Анализ творчества постановщика спецэффектов Стена Уинстона

Темой данной творческой работы является творчество одного из самых значимых фигур в индустрии спецэффектов - Стена Уинстона. Этот выдающийся человек получил премию «Эмми» за свои работы для телевизионных картин «Гаргульи»(1972г) и «Автобиография мисс Джейн Питтман№(1974).

Анализ творчества постановщика спецэффектов Стена Уинстона

Творческая работа

Санкт-Петербургский Государственный Университет Кино и Телевидения

Санкт-Петербург

Введение

Темой данной творческой работы является творчество одного из самых значимых фигур в индустрии спецэффектов - Стена Уинстона. Этот выдающийся человек получил премию «Эмми» за свои работы для телевизионных картин «Гаргульи»(1972г) и «Автобиография мисс Джейн Питтман№(1974) , вместе с американским художником по гриму Риком Бейкером. Так же Стен Уинстон являлся руководителем фирмы по производству аниматронных эффектов - «Stan Winston Studio» и соучредителем компании по производству визуальных эффетов «Digital Domain». Стенли Уинстон лауреат премии «Оскар» за создание специальных эффектов к таким фильмам как : «Чужие»(1986), «Терминатор 2: Судный день»(1991), «Парк Юрского периода»(1993), являлся лауреатом премиии «Оскар» в номинации «специальный грим» к фильму «Терминатор-2: Судный день».

Заслуги и премии этого выдающегося человека можно перечислять до бесконечности. На мой взгляд, Стен Уинстон внес огромный вклад в развитие индустрии специальных эффектов, став гением своего дела. Именно об этом человеке хотелось бы поговорить в моей творческой работе, которая посвящена Стену Уинстону.

Биография Стена Уинстона

Стенли Уинстон (7.04.1946 -16.06.2008) - американский мастер визуальных и технических спецэффектов, продюсер и режиссер. Известен своей работой с такими фильмами, как все 4 части «Терминатора», «Парк Юрского Периода», а также с фильмами «Чужие», «Хищник», «Эдвард Руки-ножницы», «Трансформеры», «Железный человек», «Невероятный Халк» и с многими другими.

Стэн Уинстон родился 7 апреля 1946 года в Ричмонде, штат Виргиния. Учился изобразительному искусству и скульптуре в Университете Виргинии в Шарлоттсвилле, который окончил в 1968. В 1969 Уинстон переехал в Голливуд, поступив в Университет штата Калифорния, Лонг Бич. Он попытался найти себе работу в качестве актёра, но успеха не имел и стал работать гримёром в компании Уолт Дисней Пикчерз.

В 1972 Уинстон создал свою компанию Stan Winston Studio и выиграл «Эмми» за свою работу над телефильмом «Гаргульи». Следующие семь лет он занимался гримами и спец-эффектами, но больших вершин взять пока не удавалось.

В 1982 году Уинстон получает первую номинацию на «Оскар» за фильм «Побег роботов».

В 1983 он проектирует дизайн лицевых масок для рок-группы Styx.

Следующим шагом стал в 1984 году фильм Джеймса Кэмерона «Терминатор». Именно Стэнли Уинстон спроектировал эндоскелет для героя Арнольда Шварценеггера. Свой первый «Оскар» он получил за работу с тем же режиссёром за фильм «Чужие». После этого последовали такие работы, как «Эдвард Руки-ножницы», «Бэтмен», «Хищник», «Хищник 2» и другие.

После этого начинается его восхождение на вершину, в результате которого на следующие 20 лет он стал самым известным и востребованным мастером спецэффектов и грима.

В 1989 году Уинстон снял свой первый фильм. Его фильм ужасов «Тыквоголовый» завоевал первое место на Парижском кинофестивале.

В 1990 году он снова был приглашён для совместной работы Джеймсом Кэмероном в фильме «Терминатор 2: Судный день». За этот фильм Уинстон получил два Оскара - за лучший грим и за лучшие спецэффекты.

В 1992 году он был номинирован ещё раз на Оскар за фильм Тима Бёртона «Бэтмен возвращается», сделав грим для Денни ДеВито в роли Пингвина и для Мишель Пфайффер в роли женщины-кошки, а также спроектировав Готэм-сити в таком стиле, в котором его видел Тим Бёртон.

После этого он временно отошёл от создания супер-злодеев и киборгов и переключился на динозавров, поскольку Стивен Спилберг как раз собирался снимать фильм «Парк юрского периода» по книге Майкла Крайтона. В 1993 этот блокбастер принёс Уинстону ещё один «Оскар» за лучшие спецэффекты.

В 1993 году Уинстон и Джеймс Кэмерон совместно основали компанию «Диджитал Домэйн», одну из наиболее современных компаний по цифровым и визуальным эффектам в мире. После выхода в 1997 году «Титаника», собравшего внушительную кассу, Кэмерон и Уинстон решили выйти из неё.

Уинстон и его сотрудники продолжали работать над спецэффектами и далее, участвуя в большинстве крупных картин Голливуда, к примеру, в фильме Стивена Спилберга «Искусственный разум», который принёс Уинстону ещё одну номинацию на «Оскар» за лучшие спецэффекты. В 2003 году Стэн Уинстон был приглашён в Смитсоновский институт, где рассказывал о своей жизни и карьере в Голливуде. В 2000 годах он часто привлекался к созданию многих блокбастеров, таких как «Пёрл-Харбор», «Константин: повелитель тьмы», «Трансформеры», «Терминатор 3: Восстание машин», «Железный человек» и другие. К моменту своей смерти Уинстон работал над спецэффектами для нескольких проектов, таких как «Терминатор 4: Будущее начинается», а также «Парк юрского периода 4».

Стэн Уинстон скончался в возрасте 62 лет , знаменитый создатель спецэффектов для множества голливудских фильмов. Художник умер в своем доме в Малибу в окружении близких ему людей. В течение последних семи лет Уинстон страдал миеломной болезнью (лейкоз с преимущественным поражением системы плазматических клеток и костей).

Последней его работой стала лента "Железный человек". Именно благодаря таланту Уинстона мы не можем оторваться от экрана, когда по телевизору идут "Чужие", "Терминатор" или "Парк Юрского периода". За создание визуальных эффектов в этих фильмах художник получил премию "Оскар".

Стэн Уинстон был пионером в области синтеза компьютерного изображения и реальных объектов, на протяжении своей творческой биографии он успел поработать со Стивеном Спилбергом, Джеймсом Кэмероном и многими другими голливудскими режиссерами.

"Индустрия развлечений утратила гения, а я потерял одного из лучших друзей", - рассказал Би-би-Си губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер.

Анализ творчества Стена Уинстона

Стэн Уинстон приехал в Голливуд в 1969, подобно тысячам других искателей счастья, мечтающих стать актерами. Чтобы заработать на жизнь, он устроился гримером на студию Уолта Диснея, однако через 28 лет эта "халтура" превратилась для него в смысл жизни - он сделал потрясающую карьеру на ниве спецэффектов и спецгрима.

Первая его награда - "Эмми" - была получена за разработку фантастических существ к телепостановке "Gargoyles" (1972), которых он создал у себя в столовой при помощи своей жены Карен. Следующую награду - уже "Оскар" - Стэн получил на пару с другим специалистом по спецэффектам Риком Бейкером за реалистичную имитацию старения одной актрисы с 19 до 110 лет.

Уинстону принадлежит разработка специальной технологии, объединяющей робототехнику с марионетками, позволяющей не искусственным существам не только реалистично двигаться, но и выражать тонкие эмоции. Кстати, лицевая артикуляция - предмет осбого интереса Уинстона. Для одной из серий "Звездных войн" он наделил гориллоподобного Чубакку поистине человеческой мимикой, хотя до этого его "лицо" всегда оставалось почти неподвижным.

Однажды, во время съемок фильма "Heartbeeps", для которого Уинстон прорабатывал процесс превращения главных героев в роботов, на съемочной площадке оказался Джеймс Кэмерон. Посмотрев на работу Уинстона, тот пригласил его в свой первый проект - "Терминатор". И снова Уинстон пошел по пути нововведений - вместо того, чтобы использовать масштабные уменьшенные модели хромированного Терминатора, он настоял на создании полноразмерной аниматронной марионетки. Впрочем, тут ему изрядно помог сам Кэмерон: "Хромированный скелет Терминатора был разработан Джимом Кэмероном - когда он пришел ко мне, у него уже были готовые рисунки. Потом на основе его проекта мы уже сделали модели в трех размерах".

Но, конечно, верхом мастерства Уинстона на сегодняшний день остаются его динозавры в "Парке юрского периода" - почти полностью компьютеризированные аниматронные модели. Именно на этой картине хотелось бы остановиться и поговорить о ней более подробно.

Работа над созданием доисторических монстров была разделена на три этапа: исследования,дизайн и, собственно, моделирование. Уинстон, вместе со своей командой, насчитывавшей более 60 художников, инженеров и операторов, потратил около года на осуществление первого и второго этапов. В процессе исследований, проконсультировавшись с палеонтологами и музеями со всего мира, а также прочитав множество различных исследовательских и научных трудов, художники Уинстона подготовили большое количество детальных эскизов внешнего вида каждого из семи динозавров.

Этап моделирования динозавров начался в марте 1991 года. Вначале создавалась скульптура из глины, служившая своеобразной "натурой". При этом: "особое внимание было уделено мелким деталям: морщинам на коже, наростам, ведь всё это имеет очень большое значение", - объясняет Стен Уинстон. "Малейшее несоответствие привело бы к потере интереса со стороны обычного зрителя".

После этого создавался робо-скелет динозавра, состоявший из множества пневмо- и электродвигателей, а также различных рычагов и тросов. Это обилие электромеханики управлялось через радиосвязь, позволяя создать полностью "автономные" модели динозавров, лишённые каких-либо кабелей, соединяющих их с внешним миром. На готовый робо-скелет натягивалась искусственная кожа, изготовленная из высокопрочного латекса. Под конец за работу брались художники, крася кожу динозавров.

Для сцен с велоцирапторами Стеном Уинстоном были созданы как 3-метровые аниматронные куклы для съёмок в "неподвижных" сценах, так и простые костюмы динозавров для людей, использовавшиеся в сценах с большим количеством резких движений.

Уинстоном была также создана частично функционирующая модель дилофозавра. Пару слов о самой риптилии. Дилофозавр, или, как его прозвали "плевальщик" ("Spitter"), является вымышленным динозавром, созданным Майком Крайтоном для своего романа. За его основу был взят обычный велоцираптор, рост которого уменьшили с 3 м до 1,2 м. Было видоизменено лицо, а также добавлены головные гребни и "фирменный" капюшон, половинки которого раскрываются по обе стороны шеи, когда дилофозавр собирается совершить плевок ядом. Яд - последняя особенность, отличающая творение Крайтона от велоцираптора.

Одним из травоядных динозавров, созданных Стеном Уинстоном, является трицератопс. Создание этого "многотонника" было облегчено тем, что в фильме он должен всё время лежать. Единственная сложность, возникшая у создателей, была связана с необходимостью отобразить правдоподобное "дыхание" динозавра. Для симуляции дыхательных движений живота был использован специальный пневматический цилиндр, управлявшийся дистанционно. Радиоуправлению была подчинена и электромеханика, приводившая в движение "лицо" и лапы трицератопса. Венцом же творения Стена Уинстона стала полноразмерная (6 м) модель Т-рекса, о которой стоит рассказать подробнее. Она была создана из стекловолокна и 1200 кг глины, которую покрывал очень прочный, но вместе с тем гибкий латекс. Готовая модель была совмещена со специальным "дино-симулятором". "Устройство для Цифрового Ввода" ("Digital Input Device") было построено по принципу военного авиасимулятора с шестью степенями свободы и представляло собой гидравлический каркас, оснащённый множеством датчиков, которые были подключены к компьютеру.

Благодаря "диносимулятору" Т-рексом можно было управлять при помощи простой клавиатуры и мыши. Но уследить за правильным позиционированием каждой части тела (да и вообще каждого сустава) в режиме реального времени не мог ни один человек. Поэтому Стеном Уинстоном была создана уменьшенная в пять раз копия тиранозавра (названного Валдо (Waldo)), подключённая через компьютер к большому Т-рексу. Теперь двенадцать операторов, называвшихся "Команда Рекс", двигали различные части тела Валдо, компьютер записывал эту последовательность, а затем "настоящий" тиранозавр в точности повторял движения своей уменьшенной копии. Каждый из "Команды Рекс" управлял предназначенной для него частью: головой, торсом, хвостом, двумя руками и ногами. Кроме того, операторы отвечали и за более "ювелирные" объекты: глаза, рот, челюсти и пальцы.

Для достижения адекватности движений всех частей тиранозавра каждый человек из группы операторов постоянно согласовывал свои действия с другими. Кроме того, перед каждым вторым дублем, в котором фигурировал Т-рекс, проводилось полное тестирование и калибровка оборудования с целью ликвидации малейших "паразитных" движений, которые могли возникнуть в процессе съёмки.

Стоит отметить, что за "Устройство для Цифрового Ввода", созданное, техниками и программистами ILM, эта студия получила в 1996 году награду Academy Technical Achievement Award.

Для сцен, в которых фигурировали быстро движущиеся динозавры, были использованы миниатюрные модели, созданные студией Фила Тайппетта.

Используя результаты своих исследований, он дал художникам и аниматорам понять, что птицы, а не рептилии, являются ближайшими "родственниками" динозавров. Отталкиваясь от этого факта, сотрудники студии использовали разнообразных представителей птичьего мира в качестве примеров для своей работы.

На протяжении 18 месяцев команда из более чем 100 техников, программистов, художников и аниматоров ILM трудилась над фильмом.

Гигантский брахиозавр в начале фильма был первым эпизодом, которым занялась студия. На отснятый видеоматериал, присланный прямо с острова Кауаи (Kauai, Гавайский архипелаг), проводилось наложение компьютерной анимации.

Одной из главных задач, которую необходимо было решить сотрудникам ILM, являлась позиция "снимающих" камер. Для того чтобы правильно совместить живых актёров и компьютерные модели динозавров, положение виртуальной камеры всегда задавалось вручную. При этом применялись простые мячи для большого тенниса: используя их, как своеобразные маркеры, аниматоры получили возможность точного совмещения точки зрения виртуальной и реальной камер для каждого отдельного взятого кадра.

Следующей задачей ILM являлось создание и анимация бегства стада галлимимусов от Т-рекса. Для этой сцены были применены наработки по анимации, ранее продемонстрированной Спилбергу. Так, в распоряжении аниматоров находилась готовая и покрашенная модель динозавра, а также анимация цикла его бега. Используя копирование, было создано стадо галлимимусов, насчитывавшее 25 особей.

Желая иметь в фильме не только невероятные визуальные эффекты, но и соответствующее звуковое и музыкальное наполнение, Спилберг уделил последнему фактору большое внимание. Для рычания, издаваемого одним только Т-рексом, звукорежиссёр Гэри Райдстром (Gary Rydstrom) использовал комбинацию звуков аллигатора, пингвина, слона, тигра, собаки и кита. Велоцирапторы в фильме обязаны своим рыком дельфину и моржу. Кроме того, использовались записи звучания цапель, людей, а также звуки австралийских дождливых лесов.

Бюджет картины составил немногим более 58 млн. долл. Из них, например, один миллион ушёл на покупку компьютерного оборудования для Центра управления парком. Сюда, кроме проекционной системы, входили рабочие станции SGI Indigo и Indigo 2, а также компьютеры Apple Macintosh серии Quadra 700.

Анализ фильма «Теринатор-1». Работа над спецэффектами С. Унистона

Хотелось бы поговорить в представленной мною творческой работе об еще одной выдающейся картине, без которой нельзя в полной мере представить себе вклад Стена Уинстона в развитие специальных эффектов.

Студия С. Уинтсона работа над созданием кукол,заменяющих терминатора в некоторых сценах, о которых мы поговрим ниже, а так же над гримом Терминатора и конечно же же над аниматроникой.

Примечание: Аниматроника - методика, применяемая в кинематографии, мультипликации, компьютерном моделировании для создания спецэффектов подвижных искусственных частей тела человека,когда необходимо создать сложный макет, покадровая съёмка которого невозможна.

"Fantasy II" - разрабатывала визуальные эффекты, миниатюрные съемки, покадровую Анимацию.

Джеймс Камерон предполагал, что все сцены, в которых действует эндоскелет Терминатора, будут сниматься методом покадровой анимации. Однако Стэн Уинстон предложил более разнообразный и гибкий подход. Для большей естественности движений везде, где в кадре присутствует только верхняя половина туловища Терминатора, использовали полускелет, закрепленный на плечах кукловода Шейна Мэхана. Таким образом все снималось в нормальном режиме, а кукловод имитировал походку Терминатора, его хромоту и подволакивание ноги. Движения головы и глаз были осуществлены методом аниматроники и управлялись с помощью кабеля разработчиками Бобом Уильямсом и Сонни Барманом.

Для кадров, где Терминатор должен был сниматься с ног до головы, был построен полноразмерный эндоскелет. В эпизоде, где после взрыва от Терминатора остается только торс, использовался все тот же полускелет, только уже снятый с кукловода. Кроме того, для крупных планов были сделаны отдельно ноги и полностью функциональные механические руки. Кстати, после выхода фильма на экраны в студию Стэна Уинстона стало поступать много писем от инвалидов с просьбами изготовить такие же замечательные протезы, как руки и ноги у терминатора. С. Уинстону даже пришлось потом специально объяснять людям, что как протезы эти части тела использоваться никак не могут.

Для эпизода взрыва была сделана специальная кукла из полиуретана, покрытого хромом, чтобы разлетающиеся от взрыва металлические части не поранили никого из съемочной группы.

Для съемок крупных планов движения глаз Студия Стэна Уинстона построила увеличенные части головы и черепа с глазами. В качестве зрачка использовался фрагмент объектива кинокамеры с диафрагмой.

Однако одной аниматроникой обойтись не удалось, и ряд сцен был снят с помощью покадровой анимации. Питер Клейноу, аниматор компании "Fantasy II", куда обратился координатор спецэффектов Эрни Фарино (Ernie Farino, работал еще с Джоном Карпентером над фильмом "Нечто"), сделал восемь сцен движения мини-Терминатора, созданного Дугом Бесвиком (Doug Beswick). Потом эти сцены были согласованы с полномасштабным роботом Стэна Уинстона.

Все миниатюры строились на одной пятиметровой платформе. На заднем плане были установлены плоские силуэты разрушенного города. На переднем плане стояли обломки зданий, черепа, остовы машин и прочее. В силу того, что площадка была очень невелика, глубину пространства пришлось зрительно увеличить простым и эффектным способом "принудительного увеличения глубины пространства" (forced depth perception): черепа на переднем плане были выполнены почти в натуральную величину, а дальше они становились все мельче и мельче, вплоть до размеров горошины. Силуэты же руин на заднем плане были совсем маленькие. С этой же целью, для имитации атмосферной дымки и углубления перспективы, пиротехники постоянно выпускали клубы дыма. Часто для этого использовалась обычная пчеловодческая дымилка с древесным углем.

Большинство кадров снималось с очень близкого расстояния, да еще со скоростью 80-120 кадров в секунду. Поэтому, чтобы добиться глубины резкости, достаточной для того, чтобы миниатюры не выглядели миниатюрами, требовалось очень яркое освещение. Так что съемки были в буквальном смысле горячими. Особенно в калифорнийском климате.

Все лучи лазеров были добавлены позже. Однако большинство прожекторов, видимых в кадре, были установлены на площадке.

Для сцены пробивания кулаком ветрового стекла использовался специальный механизм под названием "стальной кулак", укрепленный вместе с машиной на одной платформе. При этом платформа оказалась такой тяжелой, что возникли проблемы с ее транспортировкой. Поэтому, чтобы создать иллюзию движения машины, пришлось двигать стену на заднем плане.

Большинство сцен, в которых на переднем плане действуют солдаты, а на заднем двигаются хантер-киллеры, снимались методом рир-проекции - либо с фронтальной проекцией (когда на части переднего плана растянут экран и на него проецируется заранее отснятые кадры, а на заднем плане разворачивается реальное действие с актерами), либо с тыловым экраном (когда огромный экран располагается позади актеров).

Кадры, когда под прессом гаснет глаз Терминатора, были сняты в студии уже после того, как основные съемки закончились. Просто в последний момент Д. Камерон решил, что ему нужен мощный заключительный кадр. Взяли два куска пеноплата, покрасили их алюминиевой краской. Между ними положили глаз одного из эндоскелетов и кучку мятой фольги. А дым - это был просто дым от сигареты, которую курил кто-то из-за камеры.

Таковыми были специальные эффекты, используемые в фильме «Терминатор-1». К созданию Терминатора приложили свои усилия такие талантливые люди, как:

Джек Брикер (работа с Терминатором)

Франк Де Марко (спецэффекты)

Эрнест Д.Фарино (координатор)

Роджер Джорж (спецэффекты)

Лорэль Клик (оптические эффекты)

Ричард Дей-Ландон (работа с Терминатором)

Шейн Махан (работа с Терминатором)

Дэвид Б.Миллер(механические эффекты)

Джон Розергрант (работа с Терминатором)

Бриан Вэйд (работа с Терминатором) Warren Jr. (руководитель от "Fantasy II Film Effects")

Том Вудрав мл. (работа с Терминатором)

В заключении хотелось бы сказать о возрастании внедрения спецэффектов в современный кинематограф. Затраты на спец эффекты стремительно растут. По прогнозам аналитиков, через лет пять на спецэффекты будет уходить до 80 % денег, отпущенных на съемки. Когда большую часть экранного времени занимает компьютерная графика, программисты становятся куда важнее представителей более традиционных кинопрофессий. Спецэффекты становятся все лучше, их становится все больше. Наступило время FX (так именуют спецэффекты в англоязычной литературе). Время, когда спец эффекты становятся более востребованы, и это обосновано рынком спроса зрителя.

уинстон кинематограф терминатор спецэффект

Фильмография Стена Уинстона

«Терминатор 4» ("Terminator Salvation", 2009) - супервайзер спец эффектов

«Железный человек» ("Iron Man", 2008) - спец эффекты

«Константин: повелитель тьмы» ("Constantine", 2005) - грим, спец эффекты

«Страна приливов» ("Tideland", 2005) - грим

«Крупная рыба» ("Big Fish", 2003) - спецэффекты

«Терминатор 3: Восстание машин» ("Terminator 3: Rise of the Machines", 2003) -грим, спец эффекты

«Искусственный разум» ("Artificial Intelligence: AI", 2001) - спец эффекты

«Парк Юрского периода 3» ("Jurassic Park III", 2001) - спец эффекты

«Перл Харбор» ("Pearl Harbor", 2001) - грим

«Искусственный разум» ("Artificial Intelligence: AI", 2001) - грим

«Конец света» ("End of Days", 1999) - спец эффекты, дизайн монстров

«Парк Юрского периода 2: Затерянный мир» ("Lost World: Jurassic Park", 1997)-действующие модели динозавров

«Интервью с вампиром» ("Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles", 1994) -грим

«Парк Юрского периода» ("Jurassic Park", 1993) - действующие модели динозавров

«Возвращение Бэтмэна» ("Batman Returns", 1992) - грим

«Терминатор 2: Судный день» ("Terminator 2: Judgment Day", 1991) - продюсер спецэффектов, грим

«Хищник 2» ("Predator 2", 1990) - спец эффекты, дизайн монстров

«Эдвард руки-ножницы» ("Edward Scissorhands", 1990) - грим

«Чужие» ("Aliens", 1986) - спец эффекты

«Терминатор» ("Terminator", 1984) - спец эффекты

«Нечто» ("Thing", 1982) - грим

Заключение

Стен Уинстон - один из самых талантливый людей в мире. Художник-постановщик специальных эффектов, продюсер и режиссер.

Верхом мастерства Уинстона на сегодняшний день остаются его динозавры в "Парке юрского периода" - почти полностью компьютеризированные аниматронные модели. А так же разработка специальных эффектов для фильма «Терминатор», «Чужой», «Хищник», «Эдвард-руки-ножницы» и много других выдающихся картин, запомнившихся зрителям разных возрастов и вкусов.

Кроме всех своих профессиональных заслуг, Уинстон является почетным членом крупнейшего университета искусств страны - Университета Искусства и Дизайна в Саванне.

Сейчас Уинстон - один из основателей компании спецэффектов 'Digital Domain', создатель и руководитель известной студии спецэффектов Stan Winston Studio. Студия занимается производством кукол и самодвижущихся моделей (аниматроникой) и созданием специального грима для фильмов. Компьютерные эффекты - не по их части, однако компьютер все же приходится использовать довольно часто для создания персонажей или проработки их движения.

Кроме того, Стэн Уинстон разработал образ потустороннего чудовища для "Конца дней" с Арнольдом Шварценеггером.

В Америке выходит специальный журнал, посвященный спецэффектам в кино - "Cinefex". Он в своих публикациях тоже часто обращается к работам Стэна Уинстона.

Список литературы

1.Гаскель «Снимаем цифровое кино, или Голливуд на дому». - Спб.: Питер, 2006. - 157 с.

2. http://www.3dnews.ru/editorial/jp/index2.htm>