Молодежные субкультуры 9

Оглавление Оглавление 2 Введение 3 1. Понятие «Субкультура» 5 2. Символика молодежных субкультур в различных сферах 6 2.1 Одежда 6 2.3 Символика в одежде и цветовых предпочтениях 7

Оглавление

Введение. 3

1. Понятие «Субкультура». 4

2. Символика молодежных субкультур в различных сферах. 4

2.1 Одежда. 4

2.3 Символика в одежде и цветовых предпочтениях. 4

2.3 Атрибутика. 4

Заключение. 4

Список использованной литературы.. 4


Введение

Современная цивилизация, рассматриваемая в совокупности множества стран и народов, переживает в наше время большие эволюционные и революционные изменения. Быстрота и глубина происходящих в разных странах и регионах социальных процессов далеко неодинакова. Не совпадают как начальные условия, так и последствия происходящих изменений. Общество и культура находятся на распутье, ищут новые исторические альтернативы – либо методом проб и ошибок, либо опираясь на теории социологов, психологов, педагогов и т.д.

Одними из интересных и сложных для исследования являются проблемы, связанные с явлением молодежных субкультур, с его влиянием на формирование личности, социализацию людей. Проблемы, связанные с молодёжной культурой сильно обострены; их потенциал может уже в ближайшие годы привести к опасной социальной катастрофе. Во многих странах не только так называемого «третьего мира», но и во вполне благополучных, развитых странах Европы. Особенно нужно обратить внимание на актуальность и значимость этих проблем для России в наше время. Можно отметить тот факт, что молодежные проблемы, в частности проблемы молодежных субкультур, находятся в взаимодействии с историко-философскими проблемами. По мнению К.Манхейма[1] : «Статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции. В противоположность таким статичным, медленно изменяющимся обществам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью».

Выше сказанное, на мой взгляд, определяет актуальность выбранной темы.

В целом явление молодежных субкультур очень многогранно. В данной работе проанализирована лишь одна малая, но, на мой взгляд, очень важная, составляющая субкультур, а именно – символика. Таким образом, цель работы - это анализ символов, которые используют представители молодежных субкультур: описание их значения, выявление особенностей, сравнение символики различных субкультур.

Основным научным трудом, используемом в данном исследовании, стало этнографическое исследование Щепанской Т.С. "Символика молодежной субкультуры". Молодежная субкультура здесь анализируется как культурное сообщество, выявляются и описываются общекультурные закономерности и их проявления в функционировании и развитии конкретного культурного сообщества - хиппи. Щепанскую интересовало, каким образом символика сообщества организует его жизнь. В этом плане ее работа предоставляет уникальную информацию о процессах кодирования и символизации в культуре, их роли, значении, функциях, проявляющихся в жизни субкультурного сообщества.

Исследование проведено с целью выявления и осмысления символики молодежной субкультуры на современном этапе развития.

Объектом работы является молодежная субкультура, а также научные исследования, касающиеся различных проблем молодежной субкультуры, продукты художественного творчества, социологические данные.


1. Понятие «Субкультура»

Начнем с истории термина. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях ввел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ этого явления и понятия провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые нормы и ценности. Стиль молодежной субкультуры оказывается не просто внешним ее выражением; он бросает вызов существующему моральному порядку и господствующей идеологии.

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи». В современной отечественной науке под субкультурой понимается «часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры». Важной частью содержания субкультуры является момент отличия, непохожести, а также определенной самостоятельности и даже автономности.

Благодаря собственной субкультуре происходит, как говорят ученые, «социальная идентификация членов определенного сообщества». Иными словами, только через субкультуру молодой человек может дать себе ответ на вопрос: «Какой я?»— и ответ этот будет звучать так: «Я такой же, как мы». «Мы»— это представители одной субкультуры, будь то хиппи, панки, скинхеды, хакеры и т.д. Молодой человек определяет себя среди других как принимающего ту же парадигму, а благодаря этому, определяет свою позицию в обществе.

Принято разделять понятия «субкультура» и «молодежная субкультура». Считается, что молодежная субкультура — это культура, создаваемая молодыми людьми для самих себя, это культурная подсистема внутри официальной системы. Она определяет стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Молодежная субкультура — это частный случай, одна из многочисленных субкультур в современном обществе. В основе молодежной субкультуры лежит особая система духовных ценностей. Молодежная субкультура – это особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно. Молодежная субкультура – это не что иное, как форма самовыражения и молодых. Какие цели ставят перед собой молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер. Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная субкультура – это, обычно, явление временное, это особая форма жизненного поиска.

В данной работе мы будем исследовать именно молодежные субкультуры. Так как субкультура создает собственную уникальную культуру, включающую особую систему ценностей, язык, манеру поведения, одежду и другие аспекты, то для нашей работы такая особенность субкультур представляет большой интерес, потому что символика является обязательной частью субкультуры.

2. Символика молодежных субкультур в различных сферах

2.1 Одежда

Для каждой субкультуры характерен индивидуальный стиль, как в поведении, так и в одежде и атрибутике. Но нередко одни и те же символы принимают различные значения для разных молодежных групп.

Отсюда и различное отношение субкультур к одежде. Так, одежда панков - это максимальное выделение из общества, это протест (манифест), показатель своего отличия от всех остальных. Некоторые панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом. Аксессуары: цепи и булавки в одежде, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или политическими лозунгами. Тем самым панки демонстрируют полное несоответствие нормам традиционного общества, ведь недаром панки в переводе с английского "punk"[2] - отбросы, грязь. В среде панков существуют негласные правила - это отказ от "чистоты" (в смысле гигиены), многие панки не чистят зубов, не умываются, считая это привилегиями аристократов.

Другое отношение к одежде демонстрирует субкультура готов. В субкультуре готов наиболее ярко выражается стремление выделить себя из толпы с помощью внешнего облика. Этот бессловесный протест носит сугубо эстетический характер: стиль одежды – протест против однообразия, символы - кельтские кресты на средневековых костюмах, черепа и кости, распятия, египетский знак анкх[3] , восьмиконечные, шестиконечные звезды и, конечно, летучие мыши. Вместе с внешним обликом гот получает некоторые внешние особенности поведения. Чаще всего можно встретить: высокие шнурованные ботинки, сапоги или другую неформальную обувь, а из одежды - чёрный корсет, облегающие нарукавники и чёрная длинная юбка до пят (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда. Готы очень много внимания уделяют одежде, превращают ее в средство манифестации, идеализируют "вампирскую" "готическую" красоту, которая напоминает средневековых вампиров из романов и кинофильмов.

2.3 Символика в одежде и цветовых предпочтениях

Помимо одежды одним из главных внешних признаков субкультур является прическа, формы которой в различных субкультурах также отличаются.

В субкультуре панков самой яркой деталью в облике, несомненно, является "ирокез" - распространенный вид прически в молодежных субкультурах. Эта прическа получила название от индейского племени ирокезов и представляет собой выбритую голову и "петушиный" (задиристый) гребень на макушке, как правило, окрашенный в какой-либо яркий цвет или даже разноцветный. Следовательно, в прическе панков можно уловить смысл, как названия этой субкультуры ("помойка"), так и стиля поведения - задиристый, вызывающий, даже агрессивный.

Для готов "ирокез" также является основным стилем прически. Подавляющее большинство готов забривает голову "по кругу", не просто выбривая виски, а оставляя волосы сзади только до затылка. В связи с тем, что готы достаточно далеко ушли от панков, ирокезы бывают самых необычных видов - не только простые гребни, как у панков, но и различные "пучки" волос направленные вверх, или волосы, торчащие вверх, но не собранные в гребень или двойные ирокезы.

Если панки чаще всего используют яркие цвета в прическе (жизнеутверждающие цвета), то готы напротив, приверженцы темных, черных тонов. Самый часто встречающийся цвет волос - черный, хотя иногда пряди выделяются другими цветами - фиолетовым, красным, зеленым, синим, серебряным, то есть всеми цветами, которые так или иначе имеют "неживой" цвет или оттенок - все это обозначено особым интересом к феномену смерти в субкультуре готов. Встречаются и осветленные (белые) волосы, хотя бывают и готы натуральные блондины. Отметим, что подавляющее большинство готов красит волосы. И если волосы красятся не в черный цвет, то, скорее всего в один из неестественных цветов.

Другая ситуация обстоит в субкультуре скинхедов, где длинные волосы вообще не признаются. Бритая голова - отличительный признак скинхедов, счем связано и их самоназвание (в переводе с английского "skinheads" - "кожаные головы"). Идеология скинхедов предопределила им быть лысыми, так как считается, что у настоящей чистой расы (арийской) череп правильной формы, и для того чтобы это доказать бреют головы.

Отличительными знаками в молодежных субкультурах являются символы черепа и креста.

Череп – эмблема смертности человека. В то же время он рассматривается как вместилище души, жизни существа и наделяется особой ритуальной ценностью со времен палеотита. У кельтов он почитался в качестве средоточия священной силы, которая защищала человека от неблагоприятных сил и даровала богатство и здоровье. Изображение черепа обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Так байкеры используют символ черепа в качестве защиты от смерти. В обществе байкеров существует легенда, что когда к умершему приходит Смерть, она оставляет на человеке свой знак - череп, а если человек уже отмечен этим символом, она думает, что здесь уже была и не трогает человека. Защитное значение черепа - это своеобразное толкование древней магии в современном мире.

В субкультуре готов также используется множество различных символов смерти - украшения с гробиками, черепами, и т.д. Череп для готов - это, скорее всего символ принятия смерти, символ покровительства темных сил, от которых хотят получить защиту.

Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую и христианскую и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский "Анх[4] " (Анкх), символ вечной жизни, который вошел в субкультуру после выхода на экраны "вампирского" фильма "Голод" (с Девидом Боуи), где главный герой, маньяк-убийца, убивал своих жертв заточенным анкхом. Также часто употребляются и другие египетские символы - такие как "Глаз Ра"[5] . Христианская символика используется менее обильно, по большей части в виде обычных распятий.

В символике скинхедов основное место занимают "кельтский крест" (крест в круге) и косой "конфедератский" крест (флаг североамериканской рабовладельческой Конфедерации 1861-1865 гг.). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Его современное значение неоднозначно: с одной стороны он символизирует нонконформизм байкеров, с другой, до сих пор является символом расизма. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа и придают ему значение, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению.

В субкультуре скинхэдов используется также свастика (трех - и четырехлучевая). Могущественный священный символ античных и языческих культур всего мира, наиболее универсальный из всех религиозных знаков. Свастика, крест с изломанными концами и как бы вращающийся в одном направлении. Существует два вида свастик: правосторонняя свастика, представляющая весеннее солнце, и левосторонняя (свастика), представляющая осеннее солнце. В течение многих веков особый мистический смысл находили именно в правосторонней свастике. В наиболее частом смысле свастика - это священный божественный символ солнца, знак света, первичного огня, Святого Духа, символ жизни и щедрости. Свастика - это древнейший талисман, притягивающий удачу и счастье. Так, эмблемой фашистов стал ломаный крест в белом круге на красном фоне, где красный цвет означал общественную идею движения, белый - национал-социалистическую идею, а свастика олицетворяла победу в великой миссии арийцев. После окончания Второй мировой войны и разгрома фашизма свастика стала символом немыслимой жестокости и варварства.

В молодежных субкультурах сложилось особое отношение к цвету.

В одежде, прическе и атрибутике панки предпочитают яркие цвета - символы разнообразия жизни. Новым веянием в среде панков - стали разноцветные шнурки, обычно оранжевого и зеленого цветов.

В отличие от панков, в среде готов присутствует единство цвета, а точнее одного - черного. В готической символике чёрный[6] цвет - символ раскаяния, умиротворения, покоя, печали и грусти. Как правило, тонкую эстетическую символику для готов имеет вино, символ, связанный с христианской тематикой. Вино - кровь Христова, которую Он пролил во имя отпущения людских грехов.

2.3 Атрибутика

Немаловажное значение в молодежных субкультурах имеет атрибутика. Атрибутами панков выступают: ошейники и браслеты с шипами, булавки, гриндерсы с железными мысками. Ошейники встречаются и у готов, где выступают одними из предметов готического имиджа. Могут быть как с обычными металлическими клепками, так и с шипами.

Готы очень трепетно относятся к украшениям. Основной металл серебро (серебро - с лат. selen - луна, что означает безжизненное, мертвое), изделия из желтого металла (золото) никогда не используются. Чем больше украшений из серебра или железа, тем лучше - они притягивают силу Луны - луна покровительница темных сил, а золото принадлежит Солнцу. Готы отождествляют себя с темными силами, считают, что ночь - это их покровительница, поэтому золото не соответствует их идее. Готы трепетно относятся к драгоценным камням в своих украшениях. Это могут быть: оникс[7] , агат[8] , гранат[9] , в сложных украшениях могут встречаться практически любые камни. Руки украшают различные виды колец: обычные, на фалангу, на ноготь, на весь палец - "сестринские кольца"[10] , отличаются от обычных "готическим" дизайном и эффектностью.

Браслеты, цепи, перстни на два пальца украшаются символикой загробной жизни. Голову украшают диадемы, камешки во лбу. Обильно применяются серьги, естественно серебряные, часто достаточно внушительные по размеру. На шею надеваются самые различные подвески, кулоны в виде крестов, анкхов, символов смерти, летучие мыши.

В отличие от готов, панки менее увлечены украшательством. Основной элемент украшения - это простая булавка. Зато пирсинг ушей, бровей, губ, языка, пупка и прочих частей тела в этой среде очень популярен, а у готов, напротив, пирсинг на лице - является неспецифическим признаком. Зато ни одна субкультура не уделяет столько внимания макияжу, сколько готы.

Готический макияж[11] - это выбеленное "под труп" лицо, накрашенные черной (иногда - красной) помадой губы, сильно подведенные черным глаза, брови и ресницы, причем такой макияж характерен как для лиц женского, так и мужского пола. Еще одно отличие готов от других субкультур - это наличие клыков вампирского вида (наращивание или использование накладных зубов) в духе графа Дракулы[12] . Кроме накладных зубов, готы часто используют линзы - самые разнообразные, с кошачьим разрезом глаз, разных цветов (белого, красного, черного, желтого, зеленого). Тем самым, они придают своему внешнему виду завершенный "образ" человека-вампира (бессмертного).

Таким образом, в молодежных субкультурах используются цветовая символика, символика камней и металлов, символы черепа и креста, различные формы прически. Все символы обладают особым значением в субкультуре панков, готов, скинхедов, байкеров.

Символика цвета для молодежных субкультур является одним из основных знаков отличия. Для готов это черный цвет - символ ночи, смерти и печали. Для панков популярными цветами являются - красный, зеленый, синий и клетка - восходят к шотландскому килту, зеленой кельтской символике и краскам английского флага: Великобритания – родина панк - музыки. Для панков яркие кричащие цвета - это некий символ протеста всему обществу, символ разнообразия жизни, а для готов темный, практически однотонный цвет несет в первую очередь эстетическую нагрузку.

Излюбленными металлами для всех субкультур выступают - железо и серебро. Так, панки, байкеры, скинхеды обвешивают себя различными цепями, булавками из железа, чаще всего выбирают этот металл, так как он недорогой. Для готов наличие атрибутов, сделанных из железа, тоже не возбраняется, но только потому, что металлический блеск напоминает сияние луны, и по внешним признакам похож на серебро. Основной металл в украшениях готов - это серебро, символ отрицания жизни, символ защиты и покровительства темных сил.

Особое отношение к драгоценным камням сохранилось только в субкультуре готов.

В молодежных субкультурах можно заметить повышенный интерес к магии и оккультизму, который проявляется в использовании магических символов в качестве украшений, например, в субкультуре готов (кельтские кресты), в субкультуре байкеров (череп), в субкультуре скинхедов (свастика). Все эти знаки имеют древние корни. Крест - это древний, универсальный, космический символ. Крест - центр мира и, следовательно, точка сообщения между Небом и Землей, Космическое Древо. Крест олицетворяет Древо Жизни и Древо Пропитания, а также универсального архетипического человека, способного к бесконечному и гармоничному развитию.

В настоящее время многие символы молодежной субкультуры стерлись, забылись, и не обладают первостепенным значением, да и сами субкультуры уже не стараются соблюдать многолетних традиций их предшественников. Поэтому часто происходит путаница: панки все чаще предпочитают носить черную одежду и длинные волосы, атрибутами могут выступать символы летучей мыши, которые свойственны только для субкультуры готов. Но, не смотря на смешение символики каждая субкультура это, прежде всего, индивидуальный манифест, вызов всему обществу.

Для молодежной субкультуры сохранение и соблюдение групповой символики это, прежде всего, проявление индивидуализма и возможности самовыражения, как во внешнем виде, так и в художественном творчестве.


Заключение

В данной работе мы проанализировали символику молодежных субкультур. Можно сделать вывод, что символика составляет неотъемлемую часть имиджа молодежи. Имидж не только играет важную роль в образе жизни молодежной субкультуры, но и еще диктует свои правила и нормы как межличностного (внутригруппового) общения, так и является отличительными знаками социальных групп, благодаря которым одна субкультура распознает своих членов и узнает лиц, принадлежащих к другой субкультуре, что позволяет субкультурам не смешиваться и вести более или менее мирное сосуществование.

Главными сферами символизма в молодежных субкультурах выступают одежда и атрибутика. Основное семиотическое содержание внешнего вида субкультур базируется на следующих элементах: цветовая символика, символика камней и металлов, символы черепа и креста, различные формы прически. Все символы обладают особым значением в молодежной субкультуре, а также являются одними из основных знаков отличия и знаков принадлежности к той или иной молодежной группе.

Особое внимание субкультуры уделяют символике цвета в своем внешнем виде. Многочисленные цвета и символический смысл для молодежной субкультуры являются своеобразным отражением многокрасочности мира, что, естественно, особенно выразительно демонстрирует внешний облик.


Список использованной литературы

1. Щепанская Т.С. Символика молодежной субкультуры: опыт этногр. исследования Системы. / Т.С. Щепанская. - СПб, 1993.

2. Левикова С.И. Суммарные черты постмодерна. О готах, готике и больном российском обществе. / С.И. Левикова // Общественные науки и современность. - 2006. - № 4. - с.155-165.

3. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: 1998.

4. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: 1997. - с.352.


[1] Манхейм, К. Диагноз нашего времени./ К. Манхейм – М.: Юристъ, 2004. – 704 с.

[2] Колесова, Д. Панки, хой!.// Смена. – 2004. - №3, март.- с. 136.

[3] Aнх (aнк, aнкх) — египетский крест (Т-образная фигура, увенчанная сверху кольцом), символ жизни в Древнем Египте. Его форма может быть истолкована как восходящее солнце, как единство противоположностей, источник не иссекаемой жизненной силы. Он, кроме своего старинного значения, еще символизирует объединение мистики с философией в готике.

[4] Анкх - символ бессмертия. Египетский крест анкх, соединяющий в себе мужской и женский символы, олицетворяет единство обоих полов, союз Неба и Земли, жизнь, бессмертие, вечную жизнь, жизнь, которая придет, время, которое настанет, скрытую мудрость, ключ к тайнам жизни и знаниям. Предполагается также, что анкх символизирует Древо Жизни: овал - это вечность, а расширение креста в длину и ширину - непреодолимое пространство. Возможно, что он символизирует также солнце, поднимающееся над горизонтом.

[5] Глаз Ра —египетский символ, олицетворявший богиню солнца — Маат, связанную с культом Ра и носившую имена «дочь Ра» или «глаз Ра». Позднее стал рассматриваться как бог утреннего солнца, который, соединяясь с Атумом и Хепри — богами дневного и вечернего солнца — как правитель мира пересекает небесный океан в своей ладье, сопровождаемый богом мудрости Тотом и богиней истины дочерью Маат. Согласно «Текстам Пирамид», солнечный диск между рогами Хатор — богини-коровы, олицетворяющей само небо — это солнечный глаз.

[6] Черный или иссиня-черный. Цвет хаоса. На Западе черный ассоциируется с трауром и с мрачным аспектом колдовства, черной магии, черных искусств. Это цвет Кроноса (Сатурна). Его число 8. В алхимии означает отсутствие красок, растворение, первую стадию Великого Опыта, ферментацию, нечто зловещее, нисхождение в ад.

[7] Оникс – драгоценный камень, символ красноречия. Оникс цвета воронова крыла возбуждает у его обладателя страсть к обогащению, делает его энергичным и предприимчивым.

[8] Агат черный – символизирует храбрость, смелость, решительность, процветание; агат красный - духовная любовь к благу, здоровье, богатство, долголетие и мир.

[9] Гранат - символ преданности, лояльности, энергии, грации.

[10] Сестринское кольцо – это длинное кольцо, покрывающее поверхность всего фаланга (пальца), имеющее на конце острый коготь.

[11] Левикова С.И. Суммарные черты постмодерна. О готах, готике и больном российском обществе.// Общественные науки и современность. – 2006. – № 4. – с. 159.

[12] Граф Дракула – самый известный вампир во всем мире. Персонаж окутан мистикой и тайной, ведь у графа есть замок в Праге.