«Вифания, приют родимый…». Исследовательский проект

Сергиев Посад был знаменит не только Троице-Сергиевой Лаврой, но и своими окрестностями, где находились монастыри, скиты и пустыни. Спасо-Вифанский монастырь среди них один из самых древних. Он представлял собой комплекс памятников XVIII – XIX веков.

Карнаухова Екатерина, Калинина М. Л.

III Всероссийский конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению

Введение

Сергиев Посад был знаменит не только Троице-Сергиевой Лаврой, но и своими окрестностями, где находились монастыри, скиты и пустыни. Спасо-Вифанский монастырь среди них один из самых древних. Он представлял собой комплекс памятников XVIII – XIX веков. История основания, связанная с именем московского митрополита Платона, свидетельства современников, сохранившиеся гравюры и фотографии, архивные материалы говорят о том, что монастырь был одной из достопримечательностей Сергиево-Посадского края.[6, с. 3]

Именно поэтому мы решили изучить историю Спасо-Вифанского монастыря и жизнь, деятельность и культурное наследие основателя монастыря, выдающегося церковного деятеля России XVIII века – московского митрополита Платона. Тем более что с наследием Великого пастыря мы сталкиваемся каждый день, так как живем рядом с его творением – Спасо-Вифанским монастырем.

И пускай на сегодняшний день монастырь мало напоминает о былом великолепии, но восстановительные работы, которые сейчас ведутся, позволяют нам надеяться, что в скором будущем мы сможем снова гордиться великолепным архитектурным ансамблем возрожденного монастыря.

Изучая историю «своей малой Родины», мы стали понимать, что углубленные знания о месте, где ты живешь, о людях, которые здесь ранее жили и трудились, способны пробудить у человека любовь к родному краю, любовь к Родине и готовность ее защищать.

Все это и определило цель нашей работы:

разработать экскурсию по возрождающемуся Спасо-Вифанскому монастырю для членов краеведческого объединения, учащихся МОУ СОШ № 8 и воспитанников Воскресной школы при Спасо-Вифанском монастыре.

Задачами проекта стали:

· Изучить историю Спасо-Вифанского монастыря, восстановить хронологию его создания;

· Изучить жизнь и деятельность московского митрополита Платона (Левшина) как основателя Спасо-Вифанского монастыря и Вифанской семинарии;

· Обобщить и систематизировать изученный материал;

· Подобрать фотографии с видами монастыря в прошлом;

· Оформить собранный и изученный материал в виде экскурсии.

В процессе исследования мы встретились со старшим научным сотрудником Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Хруновой Н.В., настоятелем Спасо-Вифанского монастыря игуменом Даниилом; изучили работы ряда авторов: Снегирева И.М., Голубцова С., Голубинского Е.Е., Лещинского А.Н., Хруновой Н.В. и др. В этих работах достаточно подробно представлена история Спасо-Вифанского монастыря, жизнь и деятельность его основателя.

Характеристика этапов работы

1 этап работы – исследовательский:

· изучение истории Спасо-Вифанского монастыря, который явился основообразующим моего микрорайона; восстановление хронологии его создания;

· изучение жизни и деятельности Московского митрополита Платона (Левшина) как основателя Спасо-Вифанского монастыря и Вифанской семинарии;

2 этап – обобщение и систематизация материала:

· обобщение собранного материла, написание работы;

· выступление с сообщениями на заседаниях школьного краеведческого объединения «Вифания»;

· создание компьютерного архива по истории Спасо-Вифанского монастыря;

· создание компьютерной презентации по истории Спасо-Вифанского монастыря;

3 этап – популяризация:

· подготовка доклада по истории Спасо-Вифанского монастыря для ежегодной школьной научно-практической конференции;

· разработка и проведение экскурсии по возрождающемуся Спасо-Вифанскому монастырю для членов краеведческого объединения, учащихся МОУ СОШ № 8 и воспитанников Воскресной школы при Спасо-Вифанском монастыре;

Результаты работы

В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:

· На 1 этапе изучив историю Спасо-Вифанского монастыря, я узнала, что он был основан в 1783 году настоятелем Троице-Сергиевой лавры, московским митрополитом Платоном (Левшиным), выдающимся церковным деятелем России. Поначалу монастырь существовал как кладбищенское отделение Лавры для погребения братии. Главной достопримечательностью монастыря была церковь Преображения Господня (1783-1786 гг.) – уникальное сооружение овальной формы с двухъярусным алтарём. Вместо иконостаса возвышалась искусная гора Фавор, украшенная мхом, цветами, кустарниками и зверями.

· На 2 этапе было подготовлено сообщение о промежуточных результатах исследования, которое было представлено на заседании школьного краеведческого объединения «Вифания». Совместно с другими участниками объединения приняла участие в создании компьютерного архива по истории Спасо-Вифанского монастыря и подготовке компьютерной презентации «О тебе, моя Вифания…». Все эти материалы были использованы при написании данной работы.

· На 3 этапе был подготовлен доклад по истории Спасо-Вифанского монастыря для ежегодной школьной научно-практической конференции. И, наконец, была разработана и проведена экскурсия «Вифания, приют родимый…» для членов краеведческого объединения, учащихся МОУ СОШ № 8 и воспитанников Воскресной школы (см. Приложении 1). Экскурсия рассчитана на 40 минут и включает 7 экскурсионных объектов:

· старое и новое здания Вифанской семинарии (в процессе восстановления);

· монастырская гостиница (в процессе восстановления);

· Храм Сошествия Святого Духа с приделом в честь Николая Чудотворца (ныне действующий);

· колокольня (в стадии завершения строительства);

· Преображенский храм (ведутся внутренние работы);

· Вифанские (Ершовские) пруды с плотиной бывшей монастырской водяной мельницы.

Для проведения экскурсии был подготовлен так называемый «портфель экскурсовода», который включает в себя 19 фотографий.

Перспективы дальнейшего исследования:

· продолжение работы по изучению истории Спасо-Вифанского монастыря, в частности поиск материала о тех, кто когда-то был похоронен на его территории;

· изучение истории Вифанской семинарии и поиск материала об ее учащихся;

· разработка буклета о прошлом и настоящем Спасо-Вифанского монастыря;

· разработка новых тем экскурсий, например «Вифанская семинария», «История микрорайона Птицеград (на его территории в настоящее время находится Спасо-Вифанский монастырь) и другие.

Заключение

Благодаря этой работе мы больше узнали об истории создания Спасо-Вифанского монастыря и духовной семинарии, о человеке, стараниями которого преобразилось то место, которое мы называем «Малой Родиной». Мы будем продолжать изучение истории своей Малой Родины, так как без знания истории родного края невозможно осмыслить историю России.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Текст экскурсии «Вифания, приют родимый…»

Способ передвижения – пешеходная.

Продолжительность – 40 мин.

Состав участников экскурсии – школьники.

Маршрут экскурсии:

Колокольня → Преображенский храм → церковь Сошествия Святого Духа → старое здание Вифанской семинарии → новое здание Вифанской семинарии → монастырская гостиница → Вифанские (Ершовские) пруды.

Остановка 1 – в сквере напротив входа в Спасо-Вифанский монастырь.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое нашего с вами микрорайона – Птицеград. Но это современное название, а раньше, 200 лет назад, это место называлось Вифания, и было оно уединенным, вдали от главных дорог. Вот как писал об этом месте митрополит Платон: «Место это «яко на красивом положении и при изобилии вод, но впусте оставленное ». Именно сюда решает удалиться и «окончить свои последние годы в тишине» Московский митрополит Платон, который и основал здесь Спасо-Вифанский монастырь. Сейчас мы видим, как он возрождается, а раньше он выглядел иначе (показ фотографий 1 и 2 из «портфеля экскурсовода»).

Его основателем являлся Московский митрополит Платон (Левшин) — выдающийся церковный деятель России второй половины XVIII — начала XIX веков (показ фотографии 3). Митрополит Платон (в миру Петр Георгиевич Данилов) родился в 1737 г. Фамилию Левшин он получил, учась в Славяно-греко-латинской академии, располагавшейся в Московском Заиконоспасском монастыре. Еще до окончания академии Петр Левшин стал преподавать в ней поэтику и греческий язык. В 1758 г. он был приглашен учителем риторики в Московскую семинарию, находившуюся в Троице-Сергиевой лавре. Там в возрасте двадцати одного года он принял иноческое пострижение под именем Платона.

В 1761 г. Платон был назначен ректором семинарии и учителем богословия. А в 1763 г. императрица Екатерина II своим указом возвела его в сан наместника Троице-Сергиевой лавры. Спустя несколько месяцев он становится придворным проповедником и законоучителем наследника престола Павла Петровича.

В 1766 г. Платон по высочайшему повелению был произведен в архимандриты Троице-Сергиевой лавры и вскоре стал членом Св. Синода. А в 1770 г. наречен архиепископом Тверским с сохранением звания архимандрита Лавры. Через пять лет указом императрицы архиепископ Платон был переведен из Тверской епархии в Московскую, и в 1787 г. ему был пожалован сан митрополита Московского.

Однако в 1792 г. он просит Екатерину II освободить его по состоянию здоровья от епархиального управления, но оставить при этом архимандритом Лавры. Его просьба была удовлетворена, и Платон получил возможность проводить большую часть времени в Лавре. Управление епархиальными делами на время его отсутствия в столице поручалось викарию.

При Платоне в Лавре производились значительные работы. Во многих церквях заменялись иконостасы, обновлялись росписи стен храмов, главы Троицкого и Никоновского соборов и центральная глава Успенского храма были покрыты позолоченными медными листами, построены новое здание ризницы, Серапионова палатка, придел Максима Грека у Духовской церкви (ныне не существующий), обелиск, усыпальница Годуновых и многие другие постройки. Не все платоновские переделки можно оценить однозначно положительно. Но, тем не менее, надо отдать должное уму и вкусу настоятеля лавры, при котором ее ансамбль окончательно сложился.

Строительство велось не только на территории Лавры, но и в ее окрестностях. Одной из самых значительных платоновских построек стал Вифанский монастырь, основанный им в 1783 г. Поначалу он существовал, как кладбищенское отделение Лавры для погребения братии.

Монастырь имел довольно небольшую территорию, обнесенную кирпичной оградой с 4 башнями довольно строгой формы и 4 воротами (показ фотографии 4).

Главный вход в монастырь оформляла двухъярусная колокольня, построенная в 1786 г. Нижний ярус представлял собой входные ворота, второй — открытый ярус звона. Венчал звонницу небольшой купол шлемовидной формы. К северному и южному фасадам колокольни примыкали два небольших двухэтажных каменных корпуса, построенных одновременно с ней и являвшихся частью крепостной стены. В них размещались братские кельи (показ фотографии 5). Именно эта дорога на фотографии и соединяет наш с вами микрорайон с центром города Сергиев Посад. Сравните нынешнюю колокольню с той, которая была (они очень похожи).

А теперь давайте пройдем на территорию Спасо-Вифанского монастыря. Переход.

Остановка 2 – на территории между колокольней и Преображенским храмом.

Если вы посмотрите на эту фотографию (показ фотографии 6), то можно представить, как выглядел монастырь чуть более 100 лет назад. Главной достопримечательностью монастыря являлась церковь Преображения Господня (показ фотографий 7, 8). Возводилась она по проекту прапорщика архитектуры Николая Матвеевича Одоевского. За ходом строительства наблюдал архитектор Василий Яковлев, работавший в лавре. К концу 1783 г. церковь была отстроена "вчерне". В следующем году стены ее были расписаны живописцем Ильей Никифоровым. 6 августа (ст. ст.) 1786 г. — в день празднования Преображения Господня — состоялось торжественное освящение храма.

Преображенская церковь стала центром монастыря и имела двухъярусный алтарь. Верхний храм имел престол Преображения Господня. Нижний был освящен в 1785 г. во имя «Воскресения Лазаря. Устройство одного храма под другим объяснено самим Платоном: "Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный.… Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения".

Преображенская церковь, по словам современников, была "замечательная по своей затейливости". И, действительно, очень немногие провинциальные храмы имели интерьеры, подобные главному собору Ви-фанского монастыря. Вместо традиционного иконостаса перед вошедшим в храм представала искусственная гора Фавор (показ фотографии 9), украшенная мхом, цветами, кустарниками и зверьками, гнездящимися в ее уступах, выполненная скульптором Кононом Песковым. Она должна была напоминать богомольцам ту природную гору Фавор, покрытую растительностью с подошвы до вершины, на которой, по церковному преданию, произошло Преображение Господне. У подножия горы "в дополнение к величественной картине природы" размещались рог единорога весом 2 пуда 17 фунтов, олений рог и огромные китовые позвонки. На вершине горы находился круглый резной позолоченный иконостас, симметрично украшенный цветными стеклами и увенчанный легким куполом, внутри посеребренным, а сверху позолоченным. К иконостасу можно было подняться по двум лестницам, располагавшимся по обеим сторонам горы. Одна из них, ведущая к северным дверям алтаря, фигурная, искусно высеченная в скале, представляла собой некое подобие природной и не предназначалась для повседневного использования. Вторая — каменная — приводила к южным дверям иконостаса. У этих дверей находился образ Воскресения Христова, выполненный из мелких камней и различных горных пород мастерами Сибири. Свет, проходивший через четырнадцать больших окон с разноцветными стеклами, придавал храму подобие евангельской горы Фавор, осененной светом Преображения.

Таким образом, соборный храм Преображения, по замыслу Платона, как бы наглядно изображал событие на горе Фавор.

Нижний храм Воскресения Лазаря располагался внутри подножия горы Фавор, за что получил название вертепного, т.е. пещерного. Его иконостас, подобно верхней церкви Преображения, был устроен полукругом. "Обходя храмы сии, — писал митрополит Платон, — поклонись воскресшему и нас воскресающему Господу".

Слева от входа в храм, в углублении, находился дубовый гроб преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиева монастыря. В 1786 г. Платон повелел перенести его из Лавры в Вифанию для освящения вновь устроенной обители.

Недалеко от Преображенской церкви, на южной стороне Вифанского монастыря, находились покои Платона (показ фотографии 10). Они представляли собой двухэтажное деревянное здание на каменном фундаменте. При входе в них у окна с правой стороны шла надпись: "Не выноси сору вон". В покоях была устроена небольшая домовая церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов. В этой церкви в последние годы своей жизни священнодействовал сам митрополит Платон.

Покои митрополита (показ фотографии 11) включали в себя приемный зал с зеркальным потолком, состоящим из сорока восьми зеркальных стекол, гостиную, галерею, кабинет, столовую и небольшую летнюю "почивальню". Все убранство покоев носило "следы ума и вкуса" их хозяина. Залы украшали произведения живописи, графики, прикладного искусства в большинстве своем времени царствования Елизаветы Петровны, современных Платону мастеров и многочисленные подарки западноевропейской работы.

Напротив покоев Платона, на северной стороне монастыря, располагалось здание, отведенное для казначея, впоследствии служившее гостиными покоями. Нижний этаж его был каменным, а верхний — деревянным. В настоящее время, все вы знаете, это здание занимает контора ЭПХ ВНИИТИП.

В 1812 году митрополит Платон умирает, и его хоронят в Преображенском храме, в нижней церкви Воскресения Лазаря с северной стороны рядом с деревянным гробом Сергия Радонежского. Место это определил Платон за несколько лет до кончины, и по его просьбе заранее изготовили гроб. Захоронение было чтимо в Вифанском монастыре. Гроб освещался неугасимой лампадой, как знак того, что "слава его дел не угаснет в сердце обители, им основанной". В настоящее время гробница митрополита Платона находится в Духовской церкви Троице - Сергиевой лавры.

После смерти основателя Вифанский монастырь продолжал жить своей жизнью, продолжалось в нем и строительство. Самой значительной постройкой последующих лет стал собор Тихвинской Богоматери (показ фотографии 12). Причиной строительства нового храма явилось обветшание домовой церкви Святого Духа, что находилась в покоях митрополита Платона. Сначала ее хотели возобновить. Но затем решили построить новый храм больших размеров, учитывая увеличивающееся количество богомольцев и учащихся Вифанской семинарии.

Собор был поставлен с восточной стороны покоев митрополита Платона. Заложенный в 1860 г., он строился несколько лет на средства Московского митрополита Филарета, купца Григория Алексеевича Красногорова и других "доброхотных дателей". Это был массивный, пятиглавый храм. Собор имел пять престолов: средний алтарь в нижнем ярусе во имя Тихвинской иконы Богоматери, два нижних боковых придела: левый – во имя св. мучеников Платона и Романа и правый – во имя архангела Михаила. Верхний этаж собора был отделан в 1866 г. В июле митрополит Филарет освятил главный храм в честь Сошествия Святого Духа. Этот престол был перенесен в новый храм из разобранной домовой церкви митрополита Платона. Последним был освящен верхний боковой придел во имя Николая Чудотворца. В настоящее время эта церковь, как вы все знаете, действующая.

Важную роль в жизни монастыря сыграло посещение Вифанской обители императором Павлом I. 23 апреля 1797 г. после коронации он прибыл в Троицкую лавру, а на следующий день вместе с членами своей семьи посетил Вифанию. Государю здесь очень понравилось. Особенно он хвалил домовую церковь митрополита Платона и даже хотел у себя такую сделать.

1 мая 1797 г. Павел I издал указ о возведении Вифанского монастыря в степень второклассного с сохранением за ним назначения кладбища Лавры. В нем же говорилось об утверждении наместников Троице - Сергиевой лавры настоятелями Вифанской обители и о создании в Вифании семинарии с количеством учащихся 100 человек.

В память о посещении Вифанского монастыря императором Платон приказал соорудить обелиск, который и был поставлен у входа в Митрополичьи покои (показ фотографии 13) в небольшой открытой "беседке". Кровлю "беседки" венчал золоченый двуглавый орел. Обелиск представлял собой небольшую стелу с надписью в форме диалога посетителя с Вифанией. В тексте говорилось о пребывании там Павла I, о преобразовании обители во второклассный монастырь и об учреждении семинарии.

В своей автобиографии Платон сообщает, что об устройстве семинарии в Вифании он императора не только не просил, но даже и не помышлял об этом. Более того, Платон хотел отказаться от строительства, мотивируя тем, что семинария есть в Троицкой лавре, а в Вифании можно учредить только низшие классы. Но на его возражения царский статс-секретарь объявил, что "государева воля есть на то, чтобы быть там особой семинарии полной". На строительство училища и жилья для учеников и учителей и на ежегодное содержание отпускались деньги из государственной казны.

Место для Вифанской семинарии было выбрано недалеко от монастыря на берегу пруда. А сейчас давайте перейдем к следующему объекту нашей экскурсии. Переход.

Остановка 3 – за территорией монастыря, недалеко от ворот.

Это здание сохранилось, и сейчас там ведутся восстановительные работы, а в отделанных помещениях живут насельники монастыря. Но вернемся в конец XVIII – начало XIX вв. Строительство семинарского корпуса велось по проекту и под наблюдением архитектора Семена Болдырева. Но митрополит Платон выступал главным организатором новой стройки: он сам договаривался с мастерами, распоряжался о необходимых закупках, "стараясь, чтобы все было недорого, прочно и изящно".

Торжественное открытие семинарии состоялось 6 августа (ст. ст.) 1800 г. в день празднования Преображения Господня — престольного праздника Спасо-Вифанского монастыря. Постройка представляет собой двухэтажное кирпичное здание, имеющее форму буквы «П» – начальной буквы имени митрополита Платона, престольного праздника монастыря и имени императора Павла I. По периметру этого здания расположены четыре круглые башни. Таким образом, здание семинарии по своим формам напоминало замок. Это вы видите сами и на фотографии (показ фотографии 14).

Уровень образования в Вифанской семинарии был достаточно высоким. Там были учреждены высшие и низшие грамматические классы, классы поэзии и риторики, философии, богословия. Платоном была составлена специальная инструкция, в которой подробно описаны предметы, изучавшиеся во всех классах, и определен образ жизни воспитанников. В 1826-1830 гг. вдоль этой дороги, ведущей к монастырю, было выстроено новое здание для семинарии, расположенное примерно в 30 м от старого. Каким было это здание, давайте перейдем и посмотрим. Переход.

Остановка 4 – в сквере, недалеко от памятника боевой славы.

Возведение нового корпуса было обусловлено увеличением количества учащихся. Если при Платоне число учеников не превышало установленной Павлом I нормы 100 человек, то к середине XIX в. в семинарии обучалось уже 300 человек. Вновь отстроенное здание представляло собой двухэтажный трехчастный корпус под двускатной крышей. Центральная часть его, несколько выступающая вперед, украшена фронтоном, на котором обозначена дата постройки. Посмотрите и назовите мне эту дату (1824 г.)

Справа от входа позже была устроена церковь. А теперь посмотрите на фотографии, как выглядело это здание 100 лет назад (показ фотографии 15).

В 1882-1884 гг. была осуществлена перестройка семинарии по проекту архитектора Б. Билинга. С южного торца здания была сделана двухэтажная пристройка несколько ниже основного корпуса, с фасада также имеющая фронтон с датой. Найдите этот фронтон и назовите дату (1884 г.). Таким было это здание 100 лет назад (показ фотографии 16).

Одной из последних значительных построек является здание гостиницы, выстроенной в 1893 г. рядом с монастырем. Автором проекта был лаврский архитектор А.А. Латков, построивший много зданий в Лавре и в городе. Трехэтажное строение из красного кирпича с пышным крыльцом хорошо сочеталось с возведенной вскоре монастырской оградой (показ фотографии 17).

Храмы Вифанского монастыря оставались действующими до 1928-1929 гг. В бывших покоях митрополита Платона располагался музей. Основан он был еще в конце XIX в. и находился сначала в ведении властей Троице-Сергиевой лавры, а с 1920 г. постановлением Совнаркома передан Сергиевскому историко-художественному музею. В 1929 г. музей из Вифании был переведен в Митрополичьи покои на территории Лавры, а здания переданы городу. Храмы приспособили под мастерские детского дома им. В. Ленина, расположенного в 1920-х годах в помещениях семинарии. Библиотека Вифанской семинарии в количестве 125071 книг и 172 рукописей влилась в состав Румянцевской библиотеки (ныне Российская государственная библиотека).

В 1930-1931 гг. на территории Вифанского монастыря был создан птицекомбинат. Детдом был вытеснен этим хозяйством в 1932 г. Храмы отданы под клуб. Вся Вифания стала именоваться Птицеградом.

Очень больно, что уникальные архитектурные сооружения, построенные Митрополитом Платоном, были просто уничтожены уже в середине XX века (показ фотографии 18). Из кирпича церкви Преображения Господня в 50-е годы построили гаражи и сооружения для птицефермы. В здании собора на 2 этаже был клуб, а на 1 этаже инкубатор. Кладбище было снесено, надгробными плитами до сих пор вымощена дорога.

Мы рады, что на сегодняшний день ведутся большие восстановительные работы на территории монастыря: заложен новый храм Преображения Господня – точная копия уничтоженного (по проекту архитектора Сергея Боброва), почти достроена колокольня, восстанавливаются гостиница и семинарские корпуса. Пока некоторые здания имеют жалкий вид, но начавшиеся работы вселяют надежду на восстановление былого великолепия. На этой фотографии (показ фотографии 19) показан план восстановления Спасо-Вифанского монастыря и я очень надеюсь, что удастся осуществить задуманное, а мы с вами должны тоже в этом помочь.

Спасибо за внимание.

РЕЦЕНЗИЯ

Дорогая Екатерина!

Вы представили на конференцию замечательную работу, и я был очень рад ее внимательно изучить. Ваша работа «Вифания, приют родимый…» является законченным исследовательским проектом, в котором выполнены все поставленные задачи. Вы собрали большой фактический материал об истории Спасо-Вифанского монастыря, жизни и деятельности Московского митрополита Платона (Левшина) как основателя Спасо-Вифанского монастыря и Вифанской семинарии. Все полученные сведения изложены систематически, в строгой логической последовательности. По результатам работы была подготовлена экскурсия по возрождающемуся Спасо-Вифанскому монастырю для членов краеведческого объединения, учащихся МОУ СОШ № 8 и воспитанников Воскресной школы при Спасо-Вифанском монастыре. Мне представляется это особенно важным, т.к. Вы не просто обогащаете себя новыми знания, но и стараетесь донести их и до других людей, сделать их доступными для своих сверстников. Таким образом, Ваша работа служит духовному просвещению, заставляет многих ребят задуматься о своих духовных корнях. Ваша экскурсия глубоко продумана и снабжена специально подготовленным демонстрационным материалом – фотографиями монастыря, сделанными в начале ХХ в. и сейчас. Безусловно, это позволит слушателям экскурсии осознать и прочувствовать изменения, произошедшие с течением времени в монастыре, и особенно в ХХ в.

Тем не менее, позвольте мне, как эксперту, высказать некоторые замечания. Ваша работа, безусловно, является проектом и отнесена нами к секции проектных работ по историко-церковному краеведению. Основное отличие проекта от исследования - это заранее известный авторам конечный результат. Когда мы приступаем к созданию какого-либо проекта, мы точно знаем, что мы хотим сделать. Достижение этого результата и надо представлять как основную цель своего проекта. В Вашем случае - это разработка замечательной экскурсии. Исследование никогда не знает своего результата. Таким образом, разработка экскурсии становится целью, а не задачей.

Задачи планируются как конкретные шаги к достижению цели. Очень часто, и Вы это поняли на собственном опыте, проект включает в себя серьезный этап исследования. В этом случае авторам нужно хорошо осознавать и выделять среди общих задач проектной работы – «собрать материал», «составить текст…», «подобрать фотографии», «оформить», «реконструировать…», задачи исследовательского характера – «выявить», «найти», «вскрыть», «определить».

Необходимо обратить внимание на ссылки, которые в вашей работе отсутствуют. В тексте ссылка на конкретное издание может осуществляться по его порядковому номеру в списке, дополненному номерами использованных страниц и заключенному в квадратные скобки: [2, с. 52]. Возможны и другие варианты оформления сносок (автоматические постраничные или концевые сноски текстового редактора), но их наличие обязательно в исследовательской части. Конечно, это не понадобится Вашим экскурсантам, но из текста вашего исследования должно быть понятно, какими материалами Вы пользовались. Упоминание или краткое изложение результатов других привлекаемых трудов всегда должно иметь ссылку (помимо приведенного списка литературы).

В работе Вы упоминаете о встречах со старшим научным сотрудником Сергиево-Посадского музея-заповедника Хруновой Н.В. и настоятелем Спасо-Вифанского монастыря игуменом Даниилом. Вы брали у них интервью? Что Вы почерпнули из беседы с этими людьми для своего исследования? Если Вы узнали от них что-то новое и используете это в своей работе, то к списку литературы должен присоединиться список устных источников (Ф. И. О., год рождения, образование, должность, когда состоялась беседа). Очень полезной может оказаться беседа со старожилами, которые помнят закрытие монастыря, имена и судьбы людей противодействующих этому, последних священников. Такие материалы очень обогатят работу и оживят Вашу экскурсию.

Поздравляю Вас с прекрасной работой желаю Вам дальнейших успехов и творческого вдохновения на ниве служения Отечеству.

С уважением, рецензент

к. б. н. Смирнов И. А.

Список литературы

1. Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909.

2. Голубцов С. Спасо-Вифанский монастырь Троице-Сергиевой лавры в XX в. // Московский журнал. 1992. №3. С. 23-25.

3. Лещинский А.Н. Лавра Преподобного Сергия и Академия в ней. Сергиев Посад. 1993 г. С. 56-68.

4. Пришвин М.М. Дневники: 1926-1927.М., 2003.

5. Снегирев И.М. Жизнь Московского митрополита Платона; М., 1890. Ч. I; 1891. Ч. II.

6. Хрунова Н.В. Спасо-Вифанский монастырь. Сергиев Посад, 1997.

7. Сайт: patriarchia.ru

8. Сайт: platon.bogoslov.ru

9. Сайт: pravenc.ru

10. Сайт: sergiev-posad.ru

11. Сайт: vifansky-monastir.ru