки («Троянки», «Тиэст», «Неистовый Геракл» и др.), переводы которых в большом количестве появились в Англии между 1560 и 1581 годами. Первой английской трагедией, которая впитала в себя элементы трагедий Сенеки в сочетании с народной средневековой драмой, считают пьесу «Горбодук, или Феррекс и Поррекс» Томаса Нортона и Томаса Секвила. Пьеса направлена против феодальных распрей средневековья. В ней показан сюжет из легендарной истории Британии, рассказанной в средневековой английской хронике Гальфрида Монмутского. Король Британии Горбодук при жизни разделил свое царство между своими сыновьями Феррексом и Поррексом. Начались распри между сыновьями. Младший Поррекс убил старшего брата. Их мать любила больше старшего и убила младшего сына. Это вызвало восстание в стране, во время которого Горбодук и его жена были убиты. Среди лордов, которые остались правителями Англии, начались раздоры из-за престола.

Наиболее активно развивались сценические условия и техническая организация театральных зрелищ в Лондоне. Еще со времен Генриха VIII существовал придворный театр для избранных и уличные театральные представления для городского населения столицы, которые разыгрывались странствующими актерами профессионалами, приезжавшими в Лондон. С 70-х годов появились предприниматели, строившие стационарные публичные театры. Так, в 1576 г. театральный предприниматель Джеймс Бербедж построил в заречной части Лондона первый публичный «Театр». В этом же году в центральной части столицы появился первый частный театр «Блекфрайерский». Вслед за этими театрами возникали и сменяли друг друга многочисленные театры «Куртина», «Роза», «Лебедь», Глобус» и др. Театр стал любимым развлечением горожан и играл все большую общественно-политическую роль. Форма театров чаще всего была овальной, но могла иметь и форму многогранника. Основная масса зрителей размещалась на просторном дворе, окруженном стенами. Вдоль стен располагалось несколько ярусов галерей, где зрители сидели. В публичных театрах отсутствовала крыша над партером, где зрители смотрели спектакль стоя. Два нижних яруса галерей делились на ложи. Это были самые дорогие места, предназначенные для привилегированных зрителей. В театре существовало несколько сценических площадок для игры актеров. Основная из них представляла собой помост, вдававшийся в партер. Вторая площадка находилась на задней части главной площадки, прикрытой навесом с раздвижной занавеской. Третья площадка для игры актеров была в виде балкона над задней сценой. Действие шло последовательно на каждой из площадок, что и определило особую структуру драматических произведений того времени. Спектакли имели бедную декорацию, отличались примитивной условностью постановки, но при этом использовались некоторые технические приспособления и звукоподражания (гром, лай собаки, пение петуха и пр.). Главным в спектакле был текст и экспрессивная игра актеров. Настроение создавала сопровождавшая спектакль музыка. Лондонская публика была очень театральной, с легко возбудимым воображением, живо и эмоционально реагировала на представления.

Популярность театра у зрителей во многом объясняется разнообразием и пестротой его репертуара. В начале 80-х годов со своими комедиями для придворного театра выступил Джон Лили («Женщина на луне», «Сафо и Фаон», «Эндимион» и др.). Томас Кид считается основателем патетической, близкой к мелодраме, трагедии. Этот жанр получил наименование «кровавой» трагедии ввиду обилия в ней убийств и злодеяний всякого рода.

Одним из наиболее талантливых предшественников Шекспира был сын бедного башмачника из Кентербери Кристофер Марло. Он смог поступить в Кембриджский университет, стать магистром, но потом увлекся театром, приехал в Лондон, стал вращаться в кружках писательской богемы и целиком отдался творчеству. Он прожил всего 29 лет и был убит в одной из таверн близ Лондона из-за своего вольнодумства и якобы атеистических взглядов. По Лондону ходили слухи, что его убийство организовала тайная лондонская полиция с целью устранения опасного человека. Тем не менее, за свою короткую жизнь Марло как драматург сумел создать такие шедевры, которые оказали большое влияние на творчество Шекспира и других драматургов того времени.

Другим крупным драматургом Англии, который также подготовил творчество Шекспира, был Роберт Грин, оставивший нам много драматических произведений.

В XVI веке английская драматургия достигла своего полного развития. Разнообразие жанров, высокое мастерство техники, богатая идейная содержательность английской драмы предвосхитили появление самого выдающегося из всех драматургов английского Возрождения — Шекспира.

Драматургия У.Шекспира

Творчество Шекспира условно делится на три периода по стилю и жанру пьес, по их тематике и характеру, которые изменялись в соответствии со временем их написания. К первому периоду относятся жизнерадостные и живописные комедии «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь». Одновременно он создает ряд исторических хроник, то есть пьес на сюжеты английской истории: «Ричард III», «Ричард II», «Генрих IV» в двух частях, «Генрих V». Несмотря на изображение в них очень мрачных и жестоких картин, в этих пьесах преобладает вера в жизнь и доброе побед ное начало. В первый период своего творчества он писал также трагедии «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь». Но и трагический сюжет написан в светлых жизнерадостных тонах. Трагедии содержат множество веселых сцен. Несмотря на веселость и жизнерадостность произведений Шекспира этого периода, которые были свойственны Возрождению, он ставил в них большие проблемы и высказывал глубокие мысли.

В одной из самых ранних его комедий «Бесплодные усилия любви» он изобразил короля Наварры и его приближенных, которые решили отречься от любви и погрузиться в изучение философии. Но приехала французская принцесса с фрейлинами и нарушила их планы. Все они влюбились в молодых дам. В конце пьесы один из придворных, Бирон, отрекся от словесной мишуры и поклялся, что будет выражать свои чувства простым и правдивым языком. А в другом монологе тот же Бирон вскрывает всю нелепость аскетического отказа от любви ради философии, утверждая, что любовь является лучшим стимулом к развитию ума.

В комедии «Двенадцатая ночь» простодушная и вполне реальная любовь умной и смелой Виолы к Орсино противопоставляется надуманной, слегка риторической страсти Орсино к Оливии. Комедия «Венецианский купец» выходит за пределы любовной тематики. Здесь противостоят друг другу два мира. Один из них это мир радости, красоты, дружбы и великодушия. Его создает Антонио с друзьями по имени Бассанио, Порция, Нерисса, Джессика. Антонио у Шекспира способен на безвозмездную помощь друзьям, то есть на ссуду денег без процентов. Ко второму миру принадлежит мрачный и скупой ростовщик Шейлок, буржуазные права которого на суде опрокидываются в этой пьесе высшим законом человечности. Но Шекспир не оставляет без своего сочувствия образ Шейлока. Он показывает его глубокую трагедию как продукта и жертвы окружающего общества. Шекспир пытается не только понять, но и оправдать Шейлока несовершенством мира, в котором он живет и который допускает оскорбительную несправедливость по отношению к буквально идеальным людям типа Антонио.

Весьма значительны у Шекспира и роли шутов, разделенных на два рода. К первому принадлежат профессиональные шуты, которые служат у знатных лиц для их забавы. Ко второму роду относятся шутовские персонажи из числа крестьян и слуг, потешающих зрителей своими промахами или дурачествами. Они более всего показаны в «Виндзорских насмешниках», которые по времени относятся ко второму периоду творчества Шекспира.

Сюжеты шекспировских комедий всегда занимательны и живописны. Они полны приключений, случайностей, недоразумений и совпадений. В них господствует идея судьбы, которая понимается Шекспиром как «фортуна» или «удача». Эта идея ведет людей не к пассивности, а к действиям. Она побуждает в человеке желание испытать свое счастье. Если смелые попытки предпринимают одаренные и любящие жизнь люди, то им непременно в пьесах Шекспира улыбается удача.

Бодрым призывом к борьбе и верой в конечную победу пронизаны и хроники Шекспира. Главной темой в них стали феодальные смуты и династические распри, которые терзали Англию в XIV — XV веках, особенно война Алой и Белой розы во второй половине XV века. После этой войны к власти пришла династия Тюдоров, и в стране утвердился абсолютизм. Но высшее могущество и процветание Англии наступило во времена правления Елизаветы I, дочери Генриха VIII Тюдора и Анны Болейн. Важнейшим злом и опасностью для страны Шекспир считал крупных феодалов, которых он показал, например, в образах буйных баронов в «Генрихе IV», «Генрихе V». Их анархия противопоставлена идее государственности и центральной единой, твердой власти. Но Шекспир не идеализирует английских королей в основном из династии Ланкастеров. В частности, в «Ричарде II» и «Ричарде III» короли не отвечают шекспировскому идеалу короля справедливого, бескорыстного и заботящегося о своем народе. Этим требованиям автора отвечает лишь Генрих V. Поэтому Шекспир считает свержение Ричарда II справедливым и закономерным. А Ричарда III, хоть тот и обуздал феодалов и объединил страну, автор хроники наделил чертами совершеннейшего хищника. Это и стало причиной падения его власти, считал Шекспир. В противоположность этим королям король Генрих V, предпоследний из династии Ланкастеров, не только сломил сопротивление феодалов, но и правил, опираясь на широкие массы. По мнению Шекспира, он был редким исключением из правил. В основном королями Англии из этой династии были либо тираны, либо слабые правители, не способные дать стране мир и счастье, что и стало причиной их падения. На смену Ланкастерской династии пришла более успешная династия Тюдоров. Так примирились две политические позиции Шекспира. Их суть заключалась в том, что он был сторонником абсолютизма, но на условиях правления страной идеальными государями. В качестве примера такого идеального короля он вывел образ Генриха V.

Второй период творчества Шекспира охватывает годы с 1601 по 1608. В это время он был занят решением великих трагических проблем жизни. Наряду с трагедиями он продолжал писать и комедии. Но «Виндзорские насмешницы» стала единственной комедией этого времени, выдержанной в прежнем характере беспечного веселья. Отныне его комедии содержали и трагические элементы. Поэтому их удобнее назвать «драмами». Такой пьесой, например, стала «Мера за меру». В комедии «Виндзорские насмешницы» Шекспир вывел комический характер Фальстафа. С одной стороны он показал его соблазнителем одной из полумещанок, щеголем, приспособленцем, деклассированным дворянином, мелким пиратским авантюристом, сосредоточившим в себе все худшие черты эпохи первоначального накопления капитала. А с другой стороны автор нашел в своем персонаже нечто положительное. Он заставил нас восхищаться его блестящим остроумием, способностью весело смеяться над собой и другими. Этот свободный и бескорыстный смех составил главную ценность Фальстафа, которая позволила принцу Генриху в его обществе развивать свой ум, приучив себя к свободе суждений.

Сущность трагизма у Шекспира всегда заключается в столкновении двух начал, а именно чистой благородной человечности и всех остальных пороков человеческой природы. Наиболее ярко Шекспир показывает такие пороки, как пошлость и подлость, основанные на корысти и эгоизме. Умные и одаренные люди у Шекспира гибнут под

натиском темных сил, например, в «Гамлете» и «Короле Лире». Он показывает, с какой легкостью порой зло овладевает душой человека и приводит к ужасным последствиям в «Отелло» и «Макбете». Любопытно также то, что пессимизм, возникавший у гуманистов в результате крушения их идеалов под натиском реакционных сил, хоть и имеет место в трагедиях Шекспира, но не вызывает чувства безнадежности. Например, гибель Ромео и Джульетты одновременно является и триумфом, поскольку у гроба погибших происходит примирение враждующих семей, которые дают слово воз двигнуть памятник их любви. В «Гамлете» трагедия кончается гибелью Клавдия и разгромом порочного датского двора, что тоже является положительной развязкой трагических событий. С воцарением Фортинбраса возникает надежда на лучшую жизнь. В «Короле Лире» старый король умирает просветленным и проникшимся любовью к правде и людям. От трагедий Шекспира веет бодростью, мужественным призывом к борьбе. Хотя эта борьба и не всегда заканчивается успехом.

Третий период творчества Шекспира ознаменован появлением пьес трагикомического жанра, которому характерно остродраматическое содержание со счастливым концом. В них драматург проявляет мечтательность, лирическое отношение к жизни. Важнейшими из трагикомедий Шекспира являются «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря». Эта мечтательность Шекспира, уход в воображаемый мир и отказ от изображения типичных жизненных положений, а также его излюбленной борьбы страстей в конкретной обстановке, объясняется усталостью и разочарованием автора, связанными с переменой политической и морально-культурной ситуации, а также крушением гуманистических идеалов. Шекспир переключился в мир сказок и увел зрителя в свой воображаемый мир, где столкновение чувств человека всегда заканчивается торжеством

добрых свойств его души над злыми инстинктами. Характерной в этом смысле стала его последняя сказка «Буря». В ней столкнулись дикий Калибан с благородным мудрецом Просперо. Но в отличие от сказок первого периода творчества Шекспира, здесь образы и духи обрисованы схематично, напоминая абстрактно-декоративные маски. Это качество «Бури» сделало ее родственной старинному моралите. Главной мыслью, пронизавшей всю пьесу, стало то, что на жизнь надо смотреть философски, с глубокой терпимостью, надо верить, что все должно закончиться хорошо. Вскоре после окончания этой пьесы Шекспир покинул театр и уехал в свой родной Стрэтфорд, чтобы в кругу семьи закончить свой жизненный путь. Значение творчества Шекспира трудно переоценить. В период его творчества он имел среди своих современников много подражателей. Одним из таких выдающихся драматургов, близко знакомых Шекспиру был Бен Джонсон, написавший много пьес, в которых прослеживается та же насыщенность общественно-политическим содержанием и реализмом комедии нравов. К таким пьесам можно отнести комедии «У каждого свои причуды», «Каждый вне своих причуд», «Стихоплет», трагедии «Падение Сеана», «Заговор Кателины».

Шекспир оказал огромное влияние на европейскую драматургию и в пору буржуазного Просвещения. Это влияние возросло после французской революции 1789 г. Шекспир стал образцом и учителем многих талантливых людей первой половины XIX в.