Семейное воспитание: идеалы и традиции "малых" народов

Сравнение различных социально важных сфер жизни русского и нерусского населения, семейного и общественного воспитания подростков. Этнопедагогические традиции, навыки и обычаи нерусских семей. Приобщение учащихся к духовным ценностям русского народа.

Семейное воспитание: идеалы и традиции «малых» народов

По заданию Федерального агентства по образованию в 2007 г. Белгородский госуниверситет провел Всероссийский конкурс "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности" для преподавателей русского языка как неродного — в рамках исполнения Федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)". Его участниками стали преподаватели различных национальных вузов, средних специальных и общеобразовательных учреждений. Организаторы получили сотни работ почти из всех национальных республик и автономных округов, а также из многих областей Российской Федерации. Активное участие приняли учителя сельских школ, причем из самых отдаленных от центра населенных пунктов, где обучаются подростки, для которых русский язык не является родным.

Работы педагогов-практиков оказались настолько интересными, что мы сочли необходимым в настоящей статье ознакомить с их содержанием широкий круг специалистов, занимающихся проблемами семейного воспитания. Особый интерес у написавших нам вызвало такое конкурсное задание: «Напишите (самостоятельно, с выражением личностного отношения к проблеме) сочинение на тему: "Какие особенности культуры (...) народа мне нравятся" (на месте точек впишите название народа, детей которого Вы обучаете. Например, культуры якутского народа)».

Учителя и преподаватели вузов искренне, в доверительной форме дали ответы на этот вопрос. В итоге мы получили всероссийское, панорамное мнение учителей, наблюдающих различные этносы нашей страны как бы со стороны, глазами русского человека или воспитанного на русской культуре ее проводника и популяризатора. Учителя национальных школ имели возможность сравнить различные социально важные сферы жизни русского и нерусского населения, прежде всего, сферу семейного и общественного воспитания подростков. Надо сказать, что такое сравнение часто оказывается не в пользу сегодняшнего воспитания русского подростка, особенно такого, которое он получает в условиях проживания в крупном городе. Учителя с горечью пишут об этом и убеждены в том, что российскому обществу следовало бы более критично оценить плоды этого воспитания и что в этнопедагогических традициях и обычаях нерусских семей есть много хорошего, что неплохо было бы перенять и русским. Ясно одно: у русских людей в целом нет никаких оснований проявлять в вопросах воспитания подростков пренебрежительное отношение к иным народам России, кичиться своим превосходством как титульной нации, поскольку во многих аспектах воспитания детей такого превосходства просто нет. Другие народы (их принято называть "малочисленными народами России", "малыми") в большинстве своем сохранили здоровую основу своих национальных традиций и продолжают "удерживать ситуацию" с воспитанием подростка под контролем семьи и общества. Человеку, нарушающему обычаи и традиции своего малого народа, крайне некомфортно, а то и просто невозможно жить в его среде. На своей малой родине они не могут неуважительно относиться к старшим и женщинам, хамить и жульничать, воровать и грабить. Уж не потому ли именно такие люди (в буквальном смысле слова отщепенцы) устремляются в крупные города, в столицы России, где все это им вроде бы уже можно делать и (что греха таить) часто безнаказанно?

Вопросы воспитания подростков требуют самого пристального внимания российского общества, поскольку здесь у нас далеко не все в порядке, во всяком случае, проявляется кризис человечности и общей высокой культуры личности. Масскультура вненациональна, и она сейчас как никогда успешно культивирует антиценности — грязный секс, легкие способы обогащения, вседозволенность без оглядки на социальные продуктивные принципы жизни, праздную и роскошную жизнь, пребывание "в кайфе". Рекламные "слоганы" ежедневно внушают: "Отрывайся по полной!". Как отмечают специалисты, в начале XXI в. во взрослую жизнь вступило поколение молодых людей, "имеющих эклектическую систему ценностей. Размытость ценностно-смысловой идентификации не позволяет ему выработать устойчивость к деструктивным тенденциям" [1, с. 36-37].

Как можно судить по содержанию работ, для учителей России вышеуказанного профиля предложенные темы сочинений оказались созвучными их собственным переживаниям и раздумьям о животрепещущих проблемах многонациональной России. И это не случайно. Преподаватели русского языка, обучающие нерусских детей России, выполняют исключительно важную миссию по укреплению российской государственности и единению ее народов, и они хорошо понимают важность своей миссии. Учителя нам пишут об этом так: "Овладение русским языком позволяет принять реалии современного поликультурного и многоязычного мира России. Приобщая учащихся к духовным ценностям русского народа, мы, учителя национальных школ, способствуем укреплению дружбы между народами нашей страны России" (М.Оганесян, г. Абинск Краснодарского края). "В условиях многоязычия очень велика роль русского языка. Создание общего языкового поля, общение на русском языке, обращение с его помощью к вековой народной мудрости и созидательному труду будут способствовать единению народов" (С. Данилова, преподаватель Якутского индустриально-педагогического колледжа).

Многие работы проникнуты чувством глубочайшего уважения и любви к народу, среди которого живет учитель, автор сочинения. Например: "Я счастлива и благодарна судьбе за то, что имела возможность познакомиться с адыгским народом, с его обычаями, культурой и традициями" (Г. Фомина, с. Кирпичное Туапсинского района Краснодарского края).

Восхищаясь народом, детей которого обучают учителя, несмотря на сложности своей профессии, они и сами стараются соответствовать тому идеалу педагога, который сформировался у местного этноса и поддерживается его традициями: «В обучении русскому языку сегодня не столь важно что и как, а важно кто, т.е. каким человеком является их учитель. Учительский труд подобен подъему по горной дороге — с каждым новым ее этапом, с каждым поворотом открываются все новые и новые дали, возникают новые горизонты и цели, а вместе с ними и новые сложности. Сложности! В них пафос и драматизм нашей жизни. "Покой нам только снится..."» (Н. Магомедрасулова, с. Гапцах Магарамкентского района Республики Дагестан).

Как стало ясно из писем, в национальных школах продолжают уважать учителя, особенно учителя русского языка и русской литературы. Во многих регионах он (она) — лицо почти сакральное. Интересно, что в Дагестане, в живописном районе г. Махачкалы, возвышается памятник русской учительнице.

При чтении присланных рассказов об особенностях воспитания детей в семьях россиян различных национальностей приходишь к выводу, что люди стараются привить своим детям фактически одни и те же навыки, воспитать в них по сути одни и те же качества личности - трудолюбие и честность, уважительное отношение к старшим, почитание родителей, заботу о стариках, бережное отношение к родительскому дому и окружающей его природе и т.п., — т.е. такие качества, которые составляют основу честного, порядочного и благородного человека, достойного гражданина России, ответственного за судьбу своей Родины и за судьбы своих близких.

Успех в деле воспитания подростков зависит от характера и качества поддержки внутрисемейных усилий многовековыми традициями и обычаями, которые удалось тому или иному народу сохранить, уберечь от внешних деструктивных воздействий. Такие хорошие качества личности человека той или иной национальности становятся чем-то вроде социальной визитной карточки народа в целом.

Процитируем те места из работ педагогов, в которых приоткрываются пути и методы достижения цели в воспитании детей в семьях различных национальностей россиян. Прежде всего, называется такая составляющая воспитания детей, как опора на комплекс факторов, объединенных понятием " семейная родословная!'.

Семейную родословную малые народы России удачно используют для воспитания ответственности человека за свои дела перед многими поколениями своей семьи и целого рода. Детям внушают, что они должны стать такими же хорошими людьми, какими были их отцы, деды, прадеды, прапрадеды и т.д. Нельзя плохим поступком опозорить свою семью или свой род, так как этот позор будет осуждаться многими будущими поколениями семьи или рода. Об этом написали многие учителя, например, Н.Гончикова (пос. Агинское Бурятского Агинского автономного округа): «Для бурятов очень важно знать семейную родословную. Знание ее позволяет буряту ощущать себя продолжателем большого рода, связующей нитью между поколениями. Это знание воспитывает чувство ответственности перед новым поколением, желание следовать лучшим поступкам и делам своих предков. Детей изначально знакомят с жизнью и достижениями их родителей, дедов, прадедов и т.д. Поэтому культ родителей и почитание их считается у бурятов первейшей и святейшей обязанностью детей. Оставить родителей без признания, без заботы — величайший грех, которого никак нельзя допустить. Бурятским народом выработаны замечательные обычаи и традиции, заставляющие помнить о своем родстве, осознавать нравственные и материальные обязанности друг перед другом, что позволяет бурятам чувствовать социальную защищенность в самых разных жизненных ситуациях.

Семейно-родственные отношения, домашний очаг, родной дом являются высшими нравственными ценностями. И уже на основе этого чувства воспитывается уважительное отношение ко всем другим людям. Буряты говорят: "Агинская степь не знает сирот" — традиция усыновления детей здесь очень развита. Многодетная семья вызывает уважение: она считается символом крепости, благополучия, основой продолжения рода».

Аналогично у тувинцев (доцент Б .Ондар из г. Кызыл, учителя В. Чульдум, Ч. Саая и др.): "Каждая тувинская семья несет в себе частицу своего рода, воспитывает чувство причастности к своей земле. В воспитании детей опирается на такие понятия, как истоки, корни, родословная, традиции семьи, рода, на этой почве зарождаются основы нравственности, ответственности и порядочности. Культивируется огромное уважение к старшим, действует институт старейшин".

По таким же правилам живут и народы Кавказа. Знание родословной укрепляет их семьи, способствует созданию атмосферы уважения к старшим, заботы о стариках и детях, бережного и почтительного отношения к женщинам со стороны мужчин любого возраста. Вот что об этом рассказала учительница П. Горбакова (г. Магас Республики Ингушетия): "Есть в России такой уголок, где зеркальных банков не так много, но нищих и бездомных здесь не найдете. Здесь нет и Детских домов сирот, Домов престарелых. Нет и быть не может. Это Ингушетия. Здесь мнение стариков спрашивается первым, здесь не притронутся к еде, если не поели дети. Здесь не так боятся уголовного суда, как боятся суда человеческого. Героем гордится вся фамилия, и держать ответ за пусть небольшую провинность, не то, что за преступление, будет весь род. Детей, оставшихся без родителей, принимает как своих ближайший родственник по отцовской линии, и он благодарит Бога за возможность воспитать ребенка, да еще при этом проявить свою добродетель.

Быть стариком в Ингушетии комфортно и почетно. Здесь самый высокий процент рождаемости детей и продолжительности жизни стариков в России".

О замечательных традициях ингушского народа написали нам многие из этой республики. Обладательница президентского гранта, учительница русского языка и литературы и ингушского языка и литературы, имеющая звание "Отличник просвещения РСФСР", А. Картоева сообщила следующее: "Сыну, говоря словами наших предков, надлежит украсить себя качествами своих благородных дедов. Видимо, поэтому в ингушских семьях многие знают имя седьмого прапрадеда и по отцу и по линии матери. Уважение к старшим как одно из важнейших требований нравственности признается высшим достоянием человечества.

В наших семьях принято заботиться о старших, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность, выдержку. Если на улице, в общественном месте стоят почтенные люди, проезжающий на лошади должен спешиться и обязательно поздороваться, хотя они ему и не знакомы.

Ингуши помнят былые прекрасные обычаи, связанные с культом женщины. Женский платок, брошенный между дерущимися мужчинами, заставляет опускать занесенные кинжалы, ружья, направленные друг на друга в яростной схватке. Этот прекрасный вайнахский (чеченский и ингушский) обычай — использовать платок женщины для примирения враждующих — заимствовали все кавказские народы".

На Кавказе уважают и берегут своих женщин: "Уважение к женщине, независимо от ее возраста и социального положения, считается высшим принципом нравственности. Женщины обычно располагают определенной свободой. В народном этикете закреплено требование всячески помогать ей и защищать ее интересы. Например, если женщина выполняет тяжелую работу, мужчина должен заменить ее. Когда женщина обращается к мужчине за помощью, тот считает своей беспрекословной обязанностью выполнить ее просьбу. Есть обычай вставания мужчин при виде женщины. Даже пожилые мужчины считают нужным встать, когда женщина, хоть и незнакомая, проходит мимо.

Этнокультура черкесского народа представляет собой яркую и достойную часть мировой культуры. Здесь на самом высоком уровне находятся этикет и традиции семейного и общественного воспитания" (Д. Меремукова, Хабезский район Карачаево-Черкесской республики).

И еще (Л.Колодкина из с. Успенское Краснодарского края): «Важное правило черкесского народа — уважение к женщине вообще и прежде всего — к матери. Есть у черкесов такие поговорки: "глаза, гневно глянувшие на мать, ослепнут"; "опозорится тот, кто затеет склоку с женщинами".

Если мужчина в присутствии женщины нечаянно произнес грубое слово, по обычаю, он должен загладить свою вину преподнесением ей ценного подарка. Большим позором для мужчины, в том числе и для мужа, считается поднять руку на женщину».

Черкесы считают, что трусость несовместима с положением свободного человека. Л.Колодкина процитировала стихи о черкесах поэта Адыгской Республики Исхака Машбаша:

Во имя счастья не прощают зла. Не верят трусам. Уважают гордых. Смешав огонь и мудрость в сердце горца, Издревле кровь черкесская текла.

И продолжила письмо далее так: «Черкесская народная мудрость гласит: "Да не родит мать одного-единственного сына, но если он родится, пусть и он не живет, если он не мужественный и не гордый".

Крепостью и силой семьи народов Дагестана восхитилась профессор Дагестанского госпедуниверситета Л. Шоцкая: «Многие особенности культуры народов Дагестана, своеобразная "конституция горца", вызывают не просто положительные оценки, а восхищение и даже зависть: верность традициям и обычаям, память о прошлом, взаимосвязь поколений, почитание родителей и старших, культ матери, воздержанность и умеренность в потребностях и желаниях.

Я знала, что в Дагестане дети — гордость и счастье семьи. Но только на недавней защите диссертации (на русском языке, о научном стиле русского философа В.С. Соловьева) Хабибат Хаджимурадовой хорошо ощутила это: девять сестер с их матерью — маленькой худенькой аварской женщиной пришли на защиту диссертации самой младшей из сестер — десятой сестры. Надо было видеть их лица, глаза этих красивых женщин и их матери, слышать, как они радовались за сестру, как сожалели, что отец не дожил до их общей радости. И все свободно говорили по-русски».

Доцент кафедры русского языка Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова С. Шигина нам поведала: «Осетинские традиции и обычаи уходят своими корнями вглубь веков, многие — в скифе коаланс кие времена. Среди народов Северного Кавказа, приверженных старому патриархальному укладу жизни, осетины в достаточной степени смогли сохранить свои язык, культуру, религию, традиции почти в первозданном виде.

В Осетии с древних времен существует кодекс чести. Мне кажется, что многие его постулаты следует перенять и другим национальностям нашей великой державы. Вот некоторые из них:

•знай и помни родословную свою.... С великим почтением относись к старикам, а более всего к родителям, даровавшим тебе жизнь;

•как высшую заповедь предков усвой истину — величие осетина никогда не измерялось богатством, а лишь мерой мужества и труда, отданного во имя Отечества;

•в разговоре больше слушай, меньше говори и никогда не бахвалься — среди людей много тех, кто умнее и сильнее тебя;

•избегай ссор и скандалов — в ссоре с глупцом ты станешь глупее, а умного собеседника полезнее просто выслушать;

•никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ — это дар Божий;

•будь гордым и честным. Ни голод, ни холод, ни страх смерти не должен сломить твоего духа, если ты истинный сын осетинского народа.

И сегодня многие осетины придерживаются такого кодекса чести. Помните те страшные трагические события в г. Беслане и слова маленького раненого мальчика, оказавшегося в Москве на операционном столе: "Мне не больно. Ведь я мужчина".

Благородный и воспитанный в духе осетинских патриархальных обычаев человек должен относиться к старшим с большим уважением и предупредительностью. Проявление непочтения к старшим, которое осуждается общественным мнением, у осетин считалось и считается стыдом, роняющим доброе имя человека».

Да, на Кавказе умеют воспитать мужество и благородство у мужчин. Для этого максимально используется сила общественного мнения, мнение людей, проживающих в одной и той же местности.

На Руси так же общественное мнение всегда было серьезным фактором в процессе воспитания подростка, особенно в сельской местности. Воспитание детей в сельской местности всегда шло на глазах у односельчан. Оно и понятно: в условиях села все аспекты жизни и домашние проблемы семей очень быстро становятся достоянием общественности, "от людей на деревне не спрятаться, нет секретов в деревне у нас...". Поступок человека, не вписывающийся в рамки этических норм социума, будет осужден людьми. И этот проступок может наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека и даже на его настоящих и будущих родственников. Этому свидетельством хотя бы такой лингвистический факт, как наделение людей прозвищами, которые "приклеиваются" к человеку и его родственникам надолго. Давно утрачено семантическое основание номинации, а прозвище живет и живет, заменяя семье их фамилию, особенно, если в селе много людей с такой же фамилией.

Общественное мнение является действенным инструментом воспитания социально значимых качеств личности у подростка. Вот как об этом написали наши корреспонденты: "В формировании моральных норм чувашей всегда большую роль играло и играет общественное мнение (а что скажут односельчане?). Традиционно для них устройство различных помочей (ниме) при строительстве домов, уборке урожая и т.п. Очень развито чувство коллективизма, боязнь позора: не срами имени чуваша! Такое увещевание воспитывает желание оградить свой народ, свою семью от позора" (Л. Иванова, с. Уязыбашево Миякинского района Республики Башкортостан). Еще из Башкортостана: "В моем народе больше всего мне нравится то, что основой нравственного поведения и сознания здесь выступают честь и совесть. В башкирской семье ребенку с детства внушают, что потерять честь и совесть — значит лишиться всего самого главного в жизни. Фундаментом становления личности является нравственное достоинство человека, воспитуемого с раннего детства так, чтобы он не потерял уважение других людей, с которыми ему придется жить рядом. Все воспитание направлено на овладение подрастающим поколением добра, всем тем, что народная мудрость оценивает как хорошее. Цель воспитания — приобрести человека скромного и сильного, смелого и надежного, уважающего другие народы, старших и родителей своих" (Л. Казыева, пос. Магинский Караидельского района Башкортостана).

Подобных писем мы получили очень много. При чтении их становится ясно следующее: народы России добиваются успехов в воспитании своих детей и подростков благодаря:

- соблюдению социально полезных обычаев и традиций предков;

- использованию положительных и отрицательных примеров из жизни предыдущих поколений ("семейная родословная");

- опоре на силу общественного мнения.

Эти факторы хорошо "срабатывают" в среде компактно проживающего нерусского населения и на всей территории России в сельской местности. А что же делать жителям больших городов, в которых цивилизация свела до минимума влияние этих факторов?

Посмотрим, что об этом думают наши корреспонденты — учителя русского языка как неродного. Вот что написала по этому поводу Л. Лебедева, учительница Кадамской СОШ Советского района Республики Марий Эл: «Никогда не забуду слова старушки-долгожительницы, прозвучавшие лет десять назад: "Будет дисциплина в семье — будет она и во всей стране". Да, с семьи надо начинать, дорогие россияне! Неплохо, что наша власть заботится о детях-сиротах, о тех, кому надо помочь выжить, встать на правильную дорогу, чтобы стать благодарным сыном или дочерью России. Но часто (видим из жизненных примеров!) этого не случается...

Как много теплых слов можно сказать о семьях, которые воспитали хороших детей, с которыми уютно жить любому: и якуту, и грузину, и чувашу, и русскому. А много ли мы слышим о таких семьях по радио, видим по телевидению, читаем в газетах? К великому сожалению, очень мало! Там больше говорят о жестокости, насилии, забывая о простых и честных людях-тружениках.

От имени всех учителей говорю: "Низкий поклон тем отцам и матерям, которые воспитали хороших детей! Вы достойны орденов за заслуги перед Отечеством, которому служат ваши дети". Вот было бы побольше таких семей, не стояли бы больные для страны вопросы сиротского детства, подростковой преступности, убогой и униженной старости и т.п.».

Мысли замечательные. Именно "в семье заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений, воспроизводства рабочей силы; она способствует нивелированию социальных противоречий и напряжений" [2, с. 15].

Но... хочется и от себя добавить следующее: приступая к решению этих "больных" для общества вопросов, воспитание-то уже надо начинать нам не столько с детей, сколько со взрослых, с родителей этих детей и вообще с любых взрослых. Когда у нас взрослые дяди и тети не несут никакой ответственности за свои поступки, за сказанные слова, за насаждение культа криминала и насилия, пошлости и безвкусицы в развлекательных передачах телевидения и в СМИ вообще, не заботясь о том, какое впечатление они производят на детей и подростков, — трудно рассчитывать на то, что дети и подростки не станут такими же, какими уже стали многие наши взрослые. Взрослые не смогут сориентировать своих детей на ценности высокой культуры, если сами они их не разделяют. Поворот в сторону преодоления культурно-гуманитарного кризиса возможен при действенном осуществлении специальных антикризисных программ духовно-нравственного воспитания молодежи, в реализации которых государство и власть не должны оставаться безучастными (особенно — в сфере телевидения и в сфере обеспечения материального достатка в семьях с детьми).

Список литературы

1. Власова Т.И. Духовно ориентированная парадигма воспитания в отечественной педагогике // Педагогика. 2006. № 10.

2. Сабитова Г.В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы // Педагогика. 2007. № 3.